Программа для одарённых детей "Радостные краски"
рабочая программа по рисованию (старшая группа) по теме
Программа «Радостные краски» предназначена для детей старшего дошкольного возраста, ода-рённых в области изобразительного искусства. Цель программы – усиленное развитие продуктивной деятельности детей (рисование), разви-тие детского творчества, приобщение к изобразительному искусству, обучение способам изобра-зительной деятельности, превышающим нормативы основной образовательной программы по рисованию. Программа рассчитана на один год обучения, содержит перспективное планирование, которое представлено помесячно, включает занятия по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных техник рисования, включает предметное, сюжетное, декоративное рисование, рисование по замыслу, включает необходимое оборудование.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_rabote_s_odarennymi_detmi.doc | 139.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа для одарённых детей в области изобразительного искусства «Радостные краски» (дошкольный возраст 5-6 лет)
Пояснительная записка
Программа «Радостные краски» предназначена для детей старшего дошкольного возраста, одарённых в области изобразительного искусства.
Цель программы – усиленное развитие продуктивной деятельности детей (рисование), развитие детского творчества, приобщение к изобразительному искусству, обучение способам изобразительной деятельности, превышающим нормативы основной образовательной программы по рисованию.
Основные задачи:
Художественно – эстетические:
- развивать художественное восприятие жизни;
- уточнять представления об окружающем мире;
- развивать творческие способности в процессе изображения предметов, явлений и состояний окружающего мира, в выборе изобразительных материалов.
Задачи на приобретение изобразительного мастерства:
- развивать умение передавать форму, строение предмета и его частей; цвет предмета, используя краски спектральных, тёплых, холодных, контрастных цветов, разных оттенков и разной тональности; разные пропорции предметов;
- развивать композиционные умения при изображении групп предметов или сюжета.
Задачи на формирование технических навыков:
- упражнять кисть руки, закрепляя правильное положение при рисовании горизонтальных и вертикальных линий (широких и тонких);
- закреплять умения выполнять работу в техниках: тычком, монотипия, пальцеграфия, кляксография;
- обучать технике рисования «по сырому», гратаж, пластилинография, набрызг, тиснения, оттиски разными материалами;
- помочь освоить технику рисования разнообразными изобразительными материалами: гуашь, акварель, пастель, восковые и школьные мелки, простой карандаш, цветные карандаши, фломастеры.
Задачи на развитие эмоциональной отзывчивости к прекрасному:
- вырабатывать умение наслаждаться красотой окружающей природы, любоваться предметами быта, народных промыслов;
- замечать красивое и отмечать уродливое в окружающем мире;
- знакомить со средствами художественной выразительности и развивать элементарные умения анализировать их;
- научить различать жанры живописи;
- развивать художественно – эстетический вкус.
Воспитательные:
- развивать у детей усидчивость, старательность в работе, трудовые умения;
- учить работать вместе, уступать друг другу, подсказывать, договариваться о совместной работе;
- радоваться успехам своих товарищей при создании работы.
Принципы построения программы:
- соответствовать принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;
- сочетать принципы научной обоснованности и практической применимости;
- соответствовать критериям полноты, необходимости и достаточности;
- предусматривать решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей;
- предполагать построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми.
Содержание программы
Программа рассчитана на один год обучения, содержит перспективное планирование, которое представлено помесячно, включает занятия по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных техник рисования, включает предметное, сюжетное, декоративное рисование, рисование по замыслу, включает необходимое оборудование.
Проводится 1 занятие в неделю длительностью не более 30 минут (всего 36 занятий в течение учебного года).
Схема методики проведения занятий:
вступительная беседа воспитателя, сообщение темы, нетрадиционных приёмов, с которыми будут работать;
показ образца, сенсорное обследование;
показ приёмов создания образа или композиции. Выбор материалов;
самостоятельная работа (составление композиции или образа);
анализ готовой работы;
уборка рабочих мест.
