Мастер-класс для педагогов по теме «Нетрадиционные методы обучения детей рисованию в ДОУ» (практика)
опыты и эксперименты (рисование, средняя группа) на тему
Мастер-класс для педагогов по теме «Нетрадиционные методы обучения детей рисованию в ДОУ» (практика)
Актуальность выбранной темы мастер-класса:
• На занятиях по рисованию решаются задачи всестороннего развития детей, которое необходимо для успешного обучения в школе;
• В процессе работы у детей формируются мыслительные операции, навыки работы в коллективе, умение согласовывать свои действия с действиями сверстников.
Цель:• Формирование у детей дошкольного возраста художественно-творческих способностей через творческие задания с использованием в работе интересной и необычной изобразительной техники, неизвестного материала.
• Познакомить педагогов с использованием нетрадиционных техник рисования на занятиях по изобразительной деятельности для детей дошкольного возраста.
Задачи:
• Познакомить с разными техниками рисования; научить сочетать на практике несколько нетрадиционных методов в рисовании;
• Развивать интерес различным нетрадиционным способам изображения предметов на бумаге; повысить уровень мастерства педагогов.
• Способствовать развитию интереса к художественно-эстетической деятельности;
• Развивать творческие способности и экспериментирование;
• Воспитывать чувство прекрасного ;
Методы и приёмы: репродуктивный, практический.
Оборудование: столы, стулья для педагогов, влажные салфетки, коробочка для использованных салфеток, материал для практической деятельности – бумага, цветной картон, гуашь разного цвета, баночки, кисти для рисования, тарелочки, шампунь, трубочка для коктейля, трубочки от шариковых ручек, шариковые ручки, фломастеры, кусочки поролона, стаканы с водой.
Предварительная работа: обработка специальной литературы по данной теме; подготовка оборудования; создание компьютерной презентации.
Практическая часть.
Я предлагаю познакомиться Вам, уважаемые коллеги, с некоторыми эксперементами в изобразительной деятельности - методами нетрадиционного рисования, которые предлагаются детям дошкольного возраста. Разрешите, я вам расскажу немного о них.
О способах альтернативных
Хочу немного рассказать.
Свою большую эффективность
Они успели доказать.
Занятья нетрадиционные
Включают множество идей.
Порою провокационны,
Но интересны для детей.
В них необычно сочетаются
Материал и инструмент.
И все прекрасно получается,
И равнодушных точно нет!
Я в детстве часто рисовала
Обычной палкой на земле.
Зимой окно запотевало –
Я рисовала на стекле.
А мой ребенок рисовал помадой
Моей любимой на своем лице.
И не успела я сказать: не надо!
Как он ее потом еще и съел.
Вот так мы постепенно и знакомимся
Со свойствами и качеством вещей.
Как здорово, что столько есть возможностей!
Как здорово, что столько есть идей!
- Но сначала ответьте на вопросы:
1.Используете ли Вы в своей практике нетрадиционные методы рисования с детьми?
2.С какой целью?
- Сегодня мы познакомимся с некоторыми методами нетрадиционного рисования и попробуем сочетать их в одной работе.
-Для выполнения практической работы предлагаю создать творческие группы . Пожалуйста,!
- Одним из интереснейших, доступных ребёнку способов исполнения рисунка является РАЗДУВАНИЕ кляксы. (образцы рисунков)
- Чтобы выбрать цвет, Вы должны определиться с темой.
- Темой работы вашей творческой группы будет: «Времена года». Давайте проведем жеребьевку. (ВЫТЯГИВАЮТ ЖЕТОНЫ: ВЕСНА, ЛЕТО, ОСЕНЬ, ЗИМА)
(технологическая карта).
СПОСОБ | Раздувание кляксы. |
ВОЗРАСТ | С 5 лет |
ВИД | Рисование легкими |
МАТЕРИАЛ | Гуашь, шариковая ручка с тонким концом для усиления воздушной струи, бумага |
ТЕХНИКА ВЫПОЛНЕНИЯ | Опустить пипетку в баночку с раствором, набрать каплю раствора и перенесите ее на лист бумаги. Набрать воздух в легкие и раздуть каплю: снизу (как – будто толкая вперед) или сверху ПРИМЕЧАНИЕ: - если выдувать снизу, получаются разводы (ветки, деревья и т. п.) - если выдувать сверху получаются кляксы (цветы, звезды, снежинки и. т. п.) - конец трубочки не должен касаться ни бумаги, ни пятна. |
СРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ | Пятно, цвет |
Практическая работа педагогов.
