Конспект занятия по обучению воспитанников пятого года жизни элементам декоративного рисования «Русская матрёшка».
план-конспект занятия по рисованию (средняя группа) по теме
Это занятие проводилось с целью познакомить детей средней группы с русской матрешкой, дать представление о русской матрешке как об одном из старинных народных промыслов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytoe_zanyatie.doc | 48.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Излучинское муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение детский сад
комбинированного вида «Сказка».
Конспект занятия по обучению воспитанников пятого года жизни элементам декоративного рисования «Русская матрёшка».
Подготовила:
воспитатель второй квалификационной категории
Санникова Светлана Николаевна.
Г.п. Излучинск.
2011 год.
Цели занятия:
- продолжать обогащать представление детей о народном искусстве;
- познакомить с декоративно-прикладным искусством - русской матрешкой;
- дать представление детям о русской матрешке как об одном из старинных народных промыслов;
- привить интерес к народному творчеству;
- обратить внимание детей на ее яркость, нарядность, составные элементы, композицию, цветовой гамме;
- развивать эстетическое восприятие предметов народного творчества;
- воспитывать самостоятельность, активность, развивать творчество.
Программные задачи:
- образовательные: учить ребёнка видеть историко-культурный контекст окружающих вещей, т.е. оценивать его с точки зрения развития истории и культуры;
- развивающие: развивать умение украшать силуэт матрёшки разнообразными узорами, творческие способности детей, развивать потребность и способность самостоятельно осваивать окружающий мир путём изучения культурного наследия разных эпох и народов;
- воспитательные: воспитывать умение работать в группе, самостоятельность, активность, развивать творчество.
Оборудование:
- сарафан с цветами для педагога,
- сарафаны для девочек,
- силуэты матрёшек,
- цветные акварельные карандаши,
- кисточки,
- баночки для воды,
- салфетки,
- иллюстрации с изображением матрёшек,
- эмблемы с изображением матрёшек для детей,
- 2 большие матрёшки,
- CD с записями русских народных песен и песен про матрёшку,
- магнитофон.
Предварительная работа:
- Чтение художественной литературы.
- Оформление выставки «Матрёшки» и фотовыставки
«Весёлые матрёшечки».
- Дидактические игры.
- Слушание детских песен про матрёшку.
- Разучивание стихов о матрёшке.
- Разучивание песни «Матрёшечки».
- Отгадывание загадок о русских сувенирах.
- Раскраски «Матрёшки».
Ход занятия:
1 часть. Введение в игровую ситуацию.
Звучит музыка. Педагог в сарафане входит в группу.
- Здравствуйте, ребята! Я - весёлая матрёшка, пришла к вам в гости. Посмотрите, какой у меня красивый сарафан. А вы знаете, откуда взялась матрёшка? Тогда давайте расскажу, как родилась матрёшка.
Давным-давно это было. Шел как-то Иванушка - добрый молодец, по вольной земле русской, по широким полям да сквозь березовые рощи. Вдруг видит Иванушка - село. Вошел он в село, на краю домик стоит, а там мужичок сидит у окошка, кручинится. Расспросил его Иванушка, что случилось, и рассказал мужичок, что захворала у него дочка любимая. Захворала оттого, что скучно и грустно ей без веселых игрушек. «Не печалься, добрый человек, что-нибудь придумаем, обязательно развеселим девочку», - сказал Иван. Сговорились они с ее батюшкой сходить на ярмарку да купить больной девочке сластей и чего-нибудь веселого да радостного. Долго-долго ходили по ярмарке, рассматривали да выбирали. Вдруг увидели на одной картинке смешную, улыбающуюся, нарядную куколку. Купили они картинку и довольные пришли домой. Увидела девочка куколку - сразу повеселела, разрумянилась, похорошела. Захотела она с ней поиграть, да не может - куколка же нарисованная. Опять загрустила малышка. Тогда ее батюшка взял деревянный чурбачок и выточил из него фигурку куколки. Выточил, яркими красками разрисовал: одел в нарядное платьице, как на картинке. Веселая получилась куколка, смешная. Обняла свою куколку девочка и назвала ее русским именем Матрёна, а так как куколка была маленькая, то Матрёшкой все ее звали. И стала девочка быстро выздоравливать, а отец её с той поры для всех детишек точил забавные деревянные игрушки, разрисовывал их цветами да букетами.
- Вот так, ребята, родилась матрёшка. Приглашаю вас в музей деревянной игрушки.
(дети подходят к столу, где выставка деревянных игрушек-матрёшек).
- А вы знаете, что в каждой стране есть свои сувениры. И в нашей огромной стране России тоже есть свой сувенир. Как думаете, какой? (матрёшка)
- Ребята, посмотрите, сколько здесь матрёшек. Давайте рассмотрим самую большую.
- Какая она? (нарядная, расписная, красивая).
- Почему она расписная? (сарафан украшен цветами).
- Из чего сделана матрешка? (из дерева).
- Ребята, а вы знаете, что куклу-матрёшку делают с секретом? Матрёшка раскрывается. Я покажу.
А. Кулешова
Кукла славная - матрёшка,
Где же ручки,
Где же ножки?
Ах, какие щечки,
Красные, румяные,
На фартучке цветочки
И на сарафане.
Вот матрешка - мама,
Вот матрешки - дочки,
Ротик - будто ягодки,
Глазки - будто точки!
