Программа студии "Мастеришка" для детей 1,9-3 лет.
методическая разработка (младшая группа) по теме

Богданова Вера Геннадьевна

 "Поддержать детский интерес - одна из главных задач взрослых" Раннее развитие очень продуктивно. Сотрудничество с мамой, под чутким руководством педагога является основой. Предлагаю вам проверенные варианты детского творчества студии "Мастеришка" для малышек.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

       

                         

ПРОГРАММА

 

Для детей  (с 1,9 -3 лет)

«Поддерживать детский интерес – одна из главных

задач взрослых»

Педагог: Богданова Вера Геннадьевна


Пояснительная записка

         Дело в том, что сразу после рождения детский организм начинает бурную деятельность: развиваются зрение, слух, обоняние, вкус, осязание: ребенку необходимо приспосабливаться к новым условиям. Получение информации для ребенка является необходимостью. Его мозг все время работает – учится сравнивать и делать выводы. Он выдерживает нагрузки, которые не сравнить с теми, что себе позволяют взрослые. Как   ему это удается? Методика раннего развития существует как раз для того. Чтобы помочь малышу справиться с этой нелегкой задачей.

         Раннее развитие очень продуктивно. Но чтобы научить чему –то ребенка, сначала нужно научиться самому и сделать это вместе с ребенком.    

         Начиная с раннего  возраста, детям дается возможность постигать свойства различных материалов, активно действуя с ними. Методы сотрудничества с мамой, сотворчества со взрослым и окружающими детьми, являются основными. Детей нацеливают не на постепенное овладение способами изготовления однотипных построек и поделок, а на  изготовление множества различных конструкций и изделий с помощью основного усвоенного ими способа действия.

             Занятия по художественному труду развивают творческие способности детей, сноровку, воспитывают трудолюбие, усидчивость, терпение. Накапливая конструкторский и художественный опыт, ребенок получает возможность воплощать свои представления, фантазии в постройках, поделках в дальнейшем развитии.

            «Мастеришка» - занятия направленные на активизацию мыслительной  и трудовой деятельности, на развитие мелкой моторики рук, любознательности и творческого потенциала, и совместное сотрудничество ребенка и родителя.

           Каждый ребенок обладает уникальным, присущим ему комплексом способностей к различным видам деятельности. Если предоставить ему возможность  развиваться, то способности ребенка проявятся и разовьются, тем самым, обогащая его новыми знаниями.

           В процессе творчества дети учатся создавать вещи своими руками и руками мамы, познают загадки, радости и разочарования созидания, все это важные составляющие процесса обучения и развития. Каким бы не вышел шедевр, будь он просто ярким куском глины или  экспонатом, достойным выставки, для ребенка это только результат, а не причина заниматься творчеством в первую очередь. Самая главная задача взрослого  в этом  возрасте поддерживать детский  интерес.

          Творческий процесс учит детей исследовать и умело обращаться со своим миром. Творческий процесс может стать возможностью переключить внимание ребенка, снять агрессию.

          Творческий процесс – это настоящее чудо. Понаблюдайте за тем, как дети  раскрывают свои уникальные способности и за радостью, которую им доставляет созидание.  Здесь они начинают чувствовать пользу творчества и верят, что ошибки – это всего лишь шаги к достижению цели, а не препятствия, как в творчестве, так и во всех аспектах их жизни.        

Цель программы:

Является развитие конструкторских и художественных способностей детей и умении совместно сотрудничать со взрослым. Развитие интереса.






Задачи программы:

  1. Сформировать у детей познавательную и исследовательскую активность, стремление к умственной деятельности;
  2. Приобщить к миру технического и художественного изобретательства;
  3. Развить эстетический вкус;
  4. Конструкторские навыки и умения.

Главное в программе:

          Развитие личности ребенка, его индивидуальности, творческого потенциала, основанное на принципах сотрудничества и сотворчества со взрослыми, без запретов и категоричных отрицаний со стороны  педагога. Она нацеливает на естественное и непринужденное приобщение детей к миру прекрасного, на развитие активного интереса к миру предметов и вещей, созданных людьми, на воспитание уважения к их творцам.

