Дидактическое пособие "Дымковская игрушка"
презентация к уроку по рисованию по теме

Кузьминых Светлана Ивановна

Дидактическое пособие для детей дошкольного возраста "Дымковская игрушка" подходит как для ознакомления, так и для закрепления знаний о дымковском народном промысле.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл didakticheskoe_posobie.pptx2.79 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Дидактическое пособие для детей старшего дошкольного возраста Дымковская игрушка Выполнила: Воспитатель Кузьминых Светлана Ивановна ГБОУ СОШ с.Курумоч СП д /с«Белочка»

Слайд 2

- Я – барыня сударыня! Я в гости к вам пришла. Загадаю вам загадку, И отгадайте её, друзья! * Веселая белая глина, Кружочки, полоски на ней Козлы и барашки смешные, Табун разноцветных коней, Кормилицы и водоноски, И всадники и ребятня, Собачки, гусары и рыбки. А ну назовите меня. (дымковская игрушка)

Слайд 3

История создания дымковской игрушки У дороги ели спят в инее седом Спят деревья, спит река, Скованная льдом. Мягко падает снежок, вьется голубой дымок Словно в дымке все кругом, голубые дали И село родное люди «Дымково» назвали. Там любили песни, пляски. В том селе рождались сказки. Вечера зимою длинны И лепили там из глины Всё игрушки – непростые…

Слайд 4

Старинная легенда Дымковская игрушка - самый известный из глиняных промыслов России. Она отличается предельно простой и ясной пластической формой, обобщённостью силуэта, яркой орнаментальной росписью по белому фону. Дымку часто называют визитной карточкой Вятского края . Дымковская игрушка существует на вятской земле более четырёхсот лет. Её возникновение связывают с весенним праздником Свистунья («свистопляска»), к которому женское население слободы Дымково лепило глиняные свистульки в виде коней, баранов , козлов, уточек . Позднее, когда праздник потерял своё значение, промысел не только сохранился, но и получил дальнейшее развитие . Существует старинная легенда, повествующая о том, как однажды враги окружили город. Горожане не знали, как спасти свои земли от несметной силы, что пришла с чужой земли. Но вятичи оказались людьми находчивыми. Придумали они "военную" хитрость. Все жители, и дети, и старики, взяли глиняные свистульки и темной ночью незаметно подкрались к врагам. И такой свист подняли! Враги испугались, заметались, им показалось, что на выручку к горожанам пришло огромное войско, и в страхе бежали прочь. С тех пор вятичи отмечают победу веселой "Свистуньей". В наши дни мастера продолжают делать свистульки в виде забавных зверюшек. Не забыт и старинный праздник.

Слайд 5

Техника изготовления дымковской игрушки очень проста. Игрушку лепят руками из местной красной глины, перемешанной с речным песком. Свистульки прокалывают палочкой. Фигурку лепят по частям. 1.Готовую глину раскатывают на шарики, из которых делают блины и сворачивают известным приемом основную форму нужной игрушки. 2. Свернут блин, и получится колокол юбки для барыни. К ней «примажут» стан, ручки, головку.

Слайд 6

3.Украсят налепными оборками, витыми косицами, кокошником, шляпкой. Следы <примазки> при всем желании не заметишь: острой лучинкой мастерица ловко обрезает лишние кусочки глины, а сырой тряпкой все время «оглаживает» игрушку, и получается она ровная, гладкая, будто не руками сделанная, а отлитая в форме. Но игрушка еще не готова. После лепки ее несколько дней сушили, затем 3-4 часа обжигали в русской печи и остужали.

Слайд 7

Из печи выходят фигурки закалённые, крепкие, звонкие. Их белят мелом, разведённым на молоке, и начинают расписывать. Выходят из-под кисточки узоры: точки, кружочки, прямые и волнистые полоски, клеточки, пятнышки. Краски малиновые, красные, зелёные, жёлтые, оранжевые, синие – пёстро и весело, как в хороводе. Что бы не изображала дымковская игрушка, её всегда можно отличить своей неповторимой нарядной раскраской. На белом фоне очень весело смотрятся синий, голубой, зелёный, жёлто-оранжевый, малиновый цвета. Их может быть до десяти. Орнамент всегда прост: клетки, полоски, круги, точки, ромбики, зигзаги в разных сочетаниях. Но эти простые геометрические узоры несут некую информацию. Например, синяя волнистая полоса обозначает воду, перекрещенные полоски – сруб колодца, круг с серединкой-звёздочкой – солнце и другие светила.

Слайд 8

Узоры на игрушках наводили традиционные, Узоры на игрушках наводили традиционные, что восходят к клетки, полоски, кружки, овалы, точки. Но сколько их вариантов знали мастерицы! Узоры на игрушках наводили традиционные, что восходят к древним истокам: клетки, полоски, кружки, овалы, точки. Но сколько их вариантов знали мастерицы!

