Программа дополнительного образования детей по художественной направленности "Разноцветные ладошки"
план-конспект занятия по рисованию (младшая группа) по теме

Кречина Антонина Станиславовна

Программа дополнительного образования детей по художественной направленности "Разноцветные ладошки". Рисование необычными материалами и оригинальными техниками.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_tonya.docx46.77 КБ

Предварительный просмотр:

Программа дополнительного образования детей

по художественной направленности

« Разноцветные ладошки»

для детей от 3 до 4 лет

на 2014-2015 учебный год

Составители: Кречина А.С.,

воспитатель

г. Красноармейск Саратовская область 2014г.

Пояснительная записка

Современное общество требует от человека применения широкого спектра способностей, развития индивидуальных качеств личности. Одно из первых мест в ряду целей образовании принадлежит подготовке подрастающего поколения к творческому труду. Для того чтобы выжить в ситуации постоянных изменений, чтобы адекватно на них реагировать, человек должен активизировать свой творческий потенциал, основой которого является творческое воображение.

Рисование помогает ребенку познавать окружающий мир, приучает внимательно наблюдать и анализировать формы предметов, развивает зрительную память, пространственное мышление и способность к образному мышлению. Оно учит точности расчета, учит познавать красоту природы, мыслить и чувствовать, воспитывает чувство доброты, сопереживания и сочувствия к окружающим.

Кружковая работа по изобразительному искусству предоставляют неиссякаемые возможности для всестороннего развития детей дошкольного возраста. Встреча с искусством на каждом уровне, обучение детей видению прекрасного в жизни и искусстве, активная творческая деятельность каждого ребенка, радость от сознания красоты – все это воздействует на ум, душу, волю растущего человека, обогащает его духовный мир.

Актуальность состоит в том, что знания не ограничиваются рамками программы. Дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов рисования, их особенностями, многообразием материалов, используемых в рисовании, учатся на основе полученных знаний создавать свои рисунки. Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях.

Нетрадиционные техники рисования – важнейшее дело эстетического воспитания, это способы создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует всё: и цвет, и линия, и сюжет. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное само выражаться.

Воспитатель призван пробудить в ребенке потребность к творчеству, открытиям, поиску нестандартных решений той или иной задачи или проблемы, общению на деловом уровне, а также формированию личностных качеств.

В. А. Сухомлинский писал, что «ребенок по своей природе - пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть перед ним открывается чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках, в сказке и игре, в собственном творчестве, в стремлении делать добро людям. Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество — верная дорога к сердцу ребенка». Изобразительное искусство занимает особое место в развитии творческих способностей личности дошкольника, так как лежащая в её основе предметно-практическая деятельность обладает значительным развивающим потенциалом.

Рисование необычными материалами и оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Эмоции, как известно – это и процесс, и результат практической деятельности, прежде всего художественного творчества. По эмоциям можно судить о том, что в данный момент радует, интересует, подвергает в уныние, волнует ребёнка, что характеризует его сущность, характер, индивидуальность. Дошкольники по природе своей способны сочувствовать литературному герою, разыграть в сложной ролевой игре различные эмоциональные состояния, а вот понять, что есть красота, и научиться выражать себя в изобразительной деятельности – дар, о котором можно только мечтать, но этому можно и научить. Нам, взрослым, необходимо развить в ребёнке чувство красоты. Именно от нас зависит какой – богатой или бедной – будет его духовная жизнь. Следует помнить: если восприятие прекрасного не будет подкреплено участием ребёнка в созидании красоты, то, как считают, в ребёнке формируется «инфантильная восторженность».

Цель программы:

 Основная цель программы - развитие у детей мелкой моторики,  творческих способностей, фантазии, воображения средствами нетрадиционного рисования.

Задачи:

развивающие: 

• Развивать эмоциональную отзывчивость при восприятии картинок, иллюстраций. Обращать внимание детей на выразительные средства, учить замечать сочетание цветов.

