Использование элементов творческого рассказывания на занятиях по изобразительной деятельности
консультация по рисованию на тему

Данный материал представляет собой методические рекомендации для педагогов из опыта работы. Они содержат игровые приемы по развитию связной речи в изобразительной деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование элементов творческого рассказывания на занятиях по изобразительной деятельности

(методические рекомендации для педагогов).

         Формирование речи детей в дошкольном возрасте – одна из серьёзнейших задач воспитания, так как овладение родным языком тесным образом связано с развитием сознания ребенка, с познанием окружающего мира, с развитием окружающего мира, с развитием всех сторон его личности.

   Еще К. Д. Ушинский сказал: «Родное слово есть основа всякого умственного развития и сокровищница всех знаний: с него начинается  всякое понимание, через него происходит и к нему возвращается».

   С целью подготовки детей к школьному обучению, детский сад ставит перед собой задачу: научить дошкольников навыкам связной речи (диалогической, монологической). Речевое развитие осуществляется в процессе всех видов деятельности в детском саду: будь то непосредственно образовательная деятельность, прогулка, режимные моменты, что обеспечивает его большую результативность. В связи с этим формирование связной речи – одна из задач, которую решает педагог и в процессе изобразительной деятельности. Хотелось бы подробнее остановиться на одном из видов монологической речи – составлении творческих рассказов.

Решение данного вопроса  возможно  в процессе рассматривания и обсуждения детских работ. Ведь именно тогда ребенок имеет возможность рассказать о своем замысле, придумать интересный рассказ о нарисованных образах.

   Так дети старшей и подготовительных групп сочиняют увлекательные истории о нарисованных сказочных животных, придумывают им имена, характер, повадки, интересные случаи из жизни. В этом детям помогают карточки – символы. Опираясь на символы, дети составляют рассказ о нарисованных образах.

    В игре «Угадайка» один из участников придумывает историю по чужому рисунку, а остальные дети догадываются, о какой работе идет речь. Затем проводится обсуждение, насколько придуманный рассказ совпадает с творчеством автора.

    Вторым направлением в данной работе является непосредственное придумывание сюжета истории, сказки и ее иллюстрирование.

   В ходе творческих занятий «Новые приключения Колобка», «Как Снеговик хотел увидеть лето» педагог задает детям начало последующего рассказа. Например: «Бабка переложила в тесто дрожжи, и получился не Колобок, а Колобище…», «Снеговик мечтал увидеть лето и попросил  о помощи…..». Дети не только сочиняют содержание новой сказки, но и переносят придуманный ими сюжет на бумагу или пластилин.

   Особенно большое удовольствие доставляют детям игры – дорисовки, игры с элементами ТРИЗ. Дети с большим удовольствием дорисовывают различные фигуры, линии, кляксы до какого – либо предмета и придумывают  о нем различные истории. В изобразительной деятельности можно составлять как индивидуальные рассказы, так и коллективные. Такую работу так же можно проводить в ходе игры.

   В игре «Сложи сказку»,  дети выкладывают уже готовые рисунки в порядке развития сюжета и придумывают истории коллективно по нескольким работам, объединив их, единим содержанием. В игре «Сказка по кругу» дошкольники старшего возраста составляют коллективный рисунок, рассказ, добавляя по одному элементу и предложению. В ходе такой игры коллективный рассказ и коллективная работа по лепке, или рисованию составляется одновременно.

   Подобную речевую и изобразительную деятельность целесообразно сочетать с другими видами деятельности, например, с прослушиванием  музыкальных произведений. Где дети не только прослушивают музыку разного характера, рисуют представляемые  образы, но и составляют о них различные рассказы.

   Подводя итог, хотелось бы отметить, что в решении задач по «развитию связной речи» дошкольников интеграция разных видов деятельности играет большую образовательно – воспитательную и развивающую роль. В процессе такой работы у детей совершенствуются речевые навыки: умение рассказывать, рассуждать, обосновывать свой ответ, формируются навыки анализа и синтеза, развиваются психические процессы: память, внимание, воображение, закрепляются умения в лепки и рисовании, а так же воспитываются уважительные, партнерские отношения между сверстниками в группе.

   Эта работа необходима, так как добиться положительных результатов в этом направлении можно только обеспечив тесную взаимосвязь разных видов деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Использование русского народного творчества на занятиях по изобразительной деятельности в дошкольном образовательном учреждении".

В статье говорится об использовании потешек,загадок,русских народных песен на занятиях по  художественному творчеству с детьми подготовительной группы....

"Использование нетрадиционной техники рисования на занятиях по изобразительной деятельности"

Актуальность.     Развитие художественно-творческих способностей у ребенка - одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе.И самое эффективное ее...

Консультация для родителей на тему: «Развитие творческих способностей на занятиях по изобразительной деятельности.»

Развитие творческих способностей детей на занятиях по изобразительной деятельности....

Консультация для воспитателей на тему: «Развитие творческого воображения на занятиях по изобразительной деятельности»

Консультация для воспитателей на тему: «Развитие творческого воображения на занятиях по изобразительной деятельности»...

Консультация для педагогов по теме: «Развитие творческого воображения на занятиях по изобразительной деятельности».

Консультация для педагогов по теме: «Развитие творческого воображения на занятиях по изобразительной деятельности».«Занятие рисованием способствует разностороннему развитию личн...