Методическая разработка: "Формирование экологического воспитания у старшего дошкольного возраста через проектную деятельность"
методическая разработка (старшая группа) по теме
методическая разработка по экологическому воспитанию
Скачать:
Предварительный просмотр:
Формирование экологического воспитания у старшего дошкольного возраста через проектную деятельность
(методическая разработка)
Автор:
Петерс Татьяна Евгеньевна, воспитатель МАДОУ
детский сад № 9 «Сказка»
Содержание
Введение 3
Актуальность 5
Проект «Чудо на окне» 7
Заключение 13
Список литературы 14
Приложение 1 План мероприятий проекта 15
Приложение 2 Конспекты образовательной деятельности 19
Приложение 3Консультация для родителей «Огород на окне» 32
Приложение 4 Музыкально - театрализованное представление «Пых» 35
«...Великая книга природы открыта перед всеми, и в этой великой книге до сих пор... прочтены только первые страницы»
Писарев Дмитрий Иванович
Введение
В экологическом воспитании детей необходимо не только наблюдать за природой, но и общаться с ней, ухаживать за растениями, животными. Это можно выразить при помощи игры, творчества, музыки, тогда происходит закрепление впечатлений и знаний, полученных ребенком, и он постепенно начинает ощущать связь природы со своей жизнью, с собой.
Экологическое воспитание дошкольников - это ознакомление детей с природой, в основу которого положен экологический подход, при котором педагогический процесс опирается на основополагающие идеи и понятия экологии. Существование мира животных, включая человека, было бы невозможно без растений, чем и определяется их особая роль в жизни нашей планеты.
Природа оказывает важное влияние на формирование личности, её умственное, нравственное, трудовое и физическое воспитание. Какими вырастут наши дети, зависит от нас. Мы должны научить их не только брать, но и заботиться о природе, охранять и приумножать ее богатства. Воспитание правильного отношения детей к природе, умения бережно обращаться с живыми существами может быть полноценно осуществлено в дошкольный период лишь в том случае, если система работы в детском саду сочетается с воздействием на детей в семье. Поэтому на первом родительском собрании, прежде всего, нужно выяснить, как родители сами относятся к проблемам экологического воспитания детей, посоветовать обращать внимание детей на красоту окружающей природы. Ведь во время наблюдений расширяются кругозор, внимание, любознательность, мышление. Совместно необходимо обсудить наиболее эффективные методы работы. Мы в этом направлении остановились на проектном методе, так как проектная деятельность:
- непосредственно связана с жизнью, интересными событиями;
- предполагает широкий спектр видов деятельности;
- позволяет учитывать желания и интересы детей к разным видам деятельности;
- дает детям возможность достигать результата, действуя в своем темпе, выбирать партнера и формы взаимодействия;
- позволяет развивать познавательный интерес к этой области знаний, формировать коммуникативные навыки и нравственные качества.
Особенность проектной деятельности соответствует целостному характеру восприятия дошкольниками окружающего мира. В основе работы лежит система образовательной деятельности по экологии, окружающему миру, художественно – творческой и речевой деятельности.
В процессе работы реализуется программа этих предметных областей, формируются обобщенные учебные навыки: работа по словесной инструкции, выполнение действий на основе самостоятельного планирования, совместное планирование и деятельность.
Активно происходит становление детского коллектива.
В течение года нами были разработаны и реализованы следующие проекты: «Птицы нашего края», «Лес», «Цветочная поляна», «Животные нашего края», «Чудо на окне».
Один из наших проектов «Чудо на окне»
Актуальность
Влияние окружающего мира на развитие ребенка огромно. Знакомство с бесконечными, постоянно изменяющимися явлениями начинается с первых лет жизни ребёнка. Явления и объекты природы привлекают детей красотой, яркостью красок, разнообразием. Наблюдая за ними, ребенок обогащает свой чувственный опыт, на котором и основывается его дальнейшее творчество. Чем глубже ребенок познает таинства окружающего мира, тем больше у него возникает вопросов. Основная задача педагога состоит в том, чтобы помочь ребенку самостоятельно найти ответы на эти вопросы. Чтобы удовлетворить детскую любознательность, привить первые навыки активности и самостоятельности мышления, необходимо создать условия для творческо-исследовательской деятельности детей.
Ознакомление с ростом и развитием растений можно осуществлять в зимне-весенний период, выращивая в помещении детского сада различные культуры из семян и луковиц, используя для этого огород на окне. А изменения в природе побуждают детей бережно относиться к растениям, ухаживать за обитателями уголка природы.
Мир растений удивительный и многообразный. Каждый внимательный наблюдатель и вдумчивый исследователь может открыть в нем для себя что-то новое.
В «Концепции дошкольного воспитания» указывается о том, что в дошкольном возрасте закладывается позитивное отношение к природе, к труду, к себе и окружающим людям. С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. А особенно ребенок-дошкольник. Как гласит одна из пословиц: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать и я пойму». Так и ребенок усваивает все прочно и надолго, когда слышит, видит и делает сам. Поэтому проектно-исследовательская деятельность заняла свое место в системе работы в нашем детском саду, ведь каждый ребенок - маленький исследователь, который с радостью и удивлением открывает для себя окружающий мир. Ребенок стремится к активной деятельности, важно не дать этому стремлению угаснуть, способствовать его дальнейшему развитию. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет развитие ребенка, реализуются первые творческие проявления.
Но в осенне-зимний период у детей угасает интерес к развитию растений, так как нет наглядности, а у детей наглядно-образное мышление. Для решения этой проблемы был создан один из проектов «Чудо на окне», который позволяет вести наблюдения за ростом и развитием растений, проводить экспериментальную работу по выявлению факторов, влияющих на рост и развитие растений, и получение устойчивых трудовых умений и навыков по уходу за культурами огорода.
Проект «Чудо на окне»
Участники проекта: дети старшей группы, родители, воспитатели
Вид проекта: творческо-исследовательский.
Продолжительность: долгосрочный, рассчитан на 3 месяца.
Цель: формирование у детей интереса к опытнической и исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений в комнатных условиях, воспитание у детей любви к природе, создание в группе огорода на подоконнике.
