Рабочая учебная программа для детей подготовительной группы. По образовательной области «Художественное творчество»
рабочая программа по рисованию (подготовительная группа) по теме

Рабочая программа включает следующее содержание:

1. Пояснительная записка;

2. Мониторинг образовательного процесса;

3. Вариативная часть программы составленной на основе региональной программы дошкольного образования Р.К. Шаеховой;

4. Задачи художественно-творческого развития детей 6-7 лет. Рисование;

4.1 Методы и приёмы рисования;

4.2  Планируемые промежуточные результаты освоения Программы;

5.  Задачи художественно-творческого развития детей 6-7  лет. Лепка;

5.1 Приёмы лепки;

5.2 Способы лепки;

6. Планируемые промежуточные результаты освоения Программы;

 7. Инструменты и материалы, применяемые на занятии по изодеятельности с детьми 6-7  лет;

8. ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon perspektivnoe_planirovanie_podgotovitelnaya_gruppa.zip96.11 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №8 комбинированного вида «Дюймовочка»

Чистопольского муниципального района Республики Татарстан

Рабочая учебная программа

                               для детей подготовительной группы.

По образовательной области

«Художественное творчество»

Составила: воспитатель по преподаванию предмета ХЭЦ

МБДОУ №8 «Дюймовочка»

Спиридонова Виктория Николаевна

СОДЕРЖАНИЕ:

1. Пояснительная записка;

2. Мониторинг образовательного процесса;

3. Вариативная часть программы составленной на основе региональной программы дошкольного образования Р.К. Шаеховой;

4. Задачи художественно-творческого развития детей 6-7 лет. Рисование;

4.1 Методы и приёмы рисования;

4.2  Планируемые промежуточные результаты освоения Программы;

5.  Задачи художественно-творческого развития детей 6-7  лет. Лепка;

5.1 Приёмы лепки;

5.2 Способы лепки;

6. Планируемые промежуточные результаты освоения Программы;

      7. Инструменты и материалы, применяемые на занятии по изодеятельности с детьми 6-7  лет;

  • ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ СЕНТЯБРЬ;
  • ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ОКТЯБРЬ;
  • ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ НОЯБРЬ;
  • ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ДЕКАБРЬ;
  • ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЯНВАРЬ;
  • ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ФЕВРАЛЬ;
  • ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ МАРТ;
  • ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ АПРЕЛЬ;
  • ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ МАЙ.

1. Пояснительная записка

Изобразительная деятельность в подготовительной группе имеет особое значение для подготовки детей к школе, осуществляющейся по всем направлениям: всестороннему воспитанию и образованию детей, психологической и предметной подготовке.

Занятия рисованием, лепкой способствуют решению ряда задач подготовки детей к школе. Специалисты выделяют несколько направлений, по которым осуществляется подготовка детей к школе: всестороннее развитие личности ребенка, его психологическая и специальная подготовка. Как подчеркивал известный психолог А.В. Запорожец, основу подготовленности к школе составляет всестороннее развитие ребенка (умственное, нравственное, трудовое, эстетическое и физическое), осуществляемое в детском саду. Психологическая подготовка заключается в том, что в детском саду учат заниматься, подчиняя свои действия задачам занятия;  формируют умение целенаправленно действовать, слушать воспитателя, выполнять поставленные задачи, готовиться к занятию в соответствии с поставленными задачами, общаться друг с другом и со взрослыми.

Предметная подготовка детей к школе, осуществляемая в процессе изобразительной деятельности, заключается а том, что они овладевают разнообразными художественно – творческими деятельностями (изобразительной, музыкальной, художественно – речевой), приобретая знания о произведениях изобразительного, музыкального искусства, литературы.

В процессе изобразительной деятельности в детском саду осуществляется всестороннее воспитание и психологическая подготовка детей к школе. Но особое значение имеет эта деятельность для эстетического воспитания. Изобразительная деятельность – один из путей воспитания у детей чувства прекрасного; умение замечать красивое в явлениях природы, жизни общества, в произведениях искусства (в живописи, графике, скульптуре, произведениях декоративного искусства); формирования потребности отразить увиденное в рисунке, лепке.

В процессе изобразительной деятельности при условии ее оптимальной организации и эффективного осуществления у детей закладывается интерес к художественно – творческой деятельности, на основе которого впоследствии будет формироваться художественная культура человека.

Следует помнить, что решение задач всестороннего воспитания и развития детей в процессе изобразительной деятельности происходит не само по себе, стихийно, а при условии, что педагог будет постоянно помнить об этом и направлять свою деятельность на их решение.

Цель данной программы – формирование у детей дошкольного возраста художественно-творческих способностей в изобразительной деятельности.

Реализация художественного и эстетического воспитания предусматривает:

  • развитие продуктивной деятельности детей (рисование, лепка,  художественный труд);
  • развитие детского творчества;
  • приобщение к изобразительному искусству.

2. Мониторинг образовательного процесса «ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО»

Мониторинг детского развития проводится два раза в год (в октябре-ноябре и апреле-мае). В проведении мониторинга участвует педагог. Основная задача мониторинга заключается в том, чтобы определить степень освоения ребенком образовательной программы и влияние образовательного процесса, организуемого в дошкольном учреждении, на развитие ребенка.

При организации мониторинга учитывается положение Л. С. Выготского о ведущей роли обучения в детском развитии, поэтому он включает в себя два компонента: мониторинг образовательного процесса и мониторинг детского развития. Мониторинг образовательного процесса осуществляется через отслеживание результатов освоения образовательной программы.

Мониторинг образовательного процесса (мониторинг освоения образовательной программы) проводится педагогами, ведущими занятия с дошкольниками. Он основывается на анализе достижения детьми промежуточных результатов, которые описаны в каждом разделе образовательной программы.

С помощью средств мониторинга образовательного процесса можно оценить степень продвижения дошкольника в образовательной программе. Форма проведения мониторинга преимущественно представляет собой наблюдение за активностью ребенка в различные периоды пребывания в дошкольном учреждении, анализ продуктов детской деятельности и специальные педагогические пробы, организуемые педагогом. Данные о результатах мониторинга заносятся в специальную карту развития ребенка в рамках образовательной программы.

Анализ карт развития позволяет оценить эффективность образовательной программы и организацию образовательного процесса в группе детского сада.

Мониторинг освоения образовательной программы проводится педагогом на основе наблюдения и анализа продуктов детских видов деятельности. В ходе мониторинга заполняется таблица:

Протокол

мониторинга достижений детьми результатов освоения программы

«От рождения до школы»

Группа ______________________                                             Воспитатель___________________________

Дата диагностики_____________                         образовательная область: «Художественное творчество»__  

Критерии

     

              Ф.И. ребенка

1.  Различает  виды изобразительного искусства: живопись, графика, скульптура, декоративно – прикладное и народное искусство.

2.  Называет основные выразительные средства произведений искусства.

3.  Создает индивидуальные и коллективные рисунки,  декоративные, предметные и сюжетные композиции на темы окружающей жизни, литературных произведений.

4.  Использует разные материалы и способы создания изображения.

5.  Лепит различные предметы, передавая их форму, пропорции, позы и движения; создает сюжетные композиции из 2-3 и более изображений.

6. выполняет декоративные композиции способами налепа и рельефа. Расписывает вылепленные изделия по мотивам народного искусства.

Максимальное количество баллов 24 (1 балл – 3,125%)

0 – 50 баллов – низкий уровень

50 – 75 баллов – средней уровень

75 – 100 баллов – высокий уровень

3. Вариативная часть программы составленной на основе региональной программы дошкольного образования Р.К. Шаеховой;

Образовательная область «Художественное творчество»

        

Содержание образовательной области «Художественное творчество» направлено на достижение целей формирования интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении через решение следующих образовательных задач:

Развитие продуктивных видов деятельности

Рисование.

