План работы кружка "Моя вселенная" в старшей группе
учебно-методический материал по окружающему миру (старшая группа) на тему

Шамсодинова Надежда Вильдяновна

Уважаемые коллеги! Этот план вам пригодится при ознакомлении дошкольников с космосом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_po_starshey_gruppe.docx25.43 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

Обострение экологической проблемы в стране диктует необходимость интенсивной просвещенческой работы по формированию у населения экологического сознания, культуры природопользования. В ту же очередь интерес людей не угасает к проблемам космоса. Космос до сих пор остается неизведанным, неизученным до конца. Отрадно, то, что, несмотря на свой юный возраст, ребятня интересуется, почему Земля круглая, а какая она, почему Солнце желтое, а что такое Луна, а что больше, Луна или Земля и т.д.  Работа со знакомством с космосом детьми начинается в детском саду-первом звене системы непрерывного образования.

Дошкольное детство - начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к живой и неживой природе, к «рукотворному миру», к себе и к окружающим людям.

Основным содержанием экологического воспитания является формирование у ребенка осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его, и с которыми он знакомится в дошкольном детстве.

Данный разработанный план по ознакомлению с космосом опирается на программу и руководство по культурно-экологическому воспитанию и развитию детей дошкольного возраста «Семицветик» под редакцией Ашикова В.И., Ашиковой С.Г. Символ волшебного цветка «Семицветика» олицетворяет в данной программе гармонично раскрывающегося и развивающегося ребенка. Семь лепестков, окрашенных в семь цветов радуги, - как бы первые семь лет жизни ребенка, где каждый год по-своему неповторим и самобытен, имеет свою окраску. Отношение к ребенку как к чудному и неповторимому цветку, раскрыться которому необходимо помочь, будет олицетворять наши к нему подходы.

Цели.

  • Создать условия для ознакомления детей с космосом, с планетами Солнечной системы
  • Формировать целостное отношение ребенка к миру.
  • Развивать познавательную деятельность
  • Продолжать развивать интерес к познанию окружающего мира

Задачи.

  • Обеспечение осмысления детьми изучаемого материала.
  • Сформирование у детей четкие представления о Земле, о том, как она выглядит из космоса, ее месте среди других планет Солнечной системы.
  • Обеспечение условий для получения элементарных понятий о других планетах солнечной системы.

Формы и методы:

  • Художественное слово.
  • Использование наглядных и методических пособий, сюжетных картинок.
  • Наблюдения и беседы.
  • Художественно-эстетическое творчество.
  • Игры и викторины.
  • Опытническая деятельность.
  • Чтение художественной литературы.
  • Работа с родителями.

Ожидаемые результаты.

  • Показать на картинках Землю, Солнце, Луну.
  • Рассказывать о глобусе и карте, показывать океаны, сушу (горы и леса)
  • Перечислить основные отличия Земли от Солнца и Луны, Луны о Солнца и Земли, Солнца от Земли и Луны.
  • Понимать значение проводимых опытов.
  • Называть некоторые виды животных и растений.
  • Знать об основных правилах уважительного и бережного отношения к Земле и ее богатствах.

                                               Сентябрь.

  1. «Неизвестная вселенная»

Цели. Сформировать у детей понятия «космос», «Вселенная», ввести понятия «звезды», «галактика».

Оборудование и материалы. Разрезные картинки на космическую тему, изображение различных видов Вселенной.

  1. «Рассказ воспитателя о Солнце, звездах, луне».

Цели. Продолжать знакомить с понятиями «космос», Вселенная», «млечный путь».

Оборудование. Иллюстрации и сюжетные картинки.

  1. Коллективная работа «Создание Вселенной». Дидактическая игра «Звезды на небе».

Цели. Продолжать знакомить воспитанников с понятиями «Вселенная», «галактика», воспитывать убеждение в ценности коллективного труда для достижения общей цели.

Оборудование и материалы. Тонированные черным цветом листы бумаги формата А 3, конфетти, клей, кисти для клея.

  1. «Наблюдение за звездным небом». (Совместная работа с родителями)

Цели. Уточнить представления о космосе, вселенной, развивать познавательную деятельность, развивать стремление к познанию нового.

Октябрь

  1. «Беречь планету». А. Томилин «Как люди открывали свою Землю».

Цели. Закрепить знания детей о природном и социальном окружении, познакомить с целостной картиной мира, воспитания нравственного и эстетического отношения к нему. Обратить внимание детей на критическое состояние природной среды.

Оборудование и материалы. Глобус, карта России.

  1. «Земля – какая она?»

