Программа студии декоративно росписи "Солнышко"
методическая разработка по рисованию (подготовительная группа) по теме
Программа вводит ребенка в удивительный мир творчества, дает возможность поверить в себя, в свои способности, предусматривает развитие у воспитанников изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
filatova_studiya_dekorativnoy_rospisi.docx | 30.55 КБ |
Предварительный просмотр:
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 123 Г.О. САМАРА
443066, г.Самара, ул. Запорожская, 28
_____________________________________________________________________
Методическая разработка
Для воспитателей городского округа Самара
«Солнышко»
(программа студии декоративной росписи )
Подготовила:
Воспитатель Филатова Надежда Алексеевна
Самара, 2011
Мир, в котором сегодня живет человек, заставляет людей искать четкие ориентиры, преодолевать разноречивость многих представлений и знаний, образующихся в результате потока информации. В поисках цельности человек обращает свой взор к истории, стремится осмыслить себя в сложных связях не только не только с настоящим, но и с прошлым. Здесь внимание его устремляется на все, что рождает ощущение непреходящих ценностей. Именно к таким ценностям относит он нестареющее, никогда не утрачивающее своей привлекательности художественное мышление своих предков. Народное декоративно – прикладное искусство воспитывает чуткое отношение к прекрасному, способствует формированию гармонично развитой личности. Основанное на глубоких художественных традициях, народное искусство входит в глушь, благотворно влияет на формирование человека будущего.
В.А.Сухомлинский писал, что «ребенок по своей природе – пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть перед ним открывается чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках, в сказке и игре, в собственном творчестве, в стремлении делать добро людям. Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу ребенка». На мой взгляд этим требованиям отвечают занятия по декоративно-прикладному искусству.
Программа вводит ребенка в удивительный мир творчества, дает возможность поверить в себя, в свои способности, предусматривает развитие у воспитанников изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности.
Актуальность программы.
Занятия по развитию творческих способностей детей дошкольного возраста играют важную роль в формировании личности ребенка. Все исследования, которые проводят учёные и психологи в этой сфере доказывают, что дети, обладающие творческими способностями имеют более устойчивую психику, более общительны и коммуникабельны. В маленьком возрасте рекомендуется уделить внимание всестороннему развитию, то есть развивать и литературные, и художественные, и музыкальные способности дошкольников. Лучше всего происходит развитие творческих способностей через игру.
В результате проведенного опроса и анкетирования родителей («Выявление потребности в развитии творческих способностей детей») была выявлена потребность в углубленном и целенаправленном развитии творческих способностей детей старшей группы МБДОУ детского сада № 123.
Все занятия студии направлены на развитие у дошкольников творчества, которое определяется как продуктивная деятельность, в ходе которой ребенок создает новое, оригинальное, активизируя воображение, и реализует свой замысел, находя средства для его воплощения.
Частично-поисковый метод направлен на развитие познавательной активности и самостоятельности. Он заключается в выполнении небольших заданий, решение которых требует самостоятельной активности (работа со схемами, привлечение воображения и памяти).
Метод проблемного изложения направлен на активизацию творческого мышления, переосмысление общепринятых шаблонов и поиск нестандартных решений.
На занятиях используются игры и игровые приемы, которые создают непринужденную творческую атмосферу, способствуют развитию воображения.
Большое внимание уделяется творческим работам. Это позволяет соединить все полученные знания и умения с собственной фантазией и образным мышлением, формирует у ребенка творческую и познавательную активность.
Цель: формирование у учащихся художественной культуры как составной части материальной и духовной культуры, развитие художественно-творческой активности, овладение образным языком декоративно- прикладного искусства.
Задачи
Студия декоративной росписи «Солнышко»
Образовательная область «Художественное творчество»
- Развивать у детей интерес к изобразительной деятельности.
- Способствовать технике работы с кистью, передаче особенностей различных видов росписи (элементы, композиция, цвет).
Образовательная область «Познание»
- Расширять представления детей о народно-прикладном искусстве (жостковская, хохломская, городецкая, филимоновская, семеновская роспись), о керамических изделиях и народной игрушке.
- Приобщать воспитанников к различным видам изобразительного искусства и народного творчества, со средствами художественной выразительности.