-Следующий способ : Рисование воздухом
СПОСОБ | Рисование воздухом |
ВОЗРАСТ | С 5 лет |
ВИД | Рисование легкими |
МАТЕРИАЛ | Гуашь, альбомный лист |
ТЕХНИКА ВЫПОЛНЕНИЯ | наносится достаточно жидкая краска, лист наклоняется от себя, чтобы образовалась капля краски, и резко выдыхаете на каплю, как будто произносите «п» на выдохе. Далее дополняете рисунок по усмотрению. |
СРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ | Пятно, цвет, форма |
При рисовании этим способом необходимо использовать трубочку с тонким концом, что усилит воздушную струю. Иначе могут возникнуть трудности при выдувании.
- Сейчас мы попробуем освоить рисование МЫЛЬНЫМИ ПУЗЫРЯМИ. Для выполнения данной работы нам необходимы следующие материалы: гуашь, жидкое мыло или жидкая шампунь, бумага, трубочка для коктейля, мелкая баночка.
(технологическая карта) .
СПОСОБ | Рисование мыльными пузырями |
ВОЗРАСТ | С 5 лет |
ВИД | Вода, рисование легкими |
МАТЕРИАЛ | Гуашь, вода, шампунь или жидкое мыло, трубочка для коктейля, мелкая баночка, бумага |
ТЕХНИКА ВЫПОЛНЕНИЯ | Взять мелкую баночку, приготовить в ней раствор из гуаши, воды и шампуня (5:1:1, по консистенции он должен быть, как сливки. Опустить в смесь трубочку для коктейля, дунуть таким образом, чтобы получились мыльные пузыри. Взять лист бумаги, осторожно опустить его на мыльные пузыри, как бы перенося их на бумагу. ПРИМЕЧАНИЕ - При рисовании таким способом, если неправильно будет приготовлен раствор, то могут возникнуть трудности при получении мыльных пузырей: если слишком жидко – пузыри будут плохо надуваться, густо – трудно выдувать. Поэтому следует соблюдать пропорцию использования гуаши и шампуня в соотношении 5:1. |
СРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ | Пятно, цвет. |
Практическая работа
- Следующий способ: Рисование на мокрой бумаге
СПОСОБ | Рисование на мокрой бумаге |
ВОЗРАСТ | С 3 лет |
ВИД | Вода, отпечаток |
МАТЕРИАЛ | Плотная бумага, кисти, акварель |
ТЕХНИКА ВЫПОЛНЕНИЯ | Лист бумаги увлажняется (водой или жидкой краской) широкой кистью или поролоном, слегка подсыхает, и наносится рисунок, краска должна слегка растекаться и не иметь четких границ. Если пропустили нужную влажность и лист высох, увлажните снова. |
СРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ | Пятно, симметрия, цвет |
- Практическую работу нашей творческой группы мы завершим вернисажем «Времена года», прикрепите рисунок и подпишите его. (ВЫВЕШИВАЕМ РАБОТЫ: сначала название творческой группы, затем название вернисажа и ниже работы)
- А теперь мини - опрос ответьте на вопросы.
- Какой из представленных способов вызвал у Вас наибольший интерес? Почему?
- Где вы можете их использовать?
- С какими не представленными способами Вы хотели бы познакомиться?
- Спасибо за ответы!
- Уважаемые коллеги, спасибо Вам за ваш интерес и активное участие в мастер - классе, за чудесные картины.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master1.docx | 24.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс для педагогов по теме «Нетрадиционные методы обучения детей рисованию в ДОУ» (практика)
Актуальность выбранной темы мастер-класса:
• На занятиях по рисованию решаются задачи всестороннего развития детей, которое необходимо для успешного обучения в школе;
• В процессе работы у детей формируются мыслительные операции, навыки работы в коллективе, умение согласовывать свои действия с действиями сверстников.
