Советы педагога дополнительного образования по ИЗО
методическая разработка по рисованию (младшая группа) на тему
Советы педагога дополнительного образования по изодеятельности
Научите ребенка рисовать (от 3 лет) 1
Как научить ребенка рисовать, если вы сами этого не умеете?4
Малыши любят рисовать. 10
Рисуем пальчиками 15
Для чего нужно лепить из пластилина 18
Пластилин с солью, или талант на кончиках пальцев 21
Аппликация 25
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ИЗО деятельностьв ДОУ | 381 КБ |
Предварительный просмотр:
Советы педагога дополнительного образования по изодеятельности
Научите ребенка рисовать (от 3 лет)
Как научить ребенка рисовать, если вы сами этого не умеете?
Для чего нужно лепить из пластилина
Пластилин с солью, или талант на кончиках пальцев
Научите ребенка рисовать (от 3 лет)
Путь к настоящему рисунку лежит не через усвоение стандартных приемов изображения, а через обследование изображаемого объекта. Не спешите учить ребенка рисовать голубое небо, желтое солнце и зеленую траву. Пусть поначалу он просто познакомится с богатейшим миром формы и цвета, с миром ярких и чистых красок.
ПОСТАВЬТЕ ПЕРЕД РЕБЕНКОМ ЗАДАЧУ
Внимательно посмотрите на художественные «творения» вашего ребенка. Если он ограничивается бессмысленными каракулями, то нужно начать обучение рисованию с формирования изобразительной задачи.
Первый этап — это называние каракулей, узнавание в них знакомых предметов. Помогите ребенку. Если он нарисовал какую-либо округлую форму, подскажите: «Это мяч». Еще лучше не утверждать, а спросить: «Это у тебя мяч, да?» (или «Что это? Яблоко?»). Через некоторое время ребенок, случайно нарисовав аналогичную фигуру, уже сам будет называть ее мячом или яблоком.
Теперь можно перейти к следующему этапу: рисованию по предварительному намерению. «Давай нарисуем мяч»,— говорите вы ребенку. Он рисует округлую форму и сообщает: «Мяч».
Еще довольно долго рисунки ребенка будут мало походить на изображаемые объекты: техникой рисования дети овладевают не так уж быстро. Но вот тут-то и придет на помощь следующий прием.
ОБСЛЕДУЕМ ИЗОБРАЖАЕМЫЙ ОБЪЕКТ
Новая задача – научить ребенка воспринимать форму объекта и правильно передавать ее в рисунке. Нам поможет обведение контура. Его удобно проводить при рисовании простых предметов, состоящих из одной или двух-трех крупных частей. Мяч, спичечная коробка, кукольная тарелка, совочек, резиновая утка, Чебурашка вполне подходят для этой цели. При обведении прямоугольников нужно специально фиксировать углы, чтобы ребенок не только увидел их, но и почувствовал, что они острые, слегка колющие. Тогда он скорее попытается передать их на рисунке. Возможно, что он изобразит их в виде штрихов, «протыкающих» контур. Не спешите поправлять его. Придет время — и он сам, благодаря обводящему движению, поймет, что угол — это элемент контура, а не дополнительная деталь. А самостоятельное открытие несравнимо ценнее способа, которым ребенок овладел с помощью подсказки.
Постепенное обогащение исходного схематического изображения, побуждаемое вопросом («А что еще у нее есть?»), приучает ребенка внимательно обследовать объекты, замечать, «как они устроены». Для таких занятий хороши сложные объекты, богатые деталями: человек, кукла, игрушечная машина, предметы мебели и т. п. Если какая-то из важных деталей все-таки забыта, то нужно «намекнуть» на это ребенку.
Отнюдь не каждый раз, давая ребенку карандаш, надо так жестко руководить процессом создания рисунка. Необходимо иногда оставлять ребенка наедине с листом бумаги, чтобы он привыкал действовать самостоятельно. К рисункам, созданным без помощи взрослого, надо проявлять особое внимание. Наиболее удачные из них стоит вешать на стену, дарить маме или папе на день рождения.
ВЫРАЖАЕМ ЭМОЦИИ ЦВЕТОМ
Особенное удовольствие малышам доставляет рисование красками. Оно очень полезно для развития ребенка. При правильном руководстве рисование красками развивает чувство цвета, позволяет ребенку выразить собственное эмоциональное состояние. Как это ни странно, уже в три года ребенок может использовать цвет как средство эмоциональной выразительности. Об этом свидетельствуют, в частности, тусклые и мрачные рисунки психически больных детей, страдающих депрессией (стойким снижением настроения).
Итак, не спешите учить ребенка рисовать голубое небо, желтое солнце и зеленую траву. Пусть поначалу он просто познакомится с богатейшим миром цвета, с миром ярких и чистых красок. Тут, конечно, возникнут свои сложности: чтобы краски были чистыми, надо хорошо мыть кисточку, а научить этому ребенка не так просто. Значит, на первых порах мыть кисточку придется папе или маме. А ребенок будет создавать беспредметные композиции, рисовать домики и «головоногов». Не надо спешить с указаниями, пояснениями. При рисовании красками не стоит увлекаться обследованием предметов; оно более уместно при рисовании карандашом.
Так что же, оставить ребенка один на один с красками, вовсе не вмешиваться в его деятельность? Нет, это тоже не самый правильный путь. Руководство деятельностью ребенка необходимо, но в данном случае оно должно осуществляться исподволь.
В частности, оно будет проявляться в выборе красок.
Вопрос о том, какие цвета предоставить в распоряжение ребенка, встает перед взрослым одним из первых. Сколько красок давать одновременно — все, какие есть, или две-три? Должны ли это быть яркие тона или нежные, мягкие оттенки? Давать полутона или контрастные сочетания?