Задачи:
- Расширить знания детей о культурных и дикорастущих растениях.
- Продолжить знакомить детей с особенностями выращивания культурных растений (редиска, лук, укроп, салат, горох, огурец);
- Обобщать представление детей о необходимости света, тепла, влаги почвы для роста растений.
- Продолжать формировать умение детей ухаживать за растениями в комнатных условиях.
- Способствовать развитию творческих способностей у детей; поощрять разнообразие детских работ, вариативность.
- Развивать чувство ответственности за благополучное состояние растений (полив, взрыхление, прополка сорняков)
- Продолжать развивать наблюдательность – умение замечать изменения в росте растений, связывать их с условиями, в которых они находятся.
- Воспитывать уважение к труду, бережное отношение к его результатам.
- Развивать познавательные и творческие способности.
Предварительная работа: наблюдения, сбор материала, беседы, чтение художественной литературы.
Предполагаемый результат:
- Дети познакомятся с культурными растениями.
- С помощью опытнической работы дети получат необходимые условия для роста растений.
- С помощью исследовательской работы дети должны будут выявить многообразие и разнообразие посевного материала.
- У детей будет формироваться бережное отношение к растительному миру.
- Формирование у детей уважительного отношения к труду.
- Создание в группе огорода на подоконнике.
- Активное участие родителей в реализации проекта.
Работа с родителями:
С родителями были обсуждены формы участия. Это:
- Помощь детям в исследовательской или информационной части проекта;
- Помощь в практической деятельности;
- Эмоциональная поддержка ребенка.
- Родительское собрание по теме: «Участие в проекте «Чудо на окне».
- Консультация на тему: «Огород на окне»
- Беседы по теме проекта
- Помощь родителей и активное участие в реализации проекта.
Этапы реализации проекта
1 этап – подготовительный
На первом этапе определялась цель и основные задачи проекта, сбор информационного материала, создание условий для организации работы над проектом. Установление партнёрских отношений педагогов, родителей, детей, создания единого социокультурного пространства. Составление плана мероприятий по организации детской деятельности и подготовка к проведению мероприятий.
Были определены участники проекта. В ходе реализации группового проекта участниками были воспитанники старшей группы, педагоги, родители.
2 этап – Исследовательский
Второй этап – это непосредственно реализация самого проекта, в рамках которого велась работа по трем направлениям: работа педагогов с детьми, работа детей и родителей, работа педагогов и родителей.
На этом этапе проводились запланированные мероприятия, такие как : рассматривание иллюстраций, картин с изображением овощей, разучивание стихов, загадок, поговорок об овощах. Также проводилась работа в уголке природы: продолжали учить детей правильно строить суждения и делать выводы о создании благоприятных условий (воды, света, тепла).
В практической деятельности вызывали интерес к выращиванию огородной культуре. Дети садили лук, горох, фасоль, укроп и огурец. Через опытно-экспериментальную деятельность, детей учили замечать изменения, которые происходят у прорастающих луковиц, зёрен. А так же изменения растений в разных условиях (свет, почва, вода).
Проводились с детьми беседы о том, как выращивают овощи на огороде. Через дидактические игры закрепляли умение различать цвета, называть их быстро находить нужный овощ среди других, называть его.
Проводились организованные образовательные деятельности, такие как: "Сад и огород", «Овощи», «Овощи, фрукты», «Мы сажали огород, где картошка растёт» и другие.
При реализации проекта были затронуты несколько образовательных областей:
Познание: способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, развитию умственных способностей и речи через следующие объекты познания: природы и трудовой деятельности, сформировать устойчивый интерес к семенам и растениям, закрепить знания детей о развитии растений на разных этапах.
Социализация: формировать представление о семенах и плодах, об их разнообразии и назначении; учить классифицировать предметы по разным признакам, находить у них общие и отличительные черты; формирование представления о стадиях развития растения из семени; закрепление полученных знаний об условиях развития растений.
Безопасность: формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности в процессе трудовой деятельности
Коммуникация: развитие свободного общения со взрослыми и детьми в процессе трудовой деятельности, знакомства с трудом взрослых.
3 этап - заключительный
Третий этап включает в себя подведение итогов (анализ проделанной работы); оформление коллажа «Чудо на окне»; оформление выставки творческих работ детей; праздник «Овощи с нашей грядки».
В работе использовались следующие методы и приёмы:
1.Методы, повышающие познавательную активность дошкольников:
· метод сравнения.
· элементарный анализ.
· метод моделирования и конструирования.
· метод проектной деятельности.
· метод вопросов – постановка вопросов детям; воспитание умения и потребности задавать вопросы, грамотно и четко их формулировать.
2. Методы, направленные на повышение эмоциональной активности детей при усвоении знаний:
· игровые приемы – повышают качество усвоения познавательного материала и способствуют закреплению чувств.
· сюрпризные моменты и элементы новизны – эмоционально настраивают ребенка на познание, обостряют желание ребенка разгадать секрет или просто порадоваться.
3.Методы и приемы, способствующие установлению связи между разными видами деятельности:
· прием предложения и обучения способу – воспитатель не только эмоционально рассказывает о культурных растениях, но и должен вызвать желание у детей самим попробовать свои силы в исследовании.
· беседа – является связующим звеном.
4.Методы коррекции и уточнения:
· повторения, наблюдения, экспериментирование – позволяет выяснить, что и как поняли дети в содержании сообщаемых им знаний, и помочь в правильном понимании этих знаний.
· метод обобщенного ответа на вопрос: индивидуальная беседа, сравнительный анализ, оценка, разъяснение, совместный поиск выхода из ситуации, обсуждение способа действия.
Формы работы
с детьми:
Беседы;
чтение художественной литературы;
рассматривание иллюстраций, картин;
выставки детских работ по проекту «Чудо на окне»;
заучивание стихов, пословиц, поговорок про овощи;
творческая речевая деятельность;
развлечения, конкурсы;
дидактические, подвижные и сюжетно-ролевые игры по проекту «Чудо на окне»;
театрализованная деятельность.
С родителями:
Наглядная пропаганда;
беседы, консультации, родительские собрания по теме проекта;
анкетирование;
праздник.