Образовательная область «Социализация»
- Развивать эмоциональную отзывчивость при восприятии предметов народного искусства.
- Формировать детский коллектив, способствовать личностному развитию каждого воспитанника.
Образовательная область «Коммуникация»
- Способствовать развитию связной, эмоционально-выразительной речи.
- Формировать умение выполнять последовательно все этапы работы, формировать волевую сферу личности.
Характеристика ожидаемых результатов:
В результате обучения в студии в учащихся должны быть сформированы представления:
- о материалах, инструментах;
- о правилах безопасности труда и личной гигиены при обработке различных материалов;
- о месте и роли декоративно-прикладного искусства в жизни человека;
- о видах декоративно-прикладной росписи (гжель, городетская, хохломская);
- о главных отличительных признаках художественного образа произведений народного искусства.
График работы
День недели | Время проведения занятия | Форма проведения |
Понедельник | 15.30 – 16.00 подготовка к занятию 16.00 – 16.30 занятие с детьми | Фронтальная |
Среда | 15.00 – 15.30 подготовка к занятию 15.30 – 16.00 занятие с детьми | Индивидуальная |
Структура занятия
№ п/п | Содержание работы | Время проведения |
1 | Вводная часть:
| 10 минут |
2 | Основная часть:
| 15-20 минут |
3 | Заключительная часть:
| 5-10 минут |
Учебный план
- Декоративная роспись – 8
- Филимоновская роспись – 8
- Дымковская роспись – 12
- Гжельская роспись – 8
- Роспись деревянных игрушек – 8
- Городецкая роспись – 8
- Хохломская роспись – 12
учебный год – 64
Количество занятий:
Октябрь – 8
Ноябрь – 8
Декабрь – 8
Январь – 8
Февраль – 8
Март – 8
Апрель – 8
Май – 8
учебный год – 64
Перспективный план занятий в студии декоративной росписи «Солнышко»
2013 – 2014 гг.
Месяц | 1 занятие | 2 занятие | 3 занятие | 4 занятие |
Октябрь | Ярмарка предметов народного и прикладного искусства | Поднос (ветка рябины) | Коврик (цветы, орнамент) | Блюдо (цветы) |
Ноябрь | Филимоновская роспись | |||
Птичка | Лошадка Олень | Корова Барашек | Барыня | |
Декабрь | Дымковская роспись | |||
Конь Олень | Барашек Козлик | Птичка Курочка | Петушок Индюк | |
Январь | Дымковская роспись | Гжельская роспись | ||
Водоноска | Барышня | Блюдце | Чашка | |
Февраль | Гжельская роспись | Роспись деревянных игрушек | ||
Чайник | Кувшин Кумган | Птичка | Лошадка | |
Март | Роспись деревянных игрушек | Городецкая роспись | ||
Матрешка (Сергиево-посадская) | Матрешка (селиновская) | Разделочная доска (цветы) | Разделочная доска (гирлянда) | |
Апрель | Городецкая роспись | Хохломская роспись | ||
Поднос (птица) | Лошадка-качалка | Ложка | Чашка | |
Май | Хохломская роспись | |||
Бочонок | Ковш-утица | По замыслу | По замыслу |
Октябрь.
Основы декоративного искусства.
Занятие № 1
Тема:
«Ярмарка предметов народного декоративного искусства».
Работа с красками гуашь.
Программное содержание:
Расширять знания детей о русском народном декоративном искусстве.
Вызвать у детей интерес к предметам народного декоративного искусства, используемых в быту.
Познакомить с изобразительным средством – красками гуашь (полоски, мазки).
Занятие № 2
Тема:
«Ветка рябины».
Программное содержание:
Учить детей правилам работы с художественной кистью и красками гуашь.
Учить приемам нанесения мазков кистью при рисовании листьев рябины, тонкой линии при рисовании ветки.
Отрабатывать приемы рисования ягод тычками с помощью пальцев.
Формировать интерес к декоративному рисованию.
Занятие № 3
Тема:
«Коврик»
Программное содержание:
Продолжать учить детей правилам работы с художественной кистью и красками гуашь.
Формировать навык рисования мазков и точек.
Воспитывать аккуратность к работе.
Формировать эстетический вкус.
