План работы кружка "Моя вселенная" в старшей группе
учебно-методический материал по окружающему миру (старшая группа) на тему
Уважаемые коллеги! Этот план вам пригодится при ознакомлении дошкольников с космосом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_po_starshey_gruppe.docx | 25.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Обострение экологической проблемы в стране диктует необходимость интенсивной просвещенческой работы по формированию у населения экологического сознания, культуры природопользования. В ту же очередь интерес людей не угасает к проблемам космоса. Космос до сих пор остается неизведанным, неизученным до конца. Отрадно, то, что, несмотря на свой юный возраст, ребятня интересуется, почему Земля круглая, а какая она, почему Солнце желтое, а что такое Луна, а что больше, Луна или Земля и т.д. Работа со знакомством с космосом детьми начинается в детском саду-первом звене системы непрерывного образования.
Дошкольное детство - начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к живой и неживой природе, к «рукотворному миру», к себе и к окружающим людям.
Основным содержанием экологического воспитания является формирование у ребенка осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его, и с которыми он знакомится в дошкольном детстве.
Данный разработанный план по ознакомлению с космосом опирается на программу и руководство по культурно-экологическому воспитанию и развитию детей дошкольного возраста «Семицветик» под редакцией Ашикова В.И., Ашиковой С.Г. Символ волшебного цветка «Семицветика» олицетворяет в данной программе гармонично раскрывающегося и развивающегося ребенка. Семь лепестков, окрашенных в семь цветов радуги, - как бы первые семь лет жизни ребенка, где каждый год по-своему неповторим и самобытен, имеет свою окраску. Отношение к ребенку как к чудному и неповторимому цветку, раскрыться которому необходимо помочь, будет олицетворять наши к нему подходы.
Цели.
- Создать условия для ознакомления детей с космосом, с планетами Солнечной системы
- Формировать целостное отношение ребенка к миру.
- Развивать познавательную деятельность
- Продолжать развивать интерес к познанию окружающего мира
Задачи.
- Обеспечение осмысления детьми изучаемого материала.
- Сформирование у детей четкие представления о Земле, о том, как она выглядит из космоса, ее месте среди других планет Солнечной системы.
- Обеспечение условий для получения элементарных понятий о других планетах солнечной системы.
Формы и методы:
- Художественное слово.
- Использование наглядных и методических пособий, сюжетных картинок.
- Наблюдения и беседы.
- Художественно-эстетическое творчество.
- Игры и викторины.
- Опытническая деятельность.
- Чтение художественной литературы.
- Работа с родителями.
Ожидаемые результаты.
- Показать на картинках Землю, Солнце, Луну.
- Рассказывать о глобусе и карте, показывать океаны, сушу (горы и леса)
- Перечислить основные отличия Земли от Солнца и Луны, Луны о Солнца и Земли, Солнца от Земли и Луны.
- Понимать значение проводимых опытов.
- Называть некоторые виды животных и растений.
- Знать об основных правилах уважительного и бережного отношения к Земле и ее богатствах.
Сентябрь.
- «Неизвестная вселенная»
Цели. Сформировать у детей понятия «космос», «Вселенная», ввести понятия «звезды», «галактика».
Оборудование и материалы. Разрезные картинки на космическую тему, изображение различных видов Вселенной.
- «Рассказ воспитателя о Солнце, звездах, луне».
Цели. Продолжать знакомить с понятиями «космос», Вселенная», «млечный путь».
Оборудование. Иллюстрации и сюжетные картинки.
- Коллективная работа «Создание Вселенной». Дидактическая игра «Звезды на небе».
Цели. Продолжать знакомить воспитанников с понятиями «Вселенная», «галактика», воспитывать убеждение в ценности коллективного труда для достижения общей цели.
Оборудование и материалы. Тонированные черным цветом листы бумаги формата А 3, конфетти, клей, кисти для клея.
- «Наблюдение за звездным небом». (Совместная работа с родителями)
Цели. Уточнить представления о космосе, вселенной, развивать познавательную деятельность, развивать стремление к познанию нового.
Октябрь
- «Беречь планету». А. Томилин «Как люди открывали свою Землю».
Цели. Закрепить знания детей о природном и социальном окружении, познакомить с целостной картиной мира, воспитания нравственного и эстетического отношения к нему. Обратить внимание детей на критическое состояние природной среды.
Оборудование и материалы. Глобус, карта России.
- «Земля – какая она?»
