Программа работы кружка по "РТВ" художественно-творческой деятельности младшего дошкольного возраста.
методическая разработка по рисованию (младшая группа) по теме
Программа дополнительного образования по развитию творческого воображения с использованием нетрадиционных техник в рисовании с детьми младшего и среднего возраста. Программа рассчитана на два года обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moya_metodicheskaya_razrabotka_po_rtv.doc | 128.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Частное образовательное учреждение
дополнительного образования детей «Эрудит»
Согласовано на педсовете Утверждаю
№1 от 23.08.2012г. Директор ЧОУ ДОД «ЭРУДИТ»
Заведующий МБДОУ № 62 ____________________________
_____________________ к.с.н. Р.Н.НАЗМУТДИНОВА
Р.З.КАЛИМУЛЛИНА
Программа работы кружка «РТВ»
художественно - творческой деятельности
младшего дошкольного возраста в изостудии «Умелые руки»
муниципального бюджетного дошкольного
образовательного учреждения
«Детский сад общеразвивающего вида № 62 «Тирэк»
пгт Нижняя Мактама»
2012-2013 учебный год
Разработчик программы:
Нутфуллина Гюзелия Завитовна,
воспитатель по изодеятельности.
2012г.
Пояснительная записка
Изостудия - это особая среда, способствующая развитию эмоционально - чувственного мира ребенка, где он ощущает себя защищенным и свободным в своих суждениях. Микроклимат изостудии формирует у детей коммуникативные способности; развивает художественный вкус, эстетическую восприимчивость.
По мнению А.В.Запорожца, изобразительная деятельность, подобно игре, позволяет более глубоко осмыслить интересующиеся ребенка сюжеты. Однако наиболее важно то, что по мере овладения изобразительной деятельностью у ребенка создается внутренний идеальный план, который в раннем возрасте отсутствует. В дошкольном возрасте внутренний план действий еще не полностью сформирован, он нуждается в материальных опорах, и рисунок – одна из таких опор.
По мнению Л. С. Выготского, мы должны рассматривать рисунок с психологической точки зрения, как своеобразную детскую речь и предварительную стадию письменной речи.
Творчество и эстетическое наслаждение являются фундаментальными чертами человеческой жизни. И у человека, поглощенного в творческую активность, мозг действует гораздо более интенсивнее, чем во время своей обычной деятельности. Только в изобразительной деятельности и на её основе могут развиваться постепенно осознанное художественное и эстетическое чувство, художественный и эстетический вкус и другие черты.
Занятия в изостудии способствуют развитию чувственного аппарата маленького ребенка. Ведь дошкольный возраст наиболее благоприятен для совершенствования работы органов чувств, накопления информации о качественном многообразии окружающего мира. Поэтому данная программа разработана для детей младшего дошкольного возраста от 3 до 5 лет и цель её – помочь ребенку начать осознавать себя и свое существование в окружающем мире, так как именно в этом возрасте, ребёнок, получает определенное развитие всех сторон психики, закладывается фундамент для его дальнейшего роста, формируются основы личности. Стараясь управлять своим поведением и деятельностью, малыш учится предвидеть её результат и контролировать его достижение. Формируется адекватность эмоций и чувств, навыки самооценки.
Хочется отметить, что именно четырёхлетние дети достаточно хорошо владеют карандашом и кистью как средством, передающим настроение, эмоции и ощущения. Ребёнок непосредственно передаёт своё отношение к изображаемому, обозначает на листе существенные признаки предмета, может заменить объект каким-либо знаком.
Н.Басина, О.Суслова указывают на то, что «маленький ребёнок постигает окружающий мир через действие и, рисуя на листе, он действует». Дошкольник приобретает знания через тесный контакт с материальным миром. Именно в этом возрасте для ребёнка не представляет особого труда спроецировать чувственный опыт на цвет, линию, форму, звук и движение. По утверждению тех же авторов, «у маленького ребёнка все каналы восприятия открыты», а мы лишь помогаем ему сначала узнать, потом найти и извлечь самое ценное, что он хранит в себе, его чувства, а затем удивиться им и запомнить их.
Маленький ребёнок говорит руками, не обладая пока возможностью выразить в полной мере свои чувства и ощущения словесно. Речью ребёнка становится рисунок, умение творить на листе. Поэтому очень важно предоставить ребёнку свободу действий и богатый выбор изобразительных средств.
