«Современные и инновационные формы и методы работы на за-нятиях ИЗО как условие подготовки детей к школе в свете задач модернизации образования»
проект по рисованию (старшая группа) по теме
Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных как в теоретическом, так и в практическом отношении: ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах ее становления.
В изобразительной деятельности 6-летних детей находят отражение такие специфические особенности их мышления, как конкретность, образность. Изобразительная деятельность ребенка теснейшим образом связана не только с отдельными функциями (восприятием, памятью, мышлением, воображением), но и с личностью в целом. В ней проявляются интересы ребенка, темперамент.
В процессе изобразительной деятельности развивается ручная умелость, зрительно-двигательная координация, необходимые для подготовки ребенка к письму. В процессе рисования предметов различной формы, величины и пропорций формируются умения удерживать определенное направление. Знакомство детей с основными формами, близкими к геометрическими фигурам, как плоскими, так и объемными, умение выделить их из окружающей действительности, сравнить их по величине, длине, ширине, высоте, соотносить величину частей изображаемого предмета и их пространственное положение на занятиях по декоративному рисованию способствуют овладению элементарными математическими понятиями.
На занятиях изодеятельностью осуществляются и задачи всестороннего развития личности ребенка: умственное развитие и эстетическое отношение к действительности, нравственное воспитание. В настоящее время воспитателями, педагогами при планировании занятий отбираются современные и инновационные формы работы, способствующие более эффективному и целенаправленному процессу подготовки к школьному обучению.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_po_risovaniyu.doc | 219.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Практико-ориентированный проект
«Современные и инновационные формы и методы работы на занятиях ИЗО как условие подготовки детей к школе в свете задач модернизации образования»
Кораблиновой Елены Вячеславовны
Коломна.
2014 г.
Содержание
Глава 1. Теоретические основы проведения занятий ИЗО в свете задач модернизации образования
1.1. Состояние проблемы преемственности дошкольного и начального образования
1.2. Роль изобразительного творчества в развитии дошкольников и подготовке их к школьному обучению
1.3. Организация занятий по изобразительной деятельности в свете требований программ ДОУ
Глава 2. Методические основы современного занятия ИЗО с детьми старшего дошкольного возраста при подготовке к школьному обучению
2.1. Применение инновационных технологий на уроках ИЗО в ДОУ
2.2. Инновационные формы и методы работы на уроках ИЗО
Глава 3. Опытно-экспериментальная работа по использованию современных и инновационных форм и методов работы на занятиях ИЗО как условия подготовки детей к школе
3.2. Содержание и результаты опытно-экспериментальной работы
Список использованной литературы
Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных как в теоретическом, так и в практическом отношении: ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах ее становления.
В изобразительной деятельности 6-летних детей находят отражение такие специфические особенности их мышления, как конкретность, образность. Изобразительная деятельность ребенка теснейшим образом связана не только с отдельными функциями (восприятием, памятью, мышлением, воображением), но и с личностью в целом. В ней проявляются интересы ребенка, темперамент.
В процессе изобразительной деятельности развивается ручная умелость, зрительно-двигательная координация, необходимые для подготовки ребенка к письму. В процессе рисования предметов различной формы, величины и пропорций формируются умения удерживать определенное направление. Знакомство детей с основными формами, близкими к геометрическими фигурам, как плоскими, так и объемными, умение выделить их из окружающей действительности, сравнить их по величине, длине, ширине, высоте, соотносить величину частей изображаемого предмета и их пространственное положение на занятиях по декоративному рисованию способствуют овладению элементарными математическими понятиями.
На занятиях изодеятельностью осуществляются и задачи всестороннего развития личности ребенка: умственное развитие и эстетическое отношение к действительности, нравственное воспитание. В настоящее время воспитателями, педагогами при планировании занятий отбираются современные и инновационные формы работы, способствующие более эффективному и целенаправленному процессу подготовки к школьному обучению.
Вышесказанное обусловило актуальность и выбор темы практико - ориентировочного проекта.
Цель исследования: теоретически и практически изучить современные и инновационные формы и методы работы на занятиях ИЗО как условие подготовки детей к школе в свете задач модернизации образования.
Задачи практико-ориентировочного проекта:
- Изучить теоретические основы занятий ИЗО в свете задач модернизации образования.
- Рассмотреть методические основы современного занятия по ИЗО с детьми старшего дошкольного возраста при подготовке к школьному обучению.
- Провести опытно-экспериментальную работу по использованию современных и инновационных форм и методов работы на занятиях ИЗО как условия подготовки к школьному обучению.
Объект исследования: процесс подготовки детей к школе.
Предмет исследования: современные и инновационные формы работы на занятиях ИЗО.
Гипотеза: процесс подготовки детей к школе будет проходить эффективнее, если на занятиях ИЗО использовать современные и инновационные формы работы.
Экспериментальная база – ДОУ № 15 «Орленок» п. Сергиевский.
Методы исследования: изучение и анализ литературы по проблеме исследования, наблюдение, педагогический эксперимент.
Теоретической основой практико-ориентировочного проекта явились психолого-педагогические учебные и методические пособия, статьи периодических изданий по теме исследования.
Структура работы: введение, три главы, заключение, список использованной литературы.
Глава 1. Теоретические основы проведения занятий ИЗО в свете задач модернизации образования
1.1. Состояние проблемы преемственности дошкольного и начального образования
Если дошкольное образовательное учреждение дети могут не посещать, то школу, согласно Закону РФ «Об образовании», должны посещать все, достигнувшие 6,5-7 лет. Школа претерпевает радикальные изменения. В настоящее время в стране идет становление новой системы образования. Главной проблемой становится переустройство сферы образования на новых принципах, соответствующих утверждающимся государственно-политическим и социально-экономическим отношениям и закрепленных Законом РФ «Об образовании». Отличительной чертой развития образовательной системы на современном этапе является активный процесс создания системы непрерывного образования. Одно из основных условий обеспечения функционирования и развития единой непрерывной системы образования - это осуществление преемственности разных ступеней, в частности преемственность дошкольного и начального образования.
