Влияние произведений литературы на художественное творчество
статья по рисованию по теме
Взаимосвязь детской художественной литературы и изобразительной деятельности способствует более глубокому эмоциональному переживанию образов литературного произведения и последующей их передаче в изобразительной деятельности, эмоциональному восприятию гармонии художественной речи произведения, овладению умениями передачи образов этих произведений в детском творчестве
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad.doc | 53.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ «Центр развития ребёнка - детский сад «Солнышко» г.Бирюча»
Влияние произведений литературы на художественное творчество
( выступление на заседании педсовета, март 2013год)
Подготовила:
Воспитатель
Борисовская О.А.
2012 -2013 учебный год
«Чтение – только начало, творчество жизни – вот цель».
Н.А.Рубакин
Проблема эстетического воспитания и развития детского творчества — одна из серьезных проблем педагогики, решению различных аспектов которой в области дошкольного воспитания уделяется большое внимание. Одним из наиболее мощных средств эстетического воспитания является искусство. В дошкольном возрасте необходимо максимально использовать огромную возможность искусства, которое воздействует на психику, интеллект, разум человека, расширяет его эмоциональный опыт, учит осознавать его роль в жизни человека.
Ученые, разрабатывающие проблемы эстетического воспитания детей дошкольного возраста посредством искусства, (А.В.Антонова, Л.Г.Арчажникова, Н.А.Ветлугина, Т.Н.Доронова, Т.Г.Казакова, Н.С.Карпинская, Т.С.Комарова, Л.А.Пеньевская, Т.Д.Полозова, Л.А.Рапацкая, Н.П.Сакулина, О.С.Ушакова, Е.А.Флерина, Р.М.Чумичева и др.) особенно подчеркивают роль взаимосвязи различных видов искусства в системе эстетического воспитания дошкольников.
Задачи развития общества выдвигают новые, возросшие требования к человеку как главному элементу производительных сил общества, означая необходимость всестороннего развития самого человека, качественного содержания и количественной отдачи его сил и возможностей. Общество все больше начинает осознавать, что главное его богатство - человек, а еще точнее - творческая личность.
Воспитать творческую личность, т.е. сформировать контекст, условия и установку на творчество, с одной стороны, и потребность и побуждение к творчеству, с другой, нельзя без специальных усилий общества, без соответствующей политики, направленной на эту культурную цель. Будучи по своей природе существом творческим, человек обладает склонностью к художественной деятельности. С раннего возраста дети пробуют свои силы в области пения, рисования, искусства слова. Развивать и совершенствовать эти склонности и способности – одна из задач эстетического и художественного воспитания и развития, которые являются одним из важнейших средств качественного совершенствования человеческой природы.
«Одна из самых важных проблем педагогики – дать ребенку жизнь в мире книг, чтобы чтение стало самой сильной, неодолимой духовной страстью каждого ребенка, чтобы в книге человек на всю жизнь нашел привлекательное и роскошное общение с мыслью, красотой, величием русского духа, неисчерпаемым источником знаний. Этому надо учить, учить и учить – приобщению к радостям жизни в мире книг». Эти слова российский педагог В.А.Сухомлинский произнес в начале ХХ века, но и сегодня, в веке ХХI, они не потеряли своей актуальности.
Литература тесно связана со всеми видами искусства и часто выступает по отношению к ним своеобразной основой. Объединяющим фактором всех видов искусства является образ. На образном содержании базируется любая художественная деятельность. Для каждого вида искусства свойственны свои специфические средства выразительности, доступные пониманию детей дошкольного возраста, а чувственно-образный характер детского мышления делает этот период развития личности особенно актуальным для восприятия образа и творчества во всех его проявлениях.
Художественная литература открывает и объясняет детям жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она не только развлекает, радует детей, но и закладывает основы нравственности, развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции.
Постепенно у детей вырабатывается избирательное отношение к литературным произведениям, формируется художественный вкус.
Изобразительная деятельность - одно из первых и наиболее доступных средств самовыражения ребенка, в котором проявляется своеобразие многих сторон детской психики. Рисунок, детская поделка являются мощным средством познания и отображения действительности, в них раскрываются особенности мышления, воображения, эмоционально-волевой сферы. Так в рисунке, лепке, аппликации дети отражают полученные ими впечатления.
