художественное творчество
проект по рисованию (старшая группа) на тему

Спорышева Анна Николаевна

Актуальность проекта

    Художественное образование и воспитание средствами искусства – неотъемлемая часть достойного образования. «Нельзя растить полноценного человека без воспитания в нем чувства прекрасного». В этих словах Р. Тагора ясно выражена мысль о нерасторжимости нравственного и эстетического воспитания, о связи между эстетическими идеалами и пониманием красоты как меры всех вещей.

   Но человек может остаться равнодушным к искусству, если с детства его не приобщали  к прекрасному.

    Духовное развитие человека, включая эстетическое, начинается с раннего детства. Одна из отличительных особенностей ребенка дошкольного возраста – способность эмоционально реагировать на окружающий мир людей, предметов, явлений, произведений искусства, в том числе живописи. Ребенок открывает мир как радостное, прекрасное, полное красок целое.

    Исходя из этого, окружающие ребенка взрослые (родители и воспитатели) должны объединить усилия для введения ребенка в мир искусства как можно раньше; необходимо так организовать предметно-развивающую среду и социокультурное окружение в ДОУ, чтобы они способствовали выявлению особенностей эстетического отношения и развития художественно-эстетического восприятия у дошкольников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Актуальность проекта

    Художественное образование и воспитание средствами искусства – неотъемлемая часть достойного образования. «Нельзя растить полноценного человека без воспитания в нем чувства прекрасного». В этих словах Р. Тагора ясно выражена мысль о нерасторжимости нравственного и эстетического воспитания, о связи между эстетическими идеалами и пониманием красоты как меры всех вещей.

   Но человек может остаться равнодушным к искусству, если с детства его не приобщали  к прекрасному.

    Духовное развитие человека, включая эстетическое, начинается с раннего детства. Одна из отличительных особенностей ребенка дошкольного возраста – способность эмоционально реагировать на окружающий мир людей, предметов, явлений, произведений искусства, в том числе живописи. Ребенок открывает мир как радостное, прекрасное, полное красок целое.

    Исходя из этого, окружающие ребенка взрослые (родители и воспитатели) должны объединить усилия для введения ребенка в мир искусства как можно раньше; необходимо так организовать предметно-развивающую среду и социокультурное окружение в ДОУ, чтобы они способствовали выявлению особенностей эстетического отношения и развития художественно-эстетического восприятия у дошкольников.

   Проблема художественно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста средствами искусства получила свое отражение в современных исследованиях. В работах  Н.М.Зубаревой, Т.Г.Казаковой,  Р.М.Чумичевой и других представлены показатели и уровни художественно-эстетического развития детей, позволяющие более детально изучить эстетический опыт дошкольников разных возрастов. В основе концепции эстетического воспитания детей дошкольного возраста, разработанной  Т.С.Комаровой, лежит принцип интеграции искусств – взаимодействие и взаимопроникновение различных видов искусств  в  учебно-воспитательный процесс ДОУ.

  Противоречие состоит в том, что условия жизни современного общества изменяются,  меняется и человек, его ценностные ориентации. Требуются новые подходы к решению проблемы художественно-эстетического воспитания  дошкольников средствами искусства, в том числе средствами  искусства  живописи.

Цель проекта:

1.Выбор эффективных методов и приемов  ознакомления старших дошкольников с искусством живописи  для развития  художественно-эстетического восприятия. 2.Способствовать их эмоциональному и эстетическому развитию, воспитывать доброе и бережное отношение к природе, ее красоте, побуждать горячее чувство любви к своему краю.

3. Доставить детям радость и вдохновение на творчество.

4.Формировать у детей представление о различных жанрах живописи, художниках и их произведениях. 
5.Развивать интерес к произведениям изобразительного искусства. 

Гипотеза:  развитие художественно-эстетического восприятия у старших дошкольников будет проходить успешно, если будут созданы определенные  условия:

-  организована  предметно-развивающая среда;

- будет проводиться целенаправленное знакомство  старших дошкольников с  живописью;

-  организовано  комплексное взаимодействие окружающих  взрослых.

Задачи проекта:

1. Формировать у детей представления о пейзажной живописи.

2. Учить использовать полученные знания в собственном творчестве, создавая выразительный пейзаж, используя соответствующий изобразительные материалы.

3. Развивать творческие способности, эстетический вкус.

4. Обеспечить участие семьи в воспитательном развитии интереса к художественному искусству.

