Проект цикла бесед о музыкальных инструментах с детьми старшего дошкольного возраста
методическая разработка (музыкально-ритмическое занятие, подготовительная группа) на тему

Вера Лобатова

В конспекте представлено примерное содержание цикла бесед о музыкальных инструментах с детьми старшего дошкольного возраста, определены  принципы отбора материала и его структурирования, основные задачи, задания для детей .

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Проект цикла бесед о музыкальных инструментах с детьми старшего дошкольного возраста

Составлен старшим воспитателем ГБДОУ д/с № 14

Лобатовой Верой Евгеньевной

Санкт-Петербург 2012

Основные задачи цикла:

  1. Активизация интереса детей к музыке и музыкальной культуре.
  2. Знакомство с народными музыкальными инструментами (ударные, духовые, струнные): их историческое прошлое, особенности и основные отличия.
  3. Развитие умения слышать и узнавать «голос» инструмента, его характерные особенности.
  4. Прививать интерес к музыкальным играм.
  5. Развитие умения узнавать (по внешнему виду) собственно музыкальный инструмент, его изображение на фото и иллюстрациях.

Принципы отбора материала и его структурирования:

  1. Тематический - наличие тем, которые изучаются в течение месяца и повторяются на новом материале в каждой возрастной группе.
  2. Принцип адаптивности - гибкое применение содержания и методов музыкального развития в зависимости от индивидуальных и психо физиологических особенностей детей.
  3. Принцип Цикличности - повторяемость тем в разных возрастных группах.
  4. Принцип контрастного сопоставления - происходит рождение проблемной познавательно-оценочной ситуации, заостряет внимание детей.
  5. Принцип синкретизма - взаимосвязь музыкальной и художественно-эстетической деятельности, при объединяющей роли восприятия, «творческого слышания» музыки.

Беседа 1.

Основные задачи:

  1. Дать детям представление об историческом прошлом ударных музыкальных инструментов.
  2. Помочь понять, что название «ударные» идет от способа звукоизвлечения.
  3. Дать понятие «ритм» (от ритма в природе до музыкального ритма).
  4. При прослушивании звучания ударного музыкального инструмента, помочь увидеть особенности его «голоса», характера возможных движений (танцев).
  1. При сравнении ударных находить сходства и различия.
  1. Познакомить с литаврами: историческим прошлым, внешним видом, особенностями звукоизвлечения.

Примерное содержание беседы и заданий детям:

- Говорят, что изобретателями первых музыкальных инструментов были дети. Да, да, такие как вы. Обратили ли вы внимание, что исполнение музыки называют игрой? ... Кто знает, может это потому, что с игры, с игрушек начались музыкальные инструменты. Какими же они были? Возможно, это было дерево с дуплом.  Первобытный человек ударил по нему и дерево зазвучало. Хорошо быть хозяином диковинного инструмента, который звучит по твоему желанию. Правда, для этого приходилось каждый раз идти к своему дереву. И первобытный музыкант сделал себе инструмент поменьше, чтобы брать его с собой.

Задание детям:

  1. Натянуть кусок ткани и сделать примитивный ударный инструмент.
  2. Рассмотрев коллаж «Музыкального инструмента первобытного человека», дети должны определить, что общего у представленных инструментов (чтобы они зазвучали в них нужно ударить).

Вывод: 

- Поэтому эти музыкальные инструменты называют ударными. Их особенность - передают ритм. Ритму подчинено все живое в природе. А древние люди, в отличие от нас, жили в тесной связи с природой.

     Задание детям - Просмотреть видеоклип «Настольная игра на барабанах без музыки» (6). Дать возможность обменяться впечатлениями. Обсудить услышанное по вопросам:

  1. что необычного в этой музыке?
  2. какие звуки услышали?
  3. какие использовались музыкальные инструменты?
  4. какие движения могут быть под эту музыку?
  5. дети исполняют танец-импровизацию под звуки тамтамов.

- Все ударные музыкальные инструменты делятся на мембранные и самозвучащие. Мембрана - это «кожица», «перепонка», она натянута на жесткий корпус инструмента. Именно мембрана издает звук.

Задание детям:

Из представленных музыкальных инструментов (бубен, барабан, литавра) выбрать и назвать знакомые, показать, как извлекается звук, отстучать ритм. Выявить общее из всех инструментов, попытаться объяснить, почему все ударные круглой формы (чтобы кожа была равномерно натянута).

■        Прослушать отрывок из «Марша деревянных солдатиков» П.И. Чайковского. Обсудить услышанное: какой музыкальный инструмент звучал, особенности мелодии...

Вывод: Барабан может быть использован как военный музыкальный инструмент. Попросить детей рассказать, что они знают об этом. Ю. Литов «Барабанщик» - с ритмическим аккомпанементом на барабане.