Основные этапы работы:
1 этап: «Создание интереса»
На данном этапе педагог обращает внимание детей на средства выразительности разных материалов, с помощью которых можно передать состояние природы, придать новый образ знакомым предметам, расширяет кругозор детей, содействует познанию новых свойств, качеств знакомых материалов, проявляет интерес к новым техникам изображения.
2 этап: «Формирование практических навыков и умений»
Этот этап предусматривает работу по развитию основных практических навыков с различными исходными материалами, над развитием замыслов детей, формирование умения создавать образ и композицию по образцу, предложенному педагогом. Роль взрослого на этом этапе – создать условия для дальнейшего развития интереса, не лишая детей свободы и разнообразия в выборе средств.
3 этап: «Собственное творчество»
Задача педагога: создать условия для самостоятельности в творчестве, формировать умение самостоятельно придумывать и создавать композицию, экспериментировать с разными техниками и материалами.
Инструменты и материалы, необходимые в работе:
бумага для черчения формата А4 и А3;
гуашевые, акварельные, акриловые краски;
пастельные мелки, восковые мелки, свечи, тушь;
цветной картон разного размера, кисти беличьи разного размера, кисти клеевые;
салфетки бумажные и тканевые, папиросная бумага, ватные палочки;
соль, мука, клей ПВА;
штампы фабричного производства, трафареты из картона, зубные щётки, трубочки коктейльные, целлофановые пакеты;
поролоновые губки, пенопластовые трафареты.
Перспективное планирование
№ п/п | Тема занятия | Нетрадиционная техника | Программное содержание | Оборудование |
СЕНТЯБРЬ | ||||
1. | «Летний луг» | Восковые мелки+ акварель, печать по трафарету | Закрепить раннее усвоенные умения и навыки в данных техниках. Содействовать наиболее выразительному отражению впечатлений о лете. | Бумага формата А3, восковые мелки, акварель, трафареты цветов, гуашь, поролон. тампоны, кисти
|
2. | «Украсим вазу для цветов» | Печать (печатками по трафарету) «знакомая форма - новый образ» | Закрепить умение составлять простые узоры, используя технику печатания и технику «старая форма – новое содержание» для рисования формы вазы. Развивать чувство композиции. | Предметы кругл. и овальн.формы(например: поднос,блюдце), печатки и трафареты, поролонов.тампоны, гуашь, карандаш.
|
3. | «Бабочки, которых я видел летом»
| Монотипия, обведение ладошки и кулака | Познакомить детей с техникой «монотипия». Закрепить умение использовать технику «старая форма – новое содержание» (ладошка с сомкнутыми пальцами – большое крыло, кулачок – маленькое). Познакомить детей с симметрией (на примере бабочки). Развивать пространственное мышление. | Силуэты симметричных и несимметричных предметов, лист бумаги, гуашь, карандаш. |
4. | По замыслу | Различные | Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках. Учить самостоятельно выбирать технику и тему. | Всё имеющееся в наличии. |
ОКТЯБРЬ | ||||
1. | «Лесные колючки» | Тычок жёсткой полусухой кистью, оттиск смятой бумагой | Закрепить умение пользоваться техниками «тычок жёсткой полусухой кистью», «печать смятой бумагой». Учить выполнять рисунок тела ёжика (овал) тычками без предварительной работы (прорисовки) карандашом. Учить дополнять изображение подходящими деталями, в том числе – сухими листьями. | Иллюстрации с изображениями ежей, жёсткая кисть, смятая бумага, набор гуаши, кисть, сухие листья, клей. |
2. | «Осенние листья», I занятие | Тиснение | Познакомить детей с техникой «тиснение». Учить обводить шаблоны листьев простой формы, делать на них тиснение. | Шаблоны листьев разной формы, прост. карандаш, цв. карандаши, материал для тиснения (предм.с разл.фктур.,гуашь.
|
3. | «Осенний пейзаж», II занятие | Тычкование | Закрепить умение вырезать листья и приклеивать их на деревья, приём – тычкование. Учить делать ёжика, грибочки для него. Развивать чувство композиции. | Ножницы, клей, карандаш, квадраты (2*2 см) из газетной бумаги, красная, коричневая, белая бумага для грибов, листья, изготовл. на пред. занятии.
