Рабочая учебная программа для детей старшей группы. По образовательной области «Художественное творчество»
рабочая программа (рисование, старшая группа) по теме

Рабочая учебная программа  для детей старшей группы. По образовательной области  «Художественное творчество». Содержание:1. Пояснительная записка;

2. Мониторинг образовательного процесса;

3. Вариативная часть программы составленной на основе региональной программы дошкольного образования Р.К. Шаеховой;

4. Задачи художественно-творческого развития детей 5-6 лет. Рисование;

4.1 Методы и приёмы рисования;

4.2  Планируемые промежуточные результаты освоения Программы;

5.  Задачи художественно-творческого развития детей 5-6 лет. Лепка;

5.1 Приёмы лепки;

5.2 Способы лепки;

6. Планируемые промежуточные результаты освоения Программы;

      7. Инструменты и материалы, применяемые на занятии по изодеятельности с детьми 5-6 лет;

8. Перспективное планирование. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon perspektivnoe_planirovanie_starshaya_gruppa_.zip97.39 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №8 комбинированного вида «Дюймовочка»

Чистопольского муниципального района Республики Татарстан

Рабочая учебная программа

для детей старшей группы.

По образовательной области

«Художественное творчество»

Составила : воспитатель по преподаванию предмета ХЭЦ

МБДОУ №8 «Дюймовочка»

Спиридонова Виктория Николаевна

Содержание:

1. Пояснительная записка;

2. Мониторинг образовательного процесса;

3. Вариативная часть программы составленной на основе региональной программы дошкольного образования Р.К. Шаеховой;

4. Задачи художественно-творческого развития детей 5-6 лет. Рисование;

4.1 Методы и приёмы рисования;

4.2  Планируемые промежуточные результаты освоения Программы;

5.  Задачи художественно-творческого развития детей 5-6 лет. Лепка;

5.1 Приёмы лепки;

5.2 Способы лепки;

6. Планируемые промежуточные результаты освоения Программы;

      7. Инструменты и материалы, применяемые на занятии по изодеятельности с детьми 5-6 лет;

  • ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ СЕНТЯБРЬ;
  • ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ОКТЯБРЬ;
  • ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ НОЯБРЬ;
  • ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ДЕКАБРЬ;
  • ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЯНВАРЬ;
  • ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ФЕВРАЛЬ;
  • ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ МАРТ;
  • ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ АПРЕЛЬ;
  • ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ МАЙ.

1. Пояснительная записка

Художественно-эстетическое воспитание занимает одно из ведущих мест в содержании воспитательного процесса дошкольного образовательного учреждения и является его приоритетным направлением.

Занятия рисованием, лепкой – одни из самых больших удовольствий для ребёнка. Они приносят детям много радости. Рисуя, ребёнок отражает не только то, что видит вокруг, но и проявляет собственную фантазию. Нельзя забывать, что положительные эмоции составляют основу психического здоровья и благополучия детей. А поскольку изобразительная деятельность является источником хорошего настроения, следует поддерживать и развивать интерес ребёнка к творчеству.

 В изобразительной деятельности идёт интенсивное познавательное развитие. У ребёнка дошкольного возраста уже сформированы  сенсорные ориентировки в цвете, форме, величине, фактуре предметов, развивается способность всматриваться, вслушиваться, анализировать предметы, явления, видеть в них общее и отличительное, быть внимательным. Идёт продолжение освоений орудийных действий с изобразительным материалом. Надо правильно брать карандаш (кисть): тремя пальцами, держать большим и средним, не близко к отточенному концу (ворсу), придерживая сверху указательным пальцем. Слишком сильное сжимание карандаша пальцами приводит к перенапряжению руки, скованности движений; слишком слабое – не удерживает карандаш (кисть). Эти действия имеют ярко выраженную сенсорную основу: темп, размах, ритм, направление движений, ощущение характера изобразительного материала – всё это требует ещё и координации в работе зрительных и двигательных анализаторов. Изображая простейшие предметы и явления, ребёнок познаёт их, у него формируются первые представления.

  Ребенок учится рассказывать об увиденном и поразившем его явлении языком красок, линий, словами. Ответная положительная эмоциональная реакция взрослых поддерживает у ребёнка стремление больше видеть, узнавать, искать ещё более понятный и выразительный язык линий, красок, форм. Так стимулируется развитие творчества ребёнка.

 Процесс обучения изобразительной деятельности строится на взаимодействии ребёнка с педагогом и детьми. В процессе такого взаимодействия выстраиваются отношения, формируется личность человека. В изобразительной деятельности возможно успешное развитие таких качеств личности как самостоятельность, инициативность, коммуникативность, а также способность подчинять своё поведение элементарным правилам – как прообраз будущей саморегуляции, самоуправления.

 Таким образом, изобразительная деятельность важна не столько для овладения умением рисовать, сколько для общего психического и личностного развития ребёнка.

 Данная программа направлена на развитие у ребёнка любви к прекрасному, обогащению его духовного мира, развитие воображения, эстетического отношения к окружающей действительности, приобщение к искусству как неотъемлемой части духовной и материальной культуры, эстетического средства формирования и развития личности ребёнка.

 Цель данной программы – формирование у детей дошкольного возраста художественно-творческих способностей в изобразительной деятельности.

 Реализация художественного и эстетического воспитания предусматривает:

- формирование  представлений о прекрасном в жизни и искусстве, способности воспринимать его;

- формирование художественно-образных представлений и мышления, эмоционально-чувственного отношения к предметам и явлениям действительности, воспитание эстетического вкуса, эмоциональной отзывчивости на прекрасное;

- развитие творческих способностей в рисовании и лепке;

- обучение основам создания художественных образов, формирование практических навыков работы в различных видах художественной деятельности;

 В данной программе большое внимание уделено различным техникам работы детей с красками: рисование карандашами, рисование штампом, рисование кисточкой, нетрадиционная техника рисования.

 Система занятий построена с учётом принципов последовательности и системности в формировании знаний, умений и навыков.

 Программа предполагает проведение одного занятия в неделю, в первую  половину дня. Продолжительность занятий составляет 25 минут.

2. Мониторинг образовательного процесса «ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО»

Мониторинг детского развития проводится два раза в год (в октябре-ноябре и апреле-мае). В проведении мониторинга участвует педагог. Основная задача мониторинга заключается в том, чтобы определить степень освоения ребенком образовательной программы и влияние образовательного процесса, организуемого в дошкольном учреждении, на развитие ребенка.

При организации мониторинга учитывается положение Л. С. Выготского о ведущей роли обучения в детском развитии, поэтому он включает в себя два компонента: мониторинг образовательного процесса и мониторинг детского развития. Мониторинг образовательного процесса осуществляется через отслеживание результатов освоения образовательной программы.

Мониторинг образовательного процесса (мониторинг освоения образовательной программы) проводится педагогами, ведущими занятия с дошкольниками. Он основывается на анализе достижения детьми промежуточных результатов, которые описаны в каждом разделе образовательной программы.

С помощью средств мониторинга образовательного процесса можно оценить степень продвижения дошкольника в образовательной программе. Форма проведения мониторинга преимущественно представляет собой наблюдение за активностью ребенка в различные периоды пребывания в дошкольном учреждении, анализ продуктов детской деятельности и специальные педагогические пробы, организуемые педагогом. Данные о результатах мониторинга заносятся в специальную карту развития ребенка в рамках образовательной программы.

Анализ карт развития позволяет оценить эффективность образовательной программы и организацию образовательного процесса в группе детского сада.

Мониторинг освоения образовательной программы проводится педагогом на основе наблюдения и анализа продуктов детских видов деятельности. В ходе мониторинга заполняется таблица:

Протокол

мониторинга достижений детьми результатов освоения программы

«От рождения до школы»

Группа ______________________                                             Воспитатель___________________________

Дата диагностики_____________                         образовательная область: «Художественное творчество»__  

Критерии

     

Ф.И. ребенка

1. Различает произведения изо  искусства (живопись, книжная графика, народное декоративное искусство, скульптура)

2. Выделяет выразительные средства в различных видах искусства  (форма, цвет, колорит, композиция)

3.  Знает особенности изобразительных материалов.

4. Создает изображения предметов (с натуры, по представлению); сюжетные изображения

5. Использует разнообразные композиционные решения, изобразительные материалы

6. Использует различные цвета и оттенки для создания выразительных образов

7. Выполняет узоры по мотивам народного декоративно – прикладного искусства

8. Лепят предметы разной формы, используя усвоенные приемы и способы.

