"Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста черех рисование с использованием нетрадиционных приёмов и материалов"
занимательные факты (младшая группа)
Предварительный просмотр:
Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной к школе группе на тему «Русская изба»
Составила: Бодичева К.С.
Возрастная группа: 6-7 лет.
Цель: создать положительно – эмоциональную основу для ознакомления воспитанников: жизни и быте русского народа, обогащению словаря детей новыми словами (ухват, чугун, прялка и т.д.), развитию связной монологической речи и коммуникативных умений при помощи народных игр, воспитанию бережного отношения к старинным вещам, народным традициям, обычаям гостеприимства, интересу к русскому фольклору.
Задачи:
- познакомить с традициями внутреннего устройства и убранства русской избы, предметами быта и их назначением;
- активизировать познавательную деятельность с использованием информационных технологий и интерактивных методов;
- расширять и активизировать словарный запас по теме, обогащать новыми словами «сруб», «горница»;
- повторить пословицы об избе, русской печи;
- вести работу по этимологии устаревших слов, учиться точно, объяснять название предмета быта, опираясь на его назначение;
- поддерживать интерес к русским народным играм;
- воспитывать устойчивый интерес и уважение к истории и культуре русского народа, в частности своего края;
- развивать умение взаимодействовать со сверстниками и взрослыми.
Виды деятельности: познавательно-исследовательская, коммуникативная, чтение художественной литературы, игровая, двигательная.
Словарь: «рубить избу», сруб, «красный угол», рушник, лежанка, чугунок, ухват, кочерга, хлебная лопата, прялка, самовар, горшок, коромысло, угольный утюг, горница.
Формы организации: групповая.
Оборудование: видеописьмо, ноутбук, презентация «Русская изба», картинки с изображением предметов домашней утвари, листы бумаги (альбомной) на каждого ребенка, прямоугольники из белой, желтой бумаги разных размеров для бревен, кисти, клей, салфетки, ножницы, цветная бумага, иллюстрации с русскими избами.
Предварительная работа: рассматривать иллюстрации с изображением предметов домашней утвари, русских народных сказок, прослушивание русских народных песен, пословиц о русской избе, русской печи, сделать заготовки к аппликации русская изба.
Ход НОД
Деятельность воспитателя | Деятельность воспитанников | |
1Вводная часть (мотивация) | ||
Приветствие. Собрались все дети в круг, Я – твой друг и ты – мой друг. Вместе за руки возьмемся И друг другу улыбнемся! Ребята, я улыбаюсь вам, а вы улыбнитесь мне и друг другу для того, чтобы у вас целый день было хорошее настроение. Присаживайтесь на стульчики. Введения в учебно - игровую ситуацию Создание мотивации – видеописьмо. -Ребята, нам сегодня в детский сад пришло видеописьмо. Хотите посмотреть, кто нам прислал? (включаем видеописьмо) «Здравствуйте, ребята из России! Мы живем в Америке, но очень хотим узнать о прошлом вашей России, как жили ваши люди раньше, как выглядели их дома, какие существовали традиции, но у нас не получается к вам приехать, потому что живете вы очень далеко.»
