Современные технологии инновационные формы и методы воспитательной работы в образовательной организации
статья (средняя группа) на тему

Храмцова Яна Владимировна

Одним из наиболее эффективных пособий являются логические блоки, разработанные венгерским психологом и математиком Дьенешем. А также вместе с логическими блоками, можно использовать Палочки Кюизенера  разработанные бельгийским математиком X. Кюизенером. Технология предназначена и используется педагогами разных стран в работе с детьми, начиная с младших групп детского сада и кончая старшими классами школы. Палочки Кюизенера называют еще цветными палочками, цветными числами, цветными линеечками, счетными палочками. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sovremennye_tehnologii_.docx27.25 КБ

Предварительный просмотр:

«Современные технологии инновационные формы и методы воспитательной работы в образовательной организации».

(Игровые педагогические технологии, которые развивают ум ребенка, развивают гибкость мышления, учат логике).

Мы живем уважаемые коллеги, в интересное прогрессивное время. Время требующих от нас новых мыслей, неординарных идей, новых взглядов на ту или иную проблему. Перед  дошкольным образованием ставится задача помочь детям развиваться так, чтобы создать каждому дошкольнику все условия для наиболее полного раскрытия реализации его неповторимого, специфического возрастного потенциала. Совсем недавно вступили в силу новые нормативные документы регламентирующие деятельность ДОУ, это закон «Об образовании в Российской Федерации» и Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. В условиях быстрого темпа современный детский сад обязан обновлять содержание образования, которое требует от педагога поиска методов, приемов, педагогических технологий, активизирующих активность, деятельность ребенка, развивающих личность ребенка в процессе различных видов деятельности. Одна из важнейших задач воспитания маленького ребенка — развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое. На решение этой задачи должны быть направлены содержание и методы подготовки мышления дошкольников к школьному обучению. В дошкольной дидактике применяются разнообразные развивающие материалы. Однако возможность формировать в комплексе все важные для умственного развития, и в частности, мыслительные умения на протяжении всего дошкольного обучения дана не во многих.