Методика работы:

             Строится так, чтобы в процессе деятельности у ребенка формировались такие качества, как инициативность, самостоятельность, наблюдательность, любознательность, находчивость, коммуникабельность. У ребенка огромный потенциал фантазии, который с возрастом снижается, поэтому задачей программы является удержать и развить этот потенциал, сформировать и совершенствовать уникальные детские способности.

            Предлагается система разнообразных занимательных заданий, которые позволяют развивать их конструкторские способности, отрабатывать навыки и умения детей, совершенствовать коммуникативные качества, речь, умение мыслить легко и свободно.    

Организация  работы:

             Данная программа предполагает нахождение ребенка вместе с родителем в специально оборудованном кабинете, где проходит обучение и квалифицированная консультация ребенка согласно учебному плану. Количество занятий в неделю: 1. Длительность занятия: 30 минут.

  1. Классификация деятельности идет через принцип очередности:

- Каждый месяц (рисование, аппликация, лепка);

- тема каждой недели конкретизирует главную тему месяца;

     2. Освоение темы начинается с ознакомления ребенка в мир образов,        

         предметов, явлений окружающего мира через модель : (увидеть,

         услышать, обыграть, сделать)

    3. Творческая деятельность, одна из ведущих процессов обучения. Темы

         занятий вытекают согласно учебному плану.

    4. Количество занятий отражает сложность, объем получаемых знаний в  

         процессе обучения.





Тематическое планирование на учебный год:

    Месяц                                 занятие                                             кол-во          

                                                                                                           часов

Сентябрь: (рисование, аппликация, лепка)                                                 4

Октябрь:   (рисование, аппликация, лепка)                                                4

Ноябрь:      (рисование, аппликация, лепка)                                          4                                                  

Декабрь:    (рисование, аппликация, лепка)                                                4                                                     

Январь:      (рисование, аппликация, лепка)                                                4                                                       

Февраль:   (рисование, аппликация, лепка)                                            4

Март:       (рисование, аппликация, лепка)                                            4                                                       

Апрель:      (рисование, аппликация, лепка)                                                 4

            

Май:          (рисование, аппликация, лепка)                                            4

Июнь:        (рисование, аппликация, лепка)                                              4

Июль:        (рисование, аппликация, лепка)                                            4

Август:    (рисование, аппликация, лепка)                                              4                                                   

итого:        Рисование:                                                                        12

                   Аппликация:                                                                    12

                  Лепка:                                                                                24            


Чему мы научимся:

  1. Научимся работать с инструментами и приспособлениями.
  2. Закрепить правила безопасности работы с «опасными» материалами и приспособлениями;
  3. Готовить и убирать рабочее место.
  4. Разбираться с чего начать работу.
  5. Размечать детали.
  6. Изучать свойства материалов.
  7. Фантазировать.
  8. Работать самостоятельно и совместно.
  1. – Отрывать  куски от большого кома;

- Соединять куски в одно целое;

- лепить;

- Скатывать ком между ладонями прямыми, круговыми

   движениями рук;

- соединять, вытягивать, прищипывать и  сплющивать;

- раскатывать и вырезать;

     2. – эстетично расположить, соединить и  наклеить;

         - сортировка;

          - правила приклеивания деталей;

        - Соединение деталей в зависимости от формы;

        - развивать фантазию;

     3.- резать, рвать, мять, наклеивать бумагу;

        - научимся сгибать и складывать бумагу и картон;

        - знакомство с новой бумагой;

           











Предварительный просмотр:

СЕНТЯБРЬ:

Рисование: №1

Тема: «Листопад» или «Следы»

Цель: - вызывать у детей к рисованию красками;

           - ознакомить детей с красками;

           - учить правильно держать кисточку, обмакивать ее в краску,

             снимать лишнюю краску о край баночки, промывать кисть в

             воде и сушить;

          - мазки примакиванием всем ворсом кисти;

Материал: краска гуашь ( красная, желтая, черная или черная), листок бумаги с изображением дерева, дорожки, кисть, вода;

Аппликация: №1

Тема: «Божьи коровки»

Цель: - Развивать у детей наблюдательность, умение сравнивать и

               выбирать наиболее подходящие формы;

            - Закрепить геометрическую фигуру: круг;

            - Учить сравнивать размеры;

            - закрепить умение намазывать клей с обратной стороны,

              разглаживать бумагу;

            - учить убирать за собой, мыть руки...