Слайд 10

Посмотрим какие же бывают Дымковские игрушки Чем знаменито Дымково? - Игрушкою своей, В ней нету цвета дымного, Что серости серей. В ней что-то есть от радуги! От капелек росы... В ней что-то есть от радости, Гремящей как басы. Она глядит не прянично - Ликующе и празднично! В ней молодость — изюминка! В ней удаль и размах... Сияет охра с суриком На всей земле в домах. Сияет охра с суриком, Чтоб всем светло не сумрачно И злость и хмурость льдинкою Без всякого следа Пусть под улыбкой Дымково Растают навсегда! (В.Фофанов)

Слайд 11

Свистульки Первое место по количеству среди свистулек занимают фигурки уточек и уток-крылаток. Последние имеют горизонтальные ряды оборок-крыльев. Обтекаемой пластике утки-свистульки соответствует и роспись, в которой можно видеть определенную систему нанесения цветных полос и рядов горошин.

Слайд 12

Утиное семейство

Слайд 13

Немало среди свистулек и фигурок коней — одно- и двухголовых . Дымковские " двухголовки " — яркий пример органического слияния реального и фантастического, воплощенного в совершенной художественной форме.

Слайд 14

Для росписи коньков-свистулек также характерны простейшие, обычно вертикальные ряды разноцветных горошин или чередование полос и клеток с гармоничными или контрастными сочетаниями красок. По сравнению с утками и коньками образы других птиц и зверей представлены в свистульках значительно меньшим числом. По мнению этнографов, домашние животные ( бык, коза, свинья, лошадь) в представлении древних земледельцев были символами плодородия, а конусообразная форма игрушек, так же как и свист, служила средством противодействия злу.

Слайд 15

Лошадка

Слайд 16

Индюк- излюбленный персонаж мастеров дымковской игрушки. Зато краски яркие - яркие : малиновые, красные, зеленые, желтые, оранжевые, синие и даже золотые! ( На каждой игрушке могло быть до 10- 12 цветов одновременно.)

Слайд 17

Среди дымковских игрушек только две разновидности передают человеческие образы: это всадник (на одноглавом или двухголовом коне) и так называемый гуляющий кавалер.

Слайд 18

Более сложная по исполнению сюжетная игрушка того периода - нарядные дамы на прогулке. От привычных дымковских барынь их отличает тонкослойность, даже хрупкость глиняной массы, изящество и грация поз, нежный колорит росписи, дамы одеты в пышные платья, лица у них тонко прорисованы.

Слайд 19

Сначала черным рисовали волосы, палочкой наносили брови и глаза, другой лучинкой - три красных или оранжевых пятна - рот и щеки. Затем красили шляпку, а завершалась роспись орнаментацией юбки. Поверх окраски для усиления блеска местами наклеивали кусочки сусального золота или потали (имитирующих золото тончайших листочков из сплава меди и цинка). Поталь дополняла гармоничные цветовые сочетания мягким матовым блеском. В раскраске фигурок тоже была своя последовательность.

Слайд 20

Дама с собачкой и Масленица

Слайд 21

Нянька и Собачий вальс

Слайд 22

Чаепитие

Слайд 23

Печка - Телогрейка

Слайд 24

Экипаж

Слайд 25

А теперь попрошу вас ответить на мои вопросы: Где придумали глиняную игрушку? (В Дымковской слободе). Какая характерная отличительная особенность у дымковской игрушки? (Дымковская игрушка – белоснежная, перед тем как расписать дымковскую игрушку, ее белили мелом, разведенным в молоке). Какие цвета брали для росписи игрушек? (Желтый, синий, красный, зеленый, белый (фон), черный). Какие элементы геометрического орнамента использовали мастера? (Круги, овалы, клетки, полоски, точки, линии).

Слайд 26

ВОТ КАКИЕ ЯРКИЕ И КРАСИВЫЕ ДЫМКОВСКИЕ ИГРУШКИ!

Слайд 27

Используемые ресурсы: Используемая литература: Киселева Г. Г., Шаклеин С. П. Дымковская игрушка на рубеже столетий. Киров (Вятка), 2007 Русские художественные промыслы, самые красивые и знаменитые. М., Мир энциклопедий Аванта+ , изд. Астрель , 2010. http://www.1-kvazar.ru/u_dymka.htm http://igrushka.kz/vip57/dimigr.php


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект дидактической игры "Игрушки в гости к нам пришли"

Игра учит детей узнавать и называть игрушки; упражняет в правильном произнесении звукоподражаний; активизирует речь детей (проговаривать и договаривать песенки, потешки); развивает мелкую моторику, ко...

Дидактические игры "Игрушки" - картотека (к проекту)

Подборка дидактических  игр "Игрушки"  - картотека (к проекту)...

Дидактическая игра "Игрушки хотят кушать"

Дидактическая игра для развития действий с игрушками, воспитывания добрых чувств и заботливого отношения к другим, закрепления названий игрушек и действий с ними, обучить вести диалогическую речь, сфо...

Дидактическое пособие игрушка-мирилка "Доброе солнышко"

Игрушка - мирилка "Доброе солнышко" представляет собой вязанную игрушку с разноцветными ладошками. Цель - создать атмосферу взаимопонимания, радостного общения, помочь детям в игровой форме ...

Дидактическое пособие - игрушка «Черепаха» для развития мелкой моторики детей 2-3 лет.

Игрушка «Черепаха» - помощник воспитателя в индивидуальной и подгрупповой  работе с детьми по речевому , сенсорному развитию, а так же развитию мелкой моторики....

дидактическая игра "Игрушки"

Дидактическая игра «Исчезнувшая картинка»         Игра предназначена для детей от 5-ти лет, играть могут не менее двух человек....

дидактический материал. Игрушки

дидактический материал...