Проект "Песочное чудо" в младшей группе
план-конспект занятия по рисованию (младшая группа) по теме
Уже хорошо известна практика рисования песком для развития мелкой моторики у детей и чувственно-двигательной координации. Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pesochnoe_chudo.docx | 123.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект «Песочное чудо»
Актуальность: Уже хорошо известна практика рисования песком для развития мелкой моторики у детей и чувственно-двигательной координации. Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. В последнее время специалисты обратили внимание на позитивный психологический эффект обучения рисованию песком.
Работая в младшей группе, я осознаю ценность развития мелкой моторики рук, детям не всегда по силам выполнение некоторых традиционных работ по рисованию, лепке и аппликации. Кроме этого, некоторые дети имеют нарушения в развитии эмоциональной сферы, у них повышен уровень ситуативной тревожности. Принято считать, что образы художественного творчества людей отражают все виды подсознательных процессов, включая страхи, внутренние конфликты, воспоминания детства, эмоциональные всплески и переживания. Существует несколько воздействий на эмоциональное состояние детей средствами искусства, наиболее приемлемым, в работе с дошкольниками, является рисование, и как одно из направлений - арт-терапия. Ее особенность в том, что практически каждый ребенок может участвовать в арт-терапевтической работе, которая не требует от него каких-либо способностей к изобразительной деятельности или художественных навыков. Арт-терапевтическая работа в большинстве случаев вызывает у детей положительные эмоции, предполагает атмосферу доверия, терпимости и внимания к внутреннему миру ребенка, помогает преодолеть апатию и безынициативность, сформировать более активную жизненную позицию. Именно поэтому в работе я решила использовать цветной песок.
Проблема. Период дошкольного детства является периодом интенсивного сенсорного развития ребенка. От его уровня в значительной степени зависит успешность умственного, физического, эстетического воспитания детей. Одной из составляющих сенсорного развития является развитие микромторики.
Упущения на этой ступени обучения проявляются, как правило, несформированностью общеучебных умений и навыков у дошкольников. Для улучшения сенсорного развития ребенка необходимо обогащать теорию и практику дошкольного воспитания, т. е. разрабатывать и использовать наиболее эффективные средства и методы сенсорного воспитания в детском саду.
Цель: разработать площадку по развитию сенсорных способностей через универсальную всевозрастную игровую среду с песком.
Задачи:
-познакомить детей с нетрадиционным направлением изобразительного искусства – рисование песком;
-развивать мелкую моторику;
- поддерживать и создавать условия для развития творческого потенциала;
- развивать саморегуляцию эмоциональных реакций;
- совершенствовать коммуникативные навыки, развивать совместную деятельность детей.
Сроки: 2012 - 2013 уч. год
Участники проекта: Воспитатель младшей группы Шмакова Т.Л., родительский состав и дети младшей группы.
Этапы
- Этап подготовительный:
задача | Содержание работ | срок | ответственный |
Создание методического обеспечение | Изучение литературы по вопросам сенсорного развития и по ознакомлению с основами рисунка и композиции. | ||
Создание правовой базы | Примерная основная общеобразовательная программа «Успех». М.: «Просвещение». 2011. СанПиН 2.4.1.2660-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях" | ||
Создание материально-технической базы | 1.Изготовление стола с подсветкой 2.Закуп сертифицированного песка 3.приобретение дополнительного материала для включение в деятельность (совок, щетка, валик, воронка, резиновый мяч, дуршлаг). 4.ИКТ: ноутбук, фотоаппарат, видеокамера, мр3 диск, CDпроигрыватель | ||
Поиск и обнаружение источников финансирования | Сбор подписей в поддержку проекта – создание фонда |
Создание бюджета:
работа | Сумма, руб. |
Закуп материала и изготовление стола с подсветкой | |
Закуп песка | |
Приоретение дополнительного материала | |
Итого: |
Стол для песка прямоугольный: подобная форма воздействует на наше сознание совершенно иначе, чем квадрат или круг. Если квадрат или круг вызывают умиротворение и сосредоточенность, то прямоугольник более динамичен.
К столу должен быть обеспечен свободный доступ как минимум с трех сторон: только в этом случае дети смогут по желанию выбирать формат будущего изображения (горизонтальный или вертикальный).
2.Этап реализации:
В лотке с песком дети могут распознавать фигуры посредством тактильной стимуляции кончиков пальцев, движений кистей и рук, с помощью зрения и через ощущение самодвижения.
Существует два основных способа восприятия: интеллектуально-логический и эмоционально-целостный, которые приводят в действие процессы получения телом сенсорных ощущений и активируют силы интеллекта. Оба эти аспекта существуют и развиваются в ребенке, но нуждаются в стимулировании и требуют своего выражения.
Форма работы:
- тематическая непосредственно образовательная деятельность, совместная деятельность воспитателя и детей;
- мастер-класс для педагогов;
- беседы и печатные консультации для родителей.
Учебный план:
Часть, формируемая участником образовательного процесса | Количество в месяц/год |
Младшая группа – 15 мин. | |
НОД «Сенсорное развитие» | 4/24* |
*этап реализации наступает с …….
