Рабочая программа по образовательной области «Художественное творчество» (рисование)
рабочая программа по рисованию (младшая группа) по теме
Содержание образовательной области «Художественное творчество» направлено на достижение целей формирования интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворения потребности детей в самовыражении.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
risovanie-lepka.docx | 61.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад общеразвивающего вида № 10
ст. Михайловской муниципального образования Курганинский район
СОГЛАСОВАНО: УТВЕРЖДЕНО:
Заведующая МАДОУ № 10 на педагогическом совете
ст. Михайловской МАДОУ № 10
____________ О.Г.Писарева протокол________________
От _____________________
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по образовательной области «Художественное творчество» (рисование)
Ступень обучения: дошкольная
Возраст детей: 2-3 года
Срок реализации программы: 1 года
Количество часов: 34 часа
Воспитатель: Арцимович Е. Н.
2013-2014г.
Содержание:
- Пояснительная записка……………………………………………….……………..2
1.1. Цели и задачи программы ...........................................................................2
1.2. Принципы программы ………………………….………...………..…………2
1.3. Формы организации педагогического процесса …………………………....3
1.4.Основные методы, используемые при реализации программы ……………3
1.5. Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной
программы……………………………………………………….……………….3
1.6.Реализация образовательной области «Художественное творчество»……... 3
- Учебный план…………………………………………………………………………5
- Календарное планирование……………………………………………..……………6
- Перспективное планирование………………………………………………..…...6-10
- Диагностическая карта……………………………………………………………...11
- Уровень усвоения программы………………………………………...…………….12
- Методическое обеспечение………………………………….………….………..…13
- Библиография……………………………………………………………………..…14
- Пояснительная записка.
Содержание образовательной области «Художественное творчество» направлено на достижение целей формирования интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворения потребности детей в самовыражении.
1.1. Цели:
-Развитие продуктивной деятельности детей (рисование, лепка, аппликация,
художественный труд).
- Развитие детского творчества.
- Приобщение к изобразительному искусству.
Задачи:
1. Учить следить за движением карандаша по бумаге.
2. Привлекать внимание детей к изображенным ими на бумаге разнообразным
линиям, конфигурациям.
3. Побуждать задумываться над тем, что нарисовали, на что это похоже.
Побуждать к дополнению нарисованного и названного изображения
характерными деталями; к осознанному повторению ранее получившихся
штрихов, линий, пятен, форм.
4.Учить различать цвета карандашей, фломастеров, правильно называть их.
Учить рисовать разные линии (длинные, короткие, вертикальные,
горизонтальные, наклонные), пересекать их, уподобляя предметам:
ленточкам, платочкам, дорожкам, ручейкам, сосулькам, заборчику и др.
5. Подводить детей к рисованию предметов округлой формы.
6. Учить правильно держать карандаш и кисть; карандаш - тремя пальцами
выше отточенного конца, кисть - за железным наконечником; набирать
краску на кисть, макая ее всем ворсом в баночку, снимать лишнюю краску,
прикасаясь ворсом к краю баночки.
1.2. В основе программы лежат следующие принципы:
- Принцип гуманизации образования, диктующий необходимость бережного отношения к каждому воспитаннику;
- Принцип индивидуализации и дифференциации обучения, развитие творческого потенциала всех детей и индивидуальных возможностей каждого.
- Принцип системности и последовательности, обеспечивающий взаимосвязь и взаимообусловленность всех компонентов программы (от простого к сложному). Поэтапное, дозированное, дифференцированное усложнение задач и упражнений.
- Здоровьесберегающий принцип. Количество и время проведения занятий соответствует возрасту детей. Упражнения подобраны в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами и правилами. Вся деятельность педагога направлена на оздоровление детей.
- принцип наглядности: иллюстративное (наглядное) изображение изучаемых объектов и понятий способствует формированию более полных и четких образов и представлений в сознании дошкольников;
- принцип доступности и посильности: реализуется в делении изучаемого материала на этапы и в преподнесении его детям последовательными блоками и частями, соответственно возрастным особенностям и развитию речи;
1.3. Формы организации педагогического процесса:
- Специально – организованная деятельность воспитателя с детьми;
- Совместная деятельность взрослого с детьми;
1.4. Основные методы, используемые при реализации программы:
- наглядные - рассматривание картин, наблюдение, демонстрация видеофильмов, показ образца, демонстрационные материалы.