|
4. | «Я шагаю по ковру из осенних листьев» | Печатание листьями, печать или набрызг по трафарету | Познакомить с техникой печатания листьями. Закрепить умение работать с техникой печати по трафарету. Развивать цветовосприятие. Учить смешивать краски прямо на листьях или тампоном при печати. | Листы формата А3 чёрн.цвета, опавшие листья,гуашь, кисти, поролонов.тампоны, трафареты. |
НОЯБРЬ | ||||
1. | «Я люблю пушистое, я люблю колючее» | Тычок жёсткой кистью, оттиск скомканной бумагой, поролоном | Совершенствовать умение детей в различных изобразительных техниках. Учить отображать в рисунке облик животных наиболее выразительно. Развивать чувство композиции. | Тонированная или белая бумага, жёсткая кисть, гуашь (для графики – только чёрная), скомканная бумага,поролон.тампоны, эскизы, фото, тарелка, для печати. |
2. | «Первый снег» | Монотипия. Рисование пальчиками | Учить рисовать дерево без листьев в технике монотипии, сравнивать способ его изображения с изображением дерева с листьями. Закрепить умение изображать снег, используя рисование пальчиками. Развивать чувство композиции. | Лист формата А4, тёмно-голубого, тёмно-серого, фиолетового цветов, чёрная и белая гуашь в мисочках, салфетки, эскизы, иллюстрации.
|
3. | «Узор на разделочной доске» (городецкая роспись) |
_____________ | Закреплять знания детей о городецкой росписи, её колорите и элементах. Учить украшать разделочную доску простым узором. Развивать чувство композиции. | Изделия с городецкой росписью, раздел. доски разн. формы из бумаги, гуашь, кисти.
|
4. | «Узор на тарелочке» (городецкая роспись) |
_____________ | Продолжать закреплять знания детей об элементах и колорите Городецкой росписи. Учить составлять простой узор в круге. Развивать чувство композиции. | Изделия с городецкой росписью, тарелочки, вырезанные из бумаги, гуашь, кисти.
|
ДЕКАБРЬ | ||||
1. | «Волшебные снежинки» |
_____________ | Учить детей украшать тарелочки и подносы узором из снежинок различной формы и размера. Упражнять в рисовании концом кисти. Закрепить умение смешивать белую гуашь с синей, фиолетовой. Развивать воображение, чувство композиции. | Тарелочки и подносы, вырезанные из чёрной бумаги, белая, синяя, фиолетовая гуашь, иллюстрации, эскизы. |
2. | «Зимняя ночь», I занятие | Чёрно – белый граттаж | Познакомить детей с нетрадиционной изобразительной техникой чёрно – белого граттажа. Учит натирать лист бумаги свечой, следить, чтобы весь лист был покрыт стеарином. Учить смешивать гуашь и клей в одинаковой пропорции, наносить состав на покрытую стеарином поверхность листа. | Лист полукартона, свеча,тушь+жидкое мыло, кисть. |
3. | «Зимняя ночь», II занятие | Чёрно – белый граттаж | Учить детей передавать настроение тихой зимней ночи с помощью графики. Упражнять в таких средствах выразительности, как линия, штрих. | Заострённая палочка, эскизы, иллюстрации. |
4. | «Ёлочка нарядная» | Рисование пальчиками, акварель+восковые мелки | Учить детей изготавливать плоскостные ёлочные игрушки (в технике акварель+восковой мелок) для украшения ёлочки (коллективная работа, выполненная обрыванием). Закрепить умение украшать различные геометрические формы узорами, как на ёлочных игрушках. Учить украшать ёлку бусами, используя рисование пальчиками. | Различные вырезанные из бумаги фигуры, ёлочка, акварель, восковые мелки, гуашь в мисочках, ёлочные игрушки. |
ЯНВАРЬ | ||||
1. | «Зимний лес» | Печать поролоном, тычок полусухой жёсткой кистью | Учить детей изображать хвойный лес методом тычка полусухой кистью, упражнять в рисовании снега печатью поролоном, придавать «искристость», приклеивая нарезанный дождик. | Лист формата А3, гуашь, кисти, поролон, клей, нарезанные блёстки.
