Выступление «Влияние средств арт-терапии на речевое развитие дошкольников» на семинаре-практикуме для воспитателей
статья по рисованию
Текст выступления для семинара-практикума для воспитателей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
art_terapiya_fathlislamova.docx | 23.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 6
городского округа город Нефтекамск Республики Башкортостан
Выступление «Влияние средств арт-терапии на речевое развитие дошкольников»
на семинаре-практикуме для воспитателей
«Инновационные технологии, методы и приёмы по формированию речевой компетентности дошкольников»
Составитель: Фатхлисламова Г.Ф.
г.Нефтекамск 2021г.
Мастер - класс «Влияние средств арт-терапии на речевое развитие дошкольников»
- Добрый день, уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию мастер-класс «Влияние средств арт-терапии на речевое развитие дошкольников».
Наиболее частыми проявлениями нарушениями развития в дошкольном возрасте являются речевые нарушения. Работа с такими детьми, обычными методами и приёмами, не всегда даёт эффективные результаты. Поэтому, необходимо использовать новые технологии, одновременно обеспечивающие познавательное развитие детей и стимулирующую их речевую активность. Такой технологией, несущей особые коррекционные и развивающие возможности является арт-терапия.
Термин «арт-терапия» появился в нашей стране не так давно и дословно означает – терапия искусством. Впервые метод арт - терапии увидел свет благодаря американскому врачу и художнику Адриану Хиллу в 1938 году.
«Арт-терапия» - это путь к психологическому здоровью ребенка, является средством свободного самовыражения. В особой символической форме: через рисунок, игру, сказку, музыку - мы можем помочь ребенку дать выход своим сильным эмоциям, переживаниям, получить новый опыт разрешения конфликтных ситуаций.
Техники арт-терапии применяются при достаточно широком спектре проблем. Основными задачами в работе с детьми, являются:
- Развитие познавательно-речевой активности, через использование средств арт-терапии.
- Использование ресурсов сказкотерапии для развития, для решения целого ряда задач: обучения, воспитания, развития личности, коррекции речи, поведения.
- Расширения кругозора детей, привития любви к культурному наследию через музыку, живопись, поэзию.
- Стимулирование креативности, оригинальности мышления.
- Развития уверенности в себе.
- Гармонизирование эмоционального состояния.
- Способствование развития детского коллектива.
Виды арт-терапии:
- музыкотерапия – воздействие через восприятие музыки;
- имаготерапия – воздействие через образ, театрализацию, драматизацию;
- сказкотерапия – воздействие посредством сказки, притчи, легенды.
- кинезитерапия – воздействие через танцевально-двигательную, коррекционную ритмику, хореотерапию, и т. д.
- изотерапия – лечебное воздействие средствами изобразительного искусства: рисованием, лепкой, декоративно-прикладным искусством и т. д.
«Изотерапия» (Художественно-изобразительная деятельность).
Цель - предоставление ребёнку неограниченных возможностей для самовыражения и самореализации в продуктах творчества (рисунке, аппликации, лепке).
Техники изо-терапии, используемые для развития речи:
• техника «кляксография»;
• пальцевая живопись;
• рисование мягкой бумагой;
• рисование тычком жёсткой полусухой кистью;
• рисование на стекле;
• ниткография;
• рисование на манке;
• техника рисования листьями, палочками, камушками;
• техника отпечатывания ватой;
• техника «оттиск пробками»;
• рисование ладонями.
Арт-терапевтические методы для развития связной речи:
- Рисование на сюжет рассказа с последующим представлением своего рисунка;
- Рисование на определенный сюжет способствует лучшему осмыслению и повышает качество пересказа: его связность, последовательность, полноту, информативность;
- Занятия с раскраской, где дети могут сначала раскрасить рисунок, а затем рассказать сказку или рассказ, связанный с лексической темой;
- Используя рисование разными способами (пальчиками, ладонью, ватными палочками, печатаньем различных предметов), развивается мелкая моторика рук, необходимая для развития связной речи.
Сюжетные раскраски для детей:
Нужно не просто раскрашивать изображение, развивая графомоторные навыки и закрепляя цвета. Но нужно, чтобы дети придумывали к ним простые истории. Интересно, увлекательно и полезно (многофункциональное решение ряда коррекционно-развивающих задач).
Например: Сюжетная раскраска «Грибные истории».