Одним из наиболее эффективных пособий являются логические блоки, разработанные венгерским психологом и математиком Дьенешем. А также вместе с логическими блоками, можно использовать Палочки Кюизенера  разработанные бельгийским математиком X. Кюизенером. Технология предназначена и используется педагогами разных стран в работе с детьми, начиная с младших групп детского сада и кончая старшими классами школы. Палочки Кюизенера называют еще цветными палочками, цветными числами, цветными линеечками, счетными палочками. Остановимся сначала на логических блоках. Маленьких детей в большей мере привлекают логические блоки, так как они обеспечивают выполнение более разнообразных предметных действий. Дидактический набор "Логические блоки" состоит из 48 объемных геометрических фигур, различающихся по форме, цвету, размеру и толщине. Таким образом, каждая фигура характеризуется четырьмя свойствами: цветом, формой, размером и толщиной. В наборе нет даже двух фигур, одинаковых по всем свойствам. Конкретные варианты свойств (красный, синий, желтый, прямоугольный, круглый, треугольный, квадратный) и различия по величине и толщине фигур такие, которые дети легко распознают и называют. В процессе разнообразных действий с логическими блоками (разбиение, выкладывание по определенным правилам, перестроение и др.) дети овладевают различными мыслительными умениями, важными как в плане пред математической подготовки, так и с точки зрения общего интеллектуального развития. В специально разработанных играх и упражнениях с блоками у малышей развиваются элементарные навыки алгоритмической культуры мышления, способность производить действия в уме. С помощью логических блоков дети тренируют внимание, память, восприятие. В процессе различных действий с блоками дети сначала осваивают умения выявлять и абстрагировать в предметах одно свойство (цвет, форму, размер, толщину), сравнивать, классифицировать и обобщать предметы по каждому из этих свойств. Затем они овладевают умениями анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать предметы сразу по двум свойствам (цвету и форме, форме и размеру, размеру и толщине и т. д.), несколько позже — по трем (цвету, форме и размеру; форме, размеру и толщине; цвету, размеру и толщине) и по четырем свойствам (цвету, форме, размеру и толщине). При этом в одном и том же упражнении легко можно менять степень сложности задания с учетом возможностей детей. Например, несколько детей строят дорожки от избушки медведя, чтобы помочь Машеньке убежать к дедушке и бабушке. Но один ребенок строит дорожку так, чтобы в ней не было рядом блоков одинаковой формы (оперирование одним свойством), другой — чтобы не было рядом блоков, одинаковых по форме и цвету (оперирование сразу двумя свойствами), третий — чтобы рядом не было одинаковых по форме, цвету и размеру блоков (оперирование одновременно тремя свойствами). Использование карточек позволяет развивать у детей способность к замещению и моделированию свойств, умение кодировать и декодировать информацию о них. Эти способности и умения развиваются в процессе выполнения разнообразных предметно-игровых действий. Так, подбирая карточки, которые "рассказывают" о цвете, форме, величине или толщине блоков, дети упражняются в замещении и кодировании свойств. В процессе поиска блоков со свойствами, указанными на карточках, дети овладевают умением декодировать информацию о них. С логическими блоками ребенок выполняет различные действия: выкладывает, меняет, убирает, прячет, ищет, делит между "поссорившимися" игрушками и т.д., а по ходу действий рассуждает. Поскольку логические блоки представляют собой эталоны форм — геометрических фигур (круг, квадрат, равносторонний треугольник, прямоугольник), они могут широко использоваться при ознакомлении детей, начиная с раннего возраста, с формами предметов и геометрическими фигурами при решении многих других развивающих задач. Представлены 4 группы постепенно усложняющихся игр и упражнений с логическими блоками: для развития умений выявлять и абстрагировать свойства, для развития умений сравнивать предметы по их свойствам, для развития действий классификации и обобщения, для развития способности к логическим действиям и операциям. Все игры и упражнения, за некоторым исключением, мы разделил на три варианта. 1.Развивают у малышей умения оперировать одним свойством (выявлять и абстрагировать одно свойство от других, сравнивать, классифицировать и обобщать предметы на его основе). 2.Развиваются умения оперировать сразу двумя свойствами (выявлять и абстрагировать два свойства; сравнивать, классифицировать и обобщать предметы сразу по двум свойствам).  3.Формируют умения оперировать сразу тремя свойствами.Если ребенок легко и безошибочно справляется с заданиями определенной ступени — это сигнал к тому, что ему следует предложить игры и упражнения следующей группы сложности. Однако переводить ребенка к последующим игровым упражнениям можно только в случае, если он "вырос" из предыдущих, т. е. когда они для него не составляют труда. Если же передержать детей на определенной ступени или преждевременно дать более сложные игры и упражнения, то интерес к занятиям исчезнет. Дети тянутся к мыслительным заданиям тогда, когда они для них трудноваты, но выполнимы. Для того чтобы ребенок не потерял интерес к мыслительным заданиям, каждая игра и упражнение содержит несколько игровых и практических задач, которые можно предложить ребенку, например проложить дорожки между домиками Ниф-Нифа, Наф-Нафа и Нуф-Нуфа, смастерить новогоднюю гирлянду, построить мост через речку и т. д. С этой же целью в каждом упражнении и игре мы давали несколько вариантов одной и той же по степени сложности мыслительной задачи. Например, построить дорожку так, чтобы рядом были одинаковые по цвету, но разные по форме блоки, или чтобы рядом были блоки одинаковой формы, но разного размера, или же чтобы рядом были фигуры разной толщины, но одинакового цвета. Прежде чем приступить к играм и упражнениям, мы предоставляли детям возможность самостоятельно познакомиться с логическими блоками. Пусть они используют их по своему усмотрению в разных видах деятельности. В процессе разнообразных манипуляций с блоками дети установят, что они имеют различную форму, цвет, размер, толщину.

