Методическая разработка "Приобщение детей старшего возраста к изобразительному искусству и развитие творческих способностей"
методическая разработка по рисованию (старшая группа) по теме
Методическая разработка на тему «ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ И РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_po_izo.docx | 39.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Воспитатель ГБДОУ детский сад №32
Центрального района Санкт-Петербург
Аксенова Елена Борисовна
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ТЕМЕ: «ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ И РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Изобразительное искусство является уникальным явлением в жизни общества. Среди задач дошкольного воспитания огромное место занимает художественно-эстетическое развитие. Оно нацелено на развитие у ребенка любви к прекрасному, обогащение его духовного мира, развитие воображения, эстетического отношения к окружающей действительности. Приобщение детей к изобразительному искусству является неотъемлемой частью духовной и материальной культуры, как эстетического средства развития личности ребенка. Роль изобразительного искусства в воспитании ребенка связана с естественной потребностью человека к самовыражению. Приобщение детей к искусству начинается с самого раннего возраста и продолжается до взросления. И если даже изобразительное искусство не станет призванием человека, его профессия не будет связана с творчеством, то оно создаст условия для гармоничного развития личности.
Восприятие предметов искусства – сложный многоступенчатый процесс. Среди видов изобразительного искусства живопись более других обращена к сфере человеческих чувств и переживаний. Живописцы, образно отражая окружающий мир, передают свои чувства и отношения к человеческим ценностям с помощью различных изобразительных и художественных средств. Однако ограниченный опыт и возможности маленького ребенка не позволяют ему самостоятельно воспринимать предметы искусства. Для этого необходим взрослый, который сможет помочь ему проникнуться тем отношением и настроением, которое выражено в произведениях изобразительного искусства. Первыми проводниками в мир изобразительного искусства выступают родители. Приобщение к искусству, к культурным традициям начинается в семье. Огромную роль в помощи родителям является педагог. Поэтому основная задача педагога является создание соответствующих условий, в которых ребенку будет доступно ознакомление с шедеврами, так и творческое самовыражение. Родители и педагоги должны научить детей воспринимать прекрасное. Природа волшебна, ее надо уметь увидеть, это умение неврожденное. Его можно и нужно воспринимать в детях. Необходимо заинтересовать детей, зажечь их сердца, разбудить в них творчество, не навязывая им собственных мнений и вкусов. «В искусстве что-то должно быть недосказанным, ведь оно-чудо, которое остается и ускользает из рук, когда обо всем как будто бы уже сказано. Поэтому искусство нельзя объяснить или разъяснить. Его надо не понимать, а почувствовать»(Бирута Баумане).
Исходя из вышесказанного, мною разработано перспективное планирование по теме: «Приобщение детей дошкольного возраста к изобразительному искусству и развитие художественно-творческих способностей». Основная цель которой, научить детей целенаправленно воспринимать прекрасное в окружающем, последовательно рассматривать произведения искусства, соотносить увиденное с личным опытом. Расширять у детей представления о видах и жанрах изобразительного искусства, совершенствовать изобразительные умения и навыки, формировать художественно-творческие способности.
Система организованно-образовательной деятельности построена с учетом принципов последовательности и системности в формировании знаний, умений и навыков, с учетом интеграции образовательных областей, связи сезонных изменений в природе, общественных событий, обычаев и традиций. Особое внимание уделяется взаимосвязи эстетического и художественного восприятия с собственной творческой деятельностью детей.
Перспективное планирование подразделено на несколько разделов:
- «Волшебный мир живописи»
- «Петербургская палитра»
- «Секреты народного сундучка»
- «Страна воображения»
В начале учебного года свою работу я начинаю с восприятия детьми цвета. Цвет обладает удивительными свойствами. Он душа живописи. Есть произведения, в которых цвет – главный повествователь. Цветовые сочетания, помимо нашего сознания, воздействуют на нас определенным образом: навевают грусть, пробуждают беспокойство, вселяют радость, вызывают улыбку. Надо только научить детей видеть развитие цвета, взаимодействие различных цветов между собой. С первых дней жизни к ребенку поступает колоссальная цветовая информация. Но мир цвета открывается ребенку не сразу. А в определенной последовательности. Сначала ребенок воспринимает только теплые цвета: красный, оранжевый; с развитием психических процессов к ним добавляются зеленый, голубой, синий, фиолетовый, и постепенно ребенку становится доступно многообразие цветовых тонов спектра. Знакомство с цветом помогает полнее воспринимать предметы и явления окружающего мира, развивает наблюдательность, мышление. На занятиях «Эта волшебная разноцветная страна» я знакомлю детей с основными и составными цветами, дается представления о спектральном круге, о теплых и холодных, контрастных и родственных тонах. Все занятия по восприятию цвета и знакомству с изобразительным искусством проводятся в игровой форме, поэтому проводниками в мир искусства являются – «Мастер Художник», «Мастер Постройка», «Мастерица Украшение»
В разделе «Волшебная страна живописи дети знакомятся с жанрами живописи: пейзаж, натюрморт, портрет. Это позволяет развивать у детей художественно-эстетическое восприятие, способность к эмоционально-эстетическим оценкам и суждениям и перенос своих эмоций в собственную художественно-творческую деятельность.
