План работы кружка по ИЗО для старшей группы.
календарно-тематическое планирование по рисованию (старшая группа) на тему
План работы кружка по изобразительной деятельности
«Волшебная кисть»
(старшая группа, возраст 5-6 лет)
Пояснительная записка.
В детском творчестве ( при правильном руководстве) происходит самовыражение и самоутверждение ребенка, ярко раскрывается его индивидуальность.
В.А. Сухомлинский.
В истории дошкольной педагогики проблема творчества была одной из актуальных. Во все времена нужны были творческие личности, так как именно они определяют прогресс человечества. Наше время также требует творческих, нестандартно мыслящих и действующих людей во благо развития личности и общества. То есть данная проблема не нова в плане ее постановки и ее решения уже в дошкольном возрасте. Более того игнорирование или формальный подход к решению проблемы творчества в дошкольном детстве чреваты невосполнимыми потерями в развитии личности в последующие годы.
Дошкольный возраст благоприятен для развития не только образного мышления, но и воображения, психических процессов- основы творческой деятельности. Поэтому развитие творчества- одна из главных задач в дошкольном воспитании. А основные задачи художественно- творческой деятельности: развить эстетические чувства, представления и взгляды на мир; научить создавать своими руками рисунок; познать радость созидания, получить удовлетворение от своей деятельности.
Детское творчество- это своеобразная самобытная сфера духовной жизни. Дети не просто переносят на бумагу предметы и явления окружающего мира, а живут в этом мире красоты. Поэтому нужно дать простор для детской фантазии.
План- программа достаточно подробно раскрывает задачи и методы, которые пробуждают творческую активность детей, стимулируют воображение, желание включаться в творческую деятельность.
Чтобы избежать штампов в детских рисунках, которые могут стать и «штампами мышления», цель план- программы: развивать у детей навыки и умения изобразительного творчества, используя нетрадиционные техники изображения.
На реализацию поставленной цели направлены следующие задачи:
Для педагогов:
1. Разработать план- программу по развитию детского творчества.
1. Создать предметно-развивающую среду , способствующую развитию художественного творчества;
2. Вовлечь родителей в работу по развитию детского творчества.
3. Проверить эффективность реализации план- программы по развитию у старших дошкольников художественного творчества.
Задачи, направленные на воспитанников:
1. Образовательные – научить рисовать, используя нетрадиционные техники рисования ( восковые мелки + акварель, монотипия, тиснение, тычкование, набрызг, граттаж), совершенствовать умения в знакомых техниках- рисование поролоном, пальчиками, по трафарету, тычком полусухой кистью), совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, познакомить с декоративной Городецкой росписью, ее колоритом, элементами.
2. Воспитательные – привить детям устойчивый интерес к изобразительной деятельности, желание творить, создавать выразительный образ, передавая свое отношение к изображаемому, воспитывать аккуратность в работе.
3. Развивающие – развивать самостоятельность, инициативу, эмоционально- эстетические чувства, вкусы , последовательное, целенаправленное художественное восприятие, творчество.
Механизм реализации план- программы:
Реализация план –программы возможна в дошкольных учреждениях любого типа. Она предусматривает работу с детьми по развитию творчества в возрасте 6-7 лет.
Реализация план- программы осуществляется на основе:
- календарно-тематического планирования
- плана работы с родителями по развитию творчества у детей
- плана работы кружка
- создание предметно-развивающей среды.
Проблемы развития творчества у детей:
- дети не полностью раскрывают изображение образа;
- передают пропорции предмета неверно;
- композицию располагают непродуманно, она носит случайный характер,
- не соблюдают пропорцию разных предметов при изображении, передача движения в рисунке отсутствует;
- реальный цвет предметов передан неверно, в рисунках преобладает несколько цветов.
- у детей отсутствует сформированость ручной умелости, т.е., линия дрожащая, нажим на карандаш слабый, не регулируют силу нажима;
- раскрашивают беспорядочными линиями, не умещающимися в пределах контура;
- многие дети безразличны к оценке взрослого, т.е., деятельность ребенка не изменяется.
