Семинар-практикум «Развитие речи детей дошкольного возраста посредством сказкотерапии с использованием ИКТ технологий»
консультация

Кадыкова Оксана Викторовна

Семинар - практикум проходил на базе детского сада "Сказка" п. Правохеттинский, педагог погрузил родителей в страну сказок, рассказал о пользе сказкотерапии., рассказал о методах и приемах которые могут использовать родители для речевого развития детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar-praktikum.docx230.99 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар-практикум : «Развитие речи детей дошкольного возраста посредством сказкотерапии с использованием ИКТ технологий»

Подготовила Кадыкова О.В. учитель-логопед

Цели: 

  • Показать актуальность Сказкотерапевтических занятий с детьми дошкольного возраста. 
  • Повышение внимания и заинтересованности детей на логопедических занятиях, формирование у дошкольников позитивного поведения с опорой на пример положительных сказочных героев, развитие творческих способностей, познавательного интереса.
  • Привлечь внимание родителей к театрализованной игре
  • Развивать творчество и фантазию воспитателей, детей и родителей в процессе изготовления театральных кукол.

Задачи:

  • Развивать произвольное внимание, память, мышление, воображение, фантазию, творческие способности.
  • Развивать познавательный интерес.
  • Развивать речь, обогащать активный словарь.
  • Обогащать положительный эмоциональный опыт.

Ход проведения занятия

Вступительное слово: 

Ведущий: 

Добрый вечер, уважаемые гости! Я приветствую вас на нашем семинаре, развитие речи етей посредством сказкотерапии с использованием ИКТ технологий

Наше путешествие мне хотелось бы начать со слов Джанни Родари 
«Сказки злые и добрые могут помочь воспитать ум. Сказка может дать ключи для того, чтобы войти в действительность новыми путями, может помочь ребенку узнать мир, может одарить его воображение и научить, критические воспринимать окружающее».

Наша сегодняшняя встреча будет проходить в формате игры – путешествия.
Сказки... Волшебство... когда вы слышите  эти слова, что чувствуете? Я предлагаю вам на минуту закрыть глаза…какие чувства у вас вызывают эти слова? Возможно, вам стало грустно или наоборот вы испытываете радость, или вспомнились приятные минуты детства, перед глазами встал самый счастливый миг жизни, появилось удивительное ощущение чуда... 

Наши предки, занимаясь воспитанием детей, рассказывали им занимательные истории. Не торопясь наказать провинившегося ребенка, они вели рассказ, из которого становился ясным смысл поступка, а многие обычаи предохраняли малышей от напастей, учили их жизни. Это сегодня, опираясь на вековой педагогический опыт, мы говорим, что подобные истории являлись не чем иным, как основой Сказкотерапии

По своей природе сказка родственна игре: она погружает нас в атмосферу вымысла. Через сказки в глубоком детстве мы овладевали родным языком, познавали его красоту и лаконичность.

Через сказки мы знакомимся с культурой и историческим опытом своего народа, получаем первые представления о том, как жили в стародавние времена люди.

Сказку можно использовать как способ решения конкретной проблемы. Язык сказок сближает людей. Сказка пробуждает творческие силы человека. Сказка несет свободу.

Ведущий: Уважаемые гости, а вы любите сказки? Тогда я приглашаю вас присаживайтесь, пожалуйста, в кружок, я расскажу я вам сказку. 

СКАЗКА
В одной сказочной стране жили маленькие человечки. Они были очень любознательны, любили экспериментировать, фантазировать и придумывать. Но больше всего на свете они любили сказки!

Но однажды одна очень добрая Фея прочитала в своей волшебной книге, что есть такая страна, жители которой живут без образца и не знают даже элементарного как правильно все делать. 

Не порядок решила она, но это поправимо, я их всему научу и она в тот же миг перенеслась на своем волшебном зонтике в Маленькую страну. 
Фея так усердно принялась за работу. День и ночь неустанно создавала образцы и складывала в большую папку с названием «Делай как я!». 