Мама песенку поет,
Дочки водят хоровод,
Маме хочется в покой,
Прячутся одна в другой!
- Вы заметили, что матрёшки разные? (самая большая, большая, маленькая, ещё меньше, самая маленькая).
2 часть. Дидактическая игра «Весёлые матрёшки».
- Давайте поиграем в интересную игру: «Весёлые матрёшки». Для этого разделимся на две команды. У кого на груди матрёшка в жёлтом платочке – одна команда, в голубом – вторая команда. На столах стоят матрёшки, их нужно собрать в одну. Делать это нужно по очереди. Чья команда быстрее справится с заданием, та и победила. ( CD с песней «Матрёшечки»).
3 часть. Расписывание матрёшек.
- Кручу, верчу, превратить вас хочу. Хочу превратить вас в мастеров. Проходите в нашу мастерскую и там каждый украсит цветами и узорами свою матрёшку.
(дети садятся за столы).
- Очень любят все матрёшки разноцветные одёжки! Прежде, чем приступить к работе, давайте поговорим, во что одета матрёшка.
-Что у неё на голове? (платок)
-На туловище? (сарафан)
-Чем украшен сарафан? (цветами)
- На сарафан надет фартук, он тоже всегда украшен цветами или узорами.
- У каждого из вас есть цветные карандаши, но они не просто – карандаши, а карандаши с секретом. Ими мы и будем расписывать матрёшек. Сначала украсим платочек, сарафан. А теперь на фартуке нарисуем красивый цветок. Украсили своих матрёшек? А теперь я открою вам секрет цветных карандашей: если взять кисточку, обмакнуть её в воду и провести ею по расписанным частям матрёшки, то получится, что вы расписали своих матрёшек не карандашами, а красками. Почему так получилось потому, что карандаши акварельные. ( CD с песней «Матрёшка»).
- Рассмотрим матрёшек. Какие они все красивые да нарядные, вы настоящие мастера. Для наших мастеров мы с моими подружками – матрёшками приготовили сюрприз. (Воспитатель вместе с девочками, наряженными в сарафаны, исполняют песню под фонограмму «Матрёшечки»).
1.В лавке на прилавке матрёшечки стоят,
Удивляет, завлекает затейливый наряд!
Сарафаны расписные, щёчки зорькою горят,
Матрёшки, как живые, шлют улыбки всем подряд.
Припев: Дуся, Маня, Груша, Марина, Вера, Ксюша,
Дуняша, Катя, Зина, Наташа, Таня, Нина…
Знамениты и пригожи эти крошечки–
Русские матрёшечки!
2.Все вокруг довольны, покупкам нет цены,
Покупатели, как дети, в матрёшек влюблены!
А матрёшки и по кругу, и шеренгами стоят,
Похожи друг на друга, будто все они родня.
Припев: Дуся, Маня, Груша, Марина, Вера, Ксюша,
Дуняша, Катя, Зина, Наташа, Таня, Нина…
Впереди стоят большие, сзади крошечки–
Русские матрёшечки!
3.Белым пароходом плывёт за океан
Наша русская матрёшка– весёлый сарафан.
И теперь диктует моду симпатичный сувенир:
Матрёшек хороводы покорили целый мир!
Припев: Дуся, Маня, Груша, Марина, Вера, Ксюша,
Дуняша, Катя, Зина, Наташа, Таня, Нина…
Всем напомнят о России эти крошечки–
Русские матрёшечки!
Всем напомнят о России эти крошечки–
Русские матрёшечки!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно – образовательной деятельности в группе общеразвивающей направленности воспитанников пятого года жизни по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» Тема: «Тюльпан маме»
В данном файле размещен конспект, а в приложении к нему этапы рисования тюльпана...
Конспект непосредственно – образовательной деятельности в группе общеразвивающей направленности воспитанников пятого года жизни по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» Легоконструирование "КАФЕ"
Данный конспект рассчитан на детей средней группы...
Конспект непосредственно – образовательной деятельности в группе общеразвивающей направленности воспитанников пятого года жизни по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» Легоконструирование "ФЕРМА"
Программное содержание: Обучать детей приемам конструирования из деталей конструктора ЛЕГО. Учить сооружать постройку согласно изображению с образцом. Продолжать развивать способность различать и назы...
Конспект непосредственно – образовательной деятельности в группе общеразвивающей направленности воспитанников пятого года жизни по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» Легоконструирование "Лего-страна"
Программное содержание: Обучать детей приемам конструирования из деталей конструктора ЛЕГО. Познакомить с новыми деталями конструктора ЛЕГО. Формирование словаря: обогащение: шипы; активиз...
Конспект НОД в группе общеразвивающей направленности воспитанников пятого года жизни по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» Вид: продуктивная деятельность (Рисование сюжетное) Тема: «Колобок»
В данном файле размещен конспект по рисованию Колобка в средней группе...
Конструкт непрерывной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию воспитанников пятого года жизни "Такие разные котята"
Тема: «Такие разные котята»Возрастная группа: дети 5-го года жизниФорма НОД: интегрированная...
Конспект ООД « Благодарное слово» с родителями воспитанников пятого года жизни по программе «Моя семья» по теме: «Благодарное слово»
КонспектООД « Благодарное слово»с родителямивоспитанников пятого года жизнипо программе «Моя семья»по теме: «Благодарное слово»...