С каким же жанром изобразительного искусства мы с начали знакомство в этой четверти? (портретным жанром). Сегодня мы продолжим наш разговор об этом жанре искусств. Вспомним, что мы с вами знаем об этом жанре. С этой целью решим кроссворд, который поможет нам обобщить наши знания о портрете (слайд 2). Вопросы к кроссворду. - Вид портрета чаще всего используемый художникам, изображающий человека не в полный рост – (поясной)
- Портрет, с которого на нас смотрят несколько лиц – (групповой)
- То, что лежит в основе любого портрета – (пропорции лица)
- Разновидность портрета, используемая в скульптуре – (бюст)
- Портрет, который предполагает изображение человека, показывающее его общественное положение, выполняемый всегда на заказ – (парадный)
- Портрет, раскрывающий индивидуальные особенности человека, его внутренний мир – (камерный)
- Картина человека, написавшего свой портрет – (автопортрет)
|
|
В ходе решения кроссворда на полях слайда появляются примеры разновидностей портрета, которые сопровождаются комментарием учителя. Так, что же такое портрет? Вспомните значение этого слова (слайд 3) В изобразительном искусстве портрет – это самостоятельный жанр, целью которого является отображение визуальных характеристик модели. “На портрете изображается внешний облик (а через него и внутренний мир) конкретного, реального, существовавшего в прошлом или существующего в настоящем человека”. Портрет – это повторение в пластических формах, линиях и красках живого лица, и одновременно при этом его идейно-художественная интерпретация. - Портрет! Что может быть проще и сложнее! Послушайте, что говорил о красоте человеческих лиц писатель Заболоцкий. О красоте человеческих лиц Есть лица, подобные пышным порталам, Где всюду великое чудится в малом. Есть лица – подобия жалких лачуг, Где варится печень и мокнет сычуг. Иные холодные мертвые лица Закрыты решетками, словно темницы. Другие – как башни, в которых давно Никто не живет и не смотрит в окно. Но малую хижину знал я когда-то, Была неказиста она, небогата. Зато из окошка ее на меня Струилось дыханье весеннего дня. Поистине мир и велик и чудесен! Есть лица – подобья ликующих песен. Из этих, как солнце, сияющих нот Составлена песня небесных высот. Работа с текстом стихотворения (текст у каждого на парте) Какие лица описал художник слова? Что он имел в виду, сравнивая лица с домами? Задание: найти и подчеркнуть слова, которые раскрывают эмоциональное состояние человека . Портрет, как жанр, сформировался в искусстве один из первых. Человек спешил увековечить себя в истории, оставить свой образ для потомков. Не только образ, но и внутренний мир, раскрыть свое духовное я. Язык изобразительного искусства организуется чувством художника, ритмом его эмоций, и он строит свой образ, стремится воплотить свои представления и находит нужные средства выразительности. Достаточно долго карандашный рисунок являлся вспомогательным для творчества художника и лишь относительно недавно это стал самостоятельный вид искусства – графика. Графический портрет стал отдельным видом искусства. Он дает возможность более быстрыми в исполнении средствами передать индивидуальность человека. Сегодня мы с вами познакомимся с творчеством известного портретиста В.Серова. Это известный художник, рукой которого выполнено большое количество как живописных, так и графических портретов.(слайд №4, 5, 6) Обсуждение слайда №4.
- Какое настроение выражают эти портреты? - Как художнику удалось это передать? - Какой портрет технике исполнения нравится вам? Обсуждение слайда №5.
- Определите вид портрета. - Первый портрет по тональности насыщенный, а второй более линейный. Как вы думаете это влияет на выявление характера портретируемых? - Как вы думаете легко ли выполнить автопортрет? Обсуждение слайда №6.
- Автопортрет выполненный художником в юности. Можно ли в нем заметить нотки не профессионализма? - Какие чувства выражает женский портрет? Какую роль в портрете играет изображение зайца? - Одинаковы ли эти портреты по насыщенности? - Что вы можете сказать в общем о графических портретах В. Серова? Можно ли назвать его мастером графических портретов? Почему? Сегодня на улицах города можно встретить художников, которые пишут графические портреты с натуры (слайд №7) Какое состояние души передают данные портреты? Что помогает художнику передать настроение? Это эмоции, которые мы узнаем по мимике лица. (Демонстрация таблицы с мимикой лиц). А теперь, давайте рассмотрим этапы выполнения портрета на методической таблице. А как построить изображение покажу вам я на доске. Смотрите внимательно! - Размещение изображения на листе. Определение общих пропорциональных отношений лица.
- Уточнение пропорций лица, прорисовка общей формы глаз, носа, рта, прически и воротника.
- Завершение рисунка с помощью светотеневой моделировки формы, создание образа.
- Уточнение общей формы деталей лица, нанесение легкой тени для выявления объема головы.
- Уточнение рисунка с помощью света и тени. Тональная работа над рисунком.
- Завершение работы — обобщение формы, передача характерных особенностей модели, создание образа.
Сегодня у нас первый урок по данной теме, поэтому сегодня мы выполним с вами лишь линейный рисунок портрета. И я покажу вам как его выполнить. Это будут этапы № 1,2 и 3. |