Конспект занятия по познавательному развитию " Грибы бывают разными"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_po_ekologii_podg._gr.docx | 38.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №384 г. Челябинска»
Российская Федерация 454136, г. Челябинск, ул. Молодогвардейцев. 68-Б, тел. (8-351)741-24-21; Email: mdouds384@mail.ru
Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию
«Грибы бывают разными»
подготовительная группа
Подготовила воспитатель высшей кат.
Смолина С.А.
Челябинск 2024
Вид образовательной деятельности: познавательное развитие
Тема: «Грибы бывают разными»
Задачи:
-учить различать съедобные, не съедобные, ядовитые грибы по картинкам и тем признакам, которые приводятся в загадках, различать особенности строения гриба, месту произрастания (в теплицах, пнях, хвойных и лиственных лесах), способах приготовления, дать представление о грибнице;
- активизировать и обогащать словарь детей, развивать связную речь, память, внимание.
- воспитывать бережное отношение к природе, умение соблюдать правила безопасности при собирании грибов.
Предварительная работа: В «уголке природы» муляжи разных грибов, книги о грибах, которые дети могут рассматривать самостоятельно, чтение стихов, отгадывание загадок о грибах, беседа о дарах леса, рассматривание иллюстраций разных видов леса.
Оборудование: лукошко, листочки из цветного картона с загадками о грибах, аудиозапись «Шум дождя», магнитофон.
- демонстрационный материал картинки с грибами, картинка- схема строения гриба, макет дерева небольшого размера.
Этап ОД | Деятельность взрослого | Деятельность детей | Психолого-педагогические условия |
Вводная часть (мотивационный момент) 4 минуты | Воспитатель: Ребята, сегодня нам принесли письмо от Эколят, хотите прочтем? Воспитатель: Здравствуйте ребята. Мы хотим пригласить вас к себе в гости в лес и познакомить вас с удивительным царством, отгадав загадку вы узнаете чьё это царство: Под сосною у дорожки Кто стоит среди травы Ножка есть, но нет сапожка, Шляпка есть, нет головы. Воспитатель: Правильно, молодцы! Ребята, а вы все про грибы знаете? Хотите узнать больше? Ну, тогда слушайте внимательно. | Ответы детей. Ответы детей. Дети садятся на стульчики | Условия для выражения детьми своих мыслей. |
Основная часть 17 минут | Воспитатель: Грибы – это необычные растения, у них нет ни ветвей, ни листьев, ни цветов. (На доску вывешивается картинка – схема гриба). Что есть у грибов? Правильно, ножка, шляпка и корни (корни грибов называется – грибница). Грибы размножаются спорами. Споры – это маленькие частицы, которые прячутся в шляпках грибов. Когда грибы созревают, споры падают на землю. Из спор вырастают маленькие грибочки. Через корни-ниточки грибы получают из земли воду и полезные вещества. А как называют людей, которые идут в лес за грибами? Правильно, их называют грибниками. Настоящие грибники берегут лес и никогда не дёргают грибы из земли с корнем, так можно повредить грибницу, тогда не вырастут на этом месте маленькие грибочки. Гриб нужно аккуратно срезать ножом. (Воспитатель, рассказывая о грибе, выставляет картинку с его изображением.) Воспитатель: У каждого гриба есть свой дом, где он растёт. Белый гриб – боровик растёт в сосновом и еловом лесу. Шляпка у него мясистая, упругая, светло серая или коричневая. Ножка толстая – белая. Белые грибы сушат, а потом варят из них суп. В сосновом лесу растут маслята. Как вы думаете, почему эти грибы так называются? Да, у них шляпка скользкая, словно маслом смазана. А какой гриб мы найдем под осиной? Воспитатель: Правильно, а под берёзой? Воспитатель: Молодцы! У подосиновика и подберёзовика длинная ножка и шляпка коричневого цвета или красноватая (как опавшие осенние листья, в которых грибы прячутся). А вот в густой траве выросли лисички – рыжие, как лесной зверь – лиса. Ай, а это что за чудо-пень? Весь усыпан грибами. Это опята – дружные ребята, растут они большими семьями на пеньках. Мы говорили про съедобные грибы. Их можно варить, жарить, мариновать, сушить. А вот на полянке мы увидели красивый гриб: тонкая белая ножка с юбочкой, шляпка красная с белыми пятнами. Догадались, что это за гриб? Воспитатель: Да. Когда мухомор состарится, края его шляпки загнуться кверху и он превратится в блюдечко. Пройдёт дождь, в блюдечке останется вода. Не простая – ядовитая. Напьётся этой воды муха и погибнет. Поэтому и называют его Мухомор. А какой ещё ядовитый гриб вы, ребята, знаете? Правильно, бледная поганка. У этого гриба длинная тонкая ножка и бледно-серая шляпка. Запах у неё неприятный. Теперь вы знаете, какие грибы - съедобные, а какие – ядовитые. Пойдёмте в гости к Эколятам. Возьмём с вами лукошко (как это делают грибники – люди, которые собирают грибы) и по дороге соберём для них гостинец – съедобные грибы, которые нам встретятся. Воспитатель: Вставайте, ребята, подходите ко мне, беритесь за руки и цепочкой пойдём по извилистой тропинке в лес. (Звучит запись «Шум дождя») Воспитатель: Ой, ребята, вы слышите? Что это за звук? Воспитатель: Вы правы, слышится шум воды, это дождь начинается! Посмотрим, как идет дождь. (Дети встают в круг в центре ковра.) Проводится гимнастика «Дождик» Капля раз, Капля два, Очень медленно сперва. А потом, потом, потом Все бегом, бегом, бегом. Мы зонты свои раскрыли, От дождя себя укрыли. Воспитатель: Вот и дождик кончился. Сколько вокруг листьев на земле лежит в лесу! И не только листьев. После дождя в лесу быстрее растут грибы. Как вы думаете почему? Молодцы, вы правильно решили что грибам для роста нужна вода, а ещё солнце, поэтому когда летом идёт дождь и светит одновременно солнце такой дождь называется «грибной» Дидактическая игра «Отгадай загадку – найди гриб». (воспитатель читает загадки, дети отгадывают и картинку загаданного гриба, рассматривают его и кладут в лукошко) Загадки Растут в лесу сестрички – рыжие….(лисички). Я в красной шапочке расту под стройною осиною, Меня узнаешь за версту, зовусь я ….(подосиновик). Серенькие шапочки, рябенькие ножки, Под берёзкой растут….(подберёзовики). Из – под ёлок на пригорок Вышел мальчик ростом с пальчик. Он на тучки поглядел, сразу кепочку надел, Новую, нарядную, цветом шоколадную. (белый гриб) Воспитатель: Ребята, будьте осторожны в лесу с грибами, а то в вашу корзинку залезут непрошенные гости. Угадайте, какие? Ножка белая, прямая, шапка красная, большая, А на шапке, как веснушки, беленькие конопушки. Возле леса на опушке, украшая тёмный бор, Вырос пёстрый, как Петрушка, ядовитый….(мухомор). Воспитатель: Ребята, почему вы мухомор в лукошко не положили? (Ответы детей.) Правильно, мухомор не надо в лукошко класть, но и топтать его не стоит. Оставьте, пусть растёт. Многие грибы, которые для людей ядовиты, полезны для обитателей леса. А кто в лесу питается грибами? Правильно, белки, они ещё делают запасы на зиму из грибов, олени едят мухоморы чтобы не болеть, медведи едят грибы потому- что в них много белка Оказывается, многие грибы научились «дружить» с деревьями и кустарниками. Грибница таких грибов, встречаясь в почве, с мелкими корешками дерева оплетает их, и корешок оказывается, как бы покрыт сплошным пушистым чехликом. В дружбе с грибами живет подавляющее большинство наземных растений. Без этих помощников деревья и кусты хуже развиваются, медленнее растут, чаще болеют. Стоит заметить, что в природе нет ничего бесполезного. И ненужные человеку поганки, на самом деле, играют важную роль в жизни леса. Они разлагают растительные остатки, поддерживая круговорот веществ, да ещё помогают растениям питаться, такой круговорот по научному называется – симбиоз, изучают