На большую часть этих вопросов можно ответить no-разному. Один раз так, другой — иначе. Но два правила должны соблюдаться постоянно. Во-первых, как уже говорилось, все цвета, предоставленные для рисования, должны быть чистыми. Во-вторых, они должны хорошо сочетаться друг с другом (чего легче добиться, если цветов будет немного). Тогда каждая композиция, созданная ребенком, будет приятна для глаза и, что очень важно, будет способствовать формированию чувства цвета, представлений о гармоничных цветовых сочетаниях.
Очень хорошо время от времени давать ребенку рисовать на цветной бумаге. При этом стоит специально обратить его внимание на то, что на темной бумаге лучше видны светлые цвета, а на светлой — темные. Наиболее удобна гуашь. Гуашь дает меньше «грязи», чем акварель, так как при наложении одного цвета поверх другого нижний мазок почти не просвечивает. Лучше не давать краску прямо в баночках, а предварительно выложить ее в розетки или блюдца: в каждое-блюдце — небольшое количество краски определенного цвета.
Как научить ребенка рисовать, если вы сами этого не умеете?
Не спешите расстраиваться. Существует множество приемов, с помощью которых можно создавать оригинальные работы, даже не имея никаких художественных навыков. И вы, и ваш ребенок получит от таких занятий не только удовольствие. В этих играх он познакомится с цветом, свойствами красок, у него разовьётся художественный вкус и пространственное воображение, фантазия и трудолюбие. А ещё проникнется уважением к родителям, которые умеют делать такие вещи!
ПРИМАКИВАНИЕ.
Примакивание - это такой способ рисования красками. Берем кисточку, набираем на неё краску (лучше гуашь) и плашмя прикладываем к бумаге. Получается ровный красивый отпечаток. Что можно изобразить таким способом? Вот некоторые темы: Орешки - Прочитайте с малышу стихотворение "Белочка"
Орешки, орешки у белки на тележке.
Всем она их раздаёт. - Вот тебе, лисичка,
Это двум синичкам,
Вот зайчику, вот мишке,
Да позовите мышку,
Пусть бежит скорее к нам,
Я и ей орешков дам.
Нарисуйте или наклейте вырезанных зверюшек, которым белочка будет раздавать орешки. Предложите ребенку побыть белочкой и изобразить орешки приемом "примакивание", в лапках животных или в мисках.
Принцесса (нарядное платье).
Нарисуйте или обведите по контуру кукол в пышных платьях. Рассмотрите, какие бывают узоры на тканях. Покажите ребенку, как можно украсить платье приемом "примакивание". Это могут быть цветы, полосочки, звёздочки. Не забудьте нарисовать принцессе украшения - серьги, бусы.
Так же можно сделать красивую скатерть, ковер. Только здесь задание усложняется. Нужно нанести узор по краям - сделать кайму, стараясь, чтобы он получился симметричным.
Цветы - сначала кончиком кисти делаем серединку цветка, а затем вокруг нее по кругу "примакиваем" лепестки. Также делаем и листочки.
Деревья. Нарисуйте ствол и ветки и предложите ребенку сделать разноцветные листочки.
Птицы. Используя кисти разных размеров и разную краску, можно изобразить птичку. Самой толстой кистью делаем туловище, кистью поменьше - крылья. Той же кистью делаем хвостик - три - четыре примакивания. Головку и лапки делаем обычным способом.
Рыбки. Толстой кистью делаем туловище. Маленькой кистью плавники. А вот хвостики рыбкам можно сделать как угодно. Это может быть и длинный пышный хвост, как у золотой рыбки и короткий, прямой, и длинный. Рассмотрите с малышом картинки или лучше живых рыбок. Обратите внимание на то, какие бывают разные рыбки.
Выбери цвет.
Малышам даются трафареты с изображением различных предметов. Их задача - определить, какими цветами эти предметы могут быть окрашены (солнышко - желтое, елка - зеленная, цветок - красный, белый, синий, шапочка и т.д.).
Затем закрашивается краской лист бумаги по размеру трафарета и трафарет наклеивают на закрашенный лист.
Коробочка для подарка
Возьмите пакет из-под молока или другую коробку. Лучше предварительно обклеить её белой или другой бумагой светлых тонов. Предложите ребенку сделать красивую коробочку для подарка (стаканчик для карандашей). Хорошо заранее рассмотреть с ребенком такие коробки, шкатулки, обратить внимание на узоры. Для такой работы необязательно пользоваться кисточкой. Можно наносить узоры в виде цветов и ватной палочкой. Не забудьте выполненную вместе с ребенком работу использовать по назначению.
Дорожки.
На листе бумаги или картона в разных углах нарисуйте (или приклейте вырезанные из бумаги) домики и зверюшек. Предложите ребенку нарисовать разноцветные дорожки к каждому домику, чтобы зверюшки не заблудились.
Помните, что кистью по бумаги надо рисовать сверху вниз!
РИСОВАНИЕ
Трёхлетний ребенок уже может иметь дело с темперой, гуашью или акварелью. Поместите немного водорастворимой краски на лист бумаги и покажите малышу, как размазать ее по всей бумаге с помощью кисточки. Занимаясь этим он заметит, как изменяются цвета, если их смешивать. В качестве кисточки можно использовать зубочистку. Окуните ее в каску и проведите на бумаге разные линии. Напишите с ее помощью имя ребенка. Это заинтересует его. Превосходными кисточками могут быть палочки для чистки ушей, листья и перья птиц. Малыш будет очень гордится рисунком, который сделал сам.