Результативность
- Дети познакомились с культурными растениями.
- У детей формируется интерес к опытнической и исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений в комнатных условиях.
- В результате практической и опытнической деятельности дети получили необходимые условия для роста растений.
- Дети увидели многообразие посевного материала.
- Дети стали бережнее относиться к растительному миру.
- В группе был создан огород на окне.
- Дети стали более уважительно относиться к труду.
- Родители приняли активное участие в проекте «Чудо на окне».
Результаты мониторинга по экологическому воспитанию, проводимой ежегодно, позволяют сделать вывод о том, что выбранные нами методы и приемы по формированию экологических знаний у детей дошкольного возраста посредством проектной деятельности способствовали повышению уровня экологической культуры, активизации словаря дошкольника, развитию у них психических процессов (воображения, памяти, мышления, внимания), нравственных качеств, а также воспитанию бережного отношения к природе.
Заключение
Огород на подоконнике в детском саду способствует развитию любознательности и наблюдательности у детей, это помогает лучше познать растительную жизнь. Он способен расширить представления детей о растениях, как живых организмах, об условиях, необходимых для роста и развития, развивать этическое чувство, умение радоваться красоте выращиваемых растений и результатом своего труда.
Педагоги и дети активно участвуют в посадке и последующем уходе за растениями. Раньше в программах давались точные рекомендации, какие растения должны высаживаться в каждой возрастной группе. Но с переходом на ФГТ строгих требований к перечню растений нет. Огород на подоконнике, прежде всего, должен помогать в развитии детей.
Такая работа развивает наблюдательность, приучает внимательно всматриваться в окружающую природу, устанавливать последовательность и связь явлений, их причины. Выращивая, ухаживая за растениями, ребята наблюдают за тем, какие из них растут быстрее, сравнивают форму и цвет листьев, рассматривают их через лупу, определяют условия, необходимые для роста и развития растений, поэтому это ещё и великолепный последовательный материал. Так же ведется опытническая деятельность: занимательные опыты и эксперименты, они побуждают детей к самостоятельному поиску причин, способов действия, проявлению творчества, поддерживает у детей инициативу, сообразительность, критичность и самостоятельность.
В процессе работы над проектами подводим детей к выводу о том, что мы - люди – являемся частью природы, что для роста и развития живых объектов необходимы не только вода, свет и тепло, но любовь и бережное отношение окружающих. Мы стараемся показать детям, как деятельность человека изменяет состояние экологической обстановки в России и во всем мире.
Список литературы
- Васильев, В. Проектно-исследовательская технология: развитие мотивации [Текст] /В. Васильев // Народное образование. - 2000. - №9.
- Данюкова, А. А вы любите проекты? /А. Данюкова // Обруч. 2001. - №4.
- Дыбина, О. В. Неизведанное рядом. Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников / О.В. Дыбина – М.: ТЦ Сфера, 2005.
- Иванова, А.И. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. Мир растений / А.И. Иванова - М.: Просвещение, 2005.
- Комарова, Н.Г., Грибова, Л.Ф. Мир, в котором я живу. / Н. Г Комарова, Л.Ф. Грибова. - М.: Просвещение, 2006.
- Колпачникова, О. В. Метод проектов в экологическом воспитании дошкольников / О.В. Колпачникова // Воспитатель ДОУ - 2009. - №3
- Маневцова, Л.Н., Саморукова, П. Г. Мир природы и ребенок. / Л. Н. Маневцева, П.Г. Саморукова //Учебное пособие. – С-Пб. 1998.
- Прохорова, Л.Н. Экологическое воспитание дошкольников / Л.Н. Прохорова – М.: Аркти, 2003.
- Рыжова, Н. А. Экологический проект «Здравствуй, дерево» / Н.А. //Дошкольное образование. - 2002. - №3.
Приложение 1
План мероприятий проекта «Чудо на окне» в старшей группе
№ п | Мероприятия | Цели | Ответственные | Сроки реализации | |
1 этап – подготовительный. | |||||
1 | Беседа с родителями, детьми «Огород на окне». | Обсудить цели и задачи проекта. Сформировать интерес у родителей по созданию условий для реализации проекта. | Воспитатели родители. | 1-я неделя февраля | |
2 | Консультация для родителей: «Участие в проекте «Чудо на окне» | Просвещать родителей по данной теме. | Воспитатели | 1-я неделя февраля | |
3 | Подбор наглядно – дидактических пособий, демонстрационного материала, природного материала, художественной и научной литературы, приобретение необходимого оборудования. | Создать условия для реализации проекта «Чудо на окне». | Воспитатели родители. | 1-я неделя февраля | |
4 | Разбивка огорода на подоконнике. | Дети Воспитатели | 2-я неделя февраля | ||
5 | Изготовление табличек - указателей с названиями растений. | Дети Воспитатели | 2-я неделя февраля | ||
2 этап – исследовательский. | |||||
1 | Рассматривание иллюстраций, картин с изображением овощей (сравнить их по цвету, форме, размеру, вкусу). | Вызвать интерес к растениям, желание заботиться о них, углублять и расширять знания видах растений. | Воспитатели Дети | В течении всего проекта | |
2 | Труд в природе. | Подготовить парники к посеву семян, и посадки лука формировать интерес к результату своего труда. | Воспитатели | 2-я неделя февраля | |
3 | Практическая деятельность: посадка лука, гороха, фасоли, укропа, салата. | Вызвать интерес к выращиванию огородной культуры. | Воспитатели | 3-я неделя февраля | |
4 | Опытно-экспериментальная деятельность: «Строение растений», «Условия, необходимые для жизни растений», «Размножение, рост, развитие растений». | Учить детей замечать изменения, которые происходят у прорастающих луковиц, зерна. | Воспитатели Дети | Февраль 3-4 неделя марта | |
5 | Труд в уголке природы. | Продолжать учить детей правильно строить суждения и делать выводы о создании благоприятных условий (воды, света, тепла) | Воспитатели | В течении всего проекта | |
7 | НОД с детьми: «В мире овощей», «Все начинается с семечка», «Посев семян», «Первые всходы»; «Овощи и фрукты». | Воспитатели | В течении всего проекта | ||
9 | Дидактические игры «Узнай на ощупь», «Узнай на вкус», «От какого овоща эта часть?», «Овощной магазин» | Закреплять умение различать цвета, называть их быстро, находить нужный цветок среди других, называть его; научить детей группировать растения по цвету | Воспитатели | В течении всего проекта | |
Разучивание с детьми стихов, загадок, поговорок об овощах. | Воспитатели | В течении всего проекта | |||
Беседы о том, как выращивают овощи на огороде. | Воспитатели | В течении всего проекта | |||
3 этап – заключительный. | |||||
1 | Обработка и оформление материалов проекта в виде презентации. | Воспитатели | 3-я неделя апреля | ||
Оформление выставки рисунков детей «От семечки к ростку», фотовыставку «Чудо на окне | Дети, воспитатели | 3-я неделя апреля | |||
Оформление коллажа «Чудо на окне» | Дети, воспитатели | 4-я неделя апреля | |||
1 | Праздник «Овощи с нашей грядки». Совместное чаепитие детей, родителей и воспитателей группы. | Дети, воспитатели, родители | 4-я неделя апреля |
Приложение 2
Образовательная деятельность по теме "Сад и огород"
Задачи:
- закрепление полученных ранее знаний (фрукты, овощи, цвета, геометрические фигуры);
- ввести новые понятия сад и огород;
- развитие у детей мыслительных операций (анализ, синтез, обобщение и сравнение);
- расширение активного словарного запаса;
- воспитание уверенности и дисциплины.