5.Познакомить с художниками и их произведениями, историей их возникновения, материалами используемыми для создания образов. 
6.Использование произведений искусства для отработки технических навыков детей в рисовании различных жанров живописи. 
7.Учить использовать различные приемы рисования. 
8. использовать сведения полученные о живописи в самостоятельной творческой деятельности. 
9. Расширять и активизировать словарный запас детей, учить умению составлять небольшие рассказы по картине, умению задавать вопросы. 

1) Развивать эмоциональную отзывчивость к эстетической стороне окружающей действительности:

  • создавать ситуации для созерцания красивых видов и объектов природы;
  • показывать детям красоту всех периодов суток, отдельных явлений и состояний природы: ветра, дождя, неба в разных погодных и сезонных явлениях.

2) Учить ребёнка самостоятельно определять замысел в пейзажном рисунке и сохранять его на протяжении всей работы:

  • развивать композиционные умения: размещать объекты в соответствии с особенностями их формы, величины.

3) Создавать условия для самостоятельной художественной деятельности детей вне занятий по рисованию.

Участники проекта:

Дети старшего дошкольного возраста; Музыкальный руководитель; Воспитатели; Родители.

Ожидаемые результаты:

1. Изменение показателей художественно-эстетического восприятия у старших дошкольников.

2. Координация усилий воспитателей, родителей, социума.

3. Четкое планирование работы педагогов ДОУ по ознакомлению старших дошкольников  с живописью.

Задачи взаимодействия с семьями воспитанников:

1.Консультация «Как организовать домашние занятия по рисованию». 
3. Рекомендации родителям «О дополнительной работе с детьми» 
5. Создание папки ширмы с фотографиями детей «Мы рисуем» 

- Консультация  в родительский уголок «Приобщение детей к живописи»

-  Чтобы эффективно решить задачи по воспитанию эстетических чувств через пейзажный рисунок, я выступила на родительском собрании с сообщением «Как прекрасен этот мир, посмотри!» о пользе наблюдений отдельных явлений и состояний природы и дала рекомендации. Многие родители прислушались к моим советам и в результате пришли к выводу, что воспитание детей через общение с живой природой – это великолепное условие, где ребёнок получает эмоциональную отдушину, знания, а главное, у него развивается эмоциональная отзывчивость к окружающей действительности.

-  В свободное время родители вместе с детьми стараются чаще бывать на природе. Они наблюдают не только за сезонными изменениями в природе, но и стали замечать некоторые особенности («Видели дерево, похожее на Бабу Ягу», «А звёзды на небе переливаются разноцветными огоньками», «Луна мне улыбалась»).

- Для родителей была оформлена рубрика статей с полезными советами и рекомендациями «На заметку родителям», «Интересно и полезно», «Рабочее место юного художника».

-Родители вместе с детьми стали чаще посещать выставки в городской Картинной галерее.


Показатели личностного развития:

Физическое развитие

Социальное развитие

Познавательное развитие

Эстетическое развитие

Этапы работы над проектом.

Этап

   Задачи развития

Деятельность педагога

Деятельность детей

1.Выбор темы

Обучающие:

Пробуждать интерес к художественной деятельности, предлагаемой воспитателем: созданию альбома «Зимняя сказка»

Развивающие:

Обогащать познавательную деятельность и творческое воображение для создания альбома «Зимняя сказка»

Воспитательные:

Формировать потребность в общении и взаимодействии со сверстниками и взрослыми.

1.Формулирует проблему:

- Скоро в нашем детском саду будет проходить  развлечение «Зимушка- зима». Наш музыкальный руководитель Альбина Яковлевна попросила украсить  музыкальный зал.

Цель: организация выставки на центральной стене зала.

2.Вводит в игровую ситуацию:

-Давайте  украсим   зал нашими рисунками, в которых расскажем о зимних пейзажах, зимней сказке в разных местах (в деревне, горах, на реке…).

3.Формулирует задачи:

-Сходить на экскурсию в ближайший лес, парк, сквер.

- Посетить вместе с папой и мамой  выставочный картинный зал города Павлова.

-Рассмотреть картины и иллюстрации  художников в альбомах « Четыре времени года», «Знакомимся с пейзажной живописью».

- Чтение стихотворений и рассказов о зимнем времени года:

 М.Пришвин «Этажи леса», В.Бианки «Лес зимой», «Письмо простое и письмо с хитростью», Г.Скребицкий «На лесной полянке», В.Архангельский «Летят пушистые снежинки», Э.Успенский «Проказы старухи зимы», Н.Носов «На горке».