"Как ежик Тяпа грибы собирал»
«Ежик Тяпа нашел гриб, но не смог его вытянуть потому, что гриб был большой, а ежик Тяпа был маленький. Тут прискакал Кузнечик и запрыгнул на шляпку Большого Гриба и сказал: «Давай тянуть вместе?». Тяпа согласился. И они стали тянуть гриб. Тянули, тянули, но не вытянули. Так они остались без ужина».
Совместное использование разных терапий:
Также эффективным будет совместное использование игровой терапии с изотерапией. Например, ребенок, нарисовав русскую народную сказку, может проиграть с педагогом или с другим ребенком какой-либо сюжет из сказки, где будет присутствовать диалогическая или монологическая речь детей.
Когда вы сочетаете в своей работе техники арт-терапии, вы можете быстро добиться положительных результатов. Такая деятельность необычна, интересна и увлекательна, что помогает участникам наладить взаимодействие и достичь желаемого эффекта.
Практическая часть:
Воспитатель: Сегодня я хочу представить вниманию педагогов речевую игру. Итак, представьте себе, что вы дети – дошкольники…
Упражнение «Лотерея» (игровая терапия)
Воспитатель: Перед вами волшебная шляпа, а в ней сюрприз. Для этого мне нужно 5 желающих, вы по очереди достаёте записку с заданием, зачитываете и выполняете его.
- отгадать загадку,
- рассказать стишок,
- сказать комплимент соседу справа,
- произнести скороговорку «Мама мыла Милу мылом»,
- спеть куплет из любой песни.
Упражнение «Доброе животное»
Воспитатель: Давайте возьмемся за руки и представим, что мы одно животное. Прислушаемся к его дыханию. Все вместе сделаем вдох-выдох, вдох-выдох и еще раз вдох-выдох. Очень хорошо, а теперь послушаем, как бьется его сердце. Тук – сделаем шаг вперед, тук – шаг назад. И еще раз тук- шаг вперед, тук – шаг назад. Зверь дышит очень ровно, спокойно. Мы с вами должны сделать глубокий вдох, а затем на выдохе громко и энергично произнести звуки:
"А" - воздействует благотворно на весь организм.
"Е" - воздействует на щитовидную железу.
"И" - воздействует на мозг, глаза, нос и уши.
"О" - воздействует на сердце и лёгкие.
"У" - воздействует на органы, расположенные в области живота.
"Я", "М" - воздействует на работу всего организма.
"Х" - помогает очищению организма.
"ХА" - помогает повысить настроение.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
отгадать загадку (не лает, не кусает, а в дом не пускает) |
рассказать стишок |
сказать комплимент соседу справа |
произнести скороговорку «Мама мыла Милу мылом» |
спеть куплет из любой песни |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации для воспитателей ДОУ по использованию средств арт-терапии в познавательном развитии дошкольников
Арт-терапия - это лечение изобразительным искусством. Арттерапия включает такие направления, как рисуночная терапия, драматерапия, библиотерапия, музыкотерапия, танцевальная терапия, кинотерапия, кукл...
Семинар для воспитателей по теме «Влияние мелкой моторики рук на речевое развитие дошкольников».
Истоки способностей и дарования детей находяться на кончиках пальцев,от пальцев ,образно говоря , идут тончайшие ручейки,которые питают источник творческой мысли...
Влияние Су-Джок терапии на речевое развитие дошкольников
Одной из нетрадиционных является методика Су-Джок терапия ("Су" – кисть, "Джок" – стопа). В исследованиях южно-корейского ученого профессора Пак Чже Ву, разработав...
Выступление на педагогическом совете: «Влияние Су-Джок терапии на речевое развитие дошкольников».
На сегодняшний день в арсенале тех, кто занят воспитанием и обучением детей дошкольного возраста имеется обширный практический материал, применение которого способствует эффективному речевому развитию...
Консультация для педагогов на тему: «Влияние средств арт-терапии на речевое развитие детей дошкольного возраста»
Консультация для педагогов на тему: «Влияние средств арт-терапии на речевое развитие детей дошкольного возраста» ...
«Влияние средств арт-терапии на речевое развитие дошкольников»
laquo;Арт-терапия» - это путь к психологическому здоровью ребенка, является средством свободного самовыражения. В особой символической форме: через рисунок, игру, сказку, музыку - мы можем...
Мастер-класс «Влияние средств арт-терапии на речевое развитие дошкольников»
laquo;Влияние средств арт-терапии на речевое развитие дошкольников»...