Комплексное игровое занятие для детей старшей группы «Морозные узоры» (рисование, ознакомление с природой)
план-конспект занятия по рисованию на тему

Коноплинова Елена Петровна

Природа - неиссякаемый источник творческих идей. Нам, педагогам, нужно только научить детей видеть красоту в окружающем мире.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Комплексное игровое занятие

для детей старшей группы «Морозные узоры»

(рисование, ознакомление с природой)

Задачи:

  1. Учить детей видеть красоту в зимних явлениях природы.
  2. Развивать зрительную наблюдательность, способность замечать необычное в окружающем мире и желание отразить увиденное в своем творчестве.
  3. Совершенствовать умения и навыки детей в свободном экспериментировании с изобразительным материалом, помочь детям освоить метод спонтанного рисования.
  4. Развивать воображение, творчество.

Материалы для занятия: альбомный лист; кусочек свечки; акварельные краски; кисть с широким ворсом; стаканчик с водой.

Предварительная работа: наблюдения за морозными узорами на окнах в зимнее время.

Ход занятия.

Воспитатель предлагает отгадать детям загадки.

С неба звезды падают,

Лягут на поля.

Пусть под ними скроется

Черная земля.

Много-много звездочек,

Тонких, как стекло;

Звездочки холодные,

А земле тепло. (Снежинки)

Морозно в белом январе,

Деревья тонут в серебре.

Кусты, березы и осины

Украсил блеском светлый… (иней) .

Случается, и с неба

Камешки летят.

Прячутся прохожие,

А всего-то… (град)

Гуляю в поле,

Летаю на воле,

Кручу, бурчу,

Знать никого не хочу.

Вдоль села пробегаю,

Сугробы наметаю. (Метель)

Растет она вниз головой,

Не летом растет, а зимой,

Но солнце ее припечет,

Заплачет она и умрет. (Сосулька)

Прозрачен, как стекло,

А не вставишь в окно. (Лед)

• Какой это мастер

На стекла нанес

И листья, и травы,

И заросли роз. (Мороз)

Воспитатель: Молодцы, ребята, вы очень наблюдательны, поэтому правильно отгадали загадки. Скажите, а когда бывают все эти явления природы, в какое время года?

Дети: зимой.

Воспитатель: Правильно. Как наступает зима, приходят холода. По свету гуляет Мороз. Прохаживается он по лесам и полям, городам и селам. Приходил и в ваш дом. Постучался в окошко, а вы в это время спали и ничего не слышали. Оставил вам Мороз письмецо распрекрасное. Проснулись утром, посмотрели в окошко. Какое красивое! Расписное! Все в кружевах и узорах! Это Мороз написал, нарисовал: веточки – травинки беленькие, снежинки, цветы ледяные, листочки пальм, перышки сказочных птиц, завитушки и крючочки студеные…

Волшебник

Мороз – волшебник, это видно сразу:

Я свой альбом еще не открывал,

А он уже без кисточек и красок

Все окна за ночь нам разрисовал.

Д. Чуяко

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, как Мороз эти узоры рисует?

(Мнения детей: Дует на стекла холодом, по волшебству, бросает на окна снежинки, и они приклеиваются к окошку.)

Воспитатель: На самом деле от холодного, морозного воздуха капельки воды, которые присутствуют в воздухе, оседают на холодном стекле, замерзают и превращаются в льдинки, похожие на тончайшие иголочки, которые расходятся в разные стороны по стеклу. За холодную ночь их образуется много-много, они как бы нарастают друг на друга. И в итоге получаются разные узоры и рисунки, в которых можно даже увидеть очертания знакомых предметов. Вот, оказывается, как образуются морозные узоры, а художником здесь, без сомнений, является Мороз. Мы с вами имели возможность наблюдать их, вспомните, кто и что увидел в рисунках Мороза?

Ответы детей: Елочку, снежинки, снеговика, цветы, птиц и др.