Занятие № 4
Тема:
«Блюдо»
Программное содержание:
Закрывать правила работы с художественной кистью и красками гуашь.
Формировать навыки композиционного расположения узора из цветов по кругу.
Воспитывать настойчивость, аккуратность в работе.
Дать понятие – «орнамент» в народной росписи, как повторение элементов в определенном порядке.
Ноябрь
Занятие № 5
Тема:
«Птичка»
Программное содержание:
Познакомить детей с Филимоновскими свистульками.
Учить технике нанесения цветных полос, чередующихся по цвету.
Учить рациональному способу рисования чередующихся цветных полос (одним цветом все полосы на фигурке, потои другим и третьим цветом).
Формировать усидчивость в работе.
Занятие № 6
Тема:
«Лошадка. Олень».
Программное содержание:
Продолжать знакомить детей с изготовлением Филимоновских игрушек – свистулек.
Закреплять технику нанесения чередующихся по цвету тонких прямых полос.
Работать над аккуратностью.
Занятие № 7
Тема:
«Корова. Барашек»
Программное содержание:
Формировать устойчивый интерес к народному творчеству.
Расширять знания детей о промысле.
Отрабатывать прием нанесения прямых тонких полос, чередуя цвета.
Учить детей работать самостоятельно.
Занятие № 8
Тема:
«Барыня»
Программное содержание:
Обогащать знания детей о промысле.
Совершенствовать навыки росписи фигурки прямыми тонкими чередующимися по цвету полосками.
Развивать самостоятельность, творчество.
Декабрь
Дымковская роспись
Занятие № 9
Тема:
«Конь. Олень»
Программное содержание:
Познакомить детей с искусством дымковских мастеров.
Вызвать у детей интерес к промыслу.
Учить приемам рисования элементов дымковского узора – полоски, круги, кольца, точки, волнистые линии.
Занятие № 10
Тема:
«Барашек. Козлик»
Программное содержание:
Продолжать знакомить детей с искусством дымковских мастеров.
Формировать интерес к народному прикладному искусству.
Учить приемам рисования элементов дымковской росписи – круги, кольца, точки, волнистые линии.
Воспитывать аккуратность, настойчивость.
Занятие № 11
Тема:
«Птичка. Курочка»
Программное содержание:
Расширять знания детей о промысле.
Продолжать учить рисовать элементы дымковской росписи, располагать их по форме игрушки.
Развивать творчество.
Занятие № 12
Тема:
«Петушок. Индюк»
Программное содержание:
Расширять знания о промысле.
Работать над рисованием элементов дымковской росписи – круги, кольца, прямые и волнистые линии, точки, ромбы.
Продолжать учить детей самостоятельно располагать элементы по фигуре игрушки.
Развивать творческие способности.
Январь
Занятие № 13
Тема:
«Водоноска»
Программное содержание:
Вызывать интерес детей к дымковским игрушкам, учить отличать их от других видов народной игрушки.
Учить рисовать аккуратно, прорисовывать качественно элементы росписи.
Воспитывать самостоятельность в работе.
Занятие № 14
Тема:
«Барыня»
Программное содержание:
Продолжать учить детей создавать игрушки по мотивам дымковской росписи.
Учить составлять самостоятельно узор, используя элементы росписи (клетка, круги, мазки, кольца, ромбы).
Воспитывать чувство цвета и композиции.
Совершенствовать навыки работы с кистью.
Январь-Февраль.
Гжельская роспись.
Занятие № 15
Тема:
«Блюдце»
Программное содержание:
Познакомить детей с искусством гжельских мастеров.
Вызвать интерес к новой росписи.
Учить детей составлять узор по мотивам гжельской росписи.
Сочетать дугообразные, петельные линии с мазками и точками.
Закреплять навыки рисования всей кистью, её концом.
Занятие № 16
Тема:
«Чашка»
Программное содержание:
Поддерживать интерес к народному творчеству.
Закреплять умение детей составлять узоры по мотивам гжельской росписи.
Учить детей приемам рисования гжельской розы, рисовать концом кисти и всей кистью.
Занятие № 17
Тема:
«Чайник»
Программное содержание:
Поддерживать интерес к народному творчеству.
Закреплять умение детей создавать изделия по мотивам народного искусства.