- практические - упражнения, игровой метод;
- словесные – рассказ, чтение худ. литературы.
1.5. Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы:
- игровая деятельность, развлечение.
1.6.Реализация образовательной области «Художественное творчество».
Основные задачи
1.Развитие продуктивной деятельности
-подводить детей к изображению знакомых предметов, предоставляя им свободу выбора.
-обращать внимание детей на то, что карандаш (кисть, фломастер) оставляет след на бумаге, если провести по ней отточенным концом карандаша (фломастером, ворсом кисти).
-поощрять желание следить за движением карандаша по бумаге.
-учить детей различать цвета карандашей, фломастеров, правильно называть их; рисовать различные линии (длинные, короткие, вертикальные, горизонтальные, наклонные), пересекать их, уподобляя предметам : ленточкам, платочкам, дорожкам, ручейкам, заборчику и т.д.
-формировать умение бережно относиться к материалам, правильно их использовать: по окончании рисования класть их на место, хорошо промыв кисточку в воде.
-приучать держать карандаш и кисть свободно: карандаш тремя пальцами выше отточенного конца, кисть-чуть выше железного наконечника; набирать краску на кисть, макая её всем ворсом в баночку, снимать лишнюю краску, прикасаясь ворсом к краю баночки.
2.Развитие детского творчества
-вызывать у детей интерес к действиям с карандашами, фломастерами, кистью, красками, глиной. Формировать представление о том, что карандашами и фломастерами рисуют, а из глины лепят.
-побуждать детей задумываться над тем, что они слепили (нарисовали), подводить к простейшим ассоциациям: на что похоже.
-вызывать чувство радости от штрихов и линий, которые дети нарисовали сами.
-побуждать дополнять изображение характерными деталями; осознанно повторять ранее получившиеся штрихи, линии, пятна, формы.
3.Приобщение к изобразительному искусству
-рассматривать с детьми иллюстрации к произведениям детской литературы. Развивать умение отвечать на вопросы по содержанию картинок.
-знакомить с народными игрушками: дымковской, богородской, матрёшкой и другими, соответствующими возрасту детей.
-обращать внимание детей на характер игрушек (весёлая, забавная и др.).
4.Эстетическая развивающая среда
-развивать интерес детей к окружающему: обращать внимание на то, в какой чистой, светлой комнате они играют и занимаются, как много в ней ярких, красивых игрушек.
-на прогулке обращать внимание детей на красивые растения, оборудование участка, удобное для игр и отдыха.
Содержание образовательной работы
-рисование знакомых предметов.
-экспериментирование с художественными материалами(красками, карандашами, фло-мастерами, восковыми мелками).
-самостоятельный выбор материалов, фона листа бумаги,
-осваивание технических навыков рисования.
-знакомство с пластическими материалами: глина, пластилин, масса для моделирования и их свойствами.
-совместно с воспитателем создание и видоизменение простых форм, сравнение их с реальными предметами.
-формирование у детей интереса к продуктивной деятельности.
-рассматривание детьми созданных ими рисунков, лепки, аппликации, сравнение с реальными предмета-ми.
-использование игровых приёмов с целью вызова эмоционального отклика детей на создаваемые образы.
-создание простейших композиций из мазков, пятен, штрихов, линий, форм; В сотворчестве с воспитателем дополнение готовых изображений ритмом мазков, цветовых пятен.
-ознакомление с иллюстрациями книжной графики художника Ю. Васнецова.
-ознакомление с пред-метами и явлениями окружающей действи-тельности: народная игрушка.
-формирование у детей эмоционального отклика на красоту природы, декоративность игрушек, одежды, убранства бытовых и игровых интерьеров, празднеств и развлечений.
- Учебный план
Занятия проводятся 1 раз в неделю, в первой половине дня.
Основной формой работы с детьми является игра - занятие, продолжительность которого соответствует возрастным нормам детей:
–1 раз в неделю по 5-7 минут
Количество занятий в год 36 часов.
