Непосредственно – образовательная деятельность в старшей группе на тему: «Знакомство с часами»
план-конспект занятия по математике (старшая группа) по теме

Титаренко Анастасия Александровна

 

Тема: «Знакомство с часами»

Программное содержание: познакомить детей с разными видами часов (карманные, наручные, будильник, настенные, песочные, электронные); познакомить с циферблатом часов и двумя стрелками (минутная и часовая); закрепить части суток по видам деятельности и положению солнца на небосклоне; закрепить знания о геометрических фигурах: квадрат и круг(на основе часов); совершенствовать умения отвечать полными ответами на вопросы; воспитывать интерес к математическим занятиям

Активизация словаря: часы, циферблат часов, стрелки: минутная и часовая, утро, день, вечер, ночь, квадрат, круг, минута, Гном-Часовщик

Подготовка воспитателя: повторила методику ориентировки во времени, знакомство с геометрическими фигурами в старшей группе, написала и выучила конспект, подобрала оборудование

Оборудование: мольберт, часы(карманные, наручные, будильник, настенные, песочные, электронные), картинки с изображением деятельности и положение солнца на небосклоне, фишки для игры «Когда это бывает?» на каждого ребёнка

Организация детей: сидят за столами

 

Ход непосредственно-образовательной деятельности

Приход Гнома-Часовщика

- Здравствуй, Гном-Часовщик!

- Здравствуйте, ребята!

- Что случилось, что ты решил заглянуть к нам?

- Хочу проверить знания ваших детей.

- У нас дети умные.

- Хорошо, посмотрим. Сейчас я вам загадаю загадки, а вы отгадайте:

1. Ног нет, а хожу.

    Рта нет, а скажу,

    Когда спать,

    Когда работу начинать     (часы)

2.На руке, и на стене,

   И на башне в вышине

   Ходят, ходят ровным ходом

   От восхода до захода           (часы)

- Молодцы, правильно отгадали - это часы. Ребята, вы можете узнавать время или знаете какие-нибудь часы?

- Гном-Часовщик, не торопись. Мы только учимся различать часы и время. И сегодня, ребятам, буду рассказывать про часы разных видов и распознания времени.

- Хорошо, я послушаю. Мне очень интересно, как Вы будете знакомить с часами.

- Ребята, возьмём Гнома-Часовщика на занятие?

- Гном-Часовщик, садись с нами. Если что-то не так буду объяснять, то ты исправляй меня. Ребята, посмотрите какие часы, вы видите? (на столе стоят разнообразные часы)

- Вы видите настенные и карманные часы. О чём вам говорят эти названия?

- Молодцы, настенные, потому что их надо вешать на стену. Карманные, потому что их кладут в карман.

- Сергей, почему эти часы называются настенные? (показываю настенные часы)

- Молодец, потому что их вешают на стену. Лера, почему эти часы называются карманные? (показываю карманные часы)

- Умница, потому что их кладут в карман. Ребята, послушайте и отгадайте  загадку: Я напрасно не хожу, 

                                     Когда надо разбужу. (будильник)

- Посмотрите, какие вы видите часы? Как они называются? Они называются наручные. Почему они так называются?

- Молодцы, потому что их носят на руке.

- Даня, скажи, почему наручные часы так называются?

- Молодец, потому что их носят на руке.

Включается Гном-Часовщик.

- Ребята, вы увидели здесь много всяких часов. Все они чем-то похожи. Чем же? (если дети затрудняются ответить, то я говорю)

- Все часы очень разные, даже называются по-разному. Но… и у всех часов есть цифры, две стрелки и циферблат. Но есть ещё часы, которые не умеют стрелок. Это песочные часы (показываю часы). В маленьких часах из одного шарика в другой песок пересыпается за одну минуту. Есть ещё побольше, за пять и десять минут (переворачиваю часы)

- Марк, повтори, как называются эти часы?

- Молодцы, часы называются песочные. Ещё есть электронные часы. Они так называются, потому что работают от батареек  и автоматически.

- Рома, повтори, почему эти часы называются электронные?

- Правильно, потому что время показывают автоматически и работают от батареек. Денис, скажи, какой формы циферблат? (показываю циферблат)

- Правильно, круглой. Как ты узнал? Подойди и покажи.

