Рисование – один из способов формирования личностной свободы
статья по рисованию (младшая группа) на тему
Согласно ФГОС современное воспитание призвано стать свободным, идти навстречу свободе ребенка, быть внимательным к его запросам и интересам, его внутреннему миру, желанию самому определять свой путь.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.doc | 48.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Рисование – один из способов формирования личностной свободы
ребенка второго-третьего года жизни
Светлана Викторовна Сазонова,
воспитатель ГБДОУ «Дубравушка»
поселка Цвелодубово
Выборгского района
Ленинградской области
И в десять лет, и в семь, и в пять
Все дети любят рисовать.
И каждый смело нарисует
Все, что его интересует…
Все нарисуем: были б краски,
Да лист бумаги на столе,
Да мир в семье и на земле.
В. Берестов
Главная задача воспитателя состоит в том, чтобы обогатить жизнь ребенка с первых его шагов опытом добра, чтобы соприкосновение с тем, что накопило человечество состоялось еще тогда, когда душа малыша нежна, непосредственна, чутка и доверчива. Когда у ребенка впервые навернутся слёзы на глазах от восторга перед красотою облака или сияющей бабочки, когда он увидит в обыденном вдохновение, когда испытает радость от сотворенной им красоты - тогда совершится одно из важнейших событий его жизни: рождение подлинной талантливости. Чем раньше и глубже проникнет в детскую душу луч творчества – тем надежнее укрепится он в личностной природе ребенка.
Величайшей загадкой и важнейшей воспитательной темой является начало свободы в человеке. Согласно ФГОС современное воспитание призвано стать свободным, идти навстречу свободе ребенка, быть внимательным к его запросам и интересам, его внутреннему миру, желанию самому определять свой путь.
О том, как направить развитие разных сил в маленьком человеке к добру, необходимо задумываться с первых его шагов. Вне развития свободы воспитание превращается в дрессировку. Задача воспитателя – помочь ребенку стать свободным в выборе добра как основы жизни. Добро должно стать собственной, внутренней дорогой ребенка. Никакие привычки, заученные правила, устрашения не могут превратить добро в подлинную цель жизни. Для воспитания добра необходимо творчество.
Раннее дошкольное детство – очень важный период в жизни детей. Малыш с радостью и удивлением открывает для себя незнакомый и удивительный окружающий мир. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет разностороннее развитие ребенка.
Вот почему одним из наиболее близких и доступных видов работы с детьми в детском саду является изобразительная, художественно-продуктивная деятельность, создающая условия для вовлечения ребенка в собственное творчество, в процессе которого создается что-то красивое, необычное.
Рисуя, ребёнок развивает определённые способности: зрительную оценку формы, умение ориентироваться в пространстве, чувствовать цвета. Развиваются также специальные умения и навыки: зрительно-моторная координация, свободное владение кистью руки, что очень поможет будущему школьнику. Кроме того, занятия по рисованию доставляют детям радость, создают положительный настрой.
Интерес к рисованию появляется на втором году жизни. Воспитанники второй младшей группы активно входят в художественно-образную природу рисования. Дети начинают приписывать содержание следам, оставленным на бумаге. Назвать то, что нарисовали, они способны с 1 года 9 месяцев. Когда малыш вдруг узнает предмет на своем рисунке, он живо реагирует: хлопает в ладоши, радуется, демонстрирует рисунок близким, называет его. Ожидание появления предмета в каракулях заставляет ребенка энергично наносить штрихи, линии, точки и напряженно ждать момента узнавания. Каракули, имеющие сходство с предметом, выступают в качестве его заместителя. Слово соединяет графический символ и предмет.
Задача педагога - помочь ребенку реализовать его желания. В учебный процесс можно включить размазывание краски пальцами, рисование воском, мылом, нитками, пластилином и так далее, а также комбинировать разные материалы, используя смешанные изобразительные техники.
Поэтому рекомендуется начинать занятия рисованием с обучения малышей простейшим навыкам и приемам: держать правильно карандаш (фломастер, кисточку); рисовать простые линии и формы; не выходить во время рисования за край листа бумаги или за ограниченную линию. Рисуя «палочки» и «дорожки» (вертикальные и горизонтальные прямые линии), кружочки и овалы, ребенок открывает для себя обобщенные формы и линии как основу множества образов, учится находить в них сходство с окружающими предметами и явлениями.
Освоив минимальный арсенал умений, малыши получают возможность передавать на бумаге элементарный образ, начинают чувствовать увереннее. Им становится еще интереснее. А рисование пальчиками и ладошками, создание «быстрого образа» дарит малышам еще большую радость.
Следует помнить, что рисование для детей – прежде игра. Не надо ограничивать детскую свободу. Нужно предоставлять малышам возможность поэкспериментировать. После того как необходимые навыки сформированы, и техника рисования усвоена, проводятся обобщающие занятия, на которых детям предоставляется возможность продемонстрировать свое умение при создании оригинальных изображений.
Роль рисования в развитии внутренней свободы ребенка будет еще более эффективной, если заранее продумывается включение в нее элементы речевого, личностного развития.
- Рисование и развитие речи.
Развитию речи способствуют занятия по сюжетному рисованию. В процессе обыгрывания сюжета и самого рисования ведется непрерывный разговор с детьми. Кроме этого, в увлекательной игре, находясь на пике эмоций, выполняя практические действия, малыши способны усвоить много новых слов и выражений. Поэтому занятия рисованием способствуют расширению активного и пассивного словаря детей, развитие коммутативной функции речи.