Ожидаемые результаты:
- создание условий для развития творчества у детей;
- выпускник детского сада:
* владеет основными изобразительными и техническими навыками всех видов детской изобразительной деятельности;
*в рисунках передает некоторое сходство с реальным объектом, обогащая образ выразительными деталями, цветом, расположением;
* создает яркий, нарядный узор при помощи ритма и чередования декоративных элементов в рисунке;
* проявляет творчество, может самостоятельно выбрать тему изображения, дополнить заданную, самостоятельно получать результат.
Поиск решения обозначенных проблем привел к необходимости построения план-программы по развитию детского творчества на основе методики Р.Г. Казаковой «Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники».
Содержание план-программы «Развитие детского творчества средствами изобразительной деятельности», строится на следующих принципах:
- изобразительная деятельность должна опираться на впечатления, полученные
ребенком от действительности ( связь обучения с жизнью);
- принцип наглядности- обеспечивает познание детьми предметов и явлений, осознанное восприятие действительности и наблюдение за ней;
- на тщательном, обусловленном возрастными возможностями детей, отборе художественного материала;
- интеграции работы с различными направлениями воспитательной работы и видами деятельности детей ;
- активного включения детей в разнообразные художественно- творческие
деятельности: музыкальную, изобразительную, игровую, художественно-
речевую.
- индивидуального подхода к детям, учета их индивидуальных предпочтений, склонностей, интересов, уровня развития художественной деятельности, индивидуальной работы с каждым ребенком в процессе коллективных занятий с детьми;
- на основе широкого включения выполненных детьми произведений в
жизнь дошкольного учреждения: создание эстетической среды в повседневной жизни, оформление и проведение праздников;
- бережного и уважительного отношения к детскому творчеству, в каком бы виде оно ни проявлялось.
- региональный подход к отбору изобразительной художественной деятельности, учет местных традиций.
В работе по развитию у детей познавательных способностей, а также их творческих потенциалов, эмоций и интересов, используются такие методы:
1. Информационно - рецептивный- обеспечивает восприятие, осознание и запоминание информации.
2. Репродуктивный - закрепление, углубление знаний и способов деятельности.
3. Эвристический – поэлементное обучение процедурам творческой деятельности.
4. Исследовательский – самостоятельное решение целостных задач.
В организации познавательной деятельности, развитию самостоятельности и творчества детей используются эффективные методы и приемы:
* наглядные ( наблюдение, рассматривание предмета, образец, показ картины, показ способов изображения и способов действия);
* словесные ( беседа, объяснение, вопросы, поощрения, совет, художественное слово);
* игровые ( игровая ситуация, сюрпризный момент, игровой мотив, обыгрывание готового изображения).
№ | Месяц | Тема занятия | Программное содержание | Материалы |
1. | Сентябрь (натюрморт) | 1.»Знакомимся с натюрмортом»
| Вызвать у детей активный интерес, эмоциональный отклик на художественные произведения, желание внимательно рассматривать натюрморт, любоваться красотой предметов, необычностью их формы, цвета, сочетанием предметов, композицией, дать представление о том, какие предметы изображаются в натюрморте, вызвать ассоциации с собственным опытом детей, стимулировать эстетические оценки и суждения. | Картины: И.Левитан «Васильки», И.Машков «Роза в хрустальной вазе», И.Хруцкий «Цветы и плоды», «Натюрморт с грибами», В.Копашевич «»Бананы», грамзапись «Сентиментальный вальс», бумага, карандаши. |
|
| 2.»Фруктовая ваза» | Познакомить детей с картиной художника И.И.Машкова «Синие сливы», продолжать знакомить с жанром натюрморта, вызвать эмоциональную отзывчивость, удовольствие от восприятия картины, обратить внимание на цвет как средство передачи настроения, учить детей рисовать свой натюрморт и придумывать сказку по его содержанию, воспитывать интерес к рисованию. | Натюрморт И.И.Машкова «Синие сливы», тонированная бумага, гуашь, кисти, палитра, вода, салфетка, простые карандаши, муляжи фруктов. |