Солнышко.
Сделайте на бумаге круг желтой или оранжевой гуашью (не жалейте краски) и предложите малышу палочкой для чистки ушей провести от круга лучики в разные стороны.
Ёжик.
Нарисуйте гуашью ёжика и вместе с малышом с помощью зубочисток или спичек нарисуйте ему иголки.
Елка с шариками и огоньками.
Нарисуйте елку. Отдельно разведите гуашь разных цветов и с помощью ушных палочек нарисуйте разноцветные шары и огоньки.
Волшебные кляксы.
Вам понадобится гуашь, толстая кисть и бумага (лучше 1/2 или 1/4 листа).
Согните лист бумаги пополам и разверните снова. На одной половине попросите ребёнка поставить несколько жирных клякс, мазков или завитков. Теперь согните лист снова пополам и плотно прижмите ладонью. Осторожно разверните лист. Вы увидите причудливый узор. Подумайте вместе с ребёнком, на что это похоже? Можно подрисовать фломастером какие-то детали.
Варианты: можно нарисовать на половинке листа какую-нибудь фигуру - овал, треугольник и т. д.; можно рисовать несколькими цветами.
Попробуйте все способы.
Картинка с двух сторон.
Вам понадобится картонный лист, широкая кисть, скрепки, цветные карандаши.
Сначала надо закрасить любой краской лист картона (подойдет старая картонная папка). Сразу же, пока краска не высохла, положите сверху лист обычной белой бумаги (лучше писчей). Прикрепите бумагу скрепками и пусть ребёнок нарисует, что-то цветным карандашом на белом листе. Если хотите, можете использовать раскраску, но рисунок должен быть простым - какой-нибудь предмет. Когда рисунок будет закончен, открепите и снимите бумагу. Смотрите, что получилось - на той стороне, что была прижата к папке, получилась цветная картинка с выпуклым, как бы оттиснутым рисунком.
Возьмите густую не разведенную водой краску (лучше использовать акриловую или гуашь) и нарисуйте цветное пятно. Кусочком картона или вязальным крючком процарапайте линии. А можно вырезать картон зубчиками и процарапать в краске гребешочки. Крючком процарапайте разные завитки. Краем картона выдавите линии крест-накрест. Сделайте отпечатки колпачком фломастера. После того как ребенок освоит эту технику, можно приступать к созданию картины. Для этого на нескольких листах бумаги нанесите краску разных цветов и разными способами процарапайте поверхность. Теперь собирайте композицию. Например, из кусочка с гребешками вырежьте водоем, из завитушек - небо с облаками, из чешуйчатой поверхности сделайте змейку и так далее. Вырезанные элементы наклейте на чистый лист бумаги.
Очень интересными получаются рисунки из точек. Для этого воспользуйтесь обыкновенной палочкой для чистки ушей. Для каждого цвета вам понадобится отдельная палочка. С помощью этой техники прекрасно получаются цветы сирени или мимозы. Проведите линии-веточки фломастером. А гроздья цветов уже делайте палочками. Но это уже высший пилотаж! Не меньшее удовольствие принесет ребенку и рисование более простых вещей - цветочки и ягодки (стебельки можно нарисовать фломастером). А можно вырезать из бумаги платье (платок, скатерть, варежки) и украсить орнаментом из точек.
Прекрасные работы можно сделать, используя отпечаток пальца. Для этой работы подойдут раскраски из книжек - мишки, зайчики, цыплята, в общем что-то пушистое. Только одно условие - рисунки должны быть крупными, без мелких деталей. Макайте пальчик в краску (неразведённую гуашь или полусухую акварель) и прикладывайте к рисунку. Хорошо ещё смешивать несколько цветов и оттенков. Например, сначала прикладываете желтую краску, а потом коричневую или оранжевую, получается пушисто!
Техника разбрызгивания.
На цветную бумагу наложите трафарет. Это могут быть различные цветы, силуэты домов, деревьев. В баночке из-под йогурта жидко разведите краску. В краску опустите зубную щетку и проведите линейкой по щетине щетки в направлении к себе, разбрызгивая краску вокруг силуэта. Старайтесь, чтобы весь фон был покрыт крапинками. Снимите трафарет и дорисуйте детали на "незапятнанной" части рисунка. Можно так же использовать в качестве трафаретов листья деревьев.
Отпечатки.
Для этой игры вам понадобится гуашь, бумажная салфетка, плотная бумага, предметы, которые могут оставить след какой-нибудь геометрической формы. Например, квадратный кубик, катушка от ниток, коробочки от духов, овальная щётка. Разведите гуашь на палитре. Готовая краска по густоте должна быть похожа на сметану. Сначала можно просто потренироваться и посмотреть какие отпечатки остаются от разных предметов. Сначала бумажную салфетку нужно положить прямо на краску. Салфетка впитает излишки краски и печатать будет легче. Затем прижимайте различные предметы сначала к салфетке, а затем к бумаге. Правда, здорово? А теперь попробуйте изобразить что-нибудь по принципу конструирования из разных деталей.. Например, машину (катушка - колёса, кубики - кузов и окно); замок волшебницы, животных и.т.д
Малыши любят рисовать.
К их услугам бумага, карандаши, фломастеры и краски. На данный момент мало для кого остается секретом тот факт, что рисунки могут сказать о нас очень многое. Все, что попадается детям на их пути и привлекает внимание, отображается на бумаге. И если присмотреться к творчеству детей, можно многое увидеть и понять о внутреннем мире ребенка, его чувствах, восприятии окружающего его мира, отношении к людям и вещам. Рисунки таят в себе великое таинство, приоткрывая нам дверь в некоторые уголки человеческого сознания. Итак, попробуйте через рисунок узнать больше о своем малыше.
