"Чудо-роспись Городец"
план-конспект занятия по рисованию (старшая группа) на тему

Прокурат Полина Олеговна

Тема: «Городецкая роспись».

Группа: старшая группа.

Прокурат Полина Олеговна, воспитатель

                                                                 МДОУ - детский сад № 65 г. Твери

Образовательная область: «Художественное творчество».

Интеграция образовательных областей: Познание. Коммуникация. Художественное творчество. Музыка.

Программное содержание:

Обучающие задачи: Упражнять в рисовании Городецких цветов – купавки голубого и розового цвета. Закреплять навыки смешивания красок на палитре для получения необходимого цвета. Учить выделять основные элементы узора

Развивающие задачи: Развивать чувство цвета, чувство композиции. Развивать слуховое внимание, память, мышление; расширять и активизировать словарь детей, развивать творческое воображение детей. Развивать такие качества, как усидчивость, внимание и аккуратность при работе с гуашью.

Воспитательные задачи: Воспитывать интерес к искусству Городецких мастеров, уважение к творческому наследию. Воспитывать чувство отзывчивости, желание помочь.

Речевые задачи: Развивать активный словарь детей; учить рассказывать или отвечать на вопросы связно, полно, последовательно; развивать мелкую моторику. Пополнить словарь детей: «символ», «сюжет».

Структура (части и их предполагаемое время):

Игровая мотивация (организационный момент)

1 часть. Подготовка к освоению программного материала через актуализацию опорных знаний.

2 часть. Первичное осмыслении и закреплении программного материала на практике.

3 часть. Совместная деятельность воспитателя и детей. Художественное сотворчество.

Итог: Способствовать обобщению программного материала, изучаемого в ходе занятия.

Общее время: 25 мин.

Резервное время (1-3 мунуты)

Контроль за усвоения детьми программного содержания: опрос детей, беседа, наблюдение за деятельностью детей.

Организация детей: (в каждой части)

1 часть. Свободное расположение на ковре (пальчиковая гимнастика, беседа о Городецкой росписи).

2 часть. Сюрпризный момент (письмо от повара). Дети подходят к столам с раздаточным материалом.

3 часть. Совместная деятельность воспитателя и детей. Художественное сотворчество.

Итог: Способствовать обобщению программного материала, изучаемого в ходе занятия.

Оборудование: Музыкальный центр, магнитная доска.

Демонстрационный материал: наглядно – демонстрационные пособия с городецкой росписью, образец с поэтапным выполнение цветка «купавка».

Раздаточный материал: заготовки разделочных досок, гуашь, кисточки, палитра, тряпочки, баночки для воды-по количеству детей.

Предварительная работа: рассматривание изделий и иллюстраций с городецкой росписью, чтение потешек, стихов, загадок, слушание народной музыки, песен, беседы о русском быте.

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_p.o.docx21.94 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Городецкая роспись».

Группа: старшая группа.

Прокурат Полина Олеговна, воспитатель

                                                                 МДОУ - детский сад № 65 г. Твери

Образовательная область: «Художественное творчество».

Интеграция образовательных областей: Познание. Коммуникация. Художественное творчество. Музыка.

Программное содержание:

Обучающие задачи: Упражнять в рисовании Городецких цветов – купавки голубого и розового цвета. Закреплять навыки смешивания красок на палитре для получения необходимого цвета. Учить выделять основные элементы узора

Развивающие задачи: Развивать чувство цвета, чувство композиции. Развивать слуховое внимание, память, мышление; расширять и активизировать словарь детей, развивать творческое воображение детей. Развивать такие качества, как усидчивость, внимание и аккуратность при работе с гуашью.

Воспитательные задачи: Воспитывать интерес к искусству Городецких мастеров, уважение к творческому наследию. Воспитывать чувство отзывчивости, желание помочь.

Речевые задачи: Развивать активный словарь детей; учить рассказывать или отвечать на вопросы связно, полно, последовательно; развивать мелкую моторику. Пополнить словарь детей: «символ», «сюжет».

Структура (части и их предполагаемое время):

Игровая мотивация (организационный момент)

1 часть. Подготовка к освоению программного материала через актуализацию опорных знаний.

2 часть. Первичное осмыслении и закреплении программного материала на практике.

3 часть. Совместная деятельность воспитателя и детей. Художественное сотворчество.

Итог: Способствовать обобщению программного материала, изучаемого в ходе занятия.

Общее время: 25 мин.

Резервное время (1-3 мунуты)

Контроль за усвоения детьми программного содержания: опрос детей, беседа, наблюдение за деятельностью детей.

Организация детей: (в каждой части)

1 часть. Свободное расположение на ковре (пальчиковая гимнастика, беседа о Городецкой росписи).

