Рисование - линейная графика (материал взят на основе учебно- методического пособия ННГСАУ 2010 авторы Филипова Л.В. и Шуваева Н.Ю.)
рабочая программа по рисованию (старшая группа) по теме
Влияние занятий по рисованию-линейной графике
на психофизиологическое развитие детей
Содержание работы по линейной графике | Влияние на психофизиологические аспекты развитие |
1 | 2 |
Тактильное обследование рельефной линии сгиба, воспроизведение линии в движении | Развитие тактильно-моторных координаций. Формирование чувственного образа линий |
Рисование прямых горизонтальных линий с опорой на линию сгиба | Развитие умения ориентироваться на листе, знакомство с понятием «горизонталь», развитие навыка подчинять движение соизмерению отрезков по длине, развитие произвольной регуляции движений слева-направо и справа-налево. Развитие тактильно-моторных координаций |
Рисование прямых вертикальных линий с опорой на линию сгиба | Развитие умения ориентироваться на листе, знакомство с понятием «вертикаль», развитие навыка подчинять движение соизмерению отрезков по длине, развитие произвольной регуляции движений снизу-вверх и сверху-вниз. Развитие тактильно-моторных координаций |
Рисование прямых наклонных линий | Развитие умения ориентироваться на листе; знакомство с понятием «диагональ»; развитие навыка подчинять движение соизмерению отрезков по длине; развитие произвольной регуляции движений; развитие умения регулировать движение в соответствии с задачами изображения |
Рисование волнистых линий | Развитие навыка ритмичного повторения однородных движений, умения произвольно ускорять и замедлять темп движения; развитие навыка удерживать направление движения. Развитие тактильно-моторных координаций. развитие навыков циклических движений |
Рисование ломанных линий | Развитие навыка ритмичного повторения однородных движений, умения произвольно ускорять и замедлять темп движения; развитие навыка удерживать направление движения. Развитие зрительно-моторных координаций, умение изменять направление движения под углом |
Рисование спиралевидных линий; спиралевидных линий со смещенным центром витков спирали | Развитие навыка ритмичного повторения однородных движений с увеличением амплитуды движения. Развитие зрительно-моторных координаций |
Рисование линий расходящихся из одной точки | Развитие умение видеть угол наклона, развитие глазомера, развитие произвольности движений, умение прекратить движение в нужной точке |
Рисование линий сходящихся в одну точку | Развитие умение видеть угол наклона, развитие глазомера, развитие произвольности движений, реализация пространственного фактора развития, развитие умения предвидеть результат |
Движение пальцами по линиям лабиринта, графическое отображение линий, огибание точек | Развитие умения ориентироваться на листе; развитие моторной координации и произвольной регуляции; развитие умения произвольно изменять направление движения под углом |
Рисование двумя руками | Развитие периферического зрения, развитие произвольных движений одновременно двумя руками (бимануальная манипуляция). Развитие межполушарного взаимодействия |
Рисование декоративного геометрического орнамента. | Развитие глазомера, чувства симметрии, умение выделять центр композиции, формирование навыка ритмичного повторения однородных движений |
Развитие навыков деления листа бумаги на клетки и секторы складыванием для получения центрально - лучевой и осевой симметрии с несколькими осями симметрии (от двух до восьми). | Развитие глазомера, чувства симметрии |
Коллективное рисование. | Развитие умения последовательно планировать свою деятельность |
Ассоциативное рисование с использованием различных видов линий. | Развитие логических операций, развитие ассоциативности восприятия, развитие навыка передачи образа с помощью линий. |
Рисование с закрытыми глазами | Развитие кинестетической основы движения. |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
risovanie_-lineynaya_grafika.pptx | 135.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
При всем многообразии форм и методов решения данной проблемы, ученые отмечают, что при работе с детьми старшего дошкольного возраста особенно большим потенциалом обладает изобразительная деятельность, в процессе которой ребенок невербально учится выражать свое внутреннее состояние, создавать творческие работы, преломляя в образной форме свои представления о мире, где через творчество «происходит расширение горизонтов познания - от близкого к далекому, от простого к сложному, от национально-регионального к мировому».
