Особенности ознакомления дошкольников с произведениями изобразительного искусства
методическая разработка по рисованию (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Штанько Ирина Вениаминовна

Представляю один из разделов моего методического пособия Штанько И.В. Художественно-эстетическое развитие дошкольников в условиях реализации ФГОС. Методическое пособие – М.: УЦ Перспектива, 2015. - 280 с.

В данном разделе раскрываются специфика восприятия дошкольниками произведений изобразительного искусства, основные задачи для разных возрастных групп и некоторые вопросы методики

Скачать:


Предварительный просмотр:

Особенности ознакомления дошкольников
с произведениями изобразительного искусства

Уважаемые коллеги!

Помещаю фрагменты из моей книги - Штанько И.В. Художественно-эстетическое развитие дошкольников в условиях реализации ФГОС. Методическое пособие – М.: УЦ Перспектива, 2015. - 280 с.

Огромная просьба! Если пользуетесь материалом, не присваивайте его себе, а делайте ссылки на автора. Я указала выше все выходные данные моего пособия. Будем уважать друг друга!

Изобразительное искусство является одним из средств эстетического воспитания дошкольников. Встреча с произведениями изобразительного искусства дает возможность познакомить детей с тем  как художники по-разному воспринимают окружающий мир, передавая его образы в картинах, скульптурах, неповторимых образцах народного искусства. Известный художник К.Ф. Юон писал, что своеобразие восприятия художника в том, что он должен внимательно подмечать в жизни все обычное и необычное, все типичное и выразительное и отражать в своих произведениях.

Восприятие художественного образа в живописи, графике, скульптуре способствует уточнению многих понятий, специфических для изобразительного искусства, связанных с его языком и средствами художественной выразительности.

На сегодняшний день неоспорима идея ознакомления с произведениями изобразительного искусства уже с дошкольного возраста. В программах воспитания и обучения в детском саду стоят задачи по более глубокому использованию изобразительного искусства в работе с дошкольниками, предлагается перечень произведений искусств, определена последовательность ознакомления с видами и жанрами изобразительного искусства. В связи с этим нами изучены методические пособия и педагогические технологии последних лет по введению дошкольников в мир искусства.

Достаточно глубоко и последовательно разработана методология и задачи ознакомления с изобразительным искусством в методическом пособии Р.М. Чумичевой. «Знакомим дошкольников с живописью». На основе этого пособия практически двадцать лет воспитатели разрабатывали занятия по ознакомлению с изобразительным искусством.

Практический опыт работы с дошкольниками в этом направлении представлен в пособиях А.А. Грибовской «Ознакомление дошкольников с графикой, живописью, скульптурой, архитектурой». В нем подробно разработаны конспекты занятий для всех возрастных групп по ознакомлению с разными жанрами изобразительного искусства, которые являются составной частью и предварительной работой для занятий по изобразительной деятельности.

К программе «Детство» выпущена технология Н.А. Курочкиной «Знакомство с натюрмортом», Детям о книжной графике», «Знакомство с пейзажной живописью. Автором предложена цветная подборка репродукций произведений художников и сборник конспектов для разных возрастных групп по ознакомлению с разными жанрами изобразительного искусства. В методические разработки конспектов включены фрагменты поэтического слова и четко по возрастам подобранный художественный материал

В учебно-наглядном пособии Т.Н. Дороновой «Дошкольникам об искусстве» к программе «Радуга» подобраны репродукции картин в жанре портрета, пейзажа, и натюрморта, доступные для восприятия детьми младшего, среднего и старшего дошкольного возраста. Необходимым условиям ознакомления дошкольников с изобразительным искусством автор считает формирование к нему познавательного интереса. Отличительной особенностью методики, является предоставление детям самостоятельно рассматривать репродукцию и высказывать свои впечатления. Лишь после этого педагог приступает к беседе.