Оборудование: панно огорода и дерева; нарисованные фрукты и овощи;
2 сказочных персонажа (мышонок и зайчонок, можно нарисованные, можно мягкие игрушки); 2 корзинки; бланки с заданиями 4-ый лишний.
Ход работы:
1. Психологический настрой.
- Как обычно в начале я говорю: "Здравствуйте!" (Дети тоже здороваются) Закрываю глаза и считаю до 3-х. После того как я досчитаю до трёх и открою глаза, вы должны показать, какое у вас настроение.
2. Закрепление пройденного материала.
- К нам в гости пришли мышонок и зайчонок и принесли с собой корзинки. Как можно назвать одним словом то, что принёс зайчонок? (овощи), а мышонок? (фрукты). Каждый из вас будет доставать из корзинок овощи или фрукты и описывать по схеме. Название - форма - цвет.
3. Введение новых понятий "сад" и "огород"
- Чтобы узнать, как называется сегодня наше занятие, мы должны ответить на вопросы "Где растут овощи?" и "Где растут фрукты?", и тогда мы узнаем тему нашего занятия.
- Как вы думаете, где зайчонок набрал столько много овощей? (ответы детей).
Огород - это огражденный участок земли, где есть грядки и парники. Там мы выращиваем овощи. (Ставится панно в виде огорода).
- Молодцы, а кто может назвать овощи, которые мы срываем? (огурцы, помидоры, перец и др.). Названные овощи прикрепляются к панно.
- А которые выкапываем? (картофель). Названный овощ прикрепляются к панно.
- А которые выдёргиваем из земли? (морковь, свёклу, редиску, репу, лук и др.). Названные овощи прикрепляются к панно.
- А какие овощи мы срезаем ножом? (тыква, кабачок, капуста, баклажан). Названные овощи прикрепляются к панно.
- Хорошо, зайчик собрал все овощи в огороде, а где мышонок собирал фрукты? (Ответы детей).
Садом называют ограждённую территорию с плодовыми деревьями - это яблочное дерево, грушевое дерево, персиковое дерево, сливовое дерево и другие. (Ставится панно в виде дерева и прикрепляются к нему фрукты)
- Кто сможет определить тему сегодняшнего нашего занятия? ( Сад и огород)
Физкультминутка
Игра "Сад и огород"
Мы знаем, что овощи растут в огороде, а фрукты в саду. Если я называю фрукт, мы тянемся кверху, а если овощ мы приседаем.
4. Пополнение словарного запаса.
- Давайте попробуем сказать, какой сок мы можем получить из овощей и фруктов?
Яблоко - яблочный | Апельсин - апельсиновый |
Груша - грушевый | Помидор - томатный |
Банан - банановый | Огурец - огуречный |
Слива - сливовый | Морковь - морковный |
Ананас - ананасовый | Свёкла - свекольный |
- А какое варенье получится из :?
Апельсин - апельсиновое | Ананас - ананасовое |
Слива - сливовое | Банан - банановое |
Яблоко - яблочное | Груша - грушевое |
- А давайте вспомним, что наши мамы делают из овощей? (салаты, икру, супы, солят, маринуют и др.).
- А какой салат получится из :?
Огурцов - огуречный | Капусты - капустный |
Свёклы - свекольный | Помидор - помидорный |
Моркови - морковный |
5. Развитие мыслительных операций.
Зайчик и Мышонок решили поиграть с вами в очень интересную игру. Они выставляют на полочку овощи или фрукты, а вы должны угадать, что там лишнее. Игра называется "Четвёртый лишний.
А теперь попробуйте поиграть самостоятельно. (Лото, воспитанникам раздаются листы с заданиями, они пробуют выполнить самостоятельно, затем проверяют вместе).
6. Подведение итогов.
С какими двумя новыми словами мы сегодня познакомились?
Что повторили?
В какую игру научились играть?
Спасибо всем. До свидания
Интегрированная непосредственная образовательная деятельность «Овощи - фрукты»
Задачи:
1) расширять и активизировать словарный запас по теме; учить подбирать признаки к предметам, согласовывать существительные с прилагательными.
2) уточнить обобщающие понятия «овощи», «фрукты»; классификацию предметов;
3) учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами; образовывать относительные прилагательные;
4) учить описывать предметы, узнавать по описанию;
5) Развивать зрительное внимание, память, мышление, осязание; совершенствовать двигательные умения и навыки, развивать координацию движений, ориентировку в пространстве. Развивать артикуляционную моторику, правильное речевое дыхание.
Оборудование: натуральные овощи и фрукты, муляжи и резиновые игрушки овощей и фруктов; предметные картинки с изображением овощей и фруктов, кукла бабушка.