Цель:• Формирование у детей дошкольного возраста художественно-творческих способностей через творческие задания с использованием в работе интересной и необычной изобразительной техники, неизвестного материала.
• Познакомить педагогов с использованием нетрадиционных техник рисования на занятиях по изобразительной деятельности для детей дошкольного возраста.
Задачи:
• Познакомить с разными техниками рисования; научить сочетать на практике несколько нетрадиционных методов в рисовании;
• Развивать интерес различным нетрадиционным способам изображения предметов на бумаге; повысить уровень мастерства педагогов.
• Способствовать развитию интереса к художественно-эстетической деятельности;
• Развивать творческие способности и экспериментирование;
• Воспитывать чувство прекрасного ;
Методы и приёмы: репродуктивный, практический.
Оборудование: столы, стулья для педагогов, влажные салфетки, коробочка для использованных салфеток, материал для практической деятельности – бумага, цветной картон, гуашь разного цвета, баночки, кисти для рисования, тарелочки, шампунь, трубочка для коктейля, трубочки от шариковых ручек, шариковые ручки, фломастеры, кусочки поролона, стаканы с водой.
Предварительная работа: обработка специальной литературы по данной теме; подготовка оборудования; создание компьютерной презентации.
Практическая часть.
- Уважаемые педагоги я сегодня предлагаю узнать что такое детское творчество, и как оно развивается.
Консультация для воспитателей “Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста” (приложение 1)
Я предлагаю познакомиться Вам, уважаемые коллеги, с некоторыми эксперементами в изобразительной деятельности - методами нетрадиционного рисования, которые предлагаются детям дошкольного возраста. Разрешите, я вам расскажу немного о них.
О способах альтернативных
Хочу немного рассказать.
Свою большую эффективность
Они успели доказать.
Занятья нетрадиционные
Включают множество идей.
Порою провокационны,
Но интересны для детей.
В них необычно сочетаются
Материал и инструмент.
И все прекрасно получается,
И равнодушных точно нет!
Я в детстве часто рисовала
Обычной палкой на земле.
Зимой окно запотевало –
Я рисовала на стекле.
А мой ребенок рисовал помадой
Моей любимой на своем лице.
И не успела я сказать: не надо!
Как он ее потом еще и съел.
Вот так мы постепенно и знакомимся
Со свойствами и качеством вещей.
Как здорово, что столько есть возможностей!
Как здорово, что столько есть идей!
- Но сначала ответьте на вопросы:
1.Используете ли Вы в своей практике нетрадиционные методы рисования с детьми?
2.С какой целью?
- Сегодня мы познакомимся с некоторыми методами нетрадиционного рисования и попробуем сочетать их в одной работе.
-Для выполнения практической работы предлагаю создать творческие группы . Пожалуйста,!
- Одним из интереснейших, доступных ребёнку способов исполнения рисунка является РАЗДУВАНИЕ кляксы. (образцы рисунков)
- Чтобы выбрать цвет, Вы должны определиться с темой.
- Темой работы вашей творческой группы будет: «Времена года». Давайте проведем жеребьевку. (ВЫТЯГИВАЮТ ЖЕТОНЫ: ВЕСНА, ЛЕТО, ОСЕНЬ, ЗИМА)
(технологическая карта).
СПОСОБ | Раздувание кляксы. |
ВОЗРАСТ | С 5 лет |
ВИД | Рисование легкими |
МАТЕРИАЛ | Гуашь, шариковая ручка с тонким концом для усиления воздушной струи, бумага |
ТЕХНИКА ВЫПОЛНЕНИЯ | Опустить пипетку в баночку с раствором, набрать каплю раствора и перенесите ее на лист бумаги. Набрать воздух в легкие и раздуть каплю: снизу (как – будто толкая вперед) или сверху ПРИМЕЧАНИЕ: - если выдувать снизу, получаются разводы (ветки, деревья и т. п.) - если выдувать сверху получаются кляксы (цветы, звезды, снежинки и. т. п.) - конец трубочки не должен касаться ни бумаги, ни пятна. |
СРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ | Пятно, цвет |
Практическая работа педагогов.