«Что говорят психологи о детских рисунках»
Рисунок – это зеркало человеческой души, своеобразное выражение личности на бумаге, в нем отражается многое из того, о чем люди даже не подозревают. Когда ребенок рисует, он неконтролируемо изливает на бумагу свои эмоциональные состояния, переживания, отношения, то, что, сейчас в его маленьком внутреннем мире является волнующим. Рисунок показывает не только эмоциональное развитие ребенка, но и дает представление о степени развития личности. В рисунках отражается представление ребенка о цветах, форме, размерах, явлениях.
Грамотно интерпретировать рисунки умеют психологи (они этому специально учатся). И психологи не только определяют по рисуночным тестам суть проблемы, но и работают с ее разрешением, используя те же рисунки. Однако есть общие моменты, по которым родители могут получить дополнительную информацию о своем ребенке.
«Рисунок человека» один из самых распространенных рисуночных тестов у психологов. По рисунку человека можно определить уровень личностного развития ребенка, его отношения к себе и к миру. «Рисунок семьи» отражает отношение ребенка к своей семье, его восприятие отдельных членов семьи и отношений в целом. Еще есть тесты «Дом. Дерево. Человек», «Несуществующее животное». Но в этом выпуске мы уделим внимание рисункам, включающим в себя главным образом человеческие фигуры. Предоставьте ребенку все необходимое для рисования: белый лист А4 и набор цветных карандашей/фломастеров. Задание к тестам «Рисунок человека» и «Рисунок семьи» простое – «нарисуй человека» и «нарисуй свою семью» соответственно. Теперь рассмотрим рисунок вашего ребенка.
Для начала хотелось бы предостеречь родителей – не следует торопиться с выводами, если вы обнаружите в рисунках своего ребенка «что-то не то». Возможно, ребенок отобразил в рисунке свое сиюминутное настроение. Ведь если, например, накануне он поссорился с братом и сильно обиделся на него, то он нарочно нарисует его некрасивым, страшным уродцем. И это не будет значить, что ребенок терпеть не может своего брата. К тому же, на мой взгляд, никогда грамотный психолог не будут судить о личности по одному тесту. Вот и мы не будем.
Скажу по основным моментам, который позволят родителю превратиться в домашнего психолога, работая с рисунками ребенка.
Впечатление
В первую очередь, обратите внимание на то, какое первое впечатление производит на вас рисунок. Какое он вызывает у вас настроение: радостное или угнетающее. Это будет одним из наиболее важных критериев в определении того, что хотел передать ребенок этим рисунком, какое настроение он транслирует.
Обратите внимание на размер и расположение рисунка на листе. Неуверенные в себе дети и дети с повышенной тревожностью обычно располагают рисунок не на всем пространстве листа, а только на какой-то его части. Также такие дети отличаются тем, что часто перерисовывают то, что нарисовали, стирают детали, которые им не понравились, снова и снова.
Посмотрите на содержание правой и левой стороны листа – каждая из них несет смысловую нагрузку детского рисунка. Правая – обозначает связь ребенка с отцом и его видение будущего. Левая – рассказывает о его прошлом, привязанности к дому, и, прежде всего, к матери. Верхняя часть рисунка связана с интеллектуальной стороной деятельности ребенка, а нижняя – с материальным миром.
Уверенный в себе, уравновешенный ребенок концентрирует изображаемое в центре листа. Те, у кого наблюдаются проблемы во взаимоотношениях со сверстниками и в восприятии собственного я пытаются охватить рисунком все пространство.
Линии
Уверенные в себе дети рисуют в основном четкими жирными линиями, со средним нажимом на карандаш.
Нерешительный же малыш, наоборот, выбирает не очень яркие цвета и рисует, едва касаясь бумаг, отчего его творения получаются блеклыми и невыразительными. Слабый нажим также указывает на сниженное настроение, мышечную слабость.
И наоборот, сильный нажим указывает на повышенный тонус, эмоциональную напряженность. Агрессивный ребенок часто непроизвольно ломает грифель карандаша или быстро исписывает фломастер. Нажим настолько силен, что такие дети нередко карандашом рвут бумагу, на которой рисуют.
Мягкий по характеру ребенок будет использовать много извилистых тонких линий. Дети с волевым характером, реалисты, отдают предпочтение прямым линиям и четким углам, редко используя кружочки и овальные формы.
Цвета
В норме дети используют широкую палитру цветов в своем рисунке. В рисунке они как бы воплощают все краски жизни. Если ребенок использовал для рисования яркие, жизнерадостные цвета – это говорит о его положительном отношении и хорошем настроении. Если же рисунок выполнен в мрачных - серых, темно-синих, черных тонах, - это может свидетельствовать о плохом настроении и сниженном эмоциональном состоянии ребенка.
Например, в Армении после землетрясения 1987 года, работавшая группа детских психологов, которые пытались вывести детей и посттравматического состояния, изучая, в том числе, и детские рисунки, констатировала, нарисованные бурыми, черными, бордовыми цветами - хотя детям давали на выбор все цвета - расколотые напополам дома, падающие стены. Обычно рисунок был маленький и располагался где-то в углу листа, что характерно для депрессивного состояния.
В рисунке семьи посмотрите, не "забыл" ли ребенок нарисовать себя, и где он себя нарисовал. Если обнаружите, что он нарисовал себя где-то в уголке, спиной к остальным членам семьи, велика вероятность, что он чувствует себя изолированным, одиноким и страдающим от нехватки родительского внимания. Еще тревожнее ситуация, когда ребенка совсем нет на рисунке. Поговорите с ним об этом. Конечно, все может быть совсем не так трагично, просто ребенок имел в виду что-то совсем другое.