9. Создает небольшие сюжетные композиции, передавая пропорции, позы и движения фигур

10. создает изображения по мотивам народных игрушек

Максимальное количество баллов 40 (1 балл – 2,24%)

0 – 50 баллов – низкий уровень

50 – 75 баллов – средней уровень

75 – 100 баллов – высокий уровень

3. Вариативная часть программы составленной на основе региональной программы дошкольного образования Р.К. Шаеховой.

Образовательная область «Художественное творчество»

        Содержание образовательной области «Художественное творчество» направлено на достижение целей формирования интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении через решение следующих образовательных задач:

Развитие продуктивных видов деятельности

Рисование.

  • Продолжить знакомство с элементами национального орнамента. Рассмотреть цветочно-растительные мотивы (полевые, луговые, садовые); мотивы пальметт и полупальметт, лотосо - образные мотивы, мотивы листьев и др. Обратить внимание детей на характер композиции (симметричные, асимметричные), на цветочный букет, в котором одновременно могут использоваться мотивы разных цветов.
  • Приобщать детей к декоративной деятельности: показать способы рисования симметричного букета, у которого одинаковы обе стороны узора относительно вертикального стебля.
  • Способствовать творческому применению сформированных умений и навыков по декоративному рисованию на силуэтах одежды, головных уборов, обуви (тюбетейка, фартук, ичиги и др.), предметах быта (полотенце, веретено и др.), разнообразию используемых элементов национального орнамента.
  • Привлекать детей к выполнению коллективных работ по мотивам татарского прикладного искусства. Помочь согласовывать содержание совместной работы.
  • Познакомить с новыми цветами (фиолетовый) и оттенками(темно-фиолетовый, сиреневый). Учить смешивать краски для получения новых оттенков. Побуждать к самостоятельному выбору сочетания цветов.
  • Продолжать совершенствовать умение передавать в рисунке образы предметов быта, персонажей татарских народных сказок. Подводить детей к созданию сюжетных композиций на
  • темы сказок Г. Тукая, А. Алиша («Кого встретила болтливая утка», «Кто самый сильный», «Встреча Шурале и Былтыра»,«Коза и баран» и др.).
  • Поощрять передавать в рисунках яркие события из общественной жизни родного города (села). Рассматривать вместе с детьми работы и побуждать к рассказу о нарисованном. Содействовать проявлению творческой активности.

Лепка.

  • Продолжать развивать интерес к лепке; совершенствовать умение лепить из глины (соленого теста, пластилина).
  • Развивать умение лепить с натуры актюбинские и шеморданские игрушки, передавать их характерные особенности.

  • Познакомить детей с техникой рельефного изображения. Учитывая характерные особенности натуры, научить лепить трилистник, правильно передавая пропорции. Обратить внимание детей на то, что лепку следует начинать с плинтуса – основания, на поверхность которого концом стеки наносится контурный рисунок рельефа.
  • Совершенствовать умение лепить посуду ленточным способом, из целого куска глины, дополнять ее мелкими деталями, украшать при помощи стеки, штампа, налепа (кувшин, ваза, ковшик, кумган и т. д.).
  • Стимулировать и поддерживать самостоятельное определение замысла, стремление создать несложные сюжеты и выразительные образы: «На Сабантуе», Девушка с коромыслом»,
  • «Три дочери» и др.
  • Формировать умение лепить по представлению героев литературных произведений (Водяная, Шурале, Камыр-батыр т. п.). Развивать творчество, инициативу.

Приобщение к изобразительному искусству.

  • Приобщать детей к восприятию искусства, развивать интерес к нему. Познакомить с выдающимися произведениями деятелей изобразительного искусства республики (Х. Якупов, И. Зарипов, Р. Шамсутдинов и др.).
  • Познакомить детей с понятием «пейзаж», с творчеством известного русского пейзажиста И. И. Шишкина, уроженца города Елабуги («Утро в сосновом бору», «Рожь», «Полянка» и др.).
  • Развивать умение эмоционально откликаться на изображение, понимать его, соотносить увиденное с собственным опытом.
  • Продолжить знакомство с керамическим промыслом –древнейшим видом искусства, с творчеством современных художников-керамиков (Б. А. Шубин, А. Абзгильдин, Р. Миргалимов, А. Минуллина). Обратить внимание детей на национальное своеобразие керамических изделий, выраженных как в силуэте формы, так и в орнаментальном решении. Способствовать проявлению умения выделять элементы национального орнамента.
  • Обратить внимание детей на особенности русского национального костюма, сравнить его с традиционным татарскимкостюмом (с особенностями головных уборов, одежды, обуви,
  • украшений). Помочь найти сходство и отличие в национальной одежде.
  • Познакомить детей с искусством кожаной мозаики. Рассмотреть кожаные туфли, башмаки, ичиги; узоры, расположенные на передке ичигов, украшающие голенища. Обратить внимание детей на цветной фон, собирающий яркие вписанные друг в друга элементы в единую композицию; криволинейность, замкнутость форм, сшивание их контрастными по цвету шелковыми нитями и т. д.
  • Продолжить знакомство детей с архитектурой родного города. Подводить к пониманию зависимости конструкции здания от его назначения (жилой дом, мечеть, кинотеатр и т.д.). Обратить внимание на сходства и различия архитектурных сооружений одинакового назначения. Организовать экскурсию в старинную часть города (Старо-

Татарская слобода Казани), где сохранились старинные бревенчатые дома, приусадебные постройки (ворота, заборы), украшенные резьбой по дереву. Обратить внимание на характер резных узоров, их пропорции и цветовые решения (характерные для татарской вышивки, кожаной мозаики). Познакомить с архитектурным ансамблем Кремля (Спасская башня, Башня Сююмбеки, соборная мечеть Кул Шариф, Преображенская проездная башня, Благовещенский собор и т. д.). Формировать опыт восприятия объектов истории и культуры. Вызвать желание познать историю Кремля.

  • Закреплять знания о книжной иллюстрации. Познакомить детей с творчеством художников-иллюстраторов, проиллюстрировавших образы героев в стихотворениях Р. Миннуллина, Ш. Галеева, Р. Валеевой и др. Развивать умение сравнивать иллюстрации разных художников к одному и тому же литературному произведению, рассказывать о своем восприятии.

4. Задачи художественно-творческого развития детей 5-6 лет.

Рисование.

  • Продолжать совершенствовать умение передавать в рисунке образы предметов, объектов, персонажей сказок, литературных произведений. Обращать внимание детей на отличия предметов по форме, величине, пропорциям частей; побуждать их передавать эти отличия в рисунках.
  • Закреплять умение передавать положение предметов в пространстве на листе бумаги, обращать внимание детей на то, что предметы могут по-  разному располагаться на плоскости (стоять, лежать, менять положение: живые существа могут двигаться, менять позы, дерево в ветреный день — наклоняться и т. д.); передавать движения фигур.
  • Способствовать овладению композиционными умениями: учить располагать изображение на листе с учетом его пропорций (если предмет вытянут в высоту, располагать его на листе по вертикали; если он вытянут в ширину, например, не очень высокий, но длинный дом, располагать его по горизонтали).
  • Закреплять способы и приемы рисования различными
    изобразительными материалами (цветные карандаши, гуашь, акварель, цветные мелки, пастель, сангина, угольный карандаш, фломастеры, разнообразные кисти и
    т. п).

  • Вырабатывать навык рисования контура предмета простым карандашом с легким нажимом на него, чтобы при последующем закрашивании изображения не оставалось жестких, грубых линий, пачкающих рисунок.
  • Знакомить с новыми цветами (фиолетовый) и оттенками (голубой, poзовый, темно-зеленый, сиреневый), развивать чувство цвета. Учить смешивать краски для получения новых цветов и оттенков (при рисовании гуашью) и высветлить цвет, добавляя в краску воду (при рисовании акварелью). При рисовании карандашами учить передавать оттенки цвета, регулируя нажим на карандаш. В карандашном исполнении дети могут, регулируя нажим, передать до трех оттенков цвета.
  • Подводить детей к созданию сюжетных компартий на темы окружающей жизни и на темы литературных произведений  Кого встретил Колобок», «Два жадных медвежонка!», «Где обедал воробей !?» и др.).
  • Обращать внимание детей на соотношение по величине разных предметов в сюжете (дома большие, деревья высокие и низкие; люди меньше домов, но больше растущих на лугу цветов). Развивать умение располагать на рисунке предметы так, чтобы они загораживали друг друга (растущие перед домом деревья частично его загораживают и т. п.).
  • Продолжать знакомить детей с изделиями народных промыслов, закреплять и углублять знания о дымковской и филимоновской игрушках и их росписи; предлагать создавать изображения по мотивам народной декоративной росписи, знакомить с ее цветовым строем и элементами композиции, добиваться большего разнообразия используемых элементов. Продолжать знакомить с городецкой росписью, ее цветовым решением, спецификой  создания декоративных цветов (как правило, не чистых тонов, а оттенков), учить использовать для украшения оживки.
  • Знакомить с региональным (местным) декоративным искусством.

