Методическая разработка «Формирование логического мышления детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития посредством дидактических игр»
методическая разработка по коррекционной педагогике (старшая, подготовительная группа) на тему

Шипулина Светлана Геннадьевна

Представлен опыт работы учителя -дефектолога группы компенсирующей направленности для детей с ЗПР старшего дошкольного возраста по формированию логического мышления посредством дидавтических игр.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx60.13 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка «Формирование логического мышления детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития посредством дидактических игр»

Разработчик учитель-дефектолог Шипулина С.Г.

В федеральном государственном образовательно стандарте (ФГОС) определены целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования, которые предполагают высокий уровень развития мышления ребёнка, умение самостоятельно приобретать, обобщать и систематизировать свои знания, творчески решать различные проблемы. Поэтому в дошкольном возрасте формированию логического мышления должно отводиться важное место. Особенно это актуально в группах компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития.

С логического мышления начинается формирование мировоззрения ребёнка. В процессе развития логического мышления формируются умения рассуждать, делать умозаключения, выстраивать причинно-следственные связи; развивается речь, память, внимание; такие качества как: любознательность, сообразительность, смекалка, наблюдательность.

 Одной из задач коррекционно-развивающего процесса, является подготовка детей к школьному обучению. Практика показывает, что минимум трудностей испытывают в учебе те дети, которые уже до школы обладают высоким уровнем развития мышления.

 Для того чтобы более качественно подойти к решению данной проблемы, мною были изучены работы выдающихся педагогов – психологов: Л.А. Венгер, А.В. Белошистой, Л.Ф. Тихомировой, Б.И. Никитина, З.А. Михайловой, Е.В. Колесниковой.

Логическое мышление – это умение оперировать абстрактными понятиями, это мышление путём рассуждений, это строгое следование законам логики, это  построение причинно-следственных связей.

Психологи и педагоги в дошкольном возрасте выделяют три вида мышления:

2,5-3 года - наглядно-действенное, является ведущим до 4-5 лет;
3,5- 4 года - наглядно-образное, является ведущим до 6-6,5 лет;
5,5 – 6 лет - словесно-логическое, становится ведущим с 7-8 лет и остаётся основной формой мышления у большинства взрослых людей.

Выраженное отставание и своеобразие обнаруживается в развитии познавательной деятельности детей с ЗПР, начиная с ранних форм мышления - наглядно-действенного и наглядно-образного. Эту проблему изучали У.В. Ульенкова, Т.В. Егорова, Т.А. Стрекалова и другие.

Обучение детей данной категории чрезвычайно затруднено вследствие смешанного, осложнённого характера их нарушения, в котором задержка развития высших корковых функций часто сочетаются с эмоционально-волевыми расстройствами, нарушениями познавательной сферы, двигательной и речевой недостаточностью.

Отставание в развитии мыслительной деятельности проявляется во всех компонентах структуры мышления, а именно:

  • недостаток мотивации или желания, проявляющийся в низком познавательном интересе и мыслительной активности детей;
  • отсутствие потребности ставить цель, планировать свои действия;
  • стереотипность мышления, его шаблонность;
  • нарушение важнейших мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, классификации, сериации, обобщения);
  • нарушение гибкости, динамичности мыслительных процессов.

Для определения уровня развития мышления детей, постановки цели и задач предстоящей работы я провела анализ данных районной ПМПК.

На диаграмме можно посмотреть процент детей, справившихся самостоятельно или с небольшой помощью взрослого с диагностическими заданиями, которые проводились по следующим методикам:

  • «Сложи разрезную картинку» - выявляется степень овладения операциями анализа и синтеза;
  • «Назови одним словом», «Разложи картинки по группам», «Исключение лишнего» - выявляется уровень способности детей к обобщению и классификации, умению выделять существенные признаки;
  • «Разложи по величине» - выявляется степень овладения операцией сериация;
  • «Что перепутал художник?», «Картинки со скрытым смыслом», серия картин связанная единым сюжетом – направленны на выявление умения устанавливать простейшие причинно-следственные связи и объяснять происходящее.

Полученные в ходе анализа данные указывают на необходимость организации целенаправленной коррекционной работы по формированию логического мышления у дошкольников с ЗПР.

Для реализации данной цели были поставлены следующие задачи:

  • формирование мыслительных операций у дошкольников,
  • развитие у детей речи (умения рассуждать, доказывать),
  • развитие произвольности внимания,
  • развитие познавательных интересов,
  • развитие творческого воображения,
  • воспитание уверенности в себе, стремления к преодолению трудностей.

Логическое мышление в старшем дошкольном возрасте у детей данной категории, я решила развивать с помощью различных дидактических игр.

Дидактическая игра - одна из видов игровой деятельности, специально создаваемая и приспособленная для целей обучения.

Сущность дидактической игры заключается в том, что дети решают умственные задачи, предложенные им в занимательной игровой форме, сами находят решение, преодолевая при этом определенные трудности. Ребенок воспринимает умственную задачу, как практическую, игровую, это повышает его умственную активность.