Цели. Подвести детей к пониманию, что наша планета Земля имеет форму шара, познакомить с представлениями древних людей о форме Земли, продолжать развивать интерес к познанию окружающего мира.
Оборудование и материалы. Глобус, иллюстрации, отображающие представления древних о том, как выглядит Земля, мячи.
- «Чтение экологических сказок»
«Почему плачет синичка»
«Помоги шмелю»
Цели. Развивать творческую активность детей, умение сочинять, формировать элементарные экологические понятия.
- «Конкурс загадок».
Цели. Повторить в игровой ситуации пройденный материал.
Ноябрь.
- – 2. «Земля – планета, на которой мы живем»
Цели. Уточнить знания детей о планетах Солнечной системы, закрепить представления детей об океанах и материках планеты Земля, развивать логическое мышление, фантазию, воображение детей, воспитывать чувство сопереживания, желание помочь.
Оборудование и материалы. Глобус (карта мира), мяч, макет корабля, аудиозапись шума воды.
- Наблюдения «Что необходимо для жизни на Земле» (свет, тепло, вода, воздух, притяжение Земли).
Цели. Подвести детей к пониманию того, какое влияние данные факторы имеют на существование жизни на планете, учить устанавливать причинно-следственные связи, формировать познавательный интерес к природе, развивать наблюдательность и мыслительную деятельность
- Эксперимент «Почему все падает на Землю?»
Цели. Подвести детей к пониманию, что Земля обладает силой притяжения, которая зависит от веса и площади предмета.
Материалы и оборудование. Разные предметы из дерева, металла, пластмассы, бумаги, пуха; емкость с песком и водой, два пластмассовых шарика, металлические шарики, магнит, металлическая фигурка человека.
Декабрь.
- «Знакомство с луной»
Цели. Познакомить детей с Луной. Рассказать о поверхности Луны, о том, что на Луне есть темные пятна, их называют «морями», дать детям знания о том, что Луна – это наш спутник, рассказать о вращении Луны вокруг земли и Солнца, познакомить с фазами Луны.
Оборудование и материалы. Картинки и иллюстрации с изображением Луны.
- Наблюдение за луной. (совместная работа с родителями)
Цели. Развивать внимание и наблюдательность, формировать умение проводить целенаправленный анализ явлений, развивать познавательные процессы, уточнить представление о Солнечной системе и Луне, как спутнике Земли.
- Чтение албанской сказки «Как Солнце и Луна друг к другу в гости ходили».
Цели. Познакомить с содержанием сказки, воспитывать интерес к новым полученным сведениям.
Материалы и оборудование. Книга с данной сказкой, рисунок с изображением Солнца и Луны.
- «Рисование по замыслу»
Примерные темы.
«Какой я представляю Луну»
«Я и планета Земля»
«Мое солнышко»
Цели. Закрепить изобразительные навыки, умение рисовать по воображению, закрепить умение смешивать цвета, создавать тон.
Январь.
- «Солнце – источник жизни на Земле».
Цели. Познакомить воспитанников с некоторыми сведениями о Солнце, о том, что общего между Землей и Солнцем и чем они отличаются, почему Солнце называют источником жизни на Земле.
Материалы и оборудование. Сборник загадок и пословиц о Солнце, картинки с изображением Солнца.
- Досуг «Солнечный круг».
Цели. Закрепить представление о Солнце, совершенствовать умение соотносить предметы по форме, складывая целое из частей, развивать логическое мышление и воображение детей.
Материалы и оборудование. Костюм Незнайки, картинки с изображением космического корабля, разрезанные по принципу мозаики (для каждого из детей), цветные карандаши, изображение Солнца, листы для рисования.
Февраль.
- Наблюдение «Путь Солнца по небосводу» (на прогулке)
Цели. Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи между солнцестоянием и длиной дня, закреплять умение пользоваться условной меркой в повседневной жизни, развивать наблюдательность, логическое мышление.
- Сюжетно-ролевая игра «Космодром»
Цели. Закреплять представления детей об освоении космоса, закреплять знания детей об исследователях космоса, космических полетах, космонавтах, уточнить представления детей о том, что космонавтом может быть только здоровый, образованный, настойчивый и бесстрашный человек.
Материалы и оборудование. Ракета.
- Дидактическая игра «Найди лишнее»
Цели. Развивать логическое мышление, развивать умение проводить классификацию, объединять предметы, по какому – либо основному, существенному признаку, развивать память.
Материалы и оборудование. Сюжетные картинки.