- Молодец, потому что не имеет углов и его можно прокатить.

- Алёна, какой формы имеют эти часы?(показываю часы квадратной формы)

- Правильно, квадратной. Как ты узнала? Подойди и покажи.

- Умница, потому что его нельзя прокатить и у него есть углы. Сколько углов у квадрата?

- Молодец, у квадрата четыре угла. Сколько углов у круга?

- Правильно, у круга нет углов или ноль.

- Вы устали, давайте встанем и проведём физминутку:

Раз! Два! Три! Четыре! (Дети скачут на двух ногах,

По дорожке я скачу.       Продвигаясь вперёд)

Раз! Два! Три! Четыре!

Башмачок скакать учу. (Прыжки на месте)

Раз! Два! Три! Четыре!

Обломился каблучок. (Дети приседают)

Раз! Два! Три! Четыре!

Заблудился башмачок. (Разводят руки в сторону)

- Отдохнули, садитесь на места. Давайте поговорим о  тех часах, у которых на циферблате две стрелки.(показываю циферблат часов)

- Отсчёт времени начинается ночью, когда вы уже спите. Обе стрелки тогда стоят на цифре 12, но запомните, что в этом случаи они обозначают ноль часов. Трудно даже увидеть, что это две стрелки, потому что короткая закрыта длинной.

- Ребята, скажите, когда начинается отсчёт времени?

- Правильно, отсчёт времени начинается ночью. Ребята, на часах две стрелки: одна длинная она называется минутная, а короткая - часовая.

- Рома, как называется длинная стрелка?

- Молодец, длинная стрелка называется минутная.

- Даня, как называется короткая стрелка?

- Молодец, короткая стрелка называется часовая.

- Дети, давайте вместе скажем, длинная стрелка называется минутная, а короткая – часовая.

- Молодцы, правильно сказали.

- Ребята, короткая часовая стрелка движется очень медленно. За то же самое время она только переберётся с цифры 12 к цифре 1. Часы будут показывать один час.(показываю движение стрелки на циферблате)

- Лера, как движется короткая часовая стрелка?

- Молодец, короткая часовая стрелка движется очень медленно.

- Ребята, давай сделаем подарок Гному-Часовщику, нарисуем часы. Раздаю листы для художественного творчества и гуашь. После рисования показываем рисунки Гному –Часовщику.

- Гном-Часовщик, тебе понравилось?

- Очень, я всем доволен. Теперь я буду наблюдать за ребятами, как они разбираются с часами. Если что-то не так, то я появлюсь и им подскажу. Сейчас мне пора в замок, там меня уже ждут. До свиданья, ребята!

- До свиданья, Гном-Часовщик! Приходи ещё в гости.

- Ребята, какое сейчас время года?

- Правильно, осень. Как вы догадались, что осень, а не зима?

- Молодцы, потому что листья падают и желтеют, темнеет быстро, становится холоднее и т.д. Сейчас мы с вами поиграем в игру, которая называется «Когда это бывает?» Я вам раздам фишки, и буду показывать картинки с изображением из жизни, относящиеся к определённому времени и картинки с частями суток. Вы должны подобрать каждому времени суток соответствующую фишку.

- Голубой фишкой обозначаем утро; жёлтой фишкой - день; серой фишкой- вечер; чёрной фишкой – ночь.

- Когда я покажу картинку, вы должны тихо и молча поднять фишку, соответствующую к данной части суток и рассказать, почему это вечер (день, ночь, утро).

- Давайте повторим, какие части суток мы знаем.

- Молодцы, утро, день, вечер, ночь. Какими фишками будем обозначать определённые части суток?

- Правильно, утро - голубой, день – жёлтой, вечер – серой, ночь – чёрной. Если все понятно, то начинаем играть. (показываю картинки, дети поднимают фишки. Спрашиваю, почему, они так считают)

- Молодцы, правильно отгадали части суток и что делают в определённый  отрезок.

- Ребята, чем мы сегодня занимались?

- Правильно, знакомились с разными часами. Коля, назови, какие ты запомнил часы?

- Молодец, много запомнил.

- Вова, теперь, сколько ты запомнил часов?

- Молодец, тоже много запомнил.

- Лера, какой формы карманные часы?

- Молодец, карманные часы имеют круглую форму. Даня, какой формы будильник?

