Знакомство дошкольников с произведениями изобразительного искусства "Зимние пейзажи"
план-конспект занятия по рисованию (старшая группа) на тему

Свекольникова Надежда Ивановна

 Первые знакомства дошкольников с произведениями искусства. Для формирования эмоциональной  культуры детей старшего дошкольного возраста знакомим детей с произведениями искусства, развивая художественный вкус, эстетическое восприятие..

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_neposredstvenno.docx164.46 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №67»

ЭНГЕЛЬССКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Саратовская область, г.Энгельс, 1 микрорайон , дом 10. тел. 55-30-21

Знакомство дошкольников

с произведениями изобразительного искусства

«ЗИМНИЕ ПЕЙЗАЖИ»

Составила и провела  воспитатель по изо деятельности:  Свекольникова Н.И.

Музыкальный руководитель: Марчук Н.В.

Воспитатель: Медведева Е.Б.

Цель:

Развитие образного мышления ,формирование эмоциональной  культуры детей.

Задачи:

1. Знакомить с творчеством  знаменитых художников.

3. Приобщать детей к искусству, знакомя их с экспозицией мини-музея в детском саду. Формировать интерес к музеям, выставкам.

4. Развивать умение передавать эмоционально-образное содержание музыкального и художественного произведения .

 4.Развивать эстетическое восприятие, художественный вкус.

  5.Учить детей кратко описывать содержание  картины,  соотнося при       этом картину с литературными и музыкальными  произведениями.

   6.Вызвать интерес к созданию выразительного  образа картины

       по мотивам лирических стихов , художественных и музыкальных   произведений . Развивать умение детей планировать предстоящую работу, сообща выполнять задуманное.

    7. Сочетать разные изобразительные техники для передачи     характерных     особенностей   заснеженных  крон деревьев с тонкими,  гибкими ветвями.

 Учить рисовать широкие линии всем ворсом кисти, а тонкие линии

      – кончиком.

               ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:

  1.На прогулке рассматриваем деревья в нашем парке.

   2.Знакомство с музыкальными произведениями

 П.И.Чайковского,   А.Вивальди.

    3. Рассматривание картин с зимними пейзажами

    4.Знакомство с поэзией о зиме.

МАТЕРИАЛЫ К ЗАНЯТИЮ:

             Репродукции картин художников

И.И.Шишкина  «На севере диком», Л.И.Бродской «Морозное утро»,  Б.Смирнова-Русецкого  «Слобода Берендеев» .

Загадочная картина с изображением зимнего пейзажа, закрытая вуалью

 Бумага голубого оттенка или синяя.(для коллективной работы)

  Гуашь коричневого, белого, зеленого цветов, трафареты снежинок.

  Кисти разных размеров, вода, салфетки,

  поролоновые тампончики (для трафаретов)

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ.

(Дети нарядные входят в зал, здороваются с гостями и становятся полукругом)

Педагог: Ребята, оглядитесь по сторонам. Сегодня в нашем зале   выставка художественных произведений. Мы не только будем знакомиться с картинами, но и слушать музыку, стихи, танцевать , петь и сами, как великие художники писать картины. Ведь мы попали в зал искусств. А музыка, искусство и поэзия  всегда  находятся рядом.

      Ребята,   какое время года изображено на этих репродукциях ?

         ( на картинах изображена зима )

В каком жанре живописи созданы эти картины?(может быть натюрморты?) (Нет, на  картинах изображены зимние пейзажи)). Да, это зимние пейзажи.

Ребята, а вы знаете пословицы о  зиме?

 Дети: Береги нос в большой мороз.

           В зимний холод всякий молод.

           Зима без снега – лето без хлеба.

           Зимою вьюга – летом ненастье.

          Сугроб да вьюга – два друга.

         Холодная зима – жаркое лето.

          Спасибо мороз, что снегу принес.

Молодцы, ребята, вы много знаете пословиц о зиме, а теперь присядьте на стулья и внимательно рассмотрите наш зал искусств. (дети садятся на стулья)

(Раздается телефонный звонок).

Педагог: Ребята, простите это срочный международный звонок  , я должна ответить(телефонный разговор)

-Алло?.. это звонят с жаркого острова Мадагаскар? С детского сада? Здравствуйте, ребята! ...

         У вас круглый  год лето?... И вы никогда не видели зимы?...нарисовать и сфотографировать?...конечно я сейчас спрошу у наших детей …      ( Ребята, нам звонят с острова Мадагаскар, там дети никогда не видели зиму и снег. давайте поможем жителям острова узнать, что такое зима и какая она бывает.   Вы согласны помочь детям увидеть зиму в картинах?)