| Входят в зал под русскую народную музыку, встают, образуют круг, берутся за руки, смотрят друг на друга с улыбкой. Приветствуют друг друга. Садятся на стульчики полукругом. Слушают. | |
2Основная часть | ||
1Обсуждение проблемы. -Что хотят узнать о нашей стране дети из Америки? -Хотите ли вы им помочь? -Как мы можем им помочь? -А вы знаете о том, как жили раньше ваши прабабушки и прадедушки, как выглядел их дом? -Где можно узнать об этом? -А есть ли у нас в группе эта информация, которая может рассказать о прошлом нашей Родины? 2 Беседа с опорой на иллюстрации сказок. -Из чего строили раньше дома на Руси? Почему? -Какого сказочного героя это дом? -Как назывался её дом? -В старину говорили «не строить», а «рубить» избу. Как вы думаете, почему? 3Совместная деятельность с использованием презентации. А) Внешний и внутренний вид русской избы. -За помощью мы обратимся к нашему компьютеру. Вот так выглядела изба людей нашей области. Изба имела еще название – «сруб». Строили дома друг другу всей деревней, делали топорами углубления в бревнах и плотно их укладывали друг на друга, утепляли стены мхом, крышу накрывали соломой, окошки делали небольшими, чтобы в избе было теплее. В такой работе пословица родилась «Не взявшись за топор – избы не построишь.» -Какие вы знаете пословицы об избе? -Дом состоял из одной большой комнаты, которая называлась «горница». Б) Физминутка «Строим дом». -Ребята, покажите, как строят дом. Получили мы подарки Кирпичи, бруски и арки. Строи мы красивый дом. Строим быстро, Строим скоро, Без цемента, без раствора. Дом растет, все выше, выше Есть карниз, труба и крыша. В) Почетное место в избе – «красный угол». -У наших прабабушек и прадедушек существовали традиции по внутреннему устройству и убранству избы. Каждый предмет в избе имел свое определенное место и назначение. -В избе есть несколько замечательных мест. -Как называлось самое почетное место в избе? Где оно находилось? Как выглядело? -Как называли такие полотенца? Все важные события в семье отмечали в красном углу. Какие? -Что стояло возле красного угла? Как вы думаете, почему? Г) «Государыня-печь» -Про второе место загадаю загадку: Попало наше тесто В горячее место. Попало - не пропало, Ржаным хлебом стало. -С печкой связана вся жизнь и быт русских людей. В старину про печь говорили «Государыня-печь, печь - нам мать родная» и чаще находилась она слева от дверей. Как вы думаете, почему у человека было особое отношение к печке? -Складывали печку из кирпича и обмазывали глиной, клал печь печник. На печке было тепло, поэтому что делали на ней? -Знаете ли вы пословицы о печке? -Что за предметы стоят у печки? -Кто знает, для чего их использовали? Почему их так назвали? -Все необходимые предметы для быта люди делали своими руками или покупали на ярмарке. 4. Загадки о предметах-помощниках. Сюрпризный момент. -Ребята, посмотрите на этот сказочный ларец, в нём спрятаны загадки, нам нужно их разгадать и собрать волшебный пазл. Стригли, щипали, а после чесали, Чисто, пушисто – к доске привязали! -Молодцы, правильно! Держите 1 часть пазла. (на прялке из шерсти пряли пряжу, затем детям вязали теплые носочки, варежки) Стоит толстячок, подбоченивши бочок Шипит и кипит, всем пить чай велит. -Молодцы, правильно! Держите 2 часть пазла. -Молодцы! Сложить сумели! -Самовар был символом дружной семьи, уюта, гостеприимства. Каждого гостя обязательно сажали за стол, угощали чаем из самовара с калачами и пирогами. 5. Практическая деятельность. Объёмная аппликация «Русская изба». Ребята давайте рассмотрим фотографии, иллюстрации, репродукции, на которых изображены русские избы. Давайте «срубим» бревенчатую избу с резными украшениями. Бревна сделаем, скатав бумагу рулончиками и приклеив их. Там, где будут окна и двери, приклеим рулончики меньших размеров. Давайте отправим ваши работы в подарок американским друзьям. Они смогут увидеть, в каких избах жили наши бабушки и дедушки. | Отвечают. (можем рассказать об этом и отправить тоже видеописьмо, можем нарисовать, сделать аппликацию дома (макет) Отвечают. Отвечают. (русские народные сказки в уголке чтения и наш музей в д.саду) Отвечают. Рассматривают иллюстрацию, отвечают.(Б.