В своей работе я использую региональную направленность. Раздел «Петербургская палитра» позволяет через воспитание любви к родному городу обогатить художественный опыт детей, приобщить к истории и культуре в целом. Дети рисуют Петербург в разное время года, на фоне красивых пейзажей, животный мир Петербурга, основные достопримечательности.
На занятиях «Секреты народного сундучка» проводником в мир народно-прикладного искусства является «Сестрица мастерица –Украшение». Знакомлю детей с традиционными русскими народными промыслами: дымковской игрушкой, гжельской керамикой, городецкой и хохломской росписью.
Заключительный цикл занятий – раздел «Страна воображения», где дети используют в свое творчество, в свои рисунки накопленные знания , умения и навыки. Предлагаю такие темы как: «Что я вижу из окна», «На свете есть ж такое чудо…».
Уделяю внимание блоку совместной деятельности педагога с детьми. В него входят рассматривание репродукций картин художников, особое внимание уделяется художественному слову, которое помогает более ярко воспринимать образ: чтение художественный произведений, стихов, прослушивание музыкальных произведений. Это и входит в интеграцию образовательных областей. Большую роль играет использование моделирования по восприятию цвета, предметно-схематичных композиций рисунка, алгоритмы.
Таким образом, данное перспективное планирование по вхождению в мир изобразительного искусства освещает одно из важных направлений в дошкольном развитии. Необходимо вводить детей в его мир как можно раньше, так как это способствует формированию нравственно-эстетического отношения к миру.
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ТЕМЕ : «ПРИОБЩЕНИЕ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ К ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ И РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ»
Месяц | Непосредственно-образовательная деятельность | Задачи | Совместная деятельность педагога с детьми | Самостоятельная деятельность детей |
С Е Н Т Я Б Р ь | «Путешествие в мир искусства» «Эта волшебная разноцветная страна» Рисование «Радуга-дуга» (сухая пастель) «Ах, натюрморт!» Рисование «Фруктовая сказка» (гуашь) Рисование «Эти сказочные деревья» (пастель) | Уточнить представление детей об изобразительном искусстве, его видах. Вызвать эмоциональную отзывчивость на произведения искусства, учить соотносить увиденное с личным опытом. Учить детей эмоционально-образно воспринимать цвет, закрепить представление о спектральном круге. Уточнить представления о художественных материалах. Показать взаимосвязь двух видов искусства – поэзии и живописи. Дать детям знания о натюрморте как жанре живописи, его видах. Развивать эмоциональную отзывчивость, умение общаться по поводу увиденного и использовать полученные знания в собственном творчестве Расширить представление детей о пейзаже как жанре живописи. Уточнить знания о линии горизонта. Учить отражать в рисунки сезонные изменения в природе. Учить использовать в рисунке различные способы рисования деревьев | Презентация «Путешествие в искусство» Сравнительное рассматривание картин «Золотая осень» И.И.Левитана, В.Д.Поленова, И.С.Остроухова Рассматривание натюрморта И.Т.Хруцкого «Натюрморт» Художественно-развивающие игры: «Составь радугу», «Радужный хоровод», «Из чего состоит натюрморт», «Составь пейзаж», «Подбери краски, которые использовал художник», «Составь натюрморт», игровое упражнение «Волшебная вода» Чтение сказки В.Катаева «Цветик - семицветик». С.Маршак «разноцветная книга» | Обводки и трафареты овощей и фруктов; листья деревьев. Игровые упражнения по развитию графических навыков: «Послушный карандаш», «Озорной карандаш», «Волшебные точка» Рассматривание альбомов с осенней тематикой; репродукций натюрмортов и пейзажей. Худ.-разв.игры: «Игры на ковролине : «Собери натюрморт», «Собери радугу», «С какого дерева листок», «Составь из частей» |
