Комплексное игровое занятие для детей старшей группы «Морозные узоры» (рисование, ознакомление с природой)
план-конспект занятия по рисованию на тему
Природа - неиссякаемый источник творческих идей. Нам, педагогам, нужно только научить детей видеть красоту в окружающем мире.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Комплексное игровое занятие
для детей старшей группы «Морозные узоры»
(рисование, ознакомление с природой)
Задачи:
- Учить детей видеть красоту в зимних явлениях природы.
- Развивать зрительную наблюдательность, способность замечать необычное в окружающем мире и желание отразить увиденное в своем творчестве.
- Совершенствовать умения и навыки детей в свободном экспериментировании с изобразительным материалом, помочь детям освоить метод спонтанного рисования.
- Развивать воображение, творчество.
Материалы для занятия: альбомный лист; кусочек свечки; акварельные краски; кисть с широким ворсом; стаканчик с водой.
Предварительная работа: наблюдения за морозными узорами на окнах в зимнее время.
Ход занятия.
Воспитатель предлагает отгадать детям загадки.
С неба звезды падают,
Лягут на поля.
Пусть под ними скроется
Черная земля.
Много-много звездочек,
Тонких, как стекло;
Звездочки холодные,
А земле тепло. (Снежинки)
Морозно в белом январе,
Деревья тонут в серебре.
Кусты, березы и осины
Украсил блеском светлый… (иней) .
Случается, и с неба
Камешки летят.
Прячутся прохожие,
А всего-то… (град)
Гуляю в поле,
Летаю на воле,
Кручу, бурчу,
Знать никого не хочу.
Вдоль села пробегаю,
Сугробы наметаю. (Метель)
Растет она вниз головой,
Не летом растет, а зимой,
Но солнце ее припечет,
Заплачет она и умрет. (Сосулька)
Прозрачен, как стекло,
А не вставишь в окно. (Лед)
• Какой это мастер
На стекла нанес
И листья, и травы,
И заросли роз. (Мороз)
Воспитатель: Молодцы, ребята, вы очень наблюдательны, поэтому правильно отгадали загадки. Скажите, а когда бывают все эти явления природы, в какое время года?
Дети: зимой.
Воспитатель: Правильно. Как наступает зима, приходят холода. По свету гуляет Мороз. Прохаживается он по лесам и полям, городам и селам. Приходил и в ваш дом. Постучался в окошко, а вы в это время спали и ничего не слышали. Оставил вам Мороз письмецо распрекрасное. Проснулись утром, посмотрели в окошко. Какое красивое! Расписное! Все в кружевах и узорах! Это Мороз написал, нарисовал: веточки – травинки беленькие, снежинки, цветы ледяные, листочки пальм, перышки сказочных птиц, завитушки и крючочки студеные…
Волшебник
Мороз – волшебник, это видно сразу:
Я свой альбом еще не открывал,
А он уже без кисточек и красок
Все окна за ночь нам разрисовал.
Д. Чуяко
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, как Мороз эти узоры рисует?
(Мнения детей: Дует на стекла холодом, по волшебству, бросает на окна снежинки, и они приклеиваются к окошку.)
Воспитатель: На самом деле от холодного, морозного воздуха капельки воды, которые присутствуют в воздухе, оседают на холодном стекле, замерзают и превращаются в льдинки, похожие на тончайшие иголочки, которые расходятся в разные стороны по стеклу. За холодную ночь их образуется много-много, они как бы нарастают друг на друга. И в итоге получаются разные узоры и рисунки, в которых можно даже увидеть очертания знакомых предметов. Вот, оказывается, как образуются морозные узоры, а художником здесь, без сомнений, является Мороз. Мы с вами имели возможность наблюдать их, вспомните, кто и что увидел в рисунках Мороза?
Ответы детей: Елочку, снежинки, снеговика, цветы, птиц и др.
Воспитатель: ребята, а как вы думаете, мы с вами смогли бы нарисовать такие узоры, чтобы вначале они были не видны, а потом вдруг появились, как у мороза?
Дети: да
Воспитатель: А на самом деле возможно: оказывается, есть такие материалы, рисуя которыми мы сначала получаем невидимые узоры, но если их сверху покрыть акварельными красками, узоры появятся.
