интегрированное занятие по ОО "Художественное творчество" на тему "Зима бывает разной"
план-конспект занятия (рисование, старшая группа) по теме

Кучерова Татьяна Петровна

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zima_byvaet_raznoy.docx38.74 КБ

Предварительный просмотр:

АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА САРАНСК

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТНЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ  «ДЕТСКИЙ САД № 43 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА»

Конспект интегрированного занятия по О.О. «Художественное творчество и развитие речи» в старшей логопедической группе детского сада.

             

Тема " Зима бывает разной"

        Составила воспитатель                                                                                                

        высшей квалификационной

                                                                             категории

                Кучерова Т.П.

                                                Саранск -  2013                                      

Цель.

 Приобщать детей к удивительному миру искусства, обобщая полученные знания и представления детей, развивать зрительскую культуру, фантазию, творчество, воображение.

Формировать художественное мышление.

Задачи.

 Образовательные:

 - создать ситуацию успеха, атмосферу радости и добра.

- закрепить знание выразительных средств, терминологии и понятий изоискусства;

-закреплять умение выделять отличительные особенности, элементы произведений разных жанров (пейзаж, портрет, натюрморт);

 -обучить составлению  композиции по собственному замыслу.

-продолжать учить детей делать карандашом набросок основной формы, передавать расположение предметов относительно друг друга.

- закрепить умение смешивать краски, умение рисовать нетрадиционными способами.

- закрепить знание авторов и название картин,

- активизировать речевую деятельность детей через умения формировать полные ответы.

Коррекционно - развивающие: 

  1. Развиваем фонематический слух, слуховое внимание и воображение через выполнение устных инструкций.
  2. Развиваем тонкую и общую моторику рук, сенсорные процессы, координацию речи с движением.
  3. Развиваем зрительно – пространственную ориентацию и творческое воображение.

Воспитательные:

  1.  Воспитывать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, инициативности, ответственности.
  2. Воспитание бережного отношения к природе.

Индивидуальный - напоминание

Методические приемы:

- Вводная беседа, рассказ, напоминание, вопросы, художественное слово, наглядный, пластический этюд, практический, индивидуальный, решение проблемной ситуации.

Материал: репродукции картин, тонированная бумага, гуашь, кисти, письмо-сюрприз, дидактические игры, снежинки из тонкой белой бумаги на ниточках,  музыкальные записи для заставок.

Словарная работа: пейзаж, натюрморт, портрет, художник, холст, пастель, восковые мелки.

Предварительная работа: рассматривание картин с последующей беседой по содержанию и рисованием, составление натюрмортов, пейзажей; чтение и заучивание стихов; разучивание движений пластического танца; слушание музыкальных произведений разных композиторов на зимнюю тематику; наблюдение за природными явлениями с последующим обсуждением, самостоятельное рассматривание репродукций картин разных художников; дидактические игры на искусствоведческую тематику; выполнение наброска эскиза будущей работы.

Интеграции с другими образовательными областями.

«Физическая культура»: физкультминутка (пластический танец)

«Здоровье»: проверка соблюдения правил рассаживания за столами

«Безопасность»: самоконтроль за правильностью подъема стула и переноса его на нужное место, за правильностью работы с разными материалами и инструментами, закрепление знания поведения в зимнюю непогоду.

«Социализация»: учить приходить другу на помощь, учить, не смеяться над неправильными ответами других.

«Труд»: помощь в раздаче пособия для занятия, уборка своего рабочего места   

«Познание»: закреплять умения формировать задания, используя условные обозначения, учить отгадывать загадки, выделяя характерные признаки.

«Коммуникация»: вступление в диалог со взрослыми и друг другом, внимательно слушать собеседника, отвечать друг за другом, не перебивать товарища. Актуализация словаря по теме “Зима”. Обогащение словаря прилагательными и однокоренными словами.