• Развивать творческие способности детей.

• Подводить детей к созданию выразительного образа при изображении предметов и явлений окружающей деятельности.

воспитательные:

• Воспитывать у детей интерес к изобразительной деятельности.

• Воспитывать культуру деятельности, формировать навыки сотрудничества.

шедевра.

обучающие:

• Обучать приемам нетрадиционной техники рисования и способам изображения с использованием различных материалов.

• Знакомить детей с изобразительным искусством разных видов и жанров, учить понимать выразительные средства искусства.

• Учить детей видеть и понимать красоту природы, произведений классического искусства, окружающих предметов.

• Формировать умение оценивать созданные изображения.

Особенности программы.

Особенности программы – это  развитие индивидуальности каждого ребенка, от непроизвольных движений к ограничению их, к зрительному контролю, к разнообразию форм движения, затем к осознанному использованию приобретенного опыта в рисунке. Постепенно у ребенка появляется умение изображать предметы, передавая их выразительный характер. Это свидетельствует о дальнейшем развитии способностей.

Ведущая идея данной программы — создание комфортной среды общения, развитие способностей, творческого потенциала каждого ребенка и его самореализации.

Исследования показали, что занятия рисованием формируют мотивационно-потребностную сторону их продуктивной деятельности, способствуют сенсорному развитию детей, дифференциации восприятия, мелких движений руки, а также обеспечивают развитие произвольного внимания, воображения, речи, коммуникации.

Работа по данному направлению проводится следующим образом.

 Первый этап направлен на формирование эмоционального контакта, потребности в общении с взрослым и включает сенсорные, подвижные, пальчиковые игры.

Стремясь установить доверительные отношения, взрослый обращается к ребенку по имени, с улыбкой, осуществляет тактильный контакт, часто берет ребенка на руки; проявляет внимание к настроению, желаниям, чувствам. Обучение проводится в мягкой форме без насилия.

В целях улучшения настроения ребенка организуются сенсорные игры с эмоционально яркими впечатлениями: музыкой, светом, водой, воздушными шарами, мыльными пузырями.

Непосредственно – эмоциональное общение с ребенком, деловое взаимодействие проводили в форме игры. Взрослый учит жестом и словом выражать свое отношение к игрушке, людям. Он демонстрирует семиотическое значение движений, несущих различный обобщенный смысл, при этом связывая их с образом песен, стихов, потешек: пожать плечами, покачать головой (как «мишка»), топнуть ножкой («рассердился мишка»), погрозить пальчиком (как курочка в песенке «Цыплята»). Все это отражает смысл ситуации, помогает использовать эти знаки в общении. Взрослый побуждает малышей действовать самостоятельно, замечать и поддерживать инициативные действия других детей.

Переход ко второму этапу возможен при преимущественном решении задач первого этапа. Однако они тесно связаны друг с другом.

  Второй этап направлен на развитие зрительного внимания,

образного видения, восприятия предметов и их свойств (величины, формы, цвета, количества деталей).

На этом этапе проводится работа по совершенствованию и дифференциации мелких движений пальцев, кисти рук, зрительно - двигательной координации. С этой целью подобрана серия пальчиковых игр («Намотаем клубочек ниток», «Собери снеговика» и т.д.).

        Третий этап - реализуются задачи по установлению с детьми в процессе взаимодействия не только эмоционально-личностных, но и голосовых и деловых контактов, а также оказанию адекватных способов помощи детям и достижению совместного результата практической деятельности на основе общения. При этом важным моментом является формирование положительной мотивационно – потребностной основы изобразительной деятельности, интереса к её результатам.

На этом этапе обучали ребенка работать с различными инструментами, материалами, изготовлению рисунков с использованием различных художественных техник (пальчики - палитра, печать от руки, печатка, тампонирование и т.д.).

