Выступление «Влияние средств арт-терапии на речевое развитие дошкольников» на семинаре-практикуме для воспитателей
статья по рисованию
Текст выступления для семинара-практикума для воспитателей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 23.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 6
городского округа город Нефтекамск Республики Башкортостан
Выступление «Влияние средств арт-терапии на речевое развитие дошкольников»
на семинаре-практикуме для воспитателей
«Инновационные технологии, методы и приёмы по формированию речевой компетентности дошкольников»
Составитель: Фатхлисламова Г.Ф.
г.Нефтекамск 2021г.
Мастер - класс «Влияние средств арт-терапии на речевое развитие дошкольников»
- Добрый день, уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию мастер-класс «Влияние средств арт-терапии на речевое развитие дошкольников».
Наиболее частыми проявлениями нарушениями развития в дошкольном возрасте являются речевые нарушения. Работа с такими детьми, обычными методами и приёмами, не всегда даёт эффективные результаты. Поэтому, необходимо использовать новые технологии, одновременно обеспечивающие познавательное развитие детей и стимулирующую их речевую активность. Такой технологией, несущей особые коррекционные и развивающие возможности является арт-терапия.
Термин «арт-терапия» появился в нашей стране не так давно и дословно означает – терапия искусством. Впервые метод арт - терапии увидел свет благодаря американскому врачу и художнику Адриану Хиллу в 1938 году.
«Арт-терапия» - это путь к психологическому здоровью ребенка, является средством свободного самовыражения. В особой символической форме: через рисунок, игру, сказку, музыку - мы можем помочь ребенку дать выход своим сильным эмоциям, переживаниям, получить новый опыт разрешения конфликтных ситуаций.
Техники арт-терапии применяются при достаточно широком спектре проблем. Основными задачами в работе с детьми, являются:
- Развитие познавательно-речевой активности, через использование средств арт-терапии.
- Использование ресурсов сказкотерапии для развития, для решения целого ряда задач: обучения, воспитания, развития личности, коррекции речи, поведения.
- Расширения кругозора детей, привития любви к культурному наследию через музыку, живопись, поэзию.
- Стимулирование креативности, оригинальности мышления.
- Развития уверенности в себе.
- Гармонизирование эмоционального состояния.
- Способствование развития детского коллектива.
Виды арт-терапии:
- музыкотерапия – воздействие через восприятие музыки;
- имаготерапия – воздействие через образ, театрализацию, драматизацию;
- сказкотерапия – воздействие посредством сказки, притчи, легенды.
- кинезитерапия – воздействие через танцевально-двигательную, коррекционную ритмику, хореотерапию, и т. д.
- изотерапия – лечебное воздействие средствами изобразительного искусства: рисованием, лепкой, декоративно-прикладным искусством и т. д.
«Изотерапия» (Художественно-изобразительная деятельность).
Цель - предоставление ребёнку неограниченных возможностей для самовыражения и самореализации в продуктах творчества (рисунке, аппликации, лепке).
Техники изо-терапии, используемые для развития речи:
• техника «кляксография»;
• пальцевая живопись;
• рисование мягкой бумагой;
• рисование тычком жёсткой полусухой кистью;
• рисование на стекле;
• ниткография;
• рисование на манке;
• техника рисования листьями, палочками, камушками;
• техника отпечатывания ватой;
• техника «оттиск пробками»;
• рисование ладонями.
Арт-терапевтические методы для развития связной речи:
- Рисование на сюжет рассказа с последующим представлением своего рисунка;
- Рисование на определенный сюжет способствует лучшему осмыслению и повышает качество пересказа: его связность, последовательность, полноту, информативность;
- Занятия с раскраской, где дети могут сначала раскрасить рисунок, а затем рассказать сказку или рассказ, связанный с лексической темой;
- Используя рисование разными способами (пальчиками, ладонью, ватными палочками, печатаньем различных предметов), развивается мелкая моторика рук, необходимая для развития связной речи.
Сюжетные раскраски для детей:
Нужно не просто раскрашивать изображение, развивая графомоторные навыки и закрепляя цвета. Но нужно, чтобы дети придумывали к ним простые истории. Интересно, увлекательно и полезно (многофункциональное решение ряда коррекционно-развивающих задач).
Например: Сюжетная раскраска «Грибные истории».
"Как ежик Тяпа грибы собирал»
«Ежик Тяпа нашел гриб, но не смог его вытянуть потому, что гриб был большой, а ежик Тяпа был маленький. Тут прискакал Кузнечик и запрыгнул на шляпку Большого Гриба и сказал: «Давай тянуть вместе?». Тяпа согласился. И они стали тянуть гриб. Тянули, тянули, но не вытянули. Так они остались без ужина».