|
| 3.»Букет ромашек, божья коровка и птичка» | Продолжать знакомить детей с натюрмортом смешанного вида, рассмотреть натюрморт Ф.П.Толстого «Букет цветов, бабочка и птичка», раскрыть его тайну, помочь детям использовать полученные знания в собственном творчестве, учить передавать характерные особенности цветов ромашек, их формы и строения, величия, расположения на стебле и положения в вазе, передавать цвет натуры, рисовать божью коровку и птиц с помощью трафаретов и шаблонов, воспитывать любовь к природе. | Тонированные листы бумаги, гуашь, палитра, кисти, вода, салфетка, букет ромашек в керамической вазе, картинки божьей коровки и птички, шаблоны птичек, простые карандаши. |
|
| 4. «Ветка калины» | Продолжать знакомить детей с натюрмортами, учить рисовать их карандашами и красками, совершенствовать технику рисования с натуры ( передача в рисунке строения, формы, пропорций ветки калины), показать один из приемов работы с акварелью: вливание одного цвета в другой, воспитывать чувство любви к красоте родной природы. | Карандаши, палитра, кисти, вода, тонированная бумага с нарисованными заранее вазами, акварель, букет калины на столе, ветка калины в вазе. |
2. | Октябрь. (пейзаж) | 1.»Рисуем пейзаж» | Расширить знания о видах и жанрах изобразительного искусства, о пейзаже, дать представление о летнем пейзаже, учить рисовать пейзаж с помощью прозрачной кальки, придумывать содержание рисунка, уметь изображать предметы на заднем и переднем плане, развивать воображение, воспитывать бережное отношение к природе. | 2 листа кальки, белая бумага, фломастеры, цветные карандаши. |
|
| 2. «Унылая пора! Очей очарованье!» | Учить детей умению отражать в рисунке признаки осени, соответствующие поэтическим строкам, использовать различные способы рисования деревьев ( пятно, замкнутое контуром, подробная деталировка, дерево, изображенное кулачком, ладошкой), закрепить умение создавать композицию, подбирать цветовую гамму согласно настроению, переданному в произведении, развивать эмоционально-эстетические чувства, воображение, закрепить умение отличать пейзаж от картин другого содержания, воспитывать интерес к рисованию. | Бумага, краски, кисти, зубные щетки, стеки, репродукции картин И.Левитана. |
|
| 3.»Вечерний город « ( отражение в воде) | Познакомить детей с понятием «архитектурный пейзаж», учить передавать в рисунке впечатления от праздника- Дня города: украшенные дома, салют над городом, закреплять умения передавать в рисунке изображение домов разных пропорций, учить детей работать всей кистью и ее концом, применять метод «монотипии», развивать творчество, воспитывать аккуратность. | Листы бумаги темного цвета, согнутые пополам (улица и море), гуашь разных цветов, вода, кисти, салфетки, печатки для изображения звезд, окон, фонарей, салюта, иллюстрации с изображением праздничного вечернего города, салюта. |
|
| 4.»Очарован лес стоит» | Продолжить знакомить детей с зимним пейзажем, показать, что природа прекрасна в любое время года, развивать у детей эстетическое восприятие, любовь к природе, учить передавать очертания стволов, веток деревьев, воспитывать любовь к природе. | Восковые мелки, свеча, розетки с разной краской, кисти или тампоны, зимние пейзажи. |
|
| 5.»Тайна подводного царства» | Познакомить детей с подводным пейзажем, показать, что изображение моря- труднейший мотив живописи, познакомить с техникой акварели- рисование по сырой бумаге, научить передавать в рисунке не только форму, но и пластику предмета, его характер с помощью мелких деталей (графический рисунок выполняется маркером черного цвета, рыбу можно покрыть чешуей, завить хвост, прорисовать все плавники), воспитывать аккуратность в работе. | Акварельные краски, бумага, маркер черного цвета ( для рисования жителей подводного царства), иллюстрации с изображением рыб, дельфинов, китов, рифов, водной растительности. |