  • Продолжить знакомство с элементами национального орнамента. Рассмотреть с детьми образ «древа жизни». Обратить внимание детей на характер композиции (асимметричный),на цветочный букет, в котором одновременно могут использоваться мотивы разных цветов.
  • Приобщать детей к декоративной деятельности: показать способы рисования асимметричного букета, представляющего собой изящно изогнутую ветку, стебли которой щедро усеяны элементами бутонов, цветов, плодов, листьев, завитков. Познакомить со способами планирования узора (предварительный эскиз, набросок, композиционная схема). Поддерживать поиск приемов изображения (включая приемы рисования без кисти).Развивать чувство композиции.
  • Придумывать узоры для декоративных тканей, головных уборов, обуви, полотенец в зависимости от формы предмета, его назначения, материала. Поощрять проявления творчества.
  • Создавать условия для освоения новых и комбинирования знакомых техник. Предоставлять возможность использовать разные материалы, объединять разные способы изображения реальных и сказочных образов (включая героев сказок народов Поволжья). Учить передавать исторические образы посредством изображения характерных предметов быта, интерьеров, костюмов.
  • Способствовать сотрудничеству детей при выполнении коллективных сюжетных и декоративных композиций. Поощрять детскую инициативу, самостоятельность, умение начатое дело доводить до конца.

  • Поощрять умение передавать в рисунках яркие события из общественной жизни республики. Рассматривать вместе с детьми работы и побуждать к рассказу о том, что нарисовано.Содействовать расширению тематики детских работ.

Лепка

  • Продолжать развивать интерес к лепке; совершенствовать умение лепить из глины (соленого теста, пластилина). Создавать условия для отражения полученных в музее впечатлений в детской художественной лепке. Совершенствовать умение лепить посуду ленточным способом, путем вытягивания и моделирования частей, используя стеку для передачи характерных черт (кумган, кувшин, ваза и т. д.).
  • Совершенствовать технику рельефного изображения. Учитывая характерные особенности натуры, развивать умение лепить трилистник, правильно передавая пропорции.        Развивать умение лепить с натуры актюбинские и шеморданские игрушки, передавать их характерные особенности.
  • Совершенствовать умение создавать скульптурные группы из двух-трех фигур, объединенные в несложные сюжеты: «На Сабантуе», «Чаепитие», «Конные скачки» и др. Стимулировать и поддерживать самостоятельное определение замысла, стремление передавать выразительность поз, движений.
  • Формировать умение лепить по представлению героев литературных произведений народов Поволжья. Развивать творчество, инициативу.

Приобщение к изобразительному искусству

  • Продолжить знакомство детей с произведениями Г. Тукая и видами искусства, отражающими его творчество (балет «Шурале» Ф. Яруллина, «Водяная» А. Бакирова, симфония «Кырлай» Н. Жиганова, скульптурные и живописные произведения Б. Урманче, И. Казакова, Б. Альменова, Ф. Аминова и др.).Формировать положительное отношение к искусству.
  • Создавать условия для полноценного восприятия произведений изобразительного искусства. Продолжить знакомить детей с произведениями живописи Музея изобразительных искусств Татарстана: И. Е. Репин «Читающая девушка»,Н. И. Фешин «Портрет Вари Адоратской», И. И. Шишкин «Полянка», Х. Якупов «Перед приговором», И. Казаков «Маленький Тукай» и др. Развивать художественное восприятие произведений. Поощрять самостоятельную оценку произведений.

  • Познакомить детей с древнейшим искусством – художественной обработкой металла. Организовать посещение Музея национальной культуры НКЦ «Казань», где сохранились предметы домашней утвари: серебряные подносы, блюда, медно - чеканные кувшины, кумганы, бронзовые замочки в форме фигурок домашних животных;  декоративные композиции, украшающие интерьеры и экстерьеры общественных зданий. Учить при посещении музея бережно относиться к культурным ценностям и правильно вести себя.
  • Рассмотреть старинные ювелирные украшения: кольца, серьги, браслеты («бэлязэк»), накосники («чулпы»), шейно - нагрудные украшения («яка чылбыры»), перевязки («хэситэ»)и др. Познакомить с творчеством современных художников ювелиров (И. Фазулзянов, С. В. Ковалевская, В. О. Ковалевский и др.). Обратить внимание детей на национальное своеобразие ювелирных изделий.
  • Рассказать о золотошвейном искусстве как самостоятельном художественном промысле татарского народа. Рассмотреть с детьми расшитые тюбетейки, женскую бархатную обувь, кисеты, калфаки и др. Обратить внимание на наиболее популярные композиции – «золотое перо» («алтын каурый»),мотивы букета, птиц, пшеничного колоса, звезд и полумесяца и др. Формировать интерес к предметам искусства.
  • Продолжить знакомство детей с архитектурой родного города(села): соборных мечетей, храмовой архитектуры (соборная мечеть Кул Шариф, Раифский Богородицкий мужской монастырь).Развивать умение замечать их характерные особенности, разнообразие пропорций, конструкций, украшающих деталей.
  • Закреплять знания о книжной иллюстрации. Познакомить детей с творчеством художников, проиллюстрировавших образ Шурале в детской литературе (Ф. Аминов, Б. Алменов,В. Булатов, Ю. Валиахметов, А. Тамергалина, Б. Урманче, Н. Хазиахметов, Р. Шамсетдинов и др.). Обратить внимание на выражение отношения художников к этому сказочному персонажу. Вызвать интерес к рассматриванию книжных иллюстраций, желание задавать вопросы.

4. Задачи художественно-творческого развития детей 6 – 7 лет.

Рисование

  • Совершенствовать умение изображать предметы по памяти и с натуры. Развивать наблюдательность, способность замечать характерные особенности предметов и передавать их средствами рисунка (форма, пропорции, расположение на листе бумаги).
  • Совершенствовать технику изображения. Продолжать развивать свободу и одновременно точность движений руки под контролем зрения, их плавность, ритмичность.
  • Расширять набор материалов, которые дети могут использовать в рисовании (гуашь, акварель, сухая и жирная пастель, сангина, угольный карандаш, гелевая ручка и др.). Предлагать соединять в одном рисунке разные материалы для создания выразительного образа. Направлять внимание детей на новые способы работы с уже знакомыми материалами (например, рисовать акварелью по сырому слою); разные способы создания фона для изображаемой картины: при рисовании акварелью и гуашью — до создания гневного изображения; при рисовании пастелью и цветными карандашами фон может быть подготовлен как вначале, так и по завершении основного изображения.
  • Продолжать формировать умение свободно владеть карандашом при выполнении линейного рисунка, упражнять в плавных поворотах руки при рисовании округлых линии, завитков в разном направлении (от веточки и от конца завитка к веточке, вертикально и горизонтально), учить осуществлять движение всей рукой при рисовании длинных линий, крупных форм, одними пальцами — при рисовании небольших форм и мелких деталей, коротких линий, штрихов, травки (хохлома), оживок (городец) и др.