  • Предлагать детям составлять узоры по мотивам городецкой, полхов-майданской, гжельской росписи: знакомить с характерными элементами (бутоны, цветы, листья, травка, усики, завитки, оживки).
  • Для развития творчества в декоративной деятельности учить использовать декоративные ткани. Предоставлять детям бумагу в форме одежды и головных уборов (кокошник, платок, свитер и др.), предметов быта (салфетка, полотенце).
  • Закреплять умение ритмично располагать узор. Предлагать расписывать бумажные силуэты и объемные фигуры.

        4.1 Методы и приёмы рисования.

 Для того чтобы у детей возникло желание выполнять учебное задание, воспитателю необходимо проводить специальную работу, направленную на формирование игровой мотивации.

 Чтение стишков, песенок, потешек – важный методический приём. Он повышает положительное эмоциональное отношение детей к занятию.

 Следует побуждать рисовать самые разнообразные предметы, окружающие и привлекающие внимание в процессе игр, наблюдений на прогулках, рассматривания, обведения руками по контуру предмета. Постепенно, обращая внимание детей на рисунок, надо учить находить их сходство получившихся на бумаге штрихов и линий с окружающими предметами.

 Для успешного овладения рисованием важно развивать сенсорные основы изобразительной деятельности: восприятие предметов различной формы (зрительное, осязательное, кинестетическое) и цвета.

 Просмотр всех рисунков в конце занятия воспитывает у детей интерес к результатам сверстников, собственной деятельности. Анализ работ должен идти от игрового персонажа.

 Занятия должны доставлять детям радость!

Занятия по рисованию строятся по следующему примерному плану:

  1. Водная часть. Задача воспитателя – пробудить интерес ребенка и создать эмоционально благоприятную ситуацию (сюрпризные моменты, стихи, загадки, упражнения на развитие памяти, внимания и т.п.).
  2. Основная часть занятия начинается с анализа изображаемого предмета, предложений детей по выполнению работы и советов воспитателя. Далее дети приступают к созданию своих работ. Воспитатель может показать детям удачно начатый рисунок, направлять действия ребят.
  3. Заключительная часть – подведение итогов занятия. Воспитатель раскладывает все работы и вместе с детьми анализирует их (только положительная оценка). Дети учатся оценивать свою работу и работы других детей.

4.2 Планируемые промежуточные результаты

освоения Программы

  • Различает произведения изобразительного искусства (живопись, книжная графика, народное декоративное искусство, скульптура).
  • Выделяет выразительные средства в разных видах искусства (форма, цвет, колорит, композиция).
  • Знает особенности изобразительных материалов.
  •  Создает изображения предметов (с натуры, по представлению); сюжетные изображения.
  • Использует разнообразные композиционные решения, изобразительные материалы.
  • Использует различные цвета и оттенки для создания выразительных образов.
  • Выполняет узоры по мотивам народного декоративно-прикладного искусства.

5. Задачи художественно-творческого развития детей 5-6 лет. Лепка

  • Продолжать знакомить детей с особенностями лепки из глины, пластилина и пластической массы.
  • Развивать умение лепить с натуры и по представлению знакомые предметы (овощи, фрукты, грибы, посуда, игрушки); передавать их характерные особенности. Совершенствовать умение лепить посуду из целого куска глины и пластилина ленточным способом.
  • Закреплять умение лепить предметы пластическим, конструктивным и комбинированным способами. Формировать умение сглаживать поверхность формы, делать предметы устойчивыми.
  • Закреплять умение передавать в лепке выразительность образа, лепить фигуры человека и животных в движении, объединять небольшие группы предметов в несложные сюжеты (в коллективных композициях): «Курица с цыплятами», «Два жадных медвежонка нашли сыр», «Дети на прогулке» и др.
  • Формировать умение лепить по представлению героев литературных произведений (Медведь и Колобок, Лиса и Зайчик, Машенька и Медведь и т. п.). Развивать творчество, инициативу.
  • Продолжать формировать умение лепить мелкие детали; пользуясь стекой, наносить рисунок чешуек у рыбки, обозначать глаза, шерсть животного, перышки птицы, узор, складки на одежде людей и т.п.
  • Продолжать формировать технические умения и навыки работы с разнообразными материалами для лепки; побуждать использовать дополнительные материалы (косточки, зернышки, бусинки и т.д.).
  • Закреплять навыки аккуратной лепки.
  • Продолжать знакомить детей с особенностями декоративной лепки. Формировать интерес и эстетическое отношение к предметам народного декоративно-прикладного искусства.
  • Закреплять умение лепить птиц, животных, людей по типу народных игрушек, передавая их характерные особенности (дымковской, филимоновской, каргопольской и др.).

  • Формировать умение украшать узорами предметы декоративного искусства. Учить расписывать изделия гуашью, украшать их налетами и углубленным рельефом, использовать стеку.
  • Учить сглаживать неровности вылепленного изображения, обмакивая пальцы в воду, когда это необходимо для передачи образа.

5.1 Приёмы лепки

  • Скатывание шариков между ладонями;
  • Раскатывание столбиков движениями ладоней вперед – назад на дощечке;
  • Сплющивание или расплющивание между пальцами или ладонями шариков и столбиков;
  • Прищипывание или вытягивание: защипнуть пластилин между двух или трех пальцев и слегка потянуть;
  • Вытягивание отдельных частей из цельного куска;
  • Вдавливание большим пальцем углубления на поверхности формы;
  • Соединение деталей в единое целое и сглаживание мест соединения;
  • Приплющивание нижней части формы, постучав ею о дощечку, чтобы сделать пдделку устойчивой;
  • Рисование на пластилине способом контррельефа при помощи стеки;
  • Оформление мелкими деталями, выполненными из пластилина;

Занятия по лепке строятся по следующему примерному плану.

  1. Создание интереса и эмоционального настроя;
  2. Процесс выполнения работы начинается с анализа изображаемого предмета, советов воспитателя.
  3. Рассмотрение готовых работ.

5.2 Способы лепки

  1. Конструктивный – лепка предмета из отдельных частей.
  2. Пластический – детали предмета вытягиваются из целого куска.
  3. Комбинированный – сочетание в одном изделии разных способов лепки.
  4. Рельефная скульптура – объемное изображение, выступающее над плоскостью, образующей его фон.

6. Планируемые промежуточные результаты

освоения Программы

  • Лепят предметы разной формы, используя усвоенные приемы и способы.
  • Создает небольшие сюжетные композиции, передавая пропорции, позы и движения фигур.
  • Создает изображения по мотивам народных игрушек.

7. Инструменты и материалы, применяемые на занятии по изодеятельности с детьми 5-6 лет.

 Учебно-наглядные пособия:

  • плакаты;
  • игрушки;
  • муляжи.

 Оборудование:

  • альбом;
  • простые карандаши;
  • цветные карандаши;
  • фломастеры;
  • краски гуашевые;
  • краски акварельные;
  • восковые мелки;
  • угольные карандаши;
  • мягкие и жесткие кисти разных размеров;
  • стаканы для воды;
  • палитра;
  • клеенки;
  • тряпочки;
  • зубные щетки;
  • пластилин;
  • соленое тесто;
  • стеки;
  • доски;
  • природный материал;

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ СТАРШАЯ ГРУППА (рисование)

СЕНТЯБРЬ

Тема

Занятие 1

«Картина про лето»

Занятие 2

«Натюрморт с овощами»

Занятие 3

«Листья деревьев»

Занятие 4

«Сказочный лес»

Цель

Учить: отражать в рисунке впечатления, полученные летом; оценивать свои работы и рисунки товарищей. Закреплять умение располагать изображения на полосе внизу листа и по всему листу. Развивать: образное восприятие, образные представления; творческую активность.

Вызвать у детей активный интерес, эмоциональный отклик на художественные произведения, желание внимательно рассмотреть натюрморт с овощами, необычностью их формы, цвета, композицией; дать представление о том, какие предметы изображаются в натюрморте; стимулировать эстетическое ассоциации с собственным опытом.