Каждый вид искусства имеет свою специфику, ставит перед собой особые задачи и обладает для их решения своими специфическими приемами. Графика - это одно из самых популярных изобразительных искусств. С инструментами и приемами графики сталкивается каждый человек - в школе, на работе или во время отдыха. Кто не держал в руке карандаш, не рисовал профилей или домиков, из труб которых вьется дымок?
Понятие «линейная графика» объединяет в себе характеристики присущие графике как искусству рисования графическими материалами и представления о различных видах линий, а также отображение с помощью них предметов и явлений окружающего мира.
Существует множество причин, затрудняющих обучение ребенка грамоте, однако неразвитость абстрактно-логического (абстрактно-символического) мышления, несформированность графических навыков, а также физиологический гипотонус (слабость) или гипертонус (перенапряжение) мышц кисти руки, являются, пожалуй, определяющими.
целью педагогической технологии «Рисование - линейная графика» является развитие у детей психомоторных связей «рука-мозг-рука» на базе развития тонкой моторики кисти руки и выработки необходимого для письма оптимального двигательного стереотипа, а также интеллектуальное развитие ребенка через активизацию чувственного конкретно-образного мышления и формирование понятийного абстрактно-логического мышления.
В данном учебном пособии предложена система занятий, нацеленная на поэтапное поступательное развитие способностей детей к восприятию и образному осмыслению окружающего мира, к словесному и графическому отражению действительности в художественных образах специфическими средствами искусства, а также на формирование графических навыков в процессе работы с разнообразными художественно-изобразительными материалами.
Изобразительное искусство вооружает ребенка такими выразительными средствами как форморисование (рисование на основе геометрических форм) и линейная графика, освоив которые, он органично переходит к осмысленному использованию знаковой системы - письменности.
этом ребенок не осознает всей важности поставленной перед ним задачи, художественная деятельность для него близка, доступна и понятна, она своеобразная игра, помогающая в графическом образе передать свое виденье мира. Действительно, по своей природе рисование схоже с игрой, где художник выступает сразу в нескольких ипостасях: как сценарист, режиссер, актер... Сам придумал, сам нарисовал, сам проиграл.
Помимо освоения средств линейной графики программой предусмотрено знакомство с основными законами композиции и пространственными ориентирами: ориентация на листе, работа не только с плоскостью, но и с рельефными композициями и с объемом.
Законы симметрии, асимметрии; вертикальность и горизонтальность направлений; волнообразная природа многих явлений, - все это постигается детьми опытным путем через действия с предметами; выстраиваются ассоциации, логические ряды сравнений, осуществляются поиски адекватных предмету или явлению изобразительных средств.
Задачи телесного развития на занятиях по реализации технологии «Рисование - линейная графика» решаются в совокупности с другими задачами целостного развития ребенка. в процессе занятий, формируются навыки графических движений; развитие произвольных движений; происходит овладение различными приемами рисования графическими материалами; использование в процессе рисования выразительных возможностей графических средств: точки, штриха и линии, их трансформации в шрифтовые и орнаментальные композиции; развиваются способности выделять форму, местоположение различных элементов изображаемого объекта; совершенствуются механизмы сенсомоторного восприятия и воспроизведения.
когнитивному развитию. На занятиях по рисованию - линейной графике, большое значение уделяется развитию композиционных навыков. Дети учатся составлять простые композиции, в соответствии с полученными знаниями о центре, симметрии, асимметрии. На занятиях дети рисуют предметы разных категорий (животные, люди, сказочные персонажи, деревья, фрукты, ягоды, цветы, хлебобулочные изделия, посуду, транспорт, постройки, предметы быта и т.д.); знакомятся с декоративно-прикладным искусством, орнаментальными композициями, абстрактными символами (пиктограммами, буквами); учатся сложению листа для получения опорных линий сгиба, а так же учатся ориентироваться по клеткам, опираясь на полученные линии сгиба. Все это не только обогащает опыт ребенка, но и развивает его образное мышление.
развитие социально-эмоциональной сферы побуждают ребенка делать самостоятельный выбор, учат помогать другому, уважать и понимать потребности другого человека, бережно относиться к продуктам его труда. В процессе коллективной деятельности у детей формируются предпосылки для развития коммуникативных и социальных навыков, развивается умение последовательно планировать свою деятельность, что в свою очередь способствует накоплению ребенком социального и когнитивного опыта.