Данная методика подтверждает идеи Р.М. Чумичевой о специфике ознакомления дошкольников с изобразительным искусством, строя ее на развитии познавательного интереса. В связи с этим требуется тщательный подбор произведений для рассматривания. Особый интерес у детей вызывает бытовой жанр и натюрморт. Это связано с опытом детей об окружающем мире и вызывает личный интерес и личные отношения к изображаемому.

Отобразим эту последовательность на схеме.

Сначала, при самостоятельном рассматривании у ребенка устанавливается эмоционально – личностные отношения, связанные с узнаванием знакомого образа, каких-то деталей, цвета, что помогает установить монолог с произведением на основе личных мотивов ребенка. Педагог, строя беседу на понимании взаимосвязи между содержанием и деталями, средствами выразительности, помогает ребенку установить с произведением эстетические отношения, учит делать эстетические суждения и выйти на понимание замысла художника.

Процесс ознакомления дошкольников с произведениями изобразительного искусства осуществляется постепенно и строится на основе своеобразия его восприятия детьми на разных возрастных периодах. Вначале идет целостное, не расчлененное восприятие произведения, затем приходит этап осознанного анализа и вторичное целостное восприятие, основанное на синтезе.

Рассмотрим некоторые психические особенности развития детей, которые создают возможность приобщения их к искусству.

В процессе ознакомления дошкольников с окружающим миром интенсивно развивается внимание. Существенно меняются образные память и воображение, что способствует восприятию изобразительного искусства в форме обобщенных представлений. Неотделимы от развития этих психических процессов – наглядно-образное и наглядно-действенное мышления. Развитие образного мышления создает предпосылки для формирования логического мышления. Благодаря этому дошкольники познают связи и отношения между предметами и явлениями, изображенными на картине, начинают видеть художественный образ и выразительные средства, используемые художником. У детей формируются умения сравнивать, сопоставлять, обобщать и высказывать логические суждения, которые в последствии становятся эстетическими. Формирование этих процессов неотделимы от организации деятельности, способствующей на практике уточнить и расширить собственные представления о связи жизни с искусством. В связи с этим воспитатель параллельно организует мыслительную, эвристическую, а также игровую, изобразительную и др. деятельности, всегда сопровождающие ознакомление с произведениями искусства.

Ознакомление с изобразительным искусством строится по принципу усложнения задач и содержания воспринимаемых произведений.

Условно их можно разделить на четыре группы:

1гр.

Содержательные

2гр.

Изобразительно-выразительные

3гр.

Эмоционально-личностные

4гр.

Воспитательные

Умение понимать:

• Что изображено?

• О чем рассказывает художник (повествует в рассказе)?

• Что хотел выразить?

Умение воспринимать и оценивать:

• Язык и средства выразительности.

• Как выражен замысел, содержание произведения.

Формирование умений давать эстетическую оценку произведению:

• Отношение самого художника? (доказать)

• Что вас заинтересовало в картине?

• Какое настроение вызывает произведение?

• Какие чувства?

Развитие у дошкольников в процессе ознакомления с произведением искусства:

• познавательного интереса;

• нравственно-эстетических качеств;

• воспитание чувств.

Задачи по ознакомлению с изобразительным искусством расширяются, конкретизируются на протяжении разных возрастных этапов.

Младший дошкольный возраст

  1. Учить внимательно всматриваться и понимать, что изображено – предметы, люди, живые объекты, природные явления, события.
  2. Эмоционально откликаться на красоту изображенных предметов, природных явлений и т.д. в произведении.
  3. Учить соотносить свой опыт с увиденным в произведении изобразительного искусства.
  4. Знакомить с книжной иллюстрацией, народной игрушкой, наглядно-дидактической картиной, сюжетной картиной.

Средний дошкольный возраст

  1. Учить понимать содержание произведения.
  2. Учить рассказывать о содержании произведения.
  3. Учить сравнивать действия изображенных персонажей с реальными, замечать детали.
  4. Учить устанавливать взаимосвязь между предметами, деталями и образами произведения.
  5. Обращать внимание на выразительные средства (цвет, форму).
  6. Знакомить с жанром пейзажа, анималистический жанр (сюжетные картины с образами животных), предметы декоративно-прикладного искусства.

