Непосредственно образовательная деятельность "Голубое чудо Гжели"
план-конспект занятия по рисованию (старшая группа) на тему

Знакомство детей с декоративно-приклазным искусством, росписью Гжель""

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nod_goluboe_chudo_gzheli.doc38.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно образовательной деятельности  по ознакомлению детей с декоративно -  прикладным искусством для детей 6-7 лет

Тема: «Голубое чудо Гжели»

Интеграция образовательных областей: « Художественное творчество, Познание, Социализация, Коммуникация, Чтение художественной литературы, Труд»

Цель: Продолжать знакомить детей с народным промыслом Гжели, дать понятие «декоративно-прикладное искусство».  Учить видеть красоту, своеобразие и самобытность изделий. Учить составлять узор на разных формах, выполняя в центре узор из растительных элементов, по краям кайму, бордюр. Развивать наблюдательность, умение видеть характерные отличительные особенности изделий: качество материала, способ его обработки, фон, колорит росписи, элементы узора. Приобщать детей к истокам русской народной культуры.

Материал и оборудование: Игра «Собери посуду»; гжельская керамика, иллюстрации с гжельскими скульптурами,; части морфологической дорожки, относящиеся к гжельской и др. промыслам; образцы элементов гжельской росписи; гуашь синяя, белая, палитра, кисти, вода, салфетки, силуэтные заготовки посуды из белой бумаги.

Предварительная работа: Знакомство с помыслом Гжели - рассматривание открыток, альбома, книг, посуды, игрушек, небольших скульптур, заучивание стихотворений.

Ход занятия:

Воспитатель:

Ребята, сегодня я  хотела принести и показать вам красивую посуду и пополнить коллекцию в нашем уголке изобразительной деятельности, да вот беда, разбила по дороге в детский сад.

- Как вы думаете, из чего она была сделана?

- Из чего бывает сделана посуда?

- Могла ли разбиться посуда из дерева, например, хохломская?

- Конечно нет, только бы роспись пострадала.

- А металлическая? (показ)  

- А пластиковая посуда?

- А стеклянная? Верно, разбиться может. Только моя посуда была не прозрачная и гораздо тяжелее. Мне ещё известно, что посуду изготавливают из глины.

- А что делают с глиной, чтобы она была прочная? (Ответы детей.) Вы правы, её обжигают в печи при высокой температуре.

- А как вы думаете, такая посуда может разбиться? Верно, может. Вот и моя посуда была изготовлена из глины. А была моя посуда самая красивая на Руси. А теперь вот – одни осколочки остались. (показать «разбитую» посуду). Давайте сложим осколки, чтобы посмотреть, что же у меня разбилось. Как называется посуда, которую вы сложили из осколков? Верно, гжельская. Хорошо, что не вся посуда разбилась. Посмотрите, какая красота у меня на столе.

На столе, на жёлтой скатерти посуда гжель. Дети рассматривают, любуются посудой.

Ребенок  читает стихотворение:

Ай да посуда, что за диво, хороша и та, и та,

Вся нарядна и красива, расписная, вся в цветах!

Здесь и роза, и ромашка, одуванчик, васильки,

С синей сеточкой по краю, просто глаз не отвести.

Сотворили это чудо не за тридевять земель,

Расписали ту посуду на Руси, в местечке Гжель.

Край фарфорового чуда, а кругом него леса.

Синеглазая посуда, как весною небеса.

Вазы, чайники и блюда так и светят на столе!

Из раскрашенной посуды есть вкусней и веселей!

-  Где изготавливают эту посуду? Верно, в посёлке Гжель, недалеко от Москвы.

- Давным-давно нашли в тех местах белоснежную глину, из которой научились вырабатывать керамический материал – фарфор. Издавна говорили гжельцы: «Не землёй кормимся, глина – наше золото!» И уже 5 веков работают там мастера, которые и расписывают неповторимую посуду. Давайте полюбуемся нашей выставкой.

- Какая это посуда?

- Как её можно охарактеризовать? Верно, нарядная, красивая, праздничная. -- - Изделия, созданные художниками и имеющие практическое применение в быту, относятся к декоративно – прикладному искусству. Польза и красота всегда должны идти рядом, тогда и жизнь человека станет интереснее.

-  А что делает эту посуду такой? Да, бело – синяя роспись.

-  Рассмотрим роспись поближе. Воспитатель беседует у каждого экспоната, обращая внимание на характерные особенности.