Данная программа дополнительного образования обеспечивает условия для художественно – эстетического, познавательно – речевого и духовного развития ребёнка. Развитие изобразительной деятельности строиться на позициях воспитания личностного отношения ребенка к своей деятельности и к деятельности сверстников.
На занятиях используются игры и игровые приемы, которые создают непринужденную творческую атмосферу, способствуют развитию воображения. Программа носит инновационный характер, так как в системе работы используются нетрадиционные методы и способы развития творчества детей: кляксография, набрызг, монотипия, рисование отпечатком руки, пальцев, рисование с использованием природного материала, тампонированием, рисование штампами, трафаретами и др.
Программа составлена с учетом реализации межпредметных связей по разделам «Изобразительное искусство», «Познавательное развитие» и интеграции разных видов художественно – эстетической деятельности дошкольников.
Цель программы
Помочь ребенку обрести личностную свободу и научить владеть языком искусства как средством чувственной и духовной ориентации в окружающем мире природы и человека. Опираясь на интегрированный подход, содействовать развитию инициативы, выдумки и творчества детей в атмосфере эстетических переживаний и увлеченности, совместного творчества взрослого и ребенка, через различные виды изобразительной и прикладной деятельности.
Задачи программы
1.Создать благоприятные условия для развития эстетического, эмоционального положительного восприятия искусства.
2. Прививать интерес и любовь к изобразительному искусству как средству выражения чувств, отношений, приобщения к миру прекрасного.
3.Развитие творчества дошкольников в процессе создания образов, используя различные изобразительные материалы и техники.
Содержание учебной программы
В качестве основных тем выступают времена года: “Осень”, “Зима”, “Весна”, “Лето”, на основе которых осуществляется календарное планирование, где каждое занятие является подтемой основной темы. Разбивка перспективного плана по тематическим блокам позволяет прослеживать динамику в развитии изобразительных навыков и умений, в усвоении техники рисования. Содержание тематики строится на обучении детей основам изобразительного искусства (цветоведении, композиции, формообразовании, изобразительным навыкам и умениям), обучению нетрадиционным способам рисования в процессе рисования на бумаге.
Занятия по РТВ строятся по следующему примерному плану:
- создание интереса и эмоционального настроя (сюрпризные моменты, стихи, загадки, песни, потешки, знакомство с произведениями изобразительного искусства, напоминание о виденном ранее, сказочный персонаж, нуждающийся в помощи, игры-драматизации, упражнения на развитие памяти, внимания и мышления; подвижная игра);
- процесс работы начинается с рассматривания и ощупывания изображаемого предмета, советов воспитателя и предложений детей по выполнению работы, в некоторых случаях показа приёмов изображения на отдельном листе. Далее дети приступают к созданию работ. По ходу работы детей, воспитатель может показать детям удачно начатый рисунок, направить действия ребят, нуждающихся в поддержке и помощи;
- рассматривание полученной работы (детским рисункам даётся только положительная оценка). Дети должны радоваться полученному результату и учиться оценивать свои работы и работы других ребят, подмечать новые и интересные решения, видеть сходство с натурой.
Формы педагогической деятельности
- Индивидуальная
- Фронтальная
- Коллективное творчество
Типы непосредственной образовательной деятельности
- занятия по сообщению детям новых знаний и ознакомлению их с новыми способами изображения;
- занятия по упражнению детей в применении знаний и способов действия, направленные на репродуктивный способ познания и формирование обобщенных, гибких, вариативных знаний и умений;
- занятия творческие, на которых дети включаются в поисковую деятельность, свободны и самостоятельны в разработке и реализации замыслов.
Принципы построения занятий
- Доступности изучаемого материала.
- Эмоционально - насыщенная тематика занятий.
- Привлекательность и занимательность содержания занятия.
- Вариативно - дифференцированное содержание занятий.
- Опора на развитие самостоятельности мышления, индивидуального творчества.
- Раскрепощенная атмосфера, доброжелательность между членами детского коллектива и взрослыми.
Создание педагогических условий
- Построение развивающей предметно – пространственной среды.
- Обеспечение разнообразия материала для изобразительной деятельности.
- Высокий уровень психологической, художественной подготовки педагога.
- Закрепление изобразительных умений и навыков, развитие творческих способностей в организованной, совместно с воспитателем и в самостоятельной детской деятельности.
Направления работы
- Развитие воображения через нетрадиционные приемы и техники ТРИЗ.
- Знакомство с различными техниками, приемами, методами изображения предметов.