Ход.
Организационный момент:
- Ребята, мы сегодня получили письмо от бабушки Загадушки. Она пишет, что у неё на огороде выросли овощи, а в саду фрукты. Как вырастают овощи? Из чего? (из семян)
Психогимнастика: Я превращаю вас в маленькие семена овощей. Присели. Теплое солнышко пригревало семена, дождик поливал. Семена проросли, стали тянуться вверх, выше и выше (дети медленно поднимаются и поднимают руки вверх). Растения тянутся к солнышку. Глубокий вдох носом. Почувствуйте напряжение. Сильно припекает солнце, растения начали увядать, и совсем сникли (дети медленно опускают руки, голову, плечи и приседают). Плавный, медленный выдох через рот. Опустились на пол. Вот снова полил дождик, ожили растения, потянулись к солнышку. Так растут все растения.
А наша бабушка Загадушка просит, помочь ей собрать урожай. Поможем? Тогда отправляемся в путь (шагать на месте)
По тропинке мы шагаем –
Раз, два, три, четыре, пять!
Чтобы к бабушке на помощь
Нам с тобой не опоздать.
Основная часть:
1. Бабушка Загадушка очень любит, когда дети стараются говорить правильно. А для того чтобы правильно говорить что нужно сделать? Правильно – гимнастику для языка.
Артикуляционная гимнастика (упражнение: «улыбка», «чашка», «бублик», «качели»).
Воспитатель показывает детям куклу бабушки Загадушки. А вот и бабушка Загадушка вышла вас встречать.
Бабушка Загадушка: Здравствуйте, ребята! Спасибо, что пришли помочь бабуле. Пойдемте в огород.
Осень щедрою рукою
Одарила нас с тобою,
И на каждой грядке
Выросли загадки.
Попробуйте отгадать, что выросло на грядках (по мере отгадывания выставляются муляжи, или резиновые игрушки овощей)
Вот молодцы! Все загадки отгадали. Назовите еще раз наши отгадки. Как их назвать, одним словом. Назовем овощи ласково.
2. Воспитатель. Игра «Назови первый звук в слове»
Помидор, баклажан, морковь, картофель, перец, лук, горох, капуста, свёкла и другие.
3. Воспитатель. Загадки описания фруктов.
4. Воспитатель.
Игра:1) «Назови ласково» , 2 )«Угадай на вкус»,
5. Воспитатель: - Посмотрите, как мы разрезали на кусочки фрукты и овощи, а теперь мы разделим на части (слоги) слова.
Игра: «Сколько слогов в слове»
Помидор, яблоко, баклажан, слива, морковь, лимон, картофель, мандарин, перец, апельсин, лук, груша, горох, капуста, свёкла и др.
6. Воспитатель. Мы называли много слов, которые обозначают предметы, а как же нам узнать о цвете и величине, о форме и вкусе? Надо задать вопрос: «Какой?»
Выставляются два помидора разного цвета и размера.
Какой это помидор? (большой), а этот? (маленький). Какого цвета помидоры? Этот… (зеленый), а этот…(красный). Какие на вкус помидоры (сочные, вкусные, мягкие).
Аналогично морковь – Какая морковь (оранжевая, длинная, короткая, вкусная, сочная, хрустящая).
Демонстрируются другие овощи и фрукты.
Чтобы узнать о цвете, величине, форме предмета, надо задать вопросы: какой? какая? какие?
Физминутка.
7. Образование относительных прилагательных.
Воспитатель:- Мы собрали много овощей и фруктов, сейчас будем делать салаты. Какой салат сделаем из овощей? (овощной). Какой салат сделаем из фруктов? (фруктовый).
Из капусты салат? (капустный), из свеклы (свекольный), из моркови (морковный).
А из кабачков мы сделаем икру, какая икра? (кабачковая), а из баклажанов? (баклажанная). Из картошки приготовим пюре. Какое пюре? (картофельное).
Сок из яблок. Какой сок? (яблочный). Варенье из сливы. Какое? (сливовое). Джем из груши. Какой? (грушевый), и др.
8. Развитие зрительного внимания и памяти.
Выставляются предметные картинки овощей и фруктов раскрашенных неправильно. Дети называют, что должно быть на них изображено («красный помидор», «зеленый огурец», «хрустящая морковка», «сладкая слива», и др.).картинки заменяются на правильные. Затем дети отворачиваются. Убрать или переставить местами картинки.
(Дети поворачиваются, и определяют, чего не стало или что изменилось).
9. Воспитатель. Аппликация «овощи и фрукты» на выбор детей.
Итог.
Конспект образовательной деятельности по теме «Овощи»
Цели:
1. Расширение словаря по теме: «овощи»,
2. Упражнение в употреблении словосочетаний,
3. Формирование обобщающего понятия «овощи»,
4. Развитие мелкой моторики, внимания, памяти,
5. Упражнение в согласовании прилагательных и существительных в роде.
Оборудование:
Картинки по теме: «овощи», муляжи овощей, массажеры «ежики», символы: «вершки, «корешки», силуэты «деда» и медведя, настоящие овощи: капуста, огурец, помидор, морковь, свекла.
Ход.
1. Организационный момент:
Сядет тот, кому я скажу: «пожалуйста».
2. Развитие мелкой моторики.(массажеры «ежики», пальчиковая гимнастика «Мы капусту рубим, рубим)
3. Введение в тему.
Воспитатель загадывает загадки:
Сидит девица в темнице, а коса на улице.(морковь)
Сто одежек и все без застежек.(капуста)
Что копали из земли, жарили, варили?
Что потом мы испекли ели да хвалили?(картофель)
На грядке длинный, зеленый, а в банке жёлтый, соленый?(огурец)
Все картинки выставляются на доску. Еще раз называют. Где растут. «Все эти – овощи, они растут в огороде, на грядке, в земле, на кустике.
-Какие овощи вы еще знаете? (называют)
Картинки выставляют на доску. На доске два символа. Надо разобраться какие овощи растут в земле, какие сверху, на грядке.
Свекла, морковь, репа, огурец, кабачок,
Редис, редька, картофель, помидор, капуста, перец.