Взаимосвязь детской художественной литературы и изобразительной деятельности способствует более глубокому эмоциональному переживанию образов литературного произведения и последующей их передаче в изобразительной деятельности, эмоциональному восприятию гармонии художественной речи произведения, овладению умениями передачи образов этих произведений в детском творчестве (красоту природных явлений, характерные особенности героев и др.). Например, организуя с детьми наблюдения за явлениями природы осенью на прогулках, беседой о ней, разучиванием стихотворений, предлагается нарисовать отдельные природные явления, воспитатель показывает детям, как кисточкой нарисовать, что «листочки по ветру летят», или «кап-кап, дождик идёт», нарисовать карандашами. В зависимости от содержания задания малышам можно предложить нарисовать «как светит солнышко в окошко», дети радуются солнышку, а педагог напоминает им стихи: Смотрит солнышко в окошко,
Светит в нашу комнатку.
Мы захлопаем в ладошки,
Очень рады солнышку.
Или же возьмём зимнее время года. В рисунках о зиме дети постарше могут изобразить игры и спорт – лепку снежной бабы, катание на лыжах и санках. На фоне зимнего пейзажа происходит действие многих русских сказок, например, «Лиса и волк», «Снегурочка», «Морозко», и др. Иллюстрируя их, дети стараются дать характеристику действующих лиц, передать обстановку, выразить действия людей и животных. Зимняя природа даёт богатый материал для аппликации и лепки.
В детской художественной литературе ярко представлена образность, как живость, наглядность, красочность изображения, которая является неотъемлемым признаком всякого искусства. Образность речи — особая стилевая черта, получающая наиболее полное выражение в языке художественной литературы, является важным фактором эстетического воспитания детей дошкольного возраста.
С помощью этих средств информация, заложенная, в художественном произведении формирует в сознании ребенка-дошкольника яркие конкретные образы. Это достигается использованием эпитетов, метафор, сравнений, олицетворений, повторов и др.
Изобразительность как черта художественного образа литературного произведения дает возможность ребенку передавать этот образ в изображении с помощью изобразительных средств выразительности. Основой же изображения служит не только отображенный в произведении литературы образ или явление, но и эмоциональное переживание дошкольника по отношению к изображаемому.
В результате общения с художественным произведением у дошкольников воспитывается культура эстетического восприятия, чувствительность к духовным ценностям, красоте художественного слова, его образности, поэтичности, яркости, а в процессе изобразительной деятельности дети учатся видеть гармонию изображения, линии, цвета, у них пробуждается интерес к творчеству и постепенно развивается самостоятельное эстетическое видение и эстетическая оценка.
Подбор произведений детской художественной литературы, доступный пониманию детей и отражению образов этих произведений в изобразительной деятельности ребенка-дошкольника является средством повышения эффективности эстетического воспитания и развития.
Детское художественное творчество — деятельность ребёнка, проявляющаяся в виде импровизаций и создания рисунков, вышивок, лепных поделок, художественных композиций, аппликаций, литературных произведений и пр. Детское творчество в области искусства способствует художественному образованию и развитию эстетического вкуса у ребёнка. В раннем возрасте художественное детское творчество отличает импровизированный характер. Однако это не исключает участие и контроль взрослых за данным процессом. Дети младших групп уже пытаются нарисовать «Колобка» или мышку – норушку. Очень часто для поддержания интереса к художественным произведениям лепим или рисуем морковку для зайчика, тарелочки трех медведей и др. В младшем возрасте широко применяем прием сотворчества, когда воспитатель рисует литературного героя, ребенок дорисовывает необходимый для решения изобразительных задач предмет, это может быть, воспитатель рисует курочку – Рябу, дети дорисовывают яичко. Тем самым решается целый ряд программных задач по воспитанию любви к литературным героям и обучению рисованию, развитию творческих способностей детей.
Чем старше дети, тем интереснее сюжет рисунка или вылепленная композиция. Для расширения и развития детских замыслов необходимо регулярно читать, рассказывать художественные произведения, произведения устного народного творчества. Чем больше произведений они знают, тем интереснее и разнообразнее их творчество. Но бывает, если взрослым предложен нелюбимый герой, то и рисунок в темных тонах, с разными детскими искажениями. И, наоборот, для любимого героя используются самые яркие цвета и краски. Любят рисовать дети отгадки к загадкам. Этим можно занять детей утром или вечером.