«Чтение художественной литературы»: Чтение стихов о зиме разных поэтов

«Художественное творчество»: рисование природы, аппликация «Волшебные снежинки», конструирование «Зимнее дерево»

«Музыка»: прослушивание аудиозаписи: классическая музыка по теме «Зима», разучивание пластического этюда

Ход занятия

В.  сегодня утром на столе я обнаружила конверт с письмом.  Интересно, от кого оно?

Тройка, тройка прилетела,

Скакуны в той тройке белы.

А в санях сидит царица,

Белокоса, белолица.

Как махнула рукавом -

Все покрылось серебром.

(Зима)

В. Да, это письмо от Зимы.  

УПРАЖНЕНИЕ «СНЕЖИНКИ»

 -  Пока мы с вами беседовали, на улице пошел снег, и к нам прилетели настоящие снежинки. Посмотрите и  скажите  какие они?   (воздушные, легкие, резные, волшебные…)

(Воспитатель раздает каждому ребенку снежинку на ниточке.)

 -  Давайте заставим наши снежинки кружится. Медленно наберите воздух через нос. Щеки не надувайте, вытягивайте губы трубочкой и дуйте на снежинки.

(Воспитатель следит, чтобы во время выполнения упражнения дети не поднимали плечи. Упражнение повторить 3-5 раз.)

В. Я знаю стихотворение о зиме, послушайте.

Сергей Есенин

Поет зима - аукает,

Мохнатый лес баюкает

Стозвоном сосняка.

Кругом с тоской глубокою

Плывут в страну далекую

Седые облака.

А по двору метелица

Ковром шелковым стелется,

Но больно холодна…

В.   Кто еще хочет прочесть стихотворение о зиме?  (дети читают стихи, звучит негромкая музыка на зимнюю тематику)

В.  Вот как по- разному зима поет свои песни: то морозную, звонкую, то разгульную, метельную, то тоскливо-унылую, печальную. Слушаем эти стихи, которые сочинили поэты, слушаем музыку, сочиненную композиторами и кажется, что попадаем в красивую, волшебную сказку. А еще про сказочную зиму в своих произведениях рассказывают художники.   А кто такие художники?   (ответы детей)

В.   Какие картины пишут художники? Назовите жанры художественных произведений  (портрет, натюрморт, пейзаж)

В.   Давайте уточним, что такое портрет, натюрморт, пейзаж?

Дети:  

Если видишь, на картине

Нарисована река,

Или ель и белый иней,

Или сад и облака,

Или снежная равнина,

Или поле и шалаш, -

Обязательно картина

Называется пейзаж.

Если видишь на картине

Чашку кофе на столе,

Или морс в большом графине,

Или розу в хрустале,

Или бронзовую вазу,

Или грушу или торт,

Или все предметы сразу, -

Знай, что это натюрморт.

Если видишь, что с картины

Смотрит кто-нибудь из нас, -

Или принц в плаще старинном,

Или в робе верхолаз,

Летчик или балерина,

Или Колька, твой сосед, -

Обязательно картина

Называется портрет.

В.  Зима прислала нам много картин и предлагает поиграть:

ИГРА «РАЗЛОЖИ КАРТИНЫ ПО ЖАНРАМ»

В.  Молодцы! Все сделали правильно. У меня к вам вопрос: поэты для своей работы используют….что?        (слова);

-  Композиторы…               (ноты-звуки);

-  А, что для своей работы используют художники.     Перечислите изобразительные средства                  (дети перечисляют)

-  В нашей художественной гостиной есть много произведений художников о зиме. Среди них есть ее любимое. И она хочет, чтобы вы по описанию узнали эту картину  (подходим к картинам)   Слушайте внимательно:

-  Когда мы смотрим на эту картину, то кажется, что мы очутились в сказочном лесу. Где расцвели необычные деревья. Каждая тоненькая веточка покрыта снежным инеем и чудится, сто сказочная бахрома – это необычной красоты цветы. На картине изображен восход холодного желто-лимонного солнца в морозный день. Оно своими лучами окрасило снег в розовато-сиреневые холодные тона. И иней на ветках заискрился, засверкал розовато-сиреневыми блестками. А небо у горизонта стало лимонно-желтым от  солнца.