А если, наоборот, ребенок в рисунке семьи нарисовал только себя, то, может быть, он – маленький эгоист, привыкший быть центром семейной жизни, объектом заботы и внимания со стороны всех остальных членов семьи, и не привыкший заботиться и думать о других?
Рассмотрите, кого и как изобразил малыш. По размеру фигур родственников и их расположению можно судить о том, как ребенок воспринимает взаимоотношения в семье.
Если кто-то из домочадцев, изображенных на рисунке, выше всех ростом, значит, он - не только самый значимый для ребенка член семьи, но, скорее всего, с точки зрения ребенка, - самый главный человек в семье.
Те члены семьи, которых ребенок нарисовал ближе всего к себе, - наиболее приятные, любимые и желаемые в общении личности для ребенка, а также воспринимаются ребенком психологически ближе. Посмотрите внимательно на выражения лиц нарисованных персонажей. Спросите у ребенка, как они себя ощущают, весело им или грустно, и почему у них такое настроение? Спросите, чем они занимаются на рисунке, о чем думают.
Что должно НАСТОРАЖИВАТЬ в рисунках:
- детально прорисованные половые органы (признак наличия проблем в сексуальной сфере)
- наличие крови (признак перенесенной травмы)
- пораженные участки тела в рисунке человека (язвы, болячки, темные пятна), наличие дупла в рисунке дерева (признак переживания органического поражения, наличия медицинских заболеваний)
- наличие заштрихованных, зачеркнутых предметов (признак повышенной тревожности)
- «Пропуски» или «забытые» в рисунке части тела (признак нарушения представления об общей структуре тела, наличие тяжелой травмы)
И еще, важным моментом в вашей диагностике рисунка будет рассказ ребенка, о том, что он нарисовал и почему. Многие моменты становятся ясными и понятными. Рассказывая некоторых персонажах рисунка, ребенок зачастую рассказывает о себе, о собственных переживаниях, о том, что он истинно хотел выразить этим рисунком.
Важно уважительно относиться к детскому творчеству. Здесь не может быть плохих или хороших рисунков. Рисунок – творчество в котором ребенок выразил частичку себя, и оно прекрасно само по себе. Ваше одобрение и восхищение его творчеством – это большая сладкая конфета для его личности, поддержка его самооценки, веры в себя и свои возможности.
Если вы, проанализировав рисунок вашего ребенка, узнали что-то такое, что вызвало у вас беспокойство и тревогу, не спешите расстраиваться. Повторяем, все может быть совсем не так. Попробуйте повторить диагностику (а анализ рисунка "Моя семья" - не что иное, как способ диагностики восприятия ребенком семейных взаимоотношений) еще раз, через какое-то время. И если результат повторится, лучше всего обратиться за консультацией к профессиональному психологу.
Всем папам и мамам хочется, чтобы их ребенок вырос уверенной, творческой, сильной личностью. Но что можно сделать в столь раннем возрасте, когда малышу всего лишь около двух лет? Я предлагаю вам простые советы, которые помогут развить воображение ребенка, создать его первые творческие работы, научиться экспериментировать. Возможно, он не станет художником или дизайнером, но наверняка научится чувствовать цвет, попробует изобрести что-то свое, почувствует успех и удовольствие от собственной деятельности и от общения с вами. Начните с самого простого.
Рисование пальчиками
Найдите кусок ненужных обоев. Прикрепите их на стену и на пол в комнате. Приготовьте пальчиковые краски. Малыша заранее лучше нарядить в одежду, которую не страшно будет испачкать краской, или надеть на него детский фартук.
Теперь приступайте к творчеству. Для начала обмакните пальчик ребенка в краску и приложите к обоям, сделав отпечаток - первая ягодка готова! Потом можно будет покрасить ладошку и все пальчики и снова сделать отпечаток. Отпечатки делайте и на обоях, которые висят на стене, и на обоях, расстеленных на полу.
Можно просто зачерпнуть краску из банки пальчиками и размазать по бумаге. Смешайте вместе с ребенком несколько цветов на бумаге и посмотрите, что получится. Позвольте ему испачкаться и повозиться с красками, как он захочет.
Ваша задача в этот момент состоит в том, чтобы комментировать те рисунки, которые “малюет” малыш, придумывая им разные смешные названия. Кстати, можно рисовать не только ладошками, но и пяточками.
Разноцветные кирпичики
Возьмите большой альбомный лист. Положите его на пол или закрепите вертикально. Приготовьте разноцветные губки для мытья посуды (неиспользованные).
Покрасьте вместе с ребенком губку краской (лучше гуашью) и, пока она не высохла, приложите ее к бумаге. Получится отпечаток цветного кирпичика. Из таких кирпичиков на листе бумаги можно создать цветную башню, домик, забор...Наверняка, ваше воображение и фантазия вашего ребенка помогут найти новые образы.
Рисование по мокрому листу
Прикрепите плотный белый, можно цветной, лист бумаги вертикально. Вместе с ребенком смочите губку в воде и проведите по листу, сделав его влажным по всей поверхности.
Кисточку обмакните в акварельную краску, разведенную водой, и проведите сверху на бумаге горизонтальную линию (сначала рисуете рукой ребенка).
Вы увидите, как цветные капли стекают вниз, образуя причудливые узоры. Так вы можете вместе с малышом нарисовать дождь, который идет прямо у вас на глазах.
Если вы смешаете несколько красок, то получится красивое разноцветное небо - утреннее или вечернее.