Сегодня мы с вами попробуем сотворить волшебство – нарисуем морозный узор, только при помощи свечи. Но вначале нужно произнести волшебное заклинание, чтобы у нас с вами все получилось не хуже, чем у самого Мороза.
Заклинание Зимы.
(отрывок из стихотворения)
Лягте, мягкие снега,
(стоя в кругу, поднять руки над головой,)
На леса и на луга,
(плавно опустить их через стороны вниз)
Тропы застелите,
(руки – перед собой, плавно поочередно)
Ветви опушите.
(покачать ими вверх-вниз)
На окошках, Дед Мороз,
(имитировать движение рисования)
Разбросай хрустальных роз,
(кистью помахать в произвольном направлении)
Легкие виденья,
(поочередно правой, левой руками.)
Хитрые сплетенья.
Зачаруй сердца людей
(поднять руки над головой, плавно)
Красотой своих затей:
(опустить их через стороны вниз)
Пусть вникают взоры
В светлые узоры.
Ты, Метелица, чуди,
(присесть, встать, поднять руки вверх)
Хороводы заводи,
(покружиться вокруг себя.)
Взвейся вихрем белым
В поле поседелом.
(М. Пожарова)
Воспитатель: А теперь ребята давайте пройдем на свои места и приступим к работе. Каждый из вас будет создавать свой узор, соблюдая правило заполнения листа узором: начинать рисовать лучше всего в его верхней части, слева направо и спускаться вниз по мере заполнения листа невидимым узором, чтобы рисуемые элементы не накладывались друг на друга.
Дети приступают к работе, воспитатель помогает, если есть затруднения.
Воспитатель: Какие вы молодцы, настоящие волшебники. Давайте вместе полюбуемся на ваши волшебные узоры.
На стекле морозный иней.
Сколько черточек и линий!
Знаю только я одна,
Кто стоит там у окна…
(Н. Френкель)
Дети вместе с воспитателем рассматривают узоры, любуются ими.
После занятия дети приклеивают свои узоры на заранее приготовленные «окошки» на доме.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Комплексное итоговое занятие для детей старшей группы "Сыскное агентство"
Закрепит знания, полученные в течение года...
![](/sites/default/files/pictures/2014/12/06/picture-406355-1417894228.jpg)
Комплексное тематическое занятие для детей старшей группы «Волшебный мир музыкальных произведений П.И. Чайковского из балета Щелкунчик»
Конспект непосредственно образовательной деятельностиВозрастная группа: старшаяТема НОД: «Волшебный мир музыкальных произведений П.И. Чайковского из балета Щелкунчик»Направление образовани...
![](/sites/default/files/pictures/2018/02/19/picture-1013532-1519019965.jpg)
Конспект комплексно-тематического занятия для детей старшей группы
Тема: "Времена года. Календарь". Цель. Формировать устойчивый познавательный интерес. Задачи. Закреплять знания о временах года и связанных с ними природных явлениях и изменениях...
![](/sites/default/files/pictures/2017/05/14/picture-924559-1494769496.jpg)
Конспект игрового занятия для детей старшей группы «Правила движения вызывают уважение».
Конспект игрового занятия для детей старшей группы «Правила движения вызывают уважение»....
![](/sites/default/files/pictures/2018/02/28/picture-1017045-1519817466.jpg)
Старшая группа Конспект игрового занятия для детей старшей группы «Правила движения вызывают уважение»
Конспект игрового занятия для детей старшей группы «Правила движения вызывают уважение»...
![](/sites/default/files/pictures/2017/02/12/picture-893364-1486906500.jpg)
Конспект игрового занятия для детей старшей группы Квест-игра «Мы фокусники и волшебники»
Конспект игрового занятия для детей старшей группыКвест-игра «Мы фокусники и волшебники»...
![](/sites/default/files/pictures/2020/01/26/picture-677059-1580036663.jpg)
Сценарный план комплексного игрового занятия с детьми старшей группы "Туфелька для Бабы - Яги»
Конспект был представлен на Всероссийский конкурс профессионального мастерства воспитателей и педагогов дошкольных образовательных учреждений "Современный детский сад - 2016"...