Комплексное занятие с детьми старшего дошкольного возраста по ознакомлению с декоративно-прикладным творчеством "Расписные узоры"
план-конспект занятия по рисованию (подготовительная группа) по теме
Закрепление знаний детей старшего дошкольного возраста об изделиях народных мастеров (гжельская, городецкая, хохломская, жостовская росписи). Развитие творчества детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
izo.doc | 62 КБ |
Предварительный просмотр:
Комплексное итоговое занятие с детьми старшего дошкольного возраста
по ознакомлению с декоративно-прикладным творчеством «Расписные узоры»
Программное содержание:
- Закрепить знания детей об особенностях гжельской, хохломской, городецкой и жостовской росписи (знание истории возникновения промысла, технологии изготовления предметов, их бытового назначения, особенностей использования мастерами цветовых сочетаний, элементов росписи, расположения их на форме).
- Отрабатывать умение композиционно заполнять форму выбранного для украшения предмета.
- Развивать творчество в умении самостоятельно выбирать элементы росписи, придумывать свой вариант украшения предмета.
- Воспитывать эстетический вкус.
- Продолжать воспитывать интерес к народному творчеству, любовь к традициям своего народа.
Интегрируемые образовательные области:
«Художественно творчество», «Социализация», «Познание», «Коммуникация», «Физическая культура», «Музыка», «Чтение художественной литературы».
Материал к занятию:
- Предметы декоративно-прикладного творчества: гжельская посуда, хохломская посуда, городецкие доски, жостовские подносы (по 2-3 предмета каждого вида росписи),
- Гуашевые краски, кисточки, салфетки из ткани, вода в стаканчиках, клеенки
- Заготовки из плотной бумаги с фоном (силуэты посуды, досок и т.п.),
- Музыкальные записи (народные мелодии)
Предварительная работа:
- Знакомство с народными промыслами (беседы, рассматривание предметов народного творчества
- Рассматривание альбомов «Дымковская игрушка», «Золотая Хохлома», «Сказочная Гжель», «Жостовские подносы»
- Рисование элементов росписи , роспись отдельных предметов
- Серия занятий по каждому виду росписи (познавательное развитие, лепка, аппликация)
- Дидактические игры «Найди отличия», «Составь узор», «Подбери пару»,
- Чтение стихотворений и потешек о расписных игрушках
Ход занятия:
Дети входят в изостудию. В середине находится ковер, вокруг столы с приготовленными материалами для работы.
Воспитатель: «Здравствуйте, ребята! Сегодня я хочу вас пригласить в путешествие по России. Наша Родина очень большая и красивая. Вот послушайте, как о ней сказал поэт стихами:
«Умывает красно солнышко руки теплые в росе,
И Россия, как Аленушка, предстает во всей красе.
Ни вблизи, нив дали я не знаю земли
Лучше той, что меня растила.
Синих рек рукава, В небе синь-синева
И светла от берез Россия».
Но ведь Россия славится не только своей красотой, но и мастерами, народными умельцами, которые украшали жизнь людей, делали ее ярче, наряднее, доставляли людям радость.
Давайте представим, что наш ковер сегодня стал не обычным, а волшебным, и с его помощью мы можем перенестись куда-то. Садитесь и слушайте, куда мы сейчас отправимся.
«Край фарфорового чуда,
А кругом него леса…
Синеглазая посуда:
Вазы, чайники и блюда
Ярко светится оттуда
Как родные небеса»
Что это за край такой, в который я вас хочу пригласить?...... Правильно, это Гжель! Расскажите, что вы знаете о Гжели? Вот здесь на столике ( в стороне стоит столик, на нем предметы различных промыслов, все накрыто тканью) есть разные красивые расписные предметы. Выберите предметы с гжельской росписью и поставьте на столе отдельно. (Один ребенок подходит, отставляет гжельскую посуду).
Чтобы вам легче было рассказывать, можете посмотреть на эту таблицу и вспомнить, о чем нужно рассказывать по порядку. (Воспитатель выставляет «модель-план» рассказа).
Где появились такие предметы, откуда их название? | |
? | Почему именно там их стали делать? |
Как мастера изготавливали эти предметы? | |
Какими элементами расписывались предметы? | |
Какие цвета мастера использовали мастера для росписи? |
Ответы детей…
Ребята, а какие красивые и интересные слова вы могли бы подобрать, чтобы рассказать, какая она, гжельская посуда? …. (ответы детей). Молодцы!
А теперь мы представим, что мы летим дальше на нашем ковре-самолете. Слушайте внимательно:
Выросла золотая травка на ложке.
Ягода клюква поспела на поварешке.
Мелкая ягодка малинка закраснела (поспела) на плошке.
Клюет эту ягоду хохлатая птица – золотое перо.
