«Развитие у детей дошкольного возраста изобразительного творчества с использованием нетрадиционных технологий».
методическая разработка по рисованию на тему
Представление собственного инновационного педагогического опыта
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kopiya_predstavlenie_sobstvennogo_innovatsionnogo_pedagogicheskogo_opyta.docx | 32.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Представление собственного инновационного педагогического опыта
«Развитие у детей дошкольного возраста изобразительного творчества с использованием нетрадиционных технологий».
Актуальность:
Актуальность состоит в том, что именно изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных изобразительных технологий является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей, т.к. в ней особенно проявляются разные стороны развития ребенка.
Исходя из положения, что главным принципом образовательной программы «Детство» под редакцией Т.И.Бабаева, А.Г.Гогоберидзе, 3.А.Михайлова является принцип поддержки инициативы детей в различных видах деятельности, вёлся поиск наиболее результативной технологии для осуществления процесса формирования личности ребенка в различных видах деятельности, в том числе и изобразительной.
Первый же анализ имеющейся литературы (методических рекомендаций, публикаций в педагогических СМИ) выявил проблему: в массовой практике часто подменяется работа по обучению детей нетрадиционным техникам изображения. При этом сама организация занятий зачастую остаётся классической - объяснение техники, использование образцов, единое для всех детей задание. Вторая тенденция заключается в том, что детям в качестве рефлексии при решении творческий задачи предлагают нарисовать своё решение. При этом обучающий момент не имеет для педагога ценности - важно просто получить детский рисунок имеющимися в арсенале малыша средствами. Таким образом, стало очевидным, что эта тактика не обеспечивает формирования навыков экспериментальной деятельности и самостоятельной работы с проблемами.
Цель:
Развивать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами необходимыми для работы в нетрадиционных техниках рисования.
Исходя из этого были поставлены следующие задачи:
Обучающие
1. Формирование художественного мировосприятия.
2. Обогащение словарного запаса художественными терминами.
3. Формирование навыков обращения с изобразительным материалом:
- изучение свойств различных изобразительных материалов, способы использования и их выразительные возможности при создании рисунка,
используя нетрадиционные техники рисования;
- овладение техническими приемами работы с различными материалами.
4. Формирование художественной грамотности:
- ознакомление с культурой цвета, свойствами цвета и цветовых отношений (теплый/холодный, светлый/темный);
- изучение композиции (однофигурной, многофигурной, орнаментальной);
- обучение предметному рисованию;
- обучение рисованию по представлению (на основе накопленных знаний и опыта) и созданию самостоятельных изобразительных работ творческого характера.
Развивающие
1. Развитие познавательной активности, творческого мышления.
2. Развитие эстетической восприимчивости.
Воспитательные
1. Воспитание художественного вкуса.
2. Воспитание интереса к изобразительной творческой деятельности.
Объект исследования:
Особенности детей дошкольного возраста в общеразвивающей группе.
Концептуальность:
Проблема формирования выразительного образа в рисунках дошкольников средствами нетрадиционных художественных техник определяется интересом к изучению особенностей детского изобразительного творчества и зависимостью его развития от владения детьми доступными художественными техниками изображения. В исследованиях Е.А.Флериной (1940), Н.П.Сакулиной, Т.С. Комаровой (I960), Р.Г.Казаковой, Т.Г.Казаковой (1970) вопросы развития детского изобразительного творчества в рисовании рассматривались в связи с усвоением детьми некоторых закономерностей рисунка и изобразительно-выразительных особенностей рисования в разных техниках: карандашами в деревянной оправе и без (уголь, сангина и др.), красками гуашь и акварель и др.
Делая в своих работах акцент на формировании двигательных умений и навыков, необходимых для рисования, Т.С.Комарова рекомендует включать в детское творчество различные художественные материалы и техники и обучать дошкольников способам работы с ними, пониманию их выразительных свойств.
Эту же позицию разделяет И.Л.Голованова, результаты исследования которой показали, что использование различных художественных материалов в процессе обучения дошкольников изобразительной деятельности приводит к активизации их творческих способностей.