Старший дошкольный возраст

  1. Развивать интерес к живописи, скульптуре.
  2. Учить самостоятельно рассматривать произведение.
  3. Учит различать специфику каждого вида и жанра художественного Произведения.
  4. Учить чувствовать и понимать настроение произведения.
  5. Знать средства художественной выразительности произведений изобразительного искусства (ритм, колорит, форма, композиция)
  6. Учить соотносить увиденное с личными представлениями.
  7. Учить давать эстетические суждения, используя эпитеты, сравнения, прилагательные, образные выражения.
  8. Дать знания о профессиях художников (график, живописец, скульптор и т.д.).
  9. Дать представления о материалах и инструментах, которыми пользуются художники.
  10. Развивать эстетические чувства.
  11.  Воспитывать художественный вкус.


.

 

  Методы, приемы и формы
ознакомления дошкольников с произведениями
изобразительного искусства

Под методами ознакомления дошкольников с произведениями изобразительного искусства мы будем понимать систему действий педагога, организующего практическую и познавательную деятельность детей. Необходимо сразу отметить, что избранные методы должны опираться на традиционные – наглядные словесные и практические методы и соответствовать характеру познавательной деятельности. Поэтому мы будем говорить об использовании комплексной системы методов.

Наглядные методы

1. Обследование – целенаправленное аналитико-синтетическое восприятие картины, скульптуры, предметов народного искусства зрительным или осязательно-двигательным и путем.

Структура обследования:

  • Целостное эмоциональное восприятие предмета через какой-то выразительный признак (эстетическое восприятие).
  • Аналитическое восприятие образа или образов, т.е. последовательное выделение особенностей, деталей, колорита и средств изобразительной выразительности.
  • Целостное эмоциональное восприятие, объединяющее возникающее представление в целостный образ.

2. Наблюдение – формирует яркое представление об окружающем мире и способствует перенести опыт восприятия предметов окружающего мира на их восприятие в произведении искусства.

Словесные методы

Как мы говорили выше, большое значение в восприятии произведений искусства имеет предварительная работа, связанная и с наблюдением и чтением литературных произведений, стихотворений, проведением дидактических игр на расширение представлений об окружающем мире природы, предметов, людей. Ведется глубокая работа по обогащению словаря. 

Нами разработана методика «Ассоциативная зарисовка», помогающая развивать речевые способности детей, обогащать речь образными выражениями и передавать собственные чувства и ощущения в связном рассказе.

«Ассоциативная зарисовка» это устный рассказ – миниатюра образа действительности, возникшего настроения, впечатления, чувств. Своеобразие и отличие ассоциативных зарисовок от обычных рассказов в том, что они являются ярким эмоциональным выбросом впечатлений, чувств и эмоций. Это образ, который возник в ассоциациях во время творческого побуждения, этюд который может быть передан речевыми средствами выразительности. Тематикой таких зарисовок могут быть образы природы, животных, человека, настроения.

Восприятие произведений живописи требует от дошкольников умения не только пользоваться определенным изобразительным словарем, но и логично высказывать свои впечатления о картине. Ведущим методом в работе с произведением является вопрос. Вопросы могут быть конкретные, проблемные, предполагающие рассуждение, контекстные (выводящие на самостоятельные умозаключения), нарастающие.

Основным приемом развития монологической речи в предварительной работе является рассказ. Рассказ может применяться на фронтальных занятиях как метод и как прием в различных формах индивидуальной работы.

Большие возможности в восприятии произведения дает художественное слово – яркие литературные и стихотворные фрагменты, помогающие более точно и красочно описать увиденное на картине.