2 часть. Сюрпризный момент (письмо от повара). Дети подходят к столам с раздаточным материалом.

3 часть. Совместная деятельность воспитателя и детей. Художественное сотворчество.

Итог: Способствовать обобщению программного материала, изучаемого в ходе занятия.

Оборудование: Музыкальный центр, магнитная доска.

Демонстрационный материал: наглядно – демонстрационные пособия с городецкой росписью, образец с поэтапным выполнение цветка «купавка».

Раздаточный материал: заготовки разделочных досок, гуашь, кисточки, палитра, тряпочки, баночки для воды-по количеству детей.

Предварительная работа: рассматривание изделий и иллюстраций с городецкой росписью, чтение потешек, стихов, загадок, слушание народной музыки, песен, беседы о русском быте.

Содержание

Методы и приемы

Звучит русская народная музыка.

Воспитатель:

Велика Россия наша

И талантлив наш народ.

О Руси родной умельцах

На весь мир молва идет.

Городецкие узоры

Столько радости для глаз.

Подрастают мастерицы,

Может быть и среди нас.

Ты играй моя гармошка,

Ты, подруга, подпевай,

Мастеров Руси великой

Во весь голос прославляй!

Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами познакомимся с Городецкой росписью.

Название "Городецкая Роспись" пошло от названия древнего русского города Городец. Городецкая роспись - это один из традиционных декоративных промыслов и стоит в ряду самых высоких достижений народного искусства России.

Посмотрите, какие радостные краски в городецкой росписи! Сюжеты: вороные кони, птицы с диковинными хвостами. И все это - в окружении роскошных цветочных гирлянд.

Городецкая роспись символична. Конь в ней - символ богатства, птица - символ счастья, а цветы - здоровья и процветания в делах. Сюжетами старинной городецкой росписи были всадники на конях, свадьбы, застолья, чаепития и другие торжественные сцены из жизни горожан.

Посмотрите, скажите, какие основные цвета в городецкой росписи? (ответы детей).

Верно, это ярко-желтый или золотой, красный, зеленый, синий, белый и черный.

Мастера раньше краски для городецкой росписи делали из яичной массы и в основном были только красные, синие, белые и черные цвета в их работах. Сейчас же мастера уже не используют яичную краску, а используют масляную. Мастера, как и прежде, расписывают всевозможные деревянные изделия.

(Воспитатель предлагает рассмотреть иллюстрации с городецкой росписью).

Предлагаю и вам стать на время мастерами. Давайте подготовим наши пальчики к работе в мастерской.

            Пальчиковая гимнастика «Цветок».

Наши красные цветочки (прижимаем локти друг к другу, смыкаем кисти в виде лодочки)

Распускают лепесточки. (потом раскрываются в виде чаши, перед лицом)

Ветерок немножко дышит, (затем кисти движутся против часовой стрелки и потом по часовой стрелке)

Лепестки колышет. (кисти рук наклоняются влево и вправо)

Активизация внимания.

Художественное слово

Словесно-наглядный метод.

Наглядный метод.

Игровой прием.

Активизация внимания.

Содержание

Методы и приемы

Наши красные цветочки (прижимаем локти друг к другу, смыкаем кисти в виде лодочки)

Закрывают лепесточки, (показать пальчиками, как лепестки закрываются)

Они тихо засыпают,

И головкою кивают.

(Раздается тук в дверь).

Ребята, нам пришло письмо! Хотите узнать от кого? Тогда присаживайтесь на стульчики!

Воспитатель читает детям письмо: “Здравствуйте, дорогие ребята, пишут вам ваши повара. Помогите нам, пожалуйста. Мы много работаем, готовим вам вкусные завтраки и обеды, и многие наши разделочные доски пришли в негодность. А те, что у нас есть, обыкновенные и некрасивые. Мы знаем, что вы хорошо рисуете. Пришлите нам доски расписные, с цветами и узорами. Ваши повара”.

Воспитатель: Ребята можем ли мы помочь нашим поварам? А как мы им можем помочь? (ответы детей).  Верно, мы распишем доски.  А где же доски? Вот они! (Воспитатель достает заготовки из конверта).

Дети рассматривают иллюстрации городецких мастеров и отвечают на вопросы: Какие элементы росписи использованы? (бутоны и листья).

 Какие краски использовали? (зеленая, голубая, красная, розовая, синяя).

– Ребята, а теперь посмотрите, как располагаются элементы росписи на доске. На одном образце доски узор расположен в прямую линию, а на другом загнутой линией. Бутон в центре узора “смотрит” вверх, а два других смотрят в противоположные стороны. Один влево, другой вправо.