В.  Как называется эта картина, и кто ее автор?   (И.Э. Грабарь  «Сказка инея и восходящего солнца»)

В.  Какой основной тон этой картины?   (Основной тон холодный, розовато-сиреневый, розовато-голубоватый)

В.  Какая по характеру эта картина?   (Нежная, мягкая, легкая, тихая, спокойная)

В.  Чтобы вам хотелось делать, глядя на эту картину?  (Нежно, тихо петь, легко и плавно кружиться).

В.  Дети, вот еще одна картина о зиме, а почему под описание Зимы не подходит картина Шишкина «Зима»?    (Потому что на ней изображены деревья-великаны. Это сосновый бор, уснувший под снегом, как под одеялом.  Маленькие елочки и кусты чуть виднеются из-под снежных шубок.  И цвет снега необыкновенный: коричневато-белый.)

В.  Что вы чувствуете глядя на эту картину?   (На улице очень холодно, все замерзло)

В.  А какое настроение создает эта картина?  (Тихое, спокойное, негромкое, ровное)

В.  Закройте глаза и представьте, что вы там среди высоких дубов. Что бы вы хотели делать?  (Заснуть, помечтать, погрустить, полежать)

В.  Картина И.Э. Грабаря «Февральская лазурь» мне очень нравится, а вам? Подходит она под описание Зимы?       (Нет. Потому что на картине художник нарисовал ясный, морозный, солнечный день. Небо ясное, чистое, яркая синь в вышине лазурного цвета. Березки от солнца белые.  Рыхлый снег стал розоватым с глубокими синими тенями от берез. По характеру эта картина яркая, звонкая, радостная громкая.  Хочется петь, плясать под веселую музыку)

ИГРА «УГАДАЙ НАСТРОЕНИЕ»      (дети раскладывают карточки-схемы  «настроений» под картинами)

В.   Закройте глаза и волшебница Зима превратит вас в маленьких снежинок, которые заведут свой танец на лесной полянке.  

ФИЗМИНУТКА – ПЛАСТИЧЕСКИЙ ТАНЕЦ  

(Уголок группы оформлен под зимний лес.  Звучит музыка разных композиторов на зимнюю тематику. Дети танцуют, передавая характер музыки.)  

Мы снежинки

Мы снежинки, мы пушинки,

Покружиться мы не прочь.

Мы снежинки-балеринки,

Мы танцуем день и ночь.

Встанем вместе мы в кружок -

Получается снежок.

Мы деревья побелили,

Крыши пухом замели.

Землю бархатом укрыли

И от стужи сберегли.

В.  Покружились, покружились и в ребяток превратились.  Мы опять с вами в саду.  Дети, пока вы были снежинками, погода совсем испортилась.

Упражнение «Какой? Какая? Какое?»

В.  - Я сейчас выставляю по одной картинке, а вы подбираете, как можно больше слов, отвечающих на вопрос какой? какая?

а) Зима какая? – (холодная, снежная, морозная, …).

Снег какой? — (белый, пушистый, холодный, рассыпчатый, мягкий,     искристый, хрустящий, блестящий,…).

День какой? — (морозный, снежный, солнечный, короткий, ветреный…).

Ночь какая? — (длинная, лунная, звездная, снежная, морозная…).

Лед  какой? — (холодный, крепкий, прозрачный, хрупкий, тонкий…).

Сосулька какая? – (холодная, ледяная, прозрачная, мокрая, твердая…).

б) О чем можно сказать:

Морозный что? — день, вечер, ветер…

Холодная что? — … (погода, зима, ночь, сосулька…).

Снежное что? — … (дерево, облако, озеро…).

Ледяные что? — … (дороги, сосульки, горки…).

- Давайте подойдем к окну и посмотрим, что там происходит на улице…      (дети подходят к фальшокну, на котором изображена  метель)  

В.  Что вы видите?               (Дует сильный ветер. Он поднимает снег до небес. И ничего, кроме этой белой пелены не видно.)