Организация занятий по рисованию - линейной графике. Реализация педагогической технологии «Рисование - линейная графика» в условиях детского сада, прежде всего, направлена на укрепление и тренировку мышц кисти руки, развитие творческого потенциала и психофизиологических возможностей ребенка.
Занятия по технологии «Рисование – линейная графика» являются дополнительными и не входят в основную программу детского сада. Они могут проводиться в свободное время - на дополнительных занятиях . Помимо этого педагог может использовать элементы занятий по рисованию – линейной графике на своих занятиях.
В пособие разработано 36 основных и 10 дополнительных занятий. При организации работы по данной технологии занятия проводятся с октября по май, 2 раз в неделю. Дополнительные задания даются в качестве закрепления полученных на основных занятиях знаний и не являются обязательными. Педагог вправе использовать их в качестве тренировочных заданий или заданий на дом.
В октябре проводятся диагностические занятия, направленные на определение уровня развития детей, выявляются их индивидуальные особенности, а так же проблемы, затрудняющие успешное развитие и обучение ребенка. (см. табл. ). Также диагностические занятия проводятся в апреле, для выявления уровня сформированности линейно-графических навыков и абстрактно – логического мышления (см. табл. ).
Прогнозируемые трудности при реализации педагогической технологии «Рисование - линейная графика». В процессе реализации педагогической технологии «Рисование - линейная графика» могут возникнуть определенные трудности. • Разный уровень развития детей в группе.
Количество детей в классе. Для достижения наилучших результатов в процессе освоения программы рекомендуется разделить детей на подгруппы, в которых будет не более 15 детей.
. Учет региональных особенностей при реализации программы Учитывая национальные особенности, принадлежность детей и их родителей к различным религиозным концессиям, необходимо корректировать предметное и сюжетное наполнение занятий по рисованию - линейной графике,
. Предполагаемые результаты. К концу года у ребенка должны быть развиты: • Механизмы сенсомоторного восприятия и воспроизведения. Об этом будут свидетельствовать умения: выделять форму, цвет, размер геометрических фигур; проводить сравнительный анализ объекта изображения с основными сенсорными эталонами и воспроизводить объект графически на бумаге, умение воспроизводить различные линии без показа педагога, а также составлять из этих линий графические и орнаментальные композиции, умение вписывать и описывать различные геометрические формы, соблюдая одинаковый интервал между фигурами.
• Сенсомоторные координации, чувство симметрии. Об этом будут свидетельствовать умения выполнять тонкие дифференцированные движения; использовать изобразительные свойства графических материалов; рисовать двумя руками и одной рукой симметричные формы и предметы; закрашивать с помощью штриховки объект изображения, не выходя за его границы и соблюдая определенный наклон, а также сформированность представлений о симметрии в процессе дорисовывание левой или правой стороны объекта изображения, или самостоятельного рисования симметричного предмета.
• Зрительно-пространственные ориентации в микропространстве , глазомер. Об этом будут свидетельствовать умения составлять композиции в процессе предметного сюжетного и декоративного рисования; рисовать орнаментальные композиции, соблюдая очередность чередования элементов орнамента и соизмеряя их по форме, цвету и размеру; развитость глазомера в процессе ориентирования по клеткам и опорным линиям; умение составлять декоративные композиции ( четырехчастные , восьмичастные и шестнадчатичастные композиции).
• Способности к воображению, творческие способности. Об этом будут свидетельствовать умения творчески преобразовывать образец; рисовать без опоры на образец педагога, по творческому замыслу; вносить творческие элементы в рисунок, самостоятельно придумывать абстрактные символы и с их помощью записывать информацию.
А также к концу года у детей должны быть сформированы следующие навыки: - владеть разными графическими движениями: рисовать графическими материалами на бумаге прямые, вертикальные, горизонтальные, наклонные, параллельные и пересекающиеся линии; сочетать прямые вертикальные и горизонтальные линии; рисовать волнистые, ломаные, петлеобразные линии; составлять композиции из данных линий; рисовать спиралевидные линии и спиралевидные линии со смещенным центром витков спирали; создавать орнаментальные бордюрно-меандровые композиции, приближенные по стилистике к письменности (прописным буквам); изображать простые пиктографические символы и элементы печатных и письменных букв; рисовать печатные буквы, составлять из букв простые слова; - понимать, что информацию можно передать с помощью рисунка, пиктограммы, знаково-символической записи;
Прогнозируемые трудности индивидуально-личностного развития детей • Педагог нередко сталкивается с трудностями, связанными с недостаточным различием у ребенка произвольного внимания, пространственного мышления. Такому ребенку сложно выделять центр композиции, точно масштабировать изображения с доски или образца на рабочую поверхность листа, соотносить предметы по их величине и форме, воспроизводить по памяти образец, соблюдать чередование фрагментов в орнаментальных композициях и т.д.
