статья "нестандартные техники рисования с детьми первой младшей группы"
статья по рисованию (младшая группа) на тему
Я считаю, что в период адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ в изобразительной деятельности (рисование) наиболее приемлемо использовать нетрадиционные техники рисования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nestandartnye_tekhniki_risovaniya_v_periodadaptatsii.docx | 28.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Я считаю, что в период адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ в изобразительной деятельности (рисование) наиболее приемлемо использовать нетрадиционные техники рисования.
Изобразительное искусство и очень древнее, и очень молодое. Художники создавали изображения и тысячи лет назад, создают их и сегодня. Это искусство огромно. Чтобы узнать его лучше, не заблудиться в нем, нужно шаг за шагом изучать его.
Вводить детей в «большое искусство» следует как можно раньше. Необходимо создать предпосылку для «самостоятельного вхождения» и особенно важно определить фазы этого пути: от простого к сложному, от конкретного к общему. Дети должны постепенно научиться говорить на языке художников. Не нужно бояться оперировать понятиями и терминами изобразительного искусства на занятиях даже с самыми маленькими, так как, постепенно воспринимая их на слух, дети будут привыкать к ним. Главное - как можно проще расшифровать смысл. Это даст возможность прочно заложить их в память детей. Пройдет немного времени и будет легко говорить с детьми на рабочем языке художников.
Опыт работы с детьми в детском саду показал: рисовать необычными способами и использовать при этом материалы, которые окружают нас в повседневной жизни, вызывают у детей огромные положительные эмоции. Рисование увлекает детей, а особенно нетрадиционное, дети с огромным желанием рисуют, творят и сочиняют что-то новое сами. Чтобы привить детям любовь к изобразительному искусству, вызвать интерес к рисованию необходимо начать с игры. Как кстати подходят для этого нетрадиционные способы рисования, который, сопутствуя традиционным способам рисования, творят чудеса и превращают обычные занятия в игру, в сказку. Рисуя этими способами, дети не боятся ошибиться, так как все легко можно исправить, а из ошибки легко можно придумать что-то новое, и ребенок обретает уверенность в себе, преодолевает «боязнь чистого листа бумаги» и начинает чувствовать себя маленьким художником. У него появляется ИНТЕРЕС, а вместе с тем и ЖЕЛАНИЕ рисовать. Рисовать можно чем угодно и где угодно и как угодно! Разнообразие материалов ставит новые задачи и заставляет все время, что ни будь придумывать. А из этих наивных и незамысловатых детских рисунках в итоге вырисовывается узнаваемый объект – Я. Ничем не замутненная радость удовлетворения оттого, что и «это сделал Я – все это мое!».
Дети раннего возраста очень любят рисовать. Знакомство с рисованием мы начинаем с того, что в гости к нам приходят красочки, сначала одна, красная, и так далее. Мы ее рассматриваем проговариваем название – гуашь, цвет. И начинаем рисовать – ладошками, можно рисовать всей ладонью, большим пальцем, кончиком мизинца, согнутым пальцем, суставом согнутого пальца боковой части мизинца и ладони, согнутыми пальцами в кулак, подушечками пальцев.
Далее на занятиях я использую технику отпечатывания. Печатки несложно изготовить самим: надо взять ластик, нарисовать на торце задуманный рисунок и срезать все ненужное. «Печатка» готова! Можно использовать различные краски, пробки, песочницы, поролон, целлофановый мешочек, различный гофрированный картон от упаковок, природный материал: листья, цветы, камешки, мятую бумагу и т.п. Маленькие дети очень любят этот способ рисования. Печатки нам помогли изготовить родители.
Начинаю знакомить детей с кисточкой с того что она нарядная с красивым бантом приходит к нам в гости. Мы ее рассматриваем, играем с ней и предлагаю детям, так как, с основными цветами мы уже знакомились смешать их. Несколько занятий отвожу для этого. «Сказка как радуга в воде купалась», смешиваем краски в тазу – очень нравится детям этот способ, смешиваем краски на бумаге, смешиваем краски на палитре, в баночках и знакомлю детей со способом рисования по - сырому.