Очень важно развивающее воздействие дидактических игр: развитие воображения, навыков поведения в соответствии с правилами, логического мышления, умения выражать свои мысли в слове, а задания-ступеньки в дидактической игре создают условия для опережения развития способностей.

Важно отметить, что главное не в увеличении количества игр, а в их повторяемости, последовательности, постепенном усложнении, возможности самостоятельного поиска решения задачи.

В процессе работы были специально подобраны дидактические игры для развития следующих логических мыслительных операций.

Сериация  - построение упорядоченных возрастающих или убывающих рядов.

Классический пример сериации – матрёшки, пирамидки, вкладные мисочки.

Используются игры: «Построй пирамидки», «Озорные кошечки», «Семь богатырей», «Посели зверей в домики», «Поезд» и др. Очень хорошо использовать для сериации цветные счётные палочки Кюизенера.

Анализ, синтез – мысленное разъединение предмета на составные части и мысленное объединение частей предмета в единое целое.

Сначала обучала детей синтезу – соединению различных элементов в единое целое.  Для этого используются мозаика, кубики, различные виды конструктора, разрезные картинки. Вначале ребёнок собирает объект с образцом, а потом без образца. Затем обучала детей анализу – выделению свойств объекта, или самого объекта из группы по определённому признаку.

Используются игры: «Сложи разрезную картинку», «Волшебные треугольники», «Танграм», «Колумбово яйцо», «Собери времена года» и др. Незаменимое пособие при формировании аналитико-синтетической деятельности - логические блоки Дьениша, которые очень многофункциональны.

Сравнение – мысленное установление сходства или различия предметов по существенным или несущественным признакам.

 При сравнении предметов, явлений сначала находили признаки различия объектов, а затем их сходства; сначала учили сравнивать два объекта, затем группы.

На формирование умения сравнивать направлены игры  «Кто выше всех?», «Кто за кем?», «Кто сильнее?», «Что быстрее?», «Найди такой же» и др.

Часто использую рабочие тетради с различными заданиями: «Найди два одинаковых зонтика», «Сравни котят», «Найди одинаковые домики», «Найди по указанным признакам» и др.

Обобщение- умение делать вывод, выделять и фиксировать общий признак двух и более объектов.

Использую игры: «Объедини в группу», «Найди четвёртый лишний», «Во саду ли, в огороде», «Закрой картинки» и др.

В рабочих тетрадях использую различные задания: «Обведи три похожих шарика», «Продолжи ряд», «Заполни пустые клеточки» и др.

Классификация – умение разделять предметы на группы по какому-либо признаку.  

Классифицировали: по размеру, цвету, форме, назначению; по признакам нематематического характера: что можно кушать и что нельзя; кто летает, кто бегает, кто плавает; что бывает летом и что зимой; что растёт на дереве и что на грядке и т.п.

 Эта операция хорошо формируется в различных видах лото и при использовании логических блоков Дьениша.

Умозаключение - операция мышления, в ходе которой устанавливаются причинно-следственные связи и производиться умозаключение по аналогии.

При формировании этой мыслительной операции, использовались задания: «Подбери, что нужно для профессии», «Наведи порядок на кухне», «Что перепутал художник?», «Подбери по смыслу», «Ассоциации», «Перепутанные картинки», «Разложи по смыслу» и др.

Приобщить детей к игровому взаимодействию с целью развития мыслительных процессов мне помогала правильно организованная развивающая предметно-пространственная среда группы.

   «Игротека» с логическими играми была создана совместно с родителями и воспитателями и хорошо зарекомендовала себя на практике. Обновление «игротеки» происходило благодаря традиции «Игры в гости к нам»: каждый четверг кто-то из детей приносил из дома свою любимую занимательную игру. Целую неделю игра «гостила» в группе, и все желающие в свободное время могли поиграть в нее, после чего она возвращалась владельцу. Так каждому ребенку предоставлялась возможность показать свою любимую игру, что вызывало у них эмоционально значимые переживания; кроме того, дети в течение учебного года имели возможность значительно расширить свои знания.  

     Существует еще одна традиция у наших детей «Игра напрокат». Дети по очереди в пятницу брали домой на выходные дни игры из «игротеки», а в понедельник их возвращали. В выходные дни у ребенка была возможность поиграть с близкими, объяснить им правила, отремонтировать по необходимости игровой материал. А во время игры в домашней обстановке закреплялись полученные в детском саду знания ребенка, налаживалось непринужденное общение с родителями.

Так же для родителей были разработаны:

  • консультации по теме: «Логика для дошкольников», «Хочу всё знать!», «Развитие логического мышления» и др.;
  • папки-раскладушки «Как организовать игры детей дома с использованием занимательного материала», «Развитие умственных способностей детей»;
  • рекомендации для родителей по использованию дидактических игр и рабочих тетрадей дома.

Подборка игр была размещена на персональном сайте МБДОУ «Детский сад № 29».