Материал: заготовка божьей коровки с пустыми кружками, кружки,

 клей;

Лепка: №1

Тема: «небо»

Цель: - Вызывать у детей эмоциональный отклик,

           - мять пластилин;

           - намазывать на тарелочку;

           - приклеивать на пластилин бумагу или пластилин.

Материал: тарелочка, пластилин синих оттенков, желтого, красного или  бумажное солнышко , облака.

          

Лепка: №2

Тема: «Тарелочка с яблочками»

Цель: - Учить лепить круглые формы, скатывать прямыми

             движениями рук, на доске;

         

Материал: тарелочка бумажная, пластилин (зеленый, красный, желтый), веточка с листочком, доска;


ОКТЯБРЬ:

Рисование: №2

Тема: «Платочки»

Цель: - Воспитывать доброе отношение к игровым персонажам,  

             желание помогать им;

           - Учить детей рисовать мазки примакиванием всем ворсом

             кисти.

          - Учить, правильно работать с материалами;

Материал: Бумага квадратной формы – платочек, гуашь (красная, зеленая), кисть, вода;

Аппликация: №2

Тема: «Лесенка из кубиков»  

Цель: - Учить раскладывать цветные квадратики в виде лесенки;

           - приклеивать

           - дополнительно приклеить силуэт игрушки

Материал: цветные квадраты, клей, силуэты игрушек, лист бумаги.

Лепка: № 3

Тема: « Божья коровка»

Цель: - вызвать интерес к соленому тесту как к художественному материалу.

           - познакомить со свойством теста (мягкое)

           - скатывать шарики.

           - красить

Материал: соленое тесто, пробка пластмассовая от бутылки пластиковой, картонная подставка, краска: красная, черная и белая.

Лепка: № 4

Тема: « коврик»

Цель: - вызвать интерес к пластилину как к художественному материалу.

           - познакомить со свойством пластилина.

            - размазывать, соблюдая границы рисунка.

Материал: Листок картона прямоугольной формы с горизонтальными полосками, пластилин.

НОЯБРЬ:

Рисование: №3

Тема: «Снег идет», «Мы слепили снежный ком»  

Цель: - вызывать у детей к рисованию красками;

           - ознакомить детей с красками;

           - учить, правильно держать кисточку, обмакивать ее в краску,

             снимать лишнюю краску о край баночки, промывать кисть в

             воде и сушить;

          - мазки примакиванием всем ворсом кисти;

         - рисование круга от точки, наращиванием.

Материал: белая краска, лист синей бумаги, кисть.

Аппликация: № 3

Тема: «Многоэтажный дом»

Цель: - Развивать у детей наблюдательность, умение сравнивать и

               выбирать наиболее подходящие формы;

            - Закрепить геометрическую фигуру: прямоугольник, квадрат;          

            - закрепить умение намазывать клей с обратной стороны,

              разглаживать бумагу;

            - учить убирать за собой, мыть руки...

Материал: два прямоугольника черного цвета, восемь желтых квадратов, «крыша» прямоугольник зеленого цвета, клей.

Лепка: № 5.

Тема: «Солнышко из соленого теста» или (с бумажными лепестками)

Цель: - Вызывать у детей эмоциональный отклик,

           - мять соленое тесто;

           - придавать тесту круглую, сплющенную форму;

           - выдавливать рисунок;

           - приклеивать на тесто бумагу или бусины;

Материал: желтое соленое тесто, бусины, украшения или полоски цветного картона, стека;

Лепка: № 6.

Тема: «гусеница из соленого цветного теста»

Цель: - Вызывать у детей эмоциональный отклик,

           - мять соленое тесто;

           - придавать тесту круглую форму;

Материал: зеленое соленое тесто, бумажный листок.

ДЕКАБРЬ:

Рисование: №4.

Тема: «Зажигаем огоньки»

Цель: - Вызвать у детей к рисованию пальцами, воспитывать доброту и отзывчивость.

           - учить рисовать пальчиками.

Материал: краска для рисования пальчиками желтого и красного цвета, лист цветной бумаги синего цвета.

Аппликация: №4

Тема: «Новогодняя игрушка»

Цель: Вызвать у детей желание нарядить елку и самим сделать елочные украшения.