Для формирования игровой мотивации использовали прием «многослойного» рисования, т.е. повторного обращения к рисунку, что вызывало у детей доброе отношение к «своему» персонажу, желание помогать ему.

К пониманию необходимости действовать совместно с взрослым подводили через сочетание в занятии индивидуальной и совместной деятельности, через принятие трех позиций по отношению к партнеру: ребенок «над» партнером — ребенок «подчинен» партнеру — ребенок «на равных» с партнером. В процессе совместной деятельности подчеркивали, что вместе рисовать интереснее и быстрее, что мы помогаем друг другу в работе. Важно, что рисунок выполнял функцию наглядной оценки успешности взаимодействия.

         При обучении рисованию учитывали индивидуально-типологические особенности детей (для одних детей важно изобразительно описать ситуацию, другие стараются выразить взаимоотношения персонажей, настроение)  и         оказывали детям разные виды помощи: словесную, направляющую, обучающую.

Для создания выразительного художественного образа использовали интегрирование аппликации и рисования, комбинирование различных способов изображения, материалов в одном изображаемом образе. Особое значение придавали материалу,  которым дети могут рисовать: палочка с ватой, цветы, семена, листья растений, еловые ветки, опилки и т.д.

На данном этапе реализуется задача развития у детей умения искать и находить сходство рисунка с предметом и называть его; способность понимать, «читать» свой рисунок, находить среди работ свой рисунок.

Для формирования положительной мотивационно – потребностной основы изобразительной деятельности и интереса к её результатам использовали приемы:

показ изготовленных рисунков и обыгрывание уже готовых изображений;

демонстрация рисунков на выставках в группе, учреждении;

оформление и рассматривание альбомов с детскими рисунками.

Особенность возрастной группы

Каждый ребенок рождается художником. Нужно только помочь ему разбудить в себе творческие способности, открыть его сердце добру и красоте, помочь осознать свое место и назначение в этом прекрасном беспредельном мире. Чем раньше мы будем развивать эмоциональный и чувственный мир ребенка, тем ярче будет он сам и продукты его творчества

Организуя кружковую работу  по нетрадиционному рисованию, важно помнить, что для успешного овладения детьми умениями и навыками необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей, их желания и интересы. С возрастом ребёнка расширяется содержание, усложняются элементы, форма бумаги, выделяются новые средства выразительности

Так как дети  от 3 до 4 лет, только начинают знакомиться с нетрадиционным рисованием, то на занятиях их лучше начинать знакомить с самыми простыми методиками: рисованием руками и штампованием

Основные способы  и формы  работы с детьми

 Программа предполагает проведение одного занятия в неделю, во вторую половину дня в рамках работы кружка изо деятельности. Общее количество занятий в год -36., время занятий 15 мин.

Программа ориентирована на работу с воспитанниками в возрасте 3-4 года и рассчитана на один  год обучения.

Продолжительность занятия

Периодичность

в неделю

Кол-во часов в неделю

15мин

1 раз

15мин

Форма проведения кружковой работы: теоретические, практические, групповые.

 В процессе совместного рисования использовали различные методы и приемы:

словесные (беседа, художественное слово, загадки, напоминание о последовательности работы, совет);

- наглядные

-практические

-игровые

Используемые методы позволяют развивать специальные умения и навыки, подготавливающие руку ребенка к письму;

– дают возможность почувствовать многоцветное изображение предметов, что влияет на полноту восприятия окружающего мира;

– формируют эмоционально – положительное отношение к самому процессу рисования;

– способствуют более эффективному развитию воображения, восприятия и, как следствие, познавательных способностей.

Форма занятий - тематическая совместная деятельность педагога и ребенка в форме кружковой работы.