- Рисование предметное, сюжетное, декоративное, по замыслу.
- Знакомство с изобразительным искусством.
Материалы и инструменты, необходимые для работы:
1. Бумага разного формата и цвета.
2. Акварельные краски.
3. Гуашь.
4. Восковые мелки, пастель, масляная пастель.
5. Сангина, уголь.
6. Трубочки для коктейля.
7. Ванночки с поролоном.
8. Баночки для воды.
9. Кисти: беличьи разного размера и щетинные плоские (круглые).
10. Салфетки тряпичные, набор влажных салфеток.
11.Простые и цветные карандаши.
12. Различные штампы, печатки и трафареты.
13. Природный материал (листья, семена).
14. Ватные палочки и палочки с поролоном.
15. Старые журналы, газеты.
16. Наждачная, бархатная бумага, обои.
Ожидаемый результат
К концу года дети могут использовать различные изобразительные средства:
- линию, форму, цвет, композицию;
- используют разнообразные изобразительные материалы и нетрадиционные способы рисования: кляксография, набрызг, монотипия, рисование отпечатком руки, пальцев, рисование с использованием природного материала, тампонированием и др.;
- в результате освоения программы расширяются творческие возможности дошкольников.
Программа по изобразительной деятельности для младшего и среднего возраста базируется на следующих программах:
- С.К.Кожохина «Путешествие в мир искусства»
- Р.Г.Казакова «Рисование с детьми дошкольного возраста» (нетрадиционные техники, сценарий занятий, планирование)
- И.А.Лыкова «Цветные ладошки»
- Т.Н.Ветрова «ТРИЗ в изодеятельности»
- А.А.Фатеева «Рисуем без кисточки»
Объем учебного времени и организация занятий
Занятия данной программы разработаны с учетом возможности варьирования в зависимости от индивидуальных особенностей детей, их интеллектуального и психического развития и реализуются в процессе организации дополнительного образования через кружковую деятельность, которая проводится во второй половине дня, один раз в неделю. Программа рассчитана на 2 года обучения (в количестве 32-х занятий) и состоит из двух этапов. Первый этап рассчитан на детей 3-4 лет (младшая группа), второй – на детей 4-5 лет (средняя группа). Содержание этапов составлено с учетом возрастных особенностей и в соответствии СанПиН 2.4.1.1249-03 (требования к организации режима дня и учебных занятий).
Младшая группа 10 минут по подгруппам, 1 раз в неделю, средняя группа 15 минут по подгруппам, 1 раз в неделю.
Формы подведения итогов
- оформление папки для родителей;
- открытые занятия для родителей;
- выставка рисунков детей;
- участие на конкурсах рисунков;
- оформление праздничных открыток.
Планирование занятий
в младшей (*) и средней (**) группах
Месяц | № занятия | Вид деятельности | Название занятия | Задачи занятия |
| ||||
О К Т Я Б Р Ь | 1 | Предметное рисование отпечатками листьев (гуашь) (педагогическая диагностика) | *«Волшебные кляксы» **«Палитра настроений» | Выявить уровень развития художественных способностей к изобразительной деятельности. Умение принять и самостоятельно реализовать творческую задачу, способности к интеграции – раскрытию одного образа. |
2 | Сюжетное рисование в технике оттиск мятой бумаги и кляксографии. | *«Весёлый дождик осенью» **«Сарафан одела осень» | Развивать композиционные умения - создавать осеннюю композицию. Познакомить с техникой выдувания и оттиск мятой бумагой. Формировать культуру «творческой личности» (самореализации). Создавать условия для передачи и приумножения опыта творческой деятельности. | |
3 | Рисование «пальчиковой живописью» и ватными палочками. | * «Ветка рябины» ** « Подсолнухи» | Создать условия для отражения в работе знакомых предметов. Учить рисовать на ветке ягоды (пальчиками) и листики (примакиванием). Упражнять в рисовании печатками и ватными палочками, создавая образ цветка. Развивать цветовосприятие, чувство композиции, ритма. | |
4 | Предметное рисование оттиск поролоном. Сюжетное рисование восковыми мелками + акварель. | *«Стручок гороха» **«Весёлая жизнь насекомых в траве». | Вызвать интерес к передачи образов, характерных признаков изображаемых предметов. Упражнять в технике печатании пальцем, восковые мелки + акварель. Воспитывать интерес к познанию природы. | |