Одно – два занятия отвожу для кляксографии.
Следующие занятия посвящены Ниткографии – это очень увлекательное занятие для маленьких детей. «Волшебная ниточка» используем нитки: шерстяные, полушерстяные, обычные тонкие и веревка, гуашь разного цвета. У нас получаются волшебные цветы или деревья. Рисуем одним цветом или берем два контрастных цвета. (например синий-красный).
Выполняем объемные аппликации с использованием салфеток, различной по фактуре бумаги, природного материала, а также ткани.
В работе с родителями использую такие приемы: консультация для родителей « Нетрадиционные способы рисования с детьми раннего возраста»; презентация для родителей по экспериментированию с водой и красками, с детьми дома; конкурс рисунков и поделок изготовленных совместно детьми и родителями «зимушка – зима», выставка работ выполненных нетрадиционными способами рисования по знакомым детям сказкам.
Перспективное планирование по изобразительной деятельности (рисование) с использованием нетрадиционных техник техник в 1 младшей группе.
Октябрь.
неделя | тема | цели |
1 неделя | «Веселые ладошки» (рисование ладошками) | Знакомство с гуашью, с красным цветом, уточнять и закреплять название красного цвета, формировать интерес и положительное отношение к рисованию. Учить обмакивать всю ладонь в краску и аккуратно оставлять отпечатки на листе, коллективная работа. |
2 неделя | «Солнышко» (рисование ладошками) | Знакомство с желтым цветом, знакомство с формой круг, формировать интерес к рисованию, закреплять умение рисовать ладошками. Коллективная работа дорисовать лучики солнышку отпечатав ладошку около круга. |
3 неделя | «кап, кап, кап дождик» (рисование пальчиками) | Знакомство с синим цветом , обмакивание пальчика в краску и нанесение отпечатков пальчиками под тучу, коллективная работа. Развитие чувства цвета и ритма. |
4 неделя | «травка под солнышком» ( рисование пальчиками и ладошками) | Знакомство с зеленым цветом, нанесение отпечатков подушечками пальчиков с зеленой краской в виде травки, отпечатки ладошек около круга , коллективная работа, развитие чувства цвета и ритма. Вызвать положительные эмоции от рисования. |
Ноябрь
неделя | тема | цели |
1 неделя | «Веселые картинки» (рисование поролоновыми печатками) | Закреплять названия цветов, познакомить с техникой отпечатывания поролоновыми печатками различной формы, учить макать их в краску аккуратно и наносить отпечаток не бумагу. Вызывать желание рисовать. |
2 неделя | «Красивые листочки» (рисование в технике печатания) | Освоение художественной техники печатания. Знакомство с красками. Нанесение краски на листья (способом окунания в ванночку) и создание изображений – отпечатков. Развитие чувства цвета. |
3 неделя | «Кубики» (рисование с помощью штампа) | Учить детей рисовать с помощью штампа, используя деревянные фигурки; ориентироваться на листе бумаги; уточнять и закреплять знания цветов и форм; формировать интерес и положительное отношение к рисованию. |
4 неделя | «Мой веселый, звонкий мяч» (рисование с помощью штампа) | Продолжать учить детей рисовать с помощью штампа, используя разрезанные овощи; ориентироваться на листе бумаги; уточнять и закреплять знания цветов и форм; формировать интерес и положительное отношение к рисованию. |
Декабрь
неделя | тема | цели |
1 неделя | «Волшебники» (рисование на мокром листе) | Познакомить с кисточкой, вызвать желание рисовать на мокром листе, выяснить что краски смешиваются, а не имеют чёткой границы, получаются новые цвета. Закрепить названия основных цветов. |
2 неделя | «Сказка о том, как радуга в воде купалась» | познакомить с получением промежуточных цветов при смешивании красной и жёлтой, синей и зелёной краски. |
3 неделя | «Нарядим елочку» (рисование пальчиками) | Учить самостоятельному рисованию красками при помощи пальцев по образцу (без показа); уточнять и закреплять знания цветов; формировать интерес и положительное отношение к рисованию; развивать бытовые навыки. |