Примерная тематика НОД:
Тема 1. Условное деление. (Разделите поверхность лотка на две половины.
У ребенка есть выбор: разделить его по вертикали, по горизонтали или по диагонали. Вертикальную прямую линию можно провести как сверху вниз, так и снизу вверх. Горизонтальную прямую линию можно провести как слева направо, так и справа налево.)
Тема 2. Превращение прямой линии в зиг-заг и волнистую.
Тема 3. Несколько прямых линий проведены на равном расстоянии друг от друга: в горизонтальном и вертикальном положении.
Тема 4. Длина прямых линий постепенно увеличивается до максимума, а затем таким же образом уменьшается.
Тема 5. Составление форм из вертикальных и горизонтальных прямых линий («коврик»).
Тема 6. Диагональные линии.
Тема 7. Пересечение линий («снежинки»).
Тема 8. Пересечение диагональных и горизонтальных линий («полосатый треугольник»).
Тема 9. Сочетание диагональных и вертикальных линий.
Тема 10. Треугольник.
Тема 11. Квадрат из двух треугольников.
Тема 12. Дуги ( С и обратная С, а также вверх и вниз выпуклая).
Тема 13. Круг, овал.
Тема 14. Восьмерка (автодорога) и крестики.
Тема 15. Половинки окружностей, открытые вниз и вверх.
Тема 16. Упражнения с пересекающимися прямыми линиями (множество крестиков)
Тема 17. Волнистая линия.
Тема 18. Петли.
Тема 19. Рисование концентрических окружностей от маленькой до большой и наоборот.
Тема 20. Половины. Цель: развивать чувство симметрии. На одной половине лотка вы рисуете фигуру (поначалу простую) и просите ребенка нарисовать на другой половине зеркальное отображение этой фигуры. Такое упражнение прекрасно развивает в воображении детей чувство равновесия: слева – справа, вверху – внизу, внутри – снаружи, все это нужно попробовать изобразить.
Тема 21. Технические элементы рисования: кулаком, ладонью, ребром большого пальца
Тема 22. Технические элементы рисования: щепотью, мизинцами, одновременное использование нескольких пальцев. Симметрично двумя руками. Насыпание из кулачка.
Тема 23. и последующие. По замыслу.
Совместная деятельность: игры с песком и ладошками:
- поскользить ладонями по поверхности песка, выполняя зигзагообразные и круговые движения (как машинки, змейки, санки и др.);
- выполнить те же движения, поставив ладонь на ребро;
- "пройтись" ладонями по проложенным трассам, оставляя на них свои следы;
- создать отпечатками ладоней, кулачков, костяшек кистей рук, ребрами ладоней всевозможные причудливые узоры на поверхности песка.
3.Этап оценки:
Формы подведения итогов реализации проекта:
Формы: | Сроки: |
Проведение фотовыставок детских работ | |
проведение открытого мероприятия для родителей | |
проведение мастер-класса среди педагогов |
Литература:
1. Н.В. Дубровская «Рисунки, спрятанные в пальчиках«, «Детство - пресс», 2003.
2. Журнал "Логопед" № 3, 2004.
3. Мариелла Зейц «Пишем и рисуем на песке. Настольная песочница», «Москва. Инт » , 2010.
4. Т.Д.Зинкевич-Евстигнеева «Практикум по песочной терапии», СПб, «Речь».
5. u-sovenka.ru Урок рисования №5. Рисование песком – Песочное шоу в домашних условиях!
6. timo-shcola.ucoz.ru›load/shkolnye_scenariiigry_i_
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Познание» (формирование элементарных математических представлений) во второй младшей группе «Чудо-деревце»
Интеграция образовательных областей: «Познание» (формирование элементарных математических представлений, конструирование), «Здоровье», «Коммуникация», «Физическая культура», «Музыка», «Соц...
Занятие по сенсорике "Чудо - дерево" для второй младшей группы.
Работа по обогащению непосредственного чувственного опыта детей в разных видах деятельности, включая все виды восприятия. Формирование умения обследоватьпредметы, выделяя их цвет, форму, величину. Фор...
НОД с детьми младшей группы "Зимнее чудо"
НОД по ознакомлению с природой (области ПОЗНАНИЕ, КОММУНИКАЦИЯ, ЧТЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ, ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО) с использованием ИКТ и нетрадиционной техники рисования...
Конспект занятия в младшей группе Тема «Чудо – фрукты»
Цель: Учить различать яблоко, грушу, сливу; знать названия плодов, их сенсорные характеристики: яблоко круглое, красное, жёлтое или зелёное, твёрдое, имеет приятный запах, кисло-сладкий вкус. Груша кр...
Дидактическая игра «Чудо дерево» (для первой младшей группы).
Дидактическая игра «Чудо дерево»(для первой младшей группы)....
Конспект непосредственно-образовательной деятельности во II младшей группе "Чудо - дерево"
Программное содержание:I. 1. Формировать представления о свойствах предметов: цвет, фор...
Презентация "Новогоднее чудо" младшая группа
Цель: Создание атмосферы добра, радости и загадочности в преддверии Нового года, развитие эмоциональной отзывчивости у детей, повышение творческой активности и сплочённости...