Вы уж подумали, что сказка началась? А это не сказка, а это быль! Ну-ка скажите, в каких краях появляются такие предметы? …. (ответы детей). Расскажите, что вы знаете о хохломской росписи? (Дети, пользуясь моделью-планом, аналогично рассказывают о росписи, предварительно выбрав на столике предметы с хохломской росписью)….
А какими бы словами вы рассказали о хохломской посуде, о том, какая она?... (ответы детей)
Сейчас наш ковер отправляется дальше. Мы летим над лесами, полями, лугами, реками, над облаками, стаи птиц обгоняют нас. Вы, наверное, устали сидеть? Давайте встанем и покажем все, что мы видим вокруг. (Физкультминутка)
« Руки подняли и покачали –
Это деревья в лесу.
Руки нагнули, кисти встряхнули –
Ветер сбивает росу.
В сторону руки – плавно помашем,
Это к нам птицы летят.
Как они сядут, тоже покажем –
Крылья сложили назад».
Птицы опустились на землю, и наш ковер опустился. И где же мы оказались?. Послушайте..
На дощечке цветы небывалой красоты.
Нарядная птица поет и кружится.
Лошадка послушная бьет там копытцем.
Яркие, дивные краски. Словно дощечка из сказки.
О чем я сейчас говорила, о какой-такой дощечке? Расскажите нам о городецкой росписи…..
Теперь наш ковер отправляется дальше. Мы снова летим высоко-высоко, пролетаем над садами, полями, лугами. Закройте все глаза и представьте себе, как из темноты появились прекрасные пышные цветы, самые-самые разные: прелестные розы и пышные хризантемы, грациозные тюльпаны, величественные георгины, милые фиалки, васильки и скромные ромашки и анютины глазки, а также нежные зеленые листики и гибкие стебельки..И где-то я уже видела такие цветы на темном фоне. А вот где, дети, может вы тоже вспомните? Откройте глаза и скажите. (Дети замечают поднос и берут его со стола). Расскажите о жостовской росписи…
Вот видите , ребята, какие красивые и разные предметы делают мастера на Русской земле. Кому-то из вас нравится больше всего гжельская посуда, кому-то хохломская, кому-то городецкие доски, а кому-то жостовские подносы. Мы сейчас представим, что наша группа превратилась в мастерскую, а все вы – в настоящих мастеров. Вот там, на столике, есть все, что вам нужно для работы, можете сами выбрать то, что хотите, любой предмет и расписать.
… …(Дети рисуют, звучит народная музыка).
После окончания работы дети раскладывают работы на ковре.
Воспитатель: Ах, какие у нас замечательные мастера!
Да, дело мастера боится! Посмотрите, какой нарядный поднос!
Доброе дело само себя хвалит! Как нужно постараться, чтобы расписать так красиво ложку?!
Воля и труд дивные всходы дают. Все сегодня постарались!
Где хотенье, там и уменье. Теперь видно, что вы многому научились и многое умеете.
Кончил дело – гуляй смело.
И наше путешествие тоже закончилось.
Не грустите, мастера,
Что домой идти пора.
Умелые руки не знают скуки».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект комплексного занятия с детьми старшего дошкольного возраста на тему: "Осенние посиделки"
Исходя из опыта работы в дошкольном учреждении, нужно подчеркнуть, что обучение счет с помощью мультимедийных игр-презентаций должно осуществляться не только на занятиях, но также в кружковой и индиви...
Конспект совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по ознакомлению с декоративно-прикладным искусством «Золотая хохлома»
Данный материал направлен на ознакомление детей с разными видами народного декоративно-прикладного искусства. Учит детей замечать художественные элементы, определяющие специфику «золотой хохломы...
Конспект комплексного занятия с детьми старшего дошкольного возраста "Птицы летят, весну на крыльях несут".
Комплексное тематическое занятие на расширение представлений детей о перелетных птицах....
Дидактические игры с детьми старшего дошкольного возраста по закреплению знаний декоративно-прикладного исскуства
Дидактические игры с детьми старшего дошкольного возраста по закреплению знаний декоративно-прикладного исскуства...
Комплексное занятие с детьми старшего дошкольного возраста по теме: «23 февраля – День защитника Отечества. Мы немножко подрастем, страну защищать пойдем!»
Цель: Обогащение словаря, овладение активной речью, формирование патриотических чувств, формирование первых представлений о родах войск, о защитниках Отечества, формирование умения взаимодействов...
Комплексное занятие с детьми старшего дошкольного возраста " Мы немножко подрастем-страну защищать пойдем!"
Обогащается словарь,формируется представление о разных видов войск,формируется умение взаимодействовать со сверстниками....
Комплексное занятие с детьми старшего дошкольного возраста по теме: «Мы немножко подрастем, страну защищать пойдем!»
Цель: Обогащение словаря, овладение активной речью, формирование патриотических чувств, формирование первых представлений о родах войск, о защитниках Отечества, формирование умения взаимодействов...