В настоящее время использование этих материалов в изобразительном творчестве дошкольников может быть признано традиционным, так как широко описаны их техника и технология, разработаны методики освоения выразительных свойств этих материалов, они внедрены в широкую практику дошкольного обучения. На настоящем этапе задача активизации творческих способностей детей приводит к необходимости поиска новых способов художественного выражения. Однако к использованию в процессе обучения дошкольников изобразительной деятельности рекомендуется ограниченный круг художественных техник, что сдерживает активизацию творческих возможностей дошкольников и отрицательно сказывается на выразительности детских работ.
Научная новизна и теоретическая значимость заключаются в том, что выявлены доступные овладению дошкольников нетрадиционные для дошкольного образования художественные техники, такие как: акварельные мелки, рисунок кистью, монотипия, работа с губкой и матрицами, гравюра на картоне, коллаж и т.д.; раскрыта зависимость между выразительным образом и техникой его исполнения, разработаны педагогические условия формирования выразительного образа средствами нетрадиционных художественных техник.
НАЛИЧИЕ ТЕОРИТИЧЕСКОЙБАЗЫ
В своей работе я использую :
« Детство» - примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. Научные редакторы: Т.И. Бабаева, А.Г. Гогобиридзе, З.А. Михайлова,
«Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству»./Галанов А.С., Корнилова С.Н., Куликова С.Л
«Коллективное творчество дошкольников: конспекты занятий»./Под ред. Грибовской А.А.
Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. /Казанова Р.Г., Сайганова Т.И., Седова Е.М.
Изобразительная деятельность и эстетическое развитие дошкольников: методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений./ Доронова Т.Н.
«Диагностика психологических особенностей дошкольника» /Урунтаева Г.А.
« Мы в Мордовии живем» примерный региональный модуль программы дошкольного образования. АвторыО.В. Бурляева, Л.П. Карпушина, Е.Н. Киркина, Т.Н.Кондратьева, С.Л. Уланова, Н.Н. Щемерова..
Результативность
Наметила предполагаемый результат в формировании творческих способностей детей дошкольного возраста на основе изобразительного творчества с использованием нетрадиционных технологий .
В результате работы предполагается, что у детей сформируется устойчивый интерес к нетрадиционной технике рисования;
- способность совершать интеллектуальные операции (анализ, синтез, обобщение, классификация, сравнение)….;
- способность разработать план действий по созданию продукта, составления описательного или творческого рассказа о предмете художественно-творческой деятельности .
- способность уверенно действовать по образцу (инструкции) педагога в процессе создания образа и описания продукта собственной художественно-творческой деятельности;
- демонстрировать понимание эстетической ценности образцов народного творчества (описывает средства выразительности …), проявлять эстетическое чувство в процессе…;
- способность самостоятельно привлечь внимание взрослого или ребенка с целью сообщения информации о продукте художественно-творческой деятельности; продукте художественно-творческой деятельности сверстника;
- способность привлечь родных к созданию коллекции или организации авторской выставки др.
У родителей повысится заинтересованность к творческим способностям ребенка, желание совместно творить.
Тиражирование
Свой материал по формированию творческих способностей детей дошкольного возраста на основе изобразительного творчества с использованием нетрадиционных технологий я разместила на сайте
Мною была разработана рабочая программа по художественно - эстетическому воспитанию, которую я реализую на кружковых занятиях с детьми 4, 5, 6 летнего возраста.
Новизна программы заключается в том, что в каждой технологии есть своя гармония цвета и линии, каждая может служить как способом создания отдельного произведения, так и оригинальной частью шедевра, но не всем детям дано владеть кистью или карандашом, кому-то трудно выразить себя в линии, кто-то не понимает и не принимает разнообразие цветовой гаммы. Поэтому пусть каждый выберет технологию, близкую ему по духу, не заставляющую испытывать страдания при сравнении своих работ с работами более способных детей. Следует предлагать детям, а не навязывать, помогать детям, а не заставлять их. А чтобы помочь ребенку найти себя, необходимо предлагать ему как можно больше разных способов самовыражения. Ведь любая нетрадиционная изобразительная технология дает ребенку возможность выбирать, думать, искать, пробовать и т.п.