Основные методики нетрадиционных техник рисования

Занятия по разработанным Т.С.Комаровой и Т.Г.Казаковой методикам явно недостаточно для выработки у детей необходимых навыков и умений свободного рисования. Ведь не всем детям дано владеть кистью или карандашом, кому-то трудно выразить себя в линии. Это влечёт за собой отрицательное эмоциональное отношение ко всему процессу рисования и ведёт к детской неуверенности. Решить данную проблему помогают нетрадиционные способы рисования. Ведь изначально рисовать, а на чём и чем, а уж фантазии у современных детей более чем достаточно.

Нетрадиционные техники  рисования, как пальчиком,  ладошкой, тычком (жёсткая кисть или ватная палочка), прижми  и отпечатай (поролон, крышки, пробки). Виды нетрадиционных техник рисования достаточно разнообразны, и в каждой технике ребёнок получает возможность отразить свои впечатления от окружающего мира, передать образы воображения, воплотив их с помощью разнообразных материалов в реальные формы. Например, если мы возьмём рисование пальчиком или ладошкой - этот метод рисования помогает ребёнку почувствовать свободу творчества, даёт взаимодействие с изобразительным материалом (с краской) без кисточки. Рисуя пальцами или ладошкой, ребёнок получает необыкновенное чувственное наслаждение при тактильных контактах с краской, бумагой, водой.

А вот техника «Выдувание» - развивает фантазию детей, тренирует лёгкие, благотворно сказывается на развитии плавности речевого дыхания, развивает нестандартное решение, будит воображение.

Техника «Прижми и отпечатай» - привлекает детей процессом печатания, угадывания того, что получится в результате оттиска разнообразных материалов (пробки, поролон, пуговицы, банки с дном разного размера, крышки и т.д.)

Очень интересны и такие приёмы как рисование «Тычком» (жёсткая кисть, ватная палочка или рисование от пятна и т.д.) Нетрадиционных техник рисования много, ведь рисовать можно чем угодно, лишь бы было воображение.

Прогнозирование результатов и критерии их замеры

-Значительное повышение уровня развития творческих способностей.

-Расширение и обогащение художественного опыта.

-Формирование умения взаимодействовать друг с другом.

-Овладение простейшими приемами рисования, развитие мелкой моторики пальцев рук.

Педагогический анализ знаний, умений и навыков детей дошкольного возраста проводится 2 раза в год (вводный - в сентябре, итоговый - в мае).

Для получения более точных результатов проведено диагностическое обследование с детьми второй младшей группы. Для оценки овладения детьми изобразительной деятельностью и использования материалов для работы в технике нетрадиционного рисования, развития творчества, руководствовались критериями, разработанными Т.С. Комаровой:

1. Содержание изображения.

2. Передача формы

3. Строение предмета

4. Передача пропорций предмета в изображении

5. Композиция

6. Цвет

7. Уровень самостоятельности

8. Творчество.

Выявление  следующий  уровень у детей:

высокий - ребенок изображает предметы, используя различные нетрадиционные материалы; передает форму, строение предмета и его пропорции, композицию, цвет; преобладает несложный сюжет; выполняет работу самостоятельно, без помощи взрослого, проявляет инициативу и творческий подход в выборе материалов для рисования.

средний – ребенок передает изображения с незначительным искажением, имеет отступления от реальной окраски, использует некоторые нетрадиционные материалы, требуется незначительная помощь взрослого, присутствует оригинальность изображения; имеет стремление к наиболее полному раскрытию замысла

низкий – присутствуют значительные искажения в изображении формы, строения, пропорции предмета; изображение носит непродуманный, случайный характер, выполнено в одном цвете, необходима стимуляция со стороны взрослого; самостоятельно развить замысел не может.

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы:

-Проведение выставок детских работ

-проведение открытого мероприятия

-проведение мастер-класса среди педагогов

-проектная деятельность 

Средства, необходимые для реализации программы

- создание художественно-развивающей среды в детском саду

 - разработка НОД по развитию детских художественных способностей средствами нетрадиционных художественных техник рисования и их апробация

-.использование дополнительной методической литературы по нетрадиционному рисованию.

