«Русская народная игрушка». Интегрированное занятие по ознакомлению с окружающим миром и рисованию в подготовительной группе.
методическая разработка по рисованию (подготовительная группа) по теме

Грибова  Ольга  Евгеньевна

Воспитывать интерес к  народной игрушке.

Учить отражать характерные особенности оформления матрешки в нетрадиционной технике – пластилинографии.

Закрепить понимание взаимосвязи декоративно-прикладного искусства и русского фольклора.

Учить передавать форму матрешки, характерные детали внешнего вида способом пластилинографии.

Коррекционные задачи:

Закрепление словообразовательных процессов, образование существительных с помощью уменьшительно ласкательных суффиксов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zagolovok.docx13.24 КБ
Файл tseli_zanyatiya.docx22.66 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное дошкольное образовательное учреждение детский сад №53 компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалифицированной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников Калининского административного района Санкт-Петербурга.

«Русская народная игрушка».

Интегрированное занятие по ознакомлению с окружающим миром и рисованию в подготовительной группе.

                                                                  Составила воспитатель:

                                                                                  Грибова Ольга Евгеньевна



Предварительный просмотр:

Цели занятия:

Воспитывать интерес народной игрушки.

Учить отражать характерные особенности оформления матрешки в нетрадиционной технике – пластилинографии.

Закрепить понимание взаимосвязи декоративно-прикладного искусства и русского фольклора.

Учить передавать форму матрешки, характерные детали внешнего вида способом пластилинографии.

Коррекционные задачи:

Закрепление словообразовательных процессов, образование существительных с помощью уменьшительно ласкательных суффиксов.

Материал для занятия:

  • плотный картон желтого цвета с силуэтом матрешки  
  • набор цветного пластилина
  • стека
  • салфетка
  • игрушка-матрешка
  • сундучок.

Ход занятия:

1. Организационная часть.

На столе педагога стоит сундучок.

П. Дети, в моем волшебном сундучке спряталась загадка, если вы ее разгадаете, то я вам покажу отгадку.

                                       Ростом разные подружки,

                                       Но похожи друг на дружку.

                                       Все живут друг в дружке

                                       А всего одна игрушка.

                                       Что это за игрушка?

Д. Матрешка.

П. Правильно угадали, получайте отгадку из сундучка.

Педагог достает матрешку и пока раскрывает ее, декламирует стихотворение:

Восемь кукол деревянных, круглолицых и румяных,

                                      В разноцветных сарафанах на столе у нас живут,

                                      Всех матрешками зовут!

                                      Кукла первая толстая, а внутри она пуста.

                                      Разнимается она на две половинки.

                                      В ней живет еще одна кукла в серединке.

                                      Эту куколку открой – будет третья во второй.

                                      Половинку отвинти, плотную, притертую –

                                      И сумеешь ты  найти куколку четвертую.

                                      Вынь ее да посмотри, кто в ней прячется внутри.

                                      Прячется в ней пятая, куколка пузатая.

                                     А внутри пустая, в ней живет шестая.

                                     А в шестой – седьмая, а в седьмой восьмая.

                                     Эта кукла меньше всех, чуть побольше, чем орех.

                                     Вот поставленные  в ряд сестры – куколки стоят…

 

Дети, а вы знаете, как появилась матрешка, кто ее придумал и сделал? Тогда послушайте, это вам будет очень интересно узнать.

   Веселая игрушка – расписная матрешка – родилась очень давно. Ее придумал художник Сергей Васильевич Малютин. У японских детей он увидел игрушку – неваляшку, внутрь которой вкладывалась такая же кукла, только поменьше.

   И художник выдумал для русских детей необычную куклу с сюрпризом: внутри первой куклы сидит кукла поменьше, а в той еще меньше, и еще, и еще… Сергей Васильевич Малютин нарядил каждую красавицу в расписной сарафанчик, в яркий платочек и пестрый передничек. Ни у одной не было похожего наряда: у одной сарафан красный, а у другой – синий с цветочками, у третьей малиновый платочек с белыми горошинами.

А назвали красавицу Матрешей, старинным русским именем.

Так и родилась матрешка – разъемная деревянная кукла.

Дети, а у меня в сундучке прячутся другие матрешки.

Педагог выставляет на стол разные виды матрешек.

П. Эти матрешки приехали из разных мест и внешне отличаются: загорские матрешки – толстобокие в разноцветных передничках, в красных, синих, зеленых платочках; семеновские – в цветастых фартуках, в желто – красных полушалках; у полхово – майдановских матрешек по желтому фону малиновые ягоды да цветы раскиданы. У каждого из мастеров, сделавших этих матрешек, своей, не похожий на другие стиль в оформлении матрешек, свой подбор цвета. Но, несмотря на это, все матрешки имеют в чем – то схожесть. Чем похожи матрешки, прибывшие из разных городов?

Д. У каждой матрешки платочек на голове, под который убраны волосы, одежда яркая и красочная.

П. Правильно. И если внимательно рассмотреть узоры на одежде матрешек, можно заметить, что у них есть общие элементы: бутоны, цветы, ягоды, листики.

   Матрешки – куклы очень веселые, жизнерадостные. Глянешь на их лица, и настроение сразу поднимается, а уж как они любят петь и танцевать!