■        Дети сравнивают бубен и барабан. Они - музыкальные инструменты. После просмотра видеофрагмента «Танец атуров с бубном» (5), обсуждают, что увидели необычного, особенного.

Вывод: разное звукоизвлечение: у бубна - локтем, коленом, ладонью и т.д.

Познакомить детей с литаврами... Выявить отличия от других ударных инструментов: звук долгий и гулкий, определенной высоты, что зависит от натяжения мембраны. Послушать звучание в записи. (10) Обсудить услышанное.

- Звучать может любой инструмент, по которому стукнули. Все, что было под рукой в доме, а особенно деревянного могло оказаться музыкальным инструментом.

Творческое задание детям: Играет детский оркестр народных инструментов (трещотки, ложки, маракасы...). Мелодия по выбору детей. После выступления обсуждение, какими инструментами пользовались, особенности их звучания и звукоизвлечения (рассказывают дети).

Вывод: Ударные музыкальные инструменты довольно простые, но, например, деревянные расписные ложки - это не только ударный инструмент, но и произведение декоративно-прикладного искусства; а трещотка - деревянный старинный народный инструмент. Ее древние назначение - защита жилища и человека от злых духов.

Беседа 2.

Основные задачи:

  1. Дать детям представление об историческом прошлом духовых музыкальных инструментов.
  2. Помочь понять, что название «духовые» идет от способа звукоизвлечения.
  3. При прослушивании звучания духового музыкального инструмента помочь увидеть особенность его «голоса», чувства, которые он вызывает...
  4. При сравнении духовых находить сходства и различия.
  5. Развивать умение подбирать мелодию к двустишью.

Примерное содержание беседы и заданий детям.

- Однажды за ужином древний человек дунул в кость, и раздался свист. Конечно, это было чистой случайностью! Звук походил на птичий свист, пронзительный и громкий, намного громче, чем удары в выдолбленную деревяшку. Причем звук был разный; но древний человек не бросил кость, а превратил ее в музыкальный инструмент. Причем он заметил, что если дуть в длинную кость, то звук получается низкий, а если в короткую - высокий. Другой человек хотел, чтобы получалась мелодия. Значит, звуки должны быть разные: высокие и низкие. Для этого нужно все время менять кости: то дуть в длинную, то в короткую. Это неудобно. И человек просверлил в кости отверстие и стал получать звуки - низкие и высокие. Но оказывается не только кость, но и простая тростинка может быть музыкальным инструментом.

Задание детям.

  1. Извлекают звуки из длинных и коротких тростниковых дудочек.
  2. Упражнение «Чья дудочка продудит дольше?» (на одном звуке).
  3. Рассматривают духовые музыкальные инструменты (свирель, жалейку, рожок, свистульки): сравнивают их, извлекают звуки.

Вывод: у них есть общее свойство - звучать их заставляют колеблющийся воздух; чтобы появился звук нужно дунуть, поэтому эти музыкальные инструменты называются духовые.

Слушание В. Агафонников «Дудка».

- Первыми создателями дудочек были пастуха. Они вырезали их из подручного материала: тростника, камыша, веток. Затем их стали усложнять разными приспособлениями: язычками, голосовыми отверстиями... Из рогов домашних животных тоже делали духовые инструменты, но без голосовых отверстий...Дать прослушать звучание пастушьего рожка (7), обсудить услышанное.

Задание детям:

Подуть в жалейку и описать характер голоса жалейки, какие чувства она вызывает (будто тоскует, плачет или жалеет кого-то, отсюда и жалейка). Рассмотреть жалейку: чем она отличается от простой дудочки, чем похожа...

Творческое задание детям:

Сочинить мелодию к словам:

Пастушок, Пастушок,

Заиграй скорей в рожок.

(Можно предложить сочинить «жалобную» мелодию к стихотворению А. Барто «Зайку бросила хозяйка».)

Рассказать о том, как в старину выбирали пастуха в русских деревнях и какую роль при этом играли дудочка, рожок, жалейка.

Дети слушают звучание свирели (8), определяют характерные особенности ее голоса, эмоциональный отклик на него.

Рассказ воспитателя о свирели (в старинных преданиях и сказках) сопровождается ее рассматриванием и возможностью звукоизвлечения. Лель и волшебные звуки его свирели. (По сказке Н. Островского «Снегурочка»)

Рассказать, как в народе появились свистульки: дымковские,  филимоновские и др. Роль свистулек в народных праздниках и в обрядах заклинания птиц:

Уж ты пташечка,

Ты залетная!

Ты слетай

На сине море,

Ты возьми ключи весенние,

Замкни зиму,

Отомкни лето!

Творческое задание детям:

Дети изготавливают из глины свистульки в форме птичек, (расписывают на занятии по декоративному рисованию).

Беседа 3.