|
2. | «Лесной сторож» (филин) | Тычок мятой бумагой, ватные палочки | Учить детей создавать выразительный образ филина, используя технику тычка мятой бумагой. Развивать умение пользоваться выразительными средствами графики. Закрепить навыки работы с данными материалами. | Бумага формата А3, мятая бумага, чёрная гуашь, иллюстрации, эскизы. |
3. | «Пингвины на льдинах», I занятие (снег, лёд и полярная ночь) | Печать поролоном | Учить изображать снег, лёд и полярную ночь, используя гуашь различных цветов, смешивая её прямо на бумаге. Закрепить понятие о холодных цветах. Упражнять в аккуратном закрашивании всей поверхности листа, изображать пористые облака с помощью печати поролоном. | Листы формата А3, гуашь, кисть, поролоновые тампоны. |
4. | «Пингвины на льдинах», II занятие (пингвины) |
____________ | Совершенствовать умение в смешивании белой и чёрной краски прямо на листе бумаги. Учить рисовать семью пингвинов, передавая разницу в величине птиц. Развивать умение отображать в рисунке несложный сюжет. | Подготовленные ранее пейзажи, гуашь, кисти, иллюстрации |
ФЕВРАЛЬ | ||||
1. | «Я слепил снеговика» | Обрывание и скатывание бумаги | Упражнять детей в комбинировании двух различных при объёмном изображении выразительных образов снеговиков. Развивать воображение, чувство композиции. | Плотная бумага серого, голубого цвета, салфетки белого цвета, клей, пуговицы, нос, шапочка из картона. |
2. | «Лодочка» | Рисование акварельными мелками по сырому фону | Закрепить умение пользоваться техниками рисования по сырой бумаге. Развивать пространственное мышление, закреплять знания о разнообразной цветовой гамме. | Картон, акварельные мелки, губка, вода в блюдечке. |
3. | «Семёновские матрёшки» (мама с дочкой), I занятие |
_____________ | Познакомить детей с семёновскими матрёшками. Учить определять колорит, элементы росписи и украшения. Упражнять в рисунке силуэтов матрёшек разной величины. | Семёновские матрёшки, бумага формата А3, гуашь или чёрный маркер и акварель. |
4. | «Семёновские матрёшки» (мама с дочкой), II занятие | Рисование пальчиками | Продолжать знакомить детей с семёновскими матрёшками. Упражнять в рисунке несложной композиции на фартуках ранее нарисованных матрёшек. Развивать цветовосприятие. | Семёновские матрёшки, ранее нарисованные, гуашь. |
МАРТ | ||||
1. | «Открытка для мамы (мамины любимые цветы)» | Печать по трафарету, объёмное изображение с использованием опилок, рисование ватными палочками | Учить детей украшать цветами и рисовать при помощи опилок (смешать клей ПВА и опилки, нанести на трафарет). Закреплять умение пользоваться знакомыми техниками. Учить располагать изображение на листе по – разному. | Картон, трафареты цветов, клей ПВА, опилки, иллюстрации, открытки. |
2. | «Моя мама» | Рисуем жидким тестом, пальчиками | Продолжать знакомить детей с жанром портрета. Закреплять умение изображать лицо человека, пользуясь различными приёмами рисования (жидкое крашеное тесто). Развивать чувство композиции. | Лист формата А3 (плотный), мука, тюбики для жидкого крашеного теста. |
3. | «Рамка для фотографии» | Рисуем клеем ПВА – выпуклые линии, эффект «старого золота» с помощью акриловой краски и крема для обуви | Учить детей украшать узором рамки для фотографий; рисовать тонкие линии клеем по заранее нарисованному рисунку (доходя до конца линии резко отрывать флакон от рисунка, чтобы клей не капал); добавлять в рисунок различные точки, завитушки, линии. Развивать творчество. | Белый картон А4, клей ПВА, крем чёрный для обуви, золотая акриловая краска, тряпочка. |
4. | По замыслу | Различные | Совершенствовать умения и навыки детей в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках. Закрепить умение самостоятельно выбирать технику и тему. |
|
АПРЕЛЬ | ||||
1. | «Фантастическая планета» | Пастельные мелки, рисование ватными палочками | Учить детей при помощи пастельных мелков создавать фантастический рисунок необычной планеты. Развивать воображение, творчество. | Плотная бумага с шершавой поверхностью, пастельные мелки, ватные палочки.