В.  Как мы называем такое природное явление?     (Метель, пурга, буран, вьюга, поземка) 

Поземка                           А. Трофимов

Поземка — маленькая буря

Всех загнала в свои дома

И мчит по городу, ликуя,

И рушит снега терема.

Она и мне стучит в окошко:

— Иди, побегаем немножко.

В.  Дети, а вы любите зиму? Почему?   (ответы детей)

Пальчиковая гимнастика «Мы во двор пошли гулять»

Раз, два, три, четыре, пять,            Загибают пальчики по одному.

Мы во двор пошли гулять.            Идут по столу указат. и средн. пальч.

Бабу снежную лепили,                   «Лепят» комочек двумя ладонями.

Птичек крошками кормили,          «Крошат» хлеб всеми пальчиками.

С горки мы потом катались,          Ведут указ. пальцем по ладони.

А еще в снегу валялись.                 Ладошки кладут на стол одной и другой                        стороной

Все в снегу домой пришли.              Отряхивают ладошки.

Съели суп и спать легли.                «Едят ложкой» суп

В.  Послушайте стихотворение про метель

Кружится и хохочет

Метель под Новый год.

Снег опуститься хочет,

А ветер не дает.

И весело деревьям,

И каждому кусту,

Снежинки, как смешинки,

Танцуют на лету.

В.  Правильно. Знаете, в такую погоду лучше не выходить из дома, не отправляться в дальний путь. Трудно приходится путнику, если его застигла в пути метель.

 -Дети, такой картины в нашей художественной гостиной нет. Давайте порадуем Зиму и нарисуем метель, пургу, вьюгу.  А вот где эта метель разыграется, в поле, деревне, городе…  - вы придумаете сами.  Подумайте, будет ли видно небо, землю? Где пройдет линия горизонта?  Вспомните секреты художников. Я хочу напомнить, что сначала карандашом делаем набросок. Потом прорисовываем в красках. Когда они подсохнут, возьмите белую краску и щетинную кисть. Краски на кисть надо брать немного. Чуть отжать о край баночки с белилами. А затем прямыми, змейкой или округлыми легкими движениями, чуть касаясь бумаги, нарисуйте различные линии, изображая метель, вьюгу.

(дети приступают к работе, звучит музыка П.И. Чайковского «Времена года») (В конце занятия работы вывешиваются и дети рассказывают, что они нарисовали)

Итог и окончание занятия. Педагог спрашивает у детей о том, какие задания понравились, что было трудным, что лёгким. Просит оценить работу сверстников на занятии и подводит итог.

В.  В память о нашем занятии Зима дарит вам снежинки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия по коммуникации и рисованию "Такая разная осень"

Интегрированное занятие по рисованию (отпечатком листа) и коммуникации для детей старшей группы детского сада....

Интегрированное занятие: «Как называют Деда Мороза в разных странах мира?» Вторая младшая группа. Воспитатель: Котюжанская Ольга Игоревна.

В наше время "глобальной компьютеризации" детей просто не обходимо знакомить с русским фольклером, учить их видеть разницу между "мультимедийным" персоанажем Деда Мороза,и воспитывать любовь к персона...

Интегрированное занятие во второй младшей группе "Такие разные звуки"

Уважаемые коллеги, хочу представить Вашему вниманию конспект интегрированного занятия во второй младшей группе "Такие разные звуки". Данное занятие развивает музыкально-слуховые представлени...

Конспект интегрированного занятия для детей подготовительной группы «Такая разная Россия»

Конспект интегрированного занятия позволит специалистам легко, в доступной форме познакомить детей с элементами русских народных ремесел ....

Конспект занятия по теме недели: "Мебель бывает разная..."

Данное занятие направленно на развитие лексической стороны речи, умение детей выстраивать ответы поным предложением, на обогащение активного словаря детей, на пополнеие и расширение их знаний по данно...

Конспект занятия по познавательному развитию " Грибы бывают разными"

В конспекте предлагается как научить детей в игровой форме различать съедобные, не съедобные, ядовитые грибы по картинкам и тем признакам, которые приводятся в загадках, различать особенности строения...