- Календарное планирование
Месяц | Количество занятий |
Сентябрь | с 1 - 2 занятие |
Октябрь | с 3 – 6 занятие |
Ноябрь | с 7 – 10 занятие |
Декабрь | с 11 – 14 занятие |
Январь | с 15 – 18 занятие |
Февраль | с 19 – 22 занятие |
Март | с 23 – 26 занятие |
Апрель | с 27 – 30 занятие |
Май | с 31 – 34 занятие |
Итого: | 34 занятия |
Вид НОД | Продуктивная | |||
Интеграция образовательных областей | «Художественное творчество» (Рисование), «»Коммуникация», «Познание», «Физическая культура», «Социализация». | |||
Тема | Цель | Дата проведения | Итоговое мероприятие | Литература |
«Адаптационный период» (период обследования) «Здравствуй, детский сад!» | Познакомить детей с элементарной этикой приветствия, развивать коммуникативные способности по отношению к взрослым и сверстникам, воспитывать навык культурного общения | сентябрь 1-14.09. | Бондаренко стр.8 | |
| Учить детей создавать изображение солнца, рисуя лучики карандашами , мелками восковыми или фломастерами желтого или оранжевого цвета. Создать у малышей благодатное доброе настроение. | сентябрь | Т. М. Бондаренко стр. 30 | |
| Продолжать вызывать интерес к работе краской. Добиваться насыщенности ворса кисти краской и свободно равномерно наложения мазков | сентябрь | Т. М. Бондаренко стр. 44 | |
| Познакомить детей со стихотворениями на тему добрые дела. Формировать познавательную активность. | октябрь | Т. М. Бондаренко стр.41 | |
| .Развивать у детей умение переключать слуховое внимание. 2. Вызвать у детей эмоциональный отклик, ритмом штрихов передавать капельки дождя, учить держать карандаш в правой руке искл.левша. | октябрь | Т. М. Бондаренко стр. 37 | |
| Знакомство с морковью картофелем. 2. Учить различать морковь И картофель; знать и называть их сенсорные характеристики. 2.Способствовать формированию умению рисовать предметы круглой формы. | октябрь | Стр.58, Т. М. Бондаренко | |
| Учить рисовать пальчиком ягодки винограда, плотно прижимая, их друг к другу. | октябрь | Стр. 76,Т. М. Бондаренко. | |
| «Угостим маму вкусным соком».1.Учить детей слушать стихотворение воспитывать любовь к художественной литературе.2. Учить детей узнавать предметы по характерным при знакам.3. Продолжать вызывать интерес по работе с краской. Добиваться насыщенности ворса кисти краской и свободного равномерного наложения мазков. | ноябрь | Стр. 131,Т. М. Бондаренко. | |
| Стимулировать развитие чувственного восприятия, мелкой моторики пальцев рук. Рисование пальчиком по крупе. | ноябрь | Бондаренко стр.66 | |
| Учить малышей рисовать круглые орешки фломастером и восковым оранжевым мелком. Способствовать проявлению заботы, чуткого отношения к белочкам. | ноябрь | Т.М. Бондаренко, стр. 210 | |
| Стимулировать развитие чувственного восприятия, мелкой моторики пальцев рук. Рисование пальчиком по крупе. | ноябрь | Стр. 57 Т.М. Бондаренко | |
| Учить детей воспринимать изображение на картине, отвечать на вопросы воспитателя по ее содержанию. Учить ритмично наносить мазки на бумагу, вызывать у детей радость от восприятия белого снега. | декабрь | Бондаренко стр.48 | |
| Учить детей понимать сюжет, развивать умение слушать пояснения воспитателя, высказываться по поводу изображенного. | декабрь | Бондаренко стр. 40 | |
| Учить детей рисовать разные по длине линии, мазками. | декабрь | Бондаренко стр. 44 | |
| Воспитывать желание слушать, понимать содержание рассказа; создать у детей радостное настроение, «зажечь» на ветках елки огоньки, учить рисовать мазками огоньки, фонарики, используя яркие краски. Развивать подвижность пальцев. | декабрь | Бондаренко стр. 50 |
| Заинтересовать сплошным закрашиванием листа бумаги размашистыми мазками. Вызвать интерес к работе с краской гуашь. Способствовать возникновению у детей радости от полученного результата. | январь | Т.М. Бондаренко, стр.47 | |
| Стимулировать развитие чувственного восприятия мелкой моторики пальцев рук. | январь | Т.М. Бондаренко стр.57; конспект | |