Н О Я Б Р Ь | 5 | Коллективное рисование педагога с детьми «пальчиковой живописью». Ознакомление с техникой монотипия. | * «Весёлый мухомор» **«Гриб - боровик» | Познакомить с техникой изображения симметричных предметов – монотипия. Учить создавать изображение знакомых предметов. Создавать условия для передачи и приумножения опыта творческой деятельности. Учить удерживать внимание на одном предмете. Развивать наблюдательность, внимание. |
6 | Предметное рисование отпечатками листьев и рисование с помощью трафарета. | *«Осенние листочки» **«Листья - путешественницы» | Развивать зрительную наблюдательность; научить видеть цвет и формы в природе и использовать их для создания изображений в рисунке. Учить использовать в рисовании для изображения предметов - трафареты, штампы, листья для печатания. Воспитывать эстетический вкус, интерес к оформлению интерьера. | |
7 | Рисование гуашью, красками. | *«Яблоко с листочком и червячком » **«Ходит сон по лавочке» | Учить составлять гармоничную многоцветную композицию на основе контурного рисунка. Учить умение рисовать предметы, состоящие из 2-3 частей разной формы. Отрабатывать технику рисования гуашевыми красками. Совершенствовать изобразительную технику. | |
8 | Предметное рисование животных поролоном. Рисование восковыми мелками. | *«Мои любимые домашние животные» ** «Мои любимые рыбки» | Формировать культуру «творческой личности» (самореализации). Учить рисовать силуэты знакомых животных, используя нетрадиционные средства выразительности (поролон), восковые мелки + акварель. Учить удерживать внимание на одном предмете. Развивать наблюдательность, внимание, композиционные решения. | |
2.Зима (1 неделя декабря – 4 неделя февраля) | ||||
Д Е К А Б Р Ь | 9 | Коллективное рисование в технике печать по трафарету. | *«Маленькой елочке холодно зимой» **«Зимний лес» | Формировать композиционные умения. Упражнять в печати по трафарету. Развивать способность определять роль цвета в пейзажной живописи на элементарном уровне. Поощрять детей воплощать в художественной форме свои представления, переживания и чувства. |
10 | Коллективное сюжетное рисование в технике оттиск поролоном, мятой бумагой, тычка полусухой жесткой кистью. | * «Весёлый Снеговичок» **«Мы слепили Снеговика» | Упражнять умение детей в изображении знакомых образов, с использованием нетрадиционных техник: оттиск мятой бумагой, поролоном, тычка полусухой жесткой кистью, для передачи характерных особенностей изображаемого объекта. Воспитывать уверенность, самостоятельность в художественном поиске. | |
11 | Коллективное рисование ладошками. Рисование восковыми мелками. | *«Ёлочка пушистая, нарядная» **«Укрась ёлочку бусами» | Упражнять в технике печатания ладошками, рисование восковыми мелками. Учить изображать знакомый образ (ёлки) нетрадиционным способом, опираясь на знания и умения детей для передачи и приумножения опыта творческой деятельности. Развивать чувство композиции. | |
12 | Рисование «пальчиковой живописью», оттиск поролоном, масляной пастелью, восковыми мелками. | *«Конфетти и серпантин» **«Ёлочные игрушки» | Учить детей создавать фантазийные узоры и образы в изображении ёлочных украшений. Учить свободно проводить линии разных цветов и различной конфигурации (волнистые, спиралевидные, с петлями). Развивать воображение. Воспитывать уверенность, самостоятельность в художественном поиске. | |
Я Н В А Р Ь | 13 | Декоративное рисование восковыми мелками. | * «Узоры на окошке» ** «Снежинки» | Учить рисовать морозные узоры в стиле кружевоплетения. Применять различные декоративные элементы (точка, завиток, круг, сетка, волнистая линия, цветок, петля). Развивать воображение, чувство цвета, формы, композиции. |
14 | Декоративное рисование красками. | *«Рукавицы для Снегурочки» **«Портрет зимы» | Учить создавать на силуэте рукавицы композицию из растительных элементов, с использованием нетрадиционных техник печатание поролоном и штампом. Познакомить с новым жанром живописи – портретом. Закрепить умение изображать человека, образ зимы, украшать деталями (снежинками). Развивать воображение и творчество. Закреплять умение смешивать краски. | |
15 | Предметное рисование геометрическими фигурами | *«Смешарики» ** «Превращения круга» | Учить детей создавать фантазийные образы. Учить рисовать образы на основе круглой формы. Формировать умение представлять изображаемый объект. Воспитывать самостоятельность, инициативность в художественном творчестве. | |
