Цикл занятий по формированию толерантности у детей старшего дошкольного возраста
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Актуальность формирования толерантности у детей старшего дошкольного возраста приобретает особую важность ещё и потому, что опыт восприятия окружающего мира у них ещё невелик, отсутствуют стереотипы сознания и поведения. По мере роста и развития, обучения и приобретения разного рода социального опыта, в сознании и поведении ребенка постепенно формируются определенные оценочные суждения, касающиеся тех или иных явлений и фактов окружающей жизни. Понимание проблемы формирования толерантности в более раннем возрасте во многом определяет задачи воспитания детей в дошкольном учреждении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tsikl_zanyatiy.docx540.35 КБ

Предварительный просмотр:

Актуальность

Актуальность формирования толерантности у детей старшего дошкольного возраста приобретает особую важность ещё и потому, что опыт восприятия окружающего мира у них ещё невелик, отсутствуют стереотипы сознания и поведения. По мере роста и развития, обучения и приобретения разного рода социального опыта, в сознании и поведении ребенка постепенно формируются определенные оценочные суждения, касающиеся тех или иных явлений и фактов окружающей жизни. Понимание проблемы формирования толерантности в более раннем возрасте во многом определяет задачи воспитания детей в дошкольном учреждении.

Вместе с тем воспитание детей в духе толерантности сегодня отстаёт от реальных потребностей практики воспитания дошкольников и современных требований общества. Ежегодная диагностика личностных качеств детей старшего дошкольного возраста, проводимая мною, указывает на то, что 28% воспитанников замечают у себя больше достоинств, чем недостатков; способность к эмпатии у них практически не выражена; во всех проблемах чаще обвиняют окружающих, отмечается повышенная обидчивость, агрессивность; низкий уровень познавательного интереса к своей стране, миру, к жизни, культуре народов разных стран

Изучение учебно-воспитательного процесса, организуемого в группе, позволили выявить следующие проблемы:

  • недостаточное использование потенциала старшего  дошкольного возраста в формировании толерантности;
  • недостаточное целевое использование  потенциальной возможностью социально – культурной деятельности в формировании толерантности детей старшего дошкольного возраста;
  • отсутствие научных разработок, педагогических технологий, опыта проектирования и моделирования толерантной среды, а также опыта практической работы по данной проблеме;
  • низкое самосознание взрослых к осознанному отношению и проявлению толерантности в семье;
  • низкий уровень этнического самосознания современных родителей;
  • недостаточная развивающая и обучающая среда в группе по данной проблеме.

Для  устранения данных проблем, я поставила цель: обеспечить условия формирования толерантности у детей старшего дошкольного возраста.

Определила основные  задачи:

  • изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме формирования толерантности у детей старшего дошкольного возраста;
  • разработать и апробировать программу по формированию у детей седьмого года жизни основ толерантности средствами социально-культурной деятельности;
  • разработать систему критериев эффективности реализации и своевременной коррекции сконструированной системы;
  • создать благоприятную предметно-развивающую среду для насыщенного и безопасного существования ребёнка в детском саду и в семье на основе социально-педагогического подхода;
  • сформировать мотивационную, теоретическую и технологическую готовность родителей к реализации системы формирования у детей седьмого года жизни основ толерантности;
  •  обеспечить единое социопсихопедагогическое пространство формирования у детей толерантности, которое базируется на интеграции процесса взаимодействия трёх субъектов образовательного процесса: воспитатель – ребёнок – родитель.

Приступая к реализации поставленных задач, изучила педагогические идеи толерантности, которые содержатся в работах многих педагогов прошлого и настоящего.

Подобрала методический материал для разработки собственной программы формирования толерантности у детей седьмого года жизни. В программе реализовала идею создания системы, обеспечивающей активное усвоение детьми седьмого года жизни ценностей, норм и правил толерантности на интегрированной методологии, совмещающей личностно-ориентированный, деятельностный, компетентностный подходы в образовании.

