Чудо росписи "Гжель и Хохлома"
план-конспект занятия по рисованию (подготовительная группа) на тему
Конспект НОД ( комплексного занятия) по художественному творчеству в подготовительной группе.
Чудо росписи «Гжель и Хохлома»
Воспитатель Чиликина И.Ю.
Предварительная работа.
- Беседа о народно – прикладном искусстве;
- Рассматривание предметов быта, посуды и мебели в технике «Гжель» и «Хохлома» (нахождение общих и отличительных черт);
- Рассматривание альбомов и иллюстраций о гжели и хохломе;
- Дидактические игры: «Угадай вид росписи», «Разрезные картинки», «Составь узор»;
- Ситуативный разговор «Гжель», «Хохлома»;
- Чтение сказок, пословиц, поговорок, стихов, загадок о народном творчестве;
- Индивидуальная работа с детьми в рисовании элементов гжельской и хохломской росписей.
Задачи:
1.Воспитывать у детей уважение к народным мастерам;
2.Развивать общественно-направленные мотивы деятельности, стремление порадовать своими работами других людей;
3.Формировать у детей обобщенные представления о народном искусстве через ознакомление с народной росписью (хохломской и гжельской);
4.Закреплять умение создавать узор по мотивам народных росписей (гжель, хохлома);
5.Содействовать освоению детьми деятельностью в сочетании всех ее структурных компонентов (замысел, комплекс действий, получение результата, анализ, оценка)
Ход занятия:
Воспитатель вносит детям коробку и говорит о том, что пришла посылка. Предлагает заглянуть внутрь и посмотреть, что в ней находиться.
Достает оттуда шаблоны посуды и письмо. Читает письмо: «Здравствуйте, ребята. Пишут вам мастера. Скоро праздник 8 Марта, все женщины очень любят красивую посуду. У нас заказов так много, что мы не успеваем расписать всю посуду. Мы узнали, что вы хорошо знаете народные росписи и умеете хорошо рисовать. Поэтому обращаемся к вам за помощью. Сделайте эту посуду яркой и нарядной. А чтобы узнать, каким узором разукрасить ее, даем вам две подсказки в загадках. Мы будем рады, если наши совместные работы вы подарите своим любимым мамам и бабушкам. Желаем вам успехов».
Воспитатель загадывает детям загадки:
1. «Посуда не простая
А точно золотая!
С яркими завиточками
Ягодками и листочками
Называется она?» (хохлома)
2. «Снежно белая посуда
Расскажи ка: ты откуда?
Видно с Севера пришла
И цветами расцвела
Голубыми, синими
Нежными красивыми» (гжель)
Воспитатель спрашивает детей:
- Как вы догадались, что в первой загадке говорится о хохломской росписи? (эту роспись часто называют «золотая хохлома»)
- Из каких элементов состоит хохломской узор? Из чего изготавливают хохломские мастера свои изделия (из дерева, иногда из глины). Какую посуду они изготавливают? Какие цвета используют хохломские мастера?
- Как вы догадались, что вторая загадка о гжельской росписи?
- Какие элементы используются в гжельской росписи?
- Какие цвета используются в гжельской росписи?
- Из чего делают они свою посуду?
Расскажите, что есть общего и различного в этих росписях ( Схожие черты: материал из которого выполнены изделия – керамика, ассортимент –посуда, роспись – растительный орнамент и др. Отличия: хохлома -посуда может быть деревянной; ассортимент изделий – мебель, посуда, предметы быта; роспись наноситься на какой-либо фон. Гжель расписывается по белому фону. В хохломской росписи используются разные цвета, в гжельской – цвета холодной гаммы: голубой, синий, фиолетовый. Хохломская посуда имеет более простую форму, гжельская – более изящную, украшенную).
Скажите, как народные мастера называют неокрашенные заготовки изделий? (белье).
Вот нам с вами и предстоит расписать заготовки посуды.
Воспитатель предлагает выбрать себе изделие (шаблон), рассмотреть образцы и догадаться каким узором их надо расписать.
Просит одного - двух детей рассказать о том, как они будут расписывать свое изделие, в какой последовательности, как расположат узор.
Предлагает детям начать работу. В ходе работы интересуется замыслом детей, в случае необходимости помогает советом, предлагает обратить внимание на схемы-подсказки, образцы народных изделий и др. При необходимости напоминает правила работы красками.
После окончания детские работы рассмотреть, отметить сходство с народной росписью, аккуратность исполнения, разнообразите, оригинальность. Поблагодарить детей за хорошо выполненную работу, предложить сделать фотографию выставки и послать ее народным мастерам. А готовые работы потом оформить и подарить мамам и бабушкам.
В конце занятия напоминает детям, что необходимо навести порядок на столах, убрать весь материал, намыть руки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ КОМПЛЕКСНОГО ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ. ТЕМА: Чудо-чудное, диво дивное—золотая хохлома. Русская народная сказка «Василиса Прекрасная».
Прдолжать воспитывать интерес к русским народным промыслам и желание их изучать, чувство патриотизма; познакомить с историей промысла, особенностями хохломской росписи; продолжать знакомить с русской ...
"Чудо чудное, диво дивное - золотая Хохлома"
Цель: формировать у детей интерес к эстетической стороне окружающей действительности, эстетического отношения к предметам и явлениям окружающего мира, произведениям и...
Конспект НОД "Чудо-хохлома" (пластилинография) в старшей группе
Конспект НОД "Чудо-хохлома" (пластилинография) в старшей группе...
Мини – музей «Чудо – хохлома»
Развить у детей эстетический вкус, эстетическое восприятие, интерес к искусству через декоративно-прикладное искусство и творческие способности в процессе продуктивной деятельности....
Совместно-творческий проект Чудо-чудное, диво-дивное «Золотая хохлома»
В проекте описано создание мини-музея в детском саду....
Конспект занятия "Что за чудо - хохлома"
Программные задачи: познакомить детей с хохломской росписью; дать понятие для чего служит роспись, показать предметы, расписанные этой росписью; учить детей видеть и выделять характерные элементы росп...
Конспект к презентации "Чудо хохлома"
Конспект по рисованию в старшей группе на тему "Роспись ложки". Хохлома....