  • Развивать умение видеть красоту созданного изображения и в передаче формы, плавности, слитности линий или их тонкости, изящности, ритмичности расположения линий и пятен, равномерности закрашивания рисунка; чувствовать плавные переходы оттенков цвета, получившиеся при равномерном закрашивании и регулировании нажима на карандаш.
  • Развивать представление о разнообразии цветов и оттенков, опираясь на реальную окраску предметов, декоративную роспись, сказочные сюжеты; учить создавать цвета и оттенки.
  • Постепенно подводить детей к обозначению цветов, включающих два оттенка (желто-зеленый, серо-голубой) или уподобленных природным (малиновый, персиковый и т.п.). Обращать их внимание на изменчивость цвета предметов (например, в процессе роста помидоры зеленые, а созревшие — красные). Учить замечать изменение цвета в природе в связи с изменением погоды (небо голубое в солнечный день и серое—в пасмурный), Развивать цветовое восприятие в целях обогащения колористической гаммы рисунка.
  • Закреплять умение детей различать оттенки цветов и передавать их в рисунке; развивать восприятие, способность наблюдать и сравнивать цвета окружающих предметов, явлений (нежно-зеленые только что появившиеся листочки, бледно-зеленые стебли одуванчиков и их темно-зеленые листья и т. п.).
  • Совершенствовать умение детей размещать изображения на листе в соответствии с их реальным расположением (ближе или дальше от рисующего; ближе к нижнему краю листа —передний план или дальше от него—задний план); передавать различия в величине изображаемых предметов (дерево высокое, цветок ниже дерева; воробышек маленький, ворона большая и т.п.). Формировать умение строить композицию рисунка; передавать движения людей и животных, растений, склоняющихся от ветра. Продолжать формировать умение передавать в

рисунках как сюжеты народных сказок, так и авторских произведений (стихотворений, сказок, рассказов); проявлять самостоятельность в выборе темы, композиционного и цветового решения.

  • Продолжать развивать декоративное творчество детей; умение создавать узоры по мотивам народных росписей, уже знакомых детям и новых (городецкая, гжельская, хохломская, жостовская, мезенская роспись и др.). Формировать умение выделять и передавать цветовую гамму народного декоративного искусства определенного вида. Закреплять умение создавать композиции на листах бумаги разной формы, силуэтах предметов и игрушек; расписывать вылепленные детьми игрушки.
  • Закреплять умение при составлении декоративной композиции на основе того или иного вида народного искусства использовать характерные для него элементы узора и цветовую гамму.

4.1 Методы и приёмы рисования

 Для того чтобы у детей возникло желание выполнять учебное задание, воспитателю необходимо проводить специальную работу, направленную на формирование игровой мотивации.

 Чтение стишков, песенок, потешек – важный методический приём. Он повышает положительное эмоциональное отношение детей к занятию.

 Следует побуждать рисовать самые разнообразные предметы, окружающие и привлекающие внимание в процессе игр, наблюдений на прогулках, рассматривания, обведения руками по контуру предмета. Постепенно, обращая внимание детей на рисунок, надо учить находить их сходство получившихся на бумаге штрихов и линий с окружающими предметами.

 Для успешного овладения рисованием важно развивать сенсорные основы изобразительной деятельности: восприятие предметов различной формы (зрительное, осязательное, кинестетическое) и цвета.   Просмотр всех рисунков в конце занятия воспитывает у детей интерес к результатам сверстников, собственной деятельности. Анализ работ должен идти от игрового персонажа.

Занятия по рисованию строятся по следующему примерному плану:

  1. Водная часть. Задача воспитателя – пробудить интерес ребенка и создать эмоционально благоприятную ситуацию (сюрпризные моменты, стихи, загадки, упражнения на развитие памяти, внимания и т.п.).
  2. Основная часть занятия начинается с анализа изображаемого предмета, предложений детей по выполнению работы и советов воспитателя. Далее дети приступают к созданию своих работ. Воспитатель может показать детям удачно начатый рисунок, направлять действия ребят.
  3. Заключительная часть – подведение итогов занятия. Воспитатель раскладывает все работы и вместе с детьми анализирует их (только положительная оценка). Дети учатся оценивать свою работу и работы других детей.

4.2 Планируемые промежуточные результаты

освоения Программы

  • Различает виды изобразительного искусства: живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное и народное искусство.
  • Называет основные выразительные средства произведений искусства.

  • Создает индивидуальные и коллективные рисунки, декоративные, предметные и сюжетные композиции на темы окружающей жизни, литературных произведений.
  • Использует разные материалы и способы создания изображения.

5. Лепка

  • Развивать творчество детей. Формировать умение свободно использовать для создания образов предметов, объектов природы, сказочных персонажей разнообразные приемы, усвоенные ранее; передавать форму основной части и других частей, их пропорции, позу, характерные особенности изображаемых объектов; обрабатывать поверхность формы движениями пальцев и сгекой.
  • Продолжать формировать умение передавать характерные движения человека и животных, создавать выразительные образы (птичка подняла крылышки, приготовилась лететь; козлик скачет, девочка танцует; дети делают гимнастику — коллективная композиция).
  • Развивать умение создавать скульптурные группы из двух-трех фигур, развивать чувство композиции, умение передавать пропорции предметов, их соотношение по величине, выразительность поз, движений, деталей.
  • Продолжать развивать навыки декоративной лепки; учить использовать разные способы лепки (налеп, углубленный рельеф), применять стеку. Учить при лепке из глины расписывать пластину, создавать узор стекой; создавать из глины, разноцветного пластилина предметные и сюжетные, индивидуальные и коллективные композиции.

5.1 Приёмы лепки

  • Скатывание шариков между ладонями;
  • Раскатывание столбиков движениями ладоней вперед – назад на дощечке;
  • Сплющивание или расплющивание между пальцами или ладонями шариков и столбиков;
  • Прищипывание или вытягивание: защипнуть пластилин между двух или трех пальцев и слегка потянуть;
  • Вытягивание отдельных частей из цельного куска;
  • Вдавливание большим пальцем углубления на поверхности формы;
  • Соединение деталей в единое целое и сглаживание мест соединения;
  • Приплющивание нижней части формы, постучав ею о дощечку, чтобы сделать пдделку устойчивой;
  • Рисование на пластилине способом контррельефа при помощи стеки;
  • Оформление мелкими деталями, выполненными из пластилина;
  • Смешивание в одном куске пластилина нескольких цветов.

Занятия по лепке строятся по следующему примерному плану.

  1. Создание интереса и эмоционального настроя;
  2. Процесс выполнения работы начинается с анализа изображаемого предмета, советов воспитателя и предложений детей по созданию работы. Далее дети приступают к созданию своей работы.
  3. Рассмотрение готовых работ.

5.2 Способы лепки

  1. Конструктивный – лепка предмета из отдельных частей.
  2. Пластический – детали предмета вытягиваются из целого куска.
  3. Комбинированный – сочетание в одном изделии разных способов лепки.
  4. Рельефная скульптура – объемное изображение, выступающее над плоскостью, образующей его фон.

6. Планируемые промежуточные результаты

освоения Программы

  • Лепит различные предметы, передавая их форму, пропорции, позы и движения; создает сюжетные композиции из 2-3 и более изображений.
  • Выполняет декоративные композиции способами налепа и рельефа. Расписывает вылепленные изделия по мотивам народного искусства.

7. Инструменты и материалы, применяемые на занятии по изодеятельности с детьми 6 – 7 лет:

  • Альбомы;
  • Простые карандаши;
  • Цветные карандаши;
  • Фломастеры;
  • Краски гуашевые;
  • Краски акварельные;
  • Восковые мелки;
  • Угольные карандаши;
  • Мягкие и жесткие кисти разных размеров;
  • Стаканы для воды;
  • Палитры;
  • Клеенки;
  • Тряпочки;
  • Салфетки;
  • Свечи;
  • Пластилин;
  • Доски;
  • Стеки и другие самодельные материалы;
  • Природный материал;
  • Дополнительный материал.

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА (рисование)

СЕНТЯБРЬ

Тема

Занятие 1

«Натюрморт»

Занятие 2

«Ветка рябины в вазе»

Занятие 3

«Грибная поляна»

Занятие 4

«Расписной лес»

Цель

Вызвать у детей активный интерес, эмоциональный отклик на художественные произведения, желание внимательно рассмотреть натюрморт с овощами, необычностью их формы, цвета, композицией; дать представление о том, какие предметы изображаются в натюрморте; стимулировать эстетическое ассоциации с собственным опытом.