-закрепить геометрические фигуры: круг

Материал:- круг из цветного картона, клей, поетки, бусинки, цветная нить или нить из поеток.

Лепка: №7.

Тема: «Новогодняя елка»

Цель: - Создать у детей радостное настроение в ожидании новогоднего праздника.

Материал: -соленое тесто зеленого цвета, лист картона, бусины.

Лепка: № 8.

Тема: «Снеговик»

Цель:- Развивать у детей эстетическое воспитание
-учить размазывать пластилин не выступая за границы рисунка.

Материал: картон синего цвета с нанесенным рисунком, пластилин белого , синего, красного и оранжевого цвета.

ЯНВАРЬ:

Рисование: №5.

Тема: «Маски  и короны»

Цель: -Вызвать у детей приятные воспоминания, связанные с новогодними праздниками;
-развивать эстетическое восприятие;
-продолжать воспитывать интерес к ИЗО;
-Учить украшать точками, пятнами, мазками, придумывать узор
-последовательно пользоваться красками, промывать кисть.

Материал: силуэт короны или маски, краска :желтая и красная, кисть, ватная палочка, вода.

Аппликация: №5

Тема: «Снеговик»

Цель:- Воспитывать у ребенка интерес к аппликации;
-учить правильно наклеивать;
-различать цвета, формы, порядок наклеивания.

Материал: белый лист, пять синих кругов разного размера, трафареты: ведра, морковки, рта, глаз, метлы, клей

Лепка: №9.

Тема: «Конфеты на тарелочке»

Цель:- Воспитывать у детей доброжелательное отношение к игровым персонажам;
-Учить разминать, скатывать и прищипывать, вытягивать пластилин.

Материал: Крышка от сметаны, пластилин.

Лепка: № 10.

Тема: «Снеговик»

Цель: - Развивать у детей интерес к лепки из соленого теста;
- учить скатывать шар и нанизывать на шпажку.

Материал: соленое тесто, подставка картонная, шпажка разделенная пополам, три бусины или горошины перца.

ФЕВРАЛЬ:

Рисование: №6.

Тема: «Елка в огоньках»

Цель:- Развивать у детей наблюдательность;
-учить рисовать всей кистью и кончиком.

Материал: лист бумаги с изображением ствола и наклонных линий- веток, кисть, вода, краски: зеленая, желтая, красная.

Аппликация: №6

Тема: «Флажки»

Цель:- Учить детей наклеивать фигурки в определенном порядке.

Материал: лист бумаги с нарисованной изогнутой половой, прямоугольники красного цвета, клей.

Лепка: №11.

Тема: «Кораблик»

Цель: - Учить детей работать аккуратно, соблюдать предложенные границы;
-Закрепить навыки отрывать небольшие кусочки пластилина от куска и размазывать тонким слоем.

Материал: небольшой лист картона с изображением кораблика, пластилин: коричневого, красного, синего и желтого цвета.

Лепка: № 12.

Тема: «Подсвечник»

Цель: - Вызывать у детей красиво украшать предмет.

Материал: соленое тесто, свеча, крышка, камушки, бусины, мелкие предметы.

 

МАРТ:

Рисование: №7.

Тема: «Неваляшка – яркая рубашка»

Цель: - Учить детей ритмичными мазками украшать силуэт неваляшки;
-развивать чувство цвета.

Материал: силуэт неваляшки, краски, кисть, ватная палочка, вода.

Аппликация: №7

Тема: «Неваляшка»

Цель: - Закрепить интерес к аппликации;
-учить правильно наклеивать;
-различать формы, цвета, порядок работы.

Материал: лист картона, четыре круга разного размера, трафареты: волос, глаза, нос, рот, цветок, листочки; клей.

Лепка: №13.

Тема: «Сердечко» или «Тарелочка»

Цель: - Развивать у детей чувство цвета, умение составлять узор из пластилина и макарон.

Материал: картон в виде сердца, круга или крышка, пластилин, макароны разных форм.

   

Лепка: № 14.

Тема: «Матрешка»

Цель: - Развивать у детей чувство цвета, желание украшать форму узором;
-учить аккуратно, небольшими кусочками отрывать пластилин и равномерно размазывать или приклеивать.

Материал: форма матрешки, «лицо» матрешки в круге на картоне, пластилин.

АПРЕЛЬ:

Рисование: №8.