Цели. Подвести детей к пониманию, что наша планета Земля имеет форму шара, познакомить с представлениями древних людей о форме Земли, продолжать развивать интерес к познанию окружающего мира.

Оборудование и материалы. Глобус, иллюстрации, отображающие представления древних о том, как выглядит Земля, мячи.

  1. «Чтение экологических сказок»

«Почему плачет синичка»

«Помоги шмелю»

Цели. Развивать творческую активность детей, умение сочинять, формировать элементарные экологические понятия.

  1. «Конкурс загадок».

Цели. Повторить в игровой ситуации пройденный материал.

Ноябрь.

  1. – 2. «Земля – планета, на которой мы живем»

Цели. Уточнить знания детей о планетах Солнечной системы, закрепить представления детей об океанах и материках планеты Земля, развивать логическое мышление, фантазию, воображение детей, воспитывать чувство сопереживания, желание помочь.

Оборудование и материалы. Глобус (карта мира), мяч, макет корабля, аудиозапись шума воды.

  1. Наблюдения «Что необходимо для жизни на Земле» (свет, тепло, вода, воздух, притяжение Земли).

Цели. Подвести детей к пониманию того, какое влияние данные факторы имеют на существование жизни на планете, учить устанавливать причинно-следственные связи, формировать познавательный интерес к природе, развивать наблюдательность и мыслительную деятельность

  1. Эксперимент «Почему все падает на Землю?»

Цели. Подвести детей к пониманию, что Земля обладает силой притяжения, которая зависит от веса и площади предмета.

Материалы и оборудование. Разные предметы из дерева, металла, пластмассы, бумаги, пуха; емкость с песком и водой, два пластмассовых шарика, металлические шарики, магнит, металлическая фигурка человека.

                                         Декабрь.

  1. «Знакомство с луной»

Цели. Познакомить детей с Луной. Рассказать о поверхности Луны, о том, что на Луне есть темные пятна, их называют «морями», дать детям знания о том, что Луна – это наш спутник, рассказать о вращении Луны вокруг земли и Солнца, познакомить с фазами Луны.

Оборудование и материалы. Картинки и иллюстрации с изображением Луны.

  1. Наблюдение за луной. (совместная работа с родителями)

Цели. Развивать внимание и наблюдательность, формировать умение проводить целенаправленный анализ явлений, развивать познавательные процессы, уточнить представление о Солнечной системе и Луне, как спутнике Земли.

  1. Чтение албанской сказки «Как Солнце и Луна друг к другу в гости ходили».

Цели. Познакомить с содержанием сказки, воспитывать интерес к новым полученным сведениям.

Материалы и оборудование. Книга с данной сказкой, рисунок с изображением Солнца и Луны.

  1. «Рисование по замыслу»

Примерные темы.

«Какой я представляю Луну»

«Я и планета Земля»

«Мое солнышко»

Цели. Закрепить изобразительные навыки, умение рисовать по воображению, закрепить умение смешивать цвета, создавать тон.

                                         Январь.

  1.  «Солнце – источник жизни на Земле».

Цели. Познакомить воспитанников с некоторыми сведениями о Солнце, о том, что общего между Землей и Солнцем и чем они отличаются, почему Солнце называют источником жизни на Земле.

Материалы и оборудование. Сборник загадок и пословиц о Солнце, картинки с изображением Солнца.

  1. Досуг «Солнечный круг».

Цели. Закрепить представление о Солнце, совершенствовать умение соотносить предметы по форме, складывая целое из частей, развивать логическое мышление и воображение детей.

Материалы и оборудование. Костюм Незнайки, картинки с изображением космического корабля, разрезанные по принципу мозаики (для каждого из детей), цветные карандаши, изображение Солнца, листы для рисования.

                                            Февраль.

  1.  Наблюдение «Путь Солнца по небосводу» (на прогулке)

Цели. Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи между солнцестоянием и длиной дня, закреплять умение пользоваться условной меркой в повседневной жизни, развивать наблюдательность, логическое мышление.

  1. Сюжетно-ролевая игра «Космодром»

Цели. Закреплять представления детей об освоении космоса, закреплять знания детей об исследователях космоса, космических полетах, космонавтах, уточнить представления детей о том, что космонавтом может быть только здоровый, образованный, настойчивый и бесстрашный человек.

Материалы и оборудование. Ракета.

  1. Дидактическая игра «Найди лишнее»

Цели. Развивать логическое мышление, развивать умение проводить классификацию, объединять предметы, по какому – либо основному, существенному признаку, развивать память.

Материалы и оборудование. Сюжетные картинки.