| Учись рисовать прямые и волнистые линии синим восковым мелком. | январь | Т.М. Бондаренко стр.48 | |
| Нетрадиционная техника рисования. Учить рисовать пальчиком маленькие желтые витаминки. | январь | конспект | |
| Учить рисовать карандашами круги, ориентируясь на внешнюю опору в виде круглого листа бумаги. | февраль | Т.М. Бондаренко стр.49 | |
| Продолжать вызывать интерес к работе с красками. Добиваться насыщенности ворса кисти краской и свободного наложения мазков. | февраль | Т.М. Бондаренко стр.59 | |
| Создать у детей праздничное настроение, учить рисовать пятном солнечных зайчиков. | февраль | Т.М. Бондаренко стр.68 | |
| Продолжать знакомить детей с нетрадиционной техникой рисования. Воспитывать аккуратность во время работы. | февраль | конспект | |
| Развивать у детей сюжетно-игровой замысел, передавать форму контура, пятном. Или использовать нетрадиционную технику рисования. Готовить подарок для мамы своими руками. | март | конспект | |
| Учить детей создавать изображение солнца, рисовать лучики карандашом, восковыми мелками или фломастерами желтого и оранжевого цвета. | март | Т.М. Бондаренко стр.62 |
| Учить рисовать цветы пальчиком разноцветными красками на тонированном листе бумаги. | март | конспект | |
| Учить рисовать сушки и печенье, продолжать воспитывать интерес к рисованию. | март | Т.М. Бондаренко стр.54 | |
| Упражнять в ритмичном расположении коротких линий сверху вниз, продолжать вызывать интерес к работе с красками. | апрель | Т.М. Бондаренко стр.136 | |
| Учить рисовать огонь красными пятнами на окошках домика. Добивать насыщенности ворса кисти. | апрель | Т.М. Бондаренко стр. | |
| Знакомство малышей с транспортом, расширение словарного запаса. Продолжать учить рисовать и закрашивать круги. Развивать интерес к изобретательной деятельности. | апрель | Т.М. Бондаренко, стр.61 | |
| Продолжать знакомить детей с фольклорными произведениями. Формировать познавательную активность. Вызывать интерес у с детей к процессу рисования, учить держать карандаш в правой руке, замечать следы карандаша на бумаге. | апрель | конспект | |
| «Полосатый коврик для щенят.» 1.Познакомить с собачкой , ее детенышами, учить узнавать их на картинке , подражать их « речи». 2.Учить детей украшать коврик цветными полосками, чередуя их; развивать чувство доброты, умение заботится о животных. | май | Стр.237, Т.М. Бондаренко | |
| Знакомство с морковью картофелем. Учить различать морковь И картофель; знать и называть их сенсорные характеристики. Способствовать формированию умению рисовать предметы круглой формы. Воспитывать заботливое отношения ко взрослым. | май | Стр 186, Т. М. Бондаренко | |
| Развивать чувство ритма, тренировать в произношении звука [ж]. Продолжить вызывать интерес к рисованию травы цветными карандашами. Развивать элементарные навыки передвижения в горизонтальном и вертикальном положении | май | Т.М. Бондаренко, стр.42 | |
| Учить рисовать карандашами траву короткими штрихами по всему листу свободно, продолжать знакомство с зеленым цветом. | май | Т.М. Бондаренко, стр.38 |
- Уровень усвоения программы.
Ожидаемые результаты и способы их проверки.
Для проверки результативности проводится диагностика, результаты которой позволяют определить степень усвоения ребенком программных требований, предъявляемых детям в каждой возрастной группе.
Используются следующие методы: беседа, игра, игровые ситуации.
Возможные достижения ребенка в изобразительной деятельности
1.Ребенок проявляет интерес к изобразительной деятельности, стремится
заниматься ею не только по предложению, но и по собственной инициативе,
рассказывать о своих интересах в рисунке.
2.Видит образ в своих рисунках, рассказывает, что рисует,
обыгрывает рисунки; радуется тому, что у него получается. Лучше осознает
связь своих рисунков с окружающим миром.
3.Знает, где лежит материал. Умеет пользоваться изобразительным материалом:
держать карандаш, кисть и действовать ими и красками (набирать краску,
промывать, осушать кисть).