Палочки Кюизенера. Основные особенности этого дидактического материала — абстрактность, универсальность, высокая эффективность. Палочки Кюизенера в наибольшей мере отвечают монографическому методу обучения числу и счету. Цветные палочки Кюизенера включают набор из пластмассовых призмочек-палочек разной длины и цвета. Единице, например, соответствует кубик с длиной стороны один сантиметр, десяти – призма-параллелепипед длиной в десять сантиметров. Все палочки разноцветные, но окрашены не беспорядочно, а по условным классам. Например, палочки с длиной, кратной двум, красные, кратные трем – синие. Играя с таким набором, ребенок запоминает числа, основываясь и на подсчете (количество палочек), и на размере (длина палочки), и на цвете, в результате процесс идет быстрее и эффективнее. Трудности в проведении игровой деятельности по этим пособиям облегчаются наличием специальных альбомов с яркими рисунками. Изображения выполнены таким образом, чтобы ребенок мог выкладывать по ним своеобразную мозаику из палочек, в итоге получается объемная картинка.  Велика их роль в реализации принципа наглядности. Важны они для накопления чувственного опыта,  от конкретного к абстрактному, для развития желания овладеть числом, счетом, измерением, простейшими вычислениями, решения образовательных, воспитательных, развивающих задач и т.д. С помощью цветных палочек детей также легко подвести к осознанию соотношений "больше—меньше", "больше—меньше на...". Познакомить с транзитивностью как свойством отношений,  научить делить целое на части и измерять объекты, показать им некоторые простейшие виды функциональной зависимости, поупражнять их в запоминании числа из единиц и двух меньших чисел, помочь овладеть арифметическими действиями сложения, вычитания, умножения и деления, организовать работу по усвоению таких понятий, как "левее", "правее", "длиннее", "короче", "между", "каждый", "какой-нибудь", "быть одного и того же цвета", "быть не голубого цвета", "иметь одинаковую длину" и др. С помощью палочек Кюизенера можно еще в детском саду познакомить детей с арифметической прогрессией. Палочки можно предлагать детям с трех лет для выполнения наиболее простых упражнений. Они могут использоваться во второй младшей, средней, старшей и подготовительной группах детского сада. Упражняться с палочками дети могут индивидуально или по нескольку человек, небольшими подгруппами. Возможна и фронтальная работа со всеми детьми, хотя такая форма работы не рекомендуется в качестве ведущей. Воспитатель предлагает детям упражнения в игровой форме. Это основной метод обучения, позволяющий наиболее эффективно использовать палочки. Занятия с палочками рекомендуется проводить систематически, индивидуальные упражнения чередовать с коллективными. Сначала детей целесообразно познакомить с набором палочек, рассмотреть с ними, из чего он состоит. Можно предложить детям постройку или аппликацию из цветных палочек. В ходе свободного манипулирования и игры внимание ребенка надо обратить на то, что удобнее использовать палочки таким образом, чтобы они соприкасались со столом наибольшей поверхностью, в таком положении они наиболее устойчивы. Следует предложить складывать палочки в мешок или ящик (коробку) в определенной последовательности: сначала все белые, потом розовые, голубые, красные и т.д. Примерные упражнения с палочками Кюизенера: Выложи палочки на столе, перемешай их. Покажи по очереди красную, синюю, зеленую, желтую, коричневую, белую, черную, оранжевую, голубую, розовую палочки. Возьми в правую руку столько палочек, сколько сможешь удержать, назови цвет каждой палочки. Возьми в левую руку столько палочек, сколько сможешь удержать. Найди среди взятых палочек палочки одинакового цвета. Возьми с закрытыми глазами из набора любую палочку, посмотри на нее и скажи, какого она цвета. Перечисли цвета всех палочек на столе .Покажи не красную палочку, не желтую и т.д .Отбери палочки одинакового цвета и построй из них забор, дом для куклы, гараж и т.д. Возьми синюю и красную палочки и сложи их концами друг к другу. Получился поезд. Составь поезд из белой и синей; красной, зеленой и синей; голубой, оранжевой и черной; коричневой, зеленой, белой и желтой палочек. Возьми одну палочку в правую руку, а другую в левую. 'Какие они по длине? Приложи палочки друг к другу (наложи их друг на друга). Подровняй их с одной стороны. Какого цвета длинная (короткая) палочка? Или палочки одинаковы по длине?  Найди в наборе длинную и короткую палочки. Назови их цвета. Положи их друг на друга. Поставь рядом друг с другом. Проверь, правильно ли ответил на вопрос. Альбомы по «Блокам Дьенеша» и «Палочкам Кюизенера» будут интересны детям от 2 до 8 лет. В раннем возрасте рекомендуется начинать с серии «Для малышей» (2-4 года).. Следующие уровни сложности – от 4 лет и альбомы «Для старших» (5-9 лет). Здесь ребенку предлагаются более разнообразные и творческие задания, в которых ему придется разгадывать таинственные шифры, решать своеобразные ребусы, проходить сквозь лабиринты – иначе говоря, быть очень внимательным и сообразительным. Таким Образом эта игровая педагогическая технология по праву занимает очень большое место в системе дошкольного образования. Она оттачивает ум ребенка, развивает гибкость мышления, учит логике. Кроме того, игры с палочками и блоками активно развивают алгоритмическую культуру мышления, столь необходимую в современном информационном обществе. Под ней понимается способность человека ставить перед собой задачу и находить эффективные способы ее решения, разбивать это решение на ряд простых шагов и составлять план своих действий. Усвоив это ценное качество еще в детстве,  ребенок будет более уверенно чувствовать себя в школе и во взрослой жизни, когда ему придется решать «логические задачки» совсем другого уровня. Палочки блоки учат ребенка не только считать, но и думать. Занятия с этими пособиями разовьют у него навыки решения логических задач, аналитические и конструкторские способности, пространственное, абстрактное и образное мышление.