Добрая Фея старалась всему научить маленьких человечков, дать им больше знаний, заполнить ими все свободные места головного мозга. Увы, действия Феи не произвели ожидаемого результата. Жители Маленькой страны стали грустные, усталые и совсем разучились фантазировать. Память и внимание у них не развивались, а думать самостоятельно они разучились. 

А самое страшное! Перестали верить в сказку! 
Фея просто разрыдалась: «Но что же я сделала не так? Почему такой результат? Ведь я хотела, как лучше!» 

С тех пор она по ночам перелетает на своем волшебном зонтике из одной страны в другую, заглядывает в окна домов и ищет ответы на свои вопросы. 
Ведущий: 

Сегодня ночью Фея заглянула и в мое окно. Мы с ней долго беседовали, она и поведала мне эту грустную историю. А я пересказала ее вам, слово в слово. 
И вот, что подумала: «А не попробовать ли нам помочь ей? Может ответы на ее вопросы окажутся не такие сложные, как на первый взгляд?» 

 Поможем? (ответы) 

Я предлагаю нам всем вместе отправиться в Маленькую страну. Но не в настоящее время, когда результат проделанной Феей работы нанес на нее уже свой отпечаток, а в прошлое, когда жители Маленькой страны были веселы и беззаботны. Вы согласны перенестись в сказку? (ответы) 

А проводят нас туда вот эти бабочки помощницы доброй Феи. (В руках держу бабочек) 

 Как? Спросите вы! 

Очень просто, возьмите в ладошки бабочек, закройте глаза и мысленно представляем, как вы летите на крыльях своей волшебной бабочки в волшебную страну. (звучит "вальс Бабочек")

II этап. Ритуал входа в сказку. 
(Звучит мелодия «Маленькая страна») (на ЭКРАНЕ появляются «Сказочные ворота»)

- Откройте глаза перед нами распахнутые ворота.  И вот перед нами Маленькая страна!

III этап. Решение проблемы. (Теоретический) 

 Ведущий: 
 - Первое, что мы встречаем на своем пути это школа, но не простая, а школа волшебства. Присаживайтесь по удобнее, начинается урок! 

1.Изучение методической литературы. Теория.

Ведущий: Свою работу я начала с изучения специальной литературы, ознакомилась с работами авторов современных программ и методик.

В настоящее время разработаны педагогические и психолого-педагогические технологии по сказкотерапии, в том числе:

-Зинкевич-Евстегнеева Т.Д. Путь к волшебству.

-Теория и практика сказкотерапии, Капская А.Ю,

-Мирончик Т.Д. Подарки фей, развивающая сказкотерапия для детей,

Бруно Беттельхейм пишет: «Сказка в разнообразных формах сообщает ребенку, что борьба с жизненными невзгодами неизбежна, это органическая часть человеческого существования.
Язык сказки доступен ребенку. Сказка проста и в то же время загадочна. Л.Ф. Обухова отмечает, что сказка способствует развитию воображения, а это необходимо для решения ребенком его собственных проблем. Через сказку ребенок знакомится с новыми явлениями жизни, с какими-либо обстрактными объектами (величинами объема, числами и пр.), новыми понятиями.

Хорошей сказке, считал С.Я. Маршак, свойственны «большой охват событий в быстром, даже стремительном темпе, с высокими подъемами и крутыми спусками, с живым неподдельным чувством рассказчика, со смелыми обобщениями и выводами». Живой и выразительный язык народной сказки изобилует меткими, остроумными эпитетами, смысловой поэтикой. Наро – непревзойденный учитель речи детей. Ни в каких других произведениях, кроме народных, вы не найдете такого идеального расположения труднопроизносимых звуков, которые, благодаря образной трактовке, без затруднений воспроизводятся юными слушателями. Сказка раскрывает перед ребенком меткость и выразительность языка, показывает, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями, сравнениями.Таким образом, сказки открывают ребенку удивительный мир.