4.Достаточно смело и уверенно выполняет доступные изобразительные действия:
рисует ритмичные линии (прямые, замкнутые), штрихи, пятна;
владеет элементарными техническими приемами работы с материалом.
5.Начинает выполнять изображение, узнаваемое другими людьми.
6.Не боится показать свои рисунки и поделки ребятам и взрослым, доволен
собою, когда рисует и лепит; стремится к общению с окружающими по поводу
содержания рисунка.
ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ КАРТА
(младшая группа)
Ф.И.ребенка | Образовательная область «Художественное творчество» | Итоговый результат | ||||
Рисование | Лепка | |||||
Изображает отдельные предметы, простые композиции | Подбирает цвета, соответствующие предметам | Правильно пользуется карандашом, фломастерами, кистью и красками | Умеет отделять от большого куска глины небольшие комочки, раскатывать их прямыми и круговыми движениями | Лепит различные предметы из 1-3 частей, используя разнообразные приемы лепки | ||
1.Андреева Лиза | Н К | Н К | Н К | Н К | Н К | Н К |
2.Беленкова Лера | ||||||
3.Белоусова Маша | ||||||
4.Булавинов Артем | ||||||
5.Бузина Варвара | ||||||
6.Вавилова Алена | ||||||
7.Дубровина Аня | ||||||
8.Киктенко Варвара | ||||||
9.Костенко Славик | ||||||
10.Лащин Андрей | ||||||
11.Масалкин Ярик | ||||||
12.Остриков Женя | ||||||
13.Попова Варвара | ||||||
14.Рожнов Рома | ||||||
15.Сидорина Кира | ||||||
16.Скибин Валя | ||||||
17.Суделовская К. | ||||||
18.Шацкий Данил | ||||||
19.Шацкий Костя | ||||||
20.Щеглова Вика | ||||||
21. | ||||||
22. | ||||||
23. | ||||||
24. | ||||||
25. | ||||||
26. | ||||||
27. | ||||||
28. | ||||||
- Методическое обеспечение.
1.Демонстрационный материал: картинки: «Посуда», «Домашние и дикие животные», «Овощи и фрукты», «Одежда», «Мебель»; сюжетные картины по темам: «Времена года», «Семья».
2. Дидактические игры: «Уложим куклу спать», «Завтрак куклы», «День рождения Машеньки (куклы)», «Оденем куклу на прогулку» и др.
3. Раздаточный материал: Тонированная бумага, бумага, кисточки, салфетки, вода, гуашь.
- Библиография.
1. В. В. Гербова «Занятия по развитию речи ».
2. Н. А. Карпухина «Конспект занятий в ясельной группе».
3. О. А. Соломенникова «Занятия по формированию элементарных экологических представлений».
4. Конспект занятия Сутеев «Мишка невежа».
5. Т. М. Бондаренко «Комплексные занятия в первой младшей группе ».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «Художественное творчество» (вторая младшая группа)
Рабочая программа расчитана на детей 3-4 лет, определяя для них содержание и организацию образовательног процесса с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по художественно-эстетическому на...
Рабочая программа по образовательной области «Художественное творчество» во второй младшей группе на период с 3.09.12г. по 30.11.12г.
Разработанная рабочая программа составлена для II младшей группы муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №11 «Ручеек» общеразвивающего вида с приоритетным ...
Рабочая программа по образовательной области "Художественное творчество" 1-ая младшая группа
Данная рабочая программа по образовательной области «Художественное творчество» разработана в соответствии с действующими федеральными государственными требованиями (ФГТ, Приказ № 655 от 23 ноября 200...
Рабочая программа по образовательной области «Художественное творчество», образовательному компоненту «Лепка» для групп раннего возраста (от 1г.6м. до 3 лет)
Рабочая программа по образовательной области «Художественное творчество», образовательному компоненту «Лепка»для групп раннего возраста (от 1г.6м. до 3 лет)...
Рабочая программа по образовательной области "Художественное творчество"
Рабочая программа по образовательной области "Художественное творчество" содержит:Календарно-тематическое планирование непосредствено-образовательной деятельности по рисованию, лепке, аппликации.Персп...
Рабочая программа по образовательной области «Художественное творчество»
Рабочая программа по образовательной области «Художественное творчество» в старшей разновозрастной группе ...