"Изразцы"
план-конспект занятия по рисованию (подготовительная группа) по теме
Предварительный просмотр:
Декоративное рисование по мотивам городецкой росписи.
«Чудо-птицы» (изразцы)
Задачи: учить детей создавать декоративную композицию по мотивам народного искусства. Освоение техники – художественной росписи. Познакомить со способом изображения посредством шаблона. Развивать чувство ритма и композиции, знакомство с понятием центрический узор. Воспитывать художественный вкус, вызвать интерес к оформлению интерьера.
Предварительная работа: беседа об искусстве Городца, рассматривание произведений декоративно-прикладного искусства с растительным и анималистическим рисунком, упражнение в изображении цветочной композиции.
Материалы, инструменты, оборудование: гипсовые плитки размером 10 х15, гуашь, кисти, произведения декоративного искусства (Городец) с цветочными и анималистическими элементами декора. Муляж печки, кукла Емеля.
Ход занятия: педагог загадывает детям загадку:
Уплетая калачи,
Ехал парень на печи.
Прокатился по деревне
И женился на царевне.
(Емеля)
из русской народной сказки «По щучьему веленью»
Появляется кукла Емеля и рассказывает детям, что царь позвал его во дворец на пир, и он отправился в гости на печи, но в царский двор его не пускают, стража говорит, что у него печь не нарядная. Он даже волшебные слова произносил: « По щучьему велению, по моему хотению – стань печка нарядная, изразцами украшенная!» Но волшебство не происходит. Педагог предлагает детям помочь Емеле – украсить печь изразцами.
Рассказ педагога (иллюстрируется показом слайдов):
Понятие керамики (греч. ke-ramos – глина) объединяет в себе изделия из глиняных масс, которые, для придания им свойств долговечности и прочности, прошли однократный или многократный обжиг. История изразцового искусства уходит своими корнями глубоко в прошлое. В России оно было создано народными умельцами – выходцами из ремесленной части населения. Красные терракотовые изразцы впервые начали делать в Москве. Их формовали в резных деревянных формах, сушили, а затем обжигали. Печь, облицованная такими изразцами, могла поведать и о мифологических героях, и о сказочных персонажах, и о сценках из повседневной жизни тех лет.
Печи, облицованные многоцветными изразцами, украшали внутреннее пространство храмов, царских покоев и боярских палат. Во второй половине XVIII века появился новый тип изразца, названный «ковровым». Здесь сюжеты на плитках заключались в обрамления и вместе составляли определенную композицию «коврового характера». Изразец — слово исконно русское, произошедшее от древнего «образец» — так до конца XVII века называли керамические украшения для наружных стен храмов, дворцов и облицовки печей в парадных покоях. Петр I привез в Россию знаменитые «голландские» изразцы с росписью кобальтом по белой эмали, которые на долгие десятилетия стали законодателями изразцовой печной моды.
Изразцы похожи на картины. Благодаря прямоугольной и квадратной форме их удобно соединять вместе, что бы покрывать и украшать большие пространства.
Предложить детям украсить плитки из гипса городецким узором. По центру композиции расположить птицу. Такая композиция называется центрической. Так как в основном украшается центр. Рассмотреть образ птицы: тело - капля, крыло – капля, определить цветовую гамму. Составление композиции – птица по центру, цветочные бутоны по углам, край плитки украсить прямыми линиями. В ходе создания изображения предложить детям использовать голубой цвет для бутонов и розовый для хвоста птицы.
Готовые плитки расположить на силуэте печки, рассмотреть получившуюся композицию из плиток.
В благодарность Емеля предлагает поиграть в игру « Птицы, кони,». Под русскую народную музыку дети шагают и тянут носок – городецкие лошадки, музыка стоп – дети останавливаются и изображают городецкую птицу – машут руками – крыльями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Подготовительная группа. Образовательная область "Художественное творчество", Лепка на тему "Рельефные изразцы"
ТЕМА: Чудо-цветок. Лепка рельефная, декоративная. Изразцы.ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ :1. Учить создавать декоративные цветы пластическими средствами.2. Продолжать ос...
Декоративная лепка "Изразцы для русской печи"
Непосредственно образовательная деятельность декоративная лепка «Изразцы для русской печи». Основная цель занятия: учить детей создавать декоративные пластины из глины способом налепа, в соответствии ...
Конспект образовательной деятельности « В гостях у народных мастеров» лепка изразцов
На современном этапе развития общества большое значение имеет ознакомление подрастающего поколения с культурой, историей , традициями, народными промыслами русского народа и родного края. Изучение кул...
Лепка рельефная декоративная (изразцы) «Чудо букет»
Цель:Совершенствовать умение работать с пластилином , используя разные способы лепки .Задачи:Обучающие:Продолжать учить детей создавать цветочные композиции пластическими средствами по мотивам народно...
Конспект занятия по лепке изразцов "Чудо-цветок"
Попробовали с детьми приобщиться к искусству украшения и росписи изразцовых плиток пластическим способом с использованием народных мотивов....
Конспект ТЕМА: Чудо-цветок. Лепка рельефная, декоративная. Изразцы.
Цель: 1. Продолжать освоение техники рельефной лепки .2. Показать варианты изображения сложных венчиков и отдельных лепестков.3. Развивать чувство ритма и композиции.4.Познакомить с ...
Конспект занятия по изобразительной деятельности в подготовительной группе - лепка из глины «Изразцы»
Представлен конспект занятия по изобразительной деятельности в подготовительной группе - лепка из глины «Изразцы»....