Учить рисовать с натуры силуэты листьев и аккуратно закрашивать их восковыми мелками.  Закреплять умение вписывать рисунок в лист. Продолжать учить закрашивать листья восковыми мелками, штрихуя в одном направлении без просветов и усиливая нажим в более темных местах. Развивать эстетическое восприятие.

Знакомить детей с жанром пейзажа. Учить создавать в рисунке образ волшебного леса, используя необычные строение деревьев, сказочные узоры. Закреплять приемы рисования гуашью. Учить накладывать один цвет на другой по мере высыхания. Развивать воображение и творческие способности.

Оборудование

Картинки про лето, гуашь, альбомы, кисти, банки с водой, салфетки бумажные.

Иллюстрации натюрморта, краски, муляжи овощей, альбомы, кисти, банки с водой, салфетки бумажные.

Засушенные листья деревьев, альбомы, простые карандаши, ластики, восковые мелки.

Книга З. Ежиковой «Крот и краски», альбомы, кисти, акварельные краски, палитры, баночки с водой, салфетки.

Литература, источник

Т. С. Комарова «Занятия по изобразительной деятельности, 5+», занятие №2, стр. 35

Д.Н. Колдина «Рисование с детьми 5-6 лет», занятие №3, стр. 12

Д.Н. Колдина «Рисование с детьми 5-6 лет», занятие №7, стр. 15

Д.Н. Колдина «Рисование с детьми 5-6 лет», занятие №8, стр. 16

Интеграция с другими областями

Беседы с детьми о лете; о том, какой труд взрослых они наблюдали, как сами трудились. Пение песен о лете, чтение стихотворений; рассматривание иллюстраций.

Рассматривание и обсуждение репродукций, наблюдение, дидактические игры, диалоги о композиции и цветовом фоне натюрморта.

Наблюдение на прогулках. Разговоры с детьми о том, как осень изменила все вокруг. Пение песен, разучивание стихотворений об осени.

Наблюдение на прогулках. Разговоры с детьми о том, как осень изменила все вокруг. Пение песен, разучивание стихотворений об осени.

Планируемые результаты развития интегративных качеств:

Проявляет эстетические чувства, интерес к искусству, чувство композиции; может рисовать различные деревья, кусты, цветы, располагать изображения на листе; выражает положительные эмоции, создавая сказочные образы.

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ СТАРШАЯ ГРУППА (лепка)

СЕНТЯБРЬ

Тема

Занятие 1

«Собираем урожай овощей»

Занятие 2

«Ежик»

Цель

Воспитывать у детей уважение к труду, стремление принимать участие в коллективной работе, лепить разные по форме овощи, передавать их характерные признаки.

Продолжать учить детей сочетать в поделке природный материал и пластилин. Закреплять умение передавать в лепке пропорциональное соотношение частей и их расположение. Учить добиваться выразительности образа. Развивать фантазию при дополнения изделия необходимыми элементами.

Оборудование

Пластилин, муляжи овощей, корзина.

Сосновые шишки, пластилин, доски, стеки, салфетки.

Литература, источник

Казакова, стр. 101

Д.Н. Колдина «Лепка с детьми 5-6 лет», занятие №8, стр. 20

Интеграция с другими областями

Наблюдение на огороде в детском саду за ростом овощей, их уборкой по мере созревания. Чтение книг, разучивание стихотворений, рассматривание иллюстраций. Дидактические игры «Чудесный мешочек», «Какого овоща не стало?».

Рассматривание иллюстраций, игры с игрушкой ежик.

Планируемые результаты развития интегративных качеств:

Проявляет эстетические чувства, интерес к искусству, чувство композиции; может лепить предметы или их части круглой, овальной, дискообразной формы, пользуясь движением всей кисти и пальцев, выражает положительные эмоции, создавая сказочные образы.

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ СТАРШАЯ ГРУППА (рисование)

ОКТЯБРЬ  

Тема

Занятие 1

«Голубь»

Занятие 2

«Дымковская слобода (деревня)»

Занятие 3

«Девочка в нарядном платье»

Занятие 4

«Как мы играли в подвижную игру «Медведь и пчелы»»

Цель

Учить обводить контур ладошки цветным карандашом. Учить придавать знакомому предмету новый образ с помощью дополнительных деталей. Развивать воображение и наблюдательность. Воспитывать любовь к птицам. Продолжать учить понимать и анализировать содержание стихотворения.

Познакомить с дымковскими игрушками. Развивать эстетическое восприятие, образные представления, чувство цвета и композиции. Закреплять эмоционально положительное отношение к народному декоративному искусству. Продолжать развивать навыки коллективной работы.

Учить детей рисовать фигуру человека; передавать форму платья, форму и расположение частей, соотношение их по величине. Продолжать рисовать крупно, во весь лист. Закреплять приемы рисования и закрашивания рисунков карандашами.

Продолжать формировать у детей образные представления, воображение. Развивать умение создавать сюжетные композиции, определенные содержанием игры. Управлять в разнообразных приемах рисования. Вызывать радость от созданных образов игры.

Оборудование

Альбомы, цветные карандаши или восковые мелки.

Силуэты дымковских игрушек, краски гуашь, кисти, вода, салфетки, большой лист бумаги для оформления.

Простой карандаш, краски акварель, альбомы, кисти, палитры, вода, салфетки.

Альбомы, цветные восковые мелки или цветные карандаши.

Литература, источник

Д.Н. Колдина «Рисование с детьми 5-6 лет», занятие №11, стр. 19

Т. С. Комарова «Занятия по изобразительной деятельности, 5+», занятие №20, стр. 47

Т. С. Комарова «Занятия по изобразительной деятельности, 5+», занятие №21, стр. 48

Т. С. Комарова «Занятия по изобразительной деятельности, 5+», занятие №24, стр. 50

Интеграция с другими областями

Наблюдение на улице за птицами, рассматривание иллюстраций.

Расширять представления детей о дымковских расписных изделиях. Рассматривать альбомы декоративно – прикладного искусства.

Рассматривание девочек в разных платьицах. Организация игр с куклами. Дидактическая игра «Одень куклу».

Игры детей. Чтение книг. Рассматривание иллюстраций.

Планируемые результаты развития

интегративных качеств:

Проявляет эстетические чувства, интерес к искусству, чувство композиции; умеет строить композицию рисунка, закрашивать рисунки карандашами,  выражает положительные эмоции, создавая сказочные образы.

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ СТАРШАЯ ГРУППА (лепка)

ОКТЯБРЬ

Тема

Занятие 1

«Мухомор»

Занятие 2

«Дымковская утка»

Цель

Закрепить умение детей пользоваться знакомыми способами передачи образа: аккуратно наносить тонким слоем внутри контура и украшать его способом налепа. Расширять и уточнять знания о грибах. Дать представление о том, что съедобными и ядовитыми. Развивать творчество при оформлении своей поделки.

Продолжать знакомить детей с изделиями народных промыслов, закреплять и углублять знания о дымковской игрушке. Учить видеть выразительность формы игрушки, лепить уточку с натуры конструктивным способом, соблюдая формы, пропорции и детали. Продолжать учить стекой намечать перышки, крылья и глаза; украшать крылья и голову налепами, шариками, лепешками.

Оборудование

Карточки с изображением грибов. Картон с нарисованным силуэтом мухомора, пластилин, дощечки, стеки.

Дымковские игрушки, пластилин, салфетки, стеки, дощечки.

Литература, источник

Д.Н. Колдина «Лепка с детьми 5-6 лет», занятие №7, стр. 19

Д.Н. Колдина «Лепка с детьми 5-6 лет», занятие №6, стр. 18

Интеграция с другими областями

Рассматривание иллюстраций грибов, беседа о съедобных и несъедобных грибах, дидактические игры.

Рассматривание дымковских игрушек, выделять их характерные особенности: слитность, пластичность, изящество, красота.

Планируемые результаты развития интегративных качеств:

Проявляет эстетические чувства, интерес к искусству, чувство композиции; может лепить предметы или их части, использовать приемы лепки.

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ СТАРШАЯ ГРУППА (рисование)

НОЯБРЬ

Тема

Занятие 1

«Знакомство с городецкой росписью»

Занятие 2

«Грузовая машина»

Занятие 3

«Чайный сервиз»

Занятие 4

«Зайчишка – трусишка и храбришка»

Цель

Познакомить детей с городецкой росписью. Учить выделять ее яркий, нарядный колорит, композицию узора, мазки, точки, черточки – оживки. Учить рисовать эти элементы кистью. Развивать эстетическое восприятие, чувство цвета, чувство прекрасного. Вызывать желание создавать красивый узор.