Цветные брызги
Купите в аптеке 2 пипетки и маленький одноразовый пластмассовый шприц.
Плотный лист бумаги разложите на полу или на столе. Вместе с ребенком увлажните лист (см. выше).Разведите краску (гуашь, акварель) водой на палитре или в другой любой емкости.
Наберите в пипетку или шприц разведенную краску и капните на бумагу. Таких капель можно сделать много по всей поверхности листа, и в итоге у вас получится поляна с разноцветными цветами.
Конечно, движения пальчиков вашего малыша еще не настолько развиты, чтобы с легкостью самому справляться с пипеткой и шприцом, и вам придется вместе с ним набирать краску и капать ее на бумагу.
Но это занятие послужит ему хорошей тренировкой, и со временем вы увидите, что многое он будет уже делать сам без вашей помощи.
Рисунок по ткани
Возьмите пяльцы. Натяните белую ткань. Пусть малыш разрисует ткань так, как ему нравится, при помощи фломастеров или той же самой краски.
Зеркальное озеро
Найдите зеркальце небольшого размера, лучше круглой формы. Закрасьте его поверхность разноцветными акварельными красками. Сверху на зеркало положите глянцевую бумагу и похлопайте ладошкой ребенка, чтобы получился четкий отпечаток. Снимите кусочек бумаги, и перед вами - сказочное озеро.
Простые фигуры
Вырежьте из бумаги какой-нибудь простой контур: цветок, дом, шарик и т.д.
Пусть ребенок закрасит его целиком, используя кисточку и краску, не оставляя белых пятен (сначала одним тоном).
Затем, когда он уже хорошо будет справляться с этим заданием, усложните контур: может быть, это будет пчела или зебра, которой нужно будет нарисовать полоски, а может, это будет платье с узором (на синем фоне белый горошек) и т.п.
Сюжетные картинки
Теперь, когда ваш ребенок узнал, что кисточку можно не только грызть, и познакомился со свойствами красок, можно приступать к созданию картин. Например, вместе с малышом закрашиваете лист бумаги (размер А5) темно-синим цветом.
Затем берете тонкую кисточку или маленький кусочек губки или пальчиком рисуете желтые звездочки. Все, картина “Ночное небо” готова. Можно нарисовать “Морское дно” или “Лесную опушку”, используя вашу фантазию и подручные средства.
Выберите для ваших творческих занятий по 10-15 минут в день. Не пугайтесь, что ребенок может усидеть на месте не больше 3-х минут.
Со временем этот интервал увеличится, и он сам вас будет удивлять своими творческими находками. Главное, не ограничивайте его и не навязывайте своего мнения. Вы являетесь лишь направляющим.
Радуйтесь его работам, ведь малышу так важна ваша любовь и признание. Наиболее интересные творения можно повесить в рамочку и показывать гостям.
Для чего нужно лепить из пластилина
Лепка – очень важное занятие для ребенка, которое развивает творчество, мелкую моторику рук, пространственное мышление, понятие о цвете, форме предметов. Кроме того, лепка (причем необязательно из пластилина) благотворно влияет на нервную систему в целом. В общем, польза от занятий лепкой огромна.
C чего начать занятия по лепке из пластилина?
Во-первых, помните, что во время занятий лепкой вам придется находиться рядом с ребенком, причем не только в качестве «надзирателя» (чтобы не съел пластилин), но и в качестве созидателя (лепить самим, вместе с ребенком).
Во-вторых, не переусердствуйте со сложностью заданий для вашего малыша, не требуйте от него слишком многого. Помните, что ребенок только знакомится со свойствами пластилина, изучает их и экспериментирует с приемами лепки.
Что умеет делать с пластилином ребенок в два - три года?
отщипывать кусочек пластилина от большого куска;
раскатывать комочек пластилина между ладонями прямыми движениями (колбаски, палочки);
раскатывать комочек пластилина между ладонями круговыми движениями (шарик, яблочко);
сплющивать комочек между ладонями (печенье, лепешки);
делать пальцем углубление в середине сплющенного комочка (миска, блюдце);
соединять две вылепленные формы в один предмет : палочка и шарик( погремушка) и т.д.
На этих действиях и основаны занятия лепкой с малышами от полутора лет. Развивайте эти умения, расширяйте и совершенствуйте их.
Как и что лепить из пластилина с малышом
Выбор цвета
Начните с выбора цвета пластилина: предложите малышу выбрать, например, из двух цветов (не стоит предлагать сразу всю коробку пластилина, иначе у малыша просто «разбегутся глаза»). Главное, чтобы ребенка привлекало, а не отталкивало, поэтому не выбирайте сами за ребёнка — ваши предпочтения могут сильно расходиться.
Разминка
Разомните пластилин руками: ребенок пусть разминает свой брусочек, а вы – свой. После «разминки» можно приступить непосредственно к лепке.
Основные действия
Покажите ребенку, как можно размять пластилин, отщипнуть от него кусочек, сделать из него лепешку… В общем, следуйте основным действиям, описанным выше. Для первого занятия выполнение простейших манипуляций будет достаточно для того, чтобы заинтересовать ребенка.
Кусочки
Ощипывание кусочков пластилина – одно из любимых занятий малышей. Направьте это занятие в нужное русло – прилепляйте кусочки на плотный картон или просто на лист бумаги. Более усложненная версия этого задания: прилеплять кусочки пластилина «со смыслом»: «наряжайте» нарисованную елку, вешайте яблочки на нарисованные яблони и т.д.
"Колбаски" и " шарики "
Получившуюся «колбаску» можно свернуть в колечко или в змею. А маленькие шарики можно раздавливать пальчиками.