(ответы детей)

.Алло, дорогие ребята, конечно наши дети с радостью вам помогут увидеть в картинах настоящую зиму , мы вам отправим по почте фотографии и картину. До свидания. Звоните нам и пишите.

Воспитатель

 Ребята, сначала давайте поговорим о зиме.

Какая погода бывает зимой? (.погода зимой бывает солнечная, морозная,  снежная )

( .Зимой бывает метель, вьюга, снежная буря).

Расскажите о том, какой снег вы видели?

(-Утром мы видели серебристый снег и иней, а на снегу голубые тени)

(-А днём снег золотистый, когда солнце светит)

(-Солнце когда заходит снег казался розоватым)

(-А когда мы идём домой из детского сада снег в темноте кажется синим.)

Вам нравится зима? Почему? (Мне нравится зимой кататься на санях,,

А мне нравится лепить снеговиков из снега
мне нравится ловить и рассматривать снежинки)

А какие бывают снежинки? (Снежинки бывают искристые,

снежинки блестящие,

 снежинки пушистые, белые)

Молодцы, ребята!.Вы хорошо описали нашу зиму, она не такая как в других жарких странах.

Педагог: Поэты, художники, композиторы передают настроение зимы в красках,  музыке, в стихах. Давайте рассмотрим картину художницы Л.И. Бродской «Морозное утро» (дети подходят к картине и вначале педагог рассказывает краткую биографию художницы)

Что изображено на картине? (На картине изображены заснеженные ёлочки, снегири на ветках…).

Какая картина по настроению? (Картина по настроению тихая, спокойная).

Отчего зависит цвет снега? (Цвет снега зависит от времени суток)

Молодцы, ребята! Снег может создавать ощущение спокойствия, тишины, неподвижности. Придет  весна  и снег растает, а вот на картине снег будет жить всегда  Красив укрытый снегом зимний лес, хотя нет в нем ничего яркого, броского и художники используют в зимних пейзажах мало цветовых красок .

Ребята, давайте познакомимся с другой картиной художника

 И.И. Шишкина «На севере диком…»(картину написал художник , когда прочитал стихотворение Некрасова про одинокую, величавую сосну, которая, несмотря на лютый мороз непреклонно  и гордо стоит одна на холодной скале)

Ребята, а какое время суток изобразил художник?(художник написал лунную ночь)

Ребята, а какое настроение у этой картины?(Картина печальная, грустная , одинокая и  величавая)  

Молодцы, ребята, вы хорошо чувствуете содержание картины, которое передал художник И.И. Шишкин. 

А вот посмотрите на сказочную картину «Слобода Берендеев»  

-Что вы видите на картине?(на картине  изображены дома, укрытые пушистым снегом)

(Дома стоят как сугробы)…………………

-Как вы думаете, кто проживает в этих домиках?(В таких домиках может жить Снегурочка из сказки, лесные жители…

-Как вы думаете, а кто такие берендеи?(берендеи-это  сказочные люди, которые живут в лесу и царь у них Берендей

Хорошо, ребята, я вижу вы знаете и любите сказки .Ребята, а художник Смирнов-Русецкий с детства очень любил музыку и любил слушать сказки. А по сказкам и музыке он написал много фантастических картин .

(дети проходят и садятся на стулья)  

Воспитатель: Ребята, а  вы можете сейчас вспомнить стихотворения, которые соответствуют настроению зимних пейзажей? (дети читают стихи).

         Чародейкою зимою

         Околдован, лес стоит…

         И под снежной бахромою

         Неподвижною, немою,

         Чудной жизнью

         Он блестит.

                       (Ф.Тютчев).

         Заколдован невидимкой.

         Дремлет лес под сказку сна…

         Словно белою косынкой

         Подвязалася сосна

                      (С.Есенин).

         Темный лес, что шапкой

          Принакрылся чудной.

         И заснул под нею

         Крепко, непробудно.

                          (И.Суриков).

Музыкальный руководитель.: Ребята, давайте послушаем  музыкальные произведения, изображающие  спокойную картину зимы? (П. И. Чайковского).

 Какая музыка по характеру? (музыка нежная, мягкая, светлая).

Какую зиму вы представляете, слушая эту музыку? (  Когда я слушала  музыку, представляла,. что падает пушистый снег и  кружатся снежинки.

2.Когда я слушала музыку, то представила  картину «Морозное утро» и снег блестит на солнце).

Ребята, послушайте музыку, написанную на стихи поэта Некрасова «На севере диком»

Какой художник написал картину, прочитав эти стихи (Картину написал И.И.Шишкин, называется «На севере диком»

Ребята, а какая эта музыка по характеру?(музыка печальная, тяжёлая, одинокая)

Музыкальный руководитель.: Ребята, а теперь послушайте другую музыку (фрагмент произведения  А.Вивальди «Зима» )

     Ребята, какая музыка по характеру? (Музыка колючая, быстрая…тревожная

Какую картину вы представляете под эту музыку?(Под эту музыку я представляю картину с метелью, вьюгой..)