Виды сказок:

Выделяют пять видов сказок

  • К литературные сказкам мы относим сказки, созданные многовековой мудростью народа и авторские истории. Собственно, именно это и принято называть сказками, мифами, притчами, историями.
  • Авторские художественные сказки более трепетны, образны, чем народные. Если мы хотим помочь ребенку осознать свои внутренние переживания, мы, выберем авторскую сказку, несмотря на большое количество личностных проекцией.
  • Народные сказки. Древнейшая основа мифов и сказок – единство человека и природы. Для нашего далекого предка природа была живой, и процесс “мифосложения” и “сказкотворчества” был связан с принципом “оживотворения”.
  • Дидактические сказки создаются педагогами для “упаковки” учебного материала. При этом абстрактные символы (цифры, буквы, звуки, арифметические действия и пр.) одушевляются, создаётся сказочный образ мира, в котором они живут. Дидактические сказки могут раскрывать смысл и важность определенных знаний. В форме дидактических сказок “подаются” учебные задания.
  • Медитативные сказки создаются для накопления положительного образного опыта, снятия психоэмоционального напряжения, создания в душе лучших моделей взаимоотношений, развития личностного ресурса.
  • Психотерапевтические сказки. Сказки, врачующие Душу... Сказки, раскрывающие глубинный смысл происходящих событий. Психотерапевтические сказки часто оставляют человека с вопросом. Это, в свою очередь, стимулирует процесс личностного роста.
  • Психокоррекционные сказки создаются для мягкого влияния на поведение ребенка.

Для детей младшего возраста 3–4 лет подбирают рассказы о животных, детям 5–6 лет нравятся сказки о несуществующих волшебных персонажах — феях, эльфах.Чем старше становится ребенок, тем с большим удовольствием он читает истории и сказки про людей, потому что в этих историях содержится рассказ о том, как человек познает Мир.

2. Преимущество сказок при работе на сказкотерапевтических занятиях.

Преимущество сказок для личности ребенка заключается в следующем:

  • Отсутствие в сказках дидактики, нравоучений. Самое большое, что может «позволить себе» жанр сказки – это намек на то, как лучше поступать в той или иной жизненной ситуации. В сказке никто не учит ребенка «жить правильно». События сказочной истории естественно и логично вытекают одно из другого. Таким образом, ребенок воспринимает и усваивает причинно-следственные связи, существующие в этом мире.
  • Неопределенность места действия главного героя. «В некотором царстве, в некотором государстве»… Нам как будто дают понять, что такая история могла произойти где угодно: может быть, за тридевять земель, а может быть, и совсем рядом. Это будет зависеть от того, насколько близко к себе захочется принять сказочную историю.
  • Образность языка. Главный герой в сказке – собирательный образ. Имена главных героев повторяются из сказки в сказку: Иванушка, Аленушка, Марья. В сказочных сюжетах зашифрованы ситуации и проблемы, которые переживает в своей жизни каждый человек. Жизненный выбор, любовь, ответственность, взаимопомощь, преодоление себя, борьба со злом – все это «закодировано» в образах сказки.
  • Кладезь мудрости. Каждая сказочная ситуация имеет множество граней и смыслов. Ребенок, слушая сказку, бессознательно выносит для себя тот смысл, который наиболее актуален для него в данный момент. Со временем человек меняется, и ту же самую сказку он может понять по-разному… Часто дети просят своих родителей и воспитателей читать им одну и ту же сказку. Вероятно, эта сказка наиболее соответствует мировосприятию ребенка в данный момент и помогает ему понять важные для себя вопросы. Благодаря многогранности смыслов, одна и та же сказка может помочь ребенку в разные периоды жизни решать актуальные для него проблемы.
  • Победа Добра. Психологическая защищенность. Признак настоящей сказки – хороший конец. Это дает ребенку чувство психологической защищенности. Что бы ни происходило в сказке, все заканчивается хорошо. Оказывается, что все испытания, которые выпали на долю героев, были нужны для того, чтобы сделать их более сильными и мудрыми. С другой стороны, ребенок видит, что герой, совершивший плохой поступок, обязательно получит по заслугам. А герой, который проходит через все испытания, проявляет свои лучшие качества, обязательно вознаграждается. В этом заключается закон жизни: как ты относишься к Миру, так и он к тебе.
  • Наличие Тайны и Волшебства. Ореол тайны и волшебства – это качество, свойственное волшебным сказкам. Волшебная сказка как живой организм – в нем все дышит, в любой момент может ожить и заговорить даже камень. Эта особенность сказки очень важна для развития психики ребенка.