Широко применяется искусствоведческий рассказ педагога, который является образцом рассказа по картине и содержит занимательные сведения о картине, ее содержании, о художнике. Перечислим основные составляющие искусствоведческого рассказа:

  • Включение мотивации (интереса) (занимательный факт, проблемный вопрос и т.д.).
  • Сообщение сведений о художнике.
  • Нахождение композиционного центра.
  • Выделение средств художественной выразительности.
  • Установление связи между деталями и главным, объединение деталей в целое.
  • Название картины.
  • Занимательный факт о судьбе картины, художнике и т.д.

Помимо формирования навыка «чтения» картины искусствоведческий рассказ помогает закрепить в сознании детей такие понятия как «тема», «художественный образ», «средства выразительности», формирует связную речь. Чтобы сформировать у детей эмоционально-личностное отношение к произведению, которое характеризовалось бы развернутостью, эмоциональными ассоциациями можно использовать рассказ-образец личного отношения педагога к понравившейся картине

Рассказ имеет определенную структуру, его содержание эмоционально окрашено, богато интонациями. Структура рассказа имеет следующие компоненты:

  • Назвать автора картины и ее название.
  • Рассказ о содержании произведения, какими средствами передано настроение, главная мысль (уточнить детали, краски, композицию).
  • Рассказ о собственных чувствах и настроении, которое вызывает картина. Можно использовать художественное слово, музыкальные фрагменты.

Все вышеперечисленные словесные методы и приемы являются предшествующими методами для организации «Занятий – бесед» по произведениям искусства. Данные занятия строятся на предварительной работе и выводят детей на умения увидеть в картине и рассказать о главной идее, характеризуя детали, средства выразительности, высказывая собственное мнение.

Характеризуя практические методы ознакомления с произведениями изобразительного искусств, мы будем опираться на игру и игровые приемы, которые назовем активными методами.

Одним из таких методов является метод вхождения в картину. Применение вхождения в картину тесно связано с игрой и творческой фантазией, с установкой на развернутое и выразительное рассказывание. Разберем этот метод на примере рассматривания натюрморта И.Т. Хруцкого «Цветы и плоды». Педагог предлагает детям всмотреться в картину и разыскать среди «мертвой натуры» (сорванных цветов, фруктов) найти живой объект, тем самым сразу решая несколько задач: закрепление знаний о жанре натюрморт и включение в самостоятельное обследование-рассматривание картины. После того, как дети найдут маленькую муху на лимоне, педагог предлагает каждому ребенку поочередно вместе с мушкой попутешествовать по изображенным объектам, задавая вопросы о форме, фактуре, ощущениях (даже вкусовых). Перемещаясь мысленно с объекта на объект, дети ощущают аромат и свежесть только что сорванных пионов, сладкого винограда и персиков, кислого лимона. В процессе беседы дети рассказывают, при помощи каких средств выразительности передается вкус и фактура (мягкая шерстка персика, холодная бугристость лимона, сочная желтая серединка персика, роса на лепестках пионов) Педагог дает понять, несмотря на то, что этот натюрморт написан уже более ста лет назад и давно уже нет в живых художника, но переданная им живописными средствами выразительности свежесть фруктов и цветов передается нам.

Цвет, в живописи является одним из средств выражения чувств и настроения. Понимание взаимосвязи цвета, настроения и содержания помогает ребенку осознанно воспринимать произведение, что углубляет чувства детей. С этой целью, можно ввести дидактическую игру – «Цепочки». Суть данной игры заключается в том, что ребенок учиться выбирать из множества картин с пейзажной живописью только те, которые соответствуют настроению музыкального фрагмента или поэтического слова.

Музыкальное сопровождение является одним из приемов, помогающих сделать процесс восприятия произведения более эмоциональным. Музыка должна соответствовать настроению, а поэтические строки усиливать восприятие. Эти же дидактические задачи, но при закреплении знаний о сюжетной картине, поможет решить игра «Найди ошибку». Воспитатель, показывая картину, читает поэтический фрагмент или включает музыкальный фрагмент с противоположным настроением. Ребенок должен объяснить несоответствие, используя речевые средства выразительности и строя логическую цепочку доказательств.