Учить детей изображать предметы, состоящие из нескольких частей прямоугольной и круглой формы. Учить правильно передавать форму каждой части, ее характерные особенности. Закреплять навык рисования вертикальных и горизонтальных линий, правильного закрашивания предметов.

Учить рисовать предметы посуды, самостоятельно придумывать узоры и украшать посуду в одном стиле. Закреплять умение располагать элементы узора на поверхности предмета. . Развивать эстетическое восприятие, чувство цвета, воображение. Воспитывать отзывчивость и доброту.

Учить рисовать, раскрывая тему литературного произведения, передавая характер и настроение героя. Вызвать интерес к иллюстрированию знакомых сказок доступными средствами. Познакомить с приемами передачи сюжета: выделять главное, изображая более крупно на переднем плане. Развивать композиционные умения.  

Оборудование

Альбомы, гуашь нужных для городецкой росписи цветов, кисти тонкие, вода, салфетки.

Альбомы, карандаши цветные, игрушка машина.

Фарфоровый набор, альбомы, краски, кисти, нитки, вода, тряпочки.

Цветные карандаши, фломастеры. Книжки самоделки.

Литература, источник

Т. С. Комарова «Занятия по изобразительной деятельности, 5+», занятие №22, стр. 48; Волчкова, «Конспекты занятий в стр.группе ИЗО», №2, стр. 57

Т. С. Комарова «Занятия по изобразительной деятельности, 5+», занятие №34, стр. 59

Д.Н. Колдина «Рисование с детьми 5-6 лет», занятие №18, стр. 26

Парамонова, стр. 192

Интеграция с другими областями

Рассматривание изделий городецкой росписи. Беседы с детьми о декоративно – прикладном искусстве, рассматривание альбомов по народному искусству.

Рассматривать с детьми разные грузовые машины, сравнивать, предлагать отмечать сходства и различия.

Рассматривание иллюстраций, посуды, чтение сказки «Федорено горе».

Чтение: Д.Н. Мамин – Сибиряк «Сказка про храброго зайца…» и русская народная сказка «Заяц – хвастун» в обработке О. Капицы. Рассматривание книг.

Планируемые результаты развития интегративных качеств:

Проявляет эстетические чувства, интерес к искусству, чувство композиции; может создавать изображение по мотивам городецкой росписи. Выражает положительные эмоции создавая свои рисунки.

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ СТАРШАЯ ГРУППА (лепка)

НОЯБРЬ

Тема

Занятие 1

«Вылепи свою любимую игрушку»

Занятие 2

«Чашки»

Цель

Учить детей создавать в лепке образ любимой игрушки. Закреплять разнообразные приемы лепки ладошками и пальцами. Воспитывать стремление доводить начатое до конца. Формировать эстетическое отношение к своим работам, учить оценивать их.

Учить детей лепить из пластилина чашку, состоящую из колец и диска, прочно соединять части изделия между собой, заглаживать поверхность. Закреплять умение пользоваться стекой. Воспитывать отзывчивость и доброту.

Оборудование

Пластилин, дощечки, стеки.

Пластилин, дощечки, стеки.

Литература, источник

Т. С. Комарова «Занятия по изобразительной деятельности, 5+», занятие №32, стр. 57

Д.Н. Колдина «Лепка с детьми 5-6 лет», занятие №9, стр. 21

Интеграция с другими областями

Игры детей с игрушками.

Рассматривание иллюстраций, посуды, чтение сказки «Федорено горе».

Планируемые результаты развития интегративных качеств:

Проявляет эстетические чувства, интерес к искусству, чувство композиции; может лепить фигуру из цельного куска пластилина, передавая форму отдельных частей приемом вытягивания.

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ СТАРШАЯ ГРУППА (рисование)

ДЕКАБРЬ

Тема

Занятие 1

«Гжельская чашка»

Занятие 2

«Образ зимы»

Занятие 3

«Волшебные снежинки (краски зимы)»

Занятие 4

«Наша нарядная ёлка»

Цель

Познакомить детей с гжелью. Учить выделять характерные особенности гжельской росписи, украшать бордюр чашки простыми элементами росписи. Продолжать учить смешивать синюю и белую краску для получения голубого цвета.

Продолжать знакомить детей с пейзажной живописью. Вызывать эмоциональный отклик на художественный образ зимнего пейзажа, ассоциации с представлением, с собственным опытом восприятия зимней природы. Развивать умение давать эстетические оценки, высказывать суждения, соотносить по настроению образцы живописи, поэзии, музыки. Совершенствовать технические навыки рисования кистью. Вызвать интерес к созданию зимнего пейзажа различными нетрадиционными техниками.

Учить строить круговой узор из центра, симметрично располагая элементы на лучевых осях или путём симметричного наращивания элементов по концентрическим кругам. Симметрично располагать узор в зависимости от формы листа бумаги или объёмного предмета. Использовать в узоре разнообразные прямые, округлые линии формы, растительные элементы. Умело пользоваться кистью (рисовать концом, всей кистью, свободно двигать в разных направлениях).

Учить передавать впечатления от новогоднего праздника. Создавать в рисунке образ нарядной ёлки. Учить смешивать краски на палитре для получения разных оттенков цветов. Развивать образное восприятие, эстетические чувства (ритм, цвет).

Оборудование

Керамическая посуда гжельских мастеров, образцы элементов гжельской росписи. Раздаточный материал. Шаблоны чашек из картона, белая и синяя гуашь, кисти, вода, палитра, тряпочки.

Листы белой бумаги в формате А4; краски: акварель, гуашь (белая, зеленая, коричневая); поролон, пенопласт в форме дома (двух размеров), пластмассовые или картонные дощечки; матерчатые и бумажные салфетки; кисточки двух размеров (большая и тонкая); баночки с водой, палочки, тюбик зубной пасты

Бумажные квадраты одного размера, но разного цвета – тёмно – синего, фиолетового, сиреневого, малинового, сине – зелёного, чёрного; гуашевые краски белого цвета, очень тонкие кисточки, баночки с водой, матерчатые и бумажные салфетки. Вологодские кружева для рассматривания.

Альбомный лист, гуашь, кисточки 2-х размеров, баночки с водой, матерчатые салфетки.

Литература, источник

Д.Н. Колдина «Рисование с детьми 5-6 лет», занятие №18, стр. 26

Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Старшая группа. – с. 92-93

Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Старшая группа с. 94-95

Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду: Кн. для воспитателя детского сада с. 105

Интеграция с другими областями

Занятия по декоративному рисованию. Знакомство с разными видами народного искусства. Рассматривание узоров, обращая внимание детей на их цветовое решение, элементы узора.

Наблюдение во время прогулки. Беседа о временах года. Рассматривание иллюстраций, фотографий, календарей, изображающих времена года. Знакомство с репродукциями картин И. Левитана «Золотая осень», С. Жуковского «Свежий снег», А. Саврасова «Зимний пейзаж», А. Васнецова «Зимний сон», И. Остроухова «Осень», В. Поленова «Первый снег».

Знакомство с кружевоплетением как видом народного декоративно – прикладного искусства. Рассматривание кружевных изделий вологодских мастериц. Наблюдение за снегопадом и рассматривание снежинок, пойманных на варежки. Сравнение вологодских кружев с морозными узорами и снежинками.

Подготовка к новогоднему празднику в детском саду и участие в утреннике, просмотр телевизионных передач. Рассматривание новогодних открыток.

Планируемые результаты развития интегративных качеств:

Проявляет эстетические чувства, интерес к искусству, чувство композиции; рисовать акварелью, правильно пользоваться кистью и красками.  Выражает положительные эмоции, создавая сказочные образы.

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ СТАРШАЯ ГРУППА (лепка)

ДЕКАБРЬ

Тема

Занятие 1

«Котенок»

Занятие 2

«Снегурочка»

Цель

Учить детей создавать в лепке образ животного. Закреплять умение лепить фигуру животного по частям, используя разные приемы. Учить передавать в лепке позу котенка.

Продолжать учить детей передавать в лепке образ Снегурочки. Закреплять умение изображать фигуру человека: форму, расположение и величину. Упражнять в приемах лепки. Воспитывать стремление доводить начатое дело до конца.

Оборудование

Игрушечный котенок, пластилин, дощечки, стеки.

Игрушка Снегурочка. Пластилин, дощечки, стеки.