4. Физминутка. (игра «Вершки и корешки»).
Вспоминаем сказку «вершки и корешки». Силуэты деда и медведя ставим в разные концы комнаты. По середине «огород» - большой обруч, в нем муляжи овощей. Договариваемся: «Деду собираем вершки, а медведю 0 корешки». Начинается игра. Дети под музыку «гуляют», когда музыка прекращается, берут с «грядки» овощ и определяют, к кому отнести. Проверяют, правильно ли вручили овощи.
5. Образование словосочетаний существительных с глаголом.
Беседа воспитателя с детьми о сборе урожая. «Осенью собирают урожай. Овощи разные, поэтому и собирают их по разному».
Какие овощи выдергивают? (морковь, репу, редис, свеклу) .
Какие овощи выкапывают? (картофель) .
Какие овощи срывают? (огурцы, помидоры, перец) .
Какие овощи срезают? (кабачки, тыкву, патиссоны) .
Какие овощи срубают? (капусту) .
Воспитатель добивается от детей ответов типа: «Морковь выдергивают, картофель выкапывают».
6. Игра «Разведчики».
Узнать по вкусу овощи. На подносе кусочками нарезаны овощи «давайте завяжем глаза и узнаем овощи по вкусу и назовем какие они на вкус». (морковь, репа – сладкие, помидор – кислый).
7. Согласование прилагательных и существительных в роде.
Словесное упражнение «Какой овощ я задумала? ».
На столе – помидор, свекла, репа. (воспитатель: круглая… круглый)
Капуста, лук, огурец. (воспитатель: зеленый… зеленая)
Огурец, кабачок, морковь (воспитатель: длинный… длинная)
8. Закрепление материала
Входит один ребенок, в корзину кладет овощ (дети не должны видеть, что он положил). Рассказывает: «Угадайте, что у меня в корзине? Это овощ, он круглый, красный, кислый, растет на кустике… и т. д.
9. Итог.
Конспект по художественному творчеству – лепке
Тема: «Мы сажали огород, где картошка растет»
(Коллективная работа. Лепка из пластилина)
Программное содержание. Развивать умение согласованно выполнять общую работу, договариваться между собой о деталях изделия. Продолжать учить детей наносить пластилин на картон ровным слоем, сглаживать поверхность формы, делать предметы устойчивыми. Упражнять в использовании знакомых приёмов лепки. Развивать мелкую моторику, творчество, умение работать коллективно.
Материалы. Пластилин, стеки, дощечки для лепки, прямоугольник из картона 105см, картинки с изображением овощей или муляжи овощей, плакат «Огород», большой кусок прочного картона (размер в зависимости от количества детей) .
Предшествующая работа:
Наблюдения и работа на огороде.
Рассматривание и обследование овощей.
Дегустация овощных блюд.
Беседы «Как растет картошка (капуста, морковка и т. д).
Ход
Воспитатель: Дети, а вы любите отгадывать загадки?
Дети: Любим!
Воспитатель: Тогда я вам загадаю загадки, вы их отгадаете и узнаете, чего мы с вами будем сегодня лепить.
Воспитатель загадывает загадки, по мере отгадывания загадок достает картинки с изображением овощей или муляжи овощей.
За кудрявый хохолок
Лису из норки поволок.
На ощупь - очень гладкая,
На вкус - как сахар сладкая. (Морковь)
Я длинный и зеленый, вкусен я соленый,
Вкусен и сырой. Кто же я такой? (Огурец)
Прежде чем его мы съели,
Все наплакаться успели. (Лук)
Над землей трава,
Под землей бордовая голова. (Свекла)
В огороде — желтый мяч,
Только не бежит он вскачь,
Он как полная луна,
Вкусные в нем семена. (Тыква)
Что за скрип? Что за хруст?
Это что ещё за куст?
Как же быть без хруста,
Если я. (капуста)
Неказиста, шишковата,
А придёт на стол она,
Скажут весело ребята:
"Ну, рассыпчата, вкусна! " (Картошка)
Как на нашей грядке
Выросли загадки
Сочные да крупные,
Вот такие круглые.
Летом зеленеют,
К осени краснеют. (Помидоры)
Воспитатель. Молодцы, ребятки, отгадали все загадки. А как одним словом можно сказать про что были загадки?
Дети. Про овощи.
Воспитатель. Правильно, про овощи. А где растут овощи?
Дети. На огороде.
(Воспитатель вешает на стену плакат «Огород»).
- Правильно, ребята. Сегодня мы с вами сделаем огород и покажем потом младшим детям, как растут овощи на грядках.
Дети рассматривают изображения/муляжи овощей, плакат «Огород», уточняя особенности их внешнего вида (строение и окраска, форма листьев, как растут овощи на грядке).
Воспитатель раздает каждому ребёнку картонный прямоугольник и объясняет последовательность работы.
Техника выполнения. На картон наноситься средним слоем коричневый пластилин – это грядка. Далее каждый ребёнок выбирает какую овощную грядку он будет делать. Воспитатель обращает внимание детей на то, как растут разные овощи на огороде.
На примере моркови воспитатель показывает, каким образом можно сделать растущую морковь на грядке - прилепить сверху на грядку (налеп на картоне) торчащую головку морковки и ботву.
Воспитатель показывает детям незавершённую работу - основу будущей композиции и помещает на неё «грядку с морковью». Обращает внимание детей на то, что овощи растут по-разному. Дети высказывают свои предположения о том, как можно добиться этого в лепке.
Воспитатель даёт установку каждому ребёнку лепить свои грядки, чтоб огород был «богатый».
Дети выбирают материал и начинают лепить. Воспитатель по ходу работы помогает затрудняющимся детям с выбором способов лепки.
По мере изготовления грядок дети переносят их на основу будущей композиции (приклеивают на большой лист картона). Рассматривают композицию, делают вывод.
Приложение 3
Консультация для родителей
«Огород на окне»
Как появляется огород на окне? А вот так: в группе появилась веточка тополя, и теперь все с нетерпением ждут, когда появятся первые листочки. Уже сделали зарисовку веточки и поговорили о том, как выглядят деревья ранней весной.