3. | Ноябрь (архитектура) | 1.»Вот эта улица, вот этот дом…» | Познакомить детей с понятиями: «архитектор», «архитектура», «фасад», «торец», учить передавать в рисунке впечатления от окружающей жизни, закрепить знания об основных частях здания ( стена, крыша, окно, дверь, балкон, лоджия), расширять представления о различных прямоугольниках- широких м узких, высоких и низких, учить создавать несложную композицию современной улицы, закрепить приемы рисования краской, учить готовить оттенки цвета путем разбавления краски водой на палитре, воспитывать интерес к строительным профессиям. | Бумага, краски, кисти, вода, салфетки, фотографии различных зданий. |
|
| 2. «Никакой на свете зверь не ворвется в эту дверь» | Учить детей отражать в рисунке несложный сюжет, передавать характерные особенности предметов, красиво располагая их на бумаге; использовать в рисунке разные материалы: графитный карандаш, цветные карандаши, восковые мелки, закрепить умение рисовать прямые линии в разных направлениях, закрашивать рисунки, не выходя за контур, накладывая штрихи в одном направлении, без просветов, передавать штрихами фактуру веток, соломы, кирпичей, из которых построены домики поросят, продолжать знакомить с жилищной архитектурой. | Бумага, цветные карандаши, восковые мелки, графитовые карандаши, книжные иллюстрации. |
|
| 3.»На свете ж есть такое чудо…»(сказочный дворец) | Закреплять представление детей о различных архитектурных стилях, учить создавать сказочный образ, рисуя основу здания и придумывая украшающие детали ( решетки, балконы, различные колонны), подчеркнуть возможности необычной формы окон, колонн, дверей, красивых куполообразных крыш; учить делать набросок карандашом только главных деталей, закреплять приемы рисования гуашью, краской, учить готовить нежные оттенки. | Краски, гуашь, вода, кисти, салфетки, палитра, бумага, карандаши. |
|
| 4.»В стране Великании» (коллаж) | Дать детям представление о выдуманном сказочном пейзаже; развивать способности и умение детей в графическом изображении человека; формировать способности фантазировать, умение изображать на бумаге громадные растения, птиц, насекомых, используя метод коллажа; воспитывать аккуратность в работе, желание доводить начатое дело до конца. | Бумага, карандаши, краски, фломастеры, пуговицы, ткань, ленты, фантики, кисти, клей, ножницы, вода, салфетки. |
4. | Декабрь (сюжетное изображение) | 1. «Сказочные птицы» | Учить детей рисовать птиц по представлениям ( по сказкам); передавать в рисунке правильную посадку головы птицы, положение крыльев, хвоста; воспитывать любовь и бережное отношение к пернатым. | Тонированная бумага, акварельные краски, кисти, вода, салфетки, иллюстрации с изображением птиц, голоса птиц в аудиозаписи. |
|
| 2.»С дымом мешается облако пыли, мчатся пожарные автомобили» | Учить детей создавать сюжетную картину «Пожар»; закрепить правила пожарной безопасности; воспитывать уважение к смелым людям- пожарным, которые приходят на помощь в любую минуту; учить рисовать огонь, дым, фигуры людей в движении. | Черная бумага, красная, желтая, черная и белая гуашь, тонкий белый картон, вата, ножницы, клей, прозрачная пленка, карандаши. |
|
| 3.»Забавные муравьи» | Познакомить со сказкой «Муравей и одуванчик», предложить придумать и нарисовать другие варианты концовки; научить рисовать муравья из трех частей; учить эмоционально откликаться на красоту полевых цветов, отражать свои впечатления в рисунке, передавая форму и строение лепестков, венчика, стебля, их цвет; воспитывать доброту, сострадание, сочувствие, желание помочь в трудную минуту. | Бумага, краски, салфетки, вода, печатки, штампы. |
|
| 4.»Волшебный Конек-Горбунок» | Учить детей передавать в рисунке содержание эпизода знакомой сказки, взаимодействие персонажей, движение фигур, окружающую обстановку; закрепить умение располагать рисунок на листе в соответствии с содержанием данного эпизода; продолжать учить правильно пользоваться красками и карандашами, воспитывать интерес и эстетический вкус. | Бумага, краски, гуашь, белила, простой карандаш, иллюстрации к сказке «Конек-Горбунок» П.П.Ершова. |
5. | Январь (графика) | 1.»Новое искусство- графика» | Вызвать у детей интерес и эмоциональный отклик на такой вид искусства, как графика, познакомить с видами графики и особенностью их средств выразительности, показать отличие графики от живописи, способствовать тому, чтобы дети использовали полученные знания в своих творческих работах, воспитывать интерес. | Набор образцов графики различных видов, книжная графика, набор инструментов и изобразительных материалов. |