Развивающая предметно – пространственная среда

Содержание программы потребовало пересмотра предметно – пространственной среды группы. В соответствии с принципами толерантной среды подобрала произведения детских писателей и поэтов разных стран, произведения устного народного творчества людей разных национальностей; репродукции картин великих художников России и других стран. Куклы в одежде людей разных национальностей; народные игрушки. Сформировала картотеки подвижных и досуговых игр народов мира, дидактических игр на развитие у детей толерантности; музыкальные произведения композиторов мира; альбомы, фотографии, иллюстрации, видеоматериал; демонстрационный и раздаточный материал  по темам: «Моя семья», «Мой город», «Моя страна», «Планета людей», «Дружат дети на планете», «Мои друзья»; карты (России, мира), глобус. Оформила уголок мира.

Критерии оценки эффективности реализации программы

Для того чтобы оценить эффективность реализации программы я разработала критерии оценки, куда вошли следующие параметры:

  • наличие представлений о семье, о семейных и родственных отношениях;
  • наличие знаний о русских и зарубежных писателях, поэтах, композиторах;  знание  сказок разных народов;
  • наличие представлений о многообразии народов мира; о некоторых особенностях их внешнего вида, национальной одежде, типичных занятиях;
  • уровень знаний об истории города, в котором живёт, достопримечательностях, главных улицах;
  • уровень знаний о происхождении человека на Земле, о странах, людях, их населяющих, традициях, играх, о великих людях мира;
  • уровень умения анализировать  разные ситуации общения и взаимодействия детей с взрослыми (в жизни, на картинке, в книгах). Проявление уважение к старшим, чуткость, вежливость, сострадание;
  • уровень умения управлять своими чувствами, настроением;
  • уровень умения оказывать помощь другому человеку; договариваться, устанавливать  неконфликтные отношения со сверстниками; дружить, не обижать сверстников и младших детей, принимать их такими, какие они есть;
  • уровень представления о культуре людей разных национальностей;
  • уровень проявления интереса  к событиям жизни детей разных народов;
  • уровень речевой активности  в процессе выражения мыслей о своих  мечтах, планах на будущее, как готовится к школе; рассказов о своих достижениях, сравнивания результаты; анализе своих поступков и поступков других людей; .

Занятия имели определенную структуру: начинались приветствием, включали несколько игр, проводимых мною, практическую деятельность и завершались ритуальным прощанием.

Использовала разнообразные приёмы и методы:

  • упражнения детей в элементарном анализе и сравнении  предметов (дома тёплых и холодных стран; одежда для различного климата и т.д.);
  •     моделирование (составление карты – схемы, макета города, «деревья – характеры»);
  • постановка вопросов проблемного характера и самостоятельный поиск ответов на свои же вопросы;
  • наблюдение – живое общение с окружающим миром и природой, которое способствует эмоциональному отклику детей, расширяет их кругозор;
  • создание игровых ситуаций (воображаемое путешествие, рассказ от имени воображаемого героя), использование сюрпризных моментов (появление сказочного персонажа);
  • использование цикла бесед, игр- диалогов;
  • чтение художественной литературы, драматизация, проигрывание инсценировок на правила поведения в общественных местах;
  • прослушивание музыкальных произведений разных стран мира.

Помимо специально организованных занятий, бесед, экскурсий, целевых прогулок большое внимание в реализации задач формирования толерантности у детей уделяла совместной деятельности взрослого с детьми. Использовала дидактические игры, как например: «Кто в какой стране живет», «Иностранец», «Узнай наш герб» (флаг, гимн); настольные: «Каков мастер, такова и работа», «Чей хвост, чья голова», «С какого дерева листок», «Зеленая аптека»; сюжетно-ролевые: «Башня мира», «Готовимся к празднику», «Детский сад»; театрализованные игры: «Друг всегда придет на помощь», «Как поссорились Солнце и Луна», «Как вести себя на улице», «Театр», подвижные игры народов России. Все эти виды игр  помогают формировать соответствующие знания и навыки,

Наибольший эмоциональный отклик у детей вызывали праздники, утренники, массовые мероприятия, которые традиционно проводились в группе:

  • День пожилого человека,
  • День Матери;
  • День Дружбы.

 Диагностика толерантности у Дошкольников методикиИтоговая диаграмма уровней развития толерантности у детей седьмого года жизни

         Диаграмма наглядно указывает на положительную динамику формирования толерантности у детей: на 21  % увеличился высокий уровень, на 28 % уменишился низкий уровень.