(Воспитатель показывает, как надо рисовать бутоны, сначала рисует крупные круги, потом на каждом круге рисует маленькие кружки – “глазки”. Красные – на розовых бутонах, синие – на голубых.  Маленький кружок наполовину заходит на большой круг. Под кружком рисуют дужку. Воспитатель обращает внимание детей на то, что величина листьев в узоре разная).

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, какими приемами следует рисовать крупные листья и какими мелкие? У крупных листьев рисуется контур и закрашивается. А маленькие листочки можно изобразить боковым мазком кисти.

– Посмотрите на ваши краски. Все ли необходимые краски есть на ваших палитрах? Какого цвета не хватает? (розового и голубого). Что же нам делать? Какие краски нужно смешать, чтобы получить розовый цвет? В белую краску добавить немного красной краски. А как получить голубой цвет? в белую краску добавить немного синей краски.

 

Сюрпризный момент.

Наглядный метод.

Развитие мыслительной деятельности, развитие зрительного внимания, активизация словаря.

Словесный метод.

Развитие мыслительной деятельности, развитие зрительного внимания, активизация словаря

Содержание

Методы и приемы

Физкультурная минутка

Я прошу подняться вас – это раз.

Повернулась голова – это два

Руки вверх, вперед – это три

Руки разведём пошире на четыре

С силой пальцы сжать, разжать – это пять

Всем ребятам тихо сесть – это шесть.

Дети смешивают краски, чтобы получить розовый и голубой цвет.

– Ребята, с какого элемента вы начнете рисовать узор? (С центрального бутона.) Теперь у нас все готово, давайте поможем поварам, исполним их просьбу.

Самостоятельная работа детей.

В процессе работы воспитатель советует детям – пока высыхает краска на больших кругах бутона, изображать листья, а потом уже рисовать “глазки и дужки”.

Воспитатель: Наши разделочные доски стали ярче, наряднее, благодаря какой росписи? (ответы детей)

Воспитатель: Какие элементы росписи вы использовали? (бутон и листья).

Легко ли вам было создавать эту роспись?

У кого, что получилось сразу, а что давалось с трудом? (ответы детей)

Готовые работы дети выкладываю на стол.

На столе лежит солнышко и тучки черного и голубого цвета, воспитатель предлагает оценить занятие (черная тучка – занятие было скучным и неинтересным,                 голубая тучка – занятие было интересным).

Воспитатель: Вы замечательно потрудились. Я думаю, что мы ещё продолжим с вами украшать другие предметы городецкой росписью и вложим в них своё тепло и любовь. И будет у вас получаться всё лучше и лучше, и станете вы настоящими мастерами. Спасибо за занятие.

Смена деятельности

Предупреждение утомляемости.

Практический метод.

Поощрение стремления детей работать аккуратно.

Рефлексия.

Самоанализ

Список использованной литературы
1. Алексахин Н.Н. Художественные промыслы России. Учебное пособие. М.: Народное образование, НИИ школьных технологий, 2005
2. Знакомство с народным изобразительно-прикладным искусством в ДОУ: сценарии интегрированных занятий в старших дошкольных группах / Авт.-сост. А.Н.Чусовская. – М.: АРКТИ, 2011. – 72 с.
3. Комплексные занятия  по программе под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. Старшая группа / авт.-сост. Н.В. Лободина. – Волгоград: Учитель, 2011. – 364  с.
4. Развивающие занятия с детьми 5-6 лет / Под ред. Парамоновой Л.А. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2006. – 782 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по рисованию "Чудо Городец".

Чудо- Городец.Тема: По мотивам Городецкой росписи...

Городец для дошкольников

В презентации собрана информация для формирования навыков детей старшего дошкольного возраста городецкой росписи. В презентации использованы интернет ресурсы и личный опыт педагога дополнительного обр...

Проект мини-музей "Чудо роспись"

Вид проекта:  познавательно-творческий, краткосрочный, групповой.Участники проекта: воспитанники среднего  дошкольного возраста, воспитатели группы «Непоседы», родители воспитанников.Срок ре...

проект «Чудо – роспись»

проект «Чудо – роспись»...

Проект "Чудо роспись"

Цель проекта: развить у детей эстетический вкус, эстетическое восприятие, интерес к искусству через декоративно-прикладное искусство и творческие способности в процессе продуктивной деятельности, созд...

Тема «Птицы смотрят из ларца - чудо - роспись Городца!» Цель: Формировать у детей интерес к эстетической стороне окружающей действительности, эстетического отношения к предметам и явлениям окружающего мира, произведениям искусства, воспитывать интерес к х

Тема «Птицы смотрят из ларца - чудо - роспись Городца!»Цель: Формировать у детей интерес к эстетической стороне окружающей действительности, эстетического отношения к предметам и явлениям ...