Сказочный сюжет должен разворачиваться в определенной последовательности:

ЖИЛИ - БЫЛИ.

Начало сказки, встреча с ее героями.

Для детей 3-4 лет рекомендуют делать главными героями сказок  игрушки, маленьких человечков и животных.

Начиная с 5 лет- фей, волшебников, принцесс, принцев и пр.

Примерно с 5-6 лет ребенок предпочитает волшебные сказки.

И ВДРУГ ОДНАЖДЫ...

Герой сталкивается с какой-то проблемой, конфликтом, совпадающей с проблемой ребенка.

ИЗ-ЗА ЭТОГО...

Показать в чем состоит решение проблемы, и как это делают герои сказки.

Кульминация.

Герои сказки справляются с трудностями.

Развязка.

Развязка сказки должна быть позитивной. 

Слушая правильно подобранную сказку, ребенок проводит параллель между собой и сказочным героем, сравнивает себя с ним. Он начинает понимать, что такие же переживания, как у него, бывают и у других, А пример сказочного героя подсказывает ему выход из сложившейся ситуации и то, как именно нужно бороться со своими страхами и проблемами.

Если ребенку нравится сказка, значит, она затрагивает именно те проблемы, которые на данном этапе развития являются важнейшими для него, отражая его способности, черты характера и восприятие действительности. По сути, любимая сказка – это модель жизни человека, вернее, то, какой бы он хотел ее видеть в идеале. Поэтому обязательно надо выяснить, что привлекает ребенка в сюжете его любимой сказки.

3.Внедрение в практическую деятельность технологии «Сказкотерапия».

Трудно отрицать роль сказок, художественных произведений и в развитии правильной устной речи. Если говорить традиционно, то тексты расширяют словарный запас, помогают верно строить диалоги, влияют на развитие связной речи. Но помимо всех этих, пусть и узловых, задач не менее важно сделать нашу устную и письменную речь эмоциональной, образной, красивой.
Л.Б. Фесюкова предлагает несколько методов и приемов, способствующих развитию связной речи.

Умение задавать вопросы, так как, по мнению авторитетных отечественных и зарубежных психологов (А. Запорожец,Л. Венгер, А. Фромм и др.)умение в контексте разумно сформулировать вопрос является одним из показателей успешного развития дошкольников. Конечно в течение дня ребенок ситуативно задает массу вопросов. Но гораздо труднее ему будет поставить шуточный вопрос героям сказки.

Кроме спонтанного формирования основ устной речи, требуется специальное обучение. В этом плане большое значение имеет конструирование слов, словосочетаний и предложений. Л.Б. Фесюкова предлагает использовать следующие приемы:

• Срифмовать два слова (кузнец-удалец), а затем можно и нужно переходить к рифмованной цепочке и двустишиям как предвестникам словотворчества;

• Составить достаточно длинное, распространенное предложение в игре «От каждого – по словечку».

Хорошо известно также, что элементы лингвистического образования закладываются с самых ранних лет. В этой связи крайне важно не только научить ребенка устно сочинять, но и показать ему новые возможности, открывающиеся в жанре письменного общения друг с другом. Самые простые виды такого общения, по мнению Л.Б. Фесюковой, это записки, телеграммы, короткие письма. И любимые герои сказок, художественных произведений являются первыми объектами такого общения. Берем, к примеру, сказку «Красная шапочка» и решаем с детьми, кому лучше отправить записку, кому письмо, а кому телеграмму, да еще и срочную. И вместе с ними начинаем сочинять (ребенок говорит, а взрослый записывает, затем вместе читаем и обсуждаем написанное, корректируя и совершенствуя его по содержанию и стилю).

На своих занятиях я в основном использую следующие приемы.