На 10 %  увеличилось количество детей, у которых развито умение анализировать  разные ситуации общения  детей друг с другом и с взрослыми; на 15% увеличилось количество детей, у которых на высоком уровне сформировались  представления о многообразии народов мира; о некоторых особенностях их внешнего вида, национальной одежде, типичных занятиях. На 5% увеличилось количество детей с высоким уровнем саморегуляции, на 10% увеличилось количество детей с высоким и средним  уровнем речевой активности.

В то же время проблему толерантности нельзя считать исчерпанной. Она требует дальнейшего исследования многих сторон формирования толерантности:

  • Изучить пути взаимодействия детского сада со школой;
  • Изучить условия формирования толерантности на разных ступенях дошкольного воспитания.     Это могло бы послужить основой для создания единой образовательной системы формирования толерантности обучающихся детей как дошкольного, так и школьного возраста.

21 сентября Международный день Мира

Тема: «День Мира».

Задачи:

-рассказать детям о празднике – Международном Дне Мира.

-воспитывать дружелюбие, умение жить без конфликтов.

-рассказать о Сасаки Садако – девочке, ставшей символом мира.

-показать последовательность изготовления из бумаги голубя – символ мира в России.

1 октября День пожилого человека

Тема: «День пожилого человека»

Задачи: Способствовать развитию у воспитанников мотивации к совершению добрых поступков к пожилым людям. Воспитывать уважительное отношение к старшему поколению и закреплять правила доброжелательного общения.

4 ноября

День народного единства

Тема: День народного единства.

Задачи:

-закрепить знания русского фольклора (пословицы, поговорки)

-учить узнавать и называть героев России

-закреплять умение выразительно с соблюдением  просодических единиц читать стихи

-воспитывать уважение к людям, прославившим Россию

-воспитывать нравственно- патриотические чувства к Родине

-дать знания о событиях происхождение  400 лет назад (восстания против поляков)

16 ноября

Международный день посвященный толерантности

Тема: «Путешествие  Лунтика в страну Толерантности»

Задачи:

-обобщить и расширить знания детей о том, как должны вести себя люди по отношению друг к другу.

-активизировать словарь по данной теме.

-добиваться умения мотивировать и объяснять свои суждения.

-развивать умение быть внимательными, приветливыми, доброжелательными.

-развивать культуру речи, мыслительную активность.

-воспитывать дружеские взаимоотношения, чувство коллективизма.

1 декабря

День инвалида

Тема: «Мир спасет доброта»

Задачи: - пробудить в детях чувство сострадания, стремление помочь больным людям, инвалидам.

- формировать представления о доброте, добрых поступках, их значении в жизни человека;

- формировать знания о том, о кто нуждается в добрых поступках;

- развитие мелкой моторики.

10 декабря

День прав человека

Тема: «Приключения Маленького зеленого человечка, или

Изучаем Декларацию прав человека»

Задачи: -познакомить детей с новым правом – выбирать и быть выбранным;

-развивать умение отстаивать свои права и уважать права других людей, понимать и соблюдать свои обязанности;

-воспитывать сочувствие, желание помочь другим людям, быть внимательными и предупредительными по отношению к окружающим.

январь

февраль

21 марта

Международный день дружбы

Тема:«Дружба начинается с улыбки»

Задачи: -образовательные: познакомить детей с правилами (секретами, законами) дружеских отношений, закреплять знания пословиц.

-развивающие : обогащать словарный запас ; закреплять умение участвовать в совместной игре, вести короткие диалоги в ситуациях творческого и игрового общения .

-воспитательные: учить понимать и оценивать чувства и поступки других; формировать положительные взаимоотношения между дошкольниками, побуждать их к добрым поступкам.

апрель

16 мая Международный день посвященный жизни в мире друг с другом

июнь

Тема: «УРОК ДОБРОТЫ»

Задачи :

– рассказать об особенностях людей с инвалидностью и о том, какие приспособления и условия позволяют им вести самостоятельную жизнь;

– рассказать о жизни людей с инвалидностью, о том, как и где они могут учиться, где и кем могут работать, какими видами спорта и творчества могут заниматься;

- Осмысление своего отношения к людям с ограниченными возможностями

30 июля

Всемирный день дружбы

Тема: «Дружба начинается с улыбки»

Задачи: - познакомить детей с правилами (секретами, законами) дружеских отношений, закреплять знания пословиц.