Совместное использование разных терапий:
Также эффективным будет совместное использование игровой терапии с изотерапией. Например, ребенок, нарисовав русскую народную сказку, может проиграть с педагогом или с другим ребенком какой-либо сюжет из сказки, где будет присутствовать диалогическая или монологическая речь детей.
Когда вы сочетаете в своей работе техники арт-терапии, вы можете быстро добиться положительных результатов. Такая деятельность необычна, интересна и увлекательна, что помогает участникам наладить взаимодействие и достичь желаемого эффекта.
Практическая часть:
Воспитатель: Сегодня я хочу представить вниманию педагогов речевую игру. Итак, представьте себе, что вы дети – дошкольники…
Упражнение «Лотерея» (игровая терапия)
Воспитатель: Перед вами волшебная шляпа, а в ней сюрприз. Для этого мне нужно 5 желающих, вы по очереди достаёте записку с заданием, зачитываете и выполняете его.
- отгадать загадку,
- рассказать стишок,
- сказать комплимент соседу справа,
- произнести скороговорку «Мама мыла Милу мылом»,
- спеть куплет из любой песни.
Упражнение «Доброе животное»
Воспитатель: Давайте возьмемся за руки и представим, что мы одно животное. Прислушаемся к его дыханию. Все вместе сделаем вдох-выдох, вдох-выдох и еще раз вдох-выдох. Очень хорошо, а теперь послушаем, как бьется его сердце. Тук – сделаем шаг вперед, тук – шаг назад. И еще раз тук- шаг вперед, тук – шаг назад. Зверь дышит очень ровно, спокойно. Мы с вами должны сделать глубокий вдох, а затем на выдохе громко и энергично произнести звуки:
"А" - воздействует благотворно на весь организм.
"Е" - воздействует на щитовидную железу.
"И" - воздействует на мозг, глаза, нос и уши.
"О" - воздействует на сердце и лёгкие.
"У" - воздействует на органы, расположенные в области живота.
"Я", "М" - воздействует на работу всего организма.
"Х" - помогает очищению организма.
"ХА" - помогает повысить настроение.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
отгадать загадку (не лает, не кусает, а в дом не пускает) |
рассказать стишок |
сказать комплимент соседу справа |
произнести скороговорку «Мама мыла Милу мылом» |
спеть куплет из любой песни |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2017/01/25/picture-883368-1485343492.jpg)
Методические рекомендации для воспитателей ДОУ по использованию средств арт-терапии в познавательном развитии дошкольников
Арт-терапия - это лечение изобразительным искусством. Арттерапия включает такие направления, как рисуночная терапия, драматерапия, библиотерапия, музыкотерапия, танцевальная терапия, кинотерапия, кукл...
![](/sites/default/files/pictures/2016/12/15/picture-867004-1481818296.jpg)
Семинар для воспитателей по теме «Влияние мелкой моторики рук на речевое развитие дошкольников».
Истоки способностей и дарования детей находяться на кончиках пальцев,от пальцев ,образно говоря , идут тончайшие ручейки,которые питают источник творческой мысли...
![](/sites/default/files/pictures/2020/09/09/picture-1219318-1599674130.jpg)
Влияние Су-Джок терапии на речевое развитие дошкольников
Одной из нетрадиционных является методика Су-Джок терапия ("Су" – кисть, "Джок" – стопа). В исследованиях южно-корейского ученого профессора Пак Чже Ву, разработав...
![](/sites/default/files/pictures/2022/09/10/picture-1420022-1662819211.jpg)
Выступление на педагогическом совете: «Влияние Су-Джок терапии на речевое развитие дошкольников».
На сегодняшний день в арсенале тех, кто занят воспитанием и обучением детей дошкольного возраста имеется обширный практический материал, применение которого способствует эффективному речевому развитию...
![](/sites/default/files/pictures/2016/10/30/picture-353951-1477838403.png)
Консультация для педагогов на тему: «Влияние средств арт-терапии на речевое развитие детей дошкольного возраста»
Консультация для педагогов на тему: «Влияние средств арт-терапии на речевое развитие детей дошкольного возраста» ...
![](/sites/default/files/pictures/2023/07/27/picture-1480315-1690444542.jpg)
«Влияние средств арт-терапии на речевое развитие дошкольников»
laquo;Арт-терапия» - это путь к психологическому здоровью ребенка, является средством свободного самовыражения. В особой символической форме: через рисунок, игру, сказку, музыку - мы можем...
Мастер-класс «Влияние средств арт-терапии на речевое развитие дошкольников»
laquo;Влияние средств арт-терапии на речевое развитие дошкольников»...