Конспект занятия по познавательному развитию " Грибы бывают разными"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

В конспекте предлагается как научить детей в игровой форме различать съедобные, не съедобные, ядовитые грибы по картинкам и тем признакам, которые приводятся в загадках, различать особенности строения гриба, месту произрастания (в теплицах, пнях, хвойных и лиственных лесах), способах приготовления, дать представление о грибнице;

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_po_ekologii_podg._gr.docx38.02 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №384 г. Челябинска»

Российская Федерация 454136, г. Челябинск, ул. Молодогвардейцев. 68-Б, тел. (8-351)741-24-21; Email: mdouds384@mail.ru

        Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию

«Грибы бывают разными»

подготовительная группа

                                                             Подготовила воспитатель  высшей кат.

                                                                                                          Смолина С.А.            

                                                   Челябинск 2024

Вид образовательной деятельности: познавательное развитие

Тема: «Грибы бывают разными»

 Задачи: 

-учить различать съедобные, не съедобные, ядовитые грибы по картинкам и тем признакам, которые приводятся в загадках, различать особенности строения гриба, месту произрастания (в теплицах, пнях, хвойных и лиственных лесах), способах приготовления, дать представление о грибнице;

- активизировать и обогащать словарь детей, развивать связную речь, память, внимание.

- воспитывать бережное отношение к природе, умение соблюдать правила безопасности при собирании грибов.

Предварительная работа:  В «уголке природы» муляжи разных грибов, книги о грибах, которые дети могут рассматривать самостоятельно, чтение стихов, отгадывание загадок о грибах, беседа о дарах леса, рассматривание иллюстраций разных видов леса.

Оборудование:  лукошко, листочки из цветного картона с загадками о грибах, аудиозапись «Шум дождя», магнитофон.

- демонстрационный материал картинки с грибами, картинка- схема строения гриба, макет дерева небольшого размера.

Этап ОД

Деятельность взрослого

Деятельность детей

Психолого-педагогические условия

Вводная часть (мотивационный момент)

4 минуты

Воспитатель: Ребята, сегодня нам принесли письмо от Эколят, хотите прочтем?

Воспитатель: Здравствуйте ребята. Мы хотим пригласить вас к себе в гости в лес и познакомить вас с удивительным царством, отгадав загадку вы узнаете чьё это царство:

Под сосною у дорожки

Кто стоит среди травы

Ножка есть, но нет сапожка,

Шляпка есть, нет головы.

Воспитатель: Правильно, молодцы! Ребята, а вы все про грибы знаете? Хотите

узнать больше? Ну, тогда слушайте внимательно.

Ответы детей.

Ответы детей.

Дети садятся на стульчики

Условия для выражения детьми своих мыслей.

Основная часть

         17 минут

Воспитатель: Грибы – это необычные растения, у них нет ни ветвей, ни листьев, ни

цветов. (На доску вывешивается картинка – схема гриба).

Что есть у грибов?

Правильно, ножка, шляпка и корни (корни грибов называется – грибница).

Грибы размножаются спорами. Споры – это маленькие частицы, которые прячутся в

шляпках грибов. Когда грибы созревают, споры падают на землю. Из спор вырастают

маленькие грибочки. Через корни-ниточки грибы получают из земли воду и полезные

вещества.

А как называют людей, которые идут в лес за грибами? Правильно,

их называют грибниками. Настоящие грибники берегут лес и никогда не дёргают грибы из

земли с корнем, так можно повредить грибницу, тогда не вырастут на этом месте

маленькие грибочки. Гриб нужно аккуратно срезать ножом.

(Воспитатель, рассказывая о грибе, выставляет картинку с его изображением.)

Воспитатель: У каждого гриба есть свой дом, где он растёт. Белый гриб – боровик

растёт в сосновом и еловом лесу. Шляпка у него мясистая, упругая, светло серая или

коричневая. Ножка толстая – белая. Белые грибы сушат, а потом варят из них суп. В

сосновом лесу растут маслята.

Как вы думаете, почему эти грибы так называются?

Да, у них шляпка скользкая, словно маслом смазана. А какой гриб мы

найдем под осиной?

Воспитатель: Правильно, а под берёзой?