Появляются в группе веточки тополя, березы, осины.
Цель: вовлечение детей в практическую деятельность по выращиванию культурных и декоративных растений, развитие интереса к опытнической и исследовательской работы в области цветоводства.
Влияние окружающего мира на развитие ребёнка огромно. Знакомство с бесконечными, постоянно изменяющимися явлениями начинается с первых лет жизни малыша. Явления и объекты природы привлекают детей красотой, яркостью красок, разнообразием. Наблюдая за ними, ребёнок обогащает свой чувственный опыт. Так дети раннего возраста наблюдают за появлением зелени у корнеплодов, а в землю садят культуры с крупными семенами, например фасоль.
Для развития эстетического вкуса дети, совместно со взрослыми, продумывают красочное оформление для своего огорода.
Чем глубже ребёнок познаёт таинства окружающего мира, тем больше у него возникает вопросов. Основная задача взрослого состоит в том, чтобы помочь ребёнку самостоятельно найти ответы на эти вопросы. Чтобы удовлетворить детскую любознательность, привить первые навыки активности и самостоятельности мышления, мы создали условия для поисково-исследовательской деятельности детей старшего возраста, что способствует формированию у детей эстетического восприятия, чувства красоты и гуманного отношения к природе.
Деятельность экспериментирования способствует формированию у детей познавательного интереса, развивает наблюдательность, мыслительную деятельность. По мнению академика Н.Н. Подъякова в деятельности экспериментирования ребенок выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения. В ходе экспериментальной деятельности создаются ситуации, которые ребенок разрешает посредством проведения опыта и, анализируя, делает вывод, умозаключение, самостоятельно овладевает представлением о том или ином законе или явлении.
Основная задача нас, взрослых, поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого условия.
А когда созданы все условия, то и труд в радость. Дети с удовольствием из овощных растений выращивают: салат, редис, лук, петрушку, горох, капусту, морковь, репу, свеклу, огурцы, помидоры, кабачки и укроп.
Дети старшей группы высаживают культуры, которые имеют не один, а два сорта (например, салат кочанный и листовой, редис розовый с белым кончиком и белый). Сравнивая овощи, дети могут находить общие признаки и различия.
И конечно дети садят репчатый лук. Это уже традиция. После беседы «Огород на окне» каждый ребенок посадит луковку и будет вести наблюдение. Для этого у каждого есть специальная табличка. В первой графе будет отмечен день посадки, далее будет отмечен день, когда появится первая зелёная стрелка лука. А потом будет зарисовка нескольких пёрышек на луковице. Огород должен кормить хозяев! Вот и решили в детском саду, что урожай зелёного лука пойдёт в салат
Сняли тоненький сюртук,
Сняли рыжую рубашку,
Сняли желтую рубашку,
А, стянув еще рубашку,
Все заплакали вдруг.
Вот так мы вчера на кухне
Раздевали сладкий лук.
Приложение 4
Музыкально - театрализованное представление «Пых»
Выходят мальчики, одетые в костюмы скоморохов:
1. Собирайтесь, собирайтесь!
Наряжайтесь, наряжайтесь!
Всем сейчас на удивленье
Мы покажем представленье!
2. Мы расскажем вам сказку – не про курочку Рябу,
Не про Машу и Мишку,
А про деда и Бабу.
3. Посадили они в срок:
И горошек, патиссон,
И картошку, и морковку,
А капусту?
И не только!
О самом главном не забыли –
Репку тоже посадили.
4. Поливали, поливали,
Удобряли, удобряли,
И пололи, и копали….
Выросли овощи в срок:
Готовьте побольше мешок!
Скоморохи уходят
Из домика выходит Дед:
Время-времечко идет, поспевает огород.
Посмотрю на наши грядки,
Все ли там у нас в порядке.
Дед подходит к овощам:
Есть горошек, патиссон
И картошка, и морковка.
А капуста?
И не только!
О самом главном не забыли,
Репку тоже посадили!
Дед: А ну, Горошек, выходи,
Какой ты вырос, расскажи!
Горошек выходит, поет про себя песню «ГОРОШЕК» (муз. Р.Гуцалюк)
Как в тереме горошинки сидят в стручке, томятся
Созреют, разбегутся все, со мною не простятся.
Ох-ох-ох, зеленый я горох,
Овощи: Да-да-да, такая вот судьба. – 2 раза
Ох! Ох!
Дед: Не грусти, горошек! Зимой ты нам пригодишься!
Горошек идет на свое место
Дед смотрит на Патиссон, удивляется:
Дед: А это что за важная персона?
Я не узнал красавца-патиссона!
Выходит Патиссон, танцует (муз. Р.Гуцалюк)
У меня, у патиссона, куртка чудного фасона,
А приятный вешний вид, сам о многом говорит. – 2 раза
Дед и все овощи говорят:
Какой ты классный Патиссон!
Дед: А у картошки как дела?
А ну, картошка, иди-ка сюда!
Картошка выходит, поет свою песню «КАРТОШКА» (Р.Гуцалюк)
Без меня не выйдет и ни суп, и ни окрошка,
В киселе я тоже есть, кто же я?
Картошка!
Правильно, правильно, вкусная картошка – 2 раза
Дед: Горошек, патиссон, картошка, посидите-ка немножко,
Позже за вами я приду.
А пока…
Пойду на репку посмотрю!
Выросла ли крепкая,
Наша чудо-репка?
Дед подходит к Репке, из-за нее доносится: ПЫХ-ПЫХ, ПЫХ-ПЫХ!
Дед от испуга падает, затем быстро встает, с криком:
Ой-е-ей! Беда-беда!
Страшный зверь пришел сюда!
Поскорее побегу, на помощь Бабку позову!
Дед под музыку бежит, овощи хором говорят:
Дед пустился наутек,
Скорей бабушку зовет!
Дед: Бабка!
Бабка из домика выглядывает, говорит: Что случилось? Кто зовет?
Дед: Ты пойди-ка в огород! Там на грядке, рядом с репкой,
Страшно чудище живет!
Далее дед поет: Под листочком сидит, и рычит, и пыхтит.
