Влияние средств арт-терапии на познавательно-речевое развитие дошкольников
материал по рисованию на тему
Арт- терапия это многофункциональное средство психо эмоционального восстановления и раскрепощения детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vliyanie_sredstv_art.docx | 20.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Влияние средств арт-терапии на познавательно-речевое развитие дошкольников
Инновационные процессы, касающиеся обновления содержания дошкольного образования, форм его реализации, методов и приемов работы с детями, вовлечены родители и педагоги дошкольного учреждени. Анализ результатов педагогической диагностики позволил обнаружить общие для всей вертикали недостатки по развитию речи. Общеизвестным фактом является то, что речевые нарушения у детей дошкольного возраста, не является исключительно логопедической проблемой. Речевые расстройства ограничивают познавательные возможности детей. Одновременно с речевой сферой страдает эмоциональная и сенсорно-перцептивная сфера ребёнка. У детей крайне низкая работоспособность. Работа с такими детьми, обычными методами и приёмами, не всегда даёт эффективные результаты. Поэтому, необходимо использовать новые технологии, одновременно обеспечивающие познавательное развитие детей и стимулирующую их речевую активность. Такой технологией, несущей особые коррекционные и развивающие возможности, на наш взгляд, является арт-терапия. Поэтому я использую элементы разновидностей арт-терапии.
Арт-терапии является междисциплинарным подходом, соединяющим в себе различные области знания – психологию, педагогику, медицину и т.д. Есть преимущества, которые делают ее многофункциональной:
- Во-первых, это то, что арт-терапевтическая среда психологически безопасна, безоценочна, свободна.
- Во-вторых, продукт творчества ребенка – дает возможность дать ретроспективную оценку, проследить динамику развития.
- В-третьих, арт-терапия создает возможности осознания собственной ценности. Немаловажным является и то, что арт-терапия является средством невербального общения. Это делает ее особенно ценной для тех, кто недостаточно хорошо владеет речью, кому сложно выразить свои мысли в словах;
Практически каждый ребенок может участвовать в арт-терапевтической работе, которая не требует от него каких-либо способностей к изобразительной деятельности или художественных навыков. Кроме того, продукты изобразительного творчества являются объективным свидетельством настроений и мыслей дошкольника, что позволяет использовать их как диагностику. Арт - терапия позволяет познавать себя и окружающий мир. В большинстве случаев арт-терапевтическая работа вызывает у детей положительные эмоции, помогает преодолеть пассивность и безынициативность, сформировать более активную жизненную позицию. Побочным продуктом терапии искусством является удовлетворение, возникающее в результате выявления скрытых умений и их развития.
Техники арт-терапии применяются при достаточно широком спектре проблем. Значение арт-терапии возрастает, когда речь заходит о детях с ограниченными возможностями здоровья. Моими основными задачами, являются:
- Развивать познавательно-речевую активность, через использование средств арт-терапии.
- Использовать ресурсы сказкотерапии для развития для решения целого ряда задач: обучение, воспитание, развития личности, коррекции речи, поведения.
- Расширить кругозор детей, прививать любовь к культурному наследию через музыку, живопись, поэзию.
- Стимулировать креативность, оригинальность мышления.
- Развивать уверенность в себе.
- Гармонизировать эмоциональное состояние.
- Способствовать развитию детского коллектива.
Новизна и актуальность работы в данном направлении заключается в синтезировании наиболее эффективных арт-терапевтических техник в рамках деятельности по познавательно-речевому развитию детей дошкольного возраста. Использование средств арт-терапевтических в работе с детьми в доступной привлекательной форме.
Виды арт-терапии для дошкольников:
- Изотерапия
- Цветотерапия
- Песочная терапия
- Фототерапия
- Игротерапия
- Музыкотерапия
- Вокалотерапия
- Сказкотерапия
- Танцевально-двигательная терапия
Важно, что для занятий арт-терапией не требуется специальной подготовки. Взаимодействие с детьми при помощи арт-терапии проходит очень плодотворно и интересно. Занятия строятся на игровом сюжете, где дети выполняют определенные задания педагога. Эта замечательная форма позволяет включить в него ряд речевых игр, упражнений, заданий на коррекцию речи. Кроме того позволяет привлечь и заинтересовать малоактивных детей, повысить индекс позитивного самочувствия и психологического комфорта. Используя арт-терапию в ходе своей деятельности стремлюсь, чтобы ребенок был активным участником педагогического процесса, а не пассивным слушателем.
Сказкотерапия. Сказки в педагогической работе использовались издавна. Использование сказки в дошкольном возрасте способствует целенаправленному развитию речевой сферы. В увлекательной форме и доступными для понимания словами сказка показывает ребёнку окружающую жизнь, людей, их поступки и судьбы, показывает, к чему приводит тот или иной поступок героя. Эта уникальная возможность пережить, «проиграть» жизненные ситуации без ущерба для собственной жизни и судьбы ставит сказку в ряд с самыми эффективными способами воспитательно-образовательной работы с детьми.
Песочная терапия. Песок – прекрасный материал для работы с детьми любого возраста. Использование его в коррекционных целях далеко не ново. С огромным интересом дети участвуют в выполнении заданий педагога в «В песочнице» с различными наполнителями (песком, манкой, гречкой, рисом, мелкими игрушками). Ее использование развивает мелкую моторику, позволяет закрепить речевые умения детей. Дети с большим удовольствием рисуют, строят, изображают в песочнице следы зверей, сюжеты рассказов, предметы на заданные звуки и при этом сопровождают свои действия с речью.
Цветотерапия. Педагогам необходимо владеть элементарной информацией о цветотерапии и использовать эти знания в учебно-образовательном процессе. Метод погружения в определенный цвет в настоящее время активно используется в практике работы ДОУ. С малоактивными, пассивными детьми использую для активизации задания с использованием красного цвета, оранжевого или жёлтого цветов. Это цветовые фотографии, задания с цветовыми фишками и т.д. Гиперактивным детям предлагаются упражнения с холодными оттенками цвета: голубым, синим или зелёным. Задания с цветом помогают развивать у детей внимание, сосредоточение.
Терапия водой. Вода – первый и любимый всеми детьми объект для исследования. Первое вещество, с которым с удовольствием знакомится ребенок, это вода. Она дает ребенку приятные ощущения, развивает различные рецепторы, предоставляет практически неограниченные возможности развития познавательной активности. Ценность технологии заключается в том, что игры с водой один из самых приятных способов обучения. Это дает возможность использовать эту технологию для познавательно, речевого развития, обогащения эмоционального опыта ребенка, при трудностях с адаптацией.
Игротерапия – воздействие на детей с использованием игр. Игра имеет сильное влияние на развитие личности ребенка, способствует развитию общения, коммуникации, созданию близких отношений, повышает самооценку. В игре формируется произвольное поведение ребенка, его социализация.
Музыкотерапия – один из методов, который укрепляет здоровье детей, доставляет детям удовольствие. Музыка способствует развитию творчества, фантазии. Мелодия действует особенно эффективно для наших гиперактивных детей, повышает интерес к окружающему миру, способствует развитию культуры ребенка. Музыкотерапия – метод психокоррекционного воздействия на человека, основанный на возможностях воздействовать музыкой на эмоциональное, волевое интеллектуальное и личностное развитие.
Арт-терапия– это очень эффективная технология развития познавательной сферы детей дошкольного возраста. Арт–терапия имеет мощный потенциал, актуализация которого позволяет кардинально менять дидактические подходы к процессу обучения, воспитания, развития личности, организации и реализации совместной интеллектуальной и эмоционально-художественной деятельности педагога и воспитанника. Использование средств арт-терапии дает возможность неформально реализовывать процесс интеграции научных и практических знаний, умений, навыков в разных видах деятельности (речевой, познавательной, двигательной, художественно- эстетической и т.д.) Как показывает мой опыт работы, использование арт-терапии с детьми повышает мотивацию, способно значительно оптимизировать развитие ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Влияние арт-терапии на познавательно-речевое развитие детей раннего возраста»
консультация для родителей...
Выступление «Влияние средств арт-терапии на речевое развитие дошкольников» на семинаре-практикуме для воспитателей
Текст выступления для семинара-практикума для воспитателей...
Консультация для педагогов на тему: «Влияние средств арт-терапии на речевое развитие детей дошкольного возраста»
Консультация для педагогов на тему: «Влияние средств арт-терапии на речевое развитие детей дошкольного возраста» ...
«Влияние средств арт-терапии на речевое развитие дошкольников»
laquo;Арт-терапия» - это путь к психологическому здоровью ребенка, является средством свободного самовыражения. В особой символической форме: через рисунок, игру, сказку, музыку - мы можем...
Влияние средств арт-терапии на познавательно-речевое развитие дошкольников.
Влияние средств арт-терапии на познавательно-речевое развитие дошкольников В настоящее время педагоги дошкольных образовательных учреждений находятся на пороге новой эпохи в истории российского д...
Мастер-класс «Влияние средств арт-терапии на речевое развитие дошкольников»
laquo;Влияние средств арт-терапии на речевое развитие дошкольников»...
«ДЕТСКАЯ ЖУРНАЛИСТИКА, КАК СРЕДСТВО СОЦИАЛЬНО- КОММУНИКАТИВНОГО И ПОЗНАВАТЕЛЬНО-РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ, ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ» »
laquo;ДЕТСКАЯ ЖУРНАЛИСТИКА, КАК СРЕДСТВО СОЦИАЛЬНО- КОММУНИКАТИВНОГО И ПОЗНАВАТЕЛЬНО-РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ, ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ» »...