  1. чтением или рассказыванием;
  2. пересказом по опорному сюжету;
  3. обсуждением и словесному анализу;
  4. рисованием сказки;
  5. артикуляционной, пальчиковой гимнастиками, игровым массажем;
  6. арт-терапией: театрализацией— самостоятельной или при помощи игрушек; изотерапией— сыпучими материалами, маранием, отпечатками и др.;
  7. сочинением собственных сюжетов;
  8. играми: дидактическими, ролевыми, театрализованными, подвижными (куклотерапией, инсценировками, психодинамическими упражнениями на релаксацию);

Придумывание сказок детьми с использованием ИКТ технологий, в нашем детском саду, детям очень нравится придумывать сказки на интерактивных досках и планшетах.

Используется методика "Придумай сказку"(старшая, подготовительная группы).

IV этап. Решение проблемы. (Практический) 

Ведущий: - После большой теоретической части хочется немного расслабиться и отдохнуть? (ответы)

 Предлагаю вам побыть детьми и попробовать создать свою сказку.

Давайте разделится на две группы. Первая группа будет создавать сказку на интерактивной доске, а вторая на нашем волшебном планшете.

V этап. Ритуал «выхода из сказки». (на ЭКРАНЕ «Ворота»)

Ведущий: 
- мы прослушали замечательные сказки, которые вы сами создали, озвучили и рассказали, время пролетело очень быстро, однако нам пора возвращаться.

И вот перед опять распахнуты ворота, на этот раз это выход из Маленькой страны. 
А бабочки нам помогу и перенесут нас обратно. Закрываем глаза и представляем, что бабочки на своих крыльях уносят нас обратно. 
(Муз. вальс бабочек)
VI этап. Заключительный

Ведущий: 
- Вот мы и вернулись в наш детский сад. Как вы думаете, мы выполнили свою задачу? Теперь мы можем, ответить Феи на ее вопросы? 

Сейчас мы будем передавать бабочек, помощниц Феи по кругу и расскажем ей, что понравилось, чему научились, что хотели бы добавить. А они перескажут все ваши пожелания своей хозяйке. 


Используемая литература: 

  • Зинкевич-Евстегнеева Т.Д. Путь к волшебству. Теория и практика сказкотерапии,
  • Капская А.Ю, Мирончик Т.Д. Подарки фей, развивающая сказкотерапия для детей,
  • Шорохова О. А. Играем в сказку: сказкотерапия и занятия по развитию связной речи дошкольников
  • Белобрыкина О.А. «Речь и общение» (пособие для родителей и педагогов);
  • Шорохова О.А. « Играем в сказку».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар - практикум для воспитателей ДОУ «Развитие речи детей дошкольного возраста посредством приобщения к книге»

·         повысить интерес детей к художественной литературе;·         разработать систему работы с книгой;·...

Статья (консультация для воспитателей) Развитие речи детей дошкольного возраста посредством сказкотерапии.

Неразвитая речь становится все более серьезной и актуальной проблемой современности. Способствуют этому дешевая современная литература, снижение уровня культуры, примитивный язык мультфильмов и реклам...

Развитие речи детей дошкольного возраста посредством сказкотерапии

Сказкотерапия -прекрасное современное средство развития речи дошкольников....

Консультация для воспитателей "Развитие речи детей дошкольного возраста посредством сказкотерапии"

Сказкотерапия для дошкольников – современное средство, широко используемое детскими психологами и педагогами для решения различных задач. Обыгрывание ситуаций с любимыми героями сказок позволяет...

Развитие речи детей дошкольного возраста посредством использования технологии друдлы

В статье друдлы рассматривается в качестве одной из приоритетных техник развития речи дошкольников. Развитие речи становится актуальной проблемой в современном обществе. Формирование речи подрастающег...

Семинар-практикум для педагогов «Развитие речи детей дошкольного возраста посредством сказкотерапии»

laquo;Сказки могут помочь воспитать ум, дать ключи для того, чтобы  войти  в действительность новыми путями, можетпомочь ребёнку узнать мир  и одарить его воображение».Наша сегод...