Воспитатель: Молодцы! У подосиновика и подберёзовика длинная ножка и шляпка

коричневого цвета или красноватая (как опавшие осенние листья, в которых грибы

прячутся). А вот в густой траве выросли лисички – рыжие, как лесной зверь – лиса. Ай, а

это что за чудо-пень? Весь усыпан грибами. Это опята – дружные ребята, растут они

большими семьями на пеньках. Мы говорили про съедобные грибы. Их можно варить,

жарить, мариновать, сушить. А вот на полянке мы увидели красивый гриб: тонкая белая

ножка с юбочкой, шляпка красная с белыми пятнами. Догадались, что это за гриб?

Воспитатель: Да. Когда мухомор состарится, края его шляпки загнуться кверху и он

превратится в блюдечко. Пройдёт дождь, в блюдечке останется вода. Не простая –

ядовитая. Напьётся этой воды муха и погибнет. Поэтому и называют его Мухомор. А какой

ещё ядовитый гриб вы, ребята, знаете? Правильно, бледная поганка. У

этого гриба длинная тонкая ножка и бледно-серая шляпка. Запах у неё неприятный.

Теперь вы знаете, какие грибы - съедобные, а какие – ядовитые. Пойдёмте в гости к Эколятам. Возьмём с вами лукошко (как это делают грибники – люди, которые собирают

грибы) и по дороге соберём для них гостинец – съедобные грибы, которые нам встретятся.

Воспитатель: Вставайте, ребята, подходите ко мне, беритесь за руки и цепочкой

пойдём по извилистой тропинке в лес. (Звучит запись «Шум дождя»)

Воспитатель: Ой, ребята, вы слышите? Что это за звук?

Воспитатель: Вы правы, слышится шум воды, это дождь начинается! Посмотрим,

как идет дождь. (Дети встают в круг в центре ковра.)

Проводится гимнастика «Дождик»

Капля раз, Капля два,

Очень медленно сперва.

А потом, потом, потом

Все бегом, бегом, бегом.

Мы зонты свои раскрыли,

От дождя себя укрыли.

Воспитатель: Вот и дождик кончился. Сколько вокруг листьев на земле лежит в

лесу! И не только листьев. После дождя в лесу быстрее растут грибы. Как вы думаете почему? Молодцы, вы правильно решили что грибам для роста нужна вода, а ещё солнце, поэтому когда летом идёт дождь и светит одновременно солнце такой дождь называется «грибной»

Дидактическая игра «Отгадай загадку – найди гриб».

(воспитатель читает загадки, дети отгадывают и картинку загаданного гриба, рассматривают его и кладут в

лукошко)

Загадки

Растут в лесу сестрички – рыжие….(лисички).

Я в красной шапочке расту под стройною осиною,

Меня узнаешь за версту, зовусь я ….(подосиновик).

Серенькие шапочки, рябенькие ножки,

Под берёзкой растут….(подберёзовики).

Из – под ёлок на пригорок

Вышел мальчик ростом с пальчик.

Он на тучки поглядел, сразу кепочку надел,

Новую, нарядную, цветом шоколадную. (белый гриб)

Воспитатель: Ребята, будьте осторожны в лесу с грибами, а то в вашу корзинку

залезут непрошенные гости. Угадайте, какие?

Ножка белая, прямая, шапка красная, большая,

А на шапке, как веснушки, беленькие конопушки.

Возле леса на опушке, украшая тёмный бор,

Вырос пёстрый, как Петрушка, ядовитый….(мухомор).

Воспитатель: Ребята, почему вы мухомор в лукошко не положили? (Ответы детей.)

Правильно, мухомор не надо в лукошко класть, но и топтать его не стоит. Оставьте, пусть

растёт. Многие грибы, которые для людей ядовиты, полезны для обитателей леса. А кто в

лесу питается грибами? Правильно, белки, они ещё делают запасы на зиму из грибов, олени едят мухоморы чтобы не болеть, медведи едят грибы потому- что в них много белка

Оказывается, многие грибы научились «дружить» с деревьями и кустарниками. Грибница таких грибов, встречаясь в почве, с мелкими корешками дерева  оплетает их, и корешок оказывается,  как бы покрыт сплошным пушистым чехликом.  