Очень часто приходится видеть, как родители покупают раскраски про черепашек Ниндзей, кукол Барби, что не всегда соответствует уровню психофизического развития и возрасту ребенка. С этой целью провожу консультации для родителей о целесообразности раскрасок, их влиянии на привитие любви к сказкам, героям мультфильмов по произведениям литературы, развитию мелкой мускулатуры, изобразительных способностей детей.
По мнению Л. С. Выготского и Б. Г. Ананьева различные виды художественного детского творчества имеют тесную взаимосвязь, истолкование которой объясняется теорией о сенситивных периодах детского развития, суть которой заключается в том, что с возрастом предрасположенность ребёнка к тому или иному виду художественного творчества меняется. В детстве и юности ребёнок проходит последовательную смену интересов (так называемые, периоды актуальности) к изобразительной, танцевально-драматической, музыкальной и литературной деятельности.
Таким образом, влияние произведений литературы на занятия художественным творчеством способствуют оптимальному и интенсивному развитию всех психических процессов и функций, приучают ребенка думать и анализировать, соизмерять и сравнивать, сочинять и воображать.
Методические рекомендации:
- Воспитателям всех групп уделять должное внимание использованию образов художественной литературы во время изобразительной деятельности в соответствии с возрастом и уровнем развития детей.
- Изготовить в уголках детского творчества схемы рисования любимых сказочных героев, дидактические игры по произведениям художественной литературы.
- В утренние и вечерние часы предлагать детям выполнять разных персонажей с целью развития творческого интереса к литературе с помощью изобразительных средств.
- Рекомендовать родителям приобретать раскраски по художественным произведениям в соответствии с возрастными особенностями детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытое интегрированное занятие в первой младшей группе. Художественная литература и художественное творчество. Тема: Русская народная песенка"Петушок, петушок..." Петушка накормлю дам я зёрнышек ему.
Познакомить с содержание русской народной песенки, со свойствами красок. Учить внимательно рассматривать иллюстрации, отвечать на вопросы, проговаривать, звукоподражательные слова, пользоваться ...
Открытое интегрированное занятие в первой младшей группе. Художественная литература и художественное творчество. Тема: Русская народная песенка "Петушок, петушок...". Петушка накормлю дам я зёрнышек ему.
Познакомить с содержание русской народной песенки, со свойствами красок. Учить внимательно рассматривать иллюстрации, отвечать на вопросы, проговаривать, звукоподражательные слова, пользоваться ...
Интеграция образовательных областей «Чтение художественной литературы» и «Художественное творчество».Роль художественной иллюстрации в формировании интереса дошкольников к художественной литературе
Ккнижная иллюстрация как особый вид изобразительного искусства оказывает громадное влияние на формирование чувственного восприятия мира, развивает в ребенке эстетическую восприимчивость, выражаю...
Влияние произведений литературы на художественное творчество
Взаимосвязь детской художественной литературы и изобразительной деятельности способствует более глубокому эмоциональному переживанию образов литературного произведения и последующей их передаче в изоб...
Конспект непосредственно - образовательной деятельности по области «Чтение художественной литературы» и «Художественное творчество» на тему «Сентябрь» с детьми старшего дошкольного возраста.
Конспект непосредственно - образовательной деятельностипо области «Чтение художественной литературы» и «Художественное творчество» на тему «Сентябрь»с детьми старшего дошкольного возраста....
Комплексное занятие для детей 6-7 лет. Образовательные области:"Художественная литература" и "Художественное творчество"
Комплексное занятие для детей 6-7 лет. Образовательные области:"Художественная литература" и "Художественное творчество". (Чтение произведения Н. Сладкова "Осень на пороге", рисование пейзажной картин...
Oзнакомление с художественной литературой .Весеннее настроение. Приобщение к художественной литературе и художественное творчество.
Цели:познакомить дошкольников с русской поэзией, c картинами известныххудожников; с музыкой П.И.Чайковского,развивать художественно-творческие способности детей,создать радостное весеннее настроение....