4 неделя | «Снежок порхает, кружиться» ( рисование пальчиками или ватными палочками) | Создание образа снегопада. Закрепление приема рисования пальчиками или ватными палочками. Освоение новых приемов (двуцветные отпечатки, цветные аккорды). Развитие чувства цвета и ритма. |
Январь
неделя | тема | цели |
1 неделя | «Нарядим елочку бусами» (рисование штампами) | Коллективная работа, учить наносить круглые отпечатки на елочку последовательно, чередовать цвета в форме бус. Развитие чувства ритма. |
2 неделя | «Снежная улица» (рисование тычков кисточкой, пальчиками и ватными пальчиками) | Коллективная работа, на нарисованный фон улицы нарисовать кисточкой сугробы, и рисуем снег: тычки кисточкой, пальчиками и ватными палочками. Использовать два цвета синий и белый, учить чередовать их и смешивать. Развивать чувство ритма и композиции, Формировать интерес к рисованию. |
3 неделя | «Волшебная ниточка» (ниткография) | Познакомить с техникой ниткография, развивать воображение, учить видеть образы в рисунке. |
4 неделя | «Елочки в снегу» (рисование штампом и оттески поролоном) | Продолжать учить детей рисовать красками с помощью штампа , используя деревянные кубики (треугольной формы); ориентироваться на листе бумаги (используя голубой или коричневый фон), располагать отпечатки определенным образом относительно друг друга; использовать новую технику – оттески поролона (наносить белую краску на цветной фон и нарисованные елочки, после того как высохнет зеленая краска); уточнять и закреплять знания цветов; формировать интерес и положительное отношение к рисованию. |
Февраль
неделя | тема | цели |
1 неделя | «Снегирёк» (рисование ладошками) | Продолжать учить детей рисовать ладошками; уточнять и закреплять знания цветов; формировать интерес и положительное отношение к рисованию; развивать бытовые навыки. |
2 неделя | «Кляксочки» (рисование в технике кляксография) | Познакомить с техникой кляксографии. Учить капать кисточкой краску на лист бумаги. Вызвать положительные эмоции, желание работать красками и использовать разные цвета. |
3 неделя | «Волшебная клякса» (рисование в технике обычная кляксография) | Учить наносить кляксу кисточкой на одну половинку листа, сгибать лист и разглаживать , разворачивать и видеть образ. Развивать воображение, желание рисовать и дорисовывать детали. |
4 неделя | «Геометрические фигуры» (рисование с помощью штампа) | Продолжать учить детей рисовать с помощью штампа; ориентироваться на листе бумаги; уточнять и закреплять знание цветов и форм; формировать интерес и положительное отношение к рисованию. |
Март
неделя | тема | цели |
1 неделя | «Ручеек и кораблик» (сочетание нескольких техник рисования: кисточкой, с помощью трафарета, оттески поролоном) | Создание композиции используя несколько техник рисования : ручеек – рисование волнистой линии кисточкой; кораблик – с помощью трафарета и поролона); развивать чувство формы и композиции. |
2 неделя | «Лужок» (сочетание нескольких техник рисования: Оттиск и рисования кисточкой) | Коллективная работа, создание композиции с использованием нескольких техник рисования: оттиск мятой бумагой и рисование ритмичных полосок кисточкой, на голубом фоне наносим отпечатки мятой бумагой белой гуашью в виде облаков, и кисточкой рисуем травку, ритмичными мазками сверху вниз. |
3 неделя | «Ваза с цветами для мамы» (сочетание нескольких техник рисование по мокрому и аппликация из салфеток) | Учить составлять композицию, использовать разные цвета. Готовую форму вазы разрисовываем в техники по мокрому, приклеиваем на основу и выполняем объемную аппликацию цветы из салфеток способом сминания. |
4 неделя | «Подснежник» ( сочетание техник рисование ладошкой и аппликация) | Учить составлять композицию, цветок- отпечаток ладошки, ножка из картона. Использовать три цвета, формировать интерес к рисованию. |
Апрель
неделя | тема | цели |
1 неделя | «Почки и листочки» (рисование пальчиками или ватными палочками с элементами аппликации) | Освоение изобразительно-выразительных средств для передачи трансформации образа: рисование ветки карандашом, почек пальчиками или ватными палочками и наклеивание листочков. |