Отпечатки
Одно из самых увлекательных занятий для малышей – делать чем-нибудь отпечатки на пластилине. Вы раскатываете лепешку из пластилина, а малыш тычет в него всем, чем можно (вернее всем, что Вы ему предложите): игрушечной вилкой, колпачком от фломастера, собственным пальчиком, ложкой.
Облепливание
Предложите малышу облепить пластилином стакан или любую другую емкость, которую затем можно украсить бусинами или любым другим материалом – получится отличная ваза. Для малышей помладше можно вырезать шаблоны разных фигурок и наклеивать пластилин на них.
Пластилин и другие материалы
В лепке из пластилина можно (и нужно!) использовать другие материалы: горох, фасоль, гречку, макароны разной формы и цвета, пуговицы и т.д. Раскатайте из пластилина лепешки и предложите ребенку прилеплять на них мелкие предметы (это очень полезно для развития мелкой моторики детской ручки). Следите, чтобы все эти замечательные предметы отправлялись в пластилин, а не в рот.
Пластилин с солью, или талант на кончиках пальцев
Зачем лепить?
Ученые, которые изучают развитие детской речи, утверждают, что движение пальчиков рук очень тесно связано с речевой функцией. Развитие функции руки и речи идет параллельно. Примерно таков же ход развития речи ребенка. Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов. Все последующее совершенствование речевых реакций стоит в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев рук.
Таким образом, есть основания рассматривать кисть руки как орган речи — такой же, как артикуляционный аппарат. С этой точки зрения, проекция руки есть еще одна речевая зона мозга.
Ученые пришли к заключению, что формирование речевых областей совершается под влиянием импульсов от рук, а точнее от пальцев. Если развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая физическая активность при этом может быть нормальной и даже выше нормы.
Рекомендуется стимулировать речевое развитие детей путем тренировки движений пальцев рук, а это, в свою очередь, подготовка руки ребенка к письму. Как показывает практика, многие первоклассники в самом начале обучения сталкиваются с трудностями при овладении навыками письма: детям тяжело писать, появляются боль, дрожь в кистях рук, они плачут, нервничают. Уже на самых первых порах обучения письму у детей появляется неудовлетворение, а у родителей — огорчение. Лепка развивает не только речь, но и абстрактное и логическое мышление, воображение.
Лепим из соленого теста
С самыми маленькими (до года) — хорошо начинать занятия лепкой из соленого теста.
Этот материал очень эластичный, приятный на ощупь, теплый, нежный, совершенно безвредный с точки зрения экологии и аллергенов. Если вам удастся правильно вымесить тесто, возможности его становятся практически неограниченными.
Рецептов соленого теста очень много. Мы предлагаем вам такой: 1 часть соли — 2 части муки — 1-2 столовые ложки сухого обойного клея (можно добавить еще столовую ложку растительного масла) перемешать и понемногу добавлять воду, чтобы тесто было крутое, не липло к рукам и не крошилось.
Преимущества соленого теста перед пластилином:
- можно приготовить в любой момент, не тратя лишних денег;
- легко отмывается и не оставляет следов;
- безопасно при попадании в рот, если не добавлять клей, — обычно, один раз попробовав тесто на вкус, ребенок больше не пытается взять его в рот — невкусно!!!
- если оно правильно замешано, лепится замечательно, к рукам не липнет;
- можно сушить в духовке, а можно — просто на воздухе;
- краска пристает любая, а возможности для росписи — практически неограниченные;
- поверх краски хорошо еще покрывать лаком — сохранится на века...
- с готовым «изделием» можно играть — без боязни, что оно потеряет форму.
А лепить можно так: прежде всего выберите, что вы собираетесь изобразить, определите количество цветов, необходимых для изготовления фигурки. Теперь приготовим
Тесто для цветного моделирования:
Смешать 1/2 стакана муки и 1/3 стакана соли.
В 1/4 стакана воды развести краску необходимого цвета.
Постоянно помешивая, добавить полученный раствор в смесь муки и соли.
Вымесить крутое тесто, и скатать его в шар и накрыть стаканом, чтобы не высохло.
Лепим фигурку и готовим мелкие детали — носик, глазки и пр. Мелкие детали склеить с основной частью при помощи кисточки, смоченной водой.
Полученную фигурку высушить в микроволновой печи или в духовом шкафу при самой низкой температуре и при открытой дверце, из-за того что при высокой температуре тесто может потрескаться.
«Я леплю из пластилина...»
Первое, что надо сделать, купив пластилин, — устроить «презентацию» материала. Покажите ребенку, для чего это и что с этим можно сделать. Даже если вы не сумеете слепить собачку, изобразите что-нибудь попроще: змею (длиннющая колбаса), самолет (две колбаски крест-накрест) или снеговика (три шарика друг на друге). Главное, чтобы ребенок осознал назначение пластилина.
Скорее всего, кроха начнет с того, что станет отрывать маленькие кусочки и куда-нибудь их налеплять — на стену, на пол, на холодильник. Занятие исключительно полезное для развития мелкой моторики рук. Направьте эту деятельность в мирное русло — дайте ему для этой цели кусочек цветного картона. Не диктуйте в первые занятия, какой цвет взять или где его лучше налепить, пусть насладится свободой творчества. Получится пластилиновый «рельеф» — скорее всего, абстрактный, но, быть может, вам удастся увидеть в нем некий образ. Спросите у малыша, что он вылепил, и он обязательно вам скажет название своей картины: «Котик», «Мама», «Машина». В любом случае у вас в руках окажется первое «объемное» произведение вашего дитя. Похвалите ребенка, выберите видное место на полке и торжественно установите «шедевр» там.