     Положительные результаты работы с детьми во многом зависят от взаимодействия с педагогами, работающими в группе компенсирующей направленности.

Для педагогов был проведён семинар-практикум «Развитие логического мышления через дидактические игры и упражнения» на котором я подробно рассказала о последовательности формирования мыслительных операций у детей с ЗПР, о разных видах игр, предоставила возможность педагогам подобрать ту или иную игру для развития операции логического мышления.

Совместно с воспитателями создавалась «Игротека» с логическими играми, подбиралась и изучалась литературы по данной теме.

    В процессе работы был создан перспективный план по развитию логического мышления у старших дошкольников в НОД и режимных моментах, а также подобраны игры и упражнения для использования воспитателями.

Проведённая коррекционная работа с систематическим использованием представленных дидактических игр у старших дошкольников с ЗПР позволяет сформировать элементы логического мышления.

На диаграмме можно посмотреть процент детей, справившихся самостоятельно или с небольшой помощью взрослого с диагностическими заданиями, которые проводились по тем же самым методикам, что и в начале обучения.

При сравнительном анализе можно увидеть, что повысился процент детей, которые справляются с заданиями после проведённой коррекционной работы.

Таким образом, проведённая работа с использованием предложенных дидактических игр способствовала формированию мыслительных операций (анализа, синтеза, сериации, сравнения, обобщения, классификации, умозаключения); повысила уровень речевого развития, умение связно высказываться, обосновывать свои суждения, делать умозаключения. Кроме того, у детей развивались все психические процессы: внимание, воображение, память, восприятие; воспитывалась уверенность в себе, стремление к преодолению трудностей.

Знания, полученные в результате систематической работы, в занимательной форме, с использованием яркой, красочной наглядности усваиваются детьми достаточно прочно и позволяют в дальнейшем успешно использовать их в повседневной жизни. Все поставленные задачи были выполнены, цель достигнута.

                                                 Литература:

 

  • Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.- М.: УЦ Перспектива, 2014.
  • Н.В. Бабкина. Оценка психологической готовности детей к школе. М.: Айрис-Пресс,2005.
  • Подготовка к школе детей с задержкой психического развития. Книга 1,2 /Под общей ред. С.Г. Шевченко. – М.: Школьная Пресса, 2005.
  • Н.Ю Борякова, А.В.Соболева, В.В. Ткачёва. Практикум по развитию мыслительной деятельности у дошкольников. М.: Гном-Пресс, 1999.
  • Л.А.Венгер, О.М.Дьяченко, Р.И.Говорова, Л.И. Цеханская. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста.М.: Просвещение,1989.
  • Е.О.Севостьянова. Хочу всё знать. Развитие интеллекта детей 5-7 лет. М.: Творческий центр,2005.
  • Л.Ф.Тихомирова, А.В. Басов. Развитие логического мышления. Ярославль: Академия развития, 1998.
  • Изучение особенностей психофизического развития детей в системе дошкольных и школьных  образовательных учреждений: Методическое пособие/ Под ред. д.п.н., проф. Л.С.Сековец.- Н.Новгород, 2009.
  • Е.А.Стребелева. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии: Кн. Для педагога-дефектолога. –М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001.

     

       

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт на тему: ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Экспериментирование способствует эффективному формированию познавательной активности детей, а главное, даёт возможность развитию детской любознательности,...

Проект: «Развитие коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития посредством театрализованной деятельности»

Можно  утверждать,  что  театрализованная  деятельность  является  источником  развития  чувств,  глубоких  переживаний  и  открытия...

РАЗВИТИЕ МЫСЛИТЕЛЬНЫХ ОПРЕАЦИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ПОСРЕДСТВОМ РАЗВИВАЮЩИХ И ОБУЧАЮЩИХ КОМПЬЮТЕРНЫХ ИГР

СТАТЬЯ ПОСВЯЩЕНА РАЗВИТИЮ МЫСЛИТЕЛЬНЫХ ОПРЕАЦИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ПОСРЕДСТВОМ  РАЗВИВАЮЩИХ И ОБУЧАЮЩИХ КОМПЬЮТЕРНЫХ ИГР....

ПРОЕКТ "Развитие элементов логического мышления у воспитанников старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития посредством дидактических игр и упражнений"

Жизнь в двадцать первом веке ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной является проблема роста доли детей, имеющих отклонения в психическом развитии и нуждающихся в создани...

Мастер – класс: «Формирование навыков дорожной безопасности у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития посредством игрового пособия «Безопасные истории Дозика».

Для педагогов представлен опыт работы по использованию игрового пособия для формирования дорожной безопасности у детей с задержкой психического развития....

Формирование эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития посредством сказкотерапии

Аннотация. Статья рассматривает проблему задержки психического развития у детей и необходимость специальной поддержки и внимания со стороны специалистов дошкольного образования. В частности, она ...

Развитие мышления детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития

Мышление у детей с задержкой психического развития без специальной помощи развивается медленно. Достичь успехов в развитии мышления у детей с ЗПР помогают обучающие дидактические игры....