Литература, источник

Т. С. Комарова «Занятия по изобразительной деятельности, 5+», занятие №39, стр. 63

Т. С. Комарова «Занятия по изобразительной деятельности, 5+», занятие №50, стр. 71

Интеграция с другими областями

Рассматривание керамических и мягких игрушечных кошек. Знакомство с домашними животными, их особенностями и повадками. Чтение книг. Рассматривание иллюстраций.

Подготовка к новогоднему празднику в детском саду. Лепка Снегурочки и Деда Мороза из снега во время прогулки.

Планируемые результаты развития интегративных качеств:

Проявляет эстетические чувства, интерес к искусству, чувство композиции; может создавать в лепке образ животного. Выражает положительные эмоции, создавая сказочные образы.

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ СТАРШАЯ ГРУППА (рисование)

ЯНВАРЬ

Тема

Занятие 1

«Украшение фартука»

Занятие 2

«Дети гуляют зимой на участке »

Занятие 3

«Аквариум»

Цель

Продолжать учить рисовать цветок формообразующими движениями из дуг, сочетая цвета, располагать элементы татарского узора ритмично; закреплять знания о содержании татарского растительного орнамента, воспитывать интерес и любовь к татарскому народному орнаментальному искусству.

Учить детей передавать в рисунке несложный сюжет. Закреплять умение рисовать фигуру человека, передавать форму, пропорции и расположение частей, простые движения рук и ног.

Расширять и уточнять представления детей о рыбах и среде их искусственного обитания (аквариуме); учить рисовать рыб простым карандашом, закрашивать гуашью, посыпать солью для имитации чешую. Продолжать тонировать лист акварельными красками.  Развивать внимание.

Оборудование

Фланелеграф, образец фартука, шаблоны, краски, банки для   воды, салфетки, подставка для кисточек, кисточки тонкие.

Альбомы, цветные карандаши, восковые мелки.

Изображение аквариумных рыбок (гуппи, скалярии, сомики и т.д.)  и других животных (лягушек, змеи). Альбомы, простые карандаши, кисти, палитры, вода.

Литература, источник

Р. К. Шаехова

Т. С. Комарова «Занятия по изобразительной деятельности, 5+», занятие №53, стр. 73

Д.Н. Колдина «Рисование с детьми 5-6 лет», занятие №40, стр. 49

Интеграция с другими областями

Занятия по декоративному рисованию. Знакомство с разными видами народного искусства. Рассматривание узоров, обращая внимание детей на их цветовое решение, элементы узора.

Наблюдение на прогулках, рассматривание детей самих себя в зимней одежде.

Наблюдение в природном уголке. Рассматривание и обсуждение внешнего вида рыб.

Планируемые результаты развития интегративных качеств:

Проявляет эстетические чувства, интерес к искусству, чувство композиции;  рисовать один, два и более предметов, объединенных общим содержанием, передавать в рисунке форму, строение, пропорции предметов, их характерные особенности.

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ СТАРШАЯ ГРУППА (лепка)

ЯНВАРЬ

Тема

        Занятие 1

Лепка по замыслу

Занятие 2

«Овечка»

Цель

Учить детей задумывать содержание своей работы и доводить замысел до конца, используя разнообразные приемы лепки. Вызывать желание дополнять созданное изображение соответствующими содержанию деталями, предметами.

Учить детей изображать рельеф животного в виде декоративной пластины. Учить обводить шаблон стекой, удалять с ее помощью лишнее соленое тесто. Продолжать учить самостоятельно доводить изделие до задуманного образа. Развивать образное мышление.

Оборудование

Пластилин, дощечки, стеки. Подставки.

Предметная картинка с овечкой. Соленое тесто. Силуэты овечек, скалки, чесночница, стеки, колпачки от фломастеров, миски с водой, картонка – подставка, дощечки.

Литература, источник

Т. С. Комарова «Занятия по изобразительной деятельности, 5+», занятие №72, стр. 87

Д.Н. Колдина «Лепка с детьми 5-6 лет», занятие №19, стр. 32

Интеграция с другими областями

Ознакомление детей с окружающим, разнообразные игры. Чтение произведений художественной литературы.

Беседа о домашних животных, рассматривание иллюстраций.

Планируемые результаты развития интегративных качеств:

Проявляет эстетические чувства, интерес к искусству, чувство композиции;  может изображать фигуру человека (форму, расположение и величину).

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ СТАРШАЯ ГРУППА (рисование)

ФЕВРАЛЬ

Тема

Занятие 1

«Деревья в инее»

Занятие 2

«Золотая хохлома»

Занятие 3

«Букет для моей воспитательницы»

Занятие 4

«Солдат на посту»

Цель

Развивать эстетическое восприятие. Закреплять умение передавать в рисунке красоту природы. Упражнять в рисовании гуашью. Вызывать эстетические чувства, развивать умение любоваться красотой природы.

Познакомить детей с изделиями, украшенными хохломской росписью. Учить выделять композицию узора, называть его элементы.  Развивать эстетическое восприятие.

Формировать эстетический вкус к составлению букетов и их изображениям, учить использовать шаблоны для создания одинаковых изображений, развивать пространственные представления, чувства ритма, композиции.

Учить детей создавать в рисунке образ воина, передавая характерные особенности костюма, позы, оружия. Закреплять умения детей располагать изображение на листе бумаги, рисовать крупно. Использовать  навыки рисования и закрашивания изображения. Воспитывать у детей интерес и уважение к Российской армии.

Оборудование

Альбомы, гуашь белая или мелки.

Хохломские изделия с простыми узорами. Полоски бумаги охристого цвета, гуашь, кисти, вода, салфетки.

Различные шаблоны листьев из картона, цветы с лепестками разной формы, цветные карандаши, материал с шероховатой, фактурной поверхностью, ватман, кисти, гуашь, вода, простой карандаш, иллюстрации букетов, зубные старые щетки.

Простой и цветные карандаши, ластик, альбом.

Литература, источник

Т. С. Комарова «Занятия по изобразительной деятельности, 5+», занятие №67, стр. 83

Т. С. Комарова «Занятия по изобразительной деятельности, 5+», занятие №

«Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники», Казакова Р.Г., стр. 123

Т. С. Комарова «Занятия по изобразительной деятельности, 5+», занятие №66, стр. 83

Интеграция с другими областями

Наблюдения на прогулках, рассматривание иллюстраций, репродукции картин.

Знакомство с народным декоративно-прикладным искусством.

Беседа, рассматривание иллюстраций, подготовка к празднику 8 марта.

Разучивание стихов, песен. Беседы с детьми о Российской армии.

Планируемые результаты развития интегративных:

Проявляет эстетические чувства, интерес к искусству, чувство композиции;  может использовать линии разной интенсивности как средство выразительности, рисовать волнистыми линиями, короткие завитки и травинки слитным, плавным движением; выражает положительный эмоциональный отклик на красивые предметы, созданные изображения.

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ СТАРШАЯ ГРУППА (лепка)

ФЕВРАЛЬ

Тема

Занятие 1

«Дед Мазай и зайцы»

Занятие 2

«Карандашница в подарок папе»

Цель

Учить лепить деда Мазая и зайцев; воспитывать любовь к животным. Развивать мелкую моторику рук; продолжать учить убирать за собой рабочее место.

Лепка  предметная из пластилина или на готовой форме декоративных (красивых и функциональных) предметов в подарок.

Оборудование

Пластилин, дощечки, салфетки, лодка из бумаги, Дед Мазай (плоскостное изображение), фигурка зайца.

Пластилин, стаканчики из под йогурта, стеки, доски, салфетки.

Литература, источник

Волчкова В.Н., Степанова Н.В., «Конспекты занятий в старшей группе детского сада изо», стр. 42, занятие №6

Лыкова И.А. с.142

Интеграция с другими областями

Чтение стихотворения Н.А. Некрасова «Дед Мазай и зайцы», рассматривание иллюстраций с изображением зайцев в различных позах.

Подготовка к празднику 23 февраля, чтение стихов о папе, рассматривание иллюстраций с изображением карандашниц.

Планируемые результаты развития интегративных качеств:

Проявляет эстетические чувства, интерес к искусству, чувство композиции;  выражает положительный эмоциональный отклик на красивые предметы.

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ СТАРШАЯ ГРУППА (рисование)

МАРТ

Тема

Занятие 1

«Сказочные птицы»

Занятие 2

«Картина маме к празднику 8 Марта»

Занятие 3

«Весеннее небо» - рисование в технике «по мокрому» (цветовая растяжка, лессировка).

Занятие 4

«Чудесные превращения кляксы» - рисование - экспериментирование.