В связи с этим совершенствуются образовательные технологии, при разработке которых учитываются следующие тенденции развития образования: от репродукции знаний к их продуктивному использованию в зависимости от решаемых задач; от механического заучивания к учению как процессу интеллектуального развития; от статистической модели знаний к динамически структурированным системам умственных действий; от ориентации на среднего ученика к дифференцированным и индивидуальным программам обучения; от внешней мотивации учения к внутренней нравственно-волевой регуляции. Таким образом, важнейшей составляющей педагогического процесса становится личностно-ориентированный подход, развитие личностных компетенций.
Подготовка к обучению является преемственностью, позволяющей обеспечить гуманный переход из одной возрастной группы в другую и реализовать основные задачи, поставленные в настоящее время перед образованием.
Современные задачи модернизации образования в сфере подготовки детей к школе основываются на следующих принципах:
- непрерывности развития ребенка;
- общего развития ребенка на основе его индивидуальных возможностей и способностей;
- развития творческих способностей у детей;
- развития личностных компетенций ребенка как субъекта творческой деятельности, как активного субъекта познания;
- развития и укрепления здоровья личности;
- развития духовно-нравственных убеждений личности;
- развития устойчивой психологической адаптации к новым условиям образования;
- преемственности между обучающими, обучающимися и родителями.
Основаниями для реализации принципа преемственности между дошкольным и школьным образованием являются: ориентация не на уровень знаний, а на потенциальные возможности ребенка, на его «зону ближайшего развития»; создание условий для включения ребенка в новые социальные формы общения; организация и сочетание в единой смысловой последовательности продуктивных видов деятельности; подготовка перехода от игровой деятельности к учебной; обеспечение постепенного перехода от непосредственности к произвольности [8, с.56].
В основе подготовки к обучению в школе лежат личностно - ориентированные и развивающие технологии. Целью личностно-ориентированных технологий являются развитие и формирование в процессе подготовки к обучению активной творческой личности. Развивающие технологии направлены на формирование у ребенка проблемного мышления, на развитие мыслительной активности. Развивающие технологии содержат: развивающие дидактические игры, развивающие практические задания, творческие упражнения, конструирование, аналитико - синтетические действия.
В соответствии с логикой развития ребенка подготовка к школе носит не обучающий, а развивающий характер [1, с.16].
1.2. Роль изобразительного творчества в развитии дошкольников и подготовке их к школьному обучению
Занимаясь творчеством, ребенок приобщается к красоте, синтезируя и интегрируя собственный эстетический опыт с общекультурным. Опыт, который накоплен предшествующими поколениями и передается как на генетическом уровне, так и предметами материальной культуры. В данной связи в структуре этой условно можно выделить ряд элементов. Речь идет о цельности, пропорции, гармонии, ясности, об элементах, которые действуют на нас непосредственно. По своему содержанию они соответствуют выразительным средствам, которые составляют систему изобразительной грамоты. Следовательно, любой творческий продукт невозможно выстроить на хаотичном применении отдельных закономерностей, средств. Для цельности образа необходима цветовая и композиционная гармоничность - основа творчества. Овладевают ею поэтапно, начиная с дошкольного возраста.
Если рассматривать детское изобразительное творчества объективно: в действительности оно существует и проявляется благодаря сверхрассудочной (интуитивной) деятельности. Уже в старшем дошкольном возрасте, определившись с замыслом будущей работы, ребенок выберет нужные краски, определит технику и композицию.
Для реализации любого замысла ребенку необходим элементарный опыт отражения. Состоит он из умения применять определенные правила и закономерности искусства, выступающие неким художественно-изобразительным инструментарием. Сознательность творчества начинает проявляться только к старшему дошкольному возрасту, когда накапливается необходимый художественно - изобразительный и эмоциональный опыт, когда дети начинают понимать зависимость между замыслом, своими возможностями, выразительными средствами и характером образа [3, с.71-72].
По мнению А.В. Запорожца, изобразительная деятельность подобно игре позволяет более глубоко осмыслить интересующие ребенка сюжеты. Однако еще более важно, как указывает он же, что по мере овладения изобразительной деятельностью у ребенка создается внутренний, идеальный план, который отсутствует в раннем детстве. В дошкольном возрасте внутренний план деятельности еще не полностью внутренний, он нуждается в материальных опорах, и рисунок - одна из таких опор.
Американские авторы В. Ловенфильд и В. Ломберт Бриттен считают, что художественное воспитание оказывает огромное влияние на развитие ребенка. Может случиться, отмечают они, что наиболее «примитивная» работа может быть более значимой для ребенка, чем прекрасно выполненная, на взгляд взрослого. Ребенок может найти себя в рисовании, и при этом будет снят эмоциональный блок, тормозящий его развитие. У ребенка может произойти самоидентификация, возможно, впервые в его творческой работе.
На занятиях по изобразительной деятельности расширяется познавательная сфера. Ведь в произведениях искусства отображаются явления природы, раскрываются простые и сложные отношения между людьми, обнажается внутренний мир человека. Благодаря искусству ребенок начинает глубже ориентироваться в мире. Занятия изобразительной деятельностью сопряжены с выполнением различных формообразующих движений, тех, что способствуют развитию мелкой моторики рук. А это, в свою очередь, обеспечивает усложнение мыслительной деятельности, переводит ее на более качественный уровень.
Занимаясь рисованием, лепкой, аппликацией, дети учатся воспринимать, наблюдать, придумывать образы, размышлять об их структуре, продумывать этапы своей работы, фантазировать. Все эти психологические процессы - показатель умственного развития. Умственное развитие – это процесс развития познавательных способностей, выработка умения анализировать, сравнивать, обобщать [4, с.83].
