Здоровьесберегающие технологии в эстетически-художественной деятельности детей
статья по рисованию (старшая группа) по теме
Предварительный просмотр:
Здоровьесберегающие технологии
в эстетически-художественной деятельности детей
Е.Г.Щегарева
МБДОУ ЦРР детский сад №53 «Елочка» г.Тамбов
В условиях современной природной и социально-экономической ситуации проблема здоровья детей приобретает глобальный характер. Здоровье детей катастрофически падает. Поэтому необходима специальная работа по сокращению и укреплению здоровья дошкольников.
В системе образования накоплен определенный опыт реализации здоровьесберегающих технологий.
На своих занятиях по изобразительной деятельности я использую наиболее разработанную систему здоровье сбережения, какой является технология В.Ф.Базарного. Продумывая занятия, я планирую, как можно использовать зрительно-пространственную активность детей.
Достигается это за счет максимального удаления от глаз ребенка дидактического материала. Дети всматриваются вдаль и тем самым снижают напряжение с глазных мышц.
Способствует расширению зрительно-двигательной активности и проведение физкультминуток для глаз с помощью расположенных в пространстве ориентиров. Физкультминутки выполняются через 5-8 минут напряженного зрительного труда (рассматривание картин, показа приемов рисования).
Какие же ориентиры я использую на занятиях?
Разного рода траектории, по которым дети «бегают» глазками. Например, на листе ватмана изображаются какие-либо цветные фигурки (овалы, восьмерки, зигзаги, спирали), толщина линии 1 см.
На занятии широко применяю офтальмотренажеры (цветы, пирамидки, тарелки). С помощью подобранных тренажеров развиваются зрительно-моторная реакция, различительно-цветовая функция.
Тарелки с разноцветными кружками.
Задание: найди две одинаковые тарелки; найди такую тарелку, где есть цвет, который в других не повторяется.
Эти тарелки я использую на занятиях во время закрепления названия цвета.
На занятиях по эстетически-художественной деятельности дошкольников необходимо использовать элементы цветотерапии: доска зеленого цвета, выполнение эскизов желтым мелом.
Это способствует лучшему усвоению и запоминанию материала, понижению утомляемости.
Оформление интерьера кабинета должно соответствовать нормам Санпина: стены, обои, шторы пастельных тонов.
Вынужденная статическая поза на занятиях ведет к утомлению школьников, снижает уровень их работоспособности, особенно у детей младшего дошкольного возраста. Для того, чтобы избежать этих негативных явлений необходимо применять малые формы активного отдыха: физкультминутки, физкультпаузы и мини-паузы.
Психо-эмоциональные технологии
Очень хорошо использовать упражнения психологической саморегуляции (аудиторинг)
- «Сотвори в себе солнце»
- «Путешествие на облака»
- «У моря»
- «Водопад»
- «Сила улыбки» и т.д.
«Водопад»
-Ребята, сядьте удобно и закройте глаза. Глубоко вдохните и выдохните…
Представьте, что вы стоите возле водопада. Но это необычный водопад. Вместо воды в нем вниз падает мягкий белый свет. Теперь представьте себя под этим водопадом и почувствуйте, как этот прекрасный белый свет струится по вашим головам… Вы чувствуете, как расслабляется лоб, затем рот, мышцы шеи.
Белый свет течет по вашим плечам, затылку, помогает им стать мягкими и расслабленными. Вы можете глубже дышать и выдыхать (пауза 15 секунд). Теперь немного потянитесь, выпрямитесь и откройте глаза.
Во время выполнения детьми задания я предлагаю сделать паузу и показываю детям некоторые приемы самомассажа, точечный массаж. Массаж обладает расслабляющим действием и облегчает перенапряжения в любое время.
Точечный массаж – простая и безопасная терапия, которую может выполнить любой ребенок.
При длительном рисовании, лепки необходимо с детьми проводить упражнения для мышц рук, пальчиковую гимнастику. Дошкольники с удовольствием воспринимают музыкотерапию.
Я часто использую на занятиях по рисованию, лепке классическую и современную мелодичную спокойную музыку. У детей сразу поднимается настроение, они становятся более спокойными, увлеченными творческим процессом.
Для детей с проблемой речи хорошо использовать на занятии многогранные возможности песочной игротерапии. Рисовать с детьми можно не только на бумаге, но и на зеркале при помощи песка. Для этого понадобится коробка, на дне которой лежит зеркало и сухой песок.
Дети пальчиком водят по песку, рассыпанному на зеркале. При этом они видят в зеркале и свое отражение, что очень радует их. Эта игра способствует развитию словарного запаса детей, так как они рассказывают о том, что рисуют, а так же развиваются творческие способности.
Воспитатели могут и должны на каждом занятии по художественной деятельности уделять особое внимание сбережению здоровья детей. Включать разнообразие здоровьесберегающих технологий, чтобы воспитать здорового ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад:"Музыкально-оздоровительная работа в ДОУ. Здоровьесберегающие технологии в музыкальной деятельности детей."
Данная работа служит продолжением к предыдущему материалу - презентации....
Методическое сообщение по здоровьесберегающим технологиям в музыкальной деятельности детей
Методическое сообщение по здоровьесберегающим технологиям в музыкальной деятельности детей...
«Использование здоровьесберегающих технологий в музыкальной деятельности детей»
От состояния здоровья детей во многом зависит благополучие общества. Экологические проблемы, некачественное питание, эмоциональный дискомфорт - лишь некоторые факторы, агрессивно воздействующие на хру...
Здоровьесберегающие технологии в театрализованной деятельности детей дошкольного возраста.
laquo;Здоровьесберегающие технологии». 2 слайдВ последнее время вопрос о состоянии здоровья наших детей, к сожалению, встаёт особенно остро, как перед родителями, ...
«Здоровьесберегающие технологии в музыкальной деятельности детей в ДОУ»
Данный материал поможет в работе с родителями...
Использование здоровьесберегающих технологий в самостоятельной деятельности детей в ДОУ
Руководство самостоятельной деятельностью детей с учётом здоровьесберегающих технологий...
Использование здоровьесберегающих технологий в музыкальной деятельности детей дошкольного возраста
В статье предложены здоровьесберегающие технологии, которые можно использовать на музыкальных занятиях...