Цель

Учить детей создавать в рисунке образ сказочной птицы, используя для этого яркие цвета, декоративные элементы украшения птицы, цветной фон, изобразительные материалы. Закреплять технические навыки и умения. Развивать творческое воображение, эстетическое восприятие.

Вызвать у детей желание нарисовать красивую картинку о празднике 8 Марта. Закреплять умение изображать фигуры взрослого и ребенка, передавать простейшие движения, удачно располагать фигуры на листе. Воспитывать любовь и уважение к маме, стремление сделать ей приятное.

Создать условия для свободного экспериментирования с акварельными красками и разными художественными материалами. Учить изображать небо способом цветовой растяжки «по мокрому». Создать условия для отражения в рисунке весенних впечатлений. Развивать творческое воображение.

Создавать условия для свободного экспериментирования с разными материалами и инструментами (художественными и бытовыми). Показать новые способы получения абстрактных изображений (клякс). Вызвать интерес к опредмечиванию и «оживлению» необычных форм (клякс). Развивать творческое воображение.

Оборудование

Бумага разных цветов, цветные восковые мелки и акварельные краски, баночки с водой, кисточки 2-х размеров, салфетки матерчатые.

 

Альбомы, краски, карандаши цветные, восковые мелки, вода, салфетки.

Белые листы бумаги одного размера для составления общего альбома рисунков «Весна – красна. Подснежники»; акварельные краски, ватные тампоны, баночки с водой; цветные карандаши и фломастеры (на выбор); простые карандаши, ластики. У воспитателя основа для будущего альбома «Весна – красна. Подснежники».

Краски акварельные и гуашевые, цветная тушь, мягкие кисточки разных размеров, баночки с водой, кисточки – флейцы, старые зубные щетки, срезы овощей (картофель, свекла), тряпочки, губки, газеты для сминания и штамповки; баночки с водой, трубочки для коктейля (соломинки).

Литература, источник

Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду: Кн. для воспитателя детского сада. – 3-е изд., перераб. и доп.

 с. 123

Т. С. Комарова «Занятия по изобразительной деятельности, 5+», занятие №76, стр. 89

Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Старшая группа.

с. 168-169

Д.Н. Колдина «Рисование с детьми 5-6 лет», занятие №54, стр. 64

Интеграция с другими областями

чтение и рассказывание сказок, рассматривание народных росписей с птицами (украинская, городецкая и др.), иллюстраций художника Ю. Васнецова.

Рассматривание поздравительных открыток, пение песен, чтение стихотворений.

наблюдения за небом на прогулке (прозрачное, разного цвета в разное время суток), по возможности наблюдение заката. Рассматривание изображения неба на репродукциях, художественных открытках, слайдах и пр.

Наблюдения на прогулке и беседа о том, на что похожи облака, на что похожи лужи? Чтение отрывка из истории про мальчика, который хотел стать художником (с. 80). Беседа с детьми о фиолетовом цвете (какие они знают цветы фиолетового цвета, овощи, фрукты и др.).

Планируемые результаты развития интегративных качеств:

Проявляет эстетические чувства, интерес к искусству, чувство композиции;  выражает положительный эмоциональный отклик на красивые предметы.

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ СТАРШАЯ ГРУППА (лепка)

МАРТ

Тема

Занятие 1

«Красная Шапочка несет бабушке гостинцы»

Занятие 2

«Птицы на кормушке»

Цель

Учить детей создавать в лепке образы сказочных героев. Закреплять умение изображать фигуру человека, передавать характерные особенности и детали образа. Упражнять в использовании разнообразных приемов лепки. Учить образной оценке своих работ и работ других детей. Развивать воображение.

Развивать восприятие детей, умение выделять разнообразные свойства птиц; сравнивать птиц. Учить лепить птицу по частям; передавать форму и относительную величину туловища и головы., различие в величине птиц разных пород. Развивать умение оценивать результаты лепки, радоваться созданным изображениям.

Оборудование

Пластилин, доска, стека.

Изображения птиц в скульптуре малых форм, в декоративно-прикладном искусстве, иллюстрации. Пластилин, стеки, салфетки.

Литература, источник

Т. С. Комарова «Занятия по изобразительной деятельности, 5+», занятие №103, стр.108

Т. С. Комарова «Занятия по изобразительной деятельности, 5+», занятие №80, стр. 92

Интеграция с другими областями

Чтение сказки Ш.Перро «Красная Шапочка», просмотр диафильма.

Наблюдение птиц на прогулке, из окна. Рассматривание их на картинке. Чтение книг, разучивание стихотворений. Беседы о весне, о прилете птиц. Пение песен.

Планируемые результаты развития интегративных качеств:

Проявляет эстетические чувства, интерес к искусству, чувство композиции; может лепить птицу по частям, передавать форму и относительную величину туловища и головы. Выражает положительный эмоциональный отклик на красивые предметы.

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ СТАРШАЯ ГРУППА (рисование)

АПРЕЛЬ

Тема

Занятие 1

«Морская азбука» - рисование коллективное по замыслу.

Занятие 2

«Усатый - полосатый»

Занятие 3

«Ракета в космосе»

Занятие 4

«Спасская башня Кремля»

Цель

Продолжать учить детей самостоятельно и творчески отражать свои представления о море разными изобразительно – выразительными средствами. Вызвать интерес к рисованию морских растений и животных. Познакомить с понятием «азбука», «алфавит». Воспитывать эстетическое отношение к природе.

Учить детей передавать в рисунке образ котенка. Закреплять умение изображать животных, используя навыки рисования пастелью. Развивать образное восприятие и воображение.

Рассказать детям о первом человеке, полетевшем в космос, - Юрии Гагарине. Учить рисовать восковыми мелками ракету.

Учить передавать конструкцию башни, форму и пропорции частей. Закреплять способы соизмерения сторон одной части и разных частей. Развивать глазомер, зрительно-двигательные координации. Упражнять в создании первичного карандашного наброска. Формировать общественные представления, любви к Родине.

Оборудование

Бумажные квадратики или прямоугольники с печатными буквами в уголках (от А до Я). Фломастеры или цветные карандаши (на выбор детям). Композиционная основа – лист бумаги большого формата, тонированный в цвет морской волны, с заголовком «Морская азбука» и 2-3 «окошками», например, с буквами А (акула), С (скат) и Я (якорь).

Пастель, бумага размером в альбомный лист.

Фотография Ю. Гагарина, изображение космической ракеты. Альбомы, восковые мелки.

Иллюстрации с изображением Спасской башни Кремля. Альбомы, гуашь, кисти, вода, палитры, тряпочки.

Литература, источник

Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Старшая группа. -179

Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду: Кн. для воспитателя детского сада. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1991. –110

Д.Н. Колдина «Рисование с детьми 5-6 лет», занятие №59, стр. 68

Т. С. Комарова «Занятия по изобразительной деятельности, 5+», занятие №94, стр. 103

Интеграция с другими областями

Просмотр диапозитивов, иллюстраций, открыток, марок на морскую тему с целью обогащения художественных впечатлений детей. Посещение с родителями дельфинария, зоомагазина. Беседа о жизни морских жителей. Знакомство с внешним видом и поведением отдельных животных – дельфина, акулы, краба, осьминога, медузы, морского конька и т.д. Рисование морских обитателей с опорой на наглядность.

Чтение стихотворения С.Я. Маршака «Усатый – полосатый».

Чтение рассказов, стихов, рассматривание иллюстрации космоса, космических кораблей.

Рассматривание иллюстраций, чтение рассказов, стихотворений о Красной площади.

Планируемые результаты развития интегративных качеств:

Проявляет эстетические чувства, интерес к искусству, чувство композиции; рисовать простым карандашом с последующим закрашиванием. Выражает положительный эмоциональный отклик на красивые предметы.

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ СТАРШАЯ ГРУППА (лепка)

АПРЕЛЬ

Тема

Занятие 1

«Наш космодром»

Занятие 2

«Радуга на небе»

Цель

Создание образов разных летательных  (космических) аппаратов конструктивным и комбинированным способами.

Учить составлять задуманный предмет на плоскости из семи разноцветных согнутых в дугу столбиков. Продолжать учить дополнять работу композиционными решениями.

Оборудование

Пластилин, доски, стеки, фантики от конфет, салфетки.

Иллюстрация с изображением радуги, картон голубого цвета, пластилин, стеки, салфетки, дощечки.

