Цикл занятий по теме "Художественный витраж с детьми старшего дошкольного возраста"
план-конспект занятия по рисованию (подготовительная группа) по теме
Занятия направлены на расширение знаний детей старшего дошкольного возраста о видах изобоазительного искусства, и на их подробное ознакомление с витражом. В ходе двух последних занятий дети самостоятельно изготавливают витраж под руководством педагога.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_1.docx | 14.6 КБ |
zanyatie_2.docx | 13.4 КБ |
zanyatie_3.docx | 15.09 КБ |
zanyatie_4.docx | 13.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия на тему художественный витраж. (Ознакомление детей с витражом)
Программные задачи:
- расширить и уточнить знаний детей об изобразительном искусстве
-дать знания детям о таком виде декоративно-прикладного искусства как витраж
-Воспитывать художественно эстетические качества детей, умение видеть прекрасное.
Материал: фотографии старых витражей 11-19 века, расписанные витражными красками изделья, небольшие станковые витражные работы современных мастеров, медиапроектор.
Первая часть:
В-ль: Дети, скажите мне, пожалуйста, что такое изобразительное искусство?
Какие виды изобразительного искусства вы знаете?
Сегодня я расскажу вам ещё об одном очень интересном, почти волшебном виде изобразительного искусства.
(Воспитатель показывает детям расписанную красками или классическую витражную работу небольшого размера)
В-ль: посмотрите внимательно на эту работу, из какого материала она выполнена?
(Воспитатель предлагает детям посмотреть на картину через источник света, спрашивает, что произошло с картиной) подводит детей к выводу, что свет отражается через поверхность цветного стекла и играет на нём яркими красками и бликами. Так же в ходе исследования витража выясняется, что витраж состоит из маленьких кусочков стекла, скреплённых между собой железной проволокой. Воспитатель задаёт детям поисковые вопросы на выявление свойств и особенностей витража. Можно попросить детей придумывать различные эпитеты о качествах исследуемого витража.)
В-ль: Ну что вам понравилась наша замечательная картина?
Как вы думаете, чем она отличается от картин, выполненных на бумаге и на холсте?
Вы правы, перед нами очень древний и очень своеобразный вид искусства и название у него тоже очень интересное—витраж, древние римляне так называли стекло.
У витража очень древняя и интересная история, Хотите узнать о ней?
Вторая часть:
Древние люди научились делать стекло ещё тысячи лет назад. Как вы думаете из чего его делали?
Это сложно себе представить но стекло и тогда и по сей день делают из мелкого речного песка древние люди переплавляли его в огромных печах и добавляли туда разные природные красители.
Это был очень трудоёмкий процесс, и без современной техники нашим предкам было в двойне тяжело, но тем не менее они создавали прекрасные витражи огромных размеров.
Но если стекло научились выдувать ещё 1000 лет назад, то витраж, каким мы его знаем, появился 600 лет назад в западной Европе.
Жители средневековья придавали витражам особое значение. Вы помните, как сверкал наш витраж на солнце?
Средневековые люди, видя эту игру света приписывали ей потустороннее значение. Они думали что таким образом высшие силы общаются с ними. Поэтому мы часто можем увидеть витражи в церквях и храмах.
(В-ль показывает детям фотографии готического храма, обращает их внимание на то, что в храме очень мало сплошных стен, а все окна витражные.)
С развитием науки и техники искусство витража тоже стало развиваться. Художникам стало проще и интереснее работать, палитра витражей тоже стала более разнообразной, а сами цвета ярче.
(показ изображений витражей 17-20 веков)
Люди, развиваясь, всё больше переставали зависеть от природы и других внешних сил, поэтому и тематика витражей стала более разнообразна, художники стали изображать на стекле пейзажи, натюрморты и животных.
Мастера 20 века стремились к тому, чтоб витраж был доступен для каждого желающего, и каждый мог освоить это интересное искусство. И теперь в современности каждый может украсить свой дом волшебными витражными картинами, купив, или изготовив их самостоятельно.
Третья часть:
Дидактическая игра «времена и витражи»
Дети делятся на 4 подгруппы: Древность, Средневековье, Возрождение, Современность.