• При слабом развитии мышц кисти руки (повышенное напряжение мышц кисти или, наоборот, слабость кисти руки в процессе рисования) и дискоординации (несогласованности) движений рук могут возникнуть затруднения при рисовании твердыми графическими материалами (карандаш, гелиевая ручка, фломастеры); трудности при регулировании силы нажима на графические материалы, а также в процессе произвольного изменения размаха движения при штриховке, произвольном замедлении или ускорении темпа движения, при выработке навыка прекращения движения в нужной точке.
• При низком уровне развития глазодвигательных координаций часто возникают затруднения при зрительном обследовании предмета, возможны искажения в восприятии его формы, объема, размера. • При низком уровне развития тактильно-двигательных координаций ребенок не может полноценно воспринимать предмет при его тактильном обследовании и передавать его фактуру в рисунке.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ребенок - это особая планета, особый, постоянно изменяющийся, склонный к самоусовершенствованию мир. Мир, в котором познание является важнейшим фактором его развития и адаптации к окружающей среде. Поэтому от каждого, кто предлагает ту или иную систему обучения детей требуется максимальное понимание цели и задач, им преследуемых, и насколько они соответствуют возможностям и потребностям данного возраста. В программе сделана попытка комплексного подхода к организации и проведению процесса подготовки к школе, привести в гармоничное равновесие психомоторное, художественно-образное и интеллектуальное развитие ребенка, когда накопление знаний, формирование умений и навыков идет в непрерывной связи с приобщением детей к морально-нравственным ценностям, в процессе активной, доступной для данного возраста, деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по рисованию - линейной графике : "Сказка "Город Линий"
Конспект занятияпо рисованию (линейная графика)Сказка « Город линий»....
Роль художественно - творческой деятельности "Рисование - линейная графика" в подготовке детей к школьному обучению"
Трудности в освоении грамоты, как правило, обусловлены особенностями психофизиологического развития ребенка, его неумением соотнести абстрактно - условные знаки с конкретными явлениями и предметами, ...
презентация "Здоровьесберегающая технология "Рисование - линейная графика" в формировании у детей 6 лет готовности к школе"
Данная презентация - ознакомление с педтехнологией, ее особенностями. В работе с детьми используются различные материалы, формы, интеграция различных областей....
Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий в комнате с интерактивным сенсорным оборудованием «Релаксационный комплекс» Разработана на основе учебно–методического пособия В. И. Шевлякова «Организация занятий в сенсорной комнате»
Рабочая программакоррекционно-развивающих занятий в комнатес интерактивным сенсорным оборудованием«Релаксационный комплекс»Разработана на основе учебно–методического пособия В. И. Шевлякова«Орга...
Буклет для родителей "Роль художественно-творческой деятельности «Рисование – линейная графика» в подготовке детей к письму"
Основной целью работы является художественно-эстетическое развитие детей старшего дошкольного возраста, развитие творческих способностей детей, подготовка детей к письму, т.е. по возможности развитие ...
Авторская педагогическая технология Н.Ю.Шуваевой «Рисование – линейная графика» как средство развитие мелкой моторики кисти руки детей старшего дошкольного возраста
Авторская педагогическая технология Н.Ю.Шуваевой «Рисование – линейная графика» как средство развитие мелкой моторики кисти руки детей старшего дошкольного возраста...
Тема: Развитие линейно- графических навыков детей старшего дошкольного возраста посредством авторской педагогической технологии Н.Ю.Шуваевой«Рисование – линейная графика»
Сюжеты и темы занятий разнообразны, тесно связаны с поэтапным усложнением от простого к сложному, от конкретного к абстрактному. 1.Сначала все движения отрабатываются в макропространстве (в спор...
Комментарии
Отличная статья, Любовь
Отличная статья, Любовь Константиновна.