Практика показывает, что игра является наиболее универсальной и перспективной формой проведения с дошкольниками при условии приоритета задач эстетического развития, объединяющих процесс восприятия ребенком произведений искусства с его последующей продуктивной творческой деятельностью. Рассмотрим несколько дидактических игр, которые можно проводить и как самостоятельное занятие и как форму свободной творческой деятельности детей и как индивидуальную работу с малоактивными детьми.

Картинная галерея. Выбирается несколько детей. Двоим, предлагается оформить выставку картин (по теме, по жанру) и разместить их на стенах как в картинной галерее. Четверым предлагается быть экскурсоводами в галерее. Им надо выбрать по одной картине (по желанию) и приготовить рассказ по картине для посетителей галереи. Остальные дети – посетители галереи. Они слушают рассказы экскурсоводов, задают вопросы и все вместе выбирают «Лучшего экскурсовода», «Лучшего оформителя» и вручают им значки.

Художественный салон. Выбираются продавцы картин в салоне. Они оформляют витрины салона и предлагают детям купить понравившиеся картины. Покупатель должен полно и обстоятельно рассказать про выбранную картину и высказать личное отношение к произведению. Купивший большее количество картин становится «продавцом»

Невидимка. Данная игра используется в процессе изучения портретной живописи. Воспитатель закрывает портрет таким образом, что б оставить только глаза или руки. Дети угадывают, кому принадлежат глаза – ребенку, пожилому или молодому человеку. Таким же образом дети учатся распознавать возраст изображенного на портрете по рукам или еще по какой-то определенной детали. Использование такого приема, помогает установить взаимосвязь деталей и целого, активизирует речь и обогащает словарь эпитетами, сравнениями и прилагательными.

Игры на развитие эмоций. Суть игр заключается в вызове у детей определенных эмоциональных состояний, адекватных состоянию изображенного образа. С этой целью можно использовать игры с использованием пиктограмм. Пиктограммы – символы различных эмоциональных состояний человека. Подробно представлены подобные игры в пособии В.М. Минаевой «Игры на развитие эмоций дошкольников». Научившись «считывать» настроение, эмоциональные состояния, ребенок лучше понимает главную мысль художника, которую он передал в портрете.

Использование данных методов, приемов и дидактических игр способствует более глубокому восприятию и осмыслению произведений изобразительного искусства.

Немаловажное значение в процессе приобщения дошкольников к изобразительному искусству является отбор произведений.

  • Отражение в жанровой картине сюжетов, понятных детям и накладывающихся на их социальный опыт.
  • Учет принципа разнообразия средств, используемых художником для изображения настроения в пейзажной живописи.
  • Подбор произведений на одну и ту же тему, исполненных в разной манере.
  • Использовать одно и то же произведение для решения различных задач (принцип концентричности)
  • Подбор доступных для восприятия произведений портретного жанра
  • Содержание картины должно нести воспитывающий характер.

Приведем пример, как подобрать и использовать художественный материал, чтобы познакомить с образом русской березы.

На первом этапе целесообразно спланировать предварительную работу, главными задачами которой будут являться:

  1. Учить находить сходство между образом человека и березы
  2. Отразить настроение березы-женщины, березки-девушки во все времена года, подбирая прилагательные, сравнения, образные выражения, поэтические строки.
  3. Воспитывать эстетический вкус, любовь к природе.
  4. Чтение рассказа И. Соколова-Микитова «Береза», стихотворения А. Прокофьева «Березка».
  5. Заучивание наизусть стихотворения С. Есенина «Береза», отрывков стихотворений Найденовой, Родзинского, Новицкой.
  6. Составление образных рассказов – сочинений: «Златокудрая красавица», «Хрупкая девочка», «Роскошная дама», «Гибкий стан» и т.д.
  7. Рассматривание репродукций картин И. И. Левитана «Березовая роща», Л. Рылова «Зеленый шум», К. Юона «Русская зима», И.Э. Грабаря «Февральская лазурь»
  8. Слушание музыки: «Времена года» – П. И. Чайковского. «Во поле береза стояла» – русская народная песня в обработке Римского-Корсакова, «Ах ты береза» – народная мелодия.
  9. Экскурсии, целевые прогулки в парк, лес, наблюдения за березой в различное время года.
  10. Рисование по наблюдению березы, березовой рощи в различное время года.
  11. Коллективная аппликация – панно «Златокудрый хоровод».