О К Т Я Б Р ь | Рисование «Дары осени» (гуашь) «Мы рисуем пейзаж» «В грибном царстве, в грибном государстве» Петербургская палитра: «Вот эта улица, вот этот дом» (пастель) Секреты народного сундучка: «Всех на ярмарку зовем, все игрушку продаем» | Познакомить детей с картиной И.Т.Хруцкого «Натюрморт». Обратить внимание на цветовое сочетание как способ эмоционального воздействия, на композицию как средство построения картины. Закреплять умение соотносить увиденное в собственной творческой деятельности. Расширить представление о жанре живописи –пейзаже. Закрепить представление о линии горизонта, об особенностях изображения объектов в зависимости от расположения их на ближнем и дальнем плане, учить рисовать грибы, использовать различные цветовые сочетания в изображении осенней листвы. Познакомить детей с профессией «архитектор», «архитектура»; учить передавать в рисунке впечатления от окружающей мире; закрепить представление об основных частях здания; учить создавать несложную композицию улицы родного города. Закрепить представление о дымковской игрушке. Воспитывать уважение к труду народных умельцев. Учить выделять элементы росписи, ее колорит, композицию узора на изделиях. | Сравнительное рассматривание картин «Золотая осень» И.И.Левитана и «Октябрь Е.Е.Волкова. Прослушивание «Октябрь» из цикла «Времена года» П.И.Чайковского. Рассматривание натюрмортов: Т.И.Хруцкой «Цветы и плоды». И.Грабарь «Груши на зеленой драпировке».К.Петров-Водкин «яблоки и лимон» Презентация: «Путешествие по городу» Рассматривание иллюстраций с видами Санкт-Петербурга. Художественно-развивающие игры: «Собери пейзаж», «Перспектива» «Собери из частей»(дымковская игрушка) «Узнай свой город» | Обводки трафареты фруктов и овощей, грибов; трафареты архитектурных зданий. Силуэтные изображения дымковских игрушек для свободной росписи. Алгоритмы последовательности изображения предметов. Рассматривание репродукций натюрмортов и пейзажей; иллюстрации с осенней тематикой. Рассматривание альбомов с достопримечательностями Санкт-Петербурга. Худ.-разв.игры: «Собери из частей», «Собери из частей дымковскую игрушку», «Радужный хоровод» |
Н О Я Б Р Ь | «Мы рисуем пейзаж» «Тайны подводного царства» (гуашь) «Осенний натюрморт» (акварель) Пейзаж: «На закате солнца» (пастель масленая. Акварель) Секреты народного сундучка: «Дымковский конь» | Познакомить детей с подводным пейзажем. Закрепить представление о технике акварели –рисование по сырому фону, передавать в рисунке особенности подводного мира. Познакомить детей с натюрмортами великих художников». Дать знания о приемах работы с акварелью; учить передавать в натюрморте признаки сезона. Закрепить представление о теплых и холодных цветах; научить детей заливки фона в теплых тонах с переходом от одного цвета к другому. Закрепить умение отражать в рисунке задний и передний план. Закрепить знания о дымковских игрушках, учить расписывать узором дымковской росписи фигурку коня. Использовать в узоре элементы дымковской росписи – круги, точки; использовать разное расположение кисти при рисовании | Беседа и рассматривание натюрморта «Снедь московская. Хлебы» И.Машкова Беседа: «Цвет помощник художника», «Краски вечерних пейзажей» Рассматривание И.И.Левитан «Летний вечер», С.Ю.Жуковский «Пейзаж» А.И.Куинжи «Вечер на Украине» Художественно-развивающие игры: «Найди картину по палитре», «Волшебное поле искусств», Разучивание стихотворение М.Яснова «Пейзаж», «Натюрморт», «Портрет» | Трафареты рыб, морских обитателей, цветов. Раскраски с осенней тематикой. Силуэтные изображения, трафареты дымковских игрушек для самостоятельной деятельности. Худ.-разв.игры: «Путешествие сказочных героев по разноцветной стране», «Разноцветные картинки» Развитие воображения и графических навыков: «Наш добрый друг – художник круг» |
Д Е К А Б Р Ь | Пейзаж «Волшебница Зима» (гуашь, цветные школьные мелки) Петербургская палитра: «Новогодний Петербург» (гуашь) «Новогодний натюрморт» (гуашь) Секреты народного сундучка « Голубая гжель» (гуашь) | Продолжать знакомить детей с пейзажем как жанром живописи. Показать, что природа прекрасна в любое время года; учить передавать очертания стволов, веток; развивать у детей эстетическое восприятие. Закреплять знания об архитектуре. Учить отражать в рисунке свои впечатления от украшенного родного города; закрепить умение рисовать городской пейзаж. Развивать у детей эстетическое восприятие. Учить детей в натюрморте передавать новогоднее настроение; закреплять умение рисовать еловую ветку с елочными украшениями. Развивать творчество. Познакомить детей с традиционным русским творчеством «гжельская керамика»; освоить простые элементы росписи(прямые линии различной толщины, точки, сеточки и т.