Воспитатель показывает изображения разных витражей, из тех, что были представлены до этого. Дети, которые узнают витраж, принадлежащий к их эпохе, зарабатывают 1балл. Та команда, которая наберёт больше баллов, выигрывает.
Подведение итога игры, занятья, вопросы к детям:
-вам понравилось сегодняшнее занятие?
-Что нового вы узнали?
-что было для вас интересно? Что запомнилось больше всего? (спросить каждого индивидуально)
Оценка деятельности детей.
Предварительный просмотр:
Конспект занятия на тему художественный витраж. (виды современных витражей)
Программные задачи:
-закрепить и расширить знания детей о художественном витраже
-дать новые знания о разновидностях витражей.
-воспитывать чувство художественного вкуса у детей.
Материал: изображения витражей в различных современных техниках, во три изображения на каждый вид.
Первая часть:
В-ль: Дети, вы помните, что такое витраж?
Скажите мне, чем витраж отличается от других видов изобразительного искусства?
Что вы помните из истории витража?
Сегодня витраж претерпел большие изменения, по сравнению со своим древним прародителем. Современные художники, пользуясь новыми технологиями придумали множество интересных способов изготовления витража. Сегодня я расскажу вам о некоторых из них.
Вторая часть:
В-ль показывает детям изображения работ, выполненных в технике накладного витража. Вопросы к детям:
Посмотрите на эти интересные картины, может кто-нибудь уже заметил чем они отличаются от тех, которые я вам показывала на прошлом занятии?
Этот вид витража называется накладной. Делается он очень просто и быстро. Кусочки витража накладываются на основное стекло с двух сторон, это делает его не только очень красивым, но и прочным.
Показывает детям расписной витраж. Предлагает сравнить две картины, выполненные в разных техниках. Задаёт вопросы на выявление особенностей техники расписного витража.
Детям: Эта техника- называется расписным витражом. Кто догадался почему? (потому что стекло расписывают красками) Преимущества витражной росписи в том, что смешивая краски можно получать разные удивительные и необычные цвета.
Показывает технику плёночного витража. Сравнивает с другими. Вопросы на выявление особенностей.
Детям: этот тип витража называется плёночным, это самая молодая витражная техника. Кто догадался, почему он имеет такое название? (Его делают, просто наклеивая кусочки цветной полупрозрачной плёнки на стекло.)
Показывает детям изображения спечного витража, сравнивает с другими, задаёт вопросы на выявление особенностей.
Детям: перед нами спечной витраж. На какое слово похоже его название? (Печка) Почему? Этот вид витража примечателен тем что кусочки стекла складываются как мозаика на прозрачной основе, а потом спекаются в печи при очень высокой температуре.
Показывает изображения витражных работ в технике «нацвет» Сравнивает с другими витражными техниками, уточняет особенности данной техники.
Детям: Этот вид витража называется «нацвет». Вы уже заметили, что один слой стекла как будто бы покрывает другой, а затем мастер с помощью специальных инструментов процарапывает рельеф.
Третья часть:
Дидактическая игра «назови витражный стиль»
Воспитатель показывает детям, картинки с изображением работ в разных витражных техниках. Тот ребёнок, который правильно назовёт большее количество витражных техник - выигрывает.
Вопросы к детям:
-Что нового вы узнали сегодня на занятии?
-Какие виды современных витражей вы запомнили?
-Какой из них вам понравился больше всего? (индивидуально к каждому ребёнку)
Предварительный просмотр:
Практическое занятие на тему художественный витраж (нанесение витражного контура.)
Программные задачи:
-учить детей работать в технике расписного витража
-формировать компоненты ручной умелости
-воспитывать желание проявлять творчество в изобразительном искусстве.
Материал:
Прозрачные файлы, Витражные краски, по одному набору на парту, кисточки на каждого ребёнка, контурные рисунки из раскрасок на каждого ребёнка, витражные контуры на каждого ребёнка.
Первая часть:
Давайте вспомним о каком виде изобразительного искусства мы говорили на прошлом занятии? (витраж)
Какие техники витража изобрели современные художники?
Ребята, а как вы думаете создать витраж это легко?
А могли ли мы с вами создать красивую витражную картину?