Воспитатель: ребята, а как вы думаете, мы с вами смогли бы нарисовать такие узоры, чтобы вначале они были не видны, а потом вдруг появились, как у мороза?

Дети: да

Воспитатель: А на самом деле возможно: оказывается, есть такие материалы, рисуя которыми мы сначала получаем невидимые узоры, но если их сверху покрыть акварельными красками, узоры появятся.

Сегодня мы с вами попробуем сотворить волшебство – нарисуем морозный узор, только при помощи свечи. Но вначале нужно произнести волшебное заклинание, чтобы у нас с вами все получилось не хуже, чем у самого Мороза.

Заклинание Зимы.

(отрывок из стихотворения)

Лягте, мягкие снега,

(стоя в кругу, поднять руки над головой,)

На леса и на луга,

(плавно опустить их через стороны вниз)

Тропы застелите,

(руки – перед собой, плавно поочередно)

Ветви опушите.

(покачать ими вверх-вниз)

На окошках, Дед Мороз,

(имитировать движение рисования)

Разбросай хрустальных роз,

(кистью помахать  в произвольном направлении)

Легкие виденья,

(поочередно правой, левой руками.)

Хитрые сплетенья.

Зачаруй сердца людей

(поднять руки над головой, плавно)

Красотой своих затей:

(опустить их через стороны вниз)

Пусть вникают взоры

В светлые узоры.

Ты, Метелица, чуди,

(присесть, встать, поднять руки вверх)

Хороводы заводи,

(покружиться вокруг себя.)

Взвейся вихрем белым

В поле поседелом.

(М. Пожарова)

Воспитатель: А теперь ребята давайте пройдем на свои места и приступим к работе. Каждый из вас будет создавать свой узор, соблюдая правило заполнения листа узором: начинать рисовать лучше всего в его верхней части, слева направо и спускаться вниз по мере заполнения листа невидимым узором, чтобы рисуемые элементы не накладывались друг на друга.

Дети приступают к работе, воспитатель помогает, если есть затруднения.

Воспитатель: Какие вы молодцы, настоящие волшебники. Давайте вместе полюбуемся на ваши волшебные узоры.

На стекле морозный иней.

Сколько черточек и линий!

Знаю только я одна,

Кто стоит там у окна…

(Н. Френкель)

Дети вместе с воспитателем рассматривают узоры, любуются ими.

После занятия дети приклеивают свои узоры на заранее приготовленные «окошки» на доме.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексное тематическое занятие для детей старшей группы «Волшебный мир музыкальных произведений П.И. Чайковского из балета Щелкунчик»

Конспект непосредственно образовательной деятельностиВозрастная группа: старшаяТема НОД: «Волшебный мир музыкальных произведений П.И. Чайковского из балета Щелкунчик»Направление образовани...

Конспект комплексно-тематического занятия для детей старшей группы

Тема: "Времена года. Календарь".  Цель. Формировать устойчивый познавательный интерес.  Задачи. Закреплять знания о временах года и связанных с ними природных явлениях и изменениях...

Конспект игрового занятия для детей старшей группы «Правила движения вызывают уважение».

Конспект игрового занятия для детей старшей группы «Правила движения вызывают уважение»....

Старшая группа Конспект игрового занятия для детей старшей группы «Правила движения вызывают уважение»

Конспект игрового занятия для детей старшей группы «Правила движения вызывают уважение»...

Конспект игрового занятия для детей старшей группы Квест-игра «Мы фокусники и волшебники»

Конспект игрового занятия для детей старшей группыКвест-игра «Мы фокусники и волшебники»...

Сценарный план комплексного игрового занятия с детьми старшей группы "Туфелька для Бабы - Яги»

Конспект был представлен на Всероссийский конкурс профессионального мастерства воспитателей и педагогов дошкольных образовательных учреждений "Современный детский сад - 2016"...