Чудо росписи "Гжель и Хохлома"
план-конспект занятия по рисованию (подготовительная группа) на тему

 

Конспект НОД ( комплексного занятия) по художественному творчеству в подготовительной группе.

Чудо росписи «Гжель и Хохлома»

Воспитатель Чиликина И.Ю.

Предварительная работа.

  1. Беседа о народно – прикладном искусстве;
  2. Рассматривание предметов быта, посуды и мебели в технике «Гжель» и «Хохлома» (нахождение общих и отличительных черт);
  3. Рассматривание альбомов и иллюстраций о гжели и хохломе;
  4. Дидактические игры: «Угадай вид росписи», «Разрезные картинки», «Составь узор»;
  5. Ситуативный разговор  «Гжель», «Хохлома»;
  6. Чтение сказок, пословиц, поговорок, стихов, загадок о народном творчестве;
  7. Индивидуальная работа с детьми в рисовании элементов гжельской и хохломской росписей.

 

Задачи:

1.Воспитывать у детей уважение к народным мастерам;

2.Развивать общественно-направленные мотивы деятельности,  стремление порадовать своими работами других людей;

3.Формировать у детей обобщенные представления о народном искусстве через ознакомление с народной росписью (хохломской и гжельской);

4.Закреплять умение создавать узор по мотивам народных росписей (гжель, хохлома);

5.Содействовать освоению детьми деятельностью в сочетании всех ее структурных компонентов (замысел, комплекс действий, получение результата, анализ, оценка)

 

Ход занятия:

Воспитатель вносит детям коробку и говорит о том, что пришла посылка. Предлагает заглянуть внутрь и посмотреть, что в ней находиться.

Достает оттуда шаблоны посуды и письмо. Читает письмо: «Здравствуйте, ребята. Пишут вам мастера. Скоро праздник  8 Марта, все женщины очень любят красивую посуду.  У нас заказов так много, что мы не успеваем расписать всю посуду. Мы узнали, что вы хорошо знаете народные росписи и умеете хорошо рисовать. Поэтому обращаемся к вам за помощью.  Сделайте эту посуду яркой и нарядной. А чтобы узнать, каким узором разукрасить ее, даем вам две подсказки в загадках.   Мы будем рады, если наши совместные работы вы подарите своим любимым мамам и бабушкам. Желаем вам успехов».

Воспитатель загадывает детям загадки:

1. «Посуда не простая

А точно золотая!

С яркими завиточками

Ягодками и листочками

Называется она?»  (хохлома)

 

2. «Снежно белая посуда

Расскажи ка: ты откуда?

Видно с Севера пришла

И цветами расцвела

Голубыми, синими

Нежными красивыми» (гжель)

 

Воспитатель спрашивает детей:

  • Как вы догадались, что в первой загадке говорится о хохломской росписи? (эту роспись часто называют «золотая хохлома»)
  • Из каких элементов состоит хохломской узор? Из чего  изготавливают  хохломские мастера  свои изделия (из дерева, иногда из глины). Какую посуду они изготавливают? Какие цвета используют хохломские мастера?
  • Как вы догадались, что вторая загадка о гжельской росписи?
  • Какие элементы используются в гжельской росписи?
  • Какие цвета используются в гжельской росписи?
  • Из чего делают они свою посуду?

Расскажите, что есть общего и различного в этих росписях (  Схожие черты: материал  из которого выполнены изделия – керамика,   ассортимент –посуда, роспись – растительный орнамент и др.  Отличия: хохлома -посуда может быть деревянной; ассортимент изделий – мебель, посуда, предметы быта;  роспись наноситься на какой-либо фон.  Гжель расписывается по белому фону. В хохломской росписи используются разные цвета, в гжельской – цвета холодной гаммы: голубой, синий, фиолетовый. Хохломская посуда имеет более простую форму, гжельская – более изящную,  украшенную).

Скажите, как народные мастера называют неокрашенные заготовки изделий? (белье).

 Вот нам с вами и предстоит  расписать заготовки посуды. 

Воспитатель предлагает  выбрать себе  изделие (шаблон), рассмотреть образцы и догадаться  каким узором их надо расписать.

Просит одного - двух детей рассказать о том, как они будут расписывать  свое изделие, в какой последовательности, как расположат узор.

Предлагает детям начать работу. В ходе работы интересуется замыслом детей, в случае необходимости помогает советом, предлагает обратить внимание на схемы-подсказки,  образцы народных изделий и др.  При необходимости напоминает правила работы красками.

После окончания  детские работы рассмотреть, отметить сходство  с  народной росписью, аккуратность исполнения, разнообразите, оригинальность. Поблагодарить детей за хорошо выполненную работу, предложить сделать фотографию выставки и послать ее народным мастерам. А готовые работы потом оформить и подарить мамам и бабушкам.

В конце занятия напоминает  детям, что необходимо  навести порядок на столах, убрать весь материал, намыть руки.

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ КОМПЛЕКСНОГО ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ. ТЕМА: Чудо-чудное, диво дивное—золотая хохлома. Русская народная сказка «Василиса Прекрасная».

Прдолжать воспитывать интерес к русским народным промыслам и желание их изучать, чувство патриотизма; познакомить с историей промысла, особенностями хохломской росписи; продолжать знакомить с русской ...

"Чудо чудное, диво дивное - золотая Хохлома"

       Цель: формировать у детей интерес к эстетической стороне окружающей действительности, эстетического отношения к предметам и явлениям окружающего мира, произведениям и...

Конспект НОД "Чудо-хохлома" (пластилинография) в старшей группе

Конспект НОД "Чудо-хохлома" (пластилинография) в старшей группе...

Мини – музей «Чудо – хохлома»

Развить у детей эстетический вкус, эстетическое восприятие, интерес к искусству через декоративно-прикладное искусство и творческие способности в процессе продуктивной деятельности....

Совместно-творческий проект Чудо-чудное, диво-дивное «Золотая хохлома»

В проекте описано создание мини-музея в детском саду....

Конспект занятия "Что за чудо - хохлома"

Программные задачи: познакомить детей с хохломской росписью; дать понятие для чего служит роспись, показать предметы, расписанные этой росписью; учить детей видеть и выделять характерные элементы росп...

Конспект к презентации "Чудо хохлома"

Конспект  по рисованию в старшей группе на тему "Роспись ложки". Хохлома....