д.); воспитывать уважение к народным умельцам. | Беседа «О чем может рассказать линия горизонта в пейзажной картине» Презентация: «Елки Санкт-Петербурга» Рассматривание «Зима» И.И.Шишкина. «Сказка инея и восходящего солнца» Художественно-развивающие игры «Мастера просят помощи», «Времена года», «Части суток». «Узнай свой город», «Акварельный Петербург» Алгоритм : «Последовательность создания композиции пейзажа» Модель «Виды Петербурга» | Трафареты лиственных и хвойных деревьев; трафареты новогодних украшений. Альбомы с иллюстрациями видов Санкт-Петербурга. Раскраски с изображением новогодней и зимней тематики. Рассматривание репродукций зимних пейзажей. Рассматривание альбома :«Акварельный Петербург» «Петербургское лото», «Лото изобразительного искусства». |
Я Н В А Р Ь | «Зимний пейзаж (пастель) Портрет «Принцесса Зима» (гуашь) Петербургская палитра: «Птицы нашего города» (пастель)
Секреты народного сундучка: «Натюрморт – голубая гжель» (гуашь) | Научить детей изображать сельский пейзаж на фоне зимнего времени года; дать представления о русской избе как памятнике русской деревянной архитектуры. Закрепить знания о портрете как жанре живописи. Учить создавать портретный образ королевы Зимы. Подвести детей к декоративному решению образа королевы Зимы. Развивать творчество. Закрепить у детей знания о зимующих птицах нашего города; учить создавать сюжет с изображением птиц; закреплять умение передавать в рисунке характерные особенности пернатых друзей. Закрепить у детей представление о натюрморте как жанре живописи; учить создавать натюрморт из посуды; закрепить навыки росписи гжельскими мотивами. | Беседа «Почему художники по разному пишут снег» Прослушивание муз.произведения «Январь. У камелька» П.И.Чайковский Алгоритмы: модель последовательности изображения птиц Художественно-развивающие игры: «Составь портрет сказочного героя», «Найди жанр живописи» «Последовательность изображения декоративного орнамента» | Трафареты с изображением птиц, раскраски по теме. Различные плоскостные изображения посуды для росписи. Рассматривание репродукций портретов. Худ.-разв.игры: «Оживи портрет», «Угадай настроение», «Игры на палитре» Силуэты для росписи принцессы Зимы. |
Ф Е В Р А Л Ь | Пейзаж «Старинные решетки Санкт-Петербурга» (масляная пастель) Петербургский зоопарк «Животные севера»; «Животные средней полосы» (акварель, пастель) Петербургский зоопарк «Животные жарких стран» «Наша армия сильна» | Показать детям красоту зимнего Санкт-Петербурга; донести до детей гармонию архитектуры и природы; дать знания и навыки о симметричном изображении. Познакомить детей с анималистическим жанром; учить передавать изображение животных севера и средней полосы. Учить использовать технику рисования щетинистой кистью. Закрепить представление об анималистическом жанре; закрепить знания о животных жарких стран, их характерных особенностях. Учить использовать в работе различные художественные материалы; развивать творчество, воспитывать бережное отношение к животным. Закрепить знания о государственных праздниках нашей страны. Дать представление о военных вооруженных силах, о военной технике. Развивать уважение к защитникам Отечества, гордость за свою Родину. | Презентация для детей «Старинные решетки Санкт-Петербурга». Рассматривание иллюстраций с изображением старинных решеток Санкт-Петербурга. Рассматривание альбомов с репродукциями зимних пейзажей Слушание музыкальных произведений из цикла «Времена года» П.И.Чайковского Беседа и рассматривание репродукции И.Э. Грабарь «Февральская лазурь» Беседа по теме: «День защитника Отечества» Рассматривание иллюстраций с изображением военной техники. | Трафареты, обводки и раскраски по теме: «Животные севера», «Животные жарких стран», «Животные средней полосы». Игры «Кто где живет», «Зоологическое лото» Альбомы с изображением видов Санкт-Петербурга. Игровые упражнения в тетрадях «Послушный карандаш» |
М А Р Т А П Р Е Л Ь М А Й | «Весенние цветы в живописи» Натюрморт « Цветы для мамы» (акварель, сухая пастель) Портрет «самый дорогой на свете человека» (гуашь) Петербургская палитра «Золотые купола» (пастель, акварель) Секреты народного сундучка: «Хохломские чудеса» (гуашь)