Учить рисовать с натуры ветку с осенними листьями. Воспитывать  у детей эмоциональное отношение к природе.

Расширять знания детей о многообразии грибов. Учить рисовать разные по форме, строению и цвету грибы. Упражнять в рисовании лесной полянки. Развивать чувство цвета, ритма

Продолжать знакомить детей с жанром пейзажа и репродукциями картин. Учить рисовать осенний пейзаж, передавая строение и форму разных деревьев. Воспитывать  у детей эмоциональное отношение к природе.

Оборудование

Иллюстрации натюрморта, краски, муляжи овощей, альбомы, кисти, банки с водой, салфетки бумажные.

Ветка рябины в вазе. Альбомы, краски, вода, палитры.

Предметные картинки грибов, альбомы, краски, кисти, вода.

Осенние пейзажи, альбомы, краски, кисти, вода.

Литература, источник

Д.Н. Колдина «Рисование с детьми 5-6 лет», занятие №3, стр. 12

Д.Н. Колдина, «Рисование с детьми 6-7 лет», занятие№7, стр. 17

Д.Н. Колдина, «Рисование с детьми 6-7 лет», занятие№5, стр. 15

Д.Н. Колдина, «Рисование с детьми 6-7 лет», занятие№6, стр. 16

Интеграция с другими областями

Рассматривание и обсуждение репродукций, наблюдение, дидактические игры, диалоги о композиции и цветовом фоне натюрморта.

Наблюдение на прогулке, беседа.

Рассматривание предметных картинок грибов, иллюстрации полянок.

Планируемые результаты развития интегративных качеств:

Создают изображения с натуры и по представлению, передавая характерные особенности знакомых предметов, пропорции частей и различия в величине деталей. Проявляют познавательную активность в совместной деятельности со взрослым и в самостоятельной.  

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА (лепка)

СЕНТЯБРЬ

Тема

Занятие 1

«Овощи»

Занятие 2

«Гном»

Цель

Учить детей грамотно отбирать содержание лепки в соответствии с поставленной задачей и своим замыслом. Развивать композиционные умения – правильно передавать пропорциональные соотношения между предметами и показать их расположение в пространстве.

Продолжать учить детей сочетать в поделке природный материал и пластилин. Закреплять умение соединять части изделия с помощью пластилина. Развивать чувство цвета, ритма

Оборудование

Пластилин, стеки, картонные пластинки, иллюстрации.

Сосновые шишки, пластилин, стеки, доски.

Литература, источник

Лыкова, стр. 46

Д.Н. Колдина, «Лепка с детьми 5-6 лет», занятие №28, стр. 42

Интеграция с другими областями

Работа на огороде, рассматривание картинок, беседа.

Рассматривание картинок, чтение сказок.

Планируемые результаты развития интегративных качеств:

Проявляет эстетические чувства, интерес к искусству, чувство композиции; может лепить предметы или их части круглой, овальной, дискообразной формы, пользуясь движением всей кисти и пальцев, выражает положительные эмоции, создавая сказочные образы.

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА (рисование)

ОКТЯБРЬ

Тема

Занятие 1

«Знакомство с Хохломской росписью»

Занятие 2

«Птичий двор»

Занятие 3

«Образ моей семьи»

Занятие 4

«Город вечером»

Цель

Учить детей рисовать волнистые линии, короткие завитки, травинки, плавным движением. Упражнять в рисовании тонких плавных линий концом кисти. Закреплять умение равномерно чередовать ягоды и листья. Развивать чувство цвета, ритма. Умение передавать колорит хохломы.

Учить изображать выбранную птицу на основе сложившихся представлений о домашних птицах, самостоятельно анализировать форму, строение, пропорции.

Формировать элементарные представления о родословной как об истории и образе своей семьи. Развивать изобразительное творчество. Воспитывать любовь к своей семье.

Учить детей передавать в рисунке картину вечернего города, цветной колорит: дома светлее ночного воздуха, в окнах горят разноцветные огни. Закреплять умение оформлять свой замысел, композиционно располагать изображение на листе. Развивать эстетические чувства.

Оборудование

Силуэт тарелки, краски, кисти, вода, салфетки. Посуда, схемы узоров.

Иллюстрации домашних птиц, способы изображения, цветные карандаши.

Альбомы, восковые мелки.

Бумага темного цвета, краска, кисти, вода, салфетки.

Литература, источник

Т. С. Комарова «Занятия по изобразительной деятельности, 6+», занятие №55, стр. 80

Казакова, стр. 178

Т. С. Комарова «Занятия по изобразительной деятельности, 6+», занятие №

Т. С. Комарова «Занятия по изобразительной деятельности, 6+», занятие №17, стр. 51

Интеграция с другими областями

Знакомство с народным прикладным искусством. Беседы о хохломской росписи, рассматривание предметов, украшенных этой росписью.

Рассматривание иллюстраций, чтение сказок, рассматривание игрушек.

Беседа с детьми о своей семье.

Рекомендация родителям понаблюдать с детьми картину вечернего города. Рассматривание иллюстраций.

Планируемые результаты развития интегративных качеств:

Интересуется  историей создания произведений искусства, проявляют устойчивую любознательность в углубленном исследовании не только нового, но и уже известного, решают интеллектуальные задачи с использованием наглядно-образных и словесно-логических средств (познание, художественное творчество. Используют формы описательных и повествовательных рассказов в процессе общения.

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА (лепка)

ОКТЯБРЬ

Тема

Занятие 1

«Петушок с семьей»

Занятие 2

«Девочка играет в мяч»

Цель

Учить детей создавать коллективными усилиями несложную сценку из вылепленных фигур. Закреплять умение лепить петуха, кур, цыплят. Добиваться большей точности в передаче основной формы, характерных деталей. Формировать умение коллективно обдумывать расположение птиц на подставке.

Закреплять умение лепить фигуру человека в движении, передавая форму и пропорции частей тела. Упражнять в использовании разных приемов лепки. Закреплять умение располагать фигуру на подставке.

Оборудование

Подставка для коллективной поделки. Пластилин, стеки, доски.

Пластилин, доски, стеки, салфетки.

Литература, источник

Т. С. Комарова «Занятия по изобразительной деятельности, 6+», занятие №16, стр. 51

Т. С. Комарова «Занятия по изобразительной деятельности, 6+», занятие №14, стр. 49

Интеграция с другими областями

Чтение и пересказ рассказа к.Д.Ушинского «Петушок с семьей». Беседы о летних впечатлениях, о домашних птицах.

Наблюдение на прогулке за детьми, играющими в мяч. Рассматривание скульптуры малых форм.

Планируемые результаты развития интегративных качеств:

Создают изображения с натуры и по представлению, передавая характерные особенности знакомых предметов, пропорции частей и различия в величине деталей, лепят из цельного куска и из частей.

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА (рисование)

НОЯБРЬ

Тема

Занятие 1

«Жостовские цветы»

Занятие 2

«Деревья смотрят в озеро»

Занятие 3

Рисование иллюстраций к сказке Д.Н.Мамина-Сибиряка «Серая Шейка»

Занятие 4

«Фоторамка»

Цель

Познакомить детей с русским художественным промыслом – жостовской росписью, с построением традиционных жостовских геометрических и растительных орнаментов и формами цветков. Учить рисовать элементы росписи концом кисти. Упражнять детей в составлении композиции и красивом сочетании цветов. Развивать фантазию и воображение детей.