|
| 2. «Рисуем штрихом» | Вызвать интерес к такому способу изображения, как штрих; показать особенности штриховых движений, выразительные возможности штриха при создании образа; поупражнять в рисовании данным способом; развивать фантазию, наблюдательность, эмоциональную отзывчивость, творческие способности, воспитывать аккуратность в работе. | Сухие графические материалы, карандаши, фломастеры, ручки, сангина, белая бумага, картинки с животными. |
6. | Февраль (декоративная роспись) | 1. «Городецкие узоры» | Познакомить детей с традиционным русским промыслом города Городца, с элементами и цветосочетаниями, характерными для Городецкой росписи по дереву; продолжать знакомить с изделиями Городецких мастеров; учить рисовать узор из бутончиков и листьев по мотивам Городецкой росписи, воспитывать уважение к мастерам. | Изделия Городецких мастеров, шаблоны шкатулочек светло-коричневого цвета, кисти, мягкая тряпочка для снятия лишней краски, вода, палитра, гуашь. |
|
| 2.»Сказочная Гжель» | Познакомить детей с традиционным русским художественным промыслом – «гжельская керамика», освоить простые элементы росписи ( прямые линии различной толщины, точки, сеточки), воспитывать уважение к народным умельцам. | Гуашь белая и голубая, круглые кисточки разных размеров, вода, салфетки, палитра, трафареты посуды с частично нарисованным орнаментом. |
|
| 3.»Золотая Хохлома» | Воспитывать интерес к искусству хохломских мастеров; продолжать знакомить детей с народным декоративным искусством; учить выделять элементы узора, понимать закономерности сочетания форм, цвета и композиционного расположения росписи, технику ее выполнения; учить рисовать волнистые линии, короткие завитки и травинки слитным плавным движением; закреплять умение составлять узор, ритмично располагая его элементы. | Хохломские изделия, шаблоны мисок, тонированные черной гуашью, гуашь, кисти, вода, салфетки. |
|
| 4. «Жостовский поднос» | Познакомить детей с традиционным русским народным промыслом – «жостовская роспись», с построением традиционных жостовских орнаментов, украшающих борта подносов; учить рисовать элементы орнамента кистью, держа ее тремя пальцами перпендикулярно поверхности листа. | Гуашь, кисти круглые, вода, салфетка, палитра, жостовские подносы ( шаблоны), тонированные черной гуашью, образцы подносов. |
7. | Март | 1.»Мамочка милая, мама моя» | Воспитывать у детей эмоциональное отношение к образу мамы; учить передавать в рисунке ее образ доступными средствами выразительности ( деталями костюма, цветом глаз, атрибутами профессии). | Бумага, краски, палитра, вода, кисти тонкие и толстые. |
|
| 2.»Портрет друга» | Дать представление о жанре портрета; развивать в детях способность вглядываться в человеческие лица; учить рисовать портрет друга, правильно изображать черты его лица, воспитывать дружеские чувства. | Пастель, альбомный лист, портреты друзей. |
|
| 3. «Автопортрет» | Учить детей рисовать автопортрет- развивать умение подмечать сходство с собой, проявленное в мимике лица, в выражении и цвете глаз, в манере одеваться; воспитывать аккуратность в работе с гуашью. | Гуашь, кисти, вода, салфетка, бумага, образцы автопортретов, зеркало. |
|
| 4. «Моя семья» | Продолжать знакомить детей с жанром портрета ( групповым); учить изображать группу людей- семью, стремиться открыть в ее членах привлекательные качества, известные только художнику; продолжать учить рисовать фигуру человека, добиваться четкого изображения пропорций, выразительности позы; воспитывать любовь к семье, заботу о ней. | Семейные фотографии, бумага, пастель или восковые мелки, карандаши, фломастеры, рамки для портретов, клей. |
8. | Апрель (нетрадиционные техники) | 1.»Полет в космос» | Продолжать учить смешивать различные краски ( синюю, голубую, фиолетовую, черную) прямо на листе бумаги, закрепить умение печатать по трафарету, учить рисовать ракеты, летающие тарелки, воспитывать аккуратность в работе. | Картон синего цвета, гуашь, кисти, гуашь в мисочках, трафареты звезд, иллюстрации.