                                         Мы матрешки, мы сестрички,

                                         Мы толстушки, невелички.

                                         Как пойдем плясать и петь,

                                         Вам за нами не успеть.

Они и вас приглашают поплясать с собой.

Физкультурная минутка «Матрешки».

Хлопают в ладошки                                Хлопки перед собой.

Дружные матрешки.

На ногах сапожки,                                   Руки на пояс, поочередно то правую ногу

Топают матрешки.                                   Выставить вперед на пятку, то левую.

Влево, вправо наклонись,                       Наклоны влево – вправо.

Всем знакомым поклонись.                    Наклоны головы влево – вправо.

Девчонок озорные,

Матрешки расписные.

В сарафанах ваших пестрых                   Повороты туловища направо – налево, руки к плечам.

Вы похожи, словно сестры.                    Хлопки в ладоши перед собой.

Ладушки, ладушки,

Веселые матрешки.

2. Практическая часть.

  П. Сегодня мы с вами будем изображать матрешку, только необычным способом – разноцветным пластилином. Так матрешек еще никто не украшал. У нас получится свой неповторимый стиль, отличающийся от других, но элементы узора будут нам уже знакомые: бутоны, ягоды, листики.

                             Этапы выполнения работы.

1.Раскатать кружок из пластилина розового цвета, положить его в центр лица матрешки и размять до краев контура.

  Если в наборах у детей нет розового пластилина. Можно получить его путем смешивания пластилина в следующей пропорции: 2 части белого и 1 часть красного.

2.Раскатать одну длинную колбаску и одну короткую из красного пластилина.

  Длинную колбаску выложить вокруг лица (платочек), равномерно прижимая к основе.

Короткую колбаску стекой разделить пополам, сплющить каждую часть с одной стороны, чтобы получился заостренный кончик. Положить колбаски под готовым контуром платочка заостренными концами вниз с уклоном вправо влево. Раскатать маленький шарик красного цвета, прижать на месте узелка на платочке.

3.Выбрать яркого цвета пластилин и раскатать две длинные колбаски и одну короткую. Длинными колбасками выложить боковые стороны туловища. Короткой – закрыть силуэт вниз.

4.Оформить лицо матрешки.

Волосы – раскатать колбаску желтого цвета, изогнуть дугой, расположить вверх лица, под платочком, стекой нарисовать прядки волос.

Глаза – маленькие шарики синего (голубого) цвета.

Губы – раскатать тонкую колбаску, выгнуть другой, уголки кверху, раскатать маленький красный шарик, положить в середину губ.

Носик – сделать две точки при помощи острого кончика стеки.

5.Украсить сарафан матрешки (внутри контура) цветами, бутонами, ягодами, листиками.

  Основа серединки и лепестков цветка, ягод, бутонов – шарики.

Раскатать колбаску нужного цвета, разделить стекой на равные части, скатать из них шарики, разложить шарики – лепестки вокруг серединки, сплющивая каждый до блинчика.

Раскатать тонкие колбаски – веточки, разложить по обе стороны веточки шарики – ягодки.

Основа листиков – колбаски, прожилки рисуются стекой.

Во время работы провести разминку для рук, сидя за столами.

                                      Я в ладоши хлопаю.

Я в ладоши хлопаю                            Хлопки в ладоши.

И ногами топаю.                                 Потопать ногами.

Ручки разотру,                                    Потереть ладонь о ладонь.

Тепло сохраню.

Ладошки, ладошки,                           Ладонью поочередно погладить предплечье

Утюжки  - недотрожки.                     И плечо противоположной руки.

Вы погладьте ручки,                          Ладошкой левой руки погладить ладошку

Чтоб играли лучше.                            Правой и наоборот.

Вы погладьте ножки,                         Постучать носками ног по полу.

Чтоб бежали по дорожке.

3.Заключительная часть.

П. Получились настоящие русские матрешки, это работай можно украсить детскую комнату, и у вас всегда будет хорошее настроение.

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

“В воде родится, а воды боится” Комплексное занятие по ознакомлению с окружающим миром и рисованию для подготовительной группы

                      “В воде родится, а воды боится”Комплексное занятие по ознакомлению с окружающим миром и рисованию для подготовительн...

Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром и рисованию в средней группе. Тема: «Рыжая сестрица - хитрая лисица"

( Образовательные области : ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ, ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ)...

Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром и рисованию в средней группе «Насекомые»

Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром и рисованию в средней группе «Насекомые»...

Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром и лепке в подготовительной группе " Пингвины на льдине"

Уточнить и обобщить знания детей о жизни и месте обитания пингвинов, учить лепить пингвина конструктивным или комбинированным способом.Развивать воображение, наблюдательность, познавательный интерес. ...

Конспект открытого интегрированное занятия по ознакомлению с окружающим миром и конструирование в подготовительной группе «В гостях у Лесовичка»

Занятия по ознакомлению с окружающим миром и конструирование в подготовительной группе «В гостях у Лесовичка»Цель занятия обобщение и систематизация знаний о диких животных, птицах ,...

Интегрированное занятие по ознакомлению с окружающим миром и рисованию «Народные промыслы»

Знакомство с новыми для детей видами народного прикладного искусства (гжель, городец, хохлома, филимоновская и дымковская игрушка). Знакомить с понятием «Ярмарка» и «Мастер народного...