Вот с такими глазами, вот с такими ушами,
Вот с такой бородой….
Бабка перебивает Деда, говорит: Что ты, старый, Бог с тобой!
Бабка исполняет песню:
Стал мой дед староват,
Стал мой дед трусоват.
Как увидит он мышонка,
Затрясется бороденка.
Надо дедушке помочь,
Надо старому помочь.
Посмотрю сама я грядки:
Все ли там у нас в порядке.
А ты, Дедуля, в дом шагай,
Лезь на печь, и отдыхай!
Звучит музыка, Дед уходит в дом, Бабка идет на огород.
Бабка пришла на огород: Вот так чудо-огород, все, что хочешь, в нем растет! Есть горошек, патиссон, и картошка, и морковка,
Капуста: А капуста?
Все вместе: И не только!
О самом главном не забыли,
Репка: Репку тоже посадили.
Бабка: Вижу, из земли растет сладкая морковка!
Ты, морковка, выходи, про себя мне расскажи!
Выходит морковка, поет свою песенку: «МОРКОВКА» (Муз. Р.Гуцалюк)
Все меня морковь-сестричку,
Любят дергать за косичку,
Но любому лихачу я,
Я понравиться хочу – 3 раза
Бабка: Молодец, морковка, молодец!!!
Бабка подходит к капусте:
Эй, капуста, как дела? Давно не видела тебя!
Покажись нам, покажись, про себя расскажи!
Появляется капуста, исполняет песенку: «Капуста» (муз. Р.Гуцалюк)
Капуста:
Всем известно, без капусты, у тебя в кастрюле пусто,
Коль капусту позабудешь, есть борщи, и щи не будешь.
А-ха-ха-ха! О-хо-хо-хо! Есть борщи, и щи не будешь.
Бабка: Рано мне с грядки тебя убирать,
Пойди, посиди, можешь даже поспать!
Смотрит
А где же моя репка?
В земле засела крепко?
Пойду на репку посмотрю,
Если созрела – домой заберу!
Бабка подходит к репке, оттуда доносится: ПЫХ-ПЫХ! ПЫХ-ПЫХ!
Бабка испуганно: Ой, беда-беда-беда,
Страшный зверь пришел сюда!
Поскорее побегу, на помощь Внучку позову!
Бабка бежит, с криками: Внучка! Внученька! Внучка!
Подбегает к дому, из дома выходит Дед, вместе с бабкой кричат:
Внучка! Внучка!
Внучка: (выходит «из леса» с корзинкой грибов) Ау! Ау! Я из лесу к вам бегу! Набрала грибов лукошко, отдохну сейчас немножко!
(присаживается на лавочку возле дома)
Может, песенку пропеть?
Бабка: Внучка, некогда сидеть!
Дед: В огород скорей беги! Помоги нам, помоги!
Внучка: Что случилось?
Дед: Ой, беда! Страшный зверь проник туда!
(Бабка и Дед рассказывают наперебой)
Дед: Под листочком сидит,
И рычит, и пыхтит.
Бабка: Вот с такими вот глазами,
Дед: Вот с такими вот ушами,
Бабка: Вот с такой бородой!
Внучка: Ну-ка, бабушка, постой! (отдает корзину с грибами Бабке)
Внучка : Бабушке и дедушке день нелегкий выдался,
В огороде под кустом страшный зверь привиделся.
Посмотрю-ка, я на грядки: все ли там у нас в порядке,
Посмотрю-ка, я на грядки, все ли там у нас в порядке!
Под музыку Внучка идет в огород
Внучка: Вот так чудо-огород, все, что хочешь, в нем растет!
Овощи: Есть горошек, патиссон,
И картошка, и морковка,
Капуста: И капуста!
Овощи: И не только!
О самом главном не забыли,
Репку тоже посадили!
Внучка: Репка-репонька, выросла - то крепонько! Кто за репкой сидит, и пыхтит, и ворчит?
Из-за репки слышно: ПЫХ-ПЫХ, ПЫХ-ПЫХ!
Внучка: Выводит за руку Ежика
Вот так чудище сидит, и на всех оно пыхтит!
Деда, баба, идите сюда,
Смотрите, кого я на грядке нашла!
Дед с Бабкой выходят, поют все вместе песню (авт. Л.Вахрушева)
1. Здравствуй, Ежик, как живешь?
До чего же ты хорош!
Ежик: Пых-пых, фу-фу-фу,
Я танцую и пою!
2. Ежик-ежик, не колись,
Лучше с нами подружись!
Внучка: Ежик, будешь помогать урожай собирать!
Овощи играют на музыкальных инструментах «Во саду ли, в огороде».
Затем убирают инструменты за домик, выходят на поклон.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическое пособие Нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста через сказку
Методическое пособие Нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста через сказку. 1) Подбор художественной литературы2) Конспекты 3) Тренинги для детей4) Работа с родителями...
Методическая разработка «Формирование логического мышления детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития посредством дидактических игр»
Представлен опыт работы учителя -дефектолога группы компенсирующей направленности для детей с ЗПР старшего дошкольного возраста по формированию логического мышления посредством дидавтических игр....
Методическая разработка "Формирование пространственных представлений у детей дошкольного возраста"
Проблема ориентировки в пространстве и формирование правильных пространственных представлений и понятий является одной из актуальных в области психологии, педагогики, поскольку ори...
Методическая разработка «Формирование алгоритмических умений у детей дошкольного возраста»
Формирование алгоритмических умений у детей дошкольного возраста...
Методическая разработка "ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ДОУ"
Статья "Формирование основ финансовой грамотности детей дошкольного возраста в условиях ДОУ" раскрывает специфику работы педагога по данной теме....
Методическая разработка "Формирование правильной осанки у детей дошкольного возраста"
Формирование правильной осанки- одна из важнейших задач физического воспитания. Что делать взрослым, чтобы сформировать у ребенка навык правильной осанки? В этом материале они найдут для себя нескольк...
Методическая разработка "Формирование читательской культуры у детей дошкольного возраста "
В методической разработке представлены рекомендации по формированию читательской культуры и развитию читательского интереса у детей дошкольного возраста, а также анкета для родителей воспитанников и к...