Связь детского изобразительного творчества и нравственности проявляется в том, что в ходе ознакомления с произведениями искусства ребенок учится вычленять не только элемент прекрасного, но и ценностный аспект. Он начинает понимать значимость красоты для человека, мира и тем самым, учась на собственных образах, доносить до окружающих в процессе созидания и преобразования своего художественно-эстетического опыта эту красоту.
Многие качества личности (умение сопереживать, чувство взаимопомощи, порядочность, ответственность и др.), формирующиеся на занятиях по изобразительному творчеству, помогают ребенку разобраться в окружающем мире, в самом себе.
Занятия изобразительной деятельностью характеризуются не только тем, что дети полностью поглощены самим творческим процессом, но и тем, что учатся организовывать свое рабочее место, держать его в чистоте и порядке, вовремя менять воду в стаканчиках, убирать мусор, снимать лишний клей с работы и т.д. Само стремление отвечать за кусочек своего пространства, следить за ним, делать его лучше, чище формирует важные трудовые качества [12, с.62].
Наличие художественно-творческих способностей у детей 5-7 лет является залогом успешного обучения в школе, поэтому развивать эти способности следует как можно раньше. Занятия рисованием, лепкой и аппликацией способствуют развитию творческого воображения, наблюдательности, художественного мышления и памяти ребенка. Правильное руководство эстетическим развитием детей возможно только в результате изучения и знания их возрастных и индивидуальных особенностей. Развивая интерес к изобразительной деятельности, следует быть внимательным к каждому ребенку, уметь помочь ему, дать нужные указания, поддержать стремление хорошо выполнять работу и объективно оценить его старания. Именно в изобразительной деятельности каждый ребенок может проявить свою индивидуальность.
На современном этапе развития педагогической науки особое значение приобретает проблема художественно-творческого воспитания, его программного обеспечения. Ныне художественно-творческое воспитание - это не только путь развития детской одаренности, но и путь к самореализации личности, способ ее адаптации в социуме. Содержание художественно-творческого воспитания детей на современном этапе определяется актуальными задачами: творческим развитием природной одаренности с учетом возможностей каждого ребенка с помощью различных видов художественно-творческой деятельности; развитием индивидуальности, способности к спонтанному творческому поведению [11, с.112].
1.3. Организация занятий по изобразительной деятельности в свете требований программ ДОУ
В настоящее время существует много программ по обучению дошкольников изобразительному искусству.
Программа по обучению детей дошкольного возраста «Радость творчества» создана О.А. Соломенниковой. Цель программы: развитие художественно-творческих способностей детей 5-7 лет средствами народного и декоративно-прикладного искусства.
Основные задачи программы: расширить представления детей о многообразии произведений декоративно-прикладного искусства; формировать эстетическое отношение к окружающей действительности; развивать эстетический вкус, умения и навыки рисования; закреплять умение рисовать декоративные элементы; знакомить детей с законами построения геометрического и растительного орнамента.
Программа «Радость творчества» рассчитана на 2 года обучения. Программа на год включает в себя 68 занятий. Специально для программы разработаны конспекты занятий, сценарии праздников и развлечений, диагностика и представлены разные справочные материалы.
Программа может быть использована как специализированная для дополнительного образования детей по художественно-творческому развитию по разделу «Изобразительная деятельность».
Положительными сторонами данной программы является то, что она основана на интеграции речевой, музыкальной, изобразительной, театрализованной деятельности. Все перечисленные виды деятельности автор программы предлагает включать и в занятия по декоративному рисованию. Работу по декоративному рисованию предлагается вести в трех направлениях: практическая деятельность детей; оформление детского сада произведениями декоративного искусства; ознакомление детей с различными видами народного искусства других жанров. Недостатками программы с точки зрения проблематики данного исследования является несоответствие некоторых заданий возрастным особенностям детей.
Программа «Радуга» – комплексная программа воспитания, образования и развития дошкольников, по которой работают детские сады России. Программа обеспечивает всестороннее развитие ребенка, ее важнейшими компонентами являются игра. Для занятий по этой программе созданы комплекты пособий для дошкольников по всем видам деятельности и методические рекомендации для воспитателей.
Основные задачи программы: обеспечение ребенку возможности радостно и содержательно проживать дошкольные годы; всестороннее и своевременное психическое развитие; формирование активного и бережно-уважительного отношения к окружающему миру; приобщение к основным сферам человеческой культуры (труду, знаниям, искусству, морали).
Содержание программы соответствует семи цветам радуги. Желтый цвет - изобразительная деятельность и ручной труд. Обучение изобразительной деятельности и художественному труду происходит через знакомство детей с образцами народного и декоративно-прикладного искусства (произведения хохломы, гжели, дымковская игрушка и др.). Детей учат рисовать карандашами и красками, лепке на основе знакомства с народной пластикой. Данный раздел программы разработан Т.Н. Дороновой.
Эстетическое развитие дошкольника, не может быть ограничено занятиями по изобразительной деятельности, а должно осуществляться в процессе восприятия природы, искусства и собственной художественной деятельности. Поэтому в программе «Радуга» раздел «Изобразительная деятельность» представлен двумя самостоятельными подразделами: «Красота в жизни и изобразительном искусстве» и «Обучение детей рисованию и лепке».
Первый подраздел направлен на развитие эстетического отношения детей к окружающему миру и формирование у них интереса к природе, красивым предметам быта, декоративно-прикладного и изобразительного искусства. Второй подраздел направлен на развитие творчества детей и формирование изобразительных умений и навыков, необходимых для создания художественно-выразительного образа.
Деление на подразделы связано с тем, что у детей дошкольного возраста развитие восприятия осуществляется гораздо интенсивнее, чем становление произвольности движений, от которых зависит развитие ручной умелости. При этом восприятие играет столь значительную роль в общем и эстетическом развитии, что неправомерно ограничивать его только восприятием тех предметов, которые рисуют или лепят дети. Поэтому авторы вынуждены были разделить эти сферы и представить их в виде двух самостоятельных подразделов.