Сейчас я вам покажу как можно легко и просто нарисовать самый настоящий витраж, а потом мы с вами вместе создадим собственные уникальные витражи.
Посмотрите, у вас на столах лежат краски. Это особые витражные краски. (Воспитатель показывает детям прозрачную папку файл. Наносит краску из тубы на него и показывает детям. Задаёт вопросы о свойствах краски (прозрачная, похожа на стекло) Предлагает детям взять краски из тубы и нанести их по очереди на файл, попробовать смешать.)
После чего воспитатель обращает внимание детей на контуры.
Вопрос к Детям:
-Вы помните, чем древние мастера скрепляли между собой маленькие цветные стёклышки, чтобы создать целую картину? (металлической проволокой)
Воспитатель откручивает крышку своего контура и проводит полоски и спирали на файле.
-красиво получается?
-похоже на металлическую проволоку?
Предлагает детям попробовать поэкспериментировать со своими контурами.
Сегодня мы с вами начнем создавать витражи, но сначала я предлагаю вам поиграть, и размять наши пальчики для более успешной работы.
Пальчиковая игра «Я художник».
Я взял бумагу, карандаш,
Нарисовал дорогу.
(Поворот ладони левой руки к себе,
пальцы вместе - «лист бумаги».
Указательный палец правой руки - «карандаш»,
провести пальцем по левой ладони линию - «дорогу».)
На ней быка изобразил,
А рядом с ним корову.
Направо дом, Налево сад...
В лесу двенадцать кочек.
На ветках яблочки висят,
И дождичек их мочит. Потом поставил стул на стол,
Тянусь как можно выше.
Уф! Свой рисунок приколол -Совсем неплохо вышел!
(Руки сжаты в кулаки,
большой палец и мизинец
каждой из них слегка
оттопыриваются в стороны,
показывая рога быка и
коровы. Дети произносят:
«My-у!..»)
(Пальцы складываются
домиком.)
(Кисти рук скрещиваются в
запястьях - «деревьях»,
шевелить раздвинутыми
пальцами-«ветер раскачивает
ветки»).
(Указательным пальцем
правой руки рисуют кисточки
на левой ладони)
(Встряхивание кистей -
имитация капель дождя.)
(Левая рука сжимается
в кулак и кладется на
приподнятую вверх ладонь
правой.)
(Левый кулак медленно
разжимается, пальцы
с напряжением тянутся
вверх.)
(Правая рука разглаживает
воображаемый рисунок -
поднятую в вертикальном
положении левую ладонь.
улыбка удовлетворения на лице).
Вторая часть:
Воспитатель предлагает детям выбрать себе по одному контурному рисунку из раскрасок, сообщает о том, что сегодня они будут наносить контур, которому нужно дать время высохнуть, говорит, что после того как работы будут завершены ими можно будет украсить стёкла в групповой комнате.
Вопросы к детям:
-как вы думаете, почему мы сначала будем наносить контур, а потом только рисовать красками?
(чтобы создать фактуру витража, чтобы краски не смешивались, не растекались)
Показывает как вложить рисунок в файл, помогает тем у кого не получается его разлепить.
Далее воспитатель предлагает детям посмотреть, как наносится контур на примере своего рисунка.
Когда дети наносят контуры на файл, воспитатель помогает им, подсказывает, поясняет, в случае необходимости проводит повторный показ.
Третья часть:
После того как дети нанесли контур воспитатель сообщает, что контур будет сохнуть до завтрашнего утра, и теперь важно относиться к нему бережно и не размазать его. Предлагает детям аккуратно сложить заготовки своих витражей, куда-нибудь, где их никто не потревожит.
Вопросы к детям:
-как вам показалось, сложно ли наносить витражный контур?
-красиво у нас с вами получилось?
-похоже ли на металлическую проволоку?
Оценка деятельности детей.
Предварительный просмотр:
Практическое занятие на тему художественный витраж (роспись плоскостных изображений.)
Программные задачи:
-учить детей работать в технике расписного витража
-формировать компоненты ручной умелости
-воспитывать желание проявлять творчество в изобразительном искусстве.
Материал:
Витражные краски, по одному набору на парту, кисточки на каждого ребёнка, заготовки рисунков с нанесённым контуром.