  1. Чтение художественной литературы. Л. Обухова «Как мальчик стал космонавтом».

                                                Март

  1. – 2. «Планеты Солнечной системы».

Цели. Объяснить, что представляет собой Солнечная система; ввести понятия «кометы», «планеты», «метеор», «орбита»; обогащать и активизировать словарь: звезда, планета, Солнце, Меркурий, Венера, Земля, Юпитер, Марс, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон, Луна, Солнечная система, объяснить происхождение слов «астрономия», «астронавт», «астероид», «астроном», «астролет».

Материалы и оборудование. Магнитная доска, магниты, изображение планет – Солнце, Меркурий, Венера, Земля, Юпитер, Марс, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон, Луна; Диска «Энциклопедия Солнечной системы, экран.

3   Моделирование планетария.

Цели. Уточнить представления детей о Солнечной системе; названиях   планет, их расположении и движении относительно Солнца.

Материалы и оборудование. Пластилин разного цвета, картон, клей, кисти для клея, листы ватмана черного цвета, желтые шнуры.

  1. Подвижная игра «Планеты, стройся!»

Цели. Закрепить названия планет Солнечной системы, воспитывать внимательность, коммуникабельность, Быстроту реакции, память.

                                                Апрель.

  1. – 2. «Земля – наш дом родной».

Цели. Подвести детей к пониманию того, что планета Земля – наш общий дом; на наглядных примерах показать, что планета Земля нуждается в защите и бережном отношении; объяснить, что жестокость и равнодушие к природе могут привести к ее гибели; познакомить с правилами поведения в природе; вызвать желание посильным участием внести свой вклад на благо защиты природы.

3    - 4.  Конкурс плакатов «Защитим Землю».

Цели. Развивать творческую фантазию детей и умение воплощать свой замысел в рисунке различными изобразительными средствами, способствовать формированию ответственного, заботливого, осознанно правильного отношения к окружающей природе, вызвать у детей желание охранять и защищать природу.

Материалы и оборудование. Бумага для рисования, различный материал для изобразительной деятельности.

                                        Май.

  1. «Чтение художественной литературы. Чтение рассказа о Юрии Гагарине.»

Цели. Закрепить знания детей о том, что первым космонавтом Земли был гражданин России Юрий Гагарин.

Материалы и оборудование. Фотографии космонавтов, иллюстрации по теме.

  1. Опытническо – экспериментальная деятельность «Земля, – какая она?»

Цели. Развивать внимание и наблюдательность, формировать умение проводить целенаправленный анализ явлений, развивать познавательные процессы.

  1. Дидактические игры «Сложи по порядку», «Чего не стало?»

Цели. Закрепить названия планет Солнечной системы, знания о Луне, Солнце, развивать внимание, память, логическое мышление.

  1. Закрепление и обобщение пройденного материала.

Использованная литература.

  1. Программа и руководство по культурно-экологическому воспитанию и развитию детей дошкольного возраста – Ашиков В.И., Ашикова С.Г., Москва 1998
  2. Демонстративный и иллюстративный материал из цикла «Расскажи детям о космосе. Карточки для занятий в детском саду и дома».
  3. Природа за моим окном. – М., 2005
  4. «Звезды. Рассказы о Гагарине» Юрий Нагибин.
  5. Беседы о космосе. Методическое пособие. – Паникова Е.А., Инкина В.В., Москва 2013.
  6. Юный эколог. – Николаева С.Н., Москва 2002
  7. Зеленые сказки: Экология для малышей. – Шорыгина Т.А., Москва 2006

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план работы с родителями старшая группа

Родительские собрания, консультации, беседы с родителями....

Перспективный план работы с родителями старшей группы

Работа с родителями в старшей группе, на весь год...

план работы с родителями старшей группы

План работы с родителями на каждый месяц, В плане указывается какое оформление стендов каждый месяц, какие консультации для родителей, памятки....

Перспективный план работы с родителями старшей группы

Перспективный план работы  с родителями старшей группы...

Перспективный план работы логопеда в старшей группе детей с задержкой психического развития.

Представлено планирование работы логопеда с группой детей с задержкой психического развития по следующим разделам:- Общие речевые навыки- Развитие моторики речевого аппарата- Развитие общей мотор...

План работы с родителями старшей группы

План работы с родителями старшей группы...

Перспективный план работы с родителями старшей группы

Уважаемые коллеги, читая записи, мы всегда размышляем! Прошу оставлять свои мысли в комментариях!СентябрьОктябрьНоябрьДекабрьЯнварьФевральМартАпрельМайИюньИюльАвгуст...