- Какой цвет использовали мастера?

-Чем украшен чайник (сахарница, чашка)?

- Что нарисовано на вазе?

-  Где расположен цветок?

-  Посмотрите, одним ли цветом нарисованы лепестки на цветке?

-  Где закрашено синей краской полностью? Обращает внимание на кайму по краям посуды и бордюр.

- А что ещё создают гжельские мастера? Верно, игрушки, небольшие скульптуры. Полюбуйтесь. Давайте с вами вспомним все приметы гжельской керамики, чтобы вы могли легко рассказать о ней и определить, есть ли у вас дома среди посуды гжельская.

 Дети выкладывают морфологическую дорожку гжельского промысла.

 1 карточка – белая глина 2 карточка – цвет росписи 3 карточка – элементы росписи 4 карточка – предметы промысла. Из карточек, на которых изображены различные материалы (дерево, стекло, глина разная по цвету и т.д); цвета, используемые в разных росписях; элементы узоров разных росписей; изделия промыслов, дети выбирают и выкладывают дорожку гжельского промысла. Карточки для игрового упражнения содержат элементы всех декоративно-прикладных росписей, поэтому на других занятиях дети могут из данных карточек собрать дорожку хохломской росписи, дымковской игрушки и т.д.

Воспитатель:

- Сегодня вы будите мастерами и распишите посуду по мотивам гжельской росписи. Посмотрите на краски, которые я вам приготовила.

-  Все ли необходимые цвета у вас есть?

-  Верно, не хватает голубой  краски.

- Что мы будем делать? Правильно, смешаем на палитре белую краску (её должно быть много) и немного синей.

- Обратите внимание на этот цветок на чашке. Как вы сказали, он нарисован не одним цветом. Посмотрите, как можно одним мазком нарисовать такой лепесток. (Показ) На широкую кисть набираю с одной стороны голубой цвет, а с другой – синий. Затем нужно поставить кисть на кончик и нарисовать с нажимом протяжный мазок. Обратите внимание на элементы гжельской росписи. Их можно использовать в своих работах. Выбирайте заготовку посуды и рассаживайтесь на места.

Самостоятельная деятельность детей (рисование)

 Напомнить, что начинать лучше с самых больших элементов узора.

Физкультминутка «Посуда»

Вот большой стеклянный чайник, («Надуть» живот, одна рука на поясе) Очень важный, как начальник. (Другая изогнута, как носик.)

 Вот фарфоровые чашки, (Приседать, одна рука на поясе.)

Очень хрупкие, бедняжки.

Вот фарфоровые блюдца, (Рисуют  руками круг.)

Только стукни - разобьются.

Вот серебряные ложки, (Потянуться, руки сомкнуть над головой)

Вот пластмассовый поднос - он посуду нам принес. (Сделать большой круг.)

Итог занятия: Выставка « Мастера Гжели»

Дети раскладывают посуду на жёлтую скатерть.

Ребенок читает стихотворение:

Синяя сказка – глазам загляденье,

Словно весною капель,

Ласка, забота, тепло и терпенье Русская, звонкая Гжель!

Синие розы по белому фону

Море цветов голубых.

Кувшины и кружки – быль или небыль?

Изделия рук золотых.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности "Чудо в паутине"

Конспект непосредственно образовательной деятельности "Чудо в паутине" (подготовительная группа)...

Непосредственно образовательная деятельность "Сказочная Гжель"

Конспект интегрированного занятия в старшей группе художественно-эстетической направленности, включающий музыкально-ритмические движения...

Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста « ГЖЕЛЬ»

Ознакомление детей старшего дошкольного возраста  с русскими народными промыслами на примере гжельской керамики....

Конспект Непосредственно образовательной деятельности по ИЗО"Гжель-небесная лазурь"

Ознакомление обучающихся с историей искусства Гжели, мастерами Гжели, обучение Гжельской росписи....

Конспект непосредственно образовательной деятельности "Чудо-ягода лесная"

Поисково-исследовательская деятельность с детьми разновозрастной группы....

Конспект непрерывной образовательной деятельности воспитателя с детьми средней группы «Чудо-Гжель», по речевому развитию

Конспект непрерывной образовательной деятельности воспитателя с дошкольниками средней группы на тему: «Чудо-Гжель», по речевому развитию детей с использование фольклора. ...