Первая часть:
В-ль: Наверное, все уже с нетерпением ждут продолжения нашей с вами работы?
Вы хотите узнать, что у нас получится? Тогда приступим.
Вы помните, как пользоваться нашими витражными красками? Выдавливать на файл и смешивать их? (попросить одного или двух детей рассказать)
Перед тем как мы приступим к работе нужно размять пальчики, чтобы они лучше нас слушались и наши работы получились ещё красивее.
Давайте вспомним нашу с вами пальчиковую игру:
Пальчиковая игра «Я художник».
Я взял бумагу, карандаш,
Нарисовал дорогу.
(Поворот ладони левой руки к себе,
пальцы вместе - «лист бумаги».
Указательный палец правой руки - «карандаш»,
провести пальцем по левой ладони линию - «дорогу».)
На ней быка изобразил,
А рядом с ним корову.
Направо дом, Налево сад...
В лесу двенадцать кочек.
На ветках яблочки висят,
И дождичек их мочит.
Потом поставил стул на стол,
Тянусь как можно выше.
Уф! Свой рисунок приколол –
Совсем неплохо вышел!
(Руки сжаты в кулаки,
большой палец и мизинец
каждой из них слегка
оттопыриваются в стороны,
показывая рога быка и
коровы. Дети произносят:
«My-у!..»)
(Пальцы складываются
домиком.)
(Кисти рук скрещиваются в
запястьях - «деревьях»,
шевелить раздвинутыми
пальцами-«ветер раскачивает
ветки»).
(Указательным пальцем
правой руки рисуют кисточки
на левой ладони)
(Встряхивание кистей -
имитация капель дождя.)
(Левая рука сжимается
в кулак и кладется на
приподнятую вверх ладонь
правой.)
(Левый кулак медленно
разжимается, пальцы
с напряжением тянутся
вверх.)
(Правая рука разглаживает
воображаемый рисунок -
поднятую в вертикальном
положении левую ладонь.
улыбка удовлетворения на лице).
Вторая часть:
Воспитатель показывает, как аккуратно наносить краску в пределах контура. Дети открывают краски и начинают рисовать. Воспитатель ходит между столов, осуществляя помощь индивидуально для каждого ребёнка.
Третья часть:
Анализ детских работ и оценка деятельности детей.
После высыхания воспитатель объясняет детям, как снять готовые витражи с файла и приклеить их на стекло. Дети совместно с воспитателем украшают окно в группе своими витражами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Цикл занятий по развитию творческого воображения детей старшего дошкольного возраста
Занятия направлены на развитие творческого воображения. В них входят задания на развитие невербального воображения, релаксация, пальчиковая гимнастика, игры....
Проект цикла бесед о музыкальных инструментах с детьми старшего дошкольного возраста
В конспекте представлено примерное содержание цикла бесед о музыкальных инструментах с детьми старшего дошкольного возраста, определены принципы отбора материала и его структурирования, осн...
Цикл занятий по преодолению страхов у детей старшего дошкольного возраста.
Применение сказкотерапии в ДОУ....
Цикл занятий на развитие внимания у детей старшего дошкольного возраста.
Представленный цикл включает 14 занятий основная цель которых - развитие слухового восприятия, счёта, внимания. ...
Цикл занятий по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста (подготовительная к школе группа) «Путешествие по стране «Пиши-Читай» Занятие № 2 Тема: «Гласные звуки»
Цель: Формировать понятие «звуки речи» и понятие «гласный звук». Задачи: Обучающая задача: Формировать и закреплять знания детей о звуках речи и гласных звуках. Развивающая задача: Развивать фонем...
Цикл занятий по формированию толерантности у детей старшего дошкольного возраста
Актуальность формирования толерантности у детей старшего дошкольного возраста приобретает особую важность ещё и потому, что опыт восприятия окружающего мира у них ещё невелик, отсутствуют стереотипы с...
"Северное сияние" цикл мероприятий по физической культуре с детьми старшего дошкольного возраста
Цикл сюжетных занятий основан на использовании регионального компонента, способствует формированию двигательных навыков, укреплению здоровья, развитию творческого воображения детей, создает высокую мо...