- обогащать словарный запас ; закреплять умение участвовать в совместной игре, вести короткие диалоги в ситуациях творческого и игрового общения .

-учить понимать и оценивать чувства и поступки других; формировать положительные взаимоотношения между дошкольниками, побуждать их к добрым поступкам.

9 августа

Международный день коренных народов мира

Конспект организованной деятельности для подготовительной группы посвященный Международному Дню мира.

Тема: «День мира»

Цель: знакомство с праздником - Международным Днем Мира.

Задачи:

1. Рассказать детям о празднике – Международном Дне Мира.

2. Воспитывать дружелюбие, умение жить без конфликтов.

3. Рассказать о Сасаки Садако – девочке, ставшей символом мира.

4. Показать последовательность изготовления из бумаги голубя – символ мира в России.

Методы:

• словесный (объяснение, рассказ);

• наглядный (использование презентации);

• практический (изготовление голубя из бумаги).

Предварительная работа: Подготовить материал по теме мероприятия. Сделать заготовки для оригами на каждого ребенка. Дать задание разучить к мероприятию стихи о мире.

План:

I. Организационная часть 5 мин.

II. Сообщение новых знаний – 15 мин.

III. Практическая работа – 10 мин.

Ход мероприятия:

Вступление воспитателя: (слайд 1-3).

Внимание! Люди нашей планеты готовятся к главному общему празднику.   А вы знаете, что это за праздник? Послушайте и подумайте, что это за праздник.

Дети Мира, за руки возьмитесь!

Шар земной обнять под силу вам.

Войны на Земле остановите!

Мир подвластен детским голосам!

Милые мальчишки и девчонки,

Научите взрослых мирно жить.

Детские, прекрасные ручонки,

Постарайтесь Мир наш сохранить.

Дети наши, будьте-ка смелее!

Занимайте место у руля!

Станете командой вы, взрослея,

нашего земного корабля.

Станет Мир и лучше, и светлее

В разноцветье милых детских глаз,

Люди станут чище и добрее.

Дети! Мы надеемся на вас!

Эти строки о Международном Дне Мира, который каждый год отмечается 21 сентября. Мы все знаем, что война приносит горе и разрушения. В этот день все страны должны приостановить войну.

День Мира каждый год начинается со звона КОЛОКОЛА МИРА (слайд 4. Колокол мира).

Дети из 60 стран собрали монеты, и их них изготовили этот необычный символ мира, который поместили в сооружении, напоминающем японский храм.

На колоколе написаны важные слова: «Да здравствует всеобщий мир во всем мире». Люди должны помнить о том, что жить надо без конфликтов, без войны, в справедливом мире.

Во время занятия подумайте, почему построили здание для колокола именно в японском стиле?

Теперь мы познакомимся с легендой о японском журавлике, которая связана с маленькой девочкой из Японии - Сасаки Садако.

Итак, однажды (во время войны, в 1945 году) планету потряс ядерный взрыв - на город Хиросиму упала атомная бомба (слайд 5).

Семья девочки не пострадала, хоть и взрыв прозвучал всего в двух километрах от их дома. Всё было в порядке. Только через несколько лет Садако заболела, причиной этого стал взрыв бомбы.

Однажды друзья девочки принесли бумажного журавлика. И рассказали старинную японскую легенду о том, что тот, кто сложит 1000 бумажных журавликов, получит от судьбы в подарок одно желание – длинную жизнь, излечение от болезни. Девочка поверила в легенду и стала делать журавликов из бумаги. (слайд. 6. Бумажный журавлик)

Но здоровье Садако ухудшалось и она успела сделать лишь 644 журавлика. Её друзья доделали остальные 356 журавликов. И в память о Садако и других детях, погибших от войны, они установили статую девочки с бумажным журавликом в руке (слайд 7. Памятник Садако).