16 | Коллективно-сюжетное рисование педагога с детьми ладошкой и поролоном. | *«Пушистые комочки» ** « Петя - петушок» | Упражнять в рисовании изображения знакомых образов, используя нетрадиционные средства выразительности поролон, ладошки и мятую бумагу. Вызвать интерес к передачи образов, характерных признаков изображаемого объекта. Учить работать аккуратно с материалом. | |
Ф Е В Р А Л Ь | 17 | Декоративное рисование пастелью по наждачной бумаге. | *«Чайный сервиз» **«Ладушки в гостях у бабушки» | Вызвать интерес к новой технике рисования по наждачной бумаге. Продолжать учить создавать на силуэтах посуды композицию из узоров (цветы, листья, точки, волнистые, прямые линии). Создавать условия для передачи и приумножения опыта творческой деятельности. |
18 | Декоративное рисование печать по трафарету. | *«Платочки для матрёшки» ** «Укрась платочек» | Вызвать интерес к декоративному рисованию. Учить детей рисовать узоры на квадрате. Показать связь орнамента и формой украшаемого изделия. Упражнять умение использовать, в украшении предмета, технику печать по трафарету. Развивать чувство ритма, формы, композиции. | |
19 | Сюжетное рисование с использованием разных техник и разным изобразительным материалом. | * «Деревья зимой» **«Зимний лес, полон чудес» | Продолжать учить создавать образы зимних деревьев. Закреплять умение рисовать деревья сангиной, пастелью. Формировать композиционные умения. Поощрять детей воплощать в художественной форме свои представления, переживания и чувства. | |
20 | Рисование ладошкой. Сюжетное рисование в технике печать по трафарету. | *«Цветочек для папы » **«Ракеты в космосе» | Упражнять в технике рисования ладошками в изображении цветка. Закрепить умение дорисовывать изображение, доводя его до конечного результата. Формировать культуру «творческой личности» (самореализации). Учить детей создавать сюжетную композицию в технике печать по трафарету, для передачи образа ракеты, космоса. Развивать чувство формы, мелкую моторику, координировать работу обеих рук. | |
2.Весна (1 неделя марта – 4 неделя апреля ) | ||||
М А Р Т | 21 | Коллективное рисование педагога с детьми в технике «пальчиковая живопись». Рисование восковыми мелками. | *« Ветка мимозы» **«Моя мама» | Упражнять в рисовании « пальчиковой живописью» цветков мимозы. Закреплять знания о цветах, умение дорисовывать листья мимозы короткими штрихами. Продолжать учить рисовать портрет, создавая образ любимого человека - мамы, передавая в рисунке особенности внешнего вида, характер, настроение. Располагать рисунок на ограниченной площади, развивать чувство композиции. |
22 | Рисование ладошкой портрета. Рисование восковыми мелками + акварель. | *«Забавный человечек» **«Мой воспитатель » | Продолжать знакомство с видами и жанрами изобразительного искусства (портрет). Учить создавать знакомый образ воспитателя, используя выразительные средства графики и разнообразные изобразительные техники. Содействовать передаче отношения к изображаемому. | |
23 | Рисование пальчиками и ладошками по представлению. | «Шлеп-шлеп, хлоп – хлоп» | Вызвать интерес к рисования пальчиками и ладошками. Продолжать учить создавать выразительные образы в нетрадиционной технике изображения. Развивать воображение, чувство формы и пропорций. Создавать условия для передачи и приумножения опыта творческой деятельности. | |
24 | Коллективно-сюжетное рисование «пальчиковой живописью», ладошкой. | *«Веснушки на солнышке» ** «Весеннее солнышко» | Учить рисовать знакомые образы, используя нетрадиционные техники «пальчиковая живопись», рисование ладошками. Формировать умение представлять изображаемый объект. Воспитывать самостоятельность, творчество. | |
А П Р Е Л Ь | 25 | Рисование мятой бумагой. Рисование в технике монотипия. | *«Пришла, зелена весна» **«Весна – зажурчали ручьи» | Продолжать учить создавать пейзажную композицию сезонных явлений природы. Учить набирать краску на мятую бумагу, делать чёткий оттиск для передачи листвы у деревьев. Поощрять детей воплощать в художественной форме свои представления, переживания и чувства. |
26 | Сюжетное рисование «пальчиковой живописью», печать штампами. | *«Жили у бабуси два весёлых гуся» **«Тили-тили, тили бом» | Учить рисовать сказочные сюжеты по мотивам знакомых образов из сказок. Формировать умение представлять изображаемый объект. Закреплять умение работать с разнообразным изобразительным материалом. Воспитывать самостоятельность, инициативность в художественном творчестве. | |