Учебно-тематический план

№ п./п.

Тема        

Количество занятий

Теория

Практика

Всего

1.

Работа с песком

1

1

2

2.

Рисование пальчиками  и ладонью

2

12

14

3.

Рисование в технике печатания

2

8

10

4.

Работа с пластилином

3

7

10

Итого:        

8

28

36

Содержание программы

1«Картинки на песке»

Познакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования пальчиками на песке Создание изображений на песке: рисование палочкой на сухом песке, отпечатки ладошек на влажном песке. 2. «Весёлый человечек»

Познакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования пальчиками на песке. Показать приёмы получения точек и коротких линий. Сравнение свойств сухого и влажного песка.

3.« Весёлые мухоморы»

Учить наносить ритмично и равномерно точки на всю поверхность бумаги.

4. «Мой веселый звонкий мяч»

Рисование круглых двуцветных предметов: создание контурных рисунков, замыкание линии в кольцо и раскрашивание, повторяющее очертания нарисованной фигуры.

5. «Разноцветные шарики»

Рисование овальных предметов: создание контурных рисунков, замыкание линии в кольцо и раскрашивание, повторяющее очертания нарисованной фигуры. Дополнение изображения карандашными рисунками (ниточки на шариках

6«Красивые листочки»

Освоение художественной техники печатания. Знакомство с красками. Нанесение краски на листья (способом окунания в ванночку) и создание изображений – отпечатков. Развитие чувства цвета.

7. «Ягодка за ягодкой «(на кустиках)

Создание ритмичной композиции. Сочетание изобразительных техник: рисование веточек цветными карандашами и ягодок – ватными палочками.

8. «Листочки танцуют»

Освоение техники рисования кисточкой (промывание, набирание краски, примакивание). Рисование осенних листьев – отпечатки на голубом фоне (небе). Развитие чувства цвета и ритма

9. «Вот ёжик - ни головы, ни ножек»

Создание образа ёжика в сотворчестве с воспитателем: дорисовывание «иголок» - коротких прямых линий. Дополнение образа по своему желанию

10. «Моя любимая чашка»

Закрепить умение украшать простые по форме предметы, нанося рисунок по возможности равномерно на всю поверхность бумаги. Воспитывать аккуратность.

11. « Рябинка»

Учить рисовать на ветке ягодки (пальчиками) и листики (примакиванием). Закрепить данные приёмы рисования.

12. «Вот какие ножки у сороконожки»

Освоение техники рисования вертикальных линий. Дорисовывание ножек длинной сороконожке, изображенной воспитателем. Развитие чувства формы и ритма.

13. «Снежок порхает, кружится»

Создание образа снегопада. Закрепление приема рисование пальчиками или ватными палочками. Развитие чувства цвета и ритма.

14. «Весёлые рыбки»

Продолжать учить рисовать с помощью ладошки. Развивать воображение.

15«Мои любимые домашние животные»

Познакомить с техникой рисования тычком полусухой жёсткой кистью - учить имитировать шерсть животного.

16. «Полосатые полотенца для лесных зверушек»

Рисование узоров из прямых и волнистых линий на длинном прямоугольнике. Развитие чувства ритма (чередование в узоре 2-3 цветов или разных линий)

17«Маленькой ёлочке холодно зимой»

Рисование пальчиками. Учить наносить отпечатки по всей поверхности листа (снежинки, снежные комочки)

18«Весёлый снеговичок»

Упражнять в технике тычка полусухой жёсткой кистью. Продолжать учить использовать такое средство выразительности, как фактура

19. «Мои рукавички»

Упражнять в технике печатания. Закрепить умение украшать предмет несложной формы, нанося рисунок по возможности равномерно на всю поверхность.

20«Вот какие у нас сосульки!»

Освоение способа рисования вертикальных линий разной длины кисточкой. Развитие чувства формы, цвета, ритма.