Яги) (изба, избушка) (потому что строили без гвоздей и молотка, только топором) Слушают. Рассматривают фотографии. Слушают. Отвечают. Домом жить – обо всем тужить. Дом вести – не лапти плести. Изба красна углами, обед - пирогами. Не для лета изба рубится - для зимы. Слушают. Изображают, как выкладывают предметы из коробки. Садятся на корточки, постепенно выпрямляясь, а потом вставая на носки. Руками как бы кладут кирпичи. Слушают. Отвечают. (Самое почетное место в избе называлось «красный угол». Название «красный» обозначало светлый, красивый. Оно располагалось в противоположном правом углу от дверей. В этом месте помещались иконы. Его держали в чистоте и нарядно украшали вышитыми полотенцами) (рушник) Отвечают. Возле «красного угла» стоял длинный стол и лавки. Лавки были широкие и длинные. (днем на них сидели во время работы и еды, а ночью использовали для сна) Слушают. Отвечают. (печка) Слушают. Отвечают. (использовали для приготовления пищи, обогревали избу, пекли хлеб, сушили на печке одежду, грибы, ягоды, рыбу, спали на печке) Слушают Отвечают. (Делали специальную лежанку. На ней спали старики и дети.) Мала печка, да тепленька. У холодной печи не согреешься. Что есть в печи, всё на стол мечи. ( кочерга, ухват, хлебная лопата, чугунок) Отвечают. ( объясняют их назначение) Слушают Рассматривают ларец. Отгадываю. (Прялка)Получают 1 часть пазла. Слушают Отгадывают. (Самовар). Получают 2 часть пазла. Собирают картинку из пазлов и показывают её. Слушают Рассматривают фотографии. Подходят к столам, на которых лежат заготовки. Слушают воспитателя, рассматривают иллюстрацию избы Делают избу, сворачивая бумагу. Отвечают | |
3.Заключительная часть (рефлексия) | ||
-Какое у вас было настроение? -Что вам больше понравилось? -Кому мы сегодня помогали? - Все ли у нас получилось? - Что для вас было больше всего интересным? - В чем испытывали трудности? - Вы были сегодня интересными собеседниками, хорошими помощниками. Теперь мы сможем отправить посылку с видеосъемкой и вашими работами детям в Америку. | Показывают весёлый или грустный смайлик. Отвечают. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический опыт "Использование нетрадиционных техник рисования на НОД по рисованию для развития творческих способностей у детей дошкольного возраста
Педагогический опыт на тему: «Использование нетрадиционных техник рисования на НОД по рисованию для развития т...
Развитие творческих способностей у детей через аппликацию и рисование с использованием нетрадиционных приемов и материалов
Цель: Развитие мелкой моторики пальцев рук через организованную деятельность: нетрадиционное рисование, аппликацияЗадачи:- Информировать родителей о значимости развития мелкой моторики пальцев ру...
План работы по самообразованию "«Развитие творческих способностей у детей через аппликацию и рисование с использованием нетрадиционных приемов и материалов»
План работы по самообразованию "«Развитие творческих способностей у детей через аппликацию и рисование с использованием нетрадиционных приемов и материалов»...
Перспективный план по самообразованию на 2018-2019гг. Тема: «Развитие творческих способностей у детей через продуктивные виды деятельности с использованием нетрадиционных приемов и материалов»
laquo;Чтобы воспитать человека думающим и чувствующим, его следует, прежде всего, воспитать эстетически.»...
План по самообразованию «Развитие творческих способностей у детей через продуктивные виды деятельности с использованием нетрадиционных приемов и материалов»
Актуальность выбранной темыОбучение детей рисованию с использованием нетрадиционных техник - это интересно и увлекательно! Рисование нетрадиционными техниками раскрепощает детей, позволяет им не боять...
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ старшего возраста ЧЕРЕЗ АППЛИКАЦИЮ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ НЕТРАДИЦИОННЫХ ПРИЁМОВ И МАТЕРИАЛОВ
Одним из видов творческой деятельности детей дошкольного возраста является художественно-изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация). Аппликация весьма актуальна в работе с детьми. Вед...
Индивидуальный план работы на межаттестационный период по теме :: «Развитие творческих способностей у детей через аппликацию и рисование с использованием нетрадиционных приемов и материалов»
Индивидуальный план работы на межаттестационный период по теме :: «Развитие творческих способностей у детей через аппликацию и рисование с использованием нетрадиционных приемов и материало...