Познакомить детей с новой техникой рисования двойных изображений. Совершенствовать технику рисования акварельными красками. Расширять возможности способа рисования «по - мокрому» с получением отпечатков как выразительно – изобразительного средства в детской живописи.

Развивать интерес к созданию иллюстраций к литературному произведению. Формировать умение выбирать эпизод, который хотелось бы передать в рисунке. Закреплять умение пользоваться цветными карандашами. Вызывать интерес к рисункам, желание рассматривать.

Познакомить детей со способом создания «клеевой» картинки. Учить выполнять работу в строгой последовательности для получения нужного результата. Развивать творческие способности, фантазию, воображение. Воспитывать аккуратность.

Оборудование

Жостовские подносы, образцы элементов росписи, картонные шаблоны подносов, тонированные черной гуашью, гуашь, кисти, вода, палитры, тряпочки.

Альбомы, акварельные краски, вода, кисти, губки, ватные тампоны, тряпочки.

Альбомы, цветные карандаши, простой карандаш.

Фотографии детей, вырезанные из картона рамки, простой карандаш, клей ПВА, с узенькой насадкой, широкие мягкие кисти, краски, вода, тряпочки.

Литература, источник

Д.Н. Колдина, «Рисование с детьми 6-7 лет», занятие№16, стр. 26

Лыкова, стр. 56, занятие №21

Т. С. Комарова «Занятия по изобразительной деятельности, 6+», занятие №24, стр. 57

Д.Н. Колдина, «Рисование с детьми 6-7 лет», занятие№22, стр. 32

Интеграция с другими областями

Знакомство с народным прикладным искусством. Беседы о жостовской росписи,

рассматривание предметов, украшенных этой росписью.

Знакомство с новой техникой изображения. Наблюдения на прогулках.

Чтение сказки Д.Н.Мамина-Сибиряка «Серая Шейка», бесда по сказке.

Знакомство с новой техникой изображения. Беседа.

Планируемые результаты развития интегративных качеств:

Проявляют познавательную активность в совместной деятельности со взрослым и в самостоятельной.  Интересуется историей создания произведений народного, декоративно-прикладного искусства. Осваивают навыки кистевой росписи. Создают новые произведения, решая определенную творческую задачу.

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА (лепка)

НОЯБРЬ

Тема

Занятие 1

«Бабочки – красавицы»

Занятие 2

«Дымковские барышни»

Цель

Выявить уровень развития художественных способностей к изобразительной деятельности: умение принять и самостоятельно реализовать творческую задачу; владение пластическими умениями, способность к интеграции – раскрытия одного образа разными средствами; готовность к художественному отображению своих впечатлений и представлений об окружающем мире.

Закреплять умение лепить по мотивам народной игрушки. Формировать умение лепить полые формы, соблюдать пропорции фигуры. Развивать эстетическое восприятие, чувство формы, творчество. Совершенствовать умение правильно оценивать свою работу и работы товарищей.

Оборудование

Картонные карточки, пластилин, колпачки от фломастеров.

Пластилин, доски, стеки, салфетки.

Литература, источник

Лыкова, стр. 18

Т. С. Комарова «Занятия по изобразительной деятельности, 6+», занятие №28, стр. 61

Интеграция с другими областями

Наблюдение в летнее время, беседа, обсуждение. Чтение стихов.

Организация выставки изделий дымковских мастеров. Рассматривание иллюстраций с изображением дымковских изделий.

Планируемые результаты развития интегративных качеств:

Лепят различные предметы, передавая их форму, пропорции, позу и движение. Активны при обсуждении вопросов, связанных с изображаемым образом.

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА (рисование)

ДЕКАБРЬ

Тема

Занятие 1

«Зимняя ночь»

Черно – белый граттаж

Занятие 2

«Чудесная мозаика»

Занятие 3

«Еловая ветка» с натуры

Занятие 4

«Три чуда»

Цель

Познакомить с нетрадиционной изобразительной техникой черно – белого граттажа. Учить передавать настроение тихой зимней ночи с помощью графики. Упражнять в использовании таких средств выразительности, как линия, шрих.

Познакомить детей с декоративными оформительскими техниками (мозаика) и вызвать интерес к рисованию в стилистике мозаика. Учить составлять гармоничную многоцветную композицию на основе контурного рисунка. Совершенствовать изобразительную технику. Воспитывать эстетический вкус, интерес к оформлению интерьеров.

Учить детей рисовать с натуры еловую ветку, передавая особенности её строения, окраски и размещения в пространстве. Показать способы обследования натуры. Пояснить необходимость соблюдения общих условий при выполнении коллективной работы. Развивать координацию в системе «глаз – рука». Воспитывать интерес к народному искусству (бумажному фольклору).

Познакомить детей со сказкой в музыке на примере симфонической картины «Три чуда» из оперы Н.А. Римского – Корсакова «Сказка о царе Салтане». Учить детей передавать свои музыкальные впечатления в рисунке. Учить детей задумывать содержание своего рисунка, вспоминать необходимые способы изображения. Воспитывать стремление доводить замысел до конца.

Оборудование

Картон, свеча, тушь + жидкое мыло, кисть, зубочистки, эскизы, иллюстрации.

Композиции в технике мозаика, краски.

Композиции с еловыми ветками на выбор (с новогодней игрушкой,

шишкой, мишурой); поздравительные открытки с изображением ёлочек, еловых веток, рождественских венков; простые и цветные карандаши, фломастеры, пастель для свободного выбора материалов детьми.

Цветные карандаши, лист белой бумаги портреты А.С. Пушкина

и композитора Н.А. Римского – Корсакова, иллюстрации к сказке, с изображениями орешка, богатырского шлема и короны Царевны – Лебеди; симфоническая картина «Три чуда» из оперы Н.А. Римского – Корсакова,  «Сказка о царе Салтане» по одноименной сказке А.С. Пушкина.

Литература, источник

«Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники», Казакова Р.Г., стр.59

Лыкова, стр. 26

Д.Н. Колдина, «Рисование с детьми 6-7 лет», занятие№30, стр. 40

Художественно – эстетическое развитие дошкольников. Интегрированные занятия: музыка, рисование, литература, развитие речи/сост. Е.П. Климова.

Интеграция с другими областями

 Рассматривание иллюстраций, наблюдение вечером из окна, чтение стихов.

Рассматривание репродукций, беседа о творчестве.

Беседа о хвойных деревьях, рассматривание еловой и сосновой веток в сравнении. Знакомство с натюрмортом как жанром изобразительного искусства и его специфическими особенностями.

Чтение отрывков из «Сказки о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне – Лебеди» А.С. Пушкина.

Планируемые результаты развития интегративных качеств:

Создают новое произведение, содержащее признаки действительности в сочетании с направленностью воображения на решение определенной творческой задачи. Передают в рисунке сюжеты сказок, используют цвет как средство выделения в рисунке главного, воспринимают и понимают средства выразительности.

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА (лепка)

ДЕКАБРЬ

Тема

Занятие 1

Лепка по замыслу

Занятие 2

«Дед Мороз»

Цель

Учить детей задумывать содержание своей работы и доводить замысел до конца, используя разнообразные приемы лепки. Вызывать желание дополнять созданное изображение соответствующими содержанию деталями, предметами.

Учить детей передавать в лепке образ Деда Мороза. Закреплять умение лепить полые формы (шуба Деда Мороза), передавать детали, используя различные приемы лепки: прищипывание, оттягивание, сглаживание поверхности.

Оборудование

Пластилин, дощечки, стеки. Подставки.

Игрушка Деда Мороза, пластилин, стеки, доски.

Литература, источник

Т. С. Комарова «Занятия по изобразительной деятельности, 5+», занятие №72, стр. 87

Т. С. Комарова «Занятия по изобразительной деятельности, 6+», занятие №38, стр. 69

Интеграция с другими областями

Ознакомление детей с окружающим, разнообразные игры. Чтение произведений художественной литературы.