Тема: «Бабочка»

Цель: - Развивать у детей воображение;
-учить замечать особенности образа, его отличия.

Материал: Форма бабочки, краски, вода, кисть.

Аппликация: №8

Тема: «Яблоня в цвету»

Цель: - Развивать у детей эстетическое восприятие, любовь к природе, желание передавать любовь и красоту;
-учить создавать цветущие деревья – яблоня.

Материал: рисунок яблони: ствол и ветви, формы: зеленые листья, белые цветы, клей.

Лепка: №15.

Тема: «Весенний сад»

Цель: - Развивать у детей любовь к природе;
-учить передавать и создавать композицию.

Материал: подложка, соленое тесто, сухие веточки, камешки, мох, сухоцветы, природный материал.

Лепка: № 16.

Тема: «Солнышко»

Цель: - Учить детей размазывать пластилин тонким слоем, отрывая  небольшими кусочками.

Материал: небольшой лист картона с изображением солнца, пластилин желтого, красного и синего цвета.

МАЙ:

Рисование: №9.

Тема: «Чайник»

Цель: - Развивать у детей чувство цвета, умение сравнивать узоры по цвету.
-Учить накладывать узор в виде линий, мазков.

Материал: форма чайника, кисть, ватная палочка, краска, вода.

Аппликация: №9

Тема: «Домик»

Цель: - Воспитывать у детей заботливое отношение к сказочным персонажам;
-учить располагать предметы на листе бумаги,

Материал: лист бумаги, клей, два прямоугольника разного размера, треугольник, полоска.

Лепка: №17.

Тема: «Лес» или «Фруктовый сад»

Цель: - Создавать у детей образ леса или сада;
- Вызывать эмоциональный отклик;
-Учить вырезать формочкой соленое тесто.

Материал: соленое тесто, формочка в виде деревьев, бусинки, лист картона.

  

Лепка: № 18.

Тема: «Пирамидка»

Цель: - Учить детей лепить размазывая пластилин, соблюдая границы рисунка, выбирать цвет по желанию.

Материал: рисунок пирамидки на картоне, пластилин.

ИЮНЬ:

Рисование: №10.

Тема: «Выросло дерево»

Цель: - Воспитывать у детей бережное отношение к природе;
-вызывать желание рисовать дерево (ствол, ветки – всем ворсом кисти).

Материал: лист бумаги, кисть, вода, краска: коричневая, зеленая.

Аппликация: №10

Тема: «Колпачок»

Цель: - Учить детей составлять узор из предложенных предметов.

Материал: развернутая форма колпачка, клей различные , разноцветные бумажные фигурки.

Лепка: №19.

Тема: «Золотая рыбка»

Цель: - Вызывать у детей интерес к образу;
-Закреплять навыки отрывать тесто небольшими кусками и приклеивать к листу прижатием.

Материал: Лист картона с формой рыбки, соленое тесто желтого цвета, бусинка.

Лепка: № 20.

Тема: «Кувшинчик»

Цель: - Развивать воображение;
-учить составлять узор;
-Закрепить навык отрывать пластилин небольшими кусочками.

Материал: Форма кувшинчика, пластилин.

ИЮЛЬ:

Рисование: №11.

Тема: «Поднос»

Цель: - Развивать интерес к нетрадиционному рисованию, используя разнообразные предметы;

- учить составлять узор.

Материал: лист овальной формы, краска,: фиолетовая, белая, желтая, оранжевая, кисть, вода, пластмассовая вилка, баночка от мыльных пузырей или небольшая крышка, ватная палочка.

Аппликация: №11

Тема: «Аквариум с рыбками»

Цель: - Развивать у детей умение композиционно располагать фигурки на листе бумаги, группировать их вместе или одна за другой.

Материал: форма листа в виде аквариума, два больших квадрата желтого и красного цвета, два маленьких квадрата желтого и красного цвета, два треугольника больших красного и желтого цвета, два маленьких треугольника желтого и красного цвета, четыре маленьких кружка – «глаза».

 

Лепка: №21.

Тема: «Цветик - семицветик»

Цель: - Развивать у детей эстетическое воспитание;
-учить передавать пластическим способом изображение цветка.

Материал: лист картона с изображением цветка с семью лепестками, пластилин девять цветов.