- Ознакомление с окружающим миром.
Рисуя с детьми, воспитатель рассказывает о различных явлениях природы (дождь, снег, времена года и т.п.), о жизни людей (в городе и в деревне, праздники, прогулки и т.д.) и о жизни животных. Соответственно по теме занятия подбирается дидактический материал. В изобразительной деятельности ненавязчиво расширяется представление об окружающем мире.
- Развитие фантазии и творчества
Чтобы заинтересовать малыша, надо показать ему способы действий с изобразительным материалом. Основная задача взрослого – научить ребенка действовать, помочь на начальном этапе, а затем направлять его активность. При этом необходимо давать определенную свободу выбора, ведь цветок может быть желтого или синего цвета, а елочка может быть большая или маленькая, грибы могут расти в самых разных местах картинки. Педагог должен стремиться эмоционально зарядить детей, превратить занятие в увлекательное приключение. Готовые рисунки следует внимательно рассмотреть, постараться найти уникальные способности, одобрить, а маленького автора похвалить за старание. Как сказал один мудрец: «Ребенок – это не сосуд, который надо наполнить, а огонь, который надо зажечь». Поскольку фундамент личности закладывается именно в раннем возрасте, спешите зажечь в детях огонек творчества.
- Личностное развитие
Следует внимательно и осознанно отнестись к дальнейшей судьбе детских рисунков. Очень важно, чтобы дети чувствовали уважение к своим творениям. Детям раннего возраста необходимо постоянное внимание взрослого его похвала и одобрение. Ожидание такого внимания является одним из самых сильных психологических мотивов, побуждающих детей к деятельности и достижению результата. Детские рисунки целесообразно оформлять в «картинной галерее», которую смогут посетить родители и гости.
Рисование напрямую связано с активизацией мышления ребенка. В процессе изобразительной деятельности в работу включаются зрительные, двигательные, мускульно-осязаемые анализаторы. Рисование развивает память, внимание, мелкую моторику, учит ребенка думать и анализировать, соизмерять и сравнивать, сочинять и воображать. Для умственного развития детей имеет большое значение постепенное расширение запаса знаний. Оно влияет на формирование словарного запаса и связной речи у ребенка. В процессе изобразительной деятельности сочетается умственная и физическая активность ребенка. Для создания рисунка необходимо приложить усилия, потрудиться, овладевая определенными умениями.
Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития эстетического восприятия, так как оно связано с самостоятельной практической и творческой деятельности ребёнка.
Потребность в рисовании заложена у детей на генетическом уровне. Копируя окружающий мир, малыши изучают его, примеряют к собственному восприятию. Они воспринимают художественные занятия как новый необычный художественный опыт. Изобразительная деятельность вызывает у детей интерес, поэтому она может явиться одной из форм проявления личностной свободы ребенка.
Список литературы
- Казакова Р.Г., Сайганова Т.И., Седова В.Ю., Смагина Т.В. Рисование с детьми дошкольного возраста. М., 2004.
- Компанцева Л.В. Поэтический образ природы в детском рисунке. М., 1985.
- Под парусом Лето плывет по Земле (организация работы тематических площадок в летний период): методическое пособие для работников дошкольных учреждений, студентов педагогических вузов и колледжей / Под ред. Л.А. Пенькова – М., 2006.
- Полунина В.Н. Искусство и дети. М., 2009
- Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы»/ Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. — 2-е изд., испр. и доп. — М., 2011.
- Сакулина Н.П. Рисование в дошкольном детстве. М., 1965
- Утробина К.К., Утробин Г.Ф. Увлекательное рисование методом тычка с детьми. М., 2001.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
презентация мастер-класса "Понимание позиции" - как один из способов формирования способности понимания у старших дошкольников
Данный мастер-класс был проведен на декаде профессионального мастерства. Цель мастер - класса: продемонстрировать педагогам приемы работы с детьми по развитию способности понимания за счет способа &qu...
«Работа с бумагой как один из способов формирования универсальных предпосылок учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста».
Необходимость создания данной работы была продиктована тем, что в В настоящее время основанием преемственности разных ступеней образовательной системы становится ориентация на ключевой стратегич...
Консультация для воспитателей на тему: «Работа по разделу «Театрализованная деятельность», как один из способов формирования толерантности у воспитанников».
Исторически представление о толерантности появилось в Малой Азии, когда там начали чеканить монету. Допустимое отклонение веса каждой золотой или серебряной монетки от стандарта и составило первое пре...
Семинар-практикум для педагогов "Работа с бумагой - как один из способов формирования универсальных предпосылок учебной деятельности у детей старшего возраста"
Данный семинар-практикум имеет основную цель - повышение компетентности педагогов при работе с детьми по данному направлению....
"Пластилинография-один из способов формирования сенсомоторных навыков у детей дошкольного возраста и интеллектуальными ограничениями".
Увлекательные занятия с пластилином позволяют развивать осноовное новообразование дошкольного детства - воображение!...
Практический мастер-класс "Элементарное музицирование, как один из способов формирования музыкально-ритмического воспитания дошкольников"
Практический мастер-класс по направлению: «Художественно-эстетическое развитие» подготовила Инглик Алсу Талгатовна, музыкальный руководитель ГБОУ ООШ №9 структурное подразделение «Де...