27 | Декоративное рисование. | *«Украсим юбку барышне» **«Ходит конь по бережку» | Продолжать знакомить детей с декоративно – прикладным искусством. Воспитывать уверенность, самостоятельность в художественном поиске и при воплощении замыслов. Развивать глазомер, творческие способности, воображение. Создавать условия для творческой самореализации. Воспитывать интерес к народной культуре. | |
28 | Предметное рисование в различных техниках. | «Мои любимые животные из сказок» | Формировать культуру «творческой личности» (самореализации). Продолжать учить анализировать особенности строения разных животных, соотносить части по величине и пропорциям. Воспитывать уверенность, самостоятельность, инициативу в художественном поиске. | |
4.Лето (1 неделя мая по 4 недели мая) | ||||
М А Й | 29 | Коллективное рисование печать по трафарету, оттиск листьев, рисование поролоном. | *«Цветочная полянка» **«Бабочки на цветочном лугу» | Развивать творческое начало. Закреплять умение работать с разнообразным изобразительным материалом. Воспитывать интерес к познанию природы и более тонкому отражению впечатлений в изобразительном творчестве. |
30 | Коллективно-сюжетное рисование ватными палочками, ладошками, кляксографией, мятой бумагой, поролоном и др. | *«Золотая рыбка» **«Этот удивительный и таинственный мир» | Формировать умение создавать сказочные объекты и сюжеты, используя разнообразные техники. Учить составлять гармоничную многоцветную композицию. Развивать воображение, умение придумывать необычный образ, чувство цветоощущения и цветовосприятия. | |
31 | Сюжетное рисование с использованием разных техник. | * «Бабочки и божьи коровки на лужайке» ** «Белоствольная берёза одела летний сарафан» | Формировать культуру «творческой личности» (самореализации). Совершенствовать эстетическое восприятие природных явлений и техник их изображения. Развивать чувство композиции и колорита в процессе использования разного материала для создания выразительного образа насекомых, березы. | |
32 | Свободное творческое рисование с использованием разнообразных техник. | «Увлекательные превращения» | Воспитывать эстетический вкус. Развивать творческое начало. Закреплять умение работать с разнообразным изобразительным материалом. |
Литература:
- С.К.Кожохина «Путешествие в мир искусства»;
- Р.Г.Казакова «Рисование с детьми дошкольного возраста» (нетрадиционные техники, сценарий занятий,планирование);
- И.А.Лыкова «Цветные ладошки»;
- Т.Н.Ветрова «ТРИЗ в изодеятельности»;
- А.А.Фатеева «Рисуем без кисточки».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа кружка психологической адаптации детей младшего дошкольного возраста «Познай себя»
Рабочая программа кружка психологической адаптации детей младшего дошкольного возраста...
Программа работы кружка по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных техник рисования во второй младшей группе «Радуга красок»
Цель программы: развитие художественно – творческих способностей детей 3 – 4 лет.Задачи: Развивать творчество и фантазию, наблюдательность и воображение, ассоциативное мышление и любознате...
Рабочая программа кружка психологического сопровождения детей младшего дошкольного возраста «Школа успеха»
Адаптивные возможности ребенка раннего и младшего дошкольного возраста ограничены, поэтому резкий переход малыша в новую социальную среду и длительное пребывание в стрессовом состоянии могут прив...
Программа работы кружка "Ритмика" с детьми младшего дошкольного возраста
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"21188887","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]...
Авторская программа кружка «Музицирование» (для детей младшего дошкольного возраста)
Данная программа предназначена для детей дошкольного возраста 4-5 лет...
Программа дополнительного образования театрального кружка «Сказка» для детей младшего дошкольного возраста на 2022-2023 у.г.
Рабочая программа дополнительного образования театрального кружка «Сказка» Частного дошкольного образовательного учреждения «Православный детский сад 4...
Программа работы кружка «Ладушки» для детей младшей группы
В раннем дошкольном возрасте уделяется большое внимание развитию мелкой моторике рук. Пальчиковые игры очень эмоциональны, увлекательны. Они способствуют развитию речи, творческой деятельности....