Работа по формированию у детей эстетического отношения к окружающему миру (подраздел «Красота в жизни и изобразительном искусстве») только тогда принесет пользу, если идеи, заложенные в нем, будут осуществляться постоянно. Произведения искусства можно размещать на полочке. Полочку надо расположить на уровне глаз детей, т. е. низко, и сказать им, что эта полочка не простая, а волшебная. На ней будут появляться очень красивые предметы и вновь исчезать. Поэтому надо успеть их рассмотреть.
К положительным моментам работы по Программе относятся: отход от жесткой регламентации деятельности детей, применение гибких режимов, разнообразных форм организации обучения и воспитания с широким использованием детского экспериментирования, самостоятельного выбора детьми видов деятельности и их средств, коллективных работ и т.п. Своеобразие программы состоит в том, что активность и интерес детей к занятиям стимулируется смыслообразующими игровыми мотивами. В данной программе ощущается некоторый разрыв между декларируемыми общетеоретическими психологическими основаниями и конкретными целями и содержанием педагогического процесса. По задачам почти не отличается от традиционной [5, с.93-95].
Коллективом педагогов г. Новосибирска, была разработана программа «Изодеятельность», ведущее место в которой принадлежит декоративному рисованию.
Программа рассчитана на обучение детей от 4-х до 7-ми лет, включает в себя три вида изобразительного творчества: рисование, аппликацию, лепку из пластилина. Предусматривает последовательное изучение методически выстроенного материала. Выполнение поочередности тем и указанных в них задач занятий обеспечивает поступательное художественное развитие ребенка.
Реализация программы основана на приобщение детей к миру прекрасного, развитие активного интереса к декоративному искусству. Принцип тематизма в программе является основным. В течение года последовательно рассматривается каждая тема как ведущая. Обучение техническим навыкам и умениям направлено на использование различных приемов с учетом выразительных свойств материалов, особенностей изображаемого образа.
Достоинствами программы является наличие таких принципов в построении, как систематичность, тематизм, учет возрастных особенностей детей. К числу недостатков можно отнести отсутствие оригинальных форм и методов работы, отсутствие инновационности [9, с.84].
Глава 2. Методические основы современного занятия ИЗО с детьми старшего дошкольного возраста при подготовке к школьному обучению
2.1. Применение инновационных технологий на уроках ИЗО в ДОУ
Изобразительное искусство – сложный предмет, который содержит в себе знания о композиции, пропорциях, перспективе. Задача современной школы и ДОУ – формировать способность действовать и быть успешным в условиях динамично развивающегося современного общества.
Педагогическая инновация – намеренное качественное или количественное изменение педагогической практики повышение качества обучения. Очевидно, что невозможно решать педагогические проблемы устаревшими методами. Для решения этих задач в современном детском саду применяют многочисленные инновационные технологии. Появляется возможность совмещать теоретический и демонстрационный материал (слайды, фильмы, видеоролики, музыка, презентации к занятиям). Так как уроки ИЗО построены на зрительном ряде, использование возможностей мультимедийного оборудования облегчает подготовку воспитателя к занятию, где используется часто наглядность. Погрузиться в мир искусства, побывать в роли художника, дизайнера, архитектора, не требуя при этом материалов, которые детям порой не доступны.
Использование технологии мультимедиа на занятиях сначала воспринимается учащимися на уровне игры, постепенно вовлекая их в серьезную творческую работу, в которой и развивается личность учащегося.
Преимущества использования компьютерных технологий в преподавании ИЗО очевидны: знакомство с любой темой с сопровождением показа видеофильмов, фото, репродукций; «посещение» крупнейших музеев мира; «погружение» в пространство и время; активизация учебного процесса.
В самом общем плане возможности компьютера в оснащении дисциплин, связанных с обучением детей 6 лет рисованию, можно условно определить следующими тремя позициями: обеспечение наглядности в представлении учебных материалов; поддержка контроля знаний и навыков, органично создающая среду для тренажа; организация различных форм креативной деятельности.
Одним из основных требований для преподавателя изобразительного искусства с применением информационных технологий сегодня становится обладание развитой лексикой, интонационно-выразительной речью, психологической свободой общения с публикой. Потому что компьютер готов подменить педагога во многих функциях, и особенно в функции презентации стандартного знания. Он предоставляет в свободное распоряжение ребенка массивы информации, которые ранее способен был дать только преподаватель с иллюстрациями, репродукциями и книгой в руках. Компьютер обеспечивает исключительную наглядность: аудио- и видеоиллюстрации, а также более удобно структурированный, украшенный словесный текст на экране.
В ситуации «мониторной», экранной конкуренции основной функцией (задачей, ролью) воспитателя становится только и исключительно общение. Его стиль – это стиль умного и интересного человека, умеющего «добыть» интересную информацию и интересно ее представить [10, с.472-473].
При помощи компьютера можно обеспечить наглядность в преподнесении любой учебной информации. Наглядным можно сделать не только занятие, посвященное объяснению теоретического материала, но также тренажер, тест, использовать презентацию различных информационных блоков.
Электронная поддержка контроля-тренинга – тоже очень широкая сфера. Здесь также обеспечивается наглядность и используется технология презентации. Это могут быть репродукции картин, изобразительные эффекты. В слуховых проверках и тренажере – предъявления образцов изобразительного искусства для анализа, угадывания [8, с.75].
2.2. Инновационные формы и методы работы на уроках ИЗО
Исходя из новой концепции художественного воспитания, занятия изобразительной деятельностью можно рассматривать как особый тип занятия, структура которого, элементы движения обучения и воспитания должны подчиняться законам особой формы социальной деятельности - законам искусства. Современное занятие ИЗО в детском саду - это урок-образ, созидателями которого являются воспитатель и воспитанники.