Подготовка к новогоднему празднику, разучивание песен, стихов.

Планируемые результаты развития интегративных качеств:

Создают предметы по представлению, передавая характерные особенности знакомых предметов, пропорции частей и различия в величине деталей.

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА (рисование)

ЯНВАРЬ

Тема

Занятие 1

«Узоры на окне»

Занятие 2

«Знакомство с кожаной мозаикой. Ичиги»

Занятие 3

«Пингвины»

Цель

Познакомить детей с возможностью рисования зубной пастой или белой корректирующей жидкостью. Учить украшать квадрат узорами (точками, полосками, кругами, цветами, листьями). Развивать наблюдательность, фантазию, творчество и воображение.

Знакомство с народным татарским ремеслом, традиционными элементами украшения кожаной мозаики. Дать понятие о технике мозаики с одновременной сшивкой и расшивкой орнаментальных мотивов нитями.

Учить создавать сюжетную композицию, рисовать пингвинов в виде кругов и овалов. Упражнять в закрашивании изображения восковыми мелками. Продолжать учить понимать и анализировать содержание стихотворения.

Оборудование

Картон синего цвета, тюбики с зубной пастой или белая корректирующая жидкость.

Силуэты сапога, куклы в национальном костюме, вышитые подушки, сумка, скатерть, посуда расписанная татарским орнаментом, краски, кисти.

Листы голубой бумаги, восковые мелки, ватные тампоны.

Литература, источник

Д.Н. Колдина, «Рисование с детьми 6-7 лет», занятие№29, стр. 39.

Р. К. Шаехова

Д.Н. Колдина, «Рисование с детьми 6-7 лет», занятие№40, стр. 49

Интеграция с другими областями

Наблюдение за окнами во время сильных морозов, чтение сказок, стихов.

Знакомство с кожаной мозаикой, рассматривание изделий с татарским орнаментом.

Рассматривание иллюстраций.

Планируемые результаты развития интегративных качеств:

Проявляют познавательную активность в совместной деятельности со взрослым и в самостоятельной.  Интересуется историей создания произведений народного, декоративно-прикладного искусства. Осваивают навыки кистевой росписи. Создают новые произведения, решая определенную творческую задачу.

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА (лепка)

ЯНВАРЬ

Тема

Занятие 1

«Лыжник»

Занятие 2

«Декоративная пластина»

Цель

Учить лепить фигуру человека в движении, передавая форму тела, строение, форму частей, пропорции. Закреплять навыки и приемы лепки.

Учить детей создавать декоративные пластины из пластилина: наносить пластилин ровным слоем на доску или картон; разглаживать, затем стекой рисовать узор; накладывать пластилин в соответствии с рисунком.

Оборудование

Пластилин, доски для лепки.

Картонная основа, пластилин, стеки, доски.

Литература, источник

Т. С. Комарова «Занятия по изобразительной деятельности, 6+», занятие №45, стр. 74

Т. С. Комарова «Занятия по изобразительной деятельности, 6+», занятие №69,  стр. 89

Интеграция с другими областями

Наблюдение на прогулке, рассматривание иллюстраций, скульптур.

Рассматривание декоративных изделий.

Планируемые результаты развития интегративных качеств:

Создают предметы по представлению, передавая характерные особенности знакомых предметов, пропорции частей и различия в величине деталей.

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА (рисование)

ФЕВРАЛЬ

Тема

Занятие 1

«Дети делают зарядку»

Занятие 2

«Фантастические цветы» - рисование по замыслу.

Занятие 3

«Поздравительная открытка»

Занятие 4

«Кремль»

Цель

Учить детей определять и передавать относительную величину частей тела, общее строение фигуры человека, изменение положения рук во время упражнений. Закреплять приемы рисования и закрашивания изображений карандашами. Развивать самостоятельность, творчество.

Вызвать интерес к рисованию фантазийных цветов по мотивам экзотических растений. Показать приёмы видоизменения и декорирования лепестков с целью создания оригинальных образов. Развивать творческое воображение, чувство цвета (контраст, нюанс) и композиции. Активизировать в речи детей прилагательные (качественные и сравнительные). Пробудить интерес к цветковым растениям, желание любоваться ими, рассматривать и переносить полученные представления в художественную деятельность.

Учить использовать в изготовлении открыток дополнительный материал. Учить закрашивать заранее заготовленные и вырезанные предметы. Воспитывать аккуратность, любовь к своим родственникам. Развивать творческий потенциал.

Воспитывать интерес к истории родной страны. Учить намечать простым карандашом силуэты башен и стен Кремля, передавая их формы, строение. Продолжать учить использовать разные оттенки одного цвета.

Оборудование

Белая бумага, графитный и цветные карандаши, ластик.

Бумага белая и цветная (тонированная) для фона, художественные материалы на выбор детям – краски гуашевые и акварельные,

пастель, фломастеры, цветные карандаши, ватные палочки, пёрышки; лак для ногтей с блёстками. Таблица или серия таблиц с элементами и растительными мотивами разных видов народного декоративно – прикладного искусства.

Альбом, бумажные силуэты военных кораблей, подводных лодок, самолетов, танков, вырезанные из фотографий лица или фигуры членов

семьи, цветные карандаши, клей ПВА, кисти, тряпочки, клеенки.

Изображения Кремля, Спасской башни, Теремного дворца, Грановитой палаты, Царь-пушки, Царь-

колокола, колокольни Ивана Великого, Успенского, Архангельского и Благовещенского соборов.  Альбомы, краски, простой карандаш, вода, палитры, тряпочки.

Литература, источник

Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности, 6+», занятие №56

Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Старшая ДИДАКТИКА», группа. – М.: «КАРАПУЗ –2006. – с. 132-133

Д.Н. Колдина, «Рисование с детьми 6-7 лет», занятие№46, стр. 54

Д.Н. Колдина, «Рисование с детьми 6-7 лет», занятие№43, стр. 51

Интеграция с другими областями

Наблюдение за детьми на занятиях физической культурой (другой группы). Беседа о том, зачем надо делать зарядку, заниматься физкультурой.

Знакомство  открыток, фотографий, экзотическими растениями (рассматриваниллюстраций, репродукций, изображений в детских энциклопедиях и тематических альбомах, например, «Орхидеи», «Кактусы», «Суккуленты», «Лилейные», «Розы» и пр.); Беседа об особенностях внешнего вида, условиях жизни и местах произрастания экзотических растений.

Подготовка к празднику в детском саду, рассматривание иллюстраций открыток. Пение песен, стихов.

Рассматривание иллюстраций, беседа. Чтение рассказов.

Планируемые результаты развития интегративных качеств:

Придумывают варианты композиции, опираясь на признаки действительности в сочетании с направленностью воображения на решение творческой задачи. Интересуется историей создания архитектурных сооружений, проявляют активность при обсуждении специфики храмовой архитектуры. Подчиняют свое воображение определенному замыслу.

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА (лепка)

ФЕВРАЛЬ

Тема

Занятие 1

«Конек – Горбунок»

Занятие 2

«Деревянная Москва»

Цель

Учить детей передавать в лепке образ сказочного конька. Закреплять умение лепить фигуру из цельного куска пластилина, дополнять изображение характерными деталями.

Познакомить детей с историей своей страны. Учить конструировать дом из спичек и пластилина. Продолжать плотно соединять детали. Развивать глазомер. Учить самостоятельно оформлять поделку. Закреплять умение пользоваться стекой.

Оборудование

Пластилин, стеки, доски.

Лист картона, спички, пластилин, стеки, картонки – подставки, иллюстрации.