- Правильно, будильник квадратной формы. Сколько у часов стрелок? И как они называются?

- Правильно, две стрелки. Они называются: минутная и часовая. Какая стрелка двигается очень медленно?

- Молодцы, часовая стрелка двигается очень медленно. Вова, когда обе стрелки стоят на цифре 12, сколько они показывают время? 

- Молодец, они показывают ноль часов.

- Чем ещё занимались?

- Правильно, вспоминали части суток.

- Лена, перечисли по порядку части суток?

- Умница, правильно перечислила. Дети, в какую игру мы играли?

- Правильно, мы играли в игру «Когда это бывает?» Какой фишкой обозначаем утро (день, вечер, ночь)

- Катя, повтори, какими фишками обозначаем части суток. Молодец.

- Сегодня все занимались хорошо (в случае даю дифференцированную оценку). Занятие закончено. До свиданья! 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema.docx15.06 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Знакомство с образованием числа 7 и спектром»

Программное содержание: познакомить детей с спектром цветов и его оттенками; познакомить с тёплыми и холодными оттенками; познакомить с образованием числа 7; закрепить счёт в пределах 7; дать представление о том, что бывает по 7; закрепить название и последовательность дней недели; закрепить названия цветов; закрепить ориентировку в пространстве;  учить передавать в художественной деятельность тёплые и холодные оттенки; развивать воображение, память и внимание; воспитывать любовь к математическому занятию.

Словарь:  ассоциируется, число 7, название ноты и цветов.

Оборудование: яблок и груш по 7, нарисованная радуга, 2 бабочки: 1 тёплого,1  холодного оттенка, бабочки, не разукрашенные по количеству детей, кружки по количеству дней в недели и цвета, как в радуге, кисти, краски, подставка для кисточки, баночки для воды, магнитная доска, стол, корзинки, игрушки Ёжика и Белочки, нотный стан.

Подготовка воспитателя: повторила счёт, ориентировку во времени и в пространстве, методику изо – деятельности в старшей группе.

Организация детей: в начале занятия сидят полукругом, в середине сидят за столами.

Ход непосредственно-образовательной деятельности

- Ребята, какой сегодня день недели? А какой был вчера? Какой будет день недели завтра? Как называются дни недели, по которым ходим в детский сад? Как по другому называется суббота и воскресенье?

- Давайте повторим все дни недели по порядку. ( хоровые и индивидуальные повторения)

- Дети, сейчас поиграем с вами в игру, которая называется «Живая неделька» ( назначаю «дни недели» ). Прошу из детей назвать день недели первый, второй… Дети стоят к колонне друг за другом. Раздаю кружки разного цвета: понедельник – красный, вторник – оранжевый, среда – жёлтый, четверг – зелёный, пятница – голубой, суббота – синий, воскресенье – фиолетовый.

- Ребята, давай посчитаем, сколько у нас дней недели? (хоровой и индивидуальный счёт)

Следует игра «Живая неделька». Во время игры прошу назвать из оставшихся детей правильность дней недели. После игры хвалю детей. Провожу игру 2 раза.

Приходят Ёжик, и Белочка с корзинками в них лежат яблоки и груши.

- Здравствуйте, ребята!

- Здравствуйте, Ёжик и Белочка!

- Ребята, мы с Ёжиком пришли к вам, чтобы вы нам помогли.

- А что у вас случилось?

-Давайте посмотрим, что у вас в корзинках?

- У нас яблоки и груши. Только мы не знаем сколько их?!

Достаю из корзинок 5 яблок и 6 груш.

- Дети, что лежит на столе?

- Сколько яблок? Давайте посчитаем? Правильно, их 5.

- Сколько груш? Давайте посчитаем? Правильно, их 6.

Добавляю к 5 яблокам 1 яблоко.

- Сколько стало яблок? Правильно, их 6.

- Как получили 6 яблок?

- Что можно сказать о яблоках и грушах?

- Сколько добавили яблок?

Добавляю к 6 грушам 1 грушу.

- Сколько стало груш? Правильно, их 7.

- Как получилось 7 груш?

- Что можно сказать о яблоках и грушах?

- Сколько добавили груш?

- Какое число больше: 6 или 7? Какое меньше? Какое больше?