Занятие изобразительным искусством - это своеобразное «педагогическое произведение», «мини-спектакль», художественно-педагогическое действо, имеющий свой замысел, свою завязку, кульминацию, развязку и т.д. [7, с.104].
В изобразительной деятельности ребенок самовыражается, пробует свои силы и совершенствует свои способности. Она доставляет ему удовольствие, но прежде всего обогащает его представления о мире. Именно поэтому современные педагоги и психологи выступают против традиционных - дидактических методов обучения, используемых в дошкольных учреждениях и вынуждающих детей действовать в рамках навязываемых им схем, образцов, представлений, которые не пробуждают их фантазию, а, наоборот, подавляют развитие личности.
Новые подходы раскрепощают ребенка. Он уже не боится, что у него что-то не получится, - немного техники, и пятно на листе бумаги превращается в кошечку, дуб-великан, морское чудище. Ребенку легче поставить на листе пятно, сделать мазки, работать кистью во всех направлениях, свободно координируя движения руки.
Как показывает опыт, конкретных методик соединения коллективных и индивидуальных форм работы дошкольников в процессе изобразительной, декоративной или дизайнерской деятельности может быть множество. Они рождаются в результате совместного творчества воспитателя и детей. В коллективной изобразительной деятельности дети самостоятельно распределяют обязанности, осуществляют коллективный контроль и самоконтроль, стремятся к согласованным действиям, у них появляется дополнительная энергия, они легче преодолевают трудности и решают сложные творческие задачи, рождается коллективная инициатива и соревнование. Вместе с тем при всем важном значении использования коллективных форм работы в их применении необходимо соблюдение педагогической меры. Если коллективное рисование организуется слишком часто, оно теряет для детей элемент новизны и привлекательности, к тому же затрудняется процесс усвоения дошкольниками новых знаний и умений [6, с.169].
Занятия по рисованию в подготовительных группах детского сада могут включать в себя формы работы с использованием нетрадиционных способов рисования не только на бумаге, но и на ткани – техникой «Батик».
Конечно, технология настоящего батика очень сложна. Но можно предложить и более простой способ, делающий это занятие доступным для детей и взрослых как дома, так и в условиях детского сада. Все занятия направлены на развитие у дошкольников творчества, которое определяется как продуктивная деятельность, в ходе которой ребенок создает новое, оригинальное, активизируя воображение, и реализует свой замысел, находя средства для его воплощения.
Знакомясь с материалами, техникой и способами обработки ткани, дети более углубленно знакомятся с канонами изобразительного творчества, закрепляя и расширяя знания о форме, линии, цвете, композиции. В системе работы используются нетрадиционные методы и способы развития творчества детей: кляксография, граттаж, набрызг, монотипия, рисование отпечатком руки, пальцев, рисование с использованием природного материала, тампонированием и др.
На занятиях используются игры и игровые приемы, которые создают непринужденную творческую атмосферу, способствуют развитию воображения.
Метод индивидуальных проектов предполагает познавательную и исследовательскую деятельность. Большое значение здесь приобретает самообразование, поиск новых приемов работы с материалом, неординарный подход к синтезу материала.
Неотъемлемой частью работы становятся экспериментирование с красками (создание новых оттенков) и совместное разрабатывание способов рисования. Данный вид деятельности позволяет сделать работы детей более интересными, выразительными и красочными [3, с.128-129].
Дети особенно подвержены своим эмоциям. Возникающие в их непосредственном воображении образы и сюжеты поражают своим необъяснимым сочетанием цвета, формы, невероятностью событий.
Коллаж – это прием в изобразительном искусстве, заключающийся в наклеивании на какую-либо основу материалов, отличающихся от нее по цвету и фактуре. Рисуя, вырезая готовые формы и создавая коллаж, дети тем самым решают творческие задачи, что в полной мере помогает достичь прекрасных результатов. От создания образа – к выбору средств выразительности. Средства выразительности подсказывают выбор темы и способ изображения. Важно постоянно пополнять внутренний потенциал детской фантазии, обогащая ее все новыми впечатлениями до тех пор, пока не появится ощущение избытка эмоций и желания поделиться своим состоянием с окружающими.
Самый интересный в эмоциональном плане путь – это путь случайных неожиданностей. Дети обожают сюрпризы, поэтому занятия такого рода для них всегда праздник.
Современные педагоги широко используют пальчиковую живопись. У детей это вызывает особое удовольствие, когда намазав ладошку или обмакнув пальчик в краску, ребенок оставляет следы на листе бумаги. Он пытается определить, и если находит сходство с чем-либо, тут же дорисовывает недостающие детали. Так появляются динозаврики, гуси-лебеди, цветы и солнце, кусты, деревья и т.д.
Другой интересный вариант неожиданностей – кляксы. Яркие пятна краски на бумаге приобретают самые разные очертания, и вновь возникают образы, понятные только ребенку. Это: птицы, летящие в небе, кустарники, ваза с цветами и др.
В ходе работы с детьми подготовительной группы ДОУ используется еще один способ нетрадиционной техники рисования - монотопия. Особенно удачным и целесообразным считается использование этого способа при обучении детей рисованию пейзажей и сюжетному рисованию, т.к. это отличный способ смешивания красок и быстрого получения нужного фона. В обоих случаях краска наносится на предварительно смоченную водой поверхность листа кляксовым способом. Затем сверху накладывается другой лист и все разглаживается. В процессе разглаживания краски смешиваются, вливаясь одна в другую, и получаются новые цвета и оттенки. В результате припечатывания одного листа к другому вместо одной красочной картинки получается две. И второй лист ребенок может использовать как запасной, на случай неудачи, порисовать на нем в свободное время, а также дома, или подарить другу. В зависимости от темы занятия дети самостоятельно выбирают цветовую гамму красок.
Коллаж, пальчиковая живопись, кляксография, монотопия и другие технологии нетрадиционного рисования способствуют развитию у ребенка творчества, пробуждают фантазию, активизируют наблюдательность, внимание и воображение, развивают ручные умения, чувства формы и цветоощущение, способствуют воспитанию художественного вкуса у детей [9, с.139-141].