На статуе написано:

«Это наш крик, Это наша молитва, Мир во всем мире».

Садако Сасаки стала символом неприятия ядерной войны.

Понравилась вам легенда о журавлике? А теперь вернемся к вопросу о колоколе – почему он установлен в сооружении, напоминающем японский храм?

Как мы можем внести свой вклад в сохранение мира на Земле?

Ребята, а у нас в России символом мира стал белоснежный голубь (слайд8, 14). И сейчас мы с вами попробуем сделать символ мира – голубя, и у каждого из вас будет свой маленький символ мира - память о мире, о нашем занятии. С самого детства мы учимся жить все вместе в одной большой стране, в одном мире и беречь его.

Я предлагаю положить всех наших голубей и все сфотографировать. Мы поместим эту фотографию на стенд, чтобы все знали, что дети России участвовали в этом празднике, и что мы поддерживаем и надеемся на мир во всем мире.

F:\ГОЛУБЬ\ФОТО ГОЛУБЬ МИРА\DSC09098.JPG

Конспект организованной деятельности для подготовительной группы посвященный Дню пожилого человека.

Тема:  «Дедушкам и бабушкам посвящаем»

Цель: формирование у детей нравственных качеств через организацию разных видов деятельности: игровой, познавательной, продуктивной.

Задачи: Способствовать развитию у воспитанников мотивации к совершению добрых поступков к пожилым людям. Воспитывать уважительное отношение к старшему поколению и закреплять правила доброжелательного общения.

Методы:

• словесный (объяснение, рассказ);

• наглядный (использование презентации);

• практический (открытка).

Предварительная работа: беседы  и разыгрывание разных ситуаций на нравственную тему, чтение художественных произведений о доброте, дидактические игры «Хорошо-плохо», «Делай добро», «Помощники».

План:

I. Организационная часть 5 мин.

II. Сообщение новых знаний – 15 мин.

III. Практическая работа – 10 мин.

Ход мероприятия:

Воспитатель:

1 октября — Международный день пожилых людей — относительно новый праздник. Он возник в конце XX века. Сначала День пожилых людей начали отмечать в Скандинавских странах Европы, затем в Америке, а с конца 80-х годов — во всем мире. Окончательно Международный день пожилых людей был провозглашен Генеральной Ассамблеей ООН в 1990 году, а в Российской Федерации — в 1992 году. И теперь ежегодно, в золотую осеннюю пору мы чествуем тех, кого мы уважаем и любим.

(Звучит спокойная, мелодичная музыка, и дети слушают стихотворение).

Люди пожилые, 

Сердцем молодые, 

Сколько повидали 

Вы путей, дорог.

Горячо любили 

И детей растили, 

И надеждой жили: 

Меньше бы тревог! 

Люди пожилые, 

Матушка Россия 

Вас не баловала 

Легкою судьбой. 

Дай вам Бог покоя, 

Чтобы над рекою 

Солнце озаряло 

Купол голубой.

Люди  пожилые,

Вы во всем такие: 

Отдаете душу, 

Опыт и любовь 

Дорогому дому, 

Миру молодому 

И всему, что сердце 

Вспоминает вновь.

Люди пожилые, 

Пусть года былые 

Будут вам опорой, 

Дети — все поймут. 

И поклон вам низкий 

От родных и близких, 

И от всей Отчизны 

За бесценный труд!

День пожилого человека для россиян особый праздник.  С детства впитываем мы от людей старшего поколения народные традиции и мудрость, основы культуры и родной речи. Из бабушкиных сказок, из рассказов деда рождается наша первая любовь к родной земле и её жителям. Никогда не забудем мы того, что сделано руками людей старшего поколения. Они возводили фабрики и заводы, воевали на фронтах, добросовестно трудились в мирное время, воспитывали нас, своих детей и внуков.   