Основные задачи:

  1. Дать детям представление о струнных музыкальных инструментах: историческое прошлое, внешний вид, способ звукоизвлечения, сходства и различия.
  2. Познакомить с домрой, ее необычной судьбой.
  3. Помочь понять смысл понятия «народные» музыкальные инструменты.
  4. Развивать умение чувствовать связь музыки и изобразительного искусства.

Примерное содержание беседы и заданий детям:

Дети стреляют из детского лука - что услышали?

Вероятно, когда-то человек заметил, как гудела, звенела, пела натянутая тетива лука. А ведь это и была первая струна. Кто-то услышал в этом звуке музыку и попробовал натянуть жилу - тетиву, чтобы получить не оружие, а музыкальный инструмент.

Задание детям:

Сравнить звучание длинной и короткой тетивы. Вывод: чем короче - тем тоньше звук; а значит, одна струна - 1 звук. Хочешь много звуков - натягивай много струн. Так появились струнные музыкальные инструменты. Они бываю щипковые и смычковые. На них играют двумя способами...

Задание детям.

Рассмотреть, сравнить по внешнему виду и звучанию гусли, балалайку, домру. Назвать знакомые инструменты.

Рассказ о домре. Инструмент с очень странной судьбой. Раньше он был очень распространен в России, но потом исчез... и родился заново.

Просмотреть видеофрагмент (11).

Святки - народный зимний праздник, связанный с приходом Нового года....Молодежь и детвора с бубнами, погремушками, домрами, рожками ходили по домам и дворам и колядовали:

Сею - вею, подсеваю С Новым годом поздравляю!...

Но во время царствования Алексея Михайловича такие праздники были запрещены. Он повелел: « домры ... и всякие гудебные... сосуды отнимать и, изломав .... Жечь». Так домра исчезла. А спустя много лет русский композитор В. В. Андреев возродил домру...., но уже в оркестре народных инструментов.

Но на месте домры появилась...(показ иллюстрации или инструмента). « Сцена на улице» Е. Честнякова, картины В. Васнецова «Гусляры».

- В древних русских летописях и былинах упоминается славянский народный инструмент - гусли. Название его произошло от древнеславянского слова «гусла», значит «гудеть». Звук их действительно звонкий, струны долго гудят. Инструмент этот делали разной формы и играли на нем по-разному. (Показ иллюстраций разного вида гуслей - шлемовидные, крыловидные, трапециевидные).

Задание детям.

После просмотра видео отрывка из сказки «Садко» (где Садко играет на гуслях). Или Н. Римский-Корсаков «Заиграли мои гусельки» (песня Садко из оперы «Садко»). Определить особенности «голоса» гуслей, характер мелодии, способы звукоизвлечения:

Как во славном Ново-Городе,

Был Садко, веселый молодец;

Не имел он золотой казны,

А имел лишь гусельки яровчаты;

 По пирам ходил - играл Садко,

Спотешал купцов, людей посадских.

Задание детям.

Посмотреть выступление балалаечников (8,9); или В. Агафонников «Балалайка». Определить особенности «голоса» балалайки, характера мелодии, эмоциональных чувств, которые она вызывает, движений, которые хочется под нее исполнять.

- Балалайку очень любили - на ней играли по всей России. «Характер» у балалайки легкий. О ней сложили много песен и стихов.

Вечор Васенька по улице прошел,

Он и наигры наигрывает,

В балалаечку набрякивает -

Балалайка выговаривает        

Задание детям.

Вспомнить с какими музыкальными инструментами познакомились на занятиях.

Ответить на вопрос: Почему все эти музыкальные инструменты можно назвать народными? ( За то, что народ их своими признал. Разговаривает с ними на «ты», как между своими водится, а не на «вы», как вежливость требует.  Жизни народной не сторонится, в делах и забавах народных участвует; рукам музыкантов послушный; говором народным не брезгует, запросто с народом общается.)

Творческое задание детям.

Перед детьми 3 музыкальных инструмента: гусли, свирель, барабан. Необходимо примерить голоса инструментов к трем картинкам:

  1. Водяные струи водопада звучали голосом....(гуслей). Потоки звуков играют, как потоки воды, солнечными бликами...; а голос гуслей звонкий, ясный, говорит, будто веселые искорки сыплются.
  2. С тихого летнего луча ветер принес нежный голос ... (свирели);
  3. Звуки (барабана) вели войска а битву.

Звуки музыки не похожи на настоящие звуки водопада, лужайки, битвы. Но разве эти звуки обманули нас, сказали неправду? Нет, они правдивы. Они не просто рисовали картину, они рассказывали. Про задумчивость и покой природы, про вечное и изменчивое

В музыке есть такие краски, такие звучания, которые и вы, и я, и еще многие другие люди понимают одинаково. И это все сила музыки!