 Список литературы

Закон «Об образовании в Российской Федерации».

 Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.

Носова Е.А., Непомнящая Р.Л. Логика и математика для дошкольников. Санкт-Петербург; "Детство-Пресс", 2002.

Математика до школы: Пособие для воспитателей детских садов и родителей. – Ч.1: Смоленцева А.А., Пустовойт О.В.; Ч.2: Игры-головоломки / Сост. З.А. Михайлова, Р.Л. Непомнящая. СПб.: Детство-Пресс, 2002. – 191 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формы и методы воспитательной работы, используемые в развитии творческих способностей.

В статье автор постарался раскрыть формы воспитательной работы, направленные на раннее выявление и развитие творческих способностей. А также, попытался выявить методы, при помощи которых эти способнос...

«Современные и инновационные формы и методы работы на за-нятиях ИЗО как условие подготовки детей к школе в свете задач модернизации образования»

Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных как в теоретическом, так и в практическом отношении: ведь речь идет о важнейшем условии формирования индив...

Публикация «Формы и методы воспитательной работы в ОО».

Тема «Использование игровых приёмов в воспитании доброты у дошкольников». Цель работы – воспитание доброты у дошкольников посредством игровой технологии. Примеры игр, игров...

Консультация для педагогов "Формы и методы воспитательной работы в творческом коллективе"

Формы и методы воспитательной работы могут быть различными и зависеть от характера и направленности творческой деятельности коллектива....

Формы и методы воспитательной работы в условиях обновленных ФГОС ДО

Теоретические основы воспитательных технологий.Воспитательная технология - совокупность форм, методов, приемов и средств воспроизведения теоретически обоснованного процесса воспитания, позволяющего до...

использование инновационных форм и методов в работе с детьми средней группы по формированию основ безопасного поведения

консультация по формированию основ безопасного поведения детей средней группы...