Русские народные сказки: «Зимовье зверей», «Заяц-хваста», «Два мороза».

Литературные сказки: «Морозко», «Двенадцать месяцев», «Мороз Иванович»,.
Выставка книг о зиме.

Стихи, загадки, пословицы о зиме.

- Познакомиться с картографом

«Рисуем пейзаж» (последовательность рисования пейзажа), и выполнить по нему задания.

- Выполнить задания «Подбери краски к картинке», «Собери пейзажную картинку».

- Организация выставки в группе «Зима на картинах художников».

- Нарисовать рисунки «Зимние ветки», «Деревья ночью», «Зима».

- попросить родителей нарисовать картины о зиме.

- Создание в музыкальном зале галереи  «Зимушка-зима»  из рисунков детей и родителей.

1.Входят в проблему.

2. Входят в игровую ситуацию.

3. Принимают задачи, соглашаются с предложением воспитателя.

4.Уточняют задачи проекта.

2.Подготовительный этап

Образовательные задачи:

Обогащать, расширять и уточнять представления детей о пейзажной живописи.

Формировать умение планировать свою деятельность, ориентироваться на листе бумаги.

Совершенствовать навыки рисования пейзажа.

Развивающие задачи:

Развивать творческие способности и воображение, коммуникативные навыки в деятельности детей через социальное взаимодействие в играх, наблюдениях, экскурсиях, занятиях. Воспитательные задачи:

Воспитывать доброжелательное отношение к природе; положительную эмоциональную отзывчивость к детскому  рисунку, как произведению эстетической культуры.

1.Популяризирует и систематизирует полученную ранее информацию о живописи.

- НОД.  Чтение художественной литературы. Тема произведений: «У природы нет плохой погоды».

-Совместная деятельность в центе активности «Наша мастерская»:

- подбор картин к произведениям русских поэтов С. Есенина, И. Никитина, А. Пушкина; 
- беседы по рассматриванию пейзажных картин художников: И. Грабаря «Зимний вечер», И. Шишкина «Зима»;

- слушание музыкальных произведений: отрывки из музыкального альбома «П. Чайковский «Четыре времени года».

2.Дает детям новые представления о живописи художников.

НОД:

- экскурсия в зимний парк;

- изобразительное искусство «Снежинки»

- природа «Зима полна серебра»,

- развитие речи «Идет волшебница зима»,                                                                             - окружающий мир «Зимовье зверей» и т.д.

Совместная деятельность в центре активности:

- рассматривание  репродукций великих художников: И.Грабаря  «Сказка инея и восходящего солнца», «Февральская лазурь», Г. Нисского «Подмосковье. Февраль»,  Н. Рериха  «Гималаи»;

- выполнение заданий «Подбери краски к картинке», «Собери пейзажную картинку»;

- изучение картографа

«Рисуем пейзаж» (последовательность рисования пейзажа), и выполнение по нему заданий: «Создать фон для пейзажа», «Нарисуй деревья и кусты», «Нарисуй дома и дорогу», «Нарисуй улицу»

Совместная деятельность на прогулке:

- наблюдения: « зимние деревья на нашем участке зимой», «зимние улицы города»,  «за снегопадом»

Рисование на снегу морозных узоров.

3.Помогает детям  распределиться по группам, выполняющим рисунки по  следующим темам: 

«Снежные горы», «Зимний лес», «Деревня зимой», «Ледяная река».

- Проведение индивидуальной работы с целью развития изобразительных навыков,  совершенствования изображения на  рисунках.


4. Планирует деятельность по созданию выставки (галереи): оформление работ в паспарту, в рамочки, создание надписей с указанием авторов и названия работы, определение места рисунка на центральной стены зала.

Привлечь родителей к созданию авторских творческих работ «Зимние пейзажи».

1.Дети систематизируют ранее полученные знания о пейзажной живописи в средней группе.

2.Принимают новую информацию о художниках живописцах и их творчестве.

3.Дети распределяются по, интересующим их, группам выполняющим рисунки по  следующим темам: 

«Снежные горы», «Зимний лес», «Деревня зимой», «Ледяная река».

3.Реализация проекта

Образовательные:

Закреплять представление у детей о зимнем образе.

Формировать  умение преобразовывать познавательный опыт, эмоциональное состояние в продуктивную деятельность. Совершенствовать изобразительные умения детей.

Развивающие:

Развивать ручную умелость и творческие способности и воображение.

Воспитательные:

Воспитывать бережное отношение к природе и окружающему миру.

1.Организует работу над проектом.