Литература, источник

Т. С. Комарова «Занятия по изобразительной деятельности, 6+», занятие №60, стр. 84

Д.Н. Колдина, «Лепка с детьми 5-6 лет», занятие №22,стр. 35

Интеграция с другими областями

Чтение сказки, беседы о сказочных образах.

Рассматривание иллюстраций.

Планируемые результаты развития интегративных качеств:

Интересуется историей создания архитектурных сооружений, проявляют активность при обсуждении специфики храмовой архитектуры. Подчиняют свое воображение определенному замыслу.

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА (рисование)

МАРТ

Тема

Занятие 1

«Мы с мамой улыбаемся»

Занятие 2

«Роспись кувшинчиков» - рисование декоративное

Занятие 3

«Кем ты хочешь быть»

Занятие 4

«У лукоморья дуб зеленый»

Цель

Продолжать учить рисовать парный портрет, стараясь передать особенности внешнего вида, характер и настроение конкретных людей. Продолжать знакомить с видами и жанрами изобразительного искусства (портрет).

Учить детей расписывать глиняные изделия, используя для этого цветовую гамму и элементы узора, характерные для росписи керамики. Развивать эстетическое восприятие.

Учить детей передавать в рисунке представления о труде взрослых, изображать людей в характерной профессиональной одежде, в трудовой обстановке, с необходимыми атрибутами. Закреплять умение рисовать основные части простым карандашом. Учить  оценивать рисунки в соответствии с заданием.

Формировать эстетические чувства передачей художественного образа различными техниками (скатывание бумаги, трафаретная печать, лепка из пластилина); развивать чувство композиции; воспитывать умение работать в парах.

Оборудование

Альбом, краски, палитры, репродукции художников – портретистов.

Краски гуашевые, палитры или керамические плитки (блюдечки), кисточки, салфетки матерчатые, вылепленные детьми кувшины. Готовые керамические изделия, украшенные узором.

Альбомы, простой и цветные карандаши.

Лист А3, краски, кисти, вода, трафареты в форме листьев дуба, пластилин, гуашь, эскизы – дуб, варианты ученого кота из пластилина.

Литература, источник

Лыкова, стр. 152, занятие 69

«Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники», Казакова Р.Г., стр.110

Т. С. Комарова «Занятия по изобразительной деятельности, 6+», занятие №71, стр. 90

«Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники», Казакова Р.Г., стр.116

Интеграция с другими областями

Рассматривание репродукции портреты, составление портретов из моделей.

Беседа, рассматривание иллюстраций и посуды.

Беседы о труде взрослых. Чтение книг В.Маяковского «Кем быть?», С.Михалкова «А что у вас?» и др.; рассматривание иллюстраций.

Чтение отрывка из  сказки «У лукоморья дуб зеленый», рассматривание иллюстрации.

Планируемые результаты развития интегративных качеств:

Продолжают проявлять устойчивый интерес к произведениям народного и изобразительного искусства, истории их создания. Самостоятельно решают творческие задачи, оценивают свой рисунок.

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА (лепка)

МАРТ

Тема

Занятие 1

«Конфетница для мамы»

Занятие 2

«Собака со щенком»

Цель

Лепка из колец декоративных (красивых и функциональных) предметов; моделирование формы изделия за счет изменения длины исходных деталей – «валиков» (кольца разного диаметра)

Учить детей лепить собак, передавая характерные особенности: форму тела, головы, лап, их расположение. Закреплять умение лепить предметы из цельного куска пластилина с добавлением отдельных частей, создавать изображения разной величины. В разном положении.

Оборудование

Пластилин, стаканчики из под йогурта, стеки, доски, салфетки.

Игрушечная собака. Пластилин, дощечки, стеки.

Литература, источник

Лыкова И.А., с.148

Т. С. Комарова «Занятия по изобразительной деятельности, 6+», занятие №63, стр. 81

Интеграция с другими областями

Подготовка к празднику 8 марта, чтение стихов о папе, рассматривание иллюстраций с изображением конфетниц.

Рассматривание картин, наблюдения на прогулках за гуляющими собаками.

Планируемые результаты развития интегративных качеств:

Создают объемные изображения с натуры, передавая пропорции частей и различия в величине деталей. Проявлять познавательную активность и творчество в самостоятельной деятельности.  

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА (рисование)

АПРЕЛЬ

Тема

Занятие 1

«Ранняя весна»

Занятие 2

«Пасхальное яйцо»

Занятие 3

«Воробышек»

Занятие 4

«Звездное небо»

Цель

Уточнить знания детей о пейзаже как виде живописи. Учить самостоятельно выбирать сюжет и передавать в рисунке характерные признаки весны , используя соответствующие цветовые сочетания. Продолжать знакомить с русской живописью. Развивать творческие способности, чувство цвета.

Продолжать учить составлять узор на объемном предмете из народных орнаментов, закреплять умение рисовать тонкие линии кончиком кисти. Продолжать воспитывать интерес к религиозным литературным произведениям. Развивать творчество и художественный вкус детей. Воспитывать аккуратность.

Формировать у детей обобщенное представление о внешнем облике птицы, понимание, что все птицы, несмотря на различия в окраске, форме, величине, сходны по строению; познакомить со штриховыми рисунками птиц; учить передавать в рисунке характерные особенности воробья: пропорции тела, цвет оперения, форму клюва, хвоста; развивать умение применять при закрашивании изображения разные приемы рисования карандашом: штриховку, тушевку, разный нажим.

Познакомить детей с выразительными возможностями нетрадиционной техники – цветного граттажа. Учить рисовать звездное небо, используя прием процарапывания. Упражнять в работе пером, тушью. Развивать творческие способности, наблюдательность, эстетическое восприятие, чувство цвета и самостоятельность. Воспитывать положительное отношение к рисованию.

Оборудование

Репродукции картин с изображением весеннего пейзажа. Альбомы, простой карандаш, краски, кисти, банки, палитры.

Несколько расписных пасхальных яиц. Яйца, гуашь, вода, тряпочки, палитры.

Изображение птиц, штриховые изображения. .

Картон желтого, салатового или ораньжевого цвета, восковая свеча, черная тушь или гуашь, смешанная с несколькими каплями

жидкого мыла. Кисть широкая, заостренная палочка, вода, тряпочки.

Литература, источник

Д.Н. Колдина, «Рисование с детьми 6-7 лет», занятие№57, стр. 77

Д.Н. Колдина, «Рисование с детьми 6-7 лет», занятие№64, стр. 73

Швайко, стр. 46

Д.Н. Колдина, «Рисование с детьми 6-7 лет», занятие№59, стр. 79

Интеграция с другими областями

Рассматривание картин, наблюдение на прогулке.

Беседа о празднике, рассматривание иллюстраций, игры в народные конкурсы.

Наблюдение за птицами на прогулке, рассматривание иллюстраций с ними, чтение рассказов про птиц.

Рассматривание иллюстраций с небом, наблюдение вечером из окна дома.

Планируемые результаты развития интегративных качеств:

При общении и взаимодействии решают интеллектуальные и творческие задачи; в процессе создания изображения следовать к своей цели, преодолевая препятствия и не отказываться от своего замысла.

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА (лепка)

АПРЕЛЬ

Тема

Занятие 1

«У лукоморья дуб зеленый»

Занятие 2

«Украшенное яйцо»

Цель

Учить детей создавать коллективную пластическую композицию по мотивам литературного произведения. Учить планировать и распределять работу между участниками творческого проекта. Совершенствовать технику лепки. Развивать способности к композиции. Формировать коммуникативные навыки.

Познакомить детей с традициями празднования Пасхи. Продолжать учить украшать изделие методом барельефа. Закреплять умение лепить мелкие детали. Развивать художественный вкус.

