"Использование русского народного творчества на занятиях по изобразительной деятельности в дошкольном образовательном учреждении".
методическая разработка (подготовительная группа)

Авакян Лариса  Васильевна

В статье говорится об использовании потешек,загадок,русских народных песен на занятиях по  художественному творчеству с детьми подготовительной группы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Уважаемые  коллеги!

Мне, как педагогу  дошкольного учреждения  и руководителю  студии «Горница», где дети на занятиях  знакомятся с историей, бытом, обычаями и обрядами русского народа, хочется обратить Ваше внимание  на  возможность использования  русского народного творчества   на занятиях по изобразительной деятельности.

Культура русского народа складывалась веками.  Она  впитала в себя  все традиции, обычаи и обряды, бережно передаваемые из поколения в поколение.

Приятно отметить, что в последнее время заметно усилился интерес к  фольклору, народному творчеству в целом. И это совершенно не случайно. Народное творчество  способствует развитию памяти, влияет на оздоровление организма , на развитие речи, обогащает словарь, развивает артикуляционный аппарат, фонематический слух и так далее.

Именно поэтому в качестве общего фона на рисовании, лепке, аппликации и других творческих занятиях можно использовать различные  народные песни  ( в том числе детские); хороводы,  игры – в качестве динамической паузы.

Простота содержания и формы, ясность и правдивость чувств делают  простую народную песню, музыку исключительно ценным средством художественного воспитания детей.

Дошкольники легко усваивают народную  мудрость и используют ее самостоятельно уже вне занятий, во время свободной деятельности.

На занятиях по художественному творчеству в подготовительной группе, на базе которой создана «Горница», звучит в качестве фона работы   русская народная музыка, активно используется и другой фольклорный материал.

Предлагаю  примерный небольшой список музыкальных произведений,  пословиц и поговорок, народных игр, которые помогут Вам сделать занятие для детей более интересным и содержательным:

1.Русские   народные песни для детей:

1.Русские народные песни для детей – Во саду, ли в огороде

2.Русские народные песни для детей – Ай, чу-чу

3.Русские народные песни для детей – Метелица

4.Русские народные песни для детей – Было у матушки 12 дочерей

5.Русские народные песни для детей – Солдатушки, бравы ребятушки.

6.Русские народные песни для детей – Дуня - тонкопряха

7.Русские народные песни для детей – Во кузнице

8.Русские народные песни для детей – Пошла млада за водой

9.Надежда Кадышева и анс. Золотое Кольцо – Конфетки , Бараночки

10.П. И Чайковский – Детский альбом - Камаринская -13

2.Русские пословицы и поговорки о  работе и труде:(Источник- http://luntiki.ru)

Любишь кататься — люби и саночки возить.
Уменье и труд все перетрут. 
Дело мастера боится. 
За много дел не берись, а в одном отличись.
К чему душа лежит, к тому и руки приложатся. 
Кто раньше встает, тот грибки соберет, а сонливый да ленивый идут после за крапивой.
Всякая птица своим клювом сыта. 
Не боги горшки обжигают.
Под лежачий камень и вода не течет.

Без работы день годом кажется.
Торопливый дважды одно дело делает.
Думай ввечеру, что делать поутру.
Без терпенья нет уменья.
Пока ленивый разомнется, усердный с работы вернется.
С мастерством люди не родятся, а добытым ремеслом гордятся. 
Велик телом, да мал делом. 
С охотой можно и в камень гвоздь забить.
Какие труды, такие и плоды. 
Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто на дело гож.
Маленькое дело лучше большого безделья. 
Нужно наклониться, чтоб из ручья напиться.
Малый топор может срубить большое дерево.
Не начавши — думай, а начавши — делай.
Куй железо, пока горячо.
Готовь сани летом, а телегу — зимой.

3.Народные игры для детей.( (Источник-  http://igra-naroda.ru).     Их можно  использовать для динамичекой паузы.

1. «Малечина – калечина»

Поставив палочку на палец, ладонь, ногу и т.д., нужно держать ее в равновесии, пока произносят слова:

"Малечина-калечина"
сколько часов до вечера?
Раз, два ...десять.

2.»Золотыеворота»
Пара игроков встают лицом друг к другу и поднимают вверх руки - это ворота. Остальные игроки берутся друг за друга так, что получается цепочка.
Игроки-ворота говорят стишок, а цепочка должна быстро пройти между ними.

«Золотые ворота
Пропускают не всегда.
Первый раз прощается,
Второй - запрещается.
А на третий раз
Не пропустим вас!»