|
2. | «Звёздное небо» | Набрызг, печать поролоном по трафарету | Учить детей создавать образ звёздного неба, используя смешение красок, набрызг и печать по трафарету. Развивать цветовосприятие. Упражнять в рисовании с помощью данных техник. | Бумага формата А3, кисти, гуашь, трафареты, поролоновые тампоны, жёсткая кисть, эскизы, иллюстрации.
|
3. | «Старинная картина» | Работа с краской, стекающей с рисунка, сделанного восковыми мелками | Учить детей новой технике – эффект потрескавшегося воска. Учить заполнять рисунком весь лист. Совершенствовать технические навыки при работе в нетрадиционной технике.
| Альбомный лист, восковые мелки, плакатная краска, утюг (при необходимости)
|
4. | «Расцвели цветы» | Рисуем контуры цветов по папиросной бумаге фломастером | Упражнять детей в получении новых оттенков цветов путём наложения папиросной бумаги друг на друга. Упражнять в технике обрывания, закреплять навыки работы с клеем.
| Папиросная бумага, клей ПВА, чёрный фломастер, белый картон А3
|
МАЙ | ||||
1. | «Краски моря», I занятие | Изготовление силуэтов из папиросной бумаги | Совершенствовать умение детей создавать рисунок при помощи папиросной бумаги. Учить детей изготавливать трафарет из образца. | Папиросная бумага, фломастер, целлофановый пакет, клей ПВА, эскизы и иллюстрации обитателей моря.
|
2. | «Краски моря», II занятие | Использование целлофана, обведение контуров чёрным фломастером | Учить детей доводить начатое дело до конца, видеть результат своей работы, воспитывать аккуратность в работе, усидчивость. | Чёрный картон, фломастер. |
3. | «Как я люблю одуванчики» | Восковой мелок+ акварель, обрывание, тычкование | Совершенствовать умение детей в данных техниках. Учить отображать облик одуванчиков наиболее выразительно, использовать необычные материалы для создания выразительного образа. | Бумага А4, цветной картон А4, восковые мелки, акварель, кисти, жёлтые салфетки (2*2), зелёная бумага, синтепон, клей. |
4. | По замыслу | Различные | Совершенствовать умения и навыки детей в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках. Закреплять умение самостоятельно выбирать технику и тему. | Всё имеющееся в наличии. |
Общие показатели развития детского творчества
- Компетентность (эстетическая).
- Творческая активность.
- Эмоциональность (возникновение «умных эмоций»).
- Креативность (творческость).
- Произвольность и свобода поведения.
- Инициативность.
- Самостоятельность и ответственность.
- Способность к самооценке.
Специфические показатели развития детского творчества
в продуктивных видах деятельности
- Субъективная новизна, оригинальность и вариативность результата (продукта) детского творчества.
- Нахождение адекватных выразительно-изобразительных средств для создания художественного образа.
- Большая динамика малого опыта, склонность к экспериментированию с художественными материалами и инструментами.
- Индивидуальный «подчерк» детской продукции.
- Самостоятельность при выборе темы, сюжета, композиции, художественных материалов и средств художественно-образной выразительности.
- Способность к инерпритации художественных образов.