Оборудование

Пластилин, каркас дуба, дополнительный материал, стеки.

Вырезанные из цветного картона силуэта яиц, пластилин, стеки, доски.

Литература, источник

Лыкова, стр. 124, занятие №55

Д.Н. Колдина, «лепка с детьми 5-6 лет», занятие№32

Интеграция с другими областями

Чтение сказки, рассматривание иллюстраций.

Беседа о празднике, рассматривание иллюстраций, игры в народные конкурсы.

Планируемые результаты развития интегративных качеств:

Используют разные способы лепки, подчиняя свое воображение определенному замыслу, следуют заранее намеченному плану.

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА (рисование)

МАЙ

Тема

Занятие 1

«Парад на Красной площади »

Занятие 2

«Пчелка на цветке черемухи»

Занятие 3

«Затерянный мир динозавров»

Занятие 4

«Моя первая буква»

Цель

Закреплять навыки рисования. Воспитывать эстетическое восприятие действительности, эстетическое отношение к явлениям окружающего мира.

Формировать умение строить композицию рисунка, передавать колорит весенней природы. Развивать воображение. Воспитывать интерес к явлениям природы.

Познакомить детей с доисторическими временами, расширить и углубить представления о разнообразии и образе жизни динозавров. Учить рисовать различных вымерших животных. Развивать умение рисовать животных в движении. Продолжать учить рисовать гуашью в соответствии с ее особенностями. Развивать фантазию, воображение.

Закреплять умение детей рисовать крупно и аккуратно. Учить детей составлять декоративный узор из разнообразных элементов. Упражнять детей в подборе красивых сочетаний цветов. Развивать у детей творческие способности.

Оборудование

Альбомы, цветные карандаши и восковые мелки.

Ветка черемухи, краски, простой карандаш, альбомы.

Книги о динозаврах, изображения динозавров и игрушки динозавров. Альбомы, краски, кисти, вода, палитры.

Альбомы, фломастеры, простой карандаш.

Литература, источник

Т. С. Комарова «Занятия по изобразительной деятельности, 6+», занятие №83, стр. 99

Лыкова, стр. 51

Д.Н. Колдина, «Рисование с детьми 6-7 лет», занятие№61-62, стр. 81

Д.Н. Колдина, «Рисование с детьми 6-7 лет», занятие №71, стр. 90

Интеграция с другими областями

Рассматривание иллюстраций, чтение рассказов.

Наблюдение на прогулках, рассматривание иллюстраций.

Рассматривание иллюстраций, раскрашивание раскрасок.

Рассматривание алфавита.

Планируемые результаты развития интегративных качеств:

Проявляют познавательную активность в совместной деятельности со взрослым и в самостоятельной. При общении и взаимодействии решают интеллектуальные и творческие задачи; в процессе создания изображения следовать к своей цели, преодолевая препятствия и не отказываться от своего замысла.

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА (лепка)

МАЙ

Тема

Занятие 1

«По всей России обелиски как души, рвутся из земли»

Занятие 2

«Пластилиновый спектакль»

Цель

Познакомить детей с мемориальной скульптурой. Воспитывать любовь и уважение к советским воинам, интерес к различным родам войск. Продолжать учить лепить фигуру человека, добиваясь выразительности позы.

Учить детей лепить фигурки и декорации для пластилинового спектакля. Вызвать интерес к подготовке и разыгрывания сюжетов знакомых сказок с помощью кукол – самоделок из пластилина.

Оборудование

Пластилин, стеки, доски, салфетки, иллюстрации с изображением воинов, моряков, скульптура солдат.

Пластилин, стеки, дополнительный материал, доски.

Литература, источник

Волчкова В.Н., Степанова Н.В., «Конспекты занятий в старшей группе детского сада изо», стр81, №8

Лыкова, стр. 204, занятие 96

Интеграция с другими областями

Чтение стихов и рассказов об армии. Рассматривание иллюстраций, книг, слайдов, альбомов, открыток на военную тему. Рассматривание произведений мемориальной скульптуры «Брестская крепость», «Жажда», «Мамаев курган» и м.др.

Игры – драматизации, спектакли.

Планируемые результаты развития интегративных качеств:

Используют разные способы лепки, подчиняя свое воображение определенному замыслу, следуют заранее намеченному плану.

Список литературы:

1. ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА                

              ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 

                     ОТ  РОЖДЕНИЯ ДО  ШКОЛЫ, МОСКВА М03АИКА-

              СИНТЕЗ 2010, Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.

          2. Вариативная часть программы составленной на основе региональной  

              программы дошкольного образования Р.К. Шаеховой.

          3.  Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду: Кн. для

                 воспитателя детского сада. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1991.

          4. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты      

              занятий, методические рекомендации. Старшая группа.

          5.  Г.С. Швайко «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. Программа,

               конспекты. Старшая группа». М, Владос, 2001г.

          6. Г.С. Швайко «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. Программа,

               конспекты. Подготовительная группа». М, Владос, 2001г.

         7. Д.Н. Колдина «Рисование с детьми 6 -7 лет. Конспекты занятий», М, Мозаика – Синтез,

            2011г.

        8. Д.Н. Колдина «Лепка с детьми 5-6 лет. Конспекты занятий», М, Мозаика – Синтез,

            2011г.

       

         9. Д.Н. Колдина «Рисование с детьми 5-6 лет. Конспекты занятий», М, Мозаика – Синтез,

            2012 г.

         10. Т.С. Комарова «Занятия по изобразительной деятельности в подготовительной к школе

                группе детского сада», Мозаика – Синтез, М, 2011г.

         11.  Т.С. Комарова «Занятия по изобразительной деятельности в старшей

                группе детского сада», Мозаика – Синтез, М, 2012г.

         12. Волчкова В.Н., Степанова Н.В., «Конспекты занятий в старшей группе детского сада

               изо», ТЦ Учитель, Воронеж, 2004г.

          13. «Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники, планирование,

                  конспекты занятий», Казакова Р.Г., ТЦ Сфера, М, 2007г.

          14. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты

                занятий, методические рекомендации. Карапуз, Дидактика, ТЦ Сфера, М, 2007г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая учебная программа для детей старшей группы. По образовательной области «Художественное творчество»

Рабочая учебная программа  для детей старшей группы. По образовательной области  «Художественное творчество». Содержание:1. Пояснительная записка;2. Мониторинг образовательного процесса;3. В...

Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей средней группы по образовательной области «Художественное творчество» (рисование нетрадиционными способами) по теме «Ребята в гостях у медвежат»

конспект непосредственной образовательной области "Художественное творчество" рисование нетрадиционными способами (метод тычка)  в средней группе детского сада по теме "Ребята в гостях у медвежат...

КОНСПЕКТ НОД ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ ОНР ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО» ТЕМА «ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ»

КОНСПЕКТ НОДДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ ОНРОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО»ТЕМА «ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ»...

Конспект интегрированной непосредственной образовательной деятельности для детей средней группы по образовательной области "Художественное творчество"

Конспект интегрированной непосредственной образовательной деятельности для детей средней группыпо образовательной области "Художественное творчество"...

Конспект образовательной деятельности с детьми подготовительной группы по образовательной области «Художественно –эстетическое развитие» Тема:» Весенний пейзаж»

Конспект образовательной деятельности с детьми подготовительной  группы  по образовательной области«Художественно –эстетическое развитие»Тема:» Весенний пейзаж&r...

Конспект НОД в подготовительной группе по образовательной области «Художественное творчество» (рисование пейзажа в нетрадиционной технике) с использованием ИКТ. Тема : «Зимний лес»

Конспект НОД в подготовительной группе  по образовательной области «Художественное творчество» (рисование пейзажа в нетрадиционной технике) с использованием ИКТ....