Лепка: № 22.

Тема: «Бабочка»

Цель: - Учить детей передавать форму бабочки, используя приемы: раскатывать шар, сплющивать, вытягивать на листе бумаги.

Материал: лист картона, соленое тесто, две проволочки, кисть, гуашь.

   

АВГУСТ:

Рисование: №12

Тема: «Укрась тарелочку»

Цель:- Воспитывать доброе отношение к игровым персонажам,  

             желание помогать им;

   - Учить детей рисовать мазки примакиванием всем ворсом кисти.

          - Учить правильно работать с материалами;

Материал: краска гуашь два цвета (красная, желтая), листы бумаги круглой формы, кисти, баночка для воды, игрушки, бумажные конфетки;

Аппликация: №12

Тема: «Вагончики»  

Цель: - Продолжать воспитывать у детей отзывчивость, сочувствие

              к игровым персонажам, вызывать желание помогать;

 - закреплять представление о геометрических фигурах: круг, квадрат

          - Уметь различать цвета;

          - Ритмично располагать  квадраты на полосе;

          - Закреплять умение склеивать предметы: наносить клей с

             обратной стороны, разглаживать деталь;

Материал: плоскостная игрушка паровозика и вагончиков, железная дорога, клей, бумажные квадратики- 6 штук, кружки – 4 штуки;

Лепка: № 23

Тема: «Цветочек»

Цель: - Продолжать воспитывать у детей доброжелательное

              отношение к игровым персонажам;

           - Вызывать интерес к лепке;

           - мять пластилин, размазывать на тарелочке;

           - Закрепить цвета: (зеленый, красный, синий);

- учить  скатывать прямыми движениями ком между ладонями, на доске

           - сплющивать пластилин;

Материал: пластилин 3 цвета (зеленый, красный, синий), доски, подложка( одноразовые тарелочки или подложки),

Лепка: №24

Тема: «Радуга»

Цель: - Продолжать воспитывать интерес к лепке;

           - закрепить цветовую гамму радуги;

           - раскатывать прямыми движениями пластилин на доске,

              приклеивать к бумаге;

Материал: пластилин (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый) , лист картона с изображением «неба»,
    

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа «Занимательный английский» дополнительная образовательная программа для детей дошкольного возраста 4 – 7 лет

Содержание.1.      Пояснительная записка.2.      Требования к уровню образованности обучающихся.3.      Учебно-тематический п...

Дополнительная образовательная программа «Буквоед»; программа для детей 6 – 7 лет; срок реализации – один год.

Дополнительная образовательная программа «Буквоед» направлена на коррекцию речевого и психического развития детей 6 – 7 лет в процессе знакомства с буквами, что способствует:созданию предп...

Рабочая программа по психолого-педагогическому сопровождению процесса подготовки детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ к систематическому школьному обучению «Хочу в школу!». Модифицированная программа для детей 6-7лет с ОВЗ. Срок реализации 1год

Рабочая программа по психолого-педагогическому сопровождению процесса подготовки детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ к систематическому школьному обучении «Хочу в школу!» модифицирована и предна...

Рабочая программа воспитателя в комбинированной подготовительной группе по реализации основной общеобразовательной программы с учетом адаптированной программы для детей с ТНР 2017 – 2018 учебный год

Рабочая программа воспитателя в комбинированной подготовительной группе по реализации основной общеобразовательной программы с учетом адаптированной программы для детей с ТНР2017 – 2018 учебный ...

Рабочая программа по реализации адаптированной основной образовательной программы для детей 5-7 лет с тяжёлыми нарушениями речи для детей группы компенсирующей направленности 6-7 лет на 2021/2022 учебный год

Рабочая программа по реализации адаптированной основной образовательной программы для детей 5-7 лет с тяжёлыми нарушениями речи для детей группы компенсирующей направленности 6-7 лет на 2021/2022 учеб...

Рабочая программа по реализации адаптированной основной образовательной программы для детей 5-7 лет с тяжёлыми нарушениями речи для детей группы компенсирующей направленности 5 - 6 лет на 2020/2021 учебный год

Рабочая программа по реализации адаптированной основной образовательной программы для детей 5-7 лет с тяжёлыми нарушениями речи для детей группы компенсирующей направленности 5 - 6 лет на 2020/2021 уч...