Весенний пейзаж: «Березовая роща» (акварель) Натюрморт «Сирень» (акварель, масленая пастель) «Портрет принцессы Весны» (гуашь) Страна воображения «Что я вижу из окна» Петербургская палитра: пейзаж «Вечерний город» (акварель, пастель) Секреты народного сундучка: «Золотая хохлома» (гуашь) «На свете ж есть такое чудо….»(сказочный дворец) | Закрепить представление о натюрморте как жанре живописи. Учить передавать характерные особенности цветов. Уметь эмоционально использовать цвет и цветовые сочетания в изображении натюрморта. Закрепить представление о портрете как жанре живописи. Воспитывать у детей эмоциональное отношение к образу мамы; учить передавать в рисунке образ мамы доступными средствами выразительности. Закрепить представление об различных архитектурных стилях. Дать понятия: церковь, собор, купол, шатровый, луковичный. Донести до детей гармонию архитектуры и природы. Воспитывать интерес к искусству хохломских мастеров; учить выделять элементы узора; понимать закономерности сочетания форм, цвета и композиционного расположения росписи. Развивать у детей интерес к пейзажной живописи. Учить создавать весенний пейзаж, умение передавать сезонные особенности, выделение переднего и заднего плана; учить рисовать стволы, путем вымывания по влажному фону. Формировать нравственно-эстетические чувства при встрече с прекрасным. Закрепить представление о натюрморте как жанре живописи; учить рисовать цветы, используя приемы примакивания и мелкие мазки. Закрепить представление о портрете как жанре живописи. Учить создавать образ королевы Весны, передавая весеннее настроение и цветосочетания, присущие данному времени года Закрепить у детей навыки рисования; развивать воображение, творческие способности Дать представление об отражении времени суток в пейзажах, используя прием вливания цвета в цвет; учить силуэтному изображению. Воспитывать любовь к родному городу. Продолжать знакомить с народным декоративным искусством. Закрепить умение составлять узор хохломской росписи, ритмично располагая все элементы Закрепит представление об различных архитектурных стилях. Развивать воображение. Учить видеть красоту, изящество, оригинальность формы и деталей дворца. Совершенствовать изобразительные навыки и умения, использовать смешанные техники. | Беседа: «Полюбуйся, весна наступает!» Рассматривание картин И.Э.Грабаря «Мартовский снег». И.И.Левитана «Март» Прослушивание музыкальной пьесы «Март. Песнь жаворонка» П.И.Чайковского Рассматривание иллюстраций с изображением храмов и соборов Санкт-Петербурга Художественно-развивающие игры: «Составь портрет», «Составь из частей хохломские изделия Беседа и рассматривание картин «Весна. Большая вода» И.И.Левитан, А.А.Саврасов «Грачи прилетели», А.А.Рылов «Свежий ветер» Чтение и разучивание стихов и песен о весне. Рассматривание натюрморта П.И.Кончаловского «Сирень в корзине» Художественно-развивающие игры: «Найди картину по модели», «Времена года», «Волшебное поле искусств» Рассматривание репродукций К.Ф.Юонона «Майское утро», Н.М.Ромадина «пейзаж в Островском» Прослушивание музыкальной пьесы «Май. Белые ночи» из цикла «Времена года» Чтение стихов о весне». Сюжетно-ролевая игра: «Строители», «Ярмарка» Художественно-развивающие игры: «Волшебное поле искусств», «Времена года» | Трафареты, обводки, раскраски цветов, видов весеннего Санкт-Петербурга. Силуэты плоскостного изображения посуды для хохломской росписи. Альбомы репродукций, портретов, натюрмортов, пейзажей, иллюстрации с видами города. Худ.-разв.игры «Узнай свой город» «петербургское лото» Силуэты для самостоятельной росписи. Раскраски, трафареты весенней тематики. Рассматривание репродукций весенних пейзажей, натюрмортов с цветами. Худ.-разв.игры: «Собери букет», «Разноцветный клоун», «Собери из частей картины» Трафареты видов Санкт-Петербурга, силуэты для самостоятельной росписи. Рассматривание репродукций жанров живописи, видов города. Худ.-разв.игры: «Веселые игры на палитре» «Волшебное поле искусств» Игровые упражнения в тетрадях «Послушный карандаш!» Силуэтные изображения замков, дворцов. |
ЛИТЕРАТУРА:
1.Л.В.Котенкото «Что мы знаем о цвете?», Москва. 2005 г.