2.Оказывает словесную и практическую помощь в индивидуальном выполнении рисунков.

3.Следит за выполнением правил безопасности при работе.

4.Контролирует процесс выполнения работ.

5.Записывает рассказы детей о впечатлениях, знаниях, состоянии, выраженных в данных работах.

6. Фотографирует работы детей для дальнейшего создания компьютерной презентации  «Зимняя сказка».

1.Дети организованно начинают работу над проектом.

2.Принимают словесную и практическую помощь воспитателя.

3.Соблюдают правила безопасности при работе.

4.Дети делятся впечатлениями, знаниями, состоянием, выраженных в данных работах.

4.Подведение итогов:

Образовательные:

Учить детей согласовывать свои действия с действиями сверстников, формировать эмоциональную отзывчивость к

событиям развлечения.

Развивающие:

Развивать эстетическое восприятие от событий происходящих на развлечении (музыка, песни, движение,  художественное слово, презентация детской живописи).

Воспитательные:

Воспитывать у детей привязанность  и любовь к природе. Эмоционально-нравственное отношение к окружающему миру.

1.Помогает организовать  картинную галерею в зале «Зимушка зима».

2.Побуждает детей сделать рассказ-сообщение о зиме для детских и взрослых рисунках для презентации на развлечении «Зимушка зима».

Разучить стихотворение «Белая береза». В соответствии со сценарием развлечения .

3.Приходит на помощь в случае затруднения.

4. Участвует в общей презентации картиной галереи на развлечении «Зимушка зима».

1.Дети организовывают картинную галерею в зале «Зимушка зима».

2.Дети делают рассказ - сообщение о зиме для детских и взрослых рисунках для презентации на развлечении «Зимушка зима».

 разучивают стихи загадки о зиме:….

Вопросы по рисункам и репродукциям художников.

4.Дети участвуют в презентации выставки в роли экскурсоводов

Результаты проекта:

  • Дети имеют представление о зиме, ее признаках, приобрели новый познавательный опыт;
  • знакомы с произведениями поэтов, писателей и художников на тему зимы;
  • владеют расширенным словарным запасом;
  • имеют представление о природе родного края;
  • Знакомы с правилами безопасного поведения на природе;
  • выставка творческих работ детей;
  • Систематизирован литературный и иллюстративный материл по теме «Зима»;
  • разработаны рекомендации для родителей;
  • оформлена выставка работ «Зимушка - зима»;
  • повышение процента родителей, проявляющих интерес к жизни детского сада.

                                                                           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по ФГТ для младшего дошкольного возраста "Знакомство с творчеством художника Ю.А.Васнецова по мотивам сказки К.Чуковского "Краденное солнце"(образовательные области: художественное творчество, познание, коммуникация).

Занятие по ФГТ для младшего дошкольного возраста«Знакомство с творчеством художника –иллюстратора Ю.А.Васнецов  по мотивам сказки К.Чуковского «Краденое солнце»(образовательные области: худ...

Интеграция образовательных областей «Чтение художественной литературы» и «Художественное творчество».Роль художественной иллюстрации в формировании интереса дошкольников к художественной литературе

Ккнижная иллюстрация как особый вид изобразительного искусства оказывает громадное влияние на формирование чувственного восприятия мира, развивает в ребенке эстетическую восприимчивость, выражаю...

Oзнакомление с художественной литературой .Весеннее настроение. Приобщение к художественной литературе и художественное творчество.

Цели:познакомить дошкольников с русской поэзией, c картинами известныххудожников; с музыкой П.И.Чайковского,развивать художественно-творческие способности детей,создать радостное весеннее настроение....

Перспективное планирование по художественному творчеству. Раздел "Изобразительное творчество"

Данный перспективный план предназначен для подготовительной к школе группы...

НОД Художественное развитие "Вальс цветов"Данное занятие разработано с интеграцией образовательных областей: познание, чтение художественной литературы, музыка, физическая культура, художественное творчество. Игровая мотивация учебной деятельности вызыва

Данное  занятие разработано с интеграцией образовательных областей: познание, чтение художественной литературы, музыка, физическая культура, художественное творчество. Игровая мотивация учебной д...

Направление : художественно–эстетическое развитие. Образовательная область: художественное творчество. Интеграция образовательных областей: социализация, коммуникация, безопасность, познание, физкультура, художественное творчество, художественное слово.

Направление : художественно–эстетическое развитие.Образовательная область: художественное творчество.Интеграция образовательных областей: социализация, коммуникация, безопасность, познание, физк...