-Следующий способ : Рисование воздухом
СПОСОБ | Рисование воздухом |
ВОЗРАСТ | С 5 лет |
ВИД | Рисование легкими |
МАТЕРИАЛ | Гуашь, альбомный лист |
ТЕХНИКА ВЫПОЛНЕНИЯ | наносится достаточно жидкая краска, лист наклоняется от себя, чтобы образовалась капля краски, и резко выдыхаете на каплю, как будто произносите «п» на выдохе. Далее дополняете рисунок по усмотрению. |
СРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ | Пятно, цвет, форма |
При рисовании этим способом необходимо использовать трубочку с тонким концом, что усилит воздушную струю. Иначе могут возникнуть трудности при выдувании.
- Сейчас мы попробуем освоить рисование МЫЛЬНЫМИ ПУЗЫРЯМИ. Для выполнения данной работы нам необходимы следующие материалы: гуашь, жидкое мыло или жидкая шампунь, бумага, трубочка для коктейля, мелкая баночка.
(технологическая карта) .
СПОСОБ | Рисование мыльными пузырями |
ВОЗРАСТ | С 5 лет |
ВИД | Вода, рисование легкими |
МАТЕРИАЛ | Гуашь, вода, шампунь или жидкое мыло, трубочка для коктейля, мелкая баночка, бумага |
ТЕХНИКА ВЫПОЛНЕНИЯ | Взять мелкую баночку, приготовить в ней раствор из гуаши, воды и шампуня (5:1:1, по консистенции он должен быть, как сливки. Опустить в смесь трубочку для коктейля, дунуть таким образом, чтобы получились мыльные пузыри. Взять лист бумаги, осторожно опустить его на мыльные пузыри, как бы перенося их на бумагу. ПРИМЕЧАНИЕ - При рисовании таким способом, если неправильно будет приготовлен раствор, то могут возникнуть трудности при получении мыльных пузырей: если слишком жидко – пузыри будут плохо надуваться, густо – трудно выдувать. Поэтому следует соблюдать пропорцию использования гуаши и шампуня в соотношении 5:1. |
СРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ | Пятно, цвет. |
Практическая работа
- Следующий способ: Рисование на мокрой бумаге
СПОСОБ | Рисование на мокрой бумаге |
ВОЗРАСТ | С 3 лет |
ВИД | Вода, отпечаток |
МАТЕРИАЛ | Плотная бумага, кисти, акварель |
ТЕХНИКА ВЫПОЛНЕНИЯ | Лист бумаги увлажняется (водой или жидкой краской) широкой кистью или поролоном, слегка подсыхает, и наносится рисунок, краска должна слегка растекаться и не иметь четких границ. Если пропустили нужную влажность и лист высох, увлажните снова. |
СРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ | Пятно, симметрия, цвет |
- Практическую работу нашей творческой группы мы завершим вернисажем «Времена года», прикрепите рисунок и подпишите его. (ВЫВЕШИВАЕМ РАБОТЫ: сначала название творческой группы, затем название вернисажа и ниже работы)
- А теперь мини - опрос ответьте на вопросы.
- Какой из представленных способов вызвал у Вас наибольший интерес? Почему?
- Где вы можете их использовать?
- С какими не представленными способами Вы хотели бы познакомиться?
- Спасибо за ответы!
- Уважаемые коллеги, спасибо Вам за ваш интерес и активное участие в мастер - классе, за чудесные картины.
Приложение 1
Консультация для воспитателей “Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста”
Детское творчество отличается от творчества взрослого. Ребенок действует подсознательно, он не ставит перед собой целей. Ребенком движет удовлетворение своих потребностей в творчестве. Дети и творчество понятие не расторжимое. Любой ребенок по природе созидатель. Творчество проявляется у детей в самой неожиданной форме, однако практически всегда связано с изо деятельностью. Лепка, аппликация, рисование, конструирование – виды изодеятельности, основное назначение которых – развитие творческих способностей. Изобразительная творческая деятельность имеет большое значение для всестороннего развития детей. В процессе творческой деятельности, дети развивают зрительное восприятие наблюдение, воображение, память, осязание, моторику, речь, сенсорику. Кроме этого творчество формирует в ребенке эстетическую направленность.