Литература, источник

Лыкова И.А., с.186

Д.Н. Колдина «Лепка с детьми 5-6 лет», занятие №30, стр. 44

Интеграция с другими областями

Беседа о космосе, космонавтах, космических аппаратах, рассматривание иллюстраций, чтение стихов.

Рассматривание игрушек, иллюстраций. Чтение сказок. Пение  песен, наблюдение после дождя на улице.

Планируемые результаты развития интегративных качеств:

Проявляет эстетические чувства, интерес к искусству, чувство композиции; может передавать в лепке характерное строение фигуры петуха. Выражает положительный эмоциональный отклик на красивые предметы.

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ СТАРШАЯ ГРУППА (рисование)

МАЙ

Тема

Занятие 1

«Коллективное оформление книги «Сказки татарского поэта Г.Тукая»

Занятие 2

«Салют над городом в честь праздника Победы»

Занятие 3

«Зеленый май (краски весны)» - рисование – экспериментирование.

Занятие 4

«Чем пахнет лето?» - рисование – фантазирование с элементами детского дизайна.

Цель

Закреплять знания детей о произведениях,  написанных Г.Тукаем; учить детей рисовать иллюстрации к сказкам, используя выразительные средства: основные цвета и их оттенки, а также различные элементы татарского народного орнамента.

Развивать эстетическое восприятие и художественный вкус.

Воспитывать чувство индивидуальной ответственности за выполнение коллективного дела.

Учить  детей отражать в рисунке впечатления от праздника Победы; создавать композицию рисунка, располагая внизу дома или кремлевскую башню, а вверху – салют. Развивать художественное творчество. Закреплять умение готовить нужные цвета, смешивая краски на палитре. Воспитывать чувство гордости за свою Родину.

Вызвать интерес к экспериментальному (опытному) освоению цвета. Развивать чувство цвета. Воспитывать самостоятельность, инициативность.

Вызвать интерес к созданию выразительных образов природы. Инициировать поиск адекватных изобразительно – выразительных средств. Готовить руку к письму – учить проводить волнистые линии – графические символы запахов. Воспитывать интерес к природе, желание познавать, исследовать и отражать полученные впечатления в собственном творчестве.

Оборудование

Сундучок с книгами Габдуллы Тукая. У детей - альбомный лист  пр. карандаш, краски.

Бумага темно – синяя, гуашь,  кисти, вода, палитры, тряпочки.

Краски гуашевые и акварельные, палитры или керамические плитки (блюдца), кисти разных размеров, щётки зубные, тампоны ватные, ватные палочки, салфетки бумажные и матерчатые, банки, стаканы или ванночки (кюветы) с водой.

Цветные и простые карандаши, фломастеры, маркеры, листы бумаги одного размера, но разного цвета. Таблица для показа детям вариантов линий. Таблица для показа детям вариантов формы флаконов.

Литература, источник

Р. К. Шаехова

Т. С. Комарова «Занятия по изобразительной деятельности, 5+», занятие №100, стр. 106

Лыкова И.А.

Лыкова И.А.

Интеграция с другими областями

Занятия по декоративному рисованию. Знакомство с разными видами народного искусства. Рассматривание узоров, обращая внимание детей на их цветовое решение, элементы узора. Чтение сказок Тукая.

Наблюдения в дни праздников. Рассматривание картинок, иллюстраций в книге.

Наблюдения на прогулках, экскурсиях. Чтение стихотворений, рассматривание иллюстраций.

Коллекция «запахов»: составление ароматических композиций в пустых флаконах. Подготовка аромокомпонентов.

Планируемые результаты развития интегративных качеств:

Проявляет эстетические чувства, интерес к искусству, чувство композиции. Выражает положительный эмоциональный отклик на красивые предметы.

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ СТАРШАЯ ГРУППА (лепка)

МАЙ

Тема

Занятие 1

«Сказочные животные»

Занятие 2

«Весенний лес»

Цель

Продолжать формировать умение детей лепить разнообразных сказочных животных (Чебурашка, Винни-Пух, мартышка, слоненок и др.); передавать форму основных частей и деталей. Упражнять в сглаживании поверхности, в лепке предметов по частям и из целого куска. Развивать воображение и творчество.

Продолжать учить детей сочетать в поделке природный материал и пластилин. Закреплять умение задумывать содержание коллективной работы и доводить задуманное до конца; использовать в своей работе ранее изученные приемы лепки.

Оборудование

Игрушки, иллюстрации, изображающие сказочных животных. Картонная подставка. Пластилин, доска, стека.

Крышка от коробки из-под обуви для каждой подгруппы, пластилин, сосновые шишки, высушенные ветки винограда, мох, гуашь, кисти, вода, тряпочки, доски.

Литература, источник

Т. С. Комарова «Занятия по изобразительной деятельности, 5+», занятие №99, стр. 106

Д.Н. Колдина «Лепка с детьми 5-6 лет», занятие №31, стр. 45

Интеграция с другими областями

Чтение сказок, театрализованные постановки, игры-драматизации.

Планируемые результаты развития интегративных качеств:

Проявляет эстетические чувства, интерес к искусству, чувство композиции. Выражает положительный эмоциональный отклик на красивые предметы.

Список литературы:

1. ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА                

              ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 

                     ОТ  РОЖДЕНИЯ ДО  ШКОЛЫ, МОСКВА М03АИКА-

              СИНТЕЗ 2010, Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М.    

              А. Васильевой.

          2. Вариативная часть программы составленной на основе региональной  

              программы дошкольного образования Р.К. Шаеховой.

          3.  Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду: Кн. для

                 воспитателя детского сада. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1991.

          4. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты      

              занятий, методические рекомендации. Старшая группа.

          5.  Г.С. Швайко «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. Программа,

               конспекты. Старшая группа». М, Владос, 2001г.

          6. Г.С. Швайко «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. Программа,

               конспекты. Подготовительная группа». М, Владос, 2001г.

         7. Д.Н. Колдина «Рисование с детьми 6 -7 лет. Конспекты занятий», М, Мозаика – Синтез,

            2011г.

        8. Д.Н. Колдина «Лепка с детьми 5-6 лет. Конспекты занятий», М, Мозаика – Синтез,

            2011г.

       

         9. Д.Н. Колдина «Рисование с детьми 5-6 лет. Конспекты занятий», М, Мозаика – Синтез,

            2012 г.

         10. Т.С. Комарова «Занятия по изобразительной деятельности в подготовительной к школе

                группе детского сада», Мозаика – Синтез, М, 2011г.

         11.  Т.С. Комарова «Занятия по изобразительной деятельности в старшей

                группе детского сада», Мозаика – Синтез, М, 2012г.

         12. Волчкова В.Н., Степанова Н.В., «Конспекты занятий в старшей группе детского сада

               изо», ТЦ Учитель, Воронеж, 2004г.

          13. «Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники, планирование,

                  конспекты занятий», Казакова Р.Г., ТЦ Сфера, М, 2007г.

          14. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты

                занятий, методические рекомендации. Карапуз, Дидактика, ТЦ Сфера, М, 2007г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая учебная программа для детей подготовительной группы. По образовательной области «Художественное творчество»

Рабочая программа включает следующее содержание:1. Пояснительная записка;2. Мониторинг образовательного процесса;3. Вариативная часть программы составленной на основе региональной программы дошкольног...

Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей средней группы по образовательной области «Художественное творчество» (рисование нетрадиционными способами) по теме «Ребята в гостях у медвежат»

конспект непосредственной образовательной области "Художественное творчество" рисование нетрадиционными способами (метод тычка)  в средней группе детского сада по теме "Ребята в гостях у медвежат...

Конспект открытого просмотра Организованной образовательной деятельности в старшей группе По образовательной области «Художественное творчество»

Цель: расширять знания и представления детей об особенностях внешнего вида и жизненных проявлениях насекомых, учить создавать изображения из бумаги; закреплять умение вырезывать из бумаги, сложенной в...

Конспект НОД в старшей группе по образовательной области – художественное творчество (нетрадиционный метод аппликации) по теме «Домашние животные».

Предлагаю вам конспект непосредственно образовательной деятельности по аппликации для детей  старшей группы детского сада  по теме "Домашние животные".. Дети знакомятся с нетрадиционной...

КОНСПЕКТ НОД ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ ОНР ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО» ТЕМА «ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ»

КОНСПЕКТ НОДДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ ОНРОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО»ТЕМА «ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ»...

Конспект НОД для детей старшей группы в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» с использованием ИКТ «Такие разные зонтики».

Данный конспект предназначен для ознакомления с происхождением и устройством зонта. Его разновидностями и назначением, а также закрепить навык рисования в технике "пуантилизм"....