Заключительное занятие по теме «Образ березы в изобразительном искусстве, поэзии, музыке и детском изобразительном творчестве» можно провести в форме литературно-музыкальной композиции. На стены зала необходимо повесить репродукции картин И.И. Левитана «Березовая роща», Л. Рылова «Зеленый шум», К. Юона «Русская зима», И.Э. Грабаря «Февральская лазурь», Е.Е. Волкова «Октябрь» и детские работы, зал оформить в виде березовой рощи.

Начать беседу с детьми можно такими словами: «Если бы все деревья сейчас превратились бы в людей, то дуб стал мудрым старцем, клен добрым молодцем, а береза – в стройную русскую красавицу». Далее воспитатель предлагает рассмотреть на картинах русских художников изображение березы в разное время года, подобрать сравнения, образные выражения, поэтическое слово к тому или иному образу, подчеркивая схожесть то с юной девушкой с гибким станом, то роскошной красавицей с буйными кудрявыми волосами, то зябкой девчушкой, замерзшей на осенней опушке и статной красавицей в пушистой шубе с бахромой. Беседу можно сопровождать музыкальными фрагментами картин русской природы П.И. Чайковского «Времена года». Это поможет вдохновить детей на собственную изобразительную деятельность, задачами второго занятия будут являться:

  1. Помочь детям найти образное сходство между девушкой и березой.
  2. Учить передавать содержание поэтических строк, используя изобразительные средства выразительности: колорит, композицию.
  3. Отразить настроение березы-женщины, березки-девушки во все времена года, подбирая разные цветосочетания к фону, находить самостоятельные приемы изображения очеловеченного дерева.
  4. Суметь показать динамику действия: дует ветер, береза «горит как свечка», косы свесились в пруд, хоровод березок, склонилась над рекой.

Схема (примерная) планирования занятия
по ознакомлению с произведениями
изобразительного искусства

  1. Конкретика цели и задач в соответствии с темой занятия.
  2. Методическая целесообразность построения занятия, его структура.
  3. Соответствие формы и содержания возрастным особенностям учащихся.
  4. Адекватность выбора методов, приемов.
  5. Педагогическая ценность подобранного художественно-дидактического материала (информация, наглядный, музыкальный и литературно-поэтический материал и т.д.).
  6. Характер взаимодействия педагога с учащимися.
  7. Формы и методы, стимулирующие творчество учащихся на занятии.
  8. Достижение целей и задач на занятии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речи на основе ознакомления с произведениями изобразительного искусства

Развитие речи на основе ознакомления с произведениями изобразительного искусства...

Развитие речи на основе ознакомления с произведениями изобразительного искусства.

        Незаменимым средством формирования духовного мира детей является искусство – одно из мощных средств воспитания чувств, поэтому надо научить детей понимать и лю...

Статья «Развитие речи детей дошкольного возраста на основе ознакомления с произведениями изобразительного искусства»

Проблема развития культуры речи приобретает на современном этапе все большее значение, она является важнейшей частью воспитания дошкольников. Речевая культура характеризуется специалистами как совокуп...

«Развитие речи дошкольников на основе ознакомления с произведениями изобразительного искусства»

Искусство является одним из мощных средств воспитания чувств человека. Объединяет все виды искусства художественный образ, который доступен пониманию детей дошкольного возраста. Воспринимая художестве...

Развитие речи на основе ознакомления с произведениями изобразительного искусства.

Развитие речи старшего дошкольника на основе ознакомления с произведениями изобразительного искусства....