Время не стоит на месте. Всё быстрее ритм нашей жизни, всё больше с годами волнений, неотложных дел…  Но забота о наших стариках, пожилых людях – то, о чём нельзя забывать ни на минуту. Поддержать, обустроить быт, оказать реальную помощь – вот одна из важнейших задач сегодняшнего дня. Но и это лишь небольшая частичка нашего неоплатного долга перед людьми старшего поколения. Большое складывается из мелочей. Уступить место в автобусе, помочь перейти через дорогу, выразить простое человеческое внимание – и разглаживаются морщинки у глаз, светлее становится взгляд, теплее на сердце пожилого человека. Они помогают нам и тогда, когда мы становимся взрослыми. В их добрых и сильных сердцах черпаем мы поддержку и понимание, терпение и любовь, энергию и вдохновение. Огромное  спасибо им  за  это!

Воспитатель: пословицы – это народная мудрость. Послушайте внимательно и скажите, что они обозначают? (ответы детей).

1) «Не смейся над старым, и сам будешь стар».

2) «Юн – с игрушками, а стар – с подушками».

3) «Где дедушка, да бабушка – там и оладушка».

Пальчиковая гимнастика «Моя семья».

У меня семья большая:

Мама Нина, баба Рая,

Папу Александром звать,

Он бабуле просто — зять!

Ну а я бабуле — внучка.

И еще собачка Жучка

С нами вместе проживает,

Дом бабулин охраняет!

Кто в большой семье хозяин?

Ну конечно, баба Рая —

Здесь сомненья быть не может:

Всем подскажет и поможет,

У нее большой талант

Завязать красивый бант,

Маму с папой помирить

И красиво стол накрыть,

Приласкать, поцеловать,

На ночь сказку рассказать!

(Предлагаю детям рассказать о своих бабушках и дедушках).

Игра — загадка «Доскажи словечко».

Кто любить не устает,

Пироги для нас печет,

Вкусные оладушки?

Это наша. (бабушка)

Кто всю жизнь работал,

Окружал заботой

Внуков, бабушку, детей,

Уважал простых людей?

Нестареющий наш. (дед)

На пенсии уж много лет

Бабушке — солнышко, дедушке — стих,

Много здоровья им на двоих!

Счастья желаем еще на два века,

С Днем пожилого вас. (человека!)

Дедушка и бабушка

Были молодыми,

А когда состарились —

Стали. (пожилыми)

С моей бабушкой вдвоем

Мы и спляшем, и споем,

Праздник всем друзьям устроим —

С пирогами стол накроем!

Когда ж гостей мы встретим с ней?

В Праздник. (пожилых людей)

Воспитатель: Ребята, давайте все вместе для наших бабушек и дедушек сделаем поздравителе открытки и подарим их пожилым людям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Научно-практическая статья «Формирование толерантности у детей старшего дошкольного возраста средствами социально-культурной деятельности»

Формирование толерантности детей в настоящее время актуально. В справочных изданиях термин толерантность определяется как  «терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению». Такая терпимость из...

Обобщение педагогического опыта «Условия формирования толерантности у детей старшего дошкольного возраста».

Актуальность формирования толерантности у детей старшего дошкольного возраста приобретает особую важность ещё и потому, что опыт восприятия окружающего мира у них ещё невелик, отсутствуют стереотипы с...

Содержание, пути, средства формирования толерантности у детей старшего дошкольного возраста

В настоящее нелегкое время потребность в проявлении толерантности по отношению к другим людям приобретает всё большую актуальность...

«Содержание, пути, средства формирования толерантности у детей старшего дошкольного возраста»презентация .

видеоматериал к тексту  выступления  «Содержание, пути, средства формирования толерантности у детей старшего дошкольного возраста»  ....

«Формирование толерантности у детей старшего дошкольного возраста».

Сейчас можно встретить бытующее мнение: Я несу обязанность только перед самим собой, отвечаю за собственное благополучие. В этом мире каждый сам за себя. Такого рода мировоззрение формирует эгоиста, к...

«Формирование толерантности у детей старшего дошкольного возраста».

Сейчас можно встретить бытующее мнение: Я несу обязанность только перед самим собой, отвечаю за собственное благополучие. В этом мире каждый сам за себя. Такого рода мировоззрение формирует эгоиста, к...

Проект «Здравствуй мир!» (формирование толерантности у детей старшего дошкольного возраста)

Россия – многонациональная страна. На ее территории проживает множество народов, каждый из которых имеет свои вековые традиции и по-своему самобытен. В нашем детском саду воспитываются дети разных на...