21« Автомобиль для папы»

Упражнять в рисовании пальчиками, вызвать интерес к подарку для папы

22«Мимоза для мамочки»

Продолжать упражнять в рисовании пальчиками, скатывании шариков из салфеток. Развивать чувство композиции.

23«Солнышко лучистое»

Рисование ладошками. Учить быстро наносить краску на ладошку и делать отпечатки-лучики у солнышка. Развивать цветовосприятие.

24 «Нарядные матрешки» 

Закрепить умение украшать простые по форме предметы, нанося рисунок по возможности равномерно на всю поверхность бумаги. Упражнять в технике печатания. Развивать чувство ритма, композиции.

25«Цыплятки» 

Создание выразительных образов желтых цыплят, гуляющих по зеленой травке. Самостоятельный выбор художественных материалов

26« Божьи коровки на лужайке»

 Продолжать упражнять в технике рисования пальчиками. Закрепить умения равномерно наносить точки на всю поверхность предмета.

27«Птички – невелички»

Создание у детей яркого эмоционального отклика на необычный способ создания изображений. Знакомство с возможностью получения образов с помощью отпечатков ладошек. Понимание связи между формой ладошки и очертаниями изображаемого объекта (птички летят).

28« Цветочек радуется солнышку»

Упражнять в технике печатания печатками. Учить рисовать цветок, дополнять стебельком, листиками, травкой вокруг. Развивать чувство композиции.

29 «Жили у бабуси два весёлых гуся»

Продолжать использовать ладонь как изобразительное средство. Закреплять умение дополнять изображение деталями.

30 «Вот какой у нас салют!»

Создание красивой коллективной композиции в сотворчестве с воспитателем. Рисование огней салюта нетрадиционными приемами (примакивание тампоном, тряпочкой, пробкой). Воспитание интереса к наблюдению красивых явлений в окружающей жизни и их отражению в изобразительной деятельности

31 «Разноцветные флажки»

Самостоятельное рисование красивых узоров на флажках разной формы. Воспитание самостоятельности, уверенности. Развитие чувства формы и цвета

32 «Радуга-дуга»

Создание образа сказочной радуги и цветных королевств (по выбору), развитие творческого воображения

33« Одуванчики»

Закрепить умения детей использовать знакомые техники рисования. Учить создавать выразительный образ одуванчиков.

Развивать чувство композиции.

34«Улитка, улитка, выпусти рога»

Продолжать формировать интерес к изображению предметов пластилином на плоскости.

35«Воздушные шары»

Научить прикреплять готовую форму на плоскость путём равномерного расплющивания по поверхности основы.

36 Выставка работ.

Презентация подведение итогов года работы кружка.

Методы обеспечения

Для совершенствования методов и форм воспитательного процесса в программе используются  дидактические идеи педагогов-новаторов: опорные сигналы В. Ф. Шаталова, на зону ближайшего развития Л. С. Выготского, принципы развивающего обучения. Проблемой развития детского изобразительного творчества занимались: А. В. Бакушинский, Л. А. Венгер, Н. А. Ветлугина, Т. Г. Казакова, В. И. Киреенко, Т. С. Комарова, Н. В. Рождественская и др. Известны исследования в этой области Г. Г. Григорьевой, Н. А. Дудиной, Т. В. Лабунской, Т. Я. Шпикаловой и др.

Использование компонентов информационно-коммуникационных технологий, коммуникативно - деятельностного подхода в воспитании дошкольников позволяет строить такое воспитание, которое способствует творческому развитию личности

В программе используются  также различные приемы:

-наблюдения реальных объектов и предметов ближайшего окружения (живых и неживых объектов); активизация внимания ребенка на форме, красках, линиях листьев, цветов деревьев; сравнение образов животных, птиц, насекомых;

-нахождение в окружающей действительности предметов, похожих на круг, овал, треугольник, квадрат;

-показ произведений русского декоративно-прикладного искусства (дымковской, городецкой игрушки, семеновской матрешки);

-рассматривание картинок, картин, иллюстраций;

-инсценирование с помощью игрушек реальных и сказочных ситуаций;

-дидактические игры с цветными шарами, матрешками, мозаикой, природным материалом.