Понятие «творчество» определяется как деятельность, в результате которой ребенок создает новое, оригинальное, проявляя воображение, реализуя свой замысел самостоятельно находя средство для его воплощения. А чтобы изобразительная деятельность носила творческий характер, необходимо разнообразить материалы и технику выполнения изображения. Например: осенний лес можно нарисовать гуашью, акварелью, мелками, а можно и с помощью природного материала, кусочков материи или разных видов круп и т. д. И это мы называем нетрадиционная техника рисования.
На занятиях по изобразительной деятельности нетрадиционные техники изображения используются редко, не учитывается их коррекционная значимость, между тем, применение нетрадиционных техник способствует обогащению знаний и представлений детей о предметах и их использовании; материалах, их свойствах, способов действий с ними. Нетрадиционная техника не позволяет копировать образец, что дает ещё больший толчок к развитию воображения, творчества, самостоятельности, инициативы, проявлению индивидуальности. Ребенок получает возможность отразить свои впечатления от окружающего мира, передать образы воображения, воплотив их с помощью разнообразных материалов в реальные формы. А главное то, что нетрадиционное рисование играет важную роль в общем психическом развитии ребенка. Ведь самоценным является не конечный продукт – рисунок, а развитие личности: формирование уверенности в себе, в своих способностях, самоидентификация в творческой работе, целенаправленность деятельности. Учитывая важность существующей проблемы в развитии творчества в раннем возрасте, обратимся к рассмотрению и использованию в педагогической деятельности новых подходов к решению этого вопроса. И поставим перед собой цель работы, которая будет заключаться в развитии творческих способностей детей дошкольного возраста посредством использования нетрадиционных техник рисования.
Для достижения этой цели ставим следующие задачи:
1. Учить детей нетрадиционным техникам рисования, сочетая различный материал и технику изображения, самостоятельно определять замысел, способы и формы его воплощения, технически грамотно применять нетрадиционные и традиционные способы рисования, понимать значимость своей работы, испытывать радость и удовольствие от творческой работы.
2. Развивать детское творчество и творческое воображение путём создания творческих ситуаций в художественно-изобразительной деятельности, умение ориентироваться на листе бумаги.
3. Воспитывать у детей эстетическое отношение к окружающему миру посредством умения понимать и создавать художественные образ.
C детьми можно применять нетрадиционную технику рисования (тычки, жесткая кисть, обводим пуговицы, кляксография, ниткография, монотипия, торцевание, цветные ладошки и т. д.). Данные техники не утомляют дошкольников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания. Для будущего наших детей это очень важно, так как время не стоит на одном месте, а движется вперед и поэтому нужно использовать новые развивающие технологии.
Просто с самого начала приобщения ребенка к рисованию можно научить его правильно пользоваться разными изобразительными материалами, научить детей техникам рисования.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер- класс для педагогов ДОУ "Нетрадиционные методы обучения детей рисованию в ДОУ"
Развитие творческого потенциала личности должно осуществляться с раннего детства, когда ребёнок под руководством взрослых начинает овладевать различными видами деятельности, в том числе и художественн...
Мастер-класс для педагогов по теме «Нетрадиционные методы обучения детей рисования в ДОУ»
Знакомство с некоторыми экспериментами в изобразительной деятельности методами нетрадиционного рисования....
Мастер-класс для педагогов по обобщению опыта работы по теме "Нетрадиционные методы обучения детей рисованию в ДОУ" (печатание листом)
Расширение знаний педагогов о нетрадиционных методах рисования....
Мастер-класс для педагогов по обобщению опыта работы по теме "Нетрадиционные методы обучения детей рисованию в ДОУ"
Печатание листом...
Мастер-класс для педагогов по теме «Нетрадиционные методы обучения детей раннего возраста рисованию в ДОУ» Конспект занятия на тему: «Рисуем мыльными пузырями». для детей младшей группы.
ФГОС ДО базируется на основных принципах дошкольного образования: поддержка разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценности детства, как важного этапа в общем развитии человека; реализаци...
«Нетрадиционные методы обучения детей рисованию в ДОУ
Мастер класс для педагогов...
Мастер - класс для педагогов Нетрадиционные методы обучения детей рисованию в ДОУ
Мастер - класс для педагогов Нетрадиционные методы обучения детей рисованию в ДОУ...