- Чтение художественной литературы. Л. Обухова «Как мальчик стал космонавтом».
Март
- – 2. «Планеты Солнечной системы».
Цели. Объяснить, что представляет собой Солнечная система; ввести понятия «кометы», «планеты», «метеор», «орбита»; обогащать и активизировать словарь: звезда, планета, Солнце, Меркурий, Венера, Земля, Юпитер, Марс, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон, Луна, Солнечная система, объяснить происхождение слов «астрономия», «астронавт», «астероид», «астроном», «астролет».
Материалы и оборудование. Магнитная доска, магниты, изображение планет – Солнце, Меркурий, Венера, Земля, Юпитер, Марс, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон, Луна; Диска «Энциклопедия Солнечной системы, экран.
3 Моделирование планетария.
Цели. Уточнить представления детей о Солнечной системе; названиях планет, их расположении и движении относительно Солнца.
Материалы и оборудование. Пластилин разного цвета, картон, клей, кисти для клея, листы ватмана черного цвета, желтые шнуры.
- Подвижная игра «Планеты, стройся!»
Цели. Закрепить названия планет Солнечной системы, воспитывать внимательность, коммуникабельность, Быстроту реакции, память.
Апрель.
- – 2. «Земля – наш дом родной».
Цели. Подвести детей к пониманию того, что планета Земля – наш общий дом; на наглядных примерах показать, что планета Земля нуждается в защите и бережном отношении; объяснить, что жестокость и равнодушие к природе могут привести к ее гибели; познакомить с правилами поведения в природе; вызвать желание посильным участием внести свой вклад на благо защиты природы.
3 - 4. Конкурс плакатов «Защитим Землю».
Цели. Развивать творческую фантазию детей и умение воплощать свой замысел в рисунке различными изобразительными средствами, способствовать формированию ответственного, заботливого, осознанно правильного отношения к окружающей природе, вызвать у детей желание охранять и защищать природу.
Материалы и оборудование. Бумага для рисования, различный материал для изобразительной деятельности.
Май.
- «Чтение художественной литературы. Чтение рассказа о Юрии Гагарине.»
Цели. Закрепить знания детей о том, что первым космонавтом Земли был гражданин России Юрий Гагарин.
Материалы и оборудование. Фотографии космонавтов, иллюстрации по теме.
- Опытническо – экспериментальная деятельность «Земля, – какая она?»
Цели. Развивать внимание и наблюдательность, формировать умение проводить целенаправленный анализ явлений, развивать познавательные процессы.
- Дидактические игры «Сложи по порядку», «Чего не стало?»
Цели. Закрепить названия планет Солнечной системы, знания о Луне, Солнце, развивать внимание, память, логическое мышление.
- Закрепление и обобщение пройденного материала.
Использованная литература.
- Программа и руководство по культурно-экологическому воспитанию и развитию детей дошкольного возраста – Ашиков В.И., Ашикова С.Г., Москва 1998
- Демонстративный и иллюстративный материал из цикла «Расскажи детям о космосе. Карточки для занятий в детском саду и дома».
- Природа за моим окном. – М., 2005
- «Звезды. Рассказы о Гагарине» Юрий Нагибин.
- Беседы о космосе. Методическое пособие. – Паникова Е.А., Инкина В.В., Москва 2013.
- Юный эколог. – Николаева С.Н., Москва 2002
- Зеленые сказки: Экология для малышей. – Шорыгина Т.А., Москва 2006
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план работы с родителями старшая группа
Родительские собрания, консультации, беседы с родителями....
Перспективный план работы с родителями старшей группы
Работа с родителями в старшей группе, на весь год...
план работы с родителями старшей группы
План работы с родителями на каждый месяц, В плане указывается какое оформление стендов каждый месяц, какие консультации для родителей, памятки....
Перспективный план работы с родителями старшей группы
Перспективный план работы с родителями старшей группы...
Перспективный план работы логопеда в старшей группе детей с задержкой психического развития.
Представлено планирование работы логопеда с группой детей с задержкой психического развития по следующим разделам:- Общие речевые навыки- Развитие моторики речевого аппарата- Развитие общей мотор...
План работы с родителями старшей группы
План работы с родителями старшей группы...
Перспективный план работы с родителями старшей группы
Уважаемые коллеги, читая записи, мы всегда размышляем! Прошу оставлять свои мысли в комментариях!СентябрьОктябрьНоябрьДекабрьЯнварьФевральМартАпрельМайИюньИюльАвгуст...