Учить детей приемам рисования колокольчика, букета цветов.
Развивать композиционные умения.
Занятие № 18
Тема:
«Кувшин. Кумган»
Программное содержание:
Поддерживать интерес детей к народному творчеству.
Учить приемам рисования букетов цветов из колокольчиков.
Развивать композиционные умения.
Побуждать детей использовать для составления узора растительные элементы (цветы, листья, ягоды, травка).
Закреплять умения составлять узоры по мотивам гжельской росписи.
Февраль-Март.
Роспись деревянных игрушек.
Занятие № 19
Тема:
«Птичка–свистулька»
(Игрушки-таратушки. Пояхов-Майдан).
Программное содержание:
Формировать у детей представление о народных игрушках.
Показать связь между игрушкой, жизнью и бытом русского народа.
Познакомить детей с особенностями их изготовления, своеобразием композиции, характером росписи.
Обучать приемам рисования цветка, орнамента.
Занятие № 20
Тема:
«Лошадка»
Программное содержание:
Продолжать учить расписывать деревянные игрушки растительными узорами (цветок – василек, завитки, листья)
Использовать прием наложения красок.
Учить «оживлять» цветок с помощью белой гуаши.
Воспитывать чувство композиции.
Совершенствовать навыки работы с гуашью, рисовать всей кистью, ее концом.
Занятие № 21
Тема:
«Матрешка» (Сергиев-Посад).
Программное содержание:
Познакомить детей с историей народной игрушки, ее внешним видом, обликом, особенностями росписи матрешек (колорит, композиция, элементы).
Учить рисовать растительный узор.
Вызывать интерес и воспитывать уважение к работе народных мастеров.
Занятие № 22
Тема:
«Матрешка» (Семенов).
Программное содержание:
Учить детей отмечать характерные особенности Семеновской матрешки (букет цветов в середине «фартука», край платка украшен ритмичным узором – горох, бутоны).
Продолжать учить рисовать букет цветов с листьями и завитками.
Совершенствовать навык работы художественной кистью.
Воспитывать художественный вкус, аккуратность.
Проявлять фантазию, выдумку.
Март-Апрель.
Городецкая роспись.
Занятие № 23
Тема:
«Разделочная доска» (купавки)
Программное содержание:
Познакомить детей с Городецкими изделиями, с особенностью Городецкой росписи.
Учить детей прорисовать Городецкие цветы – купавки, используя технологию выполнения рисунка: малевка, расписывание, оживка.
Учить располагать узор в центре разделочной доски, рисуя купавки (голубые бутоны) разных размеров в виде пирамидки.
Воспитывать настойчивость в воплощении замысла.
Занятие № 24
Тема:
«Разделочная доска» (розаны)
Программное содержание:
Продолжать знакомить детей с особенностями Городецкой росписи.
Учить детей прорисовывать элементы Городецкого узора: розаны, листочки.
Располагать узор в виде дуги – гирлянды, где середина – розан, по краям – купавки.
Развивать умение планировать свою деятельность.
Занятие № 25
Тема:
«Поднос» (птица, гирлянда цветов).
Программное содержание:
Продолжать учить детей рисовать элементы Городецкой росписи.
Учить рисовать птицу – курочку, располагать композицию на круглой форме – подносе, закрепляя умение рисовать цветы.
Воспитывать аккуратность, целеустремленность.
Занятие № 26
Тема:
«Конь - качалка».
Программное содержание:
Совершенствовать навыки работы кистью при рисовании узоров Городецкой росписи.
Формировать умение подбирать узор для украшения коня – качалки и располагать элементы на форме, передавая характерный орнамент Городецкой росписи.
Развивать самостоятельность, творчество.
Апрель-Май.
Хохломская роспись.
Занятие № 27
Тема:
«Ложка» (завиток, рябинка).
Программное содержание:
Познакомить детей с хохломской росписью, ее характерными особенностями (цвет, фон, материал, элементы). Дать представление об основных элементах, используемых художниками.
Учить изображать веточку в виде завитка.
Упражнять в рисовании концом кисти, пальцем.
Воспитывать аккуратность.
Занятие № 28
Тема:
«Чашка» (клубника, трилистник).
Программное содержание:
Продолжать знакомить детей с хохломской росписью.