Хороший пластилин должен:
- легко разрезаться пластмассовым стеком для лепки;
- быстро согреваться в руках и становиться мягким;
- не крошиться, но и не размазываться, не таять в руках;
- кататься между ладонями и по любой поверхности, не прилипая к ней;
- с помощью пластмассового стека без усилия сниматься с любой поверхности, не оставляя пятен;
- один кусочек пластилина должен легко лепиться к другому и хорошо держаться впоследствии;
- легко лепиться к бумаге, картону, дереву;
- достаточно долго находиться на открытом воздухе, не меняя своих качеств;
- легко смываться с рук теплой водой.
Поэтому, приобретая пластилин в первый раз, купите самый маленький набор. Если вам повезет найти нечто вышеописанное, этот материал доставит вашему ребенку много радости. Если выбранная вами марка отвечает всем требованиям, можете приобретать комплекты, в которых максимальный набор цветов и обязательно прилагается стек — ножик для разрезания и обработки материала.
Аппликация
Занятия аппликацией очень полезны для детей. Аппликация развивает такие качества как самостоятельность, усидчивость, терпение, аккуратность. Необходимость работать с мелкими деталями, раскладывать и наклеивать их, улучшает мелкую моторику малышей.
Что даст ребенку занятия аппликацией?
Огромное влияние аппликация оказывает и на развитие умственных и творческих способностей ребенка. Во время занятий аппликацией дети знакомятся с понятием цвета, формы, величины, учатся находить одинаковые и разные детали, знакомятся с понятиями больше и меньше. Кроме того, дети учатся творчески подходить к созданию своих работ, развивают воображение, учатся выделать главное из множества объектов и видеть целое, состоящее из деталей.
Занятия аппликацией не только формируют у детей навыки работы с бумагой и клеем, а в дальнейшем и с ножницами, способствуют развитию интереса и положительного отношения к этому виду деятельности, но и несут в себе много возможностей для обучения и развития малышей.
Общение с бумагой незаметно влияет и на общее развитие ребенка: укрепляются его пальчики; обогащаются сенсорные впечатления — на уровне ощущений он познает фактуру, плотность, цвет бумаги. У малыша появляется интерес к аппликации.
Что можно предложить ребенку 1-3 лет, работая с бумагой?
При обучении детей раннего возраста технике аппликации рекомендуются использовать простейшие приемы работы: сминание, разрывание бумаги, наклеивание готовых фигурок, вырезанных взрослым, и др. Фигурки для аппликации должны быть достаточно крупными, чтобы малышам было удобно работать с ними. Сначала дети учатся располагать детали на картинке, затем наносить клей, аккуратно прикладывать и приклеивать детали к картинке, разглаживать их при помощи салфетки. На занятиях с малышами удобно использовать двустороннюю цветную бумагу, в этом случае дети не будут путать, с какой стороны следует наносить клей. Подберите плотную цветную бумагу для наклеивания готовых изображений, так как тонкая бумага при намазывании клеем сворачивается, мнется, может порваться.
Замечательный результат дает сочетание рисования и использования готовых наклеек. В этом случае взрослый рисует сюжетную картинку, эмоционально комментирует ее сюжет и вместе с малышом наклеивает в нужных местах заранее подобранные наклейки.
Сколько по времени можно заниматься с малышом?
Длительность занятий можно варьировать в зависимости от ситуации и желания ребенка (продолжительность занятий для малышей должна составлять не более 10-15 минут).
Как разнообразить занятия аппликацией с малышом?
В аппликации можно использовать всевозможные материалы, подчас самые неожиданные: нитки, пряжу, крупы, салфетки, вату, сол
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Участие в секционном заседании августовского совещания работников системы образования на базе форсайт-центра «Тьюторский центр для методического обеспечения педагогов дополнительного образования и координации деятельности образовательных организаций, реа
Представленная программа направлена на развитие научно-технического и творческого потенциала личности дошкольника через обучение элементарным основам инженерно-технического конструиро...
Рабочая программа педагога дополнительного образования по изобразительной деятельности «Краски» с учётом Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования составлена на основе основной общеобразовательной программы дошкольно
Цель программы : формирование у детей раннего возраста художественно-творческих способностей в изобразительной деятельности....
Дополнительная общеразвивающая программа робототехники «Трансформер» Педагога дополнительного образования Козачок Ирины Николаевны
Робототехника сегодня – одна из самых динамично развивающихся областей. Поэтому необходимо развивать научно-технический и творческий потенциал личности дошкольника через обучение элементарным ос...
Статья «Проблема отбора содержания дополнительного образования дошкольников «Шашки – это интересно» (из опыта работы педагога дополнительного образования).»
С введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования важную роль в развитии ребенка стало играть, не только основное образование, но и дополнительное....
Автор : Саввина Наталья Геннадьевна , педагог дополнительного образования , ГБУ ДО ДООЦ "ЦГПВиБЖ"Программа "Мир прекрасного" Из опыта работы педагога дополнительного образования
Статья "Нравственно- патриотическое воспитание юного петербуржца"Методическая разработка "Площадь Александра Невского- небесного покровителя Санкт- Петербурга"...
"СОВЕТЫ ПЕДАГОГА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ"
Хореография – искусство синтетическое. Оно позволяет решать задачи физического, музыкально-ритмического, эстетического и, в целом психического развития детей. Занятия танцем не только учат...
Рабочая программа педагога дополнительного образования по реализации программы дополнительного образования МБДОУ "ЦРР - детский сад №54"
Ребёнок - природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребенку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний!...