2. «Программа
3.И.А.Лыкова «Программа художественного воспитания и развития детей 2-7 лет», Москва, 2007 г.
4.Алексеевская «Карандаш озорной», М., Лист 1998 г.
5.Н.А.Курочкина «знакомство с натюрмортом». «Детство-Пресс», СПб, 2004 г.
6.Г.С.Швайко «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду», ВЛАДОС, 2007 г.
7.И.Я.Аллаярова «Симфония красок», Москва, 2007 г.
8.Л.Г.Киряева «Рисуем кукольный спектакль», Волгоград, 2008 г.
9.Н.Н.Кайдошко, И.А.Малышева «Занятия по рисованию и художественному труду для дошкольников», М., 2Русское слово», 2008 г.
10. И.А.Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду», М., 2007 г.
11. П.Климова «Художественно-эстетическое развитие дошкольников», Волгоград, 2007 г.
12.Н.В.Нищева «Разноцветные сказки», Спб, «Детство0Пресс, 2000 г.
13. Н.В.Шайдупова «Обучение детей дошкольного возраста рисованию животных по алгоритмическим схемам», СПб, «Детство-пресс», 2009 г.
14.Т.С.Комарова «Детское художественное творчество», Мозаика-Синтез», 2006 г.
15.Т.С.Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду». М.. «Мозаика-синтез», 2008 г.
16. И.А.Курочкина «Большое искусство –маленьким. Знакомим со сказочно-былинной живописью», Спб, «Детство-Пресс», 2005 г.
17.И.А.Курочкина «Большое искусство – маленьким. Знакомим с пейзажной живописью», СПб, «Детство-Пресс».2005 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка в области декоративно – прикладного искусства для развития творческих способностей у детей среднего дошкольного возраста
Применение данной методической разработки способствует развитию индивидуальных творческих способностей, накоплению опыта в процессе восприятия декоративно - прикладного искусства, позволяет развивать ...
Рабочая программа в соответствии с ФГОС ДО по теме: «Использование нетрадиционных техник в изобразительной деятельности для развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста» на 2013 – 2015 учебный год
Дополнительная образовательная программа «Использование нетрадиционных техник в изобразительной деятельности для развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста» составлена в соот...
Использование нетрадиционных изобразительных материалов для развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
Практические рекомендации по использованию отслуживших фломастеров, выполнению картин в технике "Пушистые краски" . Варианты работ в данной технике, мастер-класс "Летний натюрморт"....
Проект "Влияние нетрадиционных техник изобразительного искусства на развитие творческих способностей детей дошкольного возраста"
Материал полезен для воспитателей детского сада....
статья "Влияние русского декоративно-прикладного искусства на развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста"
Статья "Влияние русского декоративно-прикладного искусства на развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста"...
«Изобразительное искусство как развитие творческих способностей»
Краткий отчет по кружковой работе с фотоматериалами...
Влияние декоративно-прикладного искусства на развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в рамках реализуемой программы
Декоративно-прикладное искусство – это особый вид искусства, который дает возможность увидеть красоту предмета, понять смысл его существования и имеет свой образный язык, которому присущи обобще...