Познакомить с историей возникновения росписи.
Познакомить с техникой выполнения элементов – трилистник, ягодка.
Упражнять в рисовании концом кисти.
Развивать чувство композиции, умение находить удачное сочетание цветов.
Занятие № 29
Тема:
«Бочонок» (крыжовник).
Программное содержание:
Расширять знания детей о хохломской росписи, о производстве хохломских изделий.
Учить восприятию узора: выделять элементы, определять колорит, композицию.
Упражнять в рисовании элементов – завиток, листик, ягодка – крыжовник, травка.
Воспитывать интерес к народному творчеству.
Занятие № 30
Тема:
«Ковш - утица» (смородина, цветы, листы)
Программное содержание:
Закреплять и расширять знания детей о хохломской росписи.
Показать приемы рисования ягоды – смородины пальцем тычком, закрепить умение рисовать тройной листок, упражнять в рисовании завитка и травки.
Учить красиво располагать узор по форме «ковш».
Воспитывать выдержку, желание выполнять работу красиво, аккуратно.
Занятие № 31, 32
Тема:
По замыслу
Программное содержание:
Продолжать воспитывать интерес к народному творчеству.
Упражнять в приемах кистевой росписи.
Развивать сообразительность, самостоятельность, творчество.
Ресурсы:
- Комарова Т. С. «Изобразительная деятельность в детском саду» (для занятий с детьми 2-7 лет). - М.: «Мозаика-Синтез», 2006 г.
2. Соломенникова О. А. «Радость творчества» (ознакомление детей с народным искусством, для занятий с детьми 5 – 7 лет). - М.: «Мозаика-Синтез», 2006 г.
3. Скоролупова О. А. «Знакомство детей дошкольного возраста с русским народным декоративно-прикладным искусством» (цикл занятий для детей старшего дошкольного возраста). – М.: «Скрипторий», 2003 г.
4. Швайко Г. С. «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду» (старшая, подготовительная группа, программа, конспекты). - Владос, 2008 г. - Гаврилова В. В., Артемьева Л. А. Декоративное рисование с детьми 5-7 лет: рекомендации, планирование, конспекты занятий. Гаврилова В. В., Артемьева Л. А. М., 2012 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа студии "Мастеришка" для детей 1,9-3 лет.
"Поддержать детский интерес - одна из главных задач взрослых" Раннее развитие очень продуктивно. Сотрудничество с мамой, под чутким руководством педагога является основой. Предлагаю вам проверен...
Дополнительная образовательная программа студии "Хореография"
Актуальность данной комплексной дополнительной образовательной программы «Хореография» состоит в том, что она способна удовлетворить возросший в последние годы интерес к различным жанрам хореографичес...
Рабочая программа студии изобразительного творчества "Вдохновение" (на основе Программы художественного воспитания, обучения и развития детей 4-7 лет «Цветные ладошки» Лыковой И.А. по теме «Экопластика в детском творчестве»)
Рабочая программа студии изобразительного творчества "Вдохновение" (на основе Программы художественного воспитания, обучения и развития детей 4-7 лет «Цветные ладошки» Лыковой И.А. по теме «Экоп...
Дополнительная общеразвивающая программа "Комплексная программа студии раннего развития дошкольников "Эксперимент"
Комплексная программа Студии раннего развития дошкольников «Эксперимент»Объединение, в котором реализуется программа – Студия раннего развития дошкольников «Эксперимент»;составитель Гаркуша Д. Е.педаг...
Рабочая программа "Студия декоративно-прикладного творчества" 6-7 лет
приобщение к эстетической культуре...
Студия декоративно-прикладного искусства «Русский колорит»
Программа студии направлена на ознакомление детей с городецской, гжельской, хохломской, Полхов - Майданской росписями, вологодскими кружевами, Павлово - Посадскими платками, вышивкой, плетением, ...
ПРОГРАММА НА 2020-2021 учебный год к дополнительной образовательной (общеразвивающей) программе «Студия мультипликации» (Продолжительность – 1 год)
Мультипликация как вид детского творчества существует уже, по крайней мере, два десятка лет - как в нашей стране, так и во многих странах мира. Проводимые на различных уровнях смотры, конкурсы, фестив...