    В дружбе с грибами живет подавляющее  большинство наземных растений. Без этих помощников деревья и кусты хуже развиваются,  медленнее растут, чаще болеют. Стоит заметить, что в природе нет ничего бесполезного. И ненужные человеку поганки, на самом деле, играют важную роль в жизни леса.  Они разлагают растительные остатки, поддерживая круговорот веществ, да ещё помогают растениям  питаться, такой круговорот по научному называется – симбиоз, изучают науку о грибах- микологи.

Эколята: Здравствуйте, ребята, мы так рады, что вы пришли! Мы наблюдали за вами, пока вы

по лесу шли. Вы такие молодцы! Бережно к лесу относитесь и к его обитателям: ни одной

веточки не сломали, ни одного гриба и ягодки не затоптали, не шумели. Ребята, скажите,

можно ли есть грибы сырыми? Как можно приготовить грибы, чтобы их можно было есть?

 Сбор грибов – занятие увлекательное.

Ребята, но бывает и так, что грибы растут не только в лесу, но и в огороде, в парке, в сквере, на участке детского сада. Запомните: грибы в огороде, даже если они съедобные, опасны, потому что содержат много вредных веществ. Грибы впитывают все загрязнения почвы и воды и становятся ядовитыми Поэтому, встретив грибы в огороде, сначала покажите его взрослым.

Ответы детей.

Ответы детей.

Ответы детей.

Ответы детей.

Ответы детей.

Ответы детей.

Дети встают, берутся за руки и идут цепочкой по извилистой воображаемой тропинке

Ответы детей

Выполняются движения детьми

Ответы детей

Ответы детей по каждой загадке

Ответы детей

Ответы детей

Условия для развития речи, мыслительной активности, умение наблюдать, анализировать, делать выводы.

Условия для развития речи, мыслительной активности, умение наблюдать, анализировать, делать выводы.

Условия для снятия усталости и напряжения.

Условия для развития речи, мыслительной активности

Условия для развития речи, мыслительной активности, умение наблюдать, анализировать, делать выводы.

Условия для развития речи, мыслительной активности, умение наблюдать, анализировать, делать выводы

Заключительная часть (рефлексия)

3 минуты

Эколята Молодцы, ребята! Вы нам очень понравились. Спасибо за грибы. И мы с вами поделимся своими припасами.

Угощайтесь, но помните, эти грибочки не простые, а волшебные. Как только

съедите их, окажитесь снова в своей группе. До свидания. Приходите ещё!

Воспитатель: Ну вот, ребята, мы снова в своей группе. Вы все большие молодцы,

справились со всеми заданиями! Понравилось вам путешествие? Что вы о нём расскажите

своим родителям, о чём узнали, что делали?

Дети прощаются с Эколятами, благодарят за угощение.

Ответы детей.

Условия для детей от радостных открытий, полученных из рассказа воспитателя


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НОД по познавательному развитию "Дома бывают разные"

НОД. По познавательному развитию  для детей 6-7 лет. на тему "Дома бывают разные"...

Конспект занятия по теме недели: "Мебель бывает разная..."

Данное занятие направленно на развитие лексической стороны речи, умение детей выстраивать ответы поным предложением, на обогащение активного словаря детей, на пополнеие и расширение их знаний по данно...

Конспект занятия по познавательному развитию "Дары осени. Грибы."

Конспект занятия по познавательному развитию "Дары осени.Грибы" для детей старшей группы...

Конспект занятия по познавательному развитию "Какие доктора бывают и от чего нас исцеляют"

Занятие рекомендовано к проведению с детьми старшего дошкольного возраста с целью знакомства с разнообразием врачебных специальностей и формирования представленийо здоровом образе жизни....

Конспект занятия по познавательному развитию "Какой бывает транспорт"

Занятие составлено для ознакомления детей второй группы раннего возраста с грузовиком и самолётом...

Конспект занятия по познавательному развитию с детьми 2-3 лет «Разные, разные, листочки прекрасные»

Цель: ознакомление детей с количеством и счетом.Задачи:Формировать у детей количественные отношения;Упражнять детей в дифференциации предметов по величине;Развивать зрительное восприятие;Развиват...