2 неделя | «Цыплята и одуванчики» (рисование пальчиками, ватными палочками или тряпочкой) | Создание монохромной композиции на цветном фоне. Рисование цыплят и одуванчиков пальчиками (ватными палочками, тряпочкой). Создание условий для экспериментирования с художественными материалами. Воспитание интереса к природе и отражению представлений (впечатлений) в доступной изобразительной деятельности. |
3 неделя | «Гусеница» (рисование с помощью штампа) | Продолжать учить детей рисовать красками с помощью штампа, используя деревянные фигурки или овощи; соблюдать ритм при использовании двух цветов; ориентироваться на листе бумаги, располагать отпечатки рядом друг с другом; уточнять и закреплять знания цветов и форм; формировать интерес и положительное отношение к рисованию. |
4 неделя | «Бабочка» (рисование ладошками) | Закреплять у детей навыки рисования ладошками (оставляя отпечатки двух ладошек в форме бабочки); уточнять и закреплять знания цветов и форм; формировать интерес и положительное отношение к рисованию; развивать бытовые навыки. |
Май
Неделя | тема | цели |
1 неделя | «Рябина» (сочетание нескольких техник рисование пальчиком и карандашом) | Создание композиции, рисование веточки карандашом, учить держать карандаш правильно и нажимать при рисовании, рисование ягод пальчиками. |
2 неделя | «Цыпленок» (рисованием тычком жесткой кистью) | Заполнять форму методом тычка жесткой кистью, создавать фактуру, закреплять умение правильно держать кисть; углублять представление о цвете и геометрических формах. Воспитывать любовь ко всему живому. |
3 неделя | «цветочная полянка» (сочетание нескольких техник оттиск мятой бумагой , рисование пальчиками, рисование губкой) | Коллективная работа, создание композиции с использованием нескольких техник, |
4 неделя | «Панно фрукты, овощи» (техника отпечатывания) | Коллективная работа, оставление отпечатков половинкой фрукта и овощей, закрепить знание цветов, овощей и фруктов, развивать мышление, чувство прекрасного. Формировать интерес к занятию изобразительной деятельностью. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по изобразительной деятельности в нетрадиционной технике рисования для детей первой младшей группы на тему: «Салют».
Конспект занятия по изобразительной деятельности в нетрадиционной технике рисования для детей первой младшей группы на тему: «Салют»....
Художественное творчество с использованием нетрадиционной техники рисовании пальчиками в первой младшей группе с 2 до 3 лет
Художественное творчество с использованием нетрадиционной техники рисовании пальчиками в первой младшей группе с 2 до 3 лет Тема: «Дождик»...
программа по нетрадиционным техникам рисования для детей первой младшей группы детского сада "Веселые пальчики".
вариативная часть общеобразовательной программы дошкольного учреждения по художественно-эстетическому развитию по ФГОс для первой младшей группе...
НОД по нетрадиционной технике рисования(ладошками) в первой младшей группе "Бабочка"
Коспект НОД в первой младшей группе по нетрадиционной технике рисования...
Конспект НОД по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционной техники рисования для детей первой младшей группы «В гости к ёжику»
Цель: формировать у детей изобразительные навыки и умения, в рисовании используя бросовый материал: футляр фломастера с паралоновой насадкой.Задачи:Упражнять кисть руки, закрепляя правильное поло...
Конспект совместной деятельности в образовательной области «Художественное творчество» рисование с детьми первой младшей группы с использованием не традиционной техники рисования «пальчиком». С применением технологии сохранения и стимулирования здоровья.(
Методическая разработка о совместной деятельности в образовательной области "Художественное творчество" рисование с детьми первой младшей группы с использованием не традиционной т...
Конспект проведения НОД по художественно-эстетическому развитию (рисованию) с детьми первой младшей группы на тему «Снежок порхает, кружится» с использованием техники рисования ватными палочками
использование нетрадиционных методов рисования в работе с детьми ранненгго возраста...