науку о грибах- микологи. Эколята: Здравствуйте, ребята, мы так рады, что вы пришли! Мы наблюдали за вами, пока вы по лесу шли. Вы такие молодцы! Бережно к лесу относитесь и к его обитателям: ни одной веточки не сломали, ни одного гриба и ягодки не затоптали, не шумели. Ребята, скажите, можно ли есть грибы сырыми? Как можно приготовить грибы, чтобы их можно было есть? Сбор грибов – занятие увлекательное. Ребята, но бывает и так, что грибы растут не только в лесу, но и в огороде, в парке, в сквере, на участке детского сада. Запомните: грибы в огороде, даже если они съедобные, опасны, потому что содержат много вредных веществ. Грибы впитывают все загрязнения почвы и воды и становятся ядовитыми Поэтому, встретив грибы в огороде, сначала покажите его взрослым. | Ответы детей. Ответы детей. Ответы детей. Ответы детей. Ответы детей. Ответы детей. Дети встают, берутся за руки и идут цепочкой по извилистой воображаемой тропинке Ответы детей Выполняются движения детьми Ответы детей Ответы детей по каждой загадке Ответы детей Ответы детей | Условия для развития речи, мыслительной активности, умение наблюдать, анализировать, делать выводы. Условия для развития речи, мыслительной активности, умение наблюдать, анализировать, делать выводы. Условия для снятия усталости и напряжения. Условия для развития речи, мыслительной активности Условия для развития речи, мыслительной активности, умение наблюдать, анализировать, делать выводы. Условия для развития речи, мыслительной активности, умение наблюдать, анализировать, делать выводы |
Заключительная часть (рефлексия) 3 минуты | Эколята Молодцы, ребята! Вы нам очень понравились. Спасибо за грибы. И мы с вами поделимся своими припасами. Угощайтесь, но помните, эти грибочки не простые, а волшебные. Как только съедите их, окажитесь снова в своей группе. До свидания. Приходите ещё! Воспитатель: Ну вот, ребята, мы снова в своей группе. Вы все большие молодцы, справились со всеми заданиями! Понравилось вам путешествие? Что вы о нём расскажите своим родителям, о чём узнали, что делали? | Дети прощаются с Эколятами, благодарят за угощение. Ответы детей. | Условия для детей от радостных открытий, полученных из рассказа воспитателя |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе "Ах грибы,грибочки"
Материал для воспитателей детского сада...
НОД по познавательному развитию "Дома бывают разные"
НОД. По познавательному развитию для детей 6-7 лет. на тему "Дома бывают разные"...
Конспект занятия по теме недели: "Мебель бывает разная..."
Данное занятие направленно на развитие лексической стороны речи, умение детей выстраивать ответы поным предложением, на обогащение активного словаря детей, на пополнеие и расширение их знаний по данно...
Конспект занятия по познавательному развитию "Какие доктора бывают и от чего нас исцеляют"
Занятие рекомендовано к проведению с детьми старшего дошкольного возраста с целью знакомства с разнообразием врачебных специальностей и формирования представленийо здоровом образе жизни....
Конспект занятия по познавательному развитию "Какой бывает транспорт"
Занятие составлено для ознакомления детей второй группы раннего возраста с грузовиком и самолётом...
Конспект занятия по познавательному развитию с детьми 2-3 лет «Разные, разные, листочки прекрасные»
Цель: ознакомление детей с количеством и счетом.Задачи:Формировать у детей количественные отношения;Упражнять детей в дифференциации предметов по величине;Развивать зрительное восприятие;Развиват...
Конспект занятия по познавательному развитию «Деды Морозы разных стран» для детей подготовительной группы
Конспект занятия по познавательному развитию «Деды Морозы разных стран» для детей подготовительной группы Цель: расширить знания детей о Дедах Морозах разных стран и традициях праздн...