-привлечение родителей к созданию условий в семье способствующих наиболее полному усвоению знаний, умений, навыков, полученных детьми на кружке.

Просветительскую работу с родителями в форме консультаций, наглядной информации, мастер-классов.

Литература, используемая педагогом для разработки программы
и организации образовательного процесса

1. И. А. Лыкова Цветные ладошки - авторская программа М.: «Карапуз-дидактика», 2007. – 144с., 16л. вкл.

 2. Р. Г. Казакова Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2005.-120с.

 3С. К. Кожохина Путешествие в мир искусства – программа развития детей дошкольного М.: ТЦ Сфера, 2002.-192с..

4.Е. П. Арнаутова Педагог и семья. – М.: Изд. дом «Карапуз», 2001.-264с

5.Давыдова Г.Н. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду» - М.,2012 г.
6. «Рисуем без кисточки» А. А. Фатеева Академия развития 2006
7. «Яркие ладошки» Н.В.Дубровская «детство-пресс» 2004
8. « Рисунки, спрятанные в пальчиках» Н.В. Дубровская «детство-пресс» 2003

7. «Дошкольное воспитание» - №4 1993 г.

8. «Дошкольное воспитание» - №2 1996 г.

9. «Дошкольное воспитание» - № 2 2004 г.

10. «Дошкольное воспитание» - №8 2005 г.

11.«Дошкольное воспитание» - №6 2007 г.

12. «Дошкольное воспитание» - №7 2007 г.

Литература, рекомендуемая для детей и родителей по данной программе.

1..Мелик-Пашаев А. Ребёнок любит рисовать: Как способствовать художественному развитию детей. - М.: Чистые пруды, 2007.-32с.: ил 2.Медиоресурсы интернета « МААМ.ru», «Почемучка.ru» и т. д

3.Кихтева Е.Ю. «Рисуют малыши» - М-С 2008 г.

4.Утробина К.К., Утробин Г.Ф. «Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет»

5.Цквитария Т.А. «Нетрадиционные техники рисования» - ООО «ТЦ Сфера»,2011 г. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования детей по художественной направленности « Разноцветные ладошки» для детей от 2 до 4 лет 1 год обучения

Программа дополнительного образования детейпо художественной направленности« Разноцветные ладошки»для детей от 2 до 4 лет1 год обучения...

Авторская программа дополнительного образования детей по художественной направленности "Волшебные ладошки"

Отличительной особенностью моей программы является представленная совокупность  и огромное разнообразие нетрадиционных методов и способов обучения, которые  позволяют детям быстро достичь же...

Программа дополнительного образования детей по художественной направленности « Разноцветная палитра» для детей от 5-7 лет

Программа дополнительного образования детей по художественной направленности« Разноцветная палитра»для детей  от 5-7 лет...

Образовательная программа дополнительного образования детей дошкольного возраста «Цветные ладошки: Нетрадиционные техники рисования!» (младший дошкольный возраст)

Образовательная программа дополнительного образования детей дошкольного возраста «Цветные ладошки: Нетрадиционные техники рисования!»  (младший дошкольный возраст)...

Образовательная программа дополнительного образования детей дошкольного возраста «Цветные ладошки: Нетрадиционные техники рисования!» (старший дошкольный возраст)

Образовательная программадополнительного образования детей дошкольного возраста«Цветные ладошки: Нетрадиционные техники рисования!»(старший дошкольный возраст)...

Программа дополнительного образования детей дошкольного возраста "Цветные ладошки"

Рисование для детей дошкольного возраста – стихийный творческий процесс и одновременно возможность самореализации и погружения в собственный внутренний мир. Посредством карандаша, кисти, красок ...