- Как сделать, чтобы яблок и груш стало поровну? По 7?

- Что можно сказать о яблоках и грушах? Правильно, их по 7.

Предлагаю нарисовать яблоки и груши. Раздаю листы для рисования и восковые мелки. Самостоятельная деятельность детей.

Звучит музыка о временах года. Композиторы, которые пишут и сочиняют музыку. Они используют ноты. ( называю ноты: до, ре, ми, фа, соль, ля, си…).

- Ребята, давайте сосчитаем, сколько их? (подхожу к нотному стану). Правильно, их тоже 7.

Провожу физминутку: Буратино потянулся

                                         Раз нагнулся, два нагнулся.

                                         Руки в стороны развёл

                                         Видно ключик не нашёл,

                                         Чтобы ключик нам достать

                                          Надо на носочки встать.

Повторяю физминутку 2 раза.

- Ребята, скажите, что обычно появляется после дождя на небе? Правильно, радуга (показываю нарисованную радугу)

- Давайте, посчитаем, сколько цветов и назовем их? (хоровые и индивидуальные повторения)

- Правильно, их тоже 7. Я знаю про них стихотворение. Послушайте его:  

Каждый охотник

Желает знать,

Где сидит фазан?

- Ребята, вам ничего не напоминает или не ассоциируется каждое слово? Молодцы, каждое слово начинается с цвета радуги.

- Вы знаете эти цвета не простые, а волшебные, потому что цвета и их оттенки бывают тёплые и холодные. К тёплым оттенкам относятся: красный, жёлтый, оранжевый, зелёный, а к холодным – голубой, синий, фиолетовый.

Прилетает бабочка.

- Ребята, посмотрите, к нам прилетела бабочка. Только она грустная. А знаете почему? Потому что она бесцветная, а ей хотеться быть цветной. Давайте ей поможем, её разукрасить? Но прежде чем разукрашивать, давайте вспомним, какие бывают бабочки?  (если дети затрудняются, то называю сама) Бабочки бывают ночные и дневные.

- Дети, вы знаете, какого цвета ночные бабочки? А дневные?

- Правильно, ночные тёмного цвета или холодных оттенков, а дневные светлого цвета или тёплых оттенков. Показываю бабочки: тёплых и холодных оттенков. Раздаю листы для самостоятельной деятельности. Разукрашивают бабочки.

- Дети, с какой цифрой вы познакомились?

- Что можно сказать о яблоках и груш?

- Что ещё  бывает по 7? ( ноты, цвета радуги)

- Какие бывают цвета в радуге? Какие оттенки бывают?

Во время подведения итогов использую хоровые и индивидуальные повторения.

- Молодцы, дети! Вы все хорошо занимались. На этом наше занятие закончено.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственно – образовательная деятельность в старшей группе на тему: «Знакомство с образованием числа 7 и спектром»

  Тема: «Знакомство с образованием числа 7 и спектром»Программное содержание: познакомить детей с спектром цветов и его оттенками; познакомить с тёплыми и холодными оттенками; познакомить с образовани...

Непосредственно – образовательная деятельность в старшей группе на тему: «Знакомство с образованием числа 7 и спектром»

 Тема: «Знакомство с образованием числа 7 и спектром»Программное содержание: познакомить детей с спектром цветов и его оттенками; познакомить с тёплыми и холодными оттенками; познакомить с образование...

Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе на тему: «Знакомство с натюрмортом»

Задачи:Образовательная область «Коммуникация»: Вызвать у детей активный интерес, эмоциональный отклик на художественные произведения, обогащать словарь детей словами: натюрморт, муляжи, овощи, фрукты,...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по познавательному развитию детей старшей группы на тему: «Знакомство со стеклом»

Конспектнепосредственно-образовательной деятельности попознавательному развитию детей старшей группы натему: «Знакомство со стеклом» Цель: Познакомить детей со свойствами стекла.Задачи: 1. Продол...

Непосредственная образовательная деятельностьв младшей группе " Елочка"

непосредственная образовательная деятельность в младшей группе...

Непосредственная образовательная деятельностьв младшей группе "Снеговик"

непосредственная образовательная деятельностьв младшей группе...

Непосредственная образовательная деятельностьв младшей группе "Разноцветные бусы"

непосредственная образовательная деятельность в младшей группе...