Беседа 4

Основные задачи:

  1. Закрепить представления о народных духовых, струнных, ударных музыкальных инструментах: особенности их звучания, звукоизвлечения, внешнего вида, исторического прошлого.
  2. Вызвать желание играть в музыкальные игры.
  3. Воспитывать стойкий интерес к музыке.

Примерное содержание.

Вспомнить с какими музыкальными инструментами познакомились.

Вывод - что хотя они все такие разные, но все же удивительно похожие. Ну, прямо одна большая семья. Что же общего между ними? (Выслушиваются предположения детей). Общее то, что все они музыкальные инструменты. Все они называются хорошим мастеровым словом инструмент, потому что они.... (с их помощью человек делает музыкальную работу - мастерит звуки.)

Игра «Музыкальный магазинчик»:

Над входом висит «Музыкальный квадрат». Только тот, кто его разгадает, может войти: в  квадрате спрятаны, среди остальных букв, названия музыкальных инструментов. Читать надо по вертикали и горизонтали.

Дети придумывают название «музыкальным монетам», рисуют их. Определяют, сколько будет стоить каждый музыкальный инструмент. Выбирают продавца (3) и покупателей. Продавец должен уметь представить музыкальный инструмент, чтобы покупатель захотел его купить.

Чтобы купить некоторые музыкальные инструменты (они спрятаны в красивых коробках), нужно узнать их: 1) по звучанию, обосновывая свой ответ. 2) по загадке. 3) по описанию.

В магазине может быть реклама - дети по желанию рекламируют выбранный ими музыкальный инструмент.

Вывод:

Насколько игра увлекла детей, можно судить о результативности данного цикла бесед.

Использованная литература:

  1.  Бакланова Т.И., Новикова Г.П. Музыкальный мир: Программа «Методические рекомендации. - М.: Вентана-Граф, 2008. - 240с. (Тропинки).
  2.  Кленов А. Там, где музыка живет. 3-е изд., испр. - М.: Педагоки-Пресс, 1994.-152с. :ил.
  3.  Левашева Г.Я. Рассказы из музыкальной шкатулки. Научно-художественная книга. Изд. 2-е, испр-е и доп. Рис. Н. Кошелькова. Л., Дет. Лит., 1975г, 144с.
  4.  Петрова Т. Про свирель, гудок и бубен: Дет. Энциклопедия русских народных инструментов в картинках народного быта / Худ. О. Контарева. - Калининград: ГИПП Янтарный сказ, 1995 - 144с.
  5.  Чукаш И. Дудочка и барабан. Изд. Дет. Литер., 1983г.
  6.  http://rutube.ru/traks/570503.html?v=ea 798f08c03494d9349d692cf95aedce.
  7.  www, afroshow. net/blog/
  8.  www.muroma.ru/index.php/video. html.
  9.  http.7/www.youtube.com/watch?v=cUXunepzk4e.
  1. http:// rutube.ru/traks/1763193. html?v=0323547d/a 3493fd77f310abb3fe 028f.
  2. www.youtube.com/watch?v=SopSUErwzs или www.youtube.com/watch?v=Pgs706NmJcg
  3. www.youtube.com/watch?v:=YpezG-whc

или www.voutube.com/watch?v=XwnBe7NBWDU


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект цикла бесед о музыкальных инструментах со старшими дошкольниками

Основные задачи бесед это знакомство с народными музыкальными инструментами,воспитания музыкальной культуры....

Обобщение педагогического опыта по теме: "Формирование основ музицирования на музыкальных инструментах у детей старшего дошкольного возраста в соответствии с целевыми ориентирами ФГОС ДО"

Игре на детских музыкальных инструментах в детском саду должно уделяться особое внимание, так как именно детское музицирование расширяет сферу музыкальной деятельности дошкольника, повышает интерес к ...

Конспект беседы о музыкальном произведении с детьми старшего дошкольного возраста. Тема: «Его величество вальс»

Конспект беседы о музыкальном произведении с детьми старшего дошкольного возраста.Тема: «Его величество вальс»...

Конспект НООД "В гости к музыкальным инструментам" для детей старшего дошкольного возраста

Занятие направлено на обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах, развития музыкального слуха и ритмического восприятия....

"Северное сияние" цикл мероприятий по физической культуре с детьми старшего дошкольного возраста

Цикл сюжетных занятий основан на использовании регионального компонента, способствует формированию двигательных навыков, укреплению здоровья, развитию творческого воображения детей, создает высокую мо...

Долгосрочный комплексный проект по музыкальному воспитанию «В стране музыкальных инструментов» для детей старшего дошкольного возраста

Образовательная область: музыкаОбласть интеграции: познание, художественное творчество, коммуникация, социализация.Вид проекта: групповой, долгосрочный.Цель:Развить устойчивый интерес к миру...