Признаки творческого продукта
- Содержание изображения: оригинальность, неожиданное, нереальное фантастическое, непосредственное и наивное, особая смысловая нагрузка, отражающая глубины переживания ребёнка.
- Особенности изображения: сложность и передача формы, перспективность изображения, многоплановость, узнаваемость предметов и об, оригинальность изображения, особый творческий почерк, яркое, выразительное раскрытие в образе своего переживания.
- Композиционное решение: хорошая заполняемость листа, ритмичность в расположении предметов, разнообразие размеров рисованных объектов, зоркость, наблюдательность ребёнка и достаточное владение изобразительными навыками.
- Пластика: выразительность в передаче движений и мимики, собственный почерк в передаче движений.
- Колорит: интересное, необычное и неожиданное цветовое решение. возможно темпераментное, эмоциональное, лаконичное обращение с цветом и наоборот, богатство сближённых оттенков или пастельность. Цвет звучит и поёт, эмоционально действует на зрителя.
- Работа производит художественное впечатление и не нуждается в существенных скидках на возраст.
Ожидаемые результаты программы
- Активное участие в конкурсах детского художественного творчества.
- Участие в кружках по изобразительной деятельности.
- Оформление выставок творческих работ.
- Защита детских проектов.
Литература
- Дубровская Н.В. Приглашение к творчеству: Обучение дошкольников технике коллажа: Методическое пособие. – СПб.: «Детство – пресс», 2002. – 128 с.
- Дрезнина М.Г. , Куревина О.А. Навстречу друг другу (программа совместно-творческой деятельности педагогов, родителей и детей старшего дошкольного возраста) – М., ЛИНКА-ПРЕСС, 2007 – 248с.
- Журавлёва И.В. Программа индивидуального сопровождения по изобразительной деятельности с одарёнными детьми.- М.: ТЦ Сфера, 2010.-36 с.
- Кожохина С.К. Путешествие в мир искусства: Программа развития детей дошкольного и младшего школьного возраста на основе изодеятельности. – М.: ТЦ Сфера, 2002. – 192 с.
- Комарова Т.С. Детское художественное творчество. Методическое пособие для воспитателей и педагогов. – М.: Мозаика – Синтез, 2005. – 120с.ю: цв.вкл.
- Мелик-Пашаев А. Ребёнок любит рисовать: как способствовать художественному развитию детей. – М.: Чистые пруды, 2007. – 32 с.: ил. Серия «Дошкольное образование».
- Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и колледжей / Под. ред. П.И.Педкасистого. – М.: Педагогическое общество России, 2004. – 608с.
- Топалова Е.П. Художники с пелёнок. – М.: Айрис – пресс, 2004. – 128с. + цв. Вклейка 8с. – Как развивать художественные способности у детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа развития одарённости "Умники и умницы"
Программа ориентирована на поддержку и развитие одарённых детей, а также на раскрытие всех видов одарённости в каждом ребёнке....
Программа для одарённых детей.
Чем раньше у ребёнка обнаружатся способности к той или иной деятельности, чем больше внимания будет уделено их развитию, тем легче ему будет найти своё призвание....
Мастер - класс "Занимательные фигурки" в рамках реализации программы для одарённых детей интеллектуальной направленености
Чем раньше у ребёнка обнаружаться способности к той или инлй деятельности, чем больше внимания будет уделено их развитию, тем легче ему будет найти своё призвание....
Коррекционно - развивающая программа для одарённых детей старшего дошкольного возраста
Рекомендуется к использованию в дошкольных образовательных организациях, которые посещают дети, имеющие способности в различных сферах....
Индивидуальная программа развития одарённого ребёнка
Программа развития...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА с одарёнными детьми имеющими художественно-эстетические способности "Семицветик" для старшего дошкольного возраста
Одаренность – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядныхрезультатов в одном или нескольких вида...
Программа с одарёнными детьми "Музыка -язык чувств"
Цели и задачи программы работы с одаренными детьмиЦель:создание условий для развития дошкольников, одаренных в умственном отношении; повышение качества их обучения, расширение возможностей разви...