Молодцы, ребята, вы тонко чувствуете мелодию!

(настройка  фрагмента  мультфильма «12 месяцев»)

Педагог: Ребята,   метель часто изображается в мультфильмах., а рисунки к мультфильмам тоже рисуют художники, только называют их:  художники-мультипликаторы. Посмотрите фрагмент из мультфильма «Двенадцать месяцев» (кадры , изображающие вьюгу, пургу и метель)

Педагог:Ребята, а есть ли на нашей выставке картины, изображающие  метель, вьюгу ,снежную  бурю? (Таких картин нет на выставке)

Ребята, а кто расскажет стихотворение, которое перекликается с такими картинами? А мы поможем изобразить метель и бурю движениями рук(дети выполняют круговые движения рук в воздухе над головой)

 Дети: Буря мглою небо кроет

          Вихри снежные крутя.

          То как зверь она завоет,

          То заплачет, как дитя.

                                (А.С.Пушкин).

Педагог: Ребята, у нас сегодня на выставке загадочная картина.(выдвигаем картину, закрытую вуалью, в центр зала)

Музыкальный руководитель : Ребята, а давайте по мелодии определим, что написано на этой картине, какая она по характеру?(изображает на пианино спокойную, романтичную мелодию)

Как вы думаете, какая картина скрывается под вуалью?(Я думаю, что загадочная картина снежная, блестящая)

2.А я думаю, что картина  просторная, спокойная, тихая)

Тогда картину мы откроем сюрпризом танцевальным(картину открывают две девочки-снежинки лёгким воздушным танцем и снимают вуаль с картины)

Педагог: Ребята, соответствует картина вашим рассказам и музыке?(да)

Что изображено на картине?(На картине изображён зимний сказочный лес.

 2.И  широкая  поляна, укрытая снегом пушистым)

 Воспитатель: :Ребята, идите сюда скорей, у нас здесь ёлочка, совсем не укрытая снегом, что нужно сделать, чтобы она не замерзла в стужу. (дети разрывают салфетки и подбрасывают их вверх, имитируя снег)

Педагог: А теперь давайте все вместе нарисуем большую картину, зимний пейзаж, чтобы порадовать детей, которые живут в жарких странах и не видят зимы.(дети делают пальчиковую гимнастику «Снежинки» 

ПОД МУЗЫКУ П.И.ЧАЙКОВСКОГО « ВРЕМЕНА ГОДА» ДЕТИ РИСУЮТ «ЗИМНИЕ ПЕЙЗАЖИ».

(воспитатель корректирует рисунки детей, где-то подсказывает, как лучше сделать, предлагает варианты).

Дети создают по мотивам художественных , музыкальных и поэтических образов выразительный зимний пейзаж

Делается общая фотография для жителей острова Мадагаскар.

Пока пейзаж подсыхает,можно спеть песню о зиме.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Специфика организации фасилитированного обсуждения произведений изобразительного искусства с дошкольниками.

Особенность фасилитированной дискуссии заключается в предоставлении возможности каждому её участнику вынести свою мысль на обсуждение,быть выслушанным и принятым окружающими....

Особенности ознакомления дошкольников с произведениями изобразительного искусства

Представляю один из разделов моего методического пособия Штанько И.В. Художественно-эстетическое развитие дошкольников в условиях реализации ФГОС. Методическое пособие – М.: УЦ Перспектива, 2015....

Знакомство с произведениями искусства. Рассматривание пейзажей русских и советских художников., Познавательная деят - ть

Знакомство с произведениями искусства. Рассматривание пейзажей русских и советских художников., Познавательная деят - ть...

КОНСПЕКТ по ознакомлению детей старшего возраста с произведениями изобразительного искусства на тему: «Знакомство с картиной А.А. Рылова «В голубом просторе».

КОНСПЕКТпо ознакомлению детей старшего возраста с произведениями изобразительного искусствана тему: «Знакомство с картиной А.А. Рылова «В голубом просторе»....

Знакомство с произведениями изобразительного искусства с детьми дошкольного возраста.

Знакомство а также обсуждения произведений изобразительного искусства с детьми дошкольного возраста....

Конспект занятия в подготовительной к школе группе по художественно-эстетическому развитию «Знакомство с произведениями изобразительного искусства художника В. Серова»

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №2»         Конспект занятия в подготовительной к школе группепо худ...

ПАСПОРТ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТА «Знакомство дошкольников с пейзажем»

ПАСПОРТ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТА«Знакомство дошкольников с пейзажем»...