Главной целью программы является развитие художественно-творческих способностей (в первую очередь способности к реализации замыслов посредством использования изобразительных средств выражения), развитие пространственного мышления, тактильной памяти, мелкой моторики, воспитание художественного вкуса, знакомство детей с нетрадиционными изобразительными технологиями.
Программа построена в соответствии с личностно-ориентированны подходом к воспитанию детей, что позволяет обеспечить её единством с современными программами дошкольного образования. Наряду с традиционными средствами воспитания и обучения программа предполагает использование нетрадиционные техники рисования.
При разработке программы учитывались принципы построения: актуальность, реалистичность, систематичность, активность, воспитывающий характер обучения, доступность, построение программного материала от простого к сложному, повторность материала, совместная деятельность, контролируемость.
Основные принципы, заложенные в основу программы:
1. Принцип поэтапности - «погружения» в программу. Это самый ответственный принцип: если приступать к освоению этапа минуя предыдущие, то работа может не принести ожидаемого результата. Программа составлена с учетом возрастных особенностей ребенка.
2. Принцип динамичности. Каждое задание необходимо творчески пережить и прочувствовать, только тогда сохранится логическая цепочка — от самого простого до заключительного, максимально сложного задания.
3. Принцип сравнений подразумевает разнообразие вариантов решения детьми заданной темы, развитие интереса к поисковой работе с материалом с привлечением к данной теме тех или иных ассоциаций, помогает развитию самой способности к ассоциативному, а значит, и к творческому мышлению.
4. Принцип выбора подразумевает творческое взаимодействие взрослого и ребенка при решении заданной темы без каких-либо определенных и обязательных ограничений, поощряется оригинальный подход к работе.
Работая по программе «Волшебная кисточка», я убедилась, что систематическое овладение всеми необходимыми средствами и способами деятельности обеспечивает детям радость творчества и их всестороннее развитие (эстетическое, интеллектуальное, нравственно-трудовое, физическое). А также, позволяет плодотворно решать задачи подготовки детей к школе.
В настоящее время я продолжаю разрабатывать наглядные пособия, приобретать литературу.
Чтобы программа выполнялась я создала предметно-развивающую среду: в группе имеется уголок уголок народного творчества, где собраны принадлежности для нетрадиционной техники рисования,образцы народно-прикладного искусства, разные виды росписи, глиняные, деревянные игрушки, куклы в русских, мордовских, татарских народных костюмах.
Оценка результативности программы проводится также по методике Г.А.Урунтаевой «Диагностика изобразительной деятельности дошкольников».
Перспектива на будущее: продолжать работу с детьми по художественно - эстетическому воспитанию (нетрадиционная техника рисования); обобщение ППО; участие в городских выставках детского творчества. Проводить с родителями консультации и беседы, по возможности привлекать родителей к творческо-образовательному процессу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Развитие у детей дошкольного возраста изобразительного творчества с использованием нетрадиционных технологий"
Программа дополнительного образования детей дошкольного возраста...
Самоанализ педагогической деятельности "Развитие и формирование у детей дошкольного возраста творческих способностей посредством использования нетрадиционных техник рисования."
Самоанализ педагогической деятельности по теме"Развитие и формирование у детей дошкольного возраста творческих способностей посредством использования нетрадиционных техник рисования."...
Семинар-практикум «Развитие речи детей дошкольного возраста посредством сказкотерапии с использованием ИКТ технологий»
Семинар - практикум проходил на базе детского сада "Сказка" п. Правохеттинский, педагог погрузил родителей в страну сказок, рассказал о пользе сказкотерапии., рассказал о методах и приемах к...
Мастер-класс для родителей «Развитие творческих способностей дошкольников в изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных технологий»
Мастер-класс "Развитие творческих способностей дошкольников в изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных технологий" предназначен для родителей с целью формирования...
"Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста черех рисование с использованием нетрадиционных приёмов и материалов"
опытно экспериментальная работа...
«Развитие речи у детей дошкольного возраста с ТНР через использования нетрадиционных техник художественно-творческой деятельности».
Данный материал будет интересен педагогам ДОУ....
Мастер-класс для родителей Тема: «Развитие творческих способностей дошкольников в изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных технологий»
Мастер-класс для родителей на развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных технологий....