С этими словами руки опускаются, ворота захлопываются. Те, которые оказались пойманными, становятся дополнительными воротами. "Ворота" побеждают, если им удалось поймать всех игроков.

3.  «Уголки»

Это старинная игра, имеющая очень много названий и вариантов, но основное содержание в ней - быстрая смена мест. Игра может проводиться в любых условиях: и в помещении, и на воздухе, где можно делать небольшие перебежки. Играют в нее дети начиная с дошкольного возраста и кончая подростками. Для игры не требуется инвентаря. Проводится она самостоятельно, без судей и руководителей. Если играют в помещении, то участвует 5 человек, при игре на воздухе - до 10 человек.
Описание. Играющие становятся по углам комнаты, водящий - в середине. Если играющих больше 5 человек, то для них чертятся кружки - «домики» («норы»). Все находящиеся по углам - «мышки». Одна из них - водящая «мышка» - находится в середине комнаты. Она подходит к какой-нибудь из стоящих в углу (к «норке») и говорит: «Мышка, мышка, продай свой уголок!» Та отказывается. Тогда водящая идет к другой «мышке». В это время «мышка», отказавшаяся продать «уголок», вызывает кого-нибудь из играющих и меняется с ним местом. Находящийся в середине стремится занять место кого-нибудь из перебегающих. Если ему удастся это, то оставшийся без места идет в середину и игра продолжается; если не удастся, то он подходит к другой «мышке» с просьбой продать «уголок». Если водящий скажет: «Кошка идет!» - тогда все должны поменяться местами, а водящий стремится занять чей-либо «уголок» («норку»). 

Правила. 
«Уголок-норку» занимает тот, кто первым попал туда. 
Если на слова «кошка идет» кто-нибудь не поменяет место, то он становится водящим. 

Разновидности «Уголков». 

«Ключи». Играющие распределяются по кружкам. Водящий - в середине. Он подходит к кому-либо и спрашивает: «Где ключи?» Находящийся в кружке отвечает ему: «Вон там постучи!» - и указывает направление. Когда водящий уходит по указанному направлению, ответивший меняется с кем-нибудь местом, а водящий старается занять одно из их мест. 

«Чур у дерева». Играют на лужайке, где есть деревья. Все, кроме водящего, становятся у деревьев, водящий - в середину между деревьями. Стоящие у деревьев начинают перебегать от дерева к дереву. Водящий должен осалить их, пока бегущий не подбежал еще к дереву и не сказал: «Чур у дерева!» Осаленный становится водящим, а водящий занимает его место у дерева.

Сейчас лишь немногие дошкольные  учреждения  в своей работе  опираются на национальное искусство, в частности музыкальный  фольклор, изначально  несущий в себе нравственность, эстетику, элементы народной мудрости, народной педагогики.

Приятно отметить, что в нашем детском саду с большим вниманием относятся к фольклору  и к русским народным праздникам.

На музыкальных занятиях дети с удовольствием  поют мелодичные русские народные песни, озорные частушки, водят хороводы.

В  сценарий каждого  утренника обязательно включается несколько  подходящих  по тематике  фольклорных номеров. В исполнении   детского оркестра можно услышать даже  знаменитую  «Комаринскую»!

Уважаемые коллеги!  Всегда помните  о своих корнях  и дайте  возможность   своим детям прикоснуться к великой культуре русского  народа!

Желаю  творческих и педагогических  успехов !

                                      


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа кружка "Фантазия" по теме :использование узоров русских народных художественных промыслов в декоративной изобразительной деятельности старших дошкольников.

Данная методическая разроботка посвящается проблеме формирования и развития основ художественной культуры ребёнка, через знакомтво с народным декоративно - прикладным искусством.В системе работы испол...

Проект "Использование узоров русских народных художественных промыслов в декоративной изобразительной деятельности старших дошкольников"

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"6245519","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"346","width":"436"}}]]«Самым высоким видом искусства, самым талантливым, самым гениал...

Конспект игры-занятия по развитию речи "Матрёшкин сундучок"с использованием русского народного творчества

Цель игры-занятия: активизировать речь детей средствами устного народного творчества...

«Инновационные технологии и техники развития творчества детей в процессе использования нетрадиционных техник рисования на занятиях по изобразительной деятельности»

Для развития детского воображения, фантазии и творческих способностей применяются нетрадиционные технологии и техники в разных видах изобразительной деятельности. Большие возможности дают творческие з...