|
|
| 2. «Укрась свитер» | Совершенствовать умения в технике- тычок жесткой кистью и печатание печатками, развивать чувство ритма, композиции, воображение, воспитывать аккуратность. | Вырезанные из тонированной бумаги свитера, жесткая кисть, гуашь, гуашь в мисочках, печатки, кукла. |
|
| 3. «Весеннее солнышко». | Закрепить умение рисовать в технике печатание ладошкой, продолжать учить смешивать краски ( желтую, красную, оранжевую), воспитывать эстетический вкус. | Лист бледно-голубого цвета, гуашь, кисти, иллюстрации. |
|
| 4.»Одуванчики» | Закрепить умение детей рисовать восковыми мелками + акварель, печатанием печатками, учить создавать выразительный образ одуванчиков, развивать чувство композиции, воспитывать эстетический вкус. | Лист бледно-зеленого цвета, восковые мелки, акварель, кисть, печатки в форме треугольников, иллюстрации. |
9. | Май (стиль, мода, красота) | 1.»Скатертью, салфетками украсим дома стол» | Раскрыть понятие «уютный дом»; развивать у детей эстетическое восприятие, учить один -двумя цветами нарисовать узор на скатерти, салфетках, заполнять середину, углы, стороны основ всей кистью и ее концом, воспитывать умение видеть красоту в рисунках. | «Скатерти» квадратной, прямоугольной, круглой, овальной формы разных цветов; такие же салфетки, краски, вода, кисти. |
|
| 2. «Сервизы всех порадуют и позовут на чай» | Дать детям понятие стилевого единства; развивать чувство стиля, цвета; учить располагать элементы узора на поверхности предмета; развивать фантазию, воспитывать аккуратность. | Бумага, кисти, вода, гуашь, акварельные краски, палитра, простой карандаш, сервизы. |
|
| 3. «Ателье мод» | Познакомить детей с работой ателье мод; предложить создать свои модели, нарисовать модную одежду; развивать интерес к прекрасному эмоционально-эстетические чувства, вкус; обратить внимание детей на то, что искусство окружает нас повсюду ( в элементах одежды), доставляет людям радость и удовольствие. | Бумага, краски, гуашь, кисти, вода, салфетки, для украшения: бусинки, пуговицы, бисер, наклейки, журналы мод, манжеты, воротнички. |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_office_word_2.docx | 1 байт |
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План работы кружка "Волшебная бумага" в старшей группе
План работы кружка "Волшебная бумага" в старшей группе на 2013-14 учебный год...
План работы кружка "Моя вселенная" в старшей группе
Уважаемые коллеги! Этот план вам пригодится при ознакомлении дошкольников с космосом....
Кружок "Свой край люби и знай". План работы кружка.2014-2015 гг. Старшая группа.
В 2014-2015 г. мы работаем над проблемой патриотического воспитания детей. В данное время работаем по проекту "Моя малая родина". А по четвергам- работа кружка "Свой край люби и знай"....
План работы кружка по тестопластике в старшей группе
Представляю план работы кружка по тестопластике в старшей группе. Почему я выбрала тестопластику? В первую очередь потому, что "тесто" доступно всем, ингридиенты для его приготовления есть на ку...
План работы кружка "Юные художники"в старшей группе
Рисование с использованием нетрадиционных способов...
План работы кружка "Веселая палитра" в старшей группе
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательноеучреждение «Детский сад №40 «Радость»города Новочебоксарска Чувашской Республики...
Перспективный план работы кружка по тестопластике в старшей группе "Сказочное тесто" 2017-2018 уч.год
Учёными доказано, что развитие логического мышления, речи, памяти и внимания тесно связано с развитием мелкой моторики и координации движений пальцев рук. Уровень развития мелкой моторики – один...