Глава 3. Опытно-экспериментальная работа по использованию современных и инновационных форм и методов работы на занятиях ИЗО как условия подготовки детей к школе
3.1. Организация исследования
Опытно-экспериментальное исследование проводилось на базе ДОУ №15 «Орленок» п. Сергиевский Коломенского района и состояло из трех этапов: констатирующего, формирующего и контрольного. В исследовании приняли участие 16 детей старшего дошкольного возраста – подготовительная к школе группа.
На первом этапе исследования была проведена диагностика художественно-творческих способностей детей по методике «5 рисунков» Н.А. Лепской.
Условия: ребенку предлагается придумать и нарисовать пять рисунков на отдельных листах бумаги одинакового размера (1/2 альбомного листа).
Инструкция для детей: «Сегодня я предлагаю вам придумать и нарисовать пять рисунков. Рисовать можно все, что захотите, что умеете рисовать, или что хотели бы нарисовать и никогда еще не рисовали. Вот сейчас у вас такая возможность есть». В инструкции ничего изменять или дополнять ее нельзя. Можно только повторять. На обратной стороне по мере выполнения рисунков пишутся номер рисунка, имя и ответ на вопрос «О чем этот рисунок?».
Показатели:
- Самостоятельность (оригинальность) – фиксирует склонность к продуктивной или репродуктивной деятельности, стереотипное или свободное мышление, наблюдательность, память.
- Динамичность – отражает развития фантазии и воображения (статика говорит об отсутствии плана работы, о несформированной способности находить и создавать замыслы своих рисунков).
- Эмоциональность – показывает наличие эмоциональной отзывчивости на жизненные явления, отношение к изображаемому.
- Выразительность – фиксируется по наличию художественного образа.
- Графичность – осознанное использование художественных средств и приемов работы с различными графическими материалами [12, с.273-274].
Уровни и их критерии оценки представлены на таблице 1.
Таблица 1
Уровни и критерии оценки диагностики художественно-творческих способностей детей по методике «5 рисунков» Н.А. Лепской
Уровень художественной выразительности | тип и балл | Критерии оценки | |
Замысел | Рисунок | ||
1 | Оригинальный, динамика, эмоциональность, художественное обобщение | Разнообразие графических средств выразительности, пропорции, пространство, светотень | |
2 | Показатели для 1 типа, но менее яркие | Показатели для 1 типа, но менее выражены | |
Уровень фрагментарной выразительности | 3 | Показатели 2 типа, но нет уровня художественного обобщения | Нет перспективы, не соблюдаются пропорции, схематичность отдельных изображений |
4 | Замысел оригинальный, основан на наблюдениях, но не предполагает динамики и эмоциональности | Может хорошо передавать пропорции, пространство, светотень | |
Дохудожественный уровень | 5 | Замысел оригинальный, но слабо основан на наблюдениях | Схематичность, нет попыток передать пространство и пропорции |
6 | Стереотипный | Репродуктивный |
В результате проведенных диагностических процедур были получены следующие данные (таблица 2).
Таблица 2
Уровень художественно-творческих способностей детей старшего дошкольного возраста
№ п/п | Фамилия, имя ребенка | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | Средний балл | Уровень |
1 | С. Илья | 1 | 1 | 2 | 1 | 1 | 1 | Уровень художественной выразительности |
2 | М. Сергей | 3 | 3 | 3 | 4 | 4 | 3 | Уровень фрагментарной выразительности |
3 | Ч. Петр | 2 | 2 | 2 | 2 | 1 | 2 | Уровень художественной выразительности |
4 | К.Анна | 6 | 5 | 6 | 6 | 6 | 6 | Дохудожественный уровень |
5 | Д. Вера | 3 | 3 | 4 | 4 | 4 | 4 | Уровень фрагментарной выразительности |
6 | Т.Анастасия | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | Уровень фрагментарной выразительности |
7 | Б. Андрей | 5 | 5 | 5 | 6 | 5 | 5 | Дохудожественный уровень |
8 | К. Виктор | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | Уровень художественной выразительности |
9 | Б.Мария | 6 | 5 | 6 | 5 | 5 | 5 | Дохудожественный уровень |
10 | А. Татьяна | 3 | 4 | 3 | 3 | 3 | 3 | Уровень фрагментарной выразительности |
11 | Д. Лидия | 4 | 4 | 3 | 4 | 4 | 4 | Уровень фрагментарной выразительности |
12 | Р.Вера | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | Уровень фрагментарной выразительности |
13 | К.Владимир | 4 | 3 | 4 | 3 | 3 | 3 | Уровень фрагментарной выразительности |
14 | Д. Игорь | 2 | 2 | 2 | 1 | 1 | 2 | Уровень художественной выразительности |
15 | Г. Галина | 4 | 4 | 3 | 4 | 4 | 4 | Уровень фрагментарной выразительности |
16 | К. Зинаида | 1 | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | Уровень художественной выразительности |
Таким образом, было выявлено, что на уровне художественной выразительности находятся 5 детей старшего дошкольного возраста (31%), половина детей экспериментальной группы – 8 человек (50%) – показали уровень фрагментарной выразительности, остальные 3 дошкольников (19%) оказались на уровне дохудожественном. Это позволяет сделать вывод, что дети в данной группе имеют достаточно хорошую подготовку по изобразительной деятельности, но тем не менее, есть дошкольники с очень низким уровнем художественно-творческих способностей, преобладает количество детей со средним уровнем, что в дальнейшем может создать трудности для таких детей в процессе обучения в школе.
3.2. Содержание и результаты опытно-экспериментальной работы
В рамках данного исследования на формирующем этапе с детьми экспериментальной группы проводились занятия по изобразительной деятельности, основанные на применении современных и инновационных форм и методов работы, а именно – оригами и рисование пальчиковыми красками.
Оригами – японское искусство складывания бумаги. Оно привлекло внимание многих жителей России, в том числе и педагогов, так как является не только увлекательным способом проведение досуга, но и средством решения многих педагогических задач, в частности развития мелкой моторики. Совершенствуя и координируя движениями пальцев и кистей рук, оригами влияет на общее интеллектуальное развитие ребенка, в том числе и на развитие речи.
Бумагокручение основано на умении скручивать, полоски бумаги разной ширины и длины, видоизменять их форму и составлять из полученных деталей объемные и плоскостные композиции. Для бумагокручения можно использовать двухстороннюю бумагу для оригами или цветную бумагу для принтера.
В работая по данной теме мы ставили следующую цель: создание педагогических условий для развития детского художественного творчества у детей старшего дошкольного возраста с использованием нетрадиционных приемов работы с бумагой и нитью.
Начиная работу по обучению созданию поделок, основное внимание обратили на освоение детьми основных приемов. Но это не значит, что необходимо исключить творческие задания. Часто обучение техническим приемам идет параллельно с развитием творчества детей. При обучении различным способам преобразования бумаги наиболее значительное место среди используемых методов и приемов занимал показ способов работы. Изобразительная деятельность детей старшей группы имеет свои особенности. Связано это с тем, что дети 5-6 лет окрепли физически, начался процесс окостенения кисти рук, укрепились мелкие и крупные мышцы рук.
Цикл образовательных задач был направлен на знакомство с технологией оригами и обучение детей к данной технике, умение передавать особенности форм и строения предметов, использование сочетание цветовых оттенков, на формирование и закрепление технических умений и навыков.
Работа велась преимущественно во второй половине дня. Индивидуально и по подгруппам. Длительность занятия 30 минут.
На занятиях широко применялись игровые приемы, сюжетные моменты, загадки, этюды и.т.д. На другие дни проводились предварительные работы по предстоящим темам.
Специальные методы и приемы, способствующих развитию творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста по технологии оригами усваивается дошкольниками. У детей под воздействием впечатлений от новых находок в приемах с интегрированием нетрадиционными техниками с бумаги проявляются новые оригинальные способы преобразования, похождение соответствующих выразительно-художественных средств, для воплощения доступных и различных художественных поделок в изонити.
Также мы соединяли занятия оригами с игрой. Сложив из бумаги поделки животных, дети могли рассказывать с их помощью знакомые сказки, сами становятся сказочными героями, совершают путешествия в мир цветов и т. д. Малышам нравилось заниматься оригами еще и потому, что на каждом занятии обязательно получалась какая-нибудь фигурка, приложил усилие, на первых порах не такое уж и большое - а из бумажного листа всегда получается что-то - хуже, лучше, не важно, зато свое.
Сначала дети выполняли очень простые композиции: загнуть уголки, чтобы получились кружочки разноцветной бумаги - это были яблоки, огурцы, помидоры - и наклеить их на лист бумаги, чтобы получился огород. Или «законсервировать» в банке, сделанной из большого листа бумаги. На Рождество с детьми выполнялась елочная лампа из зеленой бумаги и на ней колокольчик.
Цель следующего вида работы – обучение рисованию с использованием пальчиковых красок.
На занятиях в рамках опытно-экспериментальной работы были использованы различные техники рисования пальчиковыми красками:
- Рисование ладошкой. Отпечатки ладошек превращались в различных зверей и птиц.
- Рисование пальчиками. Отпечаток делался пальчиком. Это уже более сложное действие, требует большей координации и точности. Дети делали отпечаток и дорисовывали его, из нескольких отпечатков составляли рисунок.
- Рисование губками. На занятиях использовались специальные наборы губок и спонжей, или же сделанные из обычной хозяйственной губки. В зависимости от размера губки дети получали большие или маленькие отпечатки.
- Рисование с помощью трафаретов. Положив трафарет на белый лист, ребенок закрашивал пространство внутри трафарета с помощью пальчиков или губки.
- Техника паспарту. Сначала дети делали паспарту: в центре листа рисовали крупное изображение и вырезали по контуру (например, грибок). Затем малыши брали чистый белый лист и несколько капель красок различных цветов, и рисовали, как хочется. Как только лист бумаги был замазан полностью, накладывалось паспарту.
- Монотипия.
После окончания формирующего этапа опытно-экспериментальной работы, было проведено повторное диагностирование художественно-творческих способностей детей. В результате были получены следующие данные (таблица 3).
Таблица 3
Уровень художественно-творческих способностей детей старшего дошкольного возраста
№ п/п | Фамилия, имя ребенка | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | Средний балл | Уровень |
1 | С. Илья | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | Уровень художественной выразительности |
2 | М. Сергей | 1 | 1 | 2 | 2 | 2 | 2 | Уровень художественной выразительности |
3 | Ч. Петр | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | Уровень художественной выразительности |
4 | К. Анна | 4 | 3 | 3 | 4 | 4 | 4 | Уровень фрагментарной выразительности |
5 | Д. Вера | 4 | 3 | 4 | 4 | 4 | 4 | Уровень фрагментарной выразительности |
6 | Т. Анастасия | 1 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | Уровень художественной выразительности |
7 | Б. Андрей | 4 | 4 | 3 | 3 | 4 | 4 | Уровень фрагментарной выразительности |
8 | К. Виктор | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | Уровень художественной выразительности |
9 | Б. Мария | 4 | 4 | 3 | 3 | 3 | 3 | Уровень фрагментарной выразительности |
10 | А. Татьяна | 2 | 1 | 2 | 2 | 2 | 2 | Уровень художественной выразительности |
11 | Д. Лидия | 2 | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | Уровень художественной выразительности |
12 | Р. Вера | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | Уровень фрагментарной выразительности |
13 | К. Владимир | 4 | 3 | 4 | 3 | 3 | 3 | Уровень фрагментарной выразительности |
14 | Д. Игорь | 2 | 2 | 2 | 1 | 1 | 2 | Уровень художественной выразительности |
15 | Г. Галина | 4 | 4 | 3 | 4 | 4 | 4 | Уровень фрагментарной выразительности |
16 | К. Зинаида | 1 | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | Уровень художественной выразительности |
В результате было выявлено, что после проведения формирующего этапа, никто из детей старшего дошкольного возраста не показал самый низкий, дохудожественный уровень развития художественно-творческих способностей; 9 детей (56%) показали уровень художественной выразительности; остальные 7 дошкольников (44%) оказались на среднем, фрагментарном уровне развития художественно-творческих способностей.
Таким образом, результаты опытно-экспериментальной работы подтверждают гипотезу исследования.
В настоящее время, в условиях изменения не только во всей системе образования, но и во всем обществе, большое значение имеет формирование творческой личности, способной решать задачи в нестандартных условиях, гибко и самостоятельно использовать приобретенные знания в разнообразных жизненных ситуациях. В связи с этим одной из важнейших задач общеобразовательных учреждений является развитие у детей способности к творчеству на основе знаний и учета его возрастных и индивидуальных способностей.
Создавая данный практико-ориенировочный проект, я пришла к выводу, что:
- рисование является одним из самых интересных и увлекательных занятий для детей дошкольного возраста;
- в процессе рисования совершенствуются наблюдательность, эстетическое восприятие, художественный вкус, творческие способности;
- несформированность графических навыков и умений мешает ребенку выразить в рисунке задуманное и затрудняет развитие познавательных способностей и эстетического восприятия, что может создать трудности в обучении в школе;
- наиболее эффективными на занятиях ИЗО, как условие подготовки детей к школе, являются современные и инновационные формы и методы работы.
По моему мнению, в данном практико-ориентировочном удачным был для формирующего этапа выбор таких форм работы, как оригами и пальчиковые краски. Это объясняется соответствием данных видов изобразительной деятельности возрастным особенностям детей, их интересам, а также своеобразием и креативностью данных форм работы.
Данный проект научил меня:
- Анализировать учебно-методическую литературу по выбранной теме.
- Проводить диагностические процедуры.
- Осуществлять индивидуальный подход в обучении детей на основе диагностических данных.
- Отбирать наиболее эффективные формы и методы работы с дошкольниками.
- Работать с такими инновационными методами работы на занятиях по ИЗО, как оригами и пальчиковые краски.
- Из опыта работы по данному проекту в дальнейшем мне пригодится:
- Знания о проблеме преемственности дошкольного и начального образования, методических и теоретических основах обучения изобразительной деятельности дошкольников на современном этапе.
- Умения и навыки работы с оригами и пальчиковыми красками.
- Владение методикой работы с детьми старшего дошкольного возраста с использованием нетрадиционных техник изобразительной деятельности.
Список использованной литературы
- Белова Т.В., Солнцева В.А. Готов ли ребенок к обучению в первом классе? - М.: Ювента, 2006.
- Ветлугина Н.А. Самостоятельная художественная деятельность дошкольников. – СПб.: Питер, 2008.
- Гердт Н.И., Пикулева Л.К. Социокультурная среда художественного развития детей в дошкольном учреждении: Методическое пособие. - Челябинск: Книга, 2008.
- Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности. - М.: Детство-пресс, 2007.
- Зарянова О.Ю., Иванова Л.И., Комарова Т.С., Шилова О.М. Изобразительное искусство детей в детском саду и школе. Преемственность в работе детского сада и начальной школы. – М.: Педагогическое общество России, 2000.
- Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду: обучение и творчество. - М.: Академия, 2006.
- Мухина В.С. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта. - М.: Просвещение, 2006.
- Новиков А. М. Российское образование в новой эпохе. - М.: Эгвес, 2000.
- Пчелинцева Е.В. Теория и методика развития детского изобразительного творчества: Учебное пособие. – Нижний Новгород: Бумеранг, 2007.
- Развитие личности ребенка: Учебное пособие. / Под ред. Л.А. Головей. - Екатеринбург: У-Фактория, 2005.
- Савенков A.M. Одаренные дети в детском саду и школе: Учебное пособие. - М.: Проспект, 2007.
- Эстетическое воспитание и развитие детей дошкольного возраста: Учебное пособие. / Под ред. Е.А. Дубровской, С.А. Козловой. – М.: Академия, 2006.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Современные технологии инновационные формы и методы воспитательной работы в образовательной организации
Одним из наиболее эффективных пособий являются логические блоки, разработанные венгерским психологом и математиком Дьенешем. А также вместе с логическими блоками, можно использовать Палочки Кюизенера...
Буклет для педагогов ДОО "Инновационные формы и методы работы с родителями в условиях реализации ФГОС ДО"
в буклете размещены нетрадиционные формы провдения родительских собраний и алгоритм взаимодействия с родителями...
Буклет "Инновационные формы и методы работы с родителями в условиях реализации ФГОС ДО"
Буклет "Инновационные формы и методы работы с родителями в условиях реализации ФГОС ДО" Памятка для педагоговИспользование разнообразных форм проведения собраний позволит родителя...
Консультация для педагогов "Инновационные формы и методы работы с родителями в условиях реализации ФГОС ДО"
Использование разнообразных форм проведения собраний позволит родителям переосмыслить свои воспитательные установки, развить умение анализировать собственную воспитательную деятельность, критически ее...
Консультация «Современные формы и методы работы с родителями в ДОУ в условиях ФГОС».
Полноценное воспитание дошкольника происходит в условиях тесного сотрудничества семьи и дошкольного учреждения. Как известно семья является первым и важнейшим институтом социализации ребенка...
Инновационные формы и методы работы с детьми раннего возраста в условиях введения ФГОС
Инновационные формыи методы работыс детьми раннего возрастав условиях введения ФГОС...