«Влияние арт-терапии на познавательно-речевое развитие детей раннего возраста»
консультация на тему
консультация для родителей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vliyanie_art-terapii_na_poznavatelno-rechevoe_razvitie_detey_rannego_vozrasta.docx | 18.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
«Влияние арт-терапии на познавательно-речевое развитие детей раннего возраста»
Арт- терапия (дословно) - лечение видами искусства, нашла применение в системе творческих занятий, используемых у нас в детском саду с детьми раннего и дошкольного возраста.
Арт-терапия позволяет познавать себя и окружающий мир. В большинстве случаев арт-терапевтическая работа вызывает у детей положительные эмоции, помогает преодолеть пассивность и безынициативность, сформировать более активную жизненную позицию.
Что же развивают арт- терапевтические средства у детей раннего возраста?
- Развивают познавательную деятельность (т.е. дети познают окружающие его предметы и явления);
- Речевую активность (пополняется словарный запас);
- Развивается сенсорная сфера (цвет, форма, величина);
- Развиваются общая и мелкая моторика;
- Развивается уверенность в себе;
- Гармонизируется эмоциональное состояние у детей;
- Способствует развитию детского коллектива.
В нашем дошкольном учреждении педагоги используют средства арт- терапии в работе с детьми в доступной и привлекательной форме.
Какие бывают виды арт- терапии?
- Изотерапия (рисование цветным песком, пальчиками на зеркале и на бумаге, пластилиновое рисование)
- Танцевально-двигательная терапия (народные танцы, современные танцы).
- Сказкотерапия (показ и участие в кукольном театре, прослушивание сказок, инсценировки). Сказки в педагогической работе использовались издавна. Использование сказки в дошкольном возрасте способствует целенаправленному развитию речевой сферы. В увлекательной форме и доступными для понимания словами сказка показывает ребёнку окружающую жизнь, людей, их поступки и судьбы, показывает, к чему приводит тот или иной поступок героя. Эта уникальная возможность пережить, “проиграть” жизненные ситуации без ущерба для собственной жизни и судьбы ставит сказку в ряд с самыми эффективными способами воспитательно-образовательной работы с детьми.
- Цветотерапия (разноцветные игрушки, игры в сухом бассейне, разноцветный фон). Педагогам необходимо владеть элементарной информацией о цветотерапии и использовать эти знания в учебно-образовательном процессе. Метод погружения в определенный цвет в настоящее время активно используется в практике работы ДОУ. С малоактивными, пассивными детьми педагоги используют для активизации задания с использованием красного цвета, оранжевого или жёлтого цветов. Это цветовые фотографии, задания с цветовыми фишками и т.д. Гипер активным детям предлагаются упражнения с холодными оттенками цвета: голубым, синим или зелёным. Задания с цветом помогают развивать у детей внимание, сосредоточение.
- Водотерапия (игры с водой). Вода – первый и любимый всеми детьми объект для исследования. Первое вещество, с которым с удовольствием знакомится ребенок, это вода. Она дает ребенку приятные ощущения, развивает различные рецепторы, предоставляет практически неограниченные возможности развития познавательной активности. Ценность технологии заключается в том, что игры с водой один из самых приятных способов обучения. Это дает возможность использовать эту технологию для познавательно, речевого развития, обогащения эмоционального опыта ребенка, при трудностях с адаптацией.
- Игротерапия (игры с любимыми игрушками, ролевые, подвижные игры). Воздействие на детей с использованием игр. Игра имеет сильное влияние на развитие личности ребенка, способствует развитию общения, коммуникации, созданию близких отношений, повышает самооценку. В игре формируется произвольное поведение ребенка, его социализация.
- Музыкотерапия (прослушивание музыкальных произведений). Один из методов, который укрепляет здоровье детей, доставляет детям удовольствие. Музыка способствует развитию творчества, фантазии. Мелодия действует особенно эффективно для наших гиперактивных детей, повышает интерес к окружающему миру, способствует развитию культуры ребенка. Музыкотерапия – метод психокоррекционного воздействия на человека, основанный на возможностях воздействовать музыкой на эмоциональное, волевое интеллектуальное и личностное развитие.
Занятия с помощью средств арт-терапии можно проводить в индивидуальной и групповой форме, во время ООД, самостоятельной деятельности.
Важно, что для занятий арт-терапией не требуется специальной подготовки. Взаимодействие с детьми при помощи арт-терапии проходит очень плодотворно и интересно. Занятия строятся на игровом сюжете, где дети выполняют определенные задания педагога. Эта замечательная форма позволяет включить в него ряд речевых игр, упражнений, заданий на коррекцию речи, на развитие познавательных и психических процессов, сенсорных навыков.
Подробно хочу рассказать о песочной терапии, так как игры с песком пользуются популярностью. Песок первый и любимый всеми детьми объект для исследования. Игры с песком один из самых приятных способ обучения. Во время игр обязательно комментируем все, что делает и видит ребёнок.
- Песочная терапия. Игры с песком способствуют развитию ручной умелости, зрительно – двигательной координации, позволяют стимулировать речевую активность детей. Опыт показывает, что у детей с нарушениями в речевом развитии часто наблюдается быстрая утомляемость, рассеянность, безучастность на занятиях, что ведёт к ограничению речевой активности. Стимулируя с помощью игр с песком мелкую моторику рук, тем самым мы активизируем отделы мозга, зоны отвечающие за речь. Игры и упражнения с песком позволяют добиваться концентрации внимания, сосредоточенности при выполнении определенного действия, побуждать детей к активным действиям, проявлению инициативы в совместных играх в песке. Всё это способствует гармоничному развитию личности ребёнка.
Кроме песка можно использовать в работе (манку, гречку, рис, пшено). В ходе деятельности предложить ребенку различные задания:
- Поводите ладонями по поверхности песка, выполняя зигзагообразные и круговые движения (как машинки, змейки, санки и т.д.) или ребром ладони;
- Создавать отпечатками ладоней, кулачков, всевозможные причудливые узоры на поверхности песка;
- «Пройтись» по песку отдельно каждым пальцем правой и левой руки поочередно.
Поиграть в увлекательные и интересные игры, как с сухим, так и с влажным песком: «Здравствуй, песок», «Что спрятано в песке?», «Бабушкино сито», «Песочные прятки», «Рисуем игрушки», «Узоры на песке», «Отпечатки», «Куличики», «Посадим цветочки» и т.д.
В заключение хочется сказать, что мы находимся еще в начале пути по освоению и использованию арт-терапии. С нашей точки зрения – это очень эффективная технология развития познавательной – речевой активности у детей раннего возраста.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Влияние действий с предметами на умственное развитие детей раннего возраста.
Предметная деятельность - главное в жизни ребенка. Трудно переоценить значение игр в раннем возрасте. В статье говорится о необходимости проведения игр, о способах и методах этой деятельности....
Совместная деятельность воспитателя с детьми. Конспект познавательно-речевого занятия для детей раннего возраста (с 2-3 лет),(из опыта работы) «Лесные жители»
Познавательно-речевое занятия с детьми раннего возраста по ФГТ...
Конспект занятия познавательно-речевого цикла для детей раннего возраста " В гости к бабушке Варваре".
Занятия для детей раннего возраста по развитию речи. В ходе занятия воспитатель знакомит детей с различными видами транспорта во время путешествия к бабушке Варваре. В гостях у бабушки Варвары дети вс...
Конспект познавательно - речевого занятия для детей раннего возраста " Кукла в ванночке не плачет"
Конспект познавательно - речевого занятия для детей раннего возраста "Кукла в ванночке не плачет"...
"Влияние предметно-игровой среды на сенсорное развитие детей раннего возраста"
Статья из опыта работы....
Консультация по развитию речи (младшая группа) по теме «Влияние малых форм фольклора на речевое развитие детей раннего возраста»
Словесное русское народное творчество заключает в себе поэтические ценности. Его влияние на развитие речи детей неоспоримо. С помощью малых форм фольклора можно решать практически все задачи...
Презентация опыта работы по теме: «Формирование коммуникативных